Почему суббота была изменена на воскресенье?

Как произошла подмена дней? Почему христианский мир установил воскресенье вместо Божьего седьмого дня — субботы?

Апостол Павел предупреждал руководителей христианской церкви в Ефесе о том, что в церковь проникнут ереси: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния святых Апостолов 20:29,30).

Церковная история свидетельствует, что, к сожалению, так и произошло. Апостол Павел писал Фессалоникийской церкви, что возникнет дух ненависти и противления Закону Божьему, и, фактически, это происходило уже при нем (2 Послание к Фессалоникийцам 2:3-7). Заповедь о субботе была единственной из Божьего Закона, которая пострадала во времена ранней церкви и в течение последующих веков. Хотя некоторые христиане остались верными соблюдению четвертой заповеди, большинство же постепенно отступило от библейского седьмого дня — субботы в пользу первого дня недели — воскресенья. Чем они руководствовались? На решение церкви изменить день поклонения повлияли особенно два фактора.

Первым из них были сильные споры о том, нужно ли требовать от христиан, обращенных из язычества, соблюдения ритуалов и церемоний иудаизма. Известно, что христианство возникло в Иудее в начале I века н.э. и первые христиане были евреями. Некоторые из них продолжали соблюдать установления Ветхого Завета, которым были научены. Именно эта группа в церкви требовала, чтобы обращенные из язычества также следовали церемониальным установлениям Ветхого Завета. В то же время другая группа христиан настаивала, что это не обязательно. И конечно же, это не было обязательным, поскольку целью ветхозаветного служения было указывать на грядущего Спасителя. Пришествие же Иисуса Христа в наш мир, Его жизнь и смерть на голгофском кресте упразднили ветхозаветное служение.

В конце концов церковь приняла решение в пользу свободы язычников. При этом все, что было связано с иудаизмом, стало восприниматься с подозрением. А так как иудеи соблюдали седьмой день, субботу, некоторые христиане стали рассматривать этот день как специфически иудейский, что противоречило библейской заповеди.

Вторым фактором, отклонившим раннюю церковь от соблюдения заповеди о субботнем дне, было желание привлечь в церковь язычников. По мере обращения в христианство, язычники приносили с собой некоторые из своих прошлых верований. Множество языческих религий того времени в первый день недели чтили солнце в качестве бога. Фактически именно так и называется этот день у многих народов — День солнца! Руководители церкви решили, что завоевать язычников для церкви будет легче, если им позволить поклоняться в тот день, который они привыкли почитать.

Таким образом, желание избежать отождествления с евреями, а также желание сделать христианство более привлекательным для язычников привело к тому, что первый день недели, как день поклонения Богу, обретал все большую популярность. Воскресение Иисуса Христа в первый день недели также было использовано как повод для этого.

Таковы некоторые факторы из истории ранней церкви, которые способствовали росту популярности воскресенья и отказу от субботы. Ранняя христианская церковь, которая стала основой той организации, какую мы сегодня знаем как Римскую католическую церковь, получала все большую значимость и власть. Она объединилась с Римским государством. Под влиянием церкви римский император Константин в 321 году н.э. издал первый закон, требовавший от людей в воскресенье прекращать работу и поклоняться Богу.