10. Мир после потопа

Потоп кончился, и из-под воды вновь выступила суша. Ной и его семья покинули ковчег. То, что они увидели перед собой, по сути, было совершенно новым, иным миром: «тогдашний мир» (2 Пет. 3,6) полностью исчез. Многие не вполне осознают, что Бог наказал потопом не только мир живых существ, но и всю Землю: она приняла совершенно иной облик. Когда-то обильно покрытая растительностью, Земля теперь превратилась в пустыню. Бывшие до потопа моря и горы исчезли, вместо них появились совсем другие. Ной и его сыновья ступили на поверхность новой, совершенно неизвестной для них планеты, формирование которой еще продолжалось. Еще многие столетия после потопа новые люди сильно страдали от последствий этой всемирной катастрофы. Земная поверхность содрогалась от постоянных землетрясений, смещение материковых плит приводило к образованию новых гор и разломов, ветры с моря вызывали сильные наводнения и затяжные ливневые дожди. Должно было пройти много сотен лет, прежде чем закончились начавшиеся одновременно с потопом тектонические преобразования и условия жизни на Земле приблизились к сегодняшним. Ледниковые периоды и перемещения континентов, о которых часто говорят униформисты, действительно должны были происходить, но не в древние времена, а в течение нескольких столетий после потопа. В третьей книге этой серии мы подробнее рассмотрим историю человечества после потопа: строительство вавилонской башни, расселение людей по всей земле, археологические периоды (каменный, бронзовый, железный век), возникновение античных цивилизаций, культур Египта и Месопотамии и, не в последнюю очередь, возникновение израильского народа. В этой, заключительной главе второй книги мы хотим продолжить рассуждения, начатые нами уже в первой главе. До этого мы рассматривали мир преимущественно с точки зрения естественных наук. Мы проследили возникновение растительного и животного мира и человека, исследовали причины и силы, сформировавшие сегодняшний облик нашей планеты: сначала в неделю творения, затем при потопе. Продолжая эту линию, мы и хотим завершить данную книгу. Как же послепотопный мир развился в тот мир, в котором мы живем сегодня и который доступен естественнонаучному исследованию?

Книга Иова

Со всеми нашими вопросами мы до сих пор обращались к Библии, чтобы почерпнуть в ней жизненно необходимую для наших исследований информацию. Сделаем это и сейчас. Это поистине чудо: мы находим в Библии целую книгу, содержащую драгоценные описания явлений природы, происходивших вскоре после потопа. Мы имеем в виду книгу Иова. Это совершенно особая книга Библии – не только в силу своей литературной уникальности и глубокой мудрости (она посвящена волнующей теме глубокого человеческого горя), но и в силу содержащихся в ней сведений метеорологического и геофизического характера. Мы абсолютно уверены в том, что Иов жил в первом тысячелетии после потопа. Его книга дает нам впечатляющее описание гигантских преобразований, происходивших на Земле в течение некоторого времени после потопа. Не приводя здесь длинных доказательств, мы настоятельно подчеркиваем, что книга Иова была написана во времена Моисея или даже до него. Если мы вспомним о том, что Моисей, по всей вероятности, располагал очень древними письменными документами, положенными им в основу первой части книги Бытия (см. первую книгу этой серии), то он вполне мог располагать и книгой Иова (возможно, написанной на другом языке). Благодаря авторитету Моисея, убедившемуся в богодухновенности этой нееврейской книги, она смогла занять свое место в каноне Библии. Во всяком случае все свидетельствует о том, что книга Иова была написана ненамного позже происходивших в ней событий. Естественнонаучное и историческое описание той эпохи проглядывает в книге даже через возвышенные поэтические формы. Это приводит нас к вопросу о том, в какое время жил Иов.

Что Иов был исторической личностью, видно при чтении Иез. 14,14-20 и Иак. 5,11. Мы считаем, что Иов жил не позднее 2000 г. до н.э. В пользу этого предположения говорит следующее:

а) Преклонный возраст Иова (ср. Иов 42,16). Если мы вспомним, что продолжительность жизни людей после потопа постепенно уменьшалась, то Иов должен был жить раньше Фарры, отца Авраама.

б) В книге не упоминается какой-либо формы богослужения, кроме семейной, Иов как глава семьи был и ее священником (Иов 1,5). Как и патриархи, он знал лишь жертву всесожжения, не проводя различия между ней и особой жертвой за грех (Иов 1,5; ср. Быт. 8,20; 22,1-13; Лев. 1,4-6).

в) Истинное богопознание вне еврейского народа мы встречаем преимущественно в очень древние времена: вспомним Авраама, Мелхиседека, Иофора и Авимелеха. Кроме того, в этой книге употребляется имя Бога «Вседержитель», что характерно лишь для Пятикнижия.

г) Другими параллелями с книгой Бытия, указывающими на большую древность книги Иова, являются, в частности, упоминание ангелов как «сынов Божиих» (Иов 1-2, Быт. 6), сходство словарного запаса и стиля книг, а также отсутствие каких бы то ни было упоминаний о Законе и исходе евреев из Египта.

д) В книге Иова упоминаются лишь самые древние формы идолопоклонства: поклонение Солнцу и Луне (Иов 31,26). Эти культы мы встречаем уже у египетской, аккадской и шумерской цивилизаций (ср. Ис. Пав. 24,2; Втор. 4,19; 17,2-7).

События книги Иова разыгрываются в земле Уц (Иов 1,1), вероятно, соответствующей Едому (Быт. 36,28). Септуагинта упоминает землю Уц как страну айситаев, народа, который географ Птолемей называет жителями Аравийской пустыни (следовательно, они были соседями едомитян, живших в горах Сеира). Некоторые древние авторы даже отождествляли Иова и Иовавом, царем Едома (Быт. 36,33). В пользу Едома говорит и то, что друг Иова Елифаз был родом из Фемана, известного места в Едоме (Быт. 36,4.11.15.42), а Елиуй был из вузитян, народа, жившего по соседству с халдеями на северо-востоке Аравии (ср. Иов 1,17;32,2). И наконец, на связь с Едомом указывает книга Плач Иеремии (4,21, ср. Иер. 25,20).

Климат во времена Иова

Зная теперь, где находилась древняя земля Уц, мы сразу замечаем, что климатические условия в те времена сильно отличались от сегодняшних. Сегодня там простирается знойная пустыня. Упоминаемые Иовом животные (львы, дикие ослы, единороги, шакалы и страусы – см. Иов 30,29; 38,39 – 39,18) вообще не встречаются на Аравийском полуострове, но сильно распространены, например, в саваннах Восточной Африки. Это должно означать, что земля Иова должна была иметь умеренный влажный климат. Книга также говорит о многочисленных реках и потоках, но сегодня южнее Мертвого моря трудно найти даже вади (сухие овраги), во время дождей наполняющиеся водой, не говоря уже о ручейке или реке. Эта окрестность сегодня – одно из самых жарких и засушливых мест на земле. Второй примечательный признак иного климата – упоминаемые в книге большие количества осадков, причем не только ливневых дождей (36,26-33), но и даже снега (6,15-18; 37,6-11; 38,28-30).

Тот факт, что жители страны Уц были знакомы со снегом и льдом, может указывать лишь на то, что на Аравийском полуострове когда-то царил гораздо более умеренный климат. Столь сильное изменение климата объяснимо лишь крупным смещением климатических поясов. Осадки были во времена Иова не только частыми, но и настолько сильными, что уничтожали урожай. Тяжелые ливневые дожди порой полностью смывали растения с полей (14,18-19). По-видимому, во времена до Иова дожди были еще интенсивнее, потому что он вспоминает, как тогда люди, доведенные нуждой и голодом до крайности, искали пищу в степи. Эти несчастные были изгнаны своими более богатыми сородичами и обречены на жизнь в пещерах и ущельях (30,1-8). Как мы увидим позже, эти изгои знакомы нам всем под названием пещерных людей из плейстоцена!

Причины бедственного положения этих людей могли заключаться не только в обильных осадках, вызвавших неурожаи. Свою роль здесь должны были сыграть и большие землетрясения и смещения в земной коре. Представим себе, каково было жить в стране, где глиняные хижины бедняков время от времени просто сметались с лица земли (4,19-21)!

Некоторые области совсем обезлюдели из-за постоянных землетрясений и извержений вулканов, и лишь немногие отверженные рисковали поселяться там (15,28). По сей день во многих местах южнее Палестины можно увидеть руины примитивных каменных построек, относимых униформистами к каменному веку. В третьей книге этой серии мы подробнее остановимся на этих находках при анализе культурных слоев древнейших городов земли, таких, как Иерихон.

Другим источником постоянной опасности для Иова и его современников являлось море. Сегодня страна Уц находится далеко от моря, однако Иов часто упоминает о нем. В гл. 6,3 он говорит о песке морей, в гл. 9,8 – о «высотах» (волнах) моря. Что вообще мог сказать о высоте морских волн Иов, житель саванны? В гл. 12,15 он даже говорит о Боге, что Он «остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят (изроют) землю». Значит, Иову была знакома разрушительная сила наводнений? Обратим внимание на его слова в гл. 7,12: «Разве я море или дракон, что ты поставил надо мною стражу?» По-видимому, у живших с Иовом людей было принято выставлять посты, чтобы своевременно оповещать людей о приближающихся наводнениях, а также «морских чудовищах» – огромных динозаврах, еще живших на земле некоторое время после потопа (см. гл. 4 и Иов 40-41).

Так каким же образом современники Иова были так хорошо знакомы с морем? Может быть, их страна граничила с исчезнувшим сегодня морем? Геологи действительно считают, что когда-то в тех местах существовало большое море, заполнявшее всю долину Иордана, включая Геннисаретское озеро и Мертвое море, и расположенное на десятки метров выше его сегодняшнего уровня. Даже сегодня там можно увидеть террасы и пляжи, образованные бушевавшими когда-то волнами. В те времена в Палестине шли проливные дожди, а севернее нее бушевали метели. Сильнейшая эрозия почв, вызванная этими осадками, привела к образованию большого числа известняковых гротов и пещер, которые во дни Иова служили жильем для «пещерных людей».

Движение континентов

Зачем было людям выставлять посты у моря? Потому что, как мы уже видели, море раз за разом обрушивало на землю страшные наводнения. Глава 12,15 описывает именно наступление этих приливных волн: короткое время до них вода отступает, обнажая влажное дно моря. Предупрежденные наблюдателями люди в спешке покидают опасный район. Потом волны с большой скоростью возвращаются назад, обрушиваются на берег и заливают большие участки суши. Елифаз также ссылается в своей речи на волны наводнения, хотя мы должны учитывать, что он, возможно, лишь вспоминает при этом разрушительные волны потопа: «Тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя (аллегория?). Не превыше ли небес Бог? посмотри на звезды, как они высоко! И ты говоришь: «что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака -завеса Его, так что Он не видит, а только ходит по небесному кругу». Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?» (22,11-16). Живое воспоминание о наводнениях имел и Иов, сравнивая с ними своих друзей: «Они пришли ко мне, как сквозь широкий пролом; с шумом бросились на меня» (30,14). Иов и его современники жили у моря и были знакомы с этой грозной стихией.

В сегодняшней Палестине высоко в горах встречаются песчаные пляжи, простирающиеся до самого Ливана и южного берега Турции. Их высокое расположение вызвано поднятием суши, но и сегодня на них можно увидеть следы бившихся о скалы волн наводнений. Нынешний хлопковый пояс Турции, теплое побережье Средиземного моря, представляет собой не что иное, как образованный мощными морскими приливами пляж времен плейстоцена. Волны раздробили каменный берег и со временем превратили его в плодоносную почву.

Как образуются такие приливные волны? Они вызываются локальными сдвигами земной коры. Мы уже много говорили о тектонических процессах на суше: точно так же они происходят и на дне океанов. О суше Иов говорит: «Он передвигает горы, и не узнают их; превращает их в гневе Своем» (9,5). В другом месте написано: «Гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего; вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь» (14,18-19). Об океанах Иов говорит: «(Бог) силою Своею волнует море» (26,12).

Учитывая предыдущие главы, мы можем связать эти высказывания с определенной исторической эпохой: времена Иова соответствуют концу плейстоцена или началу голоцена, последних геологических периодов в истории Земли. В это время должны были происходить гигантские тектонические процессы, вызванные перемещением материков. Одной из причин, почему Палестина и весь Ближний Восток сильно пострадали от разделения материков, является огромный разлом долины Иордана. Движение земной коры привело здесь к образованию гигантского разлома, протянувшегося на 8 000 км от гор Арарата на северо-востоке Турции до Йоханнесбурга в ЮАР. Это уже гигантский разлом, но и он не идет в сравнение с разломом на дне Атлантического океана, достигающего длины в 67000 км. Можно себе представить, каково приходилось жителям страны Уц, жившим в период таких гигантских преобразований.

Поиск отзвуков этих событий в книге Иова зачастую осложняется тем, что переводчики Библии не знали исторической подоплеки описываемых в ней природных катастроф: считая многие события лишь метафорами, они не в полной мере донесли до нас смысл оригинала. К примеру, видный толкователь Библии Карл Будде (1913) хотел полностью исключить из перевода книги Иова 12,22, считая его слишком отвлеченным. Переведя этот стих буквально, мы получим: «Он обнажает глубины из тьмы и выводит на свет тени смертные». При этом слово «глубины» может означать нечто не исследимое (см. Еккл. 7,24; Пс. 63,7), но произведено от конкретного значения «глубокая пропасть» (Пр. 22,14; 23,27) или «глубокие воды» (Пр. 18,4; 20,5). Стих 11,8 стоит посередине между конкретным и абстрактным значением этого слова. Второе ключевое слово этого стиха, «тени смертные», можно понять как описание глубокой тьмы (3,5; 16,16; 24,17; 34,22), подземного мира (10,21-22; 38,17) или глубин земли (28,3), при этом последние два толкования трудно строго разграничить между собой.

В контексте всей 12-й главы конкретное значение 22-го стиха все же перевешивает абстрактное (ср. прежде всего ст. 7-9,14,23-25). Речь здесь идет о безграничной и порой даже кажущейся неуправляемой силе Божией, повелевающей водными стихиями и рассеивающей народы. Поэтому стих 22 можно прочитать следующим образом: «Он полагает пропасти тьмы и выводит на свет темные глубины». Это вполне понятно: ведь на глазах Иова образовался Сирийско-Африканский разлом. Исследователи иорданского разлома полагают, что в то время земная кора была просто разорвана в прямом смысле этого слова. Многие пласты горной породы к западу от Иордана все еще расположены в том порядке, как они находились до разлома. Слои земной коры образовались главным образом при потопе, в то время как гигантские сдвиги континентальных плит происходили в течение многих столетий после него.

На Божьем уроке космологии

В этой связи чрезвычайно интересно описание возникновения мира и его дальнейшей истории, которое Бог открывает Иову в 38-й главе. В первой части главы (где Бог спрашивает Иова, много ли он знает о сотворении мира, чтобы судить о нем) говорится о сотворении Земли (ст. 4-7), возникновении моря (ст. 8), образовании уже обсуждавшегося нами слоя водяных паров в атмосфере (ст. 9), отделении суши от моря (ст. 10) и некоторых других аспектах творения (утренней заре, свете, атмосферных осадках). Но, вспоминая сделанные в главе 4 выводы о климате предпотопного мира, мы заключаем, что упоминаемые в ст. 22 град и снег указывают на время после потопа.

Далее мы читаем очень интересный для нашего рассмотрения стих 25: «Кто проводит протоки (русла) для излияния воды (волн наводнения)?» Слово «вода» мы находим в том же значении в книге пророка Наума («всепотопляющее наводнение»; 1,8) и Псалме 31,6 («разлитие многих вод»), слово «протоки» в том же значении встречается в 3 Цар. 18,32.35.38; Иез. 31,4, а в значении «водопрод» в 4 Цар. 18,17; 20,20; Ис. 7,3; 36,2. Теперь мы можем перевести наш стих следующим образом: «Кто проложил русло для всепотопляющих вод?» Большое значение имеет употребленный в этом стихе глагол: это усиленная форма еврейского слова «пелег» (фалек), встречающееся в другом значении лишь в Пс. 54,10, в обычной форме он употреблен в Быт. 10,25 и 1 Пар. 1,19, где мы дважды читаем: «У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля, имя брата его Иоктан». Над толкованием этого стиха ухе потрудилось немало великих умов, но прежде чем мы займемся им подробнее, перечислим уже установленные нами факты:

а) Названное в Быт. 10,25 событие должно было произойти во времена Иова (см. выше).

б) Глагол «пелег» (фалек) в стихе 38,25 означает разделение, раскол земной коры и образование русла для большого потока.

в) Произведенные от глагола «пелег» родственные формы слов могут означать «отделение», но в большинстве случаев – «источник» или «вырытый канал». Таким образом, слово «пелег» действительно чаще всего употребляется для обозначения стока воды. Это подтверждается исследованием родственных семитских языков.

г) Интересна также предполагаемая связь этого слова с греческим «пелагос» (море), которое мы встречаем в нашем языке в слове «архипелаг».

Поэтому мы не превысим своих полномочий, связывая стих 38,25 с перемещением континентов и образованием разломов, объясняя в этом же духе и Быт. 10,25. Распространенное объяснение, что разделение земли во дни Фалека связано с начавшимся после вавилонского смешения языков расселением и обособлением народов, на наш взгляд, здесь неприемлемо. Из Быт. 10,8-12 очевидно, что смешение языков произошло не позднее установления царства Нимрода – но Нимрод был третьим от Ноя, в то время как Фалек принадлежал уже к пятому поколению, то есть он жил значительно (возможно, даже на несколько столетий) позже смешения языков. Кроме того, мы читаем здесь не о разделении народов (как в ст. 5, где для этого употреблен совсем другой глагол), а о разделении самой земли – суши, которая, как и в Быт. 6-9, должна была составлять одно целое (ср. гл. 8). Таким образом, здесь говорится о всемирном делении земной коры, связанном с образованием наполнившихся водой разломов.

Атлантида

Вполне понятно, что привыкшим к униформизму историкам и ученым в области естественных наук довольно тяжело принять модель мира, в которой весь плейстоцен (длившийся, по их мнению, миллион лет) сжат до 5000-6000 лет современной истории. Для того, кто внимательно изучил приведенные нами аргументы в пользу молодого возраста Земли и образования слоев земной коры в результате действия сил потопа, эта перестройка мышления, вероятно, вызовет гораздо меньше проблем.

Но, кроме научных аргументов, мы располагаем в высшей степени интересными древними литературными трудами, предположительно описывающими произошедшее в обозримом прошлом разделение континентов. Наиболее известны среди них труды Платона – диалоги Крития и Тимея, в которых египетские жрецы говорят об огромном острове Атлантида, лежащем за воротами Гибралтара (от нее получил свое название Атлантический океан), на котором находилось могущественное царство. Во время гигантской катастрофы этот остров со всеми жившими на нем людьми в течение одного года опустился на дно океана. Геологи позаимствовали из этой истории название континента, который, как полагают, занимал большую часть сегодняшнего Атлантического океана между Северной и Центральной Америкой с одной стороны и Европой и Северо-Западной Африкой с другой. Гренландия, Азорские, Зеленого Мыса, Мадейрские и Канарские острова считаются уцелевшими остатками этого континента.

Конечно, униформисты не могут отождествлять описываемую Платоном Атлантиду с их гипотетическим континентом, существовавшим сотни миллионов лет назад. По униформистской модели, Северная Америка и Европа составляли в кембрии (500 миллионов лет назад) единый континент, который очень медленно, в несколько этапов (последний из которых приходится на третичный период, несколько десятков миллионов лет назад) распался на части. Смещение континентальных плит привело при этом к опущению земной коры между материками. В катастрофной же модели кембрии соответствует первой фазе потопа, произошедшего 5000-6000 лет назад, в то время как разделение континентов происходило в течение более поздней фазы, во дни Фалека, и, по всей вероятности, завершилось достаточно быстро, вызвав ряд больших природных катастроф. Именно катастрофная модель позволяет связать научные данные с дошедшими до нас античными преданиями, которые также помещают процессы разделения континентов в исторические времена, связывая их с природными катастрофами. Униформистская модель бессильна дать здесь какое-либо вразумительное объяснение. Хотя униформисты не жалуют идею природных катастроф, они не могут обойтись без нее при объяснении гибели Атлантиды. Так, при глубоководных погружениях севернее Азорских островов со дна океана был поднят большой кусок вулканической породы, образование которого можно объяснить лишь затвердеванием магмы на воздухе. Кроме того, на протяжении всей протянувшейся с севера на юг параллельно европейскому побережью донной складки Атлантического океана встречаются многочисленные следы вулканической деятельности. Предполагают, что они были вызваны вертикальными перемещениями земной коры, предшествовавшими ее опущению. Это предположение опирается на вулканическую активность Центральной Америки, Антильских и других вышеназванных островов. Наша планета действительно пережила беспокойные времена, причем не так давно, как многие думают. Создается впечатление, что некоторые упомянутые в Библии люди были очевидцами этих событий! Притом они понимали, что наблюдают совершенно особые явления природы: «Кто проложил русло для всепотопляющих вод?» (Иов 38,25). Если наша точка зрения верна, то разделение континентов произошло не миллионы лет назад и даже не во время всемирного потопа, а в течение первых столетий после него, во дни Фалека (не говоря уже о том, что медленное движение материков продолжается по сей день). Любопытный факт: предполагают, что Альфред Вегенер, впервые выступивший в 1912 году со своей теорией движения материков, перенял эту идею от своего» отца, лютеранского проповедника.

Эта идея движения материков (разделение земли во дни Фалека) встречается уже в старых немецких толкованиях Быт. 10,25. Суть теории Вегенера сводится к следующему: Атлантический океан возник в результате взаимного удаления Северной и Южной Америки с одной стороны и Европы и Африки – с другой. Когда-то все эти континенты должны были составлять единое целое. Проводившиеся после этого научные исследования дна океана дали многочисленные свидетельства того, что возраст донных пород убывает по мере приближения к среднеатлантическому горному хребту. То же самое можно сказать и об островах.

Кроме того, как мы уже говорили, на дне океанов встречается поразительно мало осадочных пород. Именно этого могли ожидать креационисты, если разделение материков действительно произошло после потопа (а не во время него). Не существует никаких доказательств для выдвинутой униформистами теории, согласно которой дно океанов лишилось слоя отложений в силу каких-то природных процессов. Этих отложений попросту не существовало, потому что дно мирового океана образовалось после потопа. Что мы там находим, это лишь скудные отложения, возникшие после разделения материков. Эта крупная проблема эволюционистов представляет собой определенную сложность и для креационистов, связывающих движение материков с потопом. Оба лагеря стоят перед проблемой, что на дне мирового океана не встречается никаких палеозойских отложений, составляющих основную часть напластований континентальной коры. Однако можно предположить, что во время разделения материков разломы прошли через палеозойские отложения (возникшие при потопе) и что эти процессы начались уже после того, как были образованы основные слои отложений, то есть спустя значительное время после потопа.

Реконструкция прошлого

Обобщая сказанное в этой и предыдущей главах, мы приходим к следующей модели образования земной коры:

1. Докембрий. Датируемые этим периодом напластования должны были возникнуть до потопа. Частично они были созданы во время второго и третьего дней творения. Эти напластования указывают на то, что в те времена существовал лишь один континент. Это предположение подкрепляется Быт. 1,9 (см. гл. 4).

2. Палеозой (кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь). Это отложения, оставленные потопом. Глубинные отложения и щиты пород на дне океанов возникли уже в первые дни потопа. Изучение строения напластований показывает, что вследствие интенсивных тектонических процессов первоначальный сверхконтинент должен был разделиться на части, которые спустя некоторое время вновь соединились.

3. Мезозой (триас, юра, мел). Эти напластования должны были образоваться частью во время потопа, частью после него. В течение многих столетий после потопа происходило образование новых границ континентов, сопровождавшееся вулканическими извержениями, резкими изменениями климата и гигантскими разрушительными наводнениями. Эти наводнения смывали почву на больших территориях и наносили ее в других местах, приводя к образованию новых слоев отложений. На этот период приходится упоминаемое в Быт. 10,25 разделение земли во времена Фалека – отделение Америки от Европы и Африки (и вышеупомянутый Иорданский разлом пронизывает палеозойские и мезозойские напластования, что указывает на его возникновение после потопа). После разделения материков начался так называемый ледниковый период. Существуют убедительные свидетельства в пользу лишь одного ледникового периода, начавшегося после потопа. О ледниковом периоде упоминает и книга Иова: мы читаем в ней о движении материков и о вызванных им огромных приливных волнах и наводнениях, об огромном леднике на севере (дававшем знать о себе в Аравии снежными метелями, льдом и продолжительными ливневыми дождями) и о последних динозаврах.

4. Третичный (палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен, плиоцен) и четвертичный периоды (плейстоцен и нынешняя эпоха – голоцен): продолжение ледникового периода. Динозавры полностью вымерли. В середине этого периода в Палестине начали образовываться разломы земной коры. Во время вызванных ледником сильных холодов и необычайно обильных осадков людям было очень трудно найти защиту от непогоды и укрепиться на каком-либо одном месте. Многие из них временно или даже навсегда поселились в естественных убежищах – гротах и пещерах. Однако люди, никогда не знавшие эволюции, ум которых и в то время не уступал нашему, вновь начали искать пригодные для жилья места, строить города, заниматься земледелием и скотоводством. Книга Иова позволяет нам мельком заглянуть за кулисы того времени. Это был период, в который завершалось формирование последних слоев земной коры. Лишь во времена Авраама (ок. 2100 г. до н.э.) на земле воцарился относительный покой, и она стала такой, какой мы видим ее сегодня.

Мы вполне согласны, что в нарисованной нами картине много неясностей и пробелов, требующих более глубокого изучения. Это лишь модель, точнее, научный подход, приглашающий нас к дальнейшим исследованиям. Эта модель отличается от других прежде всего своей гармонией с историческими фактами Библии – хотя мы и видели, насколько осторожными нам нужно быть, чтобы не приписать какому-либо стиху Библии чуждое ему значение. Просто поразительно видеть, как возвышенно-поэтическая книга Иова открывает перед нами сложную для восприятия, но исторически достоверную картину существовавшего когда-то ледникового периода: переменчивое, холодное, опасное и беспокойное время землетрясений, ураганов и наводнений, в которое возникали знакомые нам сегодня моря и континенты. Кроме того, эта книга – убедительное свидетельство того, что Бог даже в столь бедственных обстоятельствах не оставляет тех, кто всецело полагается на Него.