Взгляд медиков на чудесное исцеление

Профессор Верна Райт

Я по специальности врач-ревматолог. Люди, с которыми я связан, обычно являются хроническими больными. Многих своих пациентов я наблюдаю уже несколько лет. Я христианин и верю всему, что написано в Библии, верю в личность и действие Святого Духа. По своей работе мне приходится ездить во многие страны мира, но где бы я ни был, везде стараюсь исследовать вопрос о Божественном исцелении. Когда в контексте этой книги мы говорим о Божественном исцелении, то касаемся того, что часто называют «чудом». Слово «чудо» имеет следующее определение: «удивительное событие, происходящее вследствие особого вмешательства Бога или какого-нибудь сверхъестественного явления». Что касается исцеления, то слово «чудо» я определил бы следующим образом: «явление, неподконтрольное законам природы, которое служит свидетельством, что тот, кто его совершает, является или самим Богом, или человеком, особо благословенным Богом».

Конечно, нет сомнений, что Бог может исцелять чудесным путем, как нет сомнения и в том, что в библейские времена Бог на самом деле исцелял именно таким образом. Я нисколько не сомневаюсь, что иссохшая рука восстановилась по повелению Господа Иисуса. Но я задаю себе вопрос: является ли чудо общим Божьим методом исцеления? Большинство людей сегодня отвечают: «Конечно! Иисус вчера и сегодня и во веки Тот же». Я верю этому стиху, но я обязан серьезно подумать: в каком смысле Христос всегда Тот же? Он всегда остается Той же личностью, но Он не обязательно всегда имеет одну и ту же цель в Своих действиях. Всему свое время, всему свое место, у всего своя цель.

Если бы я взял жезл Моисея (думаю, что посетив некоторое количество католических церквей, я смог бы собрать достаточно подобных реликвий) и, поводя им над водами Чермного моря, ступил бы вперед, намериваясь перейти его, то это значило бы, что я выписал себе рецепт утопленника. Для этого чуда были определены свое время, свое место и своя цель. Сыновья Израилевы сорок лет ходили по пустыне, но их одежда никогда не изнашивалась, они не нуждались в новой обуви, каждое утро они получали чудесным образом свою пищу и, если ходили в послушании пред Богом, то не болели. Однако я не думаю, что, если я сегодня буду ходить сорок лет по Синайской пустыне, мне не понадобятся новая одежда или не будет нужды добывать средства к существованию; не думаю также, что я буду защищен от всяческих болезней. Всему свое время, всему свое место, у всего своя цель.

В определенном смысле любое выздоровление является Божественным. Зажил бы сделанный хирургом разрез, не будь Всемогущего Бога, Который определяет, что так и будет? Но мы пытаемся ответить на вопрос: действительно ли чудесное исцеление верующих в наши дни является обычным Божьим делом? Я опровергаю утверждение, что каждый человек может чудесно исцелиться, если только у него хватает веры, и хочу предложить доказательство того, что данное утверждение не согласуется с Писанием, противоречит опыту и поэтому наносит чрезвычайный ущерб.

Некоторые медицинские соображения

Разрешите мне коснуться некоторых медицинских аспектов, значение которых необходимо понять, чтобы объективно оценивать массовые утверждения об исцелении.

Первое, это язык врачей. Однажды после моей проповеди в евангельской церкви в городе Лидсе ко мне подошла женщина, и, поприветствовав меня, сказала: «Профессор, я пришла послушать вас как одна из ваших пациенток. Артрит моей руки совсем исчез. Это просто чудо!» Да, то было чудом, но не в том смысле, что Бог исцелил ее в вышеупомянутом смысле, т. е. это не было «явлением, неподконтрольным законам природы, которое служит свидетельством, что тот, кто его совершает, является или самим Богом, или человеком, особо благословенным Богом». Многие пациенты, посещающие мой врачебный кабинет, поправляются быстрее, чем того можно было бы ожидать от курса лечения. При таких обстоятельствах, врач так и говорит пациенту: «Знаете, это чудо», — но он имеет в виду не чудо, соответствующее вышеприведенному определению, а то обстоятельство, что больной быстрее, чем он ожидал, поддался лечению или его состояние самопроизвольно улучшилось. Пациент в каком-нибудь разговоре, естественно, может упомянуть: «Врач сказал, что было чудо». Однако если он говорит о чуде в том смысле, который мы здесь обсуждаем, то он неправильно понимает язык врачей.

Второе, что надо принимать во внимание при оценке чудесного исцеления, — как относятся к своей болезни сами пациенты. Я объясняю своим студентам-медикам: есть три вопроса, ответам на которые нельзя верить. Первый: сколько они пьют алкоголя? Второй: было ли у них венерическое заболевание? Третий: что сказал другой врач об их болезни? Вас очень удивит, как люди воспринимают слова врача. Интересное исследование провели в отделении ревматологии лондонской больницы, где на магнитофон записывались беседы с пациентами (с разрешения пациентов). Сразу после беседы пациенту задавали вопрос: что им сказал врач? Одна пациентка, довольно молодая, которую врач заверил, что симптомы ее болезни не указывают на артрит и, поэтому нет причины для волнений, две минуты спустя, выйдя из кабинета врача, дала интервью. На вопрос: «Что сказал вам врач?» — она ответила: «Он сказал, что к сорока годам я буду калекой». Эта женщина вошла в кабинет врача с готовым предубеждением, и ничто не могло изменить его. Она искренне рассказывала о том, что «слышала» от врача, но было объективное доказательство, полностью ее опровергающее — магнитофонная запись.

Пациенты часто не понимают серьезности своего состояния. Приведу пример из практики одной англиканской церкви, в которой придают большое значение «служению исцелением». Женщина, страдающая от брюшной боли, сообщила молитвенной группе, что ей на следующей неделе предстоит сложная операция. Они, естественно, молились за нее. Спустя четырнадцать дней после выписки из больницы она сообщила, что операция показала полное исчезновение болезни, и они хвалили Бога за великое избавление. Так случилось, что в церкви был врач, который, надо полагать, одобрительно относился к движению целительства, иначе бы он там не был. С разрешения пациентки он исследовал записи в медицинской карте и обсудил их с хирургом, сделавшим операцию. Он выяснил, что хирург не хотел делать операцию, но поддался давлению пациентки и ее местного врача. Вскрыв брюшную полость, он, как и ожидал, ничего там не нашел, кроме довольно подвижной ободочной кишки. Естественно, он просто все зашил, и брюшная боль исчезла, но вскоре после операции женщина стала страдать от усиливающейся мигрени. Заметьте, верующие из молитвенной группы смотрели на это событие под другим углом зрения: для них это было чудом. Они рассуждали так: «Разве мы не имеем свидетельства пациентки? Она страдала от брюшной боли, необходима была сложная операция. Мы молились о ней, хирург сделал операцию, но ничего не обнаружил». Но, как мы знаем, хирург видел это в ином свете, и, быть может, стоит принять во внимание, что симптомы болезни изменились — от брюшной боли к мигрени. Другими словами, болезнь осталась, но болеть стал не живот, а голова.

Третье, что нужно учитывать, — это сложность определения, в какой степени болезнь поддается лечению? В университете Лидса я возглавляю группу, исследующую методологические работы. Цель — измерение реакции человека на лечение. Как измерить реакцию человека? Конечно, есть субъективные симптомы, но их практически невозможно измерить, поскольку они целиком зависят от слов пациента, для оценки которых потребовался бы соответствующий измеритель. Хорошим примером субъективного симптома является боль.

Можно еще назвать полусубъективные симптомы, то есть объективные симптомы, поддающиеся влиянию субъективных факторов. Я интересуюсь динамической силой сжатия. Согласно данным моего исследования, показатель силы сжатия динамометра у пациентов, страдающих ревматизмом, ранним утром очень слаб; в течение дня он возрастает. Интересно наблюдать за субъективными факторами, влияющими на эту силу, иначе ее легко можно было бы измерить объективно. Пациент сжимает пневматический динамометр, а ты наблюдаешь за ртутным столбом и снимаешь показания. Но такое измерение не совсем объективно — оно «полусубъективно». Например, когда арабские штангисты поднимают штангу, они в момент толчка вскрикивают: «Аллах!» и толкают штангу вверх. Это не просто набожное восклицание, оно на самом деле помогает им взять вес. Неверующие атлеты при толчке выдыхают воздух с восклицанием. Проводили следующий эксперимент: в то время как человек сжимал динамометр, выстрелили из пистолета, в результате показатель силы сжатия стал намного выше.

Существуют, казалось бы, и совершенно объективные методы измерения медицинских факторов, но и они сопровождаются некоторыми трудностями в механизме самого объективного измерения. Часто рассказывают случаи удлинения чудесным образом ноги. Эта проблема интересует меня, поскольку у людей с несоразмерностью длины ног иногда наблюдается определенный вид артрита; мы его называем «заболевание суставов длинноногих». Я знаю церковь, из которой один человек вышел с большой радостью, потому что «видел» как чья-то нога выросла на полтора сантиметра. Однако разницу ноги в полтора сантиметра невозможно точно измерить. Я уже несколько лет бьюсь над этой проблемой, но даже рентгеновские снимки не помогают. Итак, если кто говорит: «Я видел, как нога выросла на полтора сантиметра», — можете пропустить его слова мимо ушей. Измерить это невозможно даже в научной лаборатории.

Несколько факторов могут быть причиной несоразмерности длины ног. Есть истинное сокращение ноги, и есть кажущееся сокращение. Человек может страдать из-за кажущегося сокращенней, обусловленного наклоном таза; и вот при каких-то обстоятельствах происходит как бы удлинение ноги, а в действительности — просто выровнялся таз.

К баптистской церкви, которую посещает один из членов моей семьи, принадлежала женщина, страдавшая болями в пояснице. Она пошла на целительное собрание Джона Уимбера и вернулась, охваченная радостью, — боль исчезла. Моя родственница расспросила о лечении, и женщина ответила: «Кто-то возложил на меня руки и сказал, что поясница болит из-за несоразмерности ног, и если я дома их измерю и найду, что они одинаковой длины, то боль исчезнет». Женщина так и сделала. И… приятная неожиданность — ее ноги были одинаковой длины. Так и хочется сказать, что это неплохой метод для достижения дешевого успеха. Пациент прежде не ощущал предполагаемой разницы длины ног. Увы, через три месяца боли возобновились.

Четвертым фактором являются ошибочные диагнозы болезни. Приведу такой пример: в 1986 г. одна женщина через Высший суд получила в качестве компенсации 140 тысяч долларов, поскольку у нее отняли обе груди из-за предполагаемой раковой опухоли. Диагноз был поставлен при клиническом осмотре, но он оказался ошибочным. Опухоль была доброкачественной, и женщина стала богаче.

Такие ошибки — не только огорчение для пациента, но и позор для врача. Два года назад я приехал к одному семидесятилетнему человеку, у которого была обнаружена желтуха: все тело его зудело, он похудел на девятнадцать килограммов. Я очень забеспокоился и сразу же привез его в больницу. Ему сделали ультразвуковое зондирование брюшной полости. Результаты показали, что у него сильно запущенный рак печени. Я пошел беседовать с сотрудниками, проводившими исследование, чтобы проверить результаты, так как они были слишком зловещими. Однако меня уверили, что при современной технологии здесь не возникает сомнений. Представьте мое смешанное чувство радости и стыда, когда год спустя пациент пришел в мою клинику, и выяснилось, что все его симптомы исчезли. Ошибка заключалась в диагнозе. Следовательно, не стоит думать, что врачи — непогрешимы.

В книге «Путешествие в Лурд»017 Алексис Каррел рассказывает о том, как он наблюдал исчезновение опухоли. Это произвело бы сильное впечатление, если бы автор не проходил практику в лондонской больнице, где один хирург рассказывал о пациенте, у которого была «неуловимая» причиняющая большие боли брюшная опухоль. Четырежды (!?) возили пациента в операционную, и всякий раз, как только вводили обезболивающее, опухоль исчезала. В четвертый раз решили оперировать. После вскрытия брюшной полости хирург успел увидеть, как раскручивалась часть толстой кишки. Она обладала такой подвижностью, что перекручивалась вокруг, причиняя брюшную боль и создавая припухлость или опухоль. Хирург увидел то, что, без сомнения, случалось и ранее — после обезболивания наступало расслабление и перекрученная кишка раскручивалась.

Пятый фактор — изменчивость болезни. Есть редкие, но вполне реальные случаи самопроизвольного отступления болезни, даже рака. Вместе с другим врачом я пишу книгу о ревматических болезнях. Я был очень расстроен, узнав, что коллега не в состоянии продолжать работу из-за приступа рассеянного склероза. Ему было трудно говорить и писать, и вообще он очень плохо себя чувствовал. Несколько лет до этого, будучи в ЮАР, он впервые испытал подобный приступ, но в тот раз благополучно выздоровел, однако на этот раз приступ был довольно сильным. И я очень обрадовался, когда несколько месяцев спустя узнал, что все симптомы вновь полностью исчезли, и мой коллега смог передать мне часть книги, которую я ждал. Главное — понять, что бывают естественные изменения в течении болезни.

Шестой фактор, имеющий большое значение, — это сила психики. Мои пациенты часто задают вопрос: «Доктор, может быть, это мои нервы виноваты?» Я отвечаю на этот вопрос осторожно. Если просто сказать «Да», они могут подумать, что я считаю их боль мнимой. Когда пациенты чувствуют боль, значит, у них что-то болит. Я учу своих студентов-медиков, что у каждого, входящего в приемную, что-то болит, если даже так и не кажется на первый взгляд. Я не верю в мнимость боли. При нервном напряжении человек может испытывать физическую боль. При обилии проблем у меня начинает болеть шея. Психологические факторы могут проявляться в виде физической боли, и действительно — причиной многих болезней может быть психологический фактор.

Вернемся к ревматическому артриту; вне сомнений, это реальная физическая, воспалительная, иногда разрушительная болезнь суставов. Но при тяжелой утрате в семье или большом потрясении, например, по поводу ухода мужа из дома, пациент часто испытывает внезапное ухудшение — обострение болезни.

Или возьмем астму. Известно, что проявлению этой болезни нередко способствуют предрасполагающие причины. Нередко она передается по наследству. Но известны три главных ее компонента: инфекция, аллергия и психологические факторы. Так, если пациент простудился, то может случиться приступ астмы. В определенные времена года у пациента, страдающего аллергией на какие-нибудь запахи, также может быть приступ. Но существует и психологический компонент. Примером служит случай, произошедший в Ливерпуле, где я проходил практику. У пациентки была аллергия на розы, и она всегда испытывала приступ астмы, выходя в сад, где они росли. Однажды она вошла в кабинет главного врача, на столе которого случайно стояла роза, и у нее сразу же начался приступ. Однако роза была искусственной. Несомненно, не следует недооценивать психологический фактор.

И этот фактор имеет первостепенное значение при анализе того, что происходит на целительных собраниях. Когда Джон Уимбер вместе со своей командой проводил подобное собрание в Лидс, на нем присутствовали пять моих коллег (все верующие врачи). То, что они увидели там, привело их в ярость; потом они написали о своих впечатлениях.

Все началось с того, что целый час нас разогревали музыкой. Многие начали шататься и пританцовывать. Для чтения Писания времени не нашлось. Никто ни разу никого не призвал к молитве о грехах и покаянии. «Протяните руки. Почувствуйте, как жар пронизывает вас. Возможно, ваши веки отяжелеют. Возможно, захочется упасть. Возможно, некоторые будут кричать. Все хорошо. Вы видите, как Святой Дух почивает на людях, видите, как Божья сила почивает на многих.

Взяв микрофон, член команды, якобы через «слово знания», описал симптомы больных, и согласно «явленным ему» симптомам стал отбирать из аудитории людей для исцеления. Некоторых попросили выйти вперед. Их болезни и проблемы носили общий характер. В любой группе из пятисот или более человек всегда можно найти таких людей.

Желающих исцелиться ввели в транс. По словам одного из руководителей больные не были в бессознательном состоянии, но они начали трястись, дрожать, странно улыбаться, падать и произносить какие-то фразы. Потом собранию стали объяснять значение происходящего. Нас заверили, что улыбка одного, поза другого — явные свидетельства, что на них сошел Святой Дух.

По всему залу люди стали впадать в транс. Аудиторию предупредили, что, возможно, Святой Дух побудит некоторых кричать или делать что-либо еще. Как и при обычном сеансе гипноза, эти явления начали происходить почти сразу. Из-за неконтролируемого смеха, плача, стонов, воплей и рыданий, сопровождавшихся бормотанием, становилось все труднее следовать за официальным ходом событий.

Усиленные рупором голоса членов команды пронзали воздух: «Влияние Духа растет. Господь, дай нам еще! Разорви их оковы! Отпусти их сердца! Освободи! Расслабьтесь!»

Все пять врачей, один из которых входит в состав главных психиатров Великобритании согласились, что это — сеанс гипноза. И именно психиатр сказал, что «все было исполнено качественно, буквально по учебникам гипнотерапии». Мои коллеги пришли к следующему заключению:

Гипнотический транс, сопровождаемый внушением, является сильным психологическим инструментом. Он может применяться для различных целей. Очень часто бывает, что психосоматические018 расстройства, связанные с неврозом, на короткий срок поддаются такому лечению. Довольно часто дантисты прибегают к гипнозу для обезболивания при удалении зуба, а гинекологи — при родах. На собрании Джона Уимбера мы не видели никаких изменений, которые указывали бы на исцеление физического недуга. Благодаря сильному желанию многих присутствующих помочь находящимся рядом с ними советами, действие внушения усиливалось.

Состояние сознания при гипнозе не соответствует здравомыслию, описанному в Писании. И то, что происходит с людьми, нельзя назвать обновлением ума. То, что состояние транса является действием Святого Духа, — беспардонная ложь. Методы, вызывающие гипноз и состояние повышенного возбуждения, внушение людям, что через них они овладевают царственным владычеством над бесами, болезнью и природой, — обман искажение Истины.

Я всей душой согласен с этим заключением.

Медицинские обзоры «целительства по вере»

Подробный анализ об исцелении по вере проводится уже много лет, однако, факт выздоровления ни разу не был подтвержден, кроме тех случаев, которые мы называем функциональными. Материалы об этом обсуждаются в превосходной квите «Некоторые мысли об «исцелении по вере»» под редакцией Эдмонда и Скорера.

Первыми, кто провел исследование в области «чудесного», были члены комиссии англиканской церкви. Эти исследования проводились в начале XX века. В ее состав вошли девять видных духовных лиц церкви, а так же одиннадцать врачей. Комиссия признала, что заболевания органов (при которых происходят структурные изменения в органах) и функциональные недуги (при которых не происходит изменений в структуре, а болезнь имеет психологические корни) различить затруднительно. Однако они пришли к заключению, что «исцеление по вере» и другие виды духовного исцеления, как и лечение на основе внушения, могут быть долговременно эффективными только в случае функционального расстройства, возможные исключения сомнительны, и их нельзя принимать в расчет.

В 1920 г. служитель Гринстед из Оксфорда рассмотрел результаты деятельности двух миссий, руководимых англиканскими священниками, которые занимались целительством. Он вел переписку с врачами и служителями, работающими на миссионерском поприще. Никаких подтверждений об исцелении заболеваний органов он от них не получил, но было много доказательств исцеления функциональных заболеваний.

Кроме этого, «Медицинская ассоциация Великобритании» недавно сделала обзор, касающийся «чудесных» исцелений. Предан гласности опросный лист, разосланный многим врачам и организациям, которые и занялись исследованием деятельности «исцеления по вере» и других «духовных» целителей. Комитет по изучению материалов исследования, созданный под председательством уважаемого, известного своей порядочностью врача-консультанта, тщательно изучив материалы, пришел к следующему выводу:

Мы обнаружили, что пациенты, страдающие психогенными заболеваниями, могут излечиваться различными методами духовного исцеления через внушение и посредством иных способов психологического лечения, применяющихся врачами, но мы не нашли никаких доказательств, что болезни органов поддавались исцелению этими способами.

Материалы позволяют заключить, что все утверждения об исцелении в таких случаях, возможно, объясняются неверно поставленным диагнозом, неправильным прогнозированием течения болезни, временным ее ослаблением или самопроизвольным излечением. С другой стороны, точно так же выявлено множество факторов, физических и психологических, как содействующих ускорению развития болезни, так и способствующих восстановлению здоровья. Оказание помощи религиозным путем, на чем бы она ни основывалась, иногда оказывает сильное влияние на эмоциональную и духовную жизнь пациента и таким образом может содействовать выздоровлению.

Можно было бы приводить похожие цитаты из многих обзоров. Д-р Льюис Роз, врач-психиатр больницы им. Святого Варфоломея, двадцать лет занимался этой проблемой. Проф. Джон Данди, профессор анестезии Королевского университета в Белфасте, недавно изучал случаи исцеления в так называемом «Центре христианского обновления». Рассмотрев тридцать два случая, он пришел к следующему заключению:

Изучив материалы, я с одобрением, а не критически оцениваю роль Церкви в исцелении личности человека. Я не нашел неоспоримых доказательств чудесного исцеления, но я встречался с пациентами, умственное и духовное состояние которых улучшилось. В промысле Божьем врач может помочь телу, и психиатр может помочь прояснить сознание. И я верю, что разум влияет на действия тела в этой жизни и определяет вечную судьбу духа.

Профессор Данди оценивает роль Церкви в контексте вывода исследований, о которых мы упоминали. Совсем недавно мой друг, евангелист Данкан Лейтон, получил от солидной фирмы стипендию для поездки в Африку и Америку. Он написал статью под названием «Знамения? Сомневаюсь», в которой рассказывает о своих исследованиях «чудесных исцелений»:

В 1984 г. в Африке я следовал за Дереком Принсом и его командой во время их путешествия через Замбию. Они утверждали, что там совершались тысячи исцелений. Мы не нашли ни одного. Д-р Эрик Ри исследовал один случай чудесного удлинения ноги и заявил, что это — обман. Мое письмо д-ру Принсу, в котором я просил у него детальных сведений, передавалось из рук в руки многим членам его команды до тех пор, пока его не получил Брайен Бентли. Он знал какого-то человека, который вылечился от синусита.

Потом Данкан Лейтон поехал в Калифорнию, где изучал работу тамошних целительных групп. После посещения одного из целительных собраний калифорнийский хиропрактик019 Роджер Зиглер (верующий) сказал: «Почти половина из тех, у которых болела спина, здесь уже «исцелились»».

Вот такие свидетельства мы получаем от тех, кто долгое время объективно и благожелательно расследовали харизматические утверждения об исцелении. Поэтому, руководствуясь медицинскими соображениями, мы должны понимать, что имеется в виду, когда врачи, констатируя ослабление болезни, пользуются словом «чудо». Следует также учитывать, что, возможно, пациент, комментирующий свою болезнь, неверно понял, что сказал врач о его состоянии. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что объективно измерить процессы изменения в организме больного трудно, равно как и определить возможность ошибочного диагноза врача. Принимать в расчет необходимо и изменчивость болезни, характерную даже для самых зловещих заболеваний. И, главное, нельзя недооценивать силу психики.

Как личность Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же, но Его промысел не всегда один и тот же. Накопленные мною лично свидетельства, несомненно, приводят к выводу, что Его промысел в наши дни сильно отличается от Его промысла в библейские времена. Ибо во дни Его земного служения мы нуждались в удостоверении Его Божественности, то же и в отношении апостолов как вестников Евангелия.

«Исцеления», подрывающие авторитет Христа

Я уверен, человек, утверждающий, что имеет дар исцеления, позорит личность Иисуса Христа. Если бы (следовало бы подчеркнуть слово «если») 99 процентов всех попыток исцеления были успешными и только один неудачным, то даже это подорвало бы авторитет Христа, ибо Он никогда не терпит неудач. Если мы кому-то говорим: «Во имя Иисуса встань и ходи», — а тот продолжает лежать, то неудача бросает тень на личность и силу Христа; подобное же случается все время!

В институте около моего дома находится Христианский союз, в который проникло харизматическое воззрение. Девушка, член этого союза сломала лодыжку. Кроме того, у нее была ветрянка. Ее поместили в больницу. Несколько руководителей союза навестили ее, молились над ней и заверили, что она исцелилась, после чего тайно вынесли ее через окно. Но перед общежитием, где она жила, ее состояние так ухудшилось, что им пришлось нести ее обратно в больницу. Какую тень бросают такие действия на дело Христа!

Когда в клинику приходят пациенты, утверждающие, что испытали чудесное исцеление, то мои коллеги, зная, что я верующий, направляют их ко мне, говоря: «Мы думали, что вам, профессор, будет интересен этот случай». Одним из последних пациентов, которого направили ко мне, была женщина, страдающая ревматическим артритом, которая сказала главврачу моего отделения, что исцелилась на какой-то конференции. Я сказал ей: «Это очень интересно». Я, как врач, не могу выражать сомнений, чтобы не оскорблять чувства людей. Потом я попросил: «Можно ли посмотреть ваши руки?»

Стыдясь, женщина протянула руки, но ее пальцы были настолько искривлены и обезображены, что я, видавший виды, ужаснулся. Вне сомнений, ревматизм уже не прогрессировал столь быстро, но необратимые изменения были очевидны. Неужели так лечил Иисус Христос? Печальная ситуация напомнила мне рассказ о том, как однажды фермер увидел, что дояр, подоив корову, выливает молоко в кормушку. Фермер спросил, что это значит, и дояр ответил: «Ну, мне показалось, что молоко слишком водянисто, и я подумал, что запущу его обратно». По отношению к бедной женщине у меня появилось подобное желание: посоветовать больной пройти процесс исцеления снова.

Джон Уимбер со своей командой посетил город Лидс. Одна девушка, у которой были большие психические проблемы, во время служения, крича, упала на пол. Объявили, что она исцелилась, но спустя три месяца ее положили в психиатрическую больницу. Большинство рассказов об успехах исцеления, которые мы слышим вокруг, это рассказы с чужих слов. Врачи же наблюдают другую картину. В книге «Я верю в Святого Духа» священник Майкл Грин приводит примеры исцеления в Африке на массовых собраниях. Возможно, вам интересно знать мнение врача-миссионера, который уже много лет работает в районе, о котором писалось в книге.

В течение моей работы в этой стране, начиная с 1944 г., ходило много слухов об исцелении, особенно в районе озера Ньяса, называемого теперь Малави. В 1973 г. вспышка исцелений в районе Дар-эс-Салам была единственным случаем (о котором я слышал), имевшем место вне района озера Ньяса. Все вспышки исцелений, с которыми я сталкивался, носили один и тот же характер: чрезвычайная первоначальная популярность с привлечением тысяч людей на собрания, после чего количество присутствующих все более и более уменьшается. Когда популярность уменьшается, вспышка кончается, и организаторы уезжают в другой район. Мое личное впечатление, что в этих утверждениях об исцелении нет ни слова правды, и что первоначальная популярность этих собраний уменьшается по мере того, как действительные результаты становятся известными. Я не встретил ни одного случая несомненного исцеления, подтвержденного медицинским осмотром пациента до и после предполагаемого исцеления.

Это впечатления очевидца. Хочу повторить: ложные утверждения подрывают авторитет личности Христа, более того, подрывают авторитет Божьего Слова.

Рассказываю на основании личного опыта. «Исцеления» харизматического движения зачастую связаны со «словами пророчества» и «словами знания». Цитирую из речи Джона Уимбера, произнесенной на собрания в Лидсе: «Вы получаете «слово знания». Бог хочет, чтобы вы вслух сказали его. Если вы ошиблись — ничего страшного, пробуйте еще раз!» Разве это по Библии? Невероятно, но он произнес именно эти слова. Я об этом говорю не за спиной Джона Уимбера и его команды, ибо на следующий день после упомянутого собрания было организовано собрание для христианских руководителей и служителей, и некоторые мои медицинские коллеги вместе со мной пошли туда, чтобы выразить свое мнение о происходящем. Однако нам сказали, что использовать разум для того, чтобы судить о делах духовных — неверно. Нам объяснили, что верующие нуждаются в «ощущении касания Божьего». Ничего не остается, как только заявить: избегать здравомыслия — значит позорить Слово Божье и подрывать его авторитет.

Послушайте, что говорит Джонатан Эдвардс о людях, отвергающих дух различения:

Они считают дерзкими и неуместными критические попытки в стремлении отличать истинную благодать от ложной или, по крайне мере, так говорят о тех, кто всерьез занимается такими исследованиями и посвящает им много времени. Они полагают, что это скорее ослабляет работу Святого Духа, чем содействует ей, отвлекая их ум и ум других от дела, к которому, по их мнению, Бог призвал их. Они рассуждают так: «Нет опасности сбиться с пути истинного, если мы оживлены верой, ей живем и исполнены Божьего Духа! Следуя за Богом, мы вне опасности сбиться на ложный путь! Давайте будем идти вперед, а не стоять и мешать доброму делу, тратя время на критику и материалистические рассуждения!» Так говорили многие, пока не заблудились в пустыне и не запутались в ее терниях.

Я полностью согласен с этим обобщением. Если необоснованные утверждения о чудесах не оцениваются должным образом, то позорится личность Христа, подрывается авторитет Слова Божьего, обманываются верующие, порождается плеяда легковерных верующих. Я не могу понять, как люди, носящие очки, могут руководить «целительными собраниями». Смит Уиггелсуорф, известный целитель прошлого, назвал очки «костылями глаз». Так оно и есть.

Чтобы еще раз подчеркнуть легковерность, характерную для движения харизматического исцеления, обращусь к другому случаю, имевшему место в Христианском союзе одного из институтов. Президент союза, подверженный к харизматическому влиянию, пришел на разбор Библии. Он недавно перенес грипп в тяжелой форме и все еще страдал от простуды. Было очевидно, что молодой человек болен, но он заверил присутствующих, что он в полном порядке: «Я хочу сообщить вам, что Бог исцелил меня, но дьявол продолжает действовать, сохраняя симптомы». Такие вот дела.

Я хотел бы спросить у чудотворцев-целителей: «Скажите, пожалуйста, почему вас нельзя найти в больницах для безнадежных пациентов?» Я также хотел бы спросить у этих пророков благополучия: «Скажите, пожалуйста, почему вас нельзя найти в Эфиопии, Судане или Индии, где я встречаю многих людей, которые не обладают вещами этого мира, но духовное богатство которых так влияет на меня, что я чувствую себя нищим?»

Жестокость концепции поклонников «чудесного исцеления»

Кроме того, что движение «чудесного исцеления» наносит вред истинной вере, оно еще и крайне жестоко. Дьявольское утверждение: «если только достанет веры» увеличивает муки многих больных. Дон Дабл проводил кампанию исцеления в городке на окраине Лидса. Мистер «целитель» организовывал собрания под определенные болезни, и так случилось, что в один вечер, предназначенный для исцеления глухих, мой друг, глухой на одно ухо, направился туда попытать счастье. На него возложили руки и сказали, что он исцелился, на что мой друг ответил:

— Неправда!

Исцелитель настаивал:

— Да, вы исцелены!

Друг настойчиво повторил:

— Нет, это неправда!

Тогда последовал ответ:

— Значит, у вас не хватает веры.

После краткого препирательства исцелитель направился к другим глухим, стоящим в очереди. Когда «исцеления» закончились, он повернулся к стоящей рядом женщине, «получившей исцеление», и спросил:

— Вам это как-нибудь помогло?

Приложив руку к уху, она ответила:

— Повторите, пожалуйста!

Быть может такие анекдоты кажутся смешными, но, на мой взгляд, все это очень грустно. Я руководил группой евангелистов на острове Мэн, среди нас был студент из библейской школы, страдавший эпилепсией. Он присоединился к учению о чудесном исцелении и прекратил принимать лекарство. Однажды ночью, когда он, как и все мы, спал на походной кровати, с ним случился эпилептический припадок, и он помочился на кровать. В этом нет ничего позорного, но все же бедняге было неловко. Это не его вина; это безумие тех, кто сказал ему, что он исцелился.

Последствия таких заверений могут быть более огорчительными и даже трагическими. У моих друзей сын умер от лейкемии. Родителей заверяли, что ребенок исцелится, и оба глубоко верили обещанию. Их горе было невыносимо.

Я вспоминаю церковь, где в одной семье ребенок был тяжело поражен кистозным фиброзом. Кистозный фиброз причиняется рецессивным геном, то есть он действует только тогда, когда передается обоими родителями. Если женятся два человека, имеющих этот ген, то большая вероятность, что у их ребенка будет кистозный фиброз. Эта пара проконсультировалась у врача, можно ли им иметь детей; врач был против, сказав, что 25 процентов вероятности, что ребенок будет калекой. Супруги примирились со своим положением. Но однажды в их церкви кто-то встал и сказал «слово знания»: «У вас родится нормальный ребенок». Женщина родила — ребенок оказался еще более тяжелым, чем первый.

Я могу привести в пример семейную пару, смирившуюся с бездетностью, поскольку врачи, тщательно их исследовав, сообщили, что им нельзя иметь детей. Естественно, они очень хотели ребенка. Однажды на собрании кто-то встал и заявил, что получил «слово знания»: «Через двенадцать месяцев будет у вас ребенок». Прошло восемнадцать месяцев; пара осталась без детей, и пастору пришлось уделять им много времени, потому что их вера поколебалась из-за так называемого «слова знания».

Уильям Нолан выдающийся хирург в США был очень заботливым к людям. Испытывая потребность быть полезным, он без всякого предубеждения пошел работать помощником на известных целительных собраниях покойной Катрин Кульман. В конце концов он ушел из организации и написал книгу под названием «Исцеление: врач в поисках чуда». Вот что он писал:

У меня были смешанные чувства, когда я проводил исследования так называемых «исцеленных». С одной стороны, я не сомневался, что Катрин Кульман — искренняя, благочестивая, полностью посвятившая себя своей работе личность, пылко верящая, что действует по воле Бога. Обижать ее я бы не хотел. Но, с другой стороны, я не был уверен, что все доброе от нее не перевешивалось болью, которую она причиняла. Я не мог избавиться от мыслей об искалеченных и идиотических020 детях и их плачущих, убитых горем родителях и всех других, жестоко разочаровавшихся.

Учение о «чудесном исцелении» не только причиняет вред, часто оно — губительно. Я вспоминаю о враче, которая была моим близким другом. Она была глубоко верующей и многих направила ко Христу, однако сама она страдала сильной депрессией. К счастью, ее состояние поддавалось воздействию лекарств. Я настолько ценил ее способность приносить душевное утешение, что часто посылал к ней за помощью своих пациентов, страдавших депрессией. К сожалению, она присоединилась к группе людей, уделявших внимание учению об исцелении. Ей сообщили, что она исцелилась. Как и следовало ожидать, она оставила лекарство, а спустя три недели повесилась.

Я вспоминаю женщину из города Лидса, тяжело страдавшую эпилепсией, но, к счастью, ее состояние тоже можно было контролировать лекарствами. И она тоже присоединилась к такой же харизматической группе и таким же образом оставила лекарство. Однажды, при выходе из автобуса, у нее начался припадок эпилепсии, она упала под колеса встречного автомобиля и была раздавлена насмерть. Я, безусловно, приписываю вину за смерть этих верующих тем, кто проповедовал губительное учение, и во весь голос заявляю, что оно причиняет горе, приносит вред, оно крайне опасно.

В конце 1986 г. Джон Уимбер проводил конференцию в городе Харрогэйт. Один из делегатов остановился у меня. Я считал, что невежливо спорить с гостьей, но она настояла на обсуждении вопроса об исцелении, и мы стали дискутировать на эту тему. Я обрисовал ей аргументы и сведения, приведенные в этой главе. Гостья же ответила:

— Я не желаю выплескивать ребенка вместе с водой.

Только одно можно сказать ей в ответ: в воде находится не ребенок, а тигр, и нам следует это понять.

Учение о «чудесном исцелении» часто углубляет страдания. Жестоко уверять, что люди не исцеляются из-за того, что у них не хватает веры! Речь идет о страдающих людях, которые, в ответ на приглашение, приходят, чтобы исцелиться, но остаются неизлеченными. Они оказываются перед двумя проблемами: с одной стороны это чувство духовной неполноценности, с другой — оставшиеся страдания от болезни. Как врач я против этого учения, а как верующий я еще более против него, потому что оно лишает утешения, основанного на Библии.

Во Втором послании к Коринфянам 1:3-4 сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» Бывают времена, когда болезнь и бедствия посещают нас, чтобы мы были хорошо подготовлены к утешению других людей, которые окажутся в подобной ситуации.

Один верующий, который занимался со мной евангелизацией, был сбит грузовиком, когда ехал на велосипеде; у него отнялись ноги. Он был приемным сыном у родителей, и они, многие друзья сидели у его постели, надеясь помочь ему. Мы прилагали все усилия, но откуда, вы думаете, он получил лучшее утешение? Мы написали Джони Эрексон и рассказали о его положении; в ответ она написала чудесное письмо, полное сердечной заботы и участия. Письмо от целиком парализованной женщины, написавшей книгу о своей трагедии, которую она пережила, прежде чем нашла покой во Христе, неизмеримо больше помогло другу, чем все наши утешения. Почему? Потому что она прикована к постели так же, как и он; она пережила то же, что и он. Она услышала муки его души и смятение его ума и смогла утешить тем утешением, которым Бог утешил ее саму.

Разве история не подтверждает это? Церковь Христа всегда была страдающей Церковью. Бог совершает великие дела через бедствия. Вспомним Фанни Кросби, автора чудесных гимнов, которая ослепла через шесть недель после рождения. Вспомним Уильяма Каупера, еще одного автора прекрасных гимнов, страдавшего приступами депрессии. Можно вспомнить Эми Кармайхел, миссионерку, которая часто не могла выйти из дома из-за болезни. Хочется вспомнить д-ра Мэри Вергуози, у которой были парализованы ноги, но которую Бог использовал для Своего дела, так что она сказала: «Он убрал мои ноги и дал мне крылья!» Многие люди как раньше, так и сегодня испытывают то же.

На нас лежит большая ответственность — воспитывать сердечную, заботливую, молящуюся общину, чтобы больные знали, что в церкви есть люди, которые по-настоящему заботятся о них, по-настоящему молятся о них. Мы не должны оставлять заботы о несчастных, так как они являются частью тела Христова, и если им больно, то и нам должно быть больно. И мы не должны забывать, что наилучшее утешение часто приходит от тех, кто прошел тот же путь страдания.

Итак, главная мысль, заключается в том, что сегодняшняя волна харизматического учения об исцелении ослабляет наше христианское свидетельство. Моей невестке было около тридцати, когда у нее начался рак пищевода. Вначале ей поставили неправильный диагноз, что объяснялось месторасположением опухоли, и к тому времени, когда ошибка была исправлена, операцию делать было уже поздно. Перед смертью она собрала около себя всю семью, и они вместе пели и славили Бога.

Настоящее свидетельство верующего заключается не в том, что тело наше исцелилось, а в том, что мы можем смотреть смерти прямо в лицо, будучи уверенными, что, благодаря искупительной жертве Спасителя, мы со спокойствием можем предстать перед Богом, зная, что у Его правой руки стоит Иисус, спасший нас. Нет ничего важнее этого, и если кто-то умаляет эту истину, превосходящую все остальные, то он наносит вред Евангелию благодати Божьей. Я подчеркиваю, что в наши дни верующие видят «целительные дела» не в истинном свете. Они утратили главную сущность Евангелия: у правой руки Бога стоит Тот, Который является Спасителем.

Огромная опасность учения о «чудесном исцелении» состоит в том, во-первых, что оно принижает личность Христа, потому что при очевидных неудачах исцеления именем Христа мы продолжаем утверждать, что у нашего Спасителя не бывает неудач. Во-вторых, оно разрушает Божье Слово, так как возвышает новый вид «откровения» — так называемое «слово знания» или «слово пророчества». В-третьих, оно вводит христиан в заблуждение и плодит легковерных верующих, поддающихся обману. В-четвертых, оно лишает верующих утешения. И, наконец, оно нередко ослабляет евангельское свидетельство верующих.

001 См. описание целительной кампании Уимбера в 11-й главе «Взгляд медиков на чудесные исцеления».

002 Цитаты взяты из кассетных записей конференции об исцелении — «Знамения и чудеса». Кассета 1984/8167, №5, выпущена «Международным братством виноградника». Калифорния, США.

003 Кассета «Знамения и чудеса», 1984/8164, №2, выпущена «Международным братством виноградника».

004 Кассета «Знамения и чудеса», 1984/8167, №5, выпущена «Международным братством виноградника».

005 Доказательства, что «жало» Павла было физической проблемой, содержится в главе 8.

006 Уникальный случай, когда Анания возложил руки на Павла после видения от Господа (Деян. 9:17), едва ли можно назвать примером исцеления, так как Савл был временно ослеплен Господом, и Анания был послан (как один из тех, которых Савл преследовал), чтобы скрепить печатью Божье прощение и принятие.

007 Кассета «Знамения и чудеса», 1984/8164, № 2.

008 Приводим стихи Писания, в которых упоминается о проповеди Евангелия, не сопровождавшимися какими-либо «сверхъестественными явлениями», вроде чуда исцеления или «слова знания» и т.п. В Книге деяний святых апостолов мы находим гораздо больше проповедей Евангелия без какого-либо сопровождения чудесами, чем тех, которые сопровождались ими. (В списке текстов приведены далеко не все примеры.) Деян. 5:29-32; 7:2-53; 8:4 и 26-38; 9:20-22; 11:19, 20-21, 22-24 и 25-26; 13:14-43 и 44-49; 14:1, 21 и 25; 15:35; 16:1-5 и 12-15; 17:1-4, 10-12, 16-17 и 18-34; 18:1-6, 7-8, 11 и 19; 19:8; 22:1-21; 23:1-9; 24:10-21 и 24-27; 26:1-32; 28:17-29 и 30-31. Хотя Господь Иисус Христос постоянно совершал чудеса исцеления, отметим, что многие из его великих «евангельских» откровений даны не в прямом контексте чуда (это можно сказать о многих известных притчах нашего Господа). Следующие стихи служат примером этого: Мтф. 9:10-13 и 14-17; 13:1-53; 16:21-28; Лк. 4:16-27; 7:36-50 и 9:57-62; 12:13-34 и 49-59; 13:1-9 и 22-30; 14:25-35; 15:1-32; Ин. 5:17-47; 6:22-71; 7:11-8:59; 10:1-21.

009 См. главу «Тексты говорят «Нет!»»

010 Мтф. 9:32; 12:22; Мр. 9:14-29.

011 Некоторые толкователи придерживаются мысли, что под словом «пленники» подразумеваются потенциальные Божьи люди, над которыми, как над мятежниками, была одержана (на Голгофе) победа и которых Христос унес как славных пленников. Однако 67-й Псалом описывает злейших врагов, уносимых как униженных противников. В Кол. 2:15 Павел делает подобное заявление, вновь говоря о победе Христа над дьяволом и его ангелами на Голгофе: «Отняв силы у начальств и властей, властно поверг их позору, восторжествовав над Ними Собою». Под словом «силы» подразумеваются влияние и «территории», захваченные дьяволом и его воинством, которые Бог взял у них.

012 В Евангелии от Марка 16:20 также видна сильная связь между «последующими знамениями» и деяниями апостолов, избранных Христом, так как их двойное служение (проповедь Слова и совершение знамений) описано в прошедшем времени. В греческом подлиннике глагол, который управляет целым предложением, употреблен в изъявительном наклонении и в прошедшем времени: «проповедовали». Большинство евангельских ученых предполагают, что Евангелие от Марка написано около конца 60-х годов по Р.Х.

013 Игнорируя указания, данные Святым Духом в 5-й главе Послания Иакова, Джон Уимбер предлагает несколько «шагов» исцеления. Первый включает в себя интервью. Второй — установление диагноза и получение от Бога «слова знания» о причинах болезни человека. (Возможно, утверждает он, причина кроется в каком-то грехе или в какой-то проблеме, возникшей во взаимоотношениях с людьми.) Если причинена болезни — бесы, то Бог скажет это Уимберу (!). Третий «шаг» — выбор соответствующего вида молитвы: чтобы исцелитель смог совершить правильную молитву, он должен спросить у Бога, хочет ли Тот исцелить пациента сейчас или потом? Хочет ли Бог, чтобы исцелитель пророчествовал о том, когда вылечится больной? Или Бог хочет, чтобы исцелитель сразу приказал болезни уйти? Хочет ли Бог, чтобы молитва совершалась «языками» или обыкновенной речью? Проще говоря, третий шаг — добиться ответов на эти вопросы. Четвертый «шаг» — так называемое «занятие молитвой», когда Уимбер возлагает руки на больных и призывает Святого Духа до тех пор, пока те не начинают трястись, рыдать, кричать, падать и т. п. Зададим себе такой вопрос: какое они имеют право составлять план работы для Святого Духа? План, никоим образом не связанный с порядком, установленным Богом, и который полностью противоречит ему? Именно так доказывается лживость постоянных утверждений Уимбера о том, что он получает свое знание от Бога.

014 Другие тексты, в которых для передачи понятия «помазание маслом» используется это же, не несущее ритуального значение греческое слово, подтверждают, что Иаков имел в виду именно физическое облегчение. В Мтф. 6:17 Иисус говорит, что соблюдающие пост должны помазать голову маслом и помыть лицо, чтобы быть бодрыми и свежими и совсем непохожими на постящихся. В Мр. 16:1 повествуется, как две Марии с Саломией принесли ароматическое масло, чтобы помазать тело Господа. Это была традиция тех времен, а не религиозное действие. То же мы видим в Лк. 7:38, когда читаем о грешной женщине, омывшей своими слезами ноги Иисуса и помазавшей их маслом («миром»), представляющим собой, несомненно, ароматическое масло. В Ин. 12:3 записано, как Мария из Вифании взяла фунт драгоценного «мира» и помазала ноги Спасителя. Ни в одном из этих случаев «помазание» не имело никакого религиозного значения, и именно поэтому для передачи понятия «применение масла» используется нецерковное слово (то есть «алейфо»).

015 Патологические затруднения при чтении и письме, обусловленные изменениями в мозге. — Прим. пер.

016 Автор словаря новозаветной лексики.

017 Лурд — город во Франции, куда приезжают католики для исцеления. — Прим. пер.

018 Физические болезни, причиненные психическими проблемами. — Прим. пер.

019 Врач, занимающийся лечением суставов, особенно суставов спины. — Прим. пер.

020 Идиотизм — врожденное слабоумие. — Прим. пер.


Глава 13 из 13« Первая«111213

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Эпидемия целительства. Раздел: Протестантизм-1.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.