9. Ноев ковчег

Древние предания о потопе

«Гильгамеш, я открою тебе тайну, посвящу тебя в знание богов». С этими словами Утнапиштим обратился к Гильгамешу и рассказал ему, что боги решили затопить мир водой. Эа, великий бог мудрости, выдал ему эту тайну, повелев: «Сломай свой дом и построй большой корабль! Пожертвуй своим богатством ради спасения жизни! Приведи на корабль семя всех живых тварей. Мы скажем тебе, как должен будет выглядеть корабль.» Утнапиштим рассказывает Гильгамешу и людям, как боги дали ему описание корабля и как он принялся за работу: «На пятый день я принес первые деревянные балки. Основание корабля было величиной в «ику» (3 600 кв. м), 120 локтей была высота стен, в 120 локтей была каждая сторона крыши… Шесть этажей я построил один над другим… Я позаботился о веслах и сделал припасы».

После того, как корабль был осмолен и рабочие получили свою плату, Утнапиштим привел в него все, что было нужно: свои вещи, семью, родственников и животных. После того, как он закрыл дверь, начался дождь. Со временем он так усилился, что даже «сами боги испугались как собаки и стали от страха ползать на коленях». «Однако на седьмой день страшно разбушевавшиеся воды стали понемногу убывать. Море успокоилось, шторм утих, потоки воды прекратились. Я посмотрел на море, и оно было спокойно. Все люди обратились во прах… Я наклонился, сел и зарыдал». Далее Утнапиштим рассказывает, что его корабль остановился на горе Низир. Семь дней спустя он открыл окно и выпустил голубя: «Голубь полетел и вернулся ко мне, потому что не было места, где бы он мог отдохнуть.» Немного позже он послал ласточку и, наконец, ворона: «Ворон же, увидя, что вода убыла, взлетел. Он полетал вокруг, поклевал что-то, закаркал и не вернулся больше. Тогда я отпустил всех птиц по четырем ветрам и принес жертву всесожжения».

Так как Утнапиштим единственный из всех людей пережил суд богов, бог войны Энлил благословил его вместе с женой и сказал: «До сих пор Утнапиштим был только человеком, теперь он и его жена будут богами». Этим кончается рассказ Утнапиштима Гильгамешу.

Этот эпос Гильгамеша был в 1872 году расшифрован Джорджем Смитом с древних глиняных табличек, хранящихся в Британском музее в Лондоне. Эти таблички когда-то составляли часть библиотеки древневавилонского царя Ассурбанипала (668-626 гг. до н.э.) в Ниневии, где уже обнаружено более 20000 глиняных табличек.

История потопа, записанная задолго до того времени, когда евреи находились в вавилонском плену, и все же обладающая значительным сходством с библейским повествованием, конечно же, необычайно интересна. Критически настроенные исследователи Библии тут же заявляют, что история о Ное и ковчеге берет свое Начало в вавилонском эпосе. Однако гораздо более вероятно, что эти истории существовали независимо друг от друга и представляют собой воспоминания двух различных ближневосточных народов о гигантской катастрофе древних времен. Кроме того, истории о потопе сохранились не только у этих двух народов: воспоминания о нем оставили свой след в преданиях многих других народов мира. Они есть у американских эскимосов и индейцев племен кри и чироки, у мексиканских индейцев (с их национальным героем Монтесумой), у жителей Гавайских островов (называющих своего героя Ное-ое), у полинезийцев Фиджи, австралийских аборигенов, у некоторых народностей Китая, Бирмы, Суматры, Индии (с героем Ману), Судана, Египта, в Греции, Норвегии, Армении, на Урале и у кельтских племен. Эти предания можно услышать во всем мире, причем часто они имеют удивительно много общих черт:

1. Строительство ковчега или корабля для спасения от потопа.

2. Полное уничтожение всего живого водами потопа.

3. Сохранение избранного остатка.

Не столь часто встречающиеся, но важные параллели:

4. Причиной потопа был грех человека.

5. Один из людей получает предупреждение о потопе и спасает себя, свою семью и/или своих друзей.

6. На борт корабля берутся и животные, в частности, птицы, выпускаемые для разведки состояния земли.

7. После отступления вод корабль остается на горе.

8. Оставшиеся в живых благодарят богов за оказанную им милость.

Все это наводит на мысль, что все человечество сохранило воспоминание о гигантской катастрофе, однажды разразившейся на земле. Однако все предания о потопе отличаются от библейского повествования множеством элементов, явно внесенных человеческой фантазией. Эти фантастические добавки и мифологические элементы (как, скажем, враждующие между собой и творящие непристойности боги) удивительно контрастируют с простым и ясным повествованием Библии: лишь она дает нам реалистичное и достоверное описание произошедших событий. Библия содержит подлинную историю потопа. Может быть, ее авторами даже были сам Ной и его сыновья (см. «Как возникла Библия»).

Ковчег

Древневавилонский герой Утнапиштим из эпоса Гильгамеша не имел бы больших шансов на спасение, если бы его корабль действительно был построен так, как его описывает предание. Его корабль должен был иметь форму куба с длиной ребра в 60 метров и 6-ю этажами высотой по десять метров каждый. Это не особо благоприятная конструкция: волны потопа постоянно переворачивали бы ее с боку на бок. Ноев ковчег выглядел совершенно иначе. Древнееврейское слово «тебах», кстати, использованное и для обозначения корзинки, в которую был положен младенец Моисей (Исх. 2,3.5), можно примерно перевести как «ящик, сундук, шкаф».

Ковчег имел форму длинного прямоугольного ящика. Длина локтя в те времена составляла от 45 до 60 см, таким образом, длина ковчега составляла от 138 до 180 метров, ширина – от 22 до 30 метров и высота -от 14 до 18 метров. Знаменитый океанский лайнер-гигант «Титаник» имел длину 251 метр, ширину 28 метров и водоизмещение 46 000 тонн. Благодаря своему плоскому дну и угловатой форме, ковчег имел примерно то же водоизмещение. Лишь в конце прошлого столетия человечество научилось строить океанские корабли, превосходящие по величине древний ковчег, однако это были уже постройки из металла.

Интересно знать, что в 1604 году некий Питер Янсон из голландского селения Гоорн построил два корабля, хотя и уступающих по размерам ковчегу, но похожих на него своими пропорциями. Этот человек имел такой большой доход от своих фрахтовых рейсов (его маленькие ковчеги вмещали на треть больше груза, чем корабли обычного типа, не требуя при этом дополнительного экипажа), что вскоре его примеру последовали и другие судовладельцы. Корабли этого типа были гораздо быстроходнее обычных, но уступали им в маневренности, что делало их непригодными для участия в военных действиях. Во время двенадцатилетнего перемирия (1609-1621) в 80-летней войне с Испанией было построено довольно много кораблей-ковчегов.

Ковчег имел три этажа с большим числом отделений и комнат. Материалом для его постройки послужило дерево гофер (не исключено, что это был кипарис), он был осмолен изнутри и снаружи. В ковчеге были сделаны дверь и несколько отверстий для проникновения солнечного света.

Ной планировал и строил этот гигантский корабль в течение 120 лет. Наконец, ковчег был готов, и его пропорции (1:6) позволяли ему с тяжелым грузом беспроблемно путешествовать по морям. Рисунок, сделанный по описанию одного старого армянина, который, по его словам, будучи маленьким мальчиком, видел ковчег на вершине Арарата, дает хорошее представление о том, как мог выглядеть этот корабль Ноя.

Недостаточно места?

Один из противников идеи о всемирном потопе пишет: «Тот, кто верит во всемирный потоп, должен допустить, что в ковчеге были представлены все существовавшие на земле виды животных, по семь пар от каждого чистого и по одной паре от каждого нечистого вида. В настоящее время известно более 15000 видов птиц; это означает, что в ковчеге должно было находиться около 210000 птиц. Насекомых известно примерно 800000 видов. Даже причислив всех их к нечистым видам (не все насекомые нечисты, см. Лев. 11), мы получим полтора миллиона насекомых. Минимальная оценка количества животных, которых Ною пришлось бы взять в ковчег, составляет два с половиной миллиона особей. При этом мы еще не учли огромного количества пищи (см. Быт. 6,21), необходимой для почти годового содержания животных в неволе. Очевидно, что ковчег не мог вместить такое количество груза…»

Читая эти строки, мы можем еще раз увидеть, к каким ложным заключениям можно прийти при отсутствии внимательного изучения Библии. От каждого рода нечистых птиц в ковчег была взята лишь одна пара, от крайне немногочисленных чистых родов – по семь пар. Исходя из нашего определения библейских сотворенных групп, примерно соответствующих биологическому понятию семейства, мы получим, что в ковчеге находилось не более 35000 позвоночных животных, плюс неизвестное число (большей частью маленьких) беспозвоночных. Английский биолог Э. Джонс даже утверждает, что на основании приведенной в Лев. 11 и Втор. 14 классификации беспозвоночные вообще не были взяты в ковчег. Как бы то ни было, кроме представителей семейств наземных животных, пресмыкающихся (возможно, некоторых земноводных) и птиц, в ковчеге был лишь Ной со своей семьей, потому что все морские животные, конечно же, остались за бортом. Животные занимали лишь пятую часть ковчега, может быть, еще меньше. Поэтому речь могла бы скорее идти об избытке, а не о недостатке места. Но лишнего места в ковчеге, наверное, все же не было: ведь он должен был служить и домом семье Ноя.

Поместились ли в ковчеге динозавры? Молодые особи – без проблем. Рептилии растут на протяжении всей своей жизни, и старый крокодил может иметь длину тела до семи метров. Однако у Ноя не было необходимости брать на борт старых животных. Вполне достаточно было бы взять молодых, но уже способных к размножению рептилий (включая динозавров).

Как животные попали в ковчег? Все указывает на то, что разделение материков произошло после потопа (см. гл. 10); до этого существовал лишь один континент (ср. Быт. 1,9). Животные могли довольно просто перемещаться по всей земле. Однако у них не было нужды приходить к ковчегу издалека. Благодаря отсутствию климатических зон в предпотопном мире, о чем мы уже говорили, животный мир не имел географических различий, и возле Ноя жили представители всех видов наземных животных. Августин говорил: «Что касается другого распространенного вида возражений… людям, имеющим в этом отношении проблемы, следует напомнить, что слова «все пресмыкающиеся по земле животные» означают лишь то, что у Ноя не было необходимости содержать в ковчеге животных, могущих жить в воде, будь то рыбы, полностью живущие в воде, или морские птицы, могущие плавать на ее поверхности. Ной не ловил зверей, чтобы посадить их в ковчег: они пришли сами, чтобы найти в нем убежище, и Ною было достаточно лишь впустить их. В этом заключается сила Божьих слов: «Они войдут к тебе» (Быт. 6,20). Это должно означать: не благодаря усилиям человека, а по воле Божией».

А как тогда Ной ухаживал за животными? Вполне вероятно, что вследствие понижения температуры, вызванного пролитием на землю вод атмосферы, многие животные впали в зимнюю спячку. Во время такой спячки у них резко замедляется пульс и обмен веществ, изменяется состав крови. Известна также и летняя спячка животных. Как бы то ни было, в Быт. 8,1 написаны следующие слова: «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге». А о ком Бог вспоминает, тому Он дарит Свое личное внимание и любовь (ср. Иер. 2,2; 31,20; Быт. 19,29; Исх. 2,24; 1 Цар. 1,11; Суд. 16,28; Лук. 1,54; 23,42).

Гора Арарат

Лишенная признаков жизни снежная вершина Арарата (5165 м) гордо возвышается на границе трех государств: Турции, Ирана и Армении. На протяжении всей человеческой истории мы периодически встречаем сообщения о том, что ковчег, покинутый Ноем, его семьей и животными, так и остался на этой горе.

Иосиф Флавий пишет, что, по словам вавилонского жреца Бероса (475 г. до н.э.), останки ковчега находились на «курдской горе» и что в его времена армяне имели части ковчега. Отцы церкви говорят примерно то же. В средневековье и позже были предприняты крупные экспедиции с целью поисков ковчега. Голландец Ян Струйс посетил в 1670 году одного жившего на Арарате монаха. Монах подарил посетителю крест и дал ему письменное свидетельство того, что этот подарок был собственноручно изготовлен им из дерева ковчега.

Монастырь, в котором хранились останки ковчега, к несчастью, был в 1840 году полностью разрушен землетрясением. В 1856 году, когда споры между креационистами и униформистами достигли апогея, трое британских ученых-униформистов посетили Арарат. Их проводниками были местный армянин с сыном. Хотя они и нашли ковчег, ученые и их проводники дали клятву никому не говорить об этом. Однако один из проводиков перед смертью все-таки рассказал эту историю, и она была записана проповедником Гарольдом Вильямсом. Один из трех ученых также рассказал о находке незадолго до своей смерти.

Предполагают, что ковчег погребен под ледником и наполовину погружен в находящееся под горой озеро. В особо теплые годы часть его становится видимой. В 1902 и 1904 годах армянский мальчик (позже названный Джорджем Юселем) со своим дядей поднимались на Арарат и видели ковчег. Дядя поднял мальчика, и он смог забраться в ковчег. Позже этот мальчик эмигрировал в Америку (из-за геноцида в Турции) и умер там в 1972 году. Существует магнитофонная запись его рассказа. Наибольший фактический материал собрала русская экспедиция, снаряженная в 1916 году по повелению царя Николая II. После разведки с воздуха был послан отряд в 150 человек, вскоре нашедший ковчег. Вернувшись назад с богатым фактическим материалом, включая фотографии, исследователи попали в круговорот разгоревшейся в 1917 году революции. С тех пор эти материалы исчезли, однако многие эмигрировавшие солдаты царской армии независимо друг от друга подтверждали результаты экспедиции. За этой экспедицией последовали и другие, в частности, под руководством француза Наварры. В 1952,1953 и 1955 годах он поднимался на Арарат и обнаружил в проломе ледника кусок почти черного дерева. Любопытная находка на лишенной растительности горе!

Вследствие сложного политического положения в районе Арарата (как уже было сказано, там проходят границы трех стран) и непродуманных действий некоторых экспедиций правительство Турции сегодня крайне сдержанно в вопросе выдачи разрешений на исследования. Запущенным в 1972 году американским спутником ERTS (Earth Resources Technology Satellite) была проведена детальная съемка поверхности Арарата. На одной из фотографий на предполагаемом месте расположения ковчега виден интересный прямоугольный объект, не вписывающийся в горный ландшафт. Находка ковчега на четырехкилометровой высоте была бы важным открытием, так как она доказала бы наличие как минимум необычайно сильного наводнения. Как мы уже говорили в предыдущих главах, потоп был катастрофой всемирного масштаба.

Петр и Иисус Христос

Рассмотрим, что говорится о всемирном потопе во втором Послании апостола Петра. По откровению Святого Духа Петр предвидел, что в последние дни появятся люди, отрицающие сам факт всемирного потопа. Это пророчество мы находим в 2 Пет. 3,3-7: «Прежде всего знайте, что в последние времена появятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Петр приводит здесь четыре утверждения, свидетельствующие о том, что потоп был всемирной катастрофой:

1. Из стихов 5 и 6 ясно, что потоп охватил сотворенные в начале «небо и землю»: ведь в Быт. 1,1 говорится о том, что Бог сотворил всю землю, а не ее часть.

2. Стихи 5-7 говорят, что «небо и земля», готовящиеся к огню Судного дня, однажды уже были уничтожены водой. Вскоре Бог будет судить всю землю, не только отдельные ее места. Стих 6 говорит о всем мире («космосе»).

3. Здесь проводится четкое различие между двумя мирами: «тогдашним миром» и «нынешними небесами и землей». Границей между двумя мирами был потоп, не только наводнивший землю, но и полностью опустошивший ее (ср. Быт. 6,13).

4. Согласно стихам 5 и 6, воды потопа были теми же водами, из которых на третий день творения появилась («составленная из воды и водою») суша (Быт. 1,9). Это были те же воды, что и сегодня омывают острова и континенты. Это может лишь означать, что вся Земля была при потопе покрыта «водами бездны».

Трудно найти более меткое описание униформизма, чем в словах Петра:

«Они говорят… от начала творения, все остается так же». О всемирном потопе знал не только Петр, о нем говорит и автор Послания к Евреям (см. Евр. 11,7). Сам Иисус Христос ссылался на потоп как на историческое событие. Вспомним слова Иисуса, записанные в Евангелии от Матфея (24,37-39): «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,– так будет и пришествие Сына Человеческого». Эти же слова мы находим и в Лук. 17,26.

Если мы доверяем словам нашего Господа, нам придется признать следующее:

а) Если слова Иисуса истинны, то действительно должны были существовать Ной, ковчег и потоп.

б) Потоп не был просто крупным наводнением местного значения: по словам Иисуса, в то время погибли все люди (исключая, конечно, Ноя с его семьей).

в) Потоп являет собой прообраз будущих бедствий (судов), которые Бог обрушит на землю после второго пришествия Иисуса, Сына Человеческого.

Потоп и суд

Современная теология, отделяя веру от фактов и выдвигая на первое место «сущность» библейской вести, отвергает историческое значение Библии. Однако так же неверно было бы выдвигать на первое место историческое значение Библии в ущерб моральному и духовному – т.е. ее значению для нашего спасения.

Вспомним, к примеру, только что рассмотренную нами цитату из 2 Пет. 3, где второе пришествие Христа сравнивается со всемирным потопом. Если мы ратуем за историческую достоверность потопа, мы должны сказать то же самое и о будущем пришествии нашего Господа. Большое значение этого факта заключается в том, что и искупление является историческим событием – как для Ноя с его семьей, так и для всех христиан. Соответственно, историческим событием должен быть и суд над грешниками: первый – во дни Ноя, второй – в скором будущем. Историческая достоверность Библии важна для христиан не только потому, что потоп и второе пришествие Христа являются историческими фактами прошлого и будущего, но и потому, что они несут с собой избавление для верующих и проклятие и суд для остального мира. Трагедия состоит не в том, что люди, отрицающие историческую достоверность описываемых Библией событий, являются модернистами, либералами, неоортодоксистами, бультманистами или кем бы то ни было: ведь все они обрекают себя на вечную погибель! Мы призваны сегодня открыто и повсеместно говорить людям эти ясные предостережения Библии. Библия истинна и непреложна, она дает нам настолько точные исторические сведения, что, опираясь на нее, мы можем объяснить даже возникновение слоев земной коры. Но, что еще более важно: потоп, сформировавший сегодняшний облик нашей планеты, напоминает нам о том, что Бог не оставляет грех без наказания. Забывая о потопе (причем намеренно, как пишет Петр), мы приходим к ложным теориям об истории нашей планеты. Но, что несравненно опаснее, при этом искажается наше представление о праведном и святом Боге, Который рано или поздно обрушит Свои суды на упорствующее во грехе человечество.

Во дни Ноя Бог также проявил Свое долготерпение. Объявив о готовящемся суде, Бог дал людям еще 120 лет для размышления и покаяния (Быт. 6,3), и все это время среди них был «проповедник правды» Ной (2 Пет. 2,5). Однако эти годы пролетели, и «воды потопа пришли на землю» (Быт. 7,10).

Но Ной и его семья были сохранены. И сегодня Бог долготерпелив к нам: «Не медлит Господь исполнением обетования (т.е. пришествия Христа), как некоторые почитают то медлением; но долготепит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3,9). Христиане уже давно ожидают второго пришествия Христа, но именно это время ожидания, дающее многим повод для насмешек и хулы (ст. 3), в действительности является доказательством Божьего долготерпения. Бог все еще дает всем людям возможность покаяться, потому что Он более готов прощать, чем судить. Однако обещанное возмездие неотвратимо, и оно придет на всех отвергающих Бога; тех же, кто принял Иисуса Христа своим Спасителем, ожидает вечная радость с Господом на небесах.