День двадцать седьмой

Мы кратко повторили историю народа Израиля и, изучая курс, дошли до Исхода 17. На сегодняшнем занятии я хочу поделиться с вами методом, который поможет последовательно и глубоко изучать Библию, главу за главой.

1. Найди центральную мысль главы и ключевые слова.

Читая раз за разом главу из Священного Писания, важно понять, о чем в ней говорится, что является главным в ней. Чтобы узнать, о чем написано в какой-либо главе, необходимо найти ключевые слова, указывающие на ее предмет.

2. Отмечай ключевые слова.

Каждый раз при чтении главы из Библии отмечай ключевые слова:

а) Нарисуй над данным словом какой-то особый отличительный знак (для каждого слова свой), чтобы можно было легко распознать его. Например, если встречаешь слова «Иисус», «Иисус Христос», «Господь Иисус Христос», нарисуй над ними крест. Даже при беглом взгляде на текст символ креста сразу же покажет тебе, где написано о Господе Иисусе Христе.

б) Подчеркни разными цветными карандашами каждое ключевое слово, чтобы легко отличать его от остальных. Например, слово «Бог» может быть подчеркнуто желтым, «Израиль» — красным и т.д.

Подчеркивай только ключевые слова, которые напомнят тебе, о чем говорится в данной главе. Прочти Исход 17 и отметь ключевые слова. Закончив, перейди к 3 пункту нашего метода.

3. Во время чтения любой библейской главы поставь следующие вопросы, чтобы узнать и лучше разобраться в ее содержании:

а) Кто написал или сказал, кому написал, о ком говорится?

б) Какие описываются события, какие поучения даются, какова цель автора, писавшего данную книгу?

в) Где находился автор и те, кому адресована книга, где происходят события, события относятся к Ветхому или Новому Завету (помни, что Новый Завет есть исполнение Ветхого Завета)?

г) В изучаемом отрывке говорится о событии, которое уже произошло или должно произойти?

д) Почему описываемые события произошли или должны произойти?

е) Какой урок я должен извлечь написанного, каким образом истина Писания изображена, проиллюстрирована, понята, принята, пережита (мною или другими)?

Напиши ответы на эти вопросы, если возможно, подтверждая стихами библейских текстов.

4. Контрасты, сравнения, выводы, обороты речи, указывающие на время.

Каждый раз, когда читаешь библейский текст, находи слова, которые выражают:

а) контрасты: свет и тьма, мир и вражда и т.д.;

б) сравнения: как, как и, подобно и т.д.;

в) выводы: итак, следовательно, стало быть, таким образом и т.д.;

г) выражения времени: когда, после, до и т.д. Отметь каждое из этих слов особым образом. Прочти Исход 17 и отметь в тексте все контрасты, сравнения, выводы, указания на время.

Изучать Писание трудно, но необходимо. Одно дело, когда тебя, как младенца, кормят с ложечки, совсем другое — делать усилие самому. Это и есть различие между младенцем в вере и зрелым человеком. Каждый принявший Господа решает, какой будет его жизнь в вере.

Исход, глава 17

Название главы:

Ключевой стих:

1. «И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню; и расположились станом в Рефидиме и не было воды пить народу.

2. И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?

3. И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?

4. Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

5. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;

6. Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.

7. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива (искушение и укорение), по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?

8. И пришли Амаликитяне, воевали с Израильтянами в Рефидиме.

9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

10. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

11. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик.

12. Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

13. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

14. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу, и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.

15. И устроил Моисей жертвенник, и Нарек ему имя: Иегова Нисси.

16. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».

Напиши, что ты понял из приведенного выше текста, соотнося его с изученным ранее.