6. Введение

Определение введения

В реальной практике введение, как и название, в процессе подготовки проповеди обычно формулируют в последнюю очередь. Потому что после того, как написаны основная часть и заключение проповеди, проповеднику гораздо легче придумать введение, которое будет подходить к посланию и которое лучше всего мобилизует и удержит интерес слушающих. Но хотя введение обычно готовится позже, мы считаем полезным рассмотреть его именно на данном этапе и, таким образом, держаться порядка формы плана, приведенного в главе 4.

В своей прекрасной книге «Теория проповеди» Остин Фелпс указывает на различие между просто вступительными словами проповедника и непосредственно введением. В первом случае могут быть сделаны какие-то общие замечания, которые не имеют прямого отношения к проповеди, но во втором — проповедник пытается настроить свою аудиторию на такое отношение к теме его проповеди, чтобы люди с готовностью слушали его рассуждения.

Таким образом, введение — это прогресс, с помощью которого проповедник пытается подготовить аудиторию и обеспечить интерес к тому, что он сейчас скажет.

Введение, таким образом, является жизненно важной составной частью проповеди, и успех всего послания очень часто зависит от способности проповедника добиться поддержки своих слушателей в самом начале своего выступления. Необходимо представить введение так, чтобы с самого начала вызвать интерес слушающих. Не стоит жалеть на это усилий.

Цели введения

Проповедник может добиваться с помощью введения самых разных целей, но все они могут быть сведены к двум основным задачам.

1. Расположить к себе слушателей.

Хотя проповедник может быть вполне уверен, что аудитория весьма расположена и к нему, и к теме его беседы, это не всегда соответствует действительности. Более того, в среднестатистической конгрегации вполне вероятно присутствие одного-двух человек, которые по той или иной причине не симпатизируют ни проповеднику, ни тому, что он собирается сказать. Иногда отсутствие взаимопонимания имеет поверхностные причины и устраняется без особых сложностей. Но бывают случаи, когда определенные неблагоприятные обстоятельства или глубоко укоренившиеся обиды, или озлобленность приводят к тому, что слушатели негативно настроены либо к самому проповеднику, либо к проповеди. В подобных случаях именно введение должно изменить настроение аудитории и вызвать благосклонное внимание всей конгрегации, если это, конечно, возможно.

Однако главный фактор в обеспечении позитивного расположения слушателей — это личность самого проповедника. Именно то, что мы из себя представляем, и определяет приемлемость нашего сообщения, и это в первую очередь относится к ситуации, когда проповедник выходит перед группой людей, чтобы донести до них послание из Слова Божиего.

2. Возбудить интерес к теме.

Кроме отсутствия симпатий к теме у отдельных индивидуумов, установлению требуемого внимания к проповеди может помешать ряд других обстоятельств. Одно из них — это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Исполнение церковного гимна, молитва и чтение Писания до начала проповеди могут способствовать выработке к этому моменту более благосклонного отношения большей части присутствующих. Но неизменно будет много тех, чьи головы, несмотря на все точно распланированные части службы до начала проповеди, все равно останутся занятыми своими радостями или печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами или обязанностями. Другое препятствие на пути установления внимания — это безразличное отношение некоторых людей к библейским истинам; таких людей не особенно интересуют духовные материи. Внимание могут отвлекать и другие обстоятельства, например, плохо проветриваемое, душное помещение, тусклое освещение, хлопающая дверь, холод в здании.

Цель введения — пробудить внимание людей и настроить их так, чтобы они проявили активный интерес к затрагиваемой теме. Священник лондонского Вестминстерского аббатства и автор трудов по гомилетике У.Е.Сэнгстер пишет, что, когда проповедник приступает к своим рассуждениям, его первые фразы должны обладать как бы «металлическими крюками», которые моментально могут зацепить внимание слушателей.

Принципы подготовки введения

1. Как правило, введение должно быть кратким.

Так как цель проповеди состоит в том, чтобы донести людям Слово Божие, то чем раньше мы перейдем к основной части послания, тем лучше. И хотя обычно следует подходить к предмету постепенно, необходимо также избегать и излишних проволочек. Нам следует устранить все вторичное включая ненужные извинения, шутливые байки или цветистые поздравления по случаю праздника. Бывают случаи, когда вполне уместно сердечно поприветствовать аудиторию, особенно если на кафедру выходит разъездной проповедник, незнакомый публике, но такие приветствия не должны быть длинными.

Нижеприведенный план, основанный на истории блудного сына в 11-24м стихах 15й главы Евангелия от Луки, показывает, как введение может быстро и прямо подводить к теме:

Название: «Потерянный и обретенный».

Введение:

1. На Всемирной выставке в Чикаго власти создали специальное «бюро находок», чтобы помочь родителям отыскать потерявшихся на территории детей.

2. Глава 15 Евангелия от Луки — это такой же «отдел утрат и находок» в Библии. Там Иисус рассказывает о трех вещах и существах, которые сначала были потеряны, а затем обретены вновь, — овце, серебряной монете и сыне.

3. Рассказ о сыне, который был потерян, а потом обретен, вновь иллюстрирует историю раскаявшегося грешника, который тоже был «потерян и обретен».

Предмет: Вехи жизненного пути раскаявшегося грешника.

I. Вина грешника (ст. 11-13).

II. Мытарства грешника (ст. 14-16).

III. Раскаяние грешника (ст. 17-20).

IV. Восстановление грешника в правах (ст. 20-24).

2. Введение должно вызывать интерес.

Первые несколько минут проповеди обычно все решают. Именно в этот момент проповедник либо добьется успеха, либо утратит внимание своей аудитории. Если его первые фразы состоят из скучных, пустых или не относящихся к делу замечаний, он, скорее всего, с самого начала утратит внимание, которое его слушатели в ином случае, возможно, были готовы уделить его посланию. С другой стороны, если он сможет начать свою проповедь с того, что близко и важно людям или что привлечет их, он с самого начала обретет их внимание и подготовит их к восприятию своего послания. В этом месте у читателя неизбежно возникнет практический вопрос — каким образом можно стимулировать интерес в самом начале проповеди?

Один из способов привлечения внимания состоит в возбуждении любопытства. Люди по природе своей любопытны, и эта черта часто проявляется именно в начале проповеди. Например, проповедник может начать свое послание с описания своей беседы с неверующим. Он может, например, сказать: «Как только я заговорил с ним, он тотчас же задал мне вопрос: «Почему церковь никак не оставит меня в покое?»» Подобное начало непременно вызовет любопытство слушателей к тому, что же ответил священник неверующему, и смог ли он дать ему удовлетворительный ответ.

Второй способ возбуждения интереса состоит |в разнообразии. Не начинайте все проповеди одинаково, каждую неделю задействуйте разные подходы. Одна проповедь может начаться с уместной цитаты, другая — со строфы какого-нибудь гимна, третья — с ударного, неожиданного высказывания, а четвертая — с вопроса или с того, что проповедник как бы сам поставит под сомнение важность темы, которую он собирается предложить для обсуждения. В других проповедях можно коснуться исторического фона описанных в отрывке событий или связи данного отрывка с последующими и предыдущими главами.

Другой способ возбуждения интереса заключается в том, чтобы изложить название проповеди или процитировать соответствующий 6иолейский отрывок. В этом случае следует объяснить причину выбора именно такого названия или именно этого отрывка, а потом перейти к показу отношения названия или цитаты вместе или по отдельности к теме.

Еще один способ пробуждения интереса состоит в том, чтобы соотнести проповедь с обычными жизненными ситуациями, начав с изложения какой-то ситуации, которая наверняка касается жизни и образа мышления слушателей, их каждодневных проблем и потребностей. Например, рассказ об автомобильной аварии, в которой кто-то получил травму, о ребенке, который упал в колодец и которому удалось спасти жизнь, о пожаре в доме, о возникших у молодого человека сложных отношениях с соседом по комнате в университетском общежитии, о человеке, который заблудился в лесу и сгинул, об успехе какого-нибудь бизнесмена, о необычном случае на каком-нибудь местном массовом празднике — такие истории можно почерпнуть из повседневного общения с людьми. Именно использование таких элементов — самых обычных ситуаций и событий в жизни людей — сделает наши проповеди ближе к людям и наполнит наше послание понятным всем смыслом. Не следует, однако, рассказывать какие-то истории исключительно с целью развлечь публику. Нужно сделать так, чтобы приводимые случаи из жизни имели тесную связь с темой проповеди.

Ниже мы приводим два примера введений к проповеди, в которых используются рассказы о жизненных ситуациях.

Если тема нашего выступления «Равнодушные христиане», то мы можем начать проповедь, рассказав о случае, который произошел с пятилетней девочкой Кэрол Ли Морган, живущей недалеко от городка Астория на тихоокеанском побережье штата Орегон.

Кэрол сняла трубку и сказала телефонистке: «Мама заболела, она не говорит со мной». Голос девочки звучал вполне серьезно. Почувствовав напряженность ситуации, телефонистка миссис Маделайн Маркем немедленно переадресовала звонок старшей телефонистке миссис Марджори Форнесс. Старшая телефонистка спросила у Кэрол ее полное имя, но девочка не могла вспомнить имени ни своего покойного отда, ни матери. Миссис Форнесс назвала ей имена девяти Морганов, записанных в телефонном справочнике Астории, и Кэрол, услышав их, наконец вспомнила имя матери — «миссис Роберта Морган». Тогда миссис Форнесс спросила, не помнит ли Кэрол, как зовут кого-нибудь из соседей. Через некоторое время Кэрол вспомнила имя миссис Бад Коппиш, которая жила через улицу. Старшая телефонистка позвонила миссис Коппиш, которая согласилась немедленно зайти к миссис Морган. Позднее миссис Форнесс узнала, что когда миссис Коппиш вошла в дом, она обнаружила там миссис Морган в состоянии, близком к коматозному, и позаботилась о том, чтобы ее отправили в больницу. Когда миссис Морган поправилась и вернулась домой, она выразила признательность телефонисткам, которые выслушали ее малышку, а те, в свою очередь, были счастливы, что смогли помочь и что помощь эта пришла вовремя.

Мы все восхищаемся поступком телефонисток миссис Маркем и миссис Форнесс, их сообразительностью и отзывчивостью. Но, восхищаясь ими, мы спрашиваем себя: «А отнесемся ли мы сами к людям, находящимся в трудном положении, столь же чутко, как эти две служащие Тихоокеанской северо-западной телефонной компании отнеслись к беде в доме Морганов?». В то время, когда людей захлестывают волны смятения и безысходности, многие ли из нас действительно обеспокоены духовными бедами другого или хотя бы понимают их?

Предположим, что нам предстоит выступить с религиозным обращением на тему «Бог, Которому мы можем доверять». Можно начать выступление рассказом о случае из жизни покойного В.Рэймонда Эдмана, бывшего президента колледжа в Уитоне, штат Иллинойс.

Доктор Эдман описывает разговор, происходивший однажды между ним и управляющим супермаркета, в котором он делал покупки. После того, как управляющий принял чек у человека, стоящего перед доктором Эдманом в очереди к кассе, доктор Эдман спросил управляющего, доводилось ли ему принимать у постороннего человека чек, который впоследствии оказывался неоплаченным. Управляющий задумчиво отвечал: «Нет, потому что я смотрю не на чек, а на человека. Если я чувствую, что могу доверять человеку, то без колебаний беру у него чек». Каким уроком это должно быть для нас! Нам нужно только посмотреть на Того, Кто обещает, и тогда у нас не останется сомнений в достоверности Его обещаний.

Точно и живо пересказанные злободневные факты, относящиеся практически ко всем сферам жизни, можно также с успехом использовать для привлечения внимания слушателей. Обратите внимание на пример введения к проповеди на тему «Общение с Богом», приведенного Эмори ван Терпеном в «Sudan Witness».

В Африке, на кукурузном поле, находящемся неподалеку от нигерийского города Кано, от посторонних глаз спрятано обыкновенное на вид здание, обнесенное забором, внутри которого уместился целый городской квартал. Начиненное всевозможным электронным оборудованием, оно является станцией слежения (одной из восемнадцати подобных станций построенных по всему миру), ее задача — наблюдение за космонавтами, находящимися в космосе. Сложные электронные приборы постоянно измеряют пульс, кровяное давление астронавтов, следят за их дыханием, температурой и многими другими параметрами, в то время как космический корабль летит сквозь пространство. Одновременно с этим огромный магнитофон записывает всю эту информацию на ленту шириной в дюйм. Когда станция поддерживает связь с людьми на орбите, очень внимательно следят за тем, чтобы с земли не поступало никаких помех — ведь сигнал корабля так слаб! В радиусе полумили от станции запрещено движение автотранспорта, чтобы исключить создаваемые их генераторами помехи. Выключают даже радар, установленный в канском аэропорту, находящемся в нескольких милях от станции.

То же самое можно сказать и о нашем общении с Богом. Если мы стремимся вступить в полноценное, непрерывное общение с Ним, мы должны оградить себя от всевозможных помех, идущих из внешнего мира. И тогда, сев в тишине перед Господом, мы сможем услышать, что Он говорит нам.

3. Оно должно подводить к главной идее или к основной мысли отрывка.

Введение должно ориентироваться непосредственно на предмет проповеди. Составляющие его умозаключения должны представлять собой ряд последовательных мыслей, подводящих к главной цели проповеди. Необходимо, чтобы все приведенные цитаты, объяснения, примеры или случаи имели отношение к этой цели. Следует избегать повторений и громоздких фраз, введение должно быть простым и ясным, но в то же время не должно казаться незаконченным или поспешным.

Посмотрите на помещенный ниже план, в котором введение состоит из ряда последовательных мыслей, подводящих к теме проповеди:

Название: «Тайное оружие Бога».

Текст: Бытие 18:17-33; 19:27-29.

Введение:

1. Открытие тайны атома и обретение человеком в результате этого способности к уничтожению.

2. Тайна, открытая Богом Своим детям, — это сила более могущественная, чем любая атомная бомба. Атомное оружие разрушительно, а тайное оружие, переданное Богом в руки верующих, — созидательно, оно способно создавать и благословлять.

Предмет: Истины о тайном оружии — о заступнической молитве.

Что открывает нам текст об этом предмете? Из отрывка мы можем узнать три важные истины о молении — том тайном оружии, которое Бог предоставил верующим.

I. Бог ищет людей, которые будут молить за других (18:17-21).

II. Бог слышит молитвы тех, кто заступается за других, (18:22-33).

III. Бог отвечает на молитвы тех, кто молит за других (18:23-32; 19:27-29).

4. В плане введение должно быть выражено несколькими короткими предложениями, представляющими собой последовательный ряд идеи.

Следует избегать длинных и сложных предложений. Выражения, приводимые в сокращенном виде и, безусловно, заставляющие задуматься, все же должны быть достаточно понятны с первого взгляда. В качестве примера мы используем введение к помещенному в главе 3 плану проповеди «Псалом довольства» по псалму 22. Чтобы показать читателю, каким образом введение связано с проповедью, мы еще раз приведем здесь этот план:

Название: «Псалом довольства».

Введение:

1. Пастухи в Айдахо, имеющие стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце.

2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.

3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме.

Предмет: Причина довольства овец Господа.

I. Пастырь овец (ст. 1).

1. Божественный Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1).

II. Забота об овцах (ст. 2-5).

1. Покой (ст. 2).

2. Водительство (ст. 3).

3. Утешение (ст. 4).

4. Изобилие (ст. 5).

III. Надежды овец (ст. 6).

1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).

2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).