9. Обсуждение

Определение дискуссии

Основные темы и разделы являют собой только скелет проповеди и демонстрируют ход мысли, которого следует придерживаться в ходе проповеди. А обсуждение — это необходимое развитие идеи, содержащихся в плане проповеди. Именно на этой стадии проповеди проповеднику следует активизировать знание и творческие способности аудитории Ему необходимо каким либо образом расширить свой план, чтобы проповедь вылилась в законченное и важное для слушателей послание, адекватное роли, которую проповедник предназначил для данной проповеди А для этого он должен отбирать, преподносить и адаптировать имеющийся материал, чтобы творчески развить каждый из пунктов плана проповеди.

Качества дискуссии

1. Единство

В предыдущей главе мы констатировали, что название каждого пункта плана — это тоже тема сама по себе Разделение каждой темы на подпункты должно происходить в соответствии с основной темой и служить ее более полному раскрытию Следовательно, что расширение темы не должно быть сопряжено с отклонениями от главной идеи или с введением в проповедь ненужных деталей Вместо этого следует добиваться постоянного стремления к адекватной дискуссии по каждому из пунктов Иногда материал, который является ненужным для одного подпункта, может оказаться необходим и интересен для дискуссии по другой части проповеди

2. Пропорциональность

С приобретением опыта проповедник сможет без труда распознавать, какие части его проповеди должны быть особо подчеркнуты а какие более глубоко раскрыты. Некоторые подразделы (в основном, по причине специфики их содержания) могут требовать повышенного внимания, в то время как другие могут оказаться менее важными с точки зрения общей задачи, поставленной перед проповедью, и ее темы Глубина текста проповеди, важность истины, которую несет проповедник, и трудность усвоения данного подраздела могут привести к тому, что проповедник остановится на том или ином тематическом пункте более детально.

Хорошо, если автор проповеди помнит, что каждый пункт должен, так или иначе, способствовать раскрытию общей темы. Следовательно, следует составлять план проповеди таким образом, чтобы ее отдельные части были сбалансированы с точки зрения времени, уделяемого каждому пункту, и важности обсуждаемых в нем проблем.

3. Ход мысли

Идеи, содержащиеся в каждом из подпунктов, должны представлять собой развитие идей, содержащихся в предыдущих разделах. То есть должна быть выстроена логическая цепочка, иллюстрирующая ход мысли проповедника. Никогда эти логические переходы не должны быть надуманными или натянутыми. Каждая новая идея должна быть одновременно как бы расширением прошлой.

Любые объяснение, цитата, иллюстрация, пример или аргумент должны находиться именно в том месте проповеди, которое обеспечит логичное развитие мысли проповеди в целом. Таким образом, ход мысли произведет на слушателей воздействие, стимулирующее внимание, и поможет им должным образом заинтересоваться содержанием проповеди.

4. Краткость

Одной из обычных ошибок человека является так называемое ложное красноречие. То, что вполне может быть сказано за двадцать пять или от силы тридцать минут, занимает у краснобая сорок минут и более. Опасность подобной практики состоит в том, что к концу проповеди аудитория утомляется и перестает слушать. Люди, возможно, будут хранить уважительное молчание, делая вид, что усердно слушают, но очень сомнительно, что к концу такой проповеди они сохранят внимание и интерес, проявлявшиеся ими в начале изложения материала.

Как ранее говорилось, каждый раздел и подраздел должен быть раскрыт с должной силой убеждения и точностью выражения. Но, в то же время, если человек за кафедрой хочет избежать излишней затянутости, он должен тренироваться, чтобы научиться говорить коротко и ясно. Каждое слово, которое он произносит, должно иметь смысловую нагрузку. Часто может быть необходимо или целесообразно проиллюстрировать свою мысль, разъяснить ее, иди для оживления внести в дискуссию побочный материал. Тем не менее, что бы ни говорил проповедник, подпункты следует раскрывать кратко. Каждое слово должно, так или иначе, быть связано с темой проповеди, и излагать мысли следует как можно короче.

Проповеднику, возможно, потребуются самодисциплина и подготовка, чтобы приобрести способность делать проповеди сжатыми. Но эти усилия будут многократно вознаграждены пользой, которую он извлечет из этой способности, причем полезно это будет в первую очередь его аудитории. Такой проповедник не станет разбазаривать время за кафедрой, посвящая его банальным истинам, ненужным повторениям или пояснениям. Он также избежит привычки использовать ненужные пояснения или истории из жизни, что порой делает проповеди более похожими на серию анекдотов, соединенных между собой цитатами из Писания.

5. Ясность

Важнейшей целью дискуссии является раскрытие темы, внесение в нее большей степени ясности. Если проповедь составляется по Библейской теме, все пункты проповеди будут посвящены, естественно, тому или иному аспекту текста Библии, истинам, содержащимся в Писании. Таким образом, очень важно, чтобы материал дискуссии был посвящен именно раскрытию библейских истин в каждом ид разделов проповеди. При этом можно использовать все доступные средства, для того чтобы достичь этой цели.

Особенно частой ошибкой начинающих проповедников является «разговор поверх голов» людей. Забывая о том, что у большинства слушателей не было возможности получить академическое образование, такой проповедник начинает говорить с людьми, как будто перед ним выпускники колледжа или семинарии. Помните язык философии и теологии вполне уместен в стенах, где готовят специалистов с высшим образованием. А за кафедрой особенно важно, чтобы проповедник сделал Писание ясным и доступным каждому, независимо от степени подготовки слушателей

Может быть, иногда проповеднику и придется к месту употребить слова типа «экзистенционализм», «антиномаинизм» или «сотериология». Но уж если он это делает, было бы неплохо, если бы проповедник потрудился объяснить людям на доступном для них языке, что он имеет в виду.

Помните, что Сам Иисус Христос, хотя и говорил о самом важном и непростом, всегда преподносил правду настолько простыми словами, что Его слово было понятно и простым людям.

6. Живость

Может быть так, что структурно проповедь построена безупречно, и темы раскрыты умело, а библейское послание никак не достигает слушателей Такое может случиться, если тема раскрыта сухим языком, на неинтересных или хорошо известных всем фактах, а проповедь состоит из предложений, за которыми не чувствуется личного интереса проповедника, его заинтересованности в пастве Нередко такое бывает и по той причине, что проповедник не может перейти от известных фактов и идей к новым взглядам на известное.

Для того чтобы ваши слова доходили до слушателя и находили в его сердце отклик, необходимо, чтобы вас просто было интересно слушать. Слова из Писания могут стать значимыми для людей только в том случае, если они почувствуют неразрывную связь приводимых цитат с их собственной жизнью. Упоминающихся в Библии людей следует представлять слушателям таким образом, чтобы последние понимали, в каких ситуациях эти люди действовали, и чтобы слушатели имели возможность сравнить эти ситуации с собственным положением Они должны понимать, какого рода искушениям подвергались библейские персонажи, какой опыт приобретали и какие поражения терпели.

Те места в Библии, которые содержат пророчества, должны быть представлены людям так, чтобы они поняли взаимосвязь пророчеств с национальными интересами своей страны и личными проблемами текущего дня. Дидактические и наставительные части проповеди также должны быть непосредственным образом связаны с современностью.

Только так, постоянно соотнося Писание с интересами и положением мужчин и женщин, слушающих нас, мы можем надеяться на то, что послание, которые мы несем людям, будет должным образом услышано.

7. Разнообразие

Проповедник, который стремится привнести в свои проповеди элемент новизны и живости, должен тщательно следить за тем, чтобы его проповеди были во всех отношениях разнообразными. Такой проповедник не станет все подряд иллюстрировать на примере собственных детей. Напротив: он попытается собрать материалы для проповеди как можно из большего количества источников, старых и современных, и применять он их станет, имея в виду эффективность того ли иного примера в данном контексте.

Нет нужды говорить о том, что, стремясь к разнообразию, проповедник должен следить за тем, чтобы отобранный им материал был интересен для людей. Конечно, фактический материал, напрямую связанный с положением слушающих его мужчин и женщин, всегда привлечет внимание. Но проповеднику, безусловно, не стоит рассказывать душещипательные истории только для того, чтобы выжать у слушателей слезу. Все истории и иллюстрации должны привноситься в проповедь лишь с тем, чтобы затронуть сердца слушателей.

Следует сказать слово и об использовании юмора. Некоторые проповедники настолько веселы, что их проповеди так и блистают шутками. Но заставить людей смеяться только для того, чтобы они смеялись, — вовсе не входит в задачу проповедника. С другой стороны, за кафедрой, конечно же, есть место для качественного юмора. Его элементы можно смело вводить в проповедь, если юмор способствует эмоциональному восприятию материала или возбуждению интереса. Кроме того, несколько секунд смеха снимут напряжение и поднимут настроение людей, готовых теперь слушать с еще большим интересом.

Источники и материалы для обсуждения

Проповедник может брать материалы для своих проповедей из пяти основных источников.

1. Библия

Слово Божие является неиссякаемым источником материалов для развития идей, содержащихся в каждой из частей проповеди. Из Библии мы, естественно, берем наибольшее количество материала.

Очень важно, чтобы проповедник понимал, о чем, собственно, идет речь в Святом Писании. Используя простые вопросительные слова («кто», «что», «где», «когда», «почему» и «как»), он должен попробовать ясно представить себе, о чем идет речь в том или ином стихе.

При изучении Библии проповеднику следует уделить внимание основным грамматическим конструкциям, встречающимся в тексте. Бывает так, что глагол вносит в весь отрывок новое значение. Но иногда даже предлог или союз могут служить ключевыми словами, для того чтобы вникнуть в суть описанного.

Опытный проповедник обратит также внимание на литературные особенности библейского текста. Нередко текст включает в себя повторения, сравнения, контрасты, противопоставления.

Иногда что-то умышленно пропущено, и этот пропуск несет большое смысловое значение. Например, в стихах 30-35 главы 10 Евангелия от Луки, когда Иисус рассказывал историю о самарянине, а затем спросил, кто же оказался ближним этого достойного человека, попавшего в беду, Его собеседник ответил. «Оказавший ему милость». Таким образом, в ответе не был прямо упомянут самарянин. Очевидно, что гордый еврей, как и все его соотечественники в те дни, ненавидел самарян и не мог выдавить из себя признание в том, что милосердный незнакомец, который поступил, как настоящий ближний, принадлежит к народу, столь ненавистному иудеям.

Поскольку при глубоком чтении можно обнаружить, что Библия сама себя объясняет, к Писанию следует постоянно обращаться, когда есть желание использовать тот или иной отрывок из него. В этой связи хорошую услугу могут сослужить параллельно процитированные отрывки, и проповедник не должен сомневаться в необходимости цитирования, каким бы известным ни казался приводимый текст. Некоторые детали, на первый взгляд, не обладающие решающим значением, совершенно неожиданным образом помогут вам в ходе ваших мыслей.

Кроме того, Библия содержит иллюстрации, пригодные для бесед практически на любую тему. Глубокое владение исторической системой Библии даст проповеднику огромный иллюстративный материал, который окажет ему неоценимые услуги при обращении к любой из библейских тем, хотя поначалу тот или иной пассаж может показаться абсолютно не связанным по теме с вашей нынешней проповедью.

Делая замечания по содержанию Писания, прямое обращение к механическому цитированию, как это мы показали в третьей главе на примере 1-10-го стихов 19-й главы Евангелия от Луки, дает возможность обратиться к темам, которые в противном случае остались бы незатронутыми. Поэтому мы предлагаем, чтобы читатель обратился к истории о Закхее и вспомнил наблюдения, сделанные при чтении. Например:

Ст. 1-4 Нет очевидной причины, приведшей Иисуса в Иерихон, Но «Сын Человеческий пришел, чтобы взыскать» (ст. 10). Таким образом, инициатива исходила от Иисуса. Закхей ищет Иисуса.

Цель — не просто увидеть Его, а узнать, кто Он.

Настойчивость — несмотря на трудности.

Личность Закхея (ст. 2,5,7-8) — Нечестный, жадный, неприятный ненавидимый другими людьми.

Ст 5-7- Иисус пришел в место, где находился Закхей. Назвал его по имени. Выделил его среди других людей. Закхей пригласил Его в свой дом.

Любовь Иисуса к Закхею:

несмотря на его мерзкий характер.

Он стал его другом, хотя никто больше не желал дружбы Закхея

Чем ответил Закхей:

он стал непосредственным, жаждущим, веселым. Ст. 8-10

Заявление Закхея:

он звал Иисуса «Господом», то есть подчинился Ему.

Он стал честным, он совершенно изменился Констатация Иисуса.

Закхей спасен Его спасение не было отложено на потом, а уже состоялось.

Закхей, человек, который был потерян, спасся. А другие в городе не спаслись! (ст. 7)

В отрывке, взятом из Луки 19:1-10, есть еще много замечании, на которые можно было бы обратить внимание. Тем не менее, представляется, что уже названных моментов достаточно для того, чтобы показать: результатом молитв и внимательных наблюдений могут стать жизненно важные открытия из библейского текста. Мы полагаем, таким образом, что подобное изучение Писания может стать хорошим подспорьем для начинающего, который стремится открыть для себя важные факты из жизни Иисуса, не прибегая к дополнительной литературе.

2. Другая литература

Под этим заголовком мы подразумеваем любую другую форму печатного слова, которая может оказать нам помощь в подготовке проповеди.

Конечно же, одни виды литературы окажутся здесь более полезными, чем другие. Особенно ценными будут для нас теологические труды. Христианская библиография является другим важным источником пополнения знаний. Библейские справочники и словари, а также книги по археологии, по нравам и обычаям народов библейских времен дадут вам расширенную картину событий, изображенных в Писании. Полезно будет также ознакомиться с изданными сборниками проповедей признанных мастеров-проповедников.

3. Опыт

Личный опыт проповедника тоже является другим важным средством для дополнения проповеди. Когда проповедник, человек за кафедрой, в состоянии рассказать о том, что сам пережил или видел своими глазами, это заставляет относиться к нему с большим доверием. Слова такого проповедника оставят глубокий след в сознании — и все потому, что он знает, о чем говорит.

Некоторые пасторы склонны каждый раз извиняться, когда речь заходит о случае из их практики. При этом они произносят примерно следующую фразу «Надеюсь, аудитория простит мне, если я прибегну к случаю из моей личной практики». Хотя подобные извинения совершенно излишни. Вместе с тем, конечно, следует следить, чтобы, рассказывая какой-либо случай из своей жизни, не привлекать повышенного внимания к собственной персоне. Единственной целью проповедника является восславление Иисуса. Он стремится только к тому, чтобы дать Его народу как можно более ясное и яркое представление о Библии.

Наверное, излишне напоминать в этой связи, что совершенно недопустимо рассказывать случай, которого с вами в действительности не было.

Проповеднику следует быть осторожным, когда он говорит о чем-либо или ком-либо: нельзя конкретно называть человека, если случай упомянутый вами, имеет для него неприятный оттенок.

4. Наблюдение за окружающим миром

Наша жизнь дает нам массу материала, который лишь на первый взгляд может показаться тривиальным и никчемным. Между тем, многое из того, что мы видим вокруг нас, можно так или иначе использовать в проповедях, — нужно только, чтобы проповедник держал глаза широко открытыми и был в состоянии воспринимать информацию, которая может быть непосредственным образом связана с тем, что написано в Библии. Ведь Иисус Христос использует в качестве своего рода наглядных пособий для изучения Его Слова и цветы в поле, и птиц в небе, и семя в земле, и рыбу в море, и даже волосы на нашей голове. Так же и проповедник, к какой бы теме он ни обращался, найдет вокруг себя более чем достаточно материала. А обогащая свои проповеди примерами из окружающей жизни, он возбудит в слушателях дополнительный интерес.

5. Воображение

Если автор проповеди обладает достаточно развитым воображением, это также может помочь ему. Это придаст проповеди оригинальность и неожиданность, наполнит новым подходом к предмету Использование воображения может, таким образом, стать важным элементом проповеди.

Но есть некоторые ограничения, которых должен придерживаться проповедник при подготовке проповеди. Во-первых, он должен быть уверен в том, что его воображение не заводит его слишком далеко. Например, легко можно нарисовать словами картину пожара на корабле, живописать ужас людей, которые мечутся по палубе, не находя выхода из положения. Но, согласитесь, если детально и пространно описывать, как языки пламени сантиметр за сантиметром продвигаются в сторону несчастных жертв, — значит не вполне верно использовать свои способности по части воображения.

И еще проповеднику не стоит создавать силами своей фантазии картины, которые были бы за гранью воображения аудитории. Такая практика может губительным образом сказаться на доверии к вашим проповедям.

Кроме того, проповеднику, естественно, не следует описывать события, которые рождены его воображением, как фактически имевшие место. Например, не нужно говорить о том, что два молодых человека, посланные в Иерихон, чтобы шпионить, были красавцы-молодцы, и что через Иордан они переплыли на надувном матрасе. — Библия умалчивает и о том, каковы они были, и о том, как они переправились на другой берег. С другой стороны, мы можем сделать в отношении этих людей некоторые предположения. Например, сказать так: «Представьте себе двоих шпионов. Мы можем себе их представить как двух молодых здоровых парней, готовых служить своему народу и Богу. Они послушны приказу и без тени сомнения устремились во враждебный для них город».

Из того, о чем мы говорили, можно сделать вывод: в развитии библейских тем воображение может сыграть важную роль, придав проповеди новизну и свежесть, которых иначе никак не добиться. Но, используя свою фантазию, надо соблюдать два основных правила: во-первых, воображение должно работать умеренно, и, во-вторых, его плоды надо всегда использовать со вкусом

Ораторские приемы в подготовке плана проповеди

В подготовке проповеди используются различные ораторские приемы, такие как разъяснение, аргументация, цитата, иллюстрация, пример. Не все из перечисленных приемов могут быть уместны в одной и той же проповеди, но их использование находится в зависимости от темы и манеры изложения материала.

Манера применения приемов ораторского мастерства зависит от многих обстоятельств и условий. Иногда пример следует привести до цитаты или аргументации. Иногда полезно привести иллюстрацию перед разъяснением. Порой хороша цитата перед разъяснением. Единство проповеди и необходимый ход мысли подскажут вам, как лучше всего воспользоваться приемами ораторского мастерства.

Поскольку и иллюстрация, и пример обладают специфическим значением для проповеди, каждой из этих категорий мы посвятим по главе. А сейчас давайте детально рассмотрим три оставшиеся категории.

1. Разъяснение

Ранее мы констатировали, что одной из важнейших черт проповеди является объяснение текста Это верно не только в случае проповеди, посвященной тексту Библии или обзорным вопросам, но и при тематической проповеди, основывающейся на библейской истине.

Другими словами, если послание основано на Писании, каждое из приведенных или упомянутых мест из Библии должно сопровождаться надлежащим разъяснением. Именно это придает проповеди по Библии солидность и достоверность, пробуждает интерес у аудитории. Слово Божие становится тогда истинной сердцевиной проповеди, и каждая из частей проповеди зиждется на солидной библейской основе.

Однако внимательный исследователь Писания скоро понимает, что исключительная во многих отношениях библиотека из 66 книг написана в разное время и разным стилем. Значительная часть Библии написана прозой. Эта проза тоже имеет различные жанровые формы, история, предсказание, эпистола, апокалиптическая литература, притча. В то же время значительная часть Ветхого Завета написана в стиле древнееврейской поэзии. Здесь мы находим такие литературные приемы, как повторения, метод контраста, умышленное упрощение мысли, частое использование образов и образных речевых оборотов.

Поэтому когда человек приступает к интерпретации той или иной части Писания, он должен в первую очередь распознать вид литературы, с которым он столкнулся в данном конкретном отрывке, и затем соответствующим образом подойти к пониманию и к последующему разъяснению отрывка.

а) Как подходить к разъяснению текста.

Говоря в общем, объяснение текста предполагает усвоение нескольких точно определенных категорий.

1) Контекст.

Одним из важных аспектов успешного изучения Библии является изучение контекста — как непосредственного, так и общего. Рассмотрение контекста часто помогает слушателю, равно как и проповеднику, познать пределы значения слова или фразы и избежать неверного толкования текста.

Представьте себе, например, что проповедник говорит о второй части Филиппийцам 2:12, где сказано: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Непосредственный контекст говорит о том, что апостол не имел в виду попыток филиппийцев добиться спасения посредством дел. Но первая часть этого стиха показывает, что Павел ссылается на покорность филиппийцев не только в те моменты, когда он был с ними, но и в его отсутствие.

2) Перекрестные ссылки.

Добротная проповедь будет содержать ссылки и на другие места в Библии, кроме отрывка, изучаемого в данный момент. Проповеднику следует как можно чаще приводить цитаты из других книг Библии, сопоставляя текст с другими отрывками Писания и объясняя его. Это особенно важно при изучении тех фрагментов Библии, где сопоставление свидетельств разных апостолов может пролить дополнительный свет на изучаемый текст, который может быть, таким образом, прояснен. Проповеднику, кроме того, следует научиться приводить важные цитаты из Библии по памяти. Но если он не вполне уверен в точности цитирования, ему не следует стесняться: надо обратиться к Библии.

3) Использование законов языка.

Верная интерпретация Библии зависит также от адекватного использования законов языка. Надо уделять внимание правильному использованию грамматики, нюансам различных значений слов оригинала, специфическим формам выражения, метонимиям и синекдохам, этимологии слов. Все это поможет вам лучше понять текст и доходчивее и точнее объяснить его слушателям.

Для того чтобы интерпретировать тот или иной стих, иногда полезно привести несколько вариантов перевода Библии на ваш язык. При этом надо очень внимательно подходить к цитированию парафразов Писания, поскольку парафраз — это не точный перевод, а попытка изложить содержание на доступном для читателя языке.

Теологические труды, посвященные собственно Библии, стали результатом глубокого изучения текста подготовленными учеными, и поэтому такие книги тоже важны для подготовки хорошей проповеди. Таким образом, проповедь может включать в себя фрагменты и из этих сочинений. Возможно цитирование таких трудов, если приводимые цитаты покажутся полезными для понимания слушателями Писания.

4) Исторические и культурные корни.

Историческая и культурная подоплека текста, географические понятия, встречающиеся в нем, тоже могут стать важным фактором в проповеди. Использование добротной Библейской энциклопедии, вступительных статей или пособия по Библии поможет вам в получении информации, касающейся исторических и культурных аспектов Писания, а обращение к Библейскому атласу вооружит вас знанием важной географической информации. Между тем, проповеднику, конечно же, следует внимательно читать Библию и самому.

Мы столь подробно остановились на интерпретации текста, поскольку важнейшей задачей проповедника является верное и точное объяснение содержания Писания. А для этого нам необходим обстоятельный анализ текста. Только тогда мы можем вооружиться собственным впечатлением, которое будет отвечать и библейской истине.

Проповедник обязан честно говорить своим слушателям не то, что, по его мнению, текст ДОЛЖЕН выражать, а то, что он действительно выражает.

Стремясь к толкованию текста, проповеднику необходимо избегать цитирования древнееврейских и греческих слов и фраз. Ему следует разъяснять людям, что означают эти фразы на современном языке. Подобным же образом следует избегать ссылок на неупотребляемые ныне грамматические конструкции, которые для нашего слушателя, особенно неподготовленного, совершенно ничего не значат.

Не надо прибегать и к обстоятельному грамматическому анализу. Например: что скажет слушателю проповеди сообщение о том, что такой-то глагол стоит в настоящем времени, повелительном наклонении, активной форме? На самом деле, частое упоминание грамматических хитросплетений оригинального языка Библии только путает слушателя и оставляет у него впечатление, что проповедник стремится продемонстрировать свои знания древнееврейского и греческого языков.

б) Как подходить к спорному пассажу.

Эта проблема тоже может возникнуть, когда речь пойдет о неоднозначном или просто трудном для восприятия месте в Писании. Вместо того чтобы впадать в догматические утверждения и приводить собственные размышления о значении текста, в таком случае лучше обратиться к интерпретации видных теологов, особенно к тем из них, которые считаются общепризнанными и бесспорными.

Между тем, если после обстоятельного изучения теологической литературы проповедник не сможет обнаружить достаточно ясного объяснения, он может попробовать объяснить текст сам. При этом, правда, надо стремиться к тому, чтобы не запутать слушателя еще больше. А если и сам проповедник не может найти нужного разъяснения, то лучше открыто признаться в этом.

Представим себе случай, когда проповедник в силах объяснить значение сложного отрывка. Но разве такое объяснение не утомит людей, особенно если оно займет значительное время? Как мы указывали раньше, люди в церкви ждут от проповедника не отчета о проделанной научной работе, а исключительно ее результатов в виде ясного и краткого объяснения.

Перед тем как мы оставим тему объяснения библейской истины, мы обратимся к ошибкам, которые склонны делать проповедники, в особенности молодые.

в) Отношение к деталям.

Изучив детали текста и заинтересовавшись ими, проповедник нередко намечает в своем плане больше пунктов для объяснения, чем того позволяет отведенное для проповеди время. Он начинает торопиться, и его выступление становится настолько насыщенным фактами, что слушатели не всегда успевают за ходом мысли и, соответственно, просто не имеют времени, чтобы все осознать. Проповедник должен отказаться от практики приведения большого количества деталей, остановившись только на самых важных из них, требующих, кроме того, особого разъяснения.

Иногда, когда проповедник считает нужным подчеркнуть ту или иную мысль в тексте, он должен исключительно для себя привести все доводы в пользу толкования, о котором пойдет речь. Это не означает, однако, что все эти аргументы предназначены для слушателей.

Изучая Библию, сам проповедник будет все больше и больше узнавать о Боге и о Его Слове. И детали, которые он опустит в одной проповеди, сослужат ему неоценимую службу в подготовке другой проповеди.

Внимательный читатель Библии обнаружит, что изучение оттенков значения слов или их сочетаний может порой открыть совсем иной смысл всего стиха или отрывка. Следовательно, для того чтобы хорошо подготовиться к проповеди, необходимо не выделять основную мысль, а затем обогащать ее деталями за счет обстоятельного анализа отдельных слов и словосочетаний, а проделать то же самое, но в обратном порядке.

2. Аргументация

а) Важность аргументации.

Аргументации придается большое значение в Писании, и, следовательно, она должна быть важна и для проповедника, который должен прибегать к ней, не сомневаясь. Аргументация, кроме того, — это сильное средство расширения границ проповеди.

Времена, в которые мы живем, требуют от проповедника Библии, чтобы он подчеркивал перед слушателями разумность их веры, давая соответствующие доказательства этого. Ведь некоторые прихожане, особенно молодые, возможно, сомневаются в Слове Божием под воздействием критиков-одноклассников или системы преподавания в школе. Некоторые не согласны с христианскими постулатами, касающимися жизни человека. А иные поставлены в тупик последними достижениями археологии, которые, по их мнению, идут вразрез с тем, что написано в Библии. Поэтому очень важно, чтобы в проповеди были отражены хорошо подтвержденные документами свидетельства, которые закрепят Слово Божие в сознании людей, подтвердят, что христианская модель подведения верна и сегодня.

б) Методы аргументации.

Есть различные способы, которыми слуга Божий может донести до своих слушателей библейские истины.

1) Использование Писания.

Первым и самым важным методом является использование Писания. Когда проповедник способен убедить слушателей, что Бог говорил истину, он может считать, что имеет достаточный авторитет и что его задача выполнена. Инстинктивно люди поймут, что такой проповедник говорит не от своего имени, а выражает идеи Иисуса, которые человеку не дано ни опровергнуть, ни заменить другими истинами.

Но в своих попытках убедить проповедник должен использовать Библию грамотно и надлежащим образом, с чувством меры. Нельзя цитировать Библию без обозначения контекста, а интерпретация всегда должна быть созвучна тому, что имели в виду авторы Евангелий.

2) Логика.

Другим методом аргументации является убеждение, то есть использование логических аргументов с тем, чтобы слушатель пришел к тому или иному выводу.

Сама Библия содержит множество примеров убеждения, но нам будет достаточно упомянуть лишь некоторые из примеров библейской полемики. Призыв Иисуса к старейшинам и к народу Израиля содержит целую цепь доказательств того, что Бог всемогущ, и, следовательно, Ему надо служить. Призывы Петра направлены на то, чтобы убедить людей в действительно свершившемся воскресении Иисуса, причем рассуждения Петра основываются на аргументах из Ветхого Завета. В значительной степени Послание Павла к римлянам — это полемика, направленная на подтверждение и укрепление веры.

И Сам Иисус использовал полемику. Проследите за ходом Его мысли, когда Иисус уверял в любви нашего Отца Небесного. Используя пример с цветами и травой, Он увещевал: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6:30).

Иисус вступал в спор и тогда, когда Его на то вынуждали враги. Например, когда фарисеи обвинили Его в демонической силе, Он опроверг их аргументы известными словами о том, что разделенный дом не устоит. Следовательно, если бы царство сатаны было разделено враждой, и оно не устояло бы.

3) Свидетельства.

Третий тип аргументации — это свидетельства. Этот метод может быть отнесен к логическим аргументам, поскольку доказательством вполне может служить факт из окружающей действительности.

Тем не менее, мы рассмотрим свидетельства отдельно, поскольку этот момент крайне важен.

Значение свидетельства тем выше, чем выше его достоверность. А, следовательно, мы должны обратить внимание на факторы, влияющие на укрепление достоверности свидетельства. Один из этих факторов — это число свидетелей. Понятно, что чем больше свидетелей, тем достоверней свидетельство о том или ином событии. Другой фактор — это характер свидетелей. Чем выше их уровень знаний, чем больше их честность и откровенность, тем скорее мы поверим их словам. И, наконец, для достоверности важен характер материала, о котором говорят свидетели или свидетельства.

Еще одна форма свидетельства — это использование общепризнанных фактов и статистического материала. Если проповедник способен собрать значимые данные или факты и идти на дискуссию, вооружившись ими, можно смело предположить, что ему поверят. Но, опираясь на подобные материалы, проповедник должен быть совершенно уверен, что они достоверны, а для того чтобы в их достоверность поверили и слушатели, ему, вероятно, придется сказать, где он эти данные раздобыл. Неточные данные, почерпнутые из сомнительных источников, могут создать ощущение, что проповедник наивен или что он пытается ввести слушателей в заблуждение.

4) Логическая последовательность в проповеди.

Правильное, логичное расположение аргументов в проповеди также является мощным средством убеждения, в особенности, если это предусмотрено первоначальным планом проповеди. Если, например, мы вооружимся тезисом о том, что мир, созданный Господом, может чудесным образом влиять на жизнь каждого отдельно взятого человека, мы можем подкрепить эти слова цитатами из Библии.

Ход наших мыслей можно в этом случае изобразить следующим образом:

Предмет: «Сила Слова Божиего».

I. Эта сила возрождает от нетленного семени (1Пет.1:23).

II. Она очистительна (Ин.15:3).

III. Она священна (Ин.17:17).

IV. Она может способствовать духовному росту (1Пет.2:2).

в) Предосторожность, с которой надо употреблять аргументы

Мы заключаем наше рассмотрение аргументов несколькими словами совета. В стремлении к правде некоторые священники, кажется, одержимы идеей о том, что они — активные защитники веры. Следовательно, полагают они, проповедь следует наполнить массой неодобрительных слов в адрес тех, кто против их веры. В своей книге «Лекции моим ученикам» Чарльз Гэддон Сперджен говорит в этой связи о человеке, который разгуливает с «теологическим пистолетом», постоянно пребывая в готовности выстрелить в любого, кто покажется иноверцем или кто просто-напросто не вполне согласен с его доктриной. Ясно, что такое отношение к проповеди совершенно несовместимо с христианскими ценностями. Более того: оно опасно и чревато неприятными последствиями. Совершенно справедливо, что мы готовы защищать правду и постоять за нее, но агрессивными и чрезмерно наступательными в этой готовности быть не следует.

Человек Бога должен не только отрешиться от воинственных настроений в ходе проповеди. Он должен сделать все, чтобы у его слушателей также не пробудилась агрессивность — что бывает, если проповедник использует насмешки над противниками или едкий сарказм. Полемика по Библии может иногда требовать того, что теолог Уильям Эйер назвал «священным сарказмом». Пример такого сарказма — слова Илии, когда он высмеивает 400 пророков Ваала на горе Кармил. Между тем, все-таки лучше использовать логические аргументы и обойтись вообще без сарказма.

Еще одно предостережение следует высказать касательно использования аргументов. Если проповедь состоит на все сто процентов из аргументов, она, скорее всего, будет плохо слушаться. Неинтересной и сухой может быть и статистика, если она присутствует в проповеди в избытке. Таким образом, проповеднику следует развить способность излагать аргументы и свидетельства умело, чтобы они были наглядны и представляли интерес для слушателей. Например, вместо того чтобы говорить о населении Китая, равном примерно одному миллиарду человек, что мало кто может охватить рассудком, лучше сообщить, что каждый четвертый из землян — китаец.

3. Цитаты

Цитаты могут в значительной мере способствовать разработке плана проповеди. Точная цитата, приведенная в нужном месте, придаст вашим словам в целом большую убедительность. Проповеднику следует применять все необходимые цитаты, но и тут не следует слишком увлекаться.

Мы рассмотрим здесь четыре основных вида цитат.

а) Цитаты из Писания.

Мы уже упоминали о цитировании Библии в проповеди, но, тем не менее, повторимся: ничто не придает такого веса проповеди и словам проповедника, как уместная цитата из Библии. Даже если речь идет о каком-либо описании, нет ничего лучше для усвоения материала вашей проповеди, чем к месту упомянутые слова из Библии. Но и в этом случае следует пристально следить, чтобы все цитировалось к месту и точно.

б) Пословицы и поговорки!

Поговорки и пословицы — это устоявшиеся сочетания слов типа «Друзья познаются в беде» или «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Можно применять пословицы других народов. Например, китайские: «Тот, кто стоит в грязи, в ней и увязает», «И самые высокие башни начинаются с земли», «Мудрец в трудностях видит предоставленную возможность, а глупец и в предоставленной возможности видит только трудности», «Одна вещь, с трудом приобретенная, лучше сотни доставшихся даром».

Другой вид использования устоявшихся фраз — это упоминание специфических духовных истин, известных в краткой форме. Например:

«Служение Иисусу — это не лишний труд, а труд от любви»

«Наши большие дела малы для Него, а наши малые дела — это дела Его большой любви»

«И малое велико, если в нем — любовь Бога»

«Большее, чего мы можем добиться в жизни, — это пасть ниц у ног Иисуса»

«Быть малым с Богом значит быть малым для Бога»

Автор проповеди должен собирать и классифицировать такого рода поговорки, чтобы без труда отыскать нужную, когда она потребуется. Если тот или иной афоризм уместно использовать в проповеди, надо заучить его. Но при этом надо точно понимать его контекст, а также контекст проповеди.

в) Сведения из компетентных источников.

Значимые сведения из компетентных источников представляют собой другой тип данных, которые можно цитировать в ходе проповеди. При этом совершенно не обязательно, чтобы это были сведения теологического характера. Нужно лишь, чтобы они относились к сути дела.

Процитируем здесь, например, статью из газеты «The Oregonian» от 25 мая 1967 года. Это обращение бывшего заключенного Ларри Дотсона к сорока мальчикам и девочкам школы города Портленд. В статье содержится описание жизни за решеткой.

«Когда темнота и тишина поздней ночи опускается над большой тюрьмой, каждый из заключенных остается один на один со своей сломанной жизнью.

Поздняя ночь, когда все в мире погружено в сон, — это как раз то время, когда можно слышать стоны и слезы отчаяния. Это плачут 35- и 40-летние мужчины, скорбя по своей потерянной жизни».

Эти слова созвучны с данным в Библии описанием людей, которые брошены во тьму, «где плач и скрежет зубов».

В ходе проповеди хорошо было бы упомянуть и автора цитаты и, в особых случаях, ее источник. Следует особо подчеркнуть имя автора, если одно его упоминание является хорошим аргументом в дискуссии или споре.

Существует еще несколько принципов, которыми должен руководствоваться проповедник при составлении плана проповеди. При этом проповедник должен быть уверен, что цитирует источник точно. А если придется приводить цитату, которая в том или ином смысле идет вразрез с его собственным мнением, об этом также надо открыто сказать. Следует, конечно же, тщательно избегать цитат, которые могли бы повредить кому-либо из присутствующих или известных общине людей или испортить их репутацию. Кроме того, надо помнить, что замечания такого рода, касающиеся частных лиц или институтов, могут стать поводом для обращения в суд по обвинению проповедника в клевете.

В заключение скажем, что проповедник не должен увлекаться слишком пространными цитатами.

г) Поэзия.

Стихотворные цитаты украсят любую проповедь. Особо ценны гимны, содержащие высокие слова веры и говорящие о жизни высокодуховной души. Гимны, посвященные трудностям жизни, будут к месту, когда речь пойдет о жизненных испытаниях, которым подвергается человек. Могут быть использованы и другие гимны, если их темы созвучны темам проповедей.

Находя ту или иную цитату, проповедник должен удостовериться, что она не слишком длинна. Если речь идет о гимне, то, как правило, одной или двух строф будет вполне достаточно. А иногда полное представление о гимне дают даже две-три строчки.

То, что аудитория хорошо знакома с гимнами, не должно служить препятствием к их цитированию. Напротив, как показал опыт, знакомство людей с гимном только добавит интереса к проповеди, если люди услышат заученные тогда-то строки в новой связи.

Не следует злоупотреблять цитированием стихов во время проповеди. Как и в случае использования других выразительных форм, проповедник должен знать меру и не цитировать стихи слишком часто.

Методы записи логической последовательности мыслей в проповеди

Делая заметки по плану будущей проповеди, ее автор должен стремиться к тому, чтобы он был в состоянии говорить по этому плану не задумываясь. Каждый из пунктов плана проповеди должен, таким образом, быть по возможности более кратким, четко выраженным и хорошо читаемым.

Вместо того чтобы писать полными предложениями, можно ограничиваться краткими фразами, если это, конечно, возможно и целесообразно. Можно сокращать длинные слова.

Для большей ясности каждая новая мысль должна быть обозначена с новой строки, а весь материал, приведенный под каждым из заголовков, должен быть расположен так, чтобы четко выделялись его границы.

Ниже дается план-конспект проповеди под названием «Завоеванный любовью», составленный в качестве примера по Луки 19:1-10. Обратите при чтении внимание на краткость всех пунктов.

Мы умышленно привели почти все слова полностью, чтобы изучающий мог лучше понять, как осуществляется переход от одной мысли к другой, и не отвлекался на сокращения, которые обычно очень индивидуальны.

Введение.

1. В Библии содержится описание некоторых «безнадежных случаев», например, Марии Магдалины, бесноватого, женщины из Самарии.

2. Возможно, причина подробных описании — побудить нас задуматься о том, как добиться спасения в «безнадежных случаях».

3. Закхей — очередной «безнадежный случай».

Посылка: Бог стремится к тому, чтобы и мы старались победить в «безнадежных случаях» Вопросительное предложение: Из чего мы можем узнать, что история о З. — чистая правда? Предложение-связка: Рассмотрение трех основных фактов в этом отрывке, касающихся 3екхея, дает нам возможность понять, как Бог может помочь нам победить в случае, который кажется безнадежным.

I. Поиски З. (ст. 1-4).

1. Как они ведутся (ст. 1). Спокойно и несуетливо Единственная цель Иисуса в Иерихоне — поиск З.

Мытари — сборщики налогов, печально известные продажностью и беспощадностью.

Богатство З. — очевидно, результат обмана, присвоения денег.

2. Результат (ст. 2-4).

Въезд Иисуса вызвал в душе З. стремление увидеть Иисуса. З. пытался это сделать, но не мог. Возможно, его так ненавидели (ст. 7), что никто не помог ему увидеть Иисуса. Поэтому З. взобрался на дерево.

Комментарий Причина желания З. — любопытство. Но — надо припомнить интерес Иисуса к мытарям (см., например, Лк.15:1-2, 18:9-14).

З., вероятно, слышал об особом отношении Иисуса к людям его рода занятий, поэтому он и хотел видеть Иисуса. Но задолго до того, как З. осознал это желание, Иисус Сам хотел увидеть его Иисус пришел в Иерихон, чтобы увидаться с этим грешником.

«Иисус, мой Спаситель, в Вифлеем пришел, Рожденный вдалеке от этих сел О, как это прекрасно, славься имя Твое, Что ты пришел в жилище мое»

Потерянных надо приводить в Царствие Господне.

Связка: Мы видели, что, поскольку Иисус был рад выигрывать «безнадежные случаи», Он стал искать З. Но рассказ о 3. напоминает нам еще об одной важной вещи, именно —

II. Поддержка 3. (ст. 5-7).

1. Как это произошло (ст. 5).

Иисус обратился к нему по имени, тот пригласил Его к себе в дом.

Причина: у 3. не было друзей, и весь город смотрел на него как на человека с дурной репутацией (ст. 5-7).

Греческий писатель Лукиан сравнивал сборщиков налогов (мытарей) с «насильниками, льстецами и грабителями». Но Иисус сказал «Хотя все ненавидят тебя, Я хочу быть твоим другом»

«Сойди скорее» — эти слова означают, что Иисус очень хочет стать другом 3.

2. Результат этого (ст. 6-7).

Услышав свое имя, 3., очевидно, очень обрадовался, поняв, что хотя Иисус знал о нем все, но тем не менее хотел стать его другом, причем торопился это сделать. Таким образом, любовь нашла путь к сердцу 3.

А значит, тех, кого мы считаем потерянными и безнадежными, можно обратить в нашу веру, достигая их сердец теплотой, добросердечностью.

Связка: Мы уже рассмотрели два важных факта из стихов Евангелия от Луки, связанных с тем, как помочь «безнадежному» человеку. А теперь давайте перейдем к третьему факту.

III. Спасение 3. (ст. 8-10).

1. Проявления этого (ст. 8).

1) Изменившееся отношение — 3. обращается к Иисусу «Господи!».

До того 3. жил исключительно для себя, а теперь он отдал свою жизнь Иисусу.

2) Изменившаяся жизнь.

Он оставил прежнюю недостойную жизнь, полную обмана, и вырос до щедрого, любящего человека Любовь к Иисусу проникла в его сердце, отозвавшись любовью:

а) «Половину имения моего я отдам нищим».

Позиция 3. по этому вопросу — не одну десятую, а половину.

Примечание: «Я отдаю» — в настоящем времени — должно стать нормой.

б) «Если кого чем обидел, воздам вчетверо».

По тогдашнему юридическому закону, укравший должен был вернуть похищенное плюс одну пятую его стоимости (Чис.5.7). 3. сам взял на себя иное обязательство — больше в четыре раза.

Иисус и в наши дни способен действовать в «безнадежных» случаях. Второе послание к коринфянам 5:17 — если человек принял Иисуса в душу, то он — человек новый, а если в жизни не произошло видимых изменений, надо задаться вопросом, действительно ли мы спасены.

«Природа ФОРМИРУЕТ наши души,

Грех ДЕФОРМИРУЕТ нас,

Школа ИНФОРМИРУЕТ,

И только Иисус СОЗИДАЕТ нас».

2. Заявление об этом (ст. 9 и 10). «Спасение» — это спасение от греха «Сын Авраама» — смотри Галатам 3:7. Так же, как Авраам поверил Богу и за это прослыл глубоко верующим (Быт.15:6), так и 3акхей уверовал не словом, а делом, и стал братом Авраама.

Деяния 10-43 — каждый, кто уверует в Иисуса Христа, получает прощение своих грехов Его именем

Связка: Насколько ясно этот рассказ о Закхее и его спасении раскрывает стремление Бога одерживать победу даже там, где положение кажется безнадежным, настолько и мы должны к этому же стремиться. Эта история должна придать силы и тем людям, которых окружающие считают «безнадежными».

Заключение:

1. Иисус может действовать и трансформировать души людей, считающихся безнадежными, добиваясь их спасения.

2. Иисус желает использовать и нас как инструмент лечения «безнадежных» случаев, показывая тем самым Свою любовь к нам.

Обратите внимание на то, что кроме вечной истины, содержащейся выше, мы определили еще три принципа, касающиеся нашей деятельности. Во-первых, мы поняли, что если мы хотим вернуть в Царствие Божие потерянных, мы должны сами идти к ним, к каждому из них. Во-вторых, мы поняли, что и самых безнадежных, на первый взгляд, людей можно спасти, подобно Христу, через любовь к ним. И, в-третьих, мы поняли, что Иисус Христос и сегодня может активно вторгаться в наши жизни и изменять их.

Другая возможность интерпретации Луки 19:1-10 состоит в поисках духовных принципов, содержащихся в этом тексте. Начать при этом мы можем с такого тезиса: для Иисуса безнадежных случаев не существует. Используя эти слова как гипотезу, мы теперь можем отыскать доказательства. Посмотрев внимательно на эти стихи, мы увидим, что существуют три причины, по которым мы можем быть уверены, что для Иисуса нет безнадежных случаев. Вот эти три причины:

Название: «Надежда для тех, кто ее потерял».

I. Потому что Иисус Сам ищет «безнадежные» случаи (ст. 1-4).

II. Потому что Иисус милостив в «безнадежных» случаях (ст. 5-7).

III. Потому что Иисус побеждает в «безнадежных» случаях (ст. 8-10).

Третий подход к этим стихам состоит в том, чтобы составить биографический очерк Закхея, показав в нем, кем Закхей был до того, как встретил Иисуса Христа, и как изменилась его жизнь после этой встречи. Подходящим названием для такой проповеди было бы, например: «Изменен Божией благодатью».

В качестве дополнительного примера расширенного конспекта мы приводим здесь конспект проповеди, основанной на Иоанна 19:1-5 и Бытии 3:14-18. Мы никогда не сможем полностью постичь всей глубины поведения нашего Спасителя на кресте и всего значения жертвы, принесенной Богом Отцом. Тем не менее, предлагаем план тематической проповеди «Венец из терна».

Название: «Венец из терна».

Введение:

1. Ежегодный фестиваль роз в Портленде, штат Орегон. Его главным событием становится коронация королевы фестиваля драгоценной диадемой. Церемония.

2. Контраст — коронация Иисуса Христа. Совершенный человек, Царь царствующих был увенчан не золотой короной и не диадемой, а венцом из терна.

Посылка: Преданный христианин счастлив почитать своего Спасителя.

Вопросительное предложение: Почему он счастлив почитать Христа?

Предложение-связка: Преданный христианин почитает своего Спасителя по трем основным причинам, по которым Иисуса короновали венцом из терна перед распятием (Мф.27:28; Мк.15:17; Ин.19:2,5).

I. Это был венец страдания.

1) Физические страдания, которые Он перенес. Какие страдания Иисус перенес после того, как венец из терна был возложен на Его голову (Мк.15:19)?

Бытие 3:17-18: терн стал результатом греха, поскольку Иисус искупил наши грехи, а страдания сопровождали это искупление.

2) Олицетворение зла, которое Иисус искупил (Книга Бытия 3:17-19) — поскольку человек грешил изначально, шипы явились выражением этого греха.

Терновые шипы на челе Иисуса Христа — это выражение проклятья, которое Он понес за нас — «…сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»» (Гал.3:13). Нам трудно представить себе глубину страданий Иисуса, когда Он претерпевал наказание за нас, и лишь часть этих страданий открывается нам в возгласе: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).

Связка: Что, по мнению верующих, олицетворяет венец из терна, кроме страданий, испытанных Иисусом на кресте?

II. Этот венец олицетворял насмешки.

1) Над распятым на кресте Иисусом насмехались солдаты. Они, несомненно, слышали приговор Пилата, когда обсуждался вопрос о Его Царствии. В своей слепоте солдаты, очевидно, полагали, что странно и безрассудно утверждать, что ты — царь, когда ты так слаб и беззащитен. Они кричали, что Он — царь самозваный, не настоящий.

2) Венец выражал отношение людей к Иисусу.

Отметим те насмешки, которым подвергался Иисус на кресте (Мф.27:39-44; Ис.53:3). Остановимся на причине, по которой Иисус все это выносил (Евр.12:2).

Связка: Когда мы рассматриваем отрывки из Нового Завета, касающиеся тернового венца, мы понимаем, что злые люди рассматривали этот венец как повод для насмешек и инструмент отягощения страданий Иисуса. Но Иисус и его последователи верили, что это —

III. Это был венец славы.

1. Триумф Иисуса над Его противниками.

Терновый венец, иными словами, корона, чем-то напоминая венки, которые когда-то вручали победителям Олимпийских игр. Таким образом, хотя солдаты и придумали терновый венок как символ позора и поражения, они, сами того не зная, водрузили на голову Иисуса венец победы.

Что было начертано на кресте? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин.19:19).

Первосвященники попросили изменить надпись, но Понтий Пилат отверг их просьбу (Ин.19:21-22). Пилат был прав, поскольку, хотя иудеи и отвергли Иисуса в качестве Царя, Он все еще был Царем, верша правление во имя Своих целей. Как подходила Иисусу Христу эта «корона» из терна! Ведь в то время, как сатана творит зло, Иисус творит добро. Страдая на кресте, Христос завершил искупление. Когда Он умер за нас, он принес нам жизнь. И когда казалось, что Он потерпел сокрушительное поражение, — на самом деле Он одержал величайшую из побед.

2. Выражение триумфа, которым Он завершил Свой земной путь во имя нас.

Что мы знаем о терне — это растение с колючками, которые способны ранить!

Поскольку Он победил грех, смерть и ад, мы можем обратить эти колючки в благословение (см. 1Кор.15:57).

Мы должны всегда подчиняться воле Христа (2Кор.2:14).

Пример: Подобно апостолу Павлу в тюрьме (Флп.1:12-14).

Связка: У нас действительно есть все основания для того, чтобы всячески почитать нашего Спасителя, Который и на кресте для нас носил этот венец из терна.

Заключение:

1. Благословенный результат коронации Иисуса венцом из терна — в Библии речь идет о многих венцах, которыми могут быть награждены христиане. Например, венец радости, правоты, неподкупности, славы — венцы, которые нельзя отнять.

Но когда мы видим Его, мы можем снять с себя венец, сказав: «Достоин агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (см. Отк.5:12).

2. Благодаря тому, что Иисус претерпел во имя нас, — не должны ли мы короновать Его сегодня как нашего Царя? Давайте ответим на этот вопрос гимном:

Стань властелином сердца, воли, О Царь Царей, Иисус. Да буду я Тебе послушен, Твоей я власти отдаюсь.

Упражнения

1. Составьте список из десяти пословиц, указав, в какой ситуации в проповеди можно было бы употребить каждую из них.

2. Соберите 30 устойчивых сочетаний слов и классифицируйте их аналогично пословицам и поговоркам. Каждый из разделов вашей классификации выпишите на отдельный лист бумаги.

3. Найдите двенадцать значимых и авторитетных высказываний, которые вы могли бы использовать за кафедрой, и также классифицируйте их. Обязательно укажите авторов и источники.

4. Составьте план проповеди по псалму 22 так, как это было сделано в третьей главе по Луки 19:1-10. Не прибегая к помощи каких-либо книг или пособий, на отдельном листе бумаги напишите пункт за пунктом, что нового мы узнаем из этого псалма.

5. Составьте план-конспект, пригодный для проповеди, дав ей название. Пусть в нем будут введение, посылка, вопросительное предложение, предложение-связка, основная часть и связки между отдельными темами. Обогатите вашу будущую проповедь использованием того материала, который мы узнали из этой главы, то есть используйте интерпретацию, аргументацию и цитирование. Запишите ваши заметки к проповеди в как можно более сжатом виде.

6. Выберите самостоятельно текст из Библии и составьте на его основании краткую проповедь, которая могла бы прозвучать в первое воскресенье Нового года. При этом пользуйтесь теми же правилами, которые мы применяли для выполнения упражнения 5.

7. Возьмите более или менее пространный отрывок, сформулируйте на его основе тему для молитвы. Подготовьте краткую проповедь, которая могла бы предварить эту молитву. При этом пользуйтесь теми же правилами, которые мы применяли для выполнения упражнения 5.