6. Семь верных признаков истинного обращения

Существуют ли узнаваемые признаки того, что имело место истинное обращение? Как мы можем распознать духовное состояние ищущего или спрашивающего, которому нам довелось служить наставником? Как мы можем «проверить» вероисповедание кандидата на крещение и членство в общине?

Целый ряд текстов Библии описывает те определенные признаки обращения, которые наши предки называли «отпечатками благодати». Первое послание Иоанна, например, так ясно перечисляет эти признаки, что некоторые комментаторы Библии называли главные пункты этого Послания «пробами на жизнь». Римлянам 8 также описывает признаки обращения. Однако самый сжатый и легко прослеживаемый перечень отпечатков благодати, удобный для запоминания и применения в практическом пасторском служении, нам дают Деяния, гл. 2.

В современном благовестии иногда проявляется тенденция преуменьшать грех и покаяние и говорить лишь о преимуществах и пользе Евангелия. Мы слышим о том, что людей подводили к «приверженности к христианству», но часто они не каялись в своем грехе истинно и глубоко. Мы наблюдаем, как людей убеждают принять решение для Христа, а затем уверяют их, что они в то же мгновение спасены, что они «приняли Его в свою жизнь». Но действительно ли они обращены? Способность распознавать истинные признаки новой жизни является жизненно важной необходимостью для целителей душ в наши дни.

Семь признаков

Величественное описание, сделанное Лукой в Деян. 2:37-78 и 41-46 дает нам подробную картину великой перемены в характере и жизни нескольких тысяч человек, обратившихся в день Пятидесятницы.

«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братья? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа… Итак охотно принявшие слово его крестились… И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:37-38; 41-42).

«Они же, услышав, поражены были в самое сердце, и сказали Петру и остальным апостолам: что нам делать… ?» (Ст. 37 в современном переводе.)

Шесть главных признаков благодати можно найти в этом тексте. Не было никакого сомнения в глубоком внутреннем переживании этих мужчин и женщин. В их умах и сердцах произошли глубокие изменения. Описание этого во второй главе Деяний уверяет нас, что действие благодати можно распознать.

1. Осознание греховности

Первый признак благодати в этом тексте — опыт осознания греховности, ведущий к истинному покаянию (стихи 37-38). Крещение могло состояться лишь после того, как люди ясно показали, что они «умилились сердцем», или, согласно греческому оригиналу, «были поражены в самое сердце», то есть когда они пережили стыд и осознание своей греховности и затем искренне молили о прощении. Оценивая духовный прогресс человека, мы поэтому ищем «сердца сокрушенного и смиренного», которого Бог «не презрит» (Псалом 50:19). Если мы чувствуем, что было лишь холодное, умозрительное признание греха, наряду с весьма формальным или ограниченным покаянием, нам следует усомниться в том, действительно ли произошло обращение. Слово Божье говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды».

Покаяние связано с сильным чувством, и лишь в том случае, если человек глубоко озабочен своим грехом и обременен нуждой Божьего прощения, мы имеем твердое основание надеяться, что истинное дело благодати совершилось в сердце данного человека. Нам часто приходится читать «свидетельства», в которых не упоминается покаяние, и эти «свидетельства» крайне подозрительны. Все рассказы об обращении звезд поп музыки, выставляющие обращение как нечто совсем не трудное, лишены этого существенного признака благодати. Мы слышим, как эти люди говорят, что они попросили Иисуса войти в их жизнь, и с тех пор Он всегда рядом с ними (даже на сцене), делая их намного более преуспевающими в их неизменившейся мирской жизни. Мы видим здесь отсутствие малейшего осознания своей греховности.

Представление о том, что человек может «принять Христа» в одно мгновение, просто потому что он чувствует внутри некоторую пустоту, — это трагическое заблуждение, не имеющее ничего общего с библейским обращением. Мы должны внимательно искать этот первичный признак благодати: что человек прошел истинное раскаяние и преклонился в скорби перед Богом, с глубоким и серьезным желанием получить прощение и новую жизнь. Мы не ожидаем от всех ищущих, чтобы они ощущали те глубины стыда и сотрясающего горя, о которых мы читаем в биографиях некоторых христиан или в рассказах времен возрождения, однако переживание вновь обращаемых должно включать определенную меру стыда, смирение перед Богом и умиление перед милостью Господней. Так или иначе они должны проявлять сокрушенное и смиренное сердце, которое в получении прощения полагается только на одного распятого Христа.

Покаяние — это перемена или переориентация духа: человек отворачивается от греха и поворачивается к Богу. Оно включает две вещи: наше отношение к греху и наше отношение к Господу. Когда начинается осознание греховности, мы не только стыдимся нашего греха, но также утрачиваем и нашу склонность к греху и страстно желаем оставить его и быть другими. К тому же мы изменяем свое отношение к Господу, видя Его как единственного Спасителя и подчиняясь Ему как абсолютному Правителю и Создателю нашей жизни. Но в настоящее время многие проповедники считают, что покаяние означает просто изменение мнения об Иисусе Христе. Они отвергают господство Христа в жизни человека, как необходимое условие спасения. Они говорят, что полный разрыв со старой, греховной, мирской жизнью не является необходимостью. Иными словами, они низводят покаяние до нуля, и то, что они предлагают, является пародией на Новозаветное обращение.

Теперь мы смело можем подвести итог следующим образом: без стыда — нет обращения; без доверия единственно к Голгофе — нет обращения; без разрыва со старой жизнью — нет обращения; без отделения от мира — нет обращения; без господства Христа — нет обращения.

Вот те ключевые вопросы, на которые нам нужно знать ответ: чувствовал ли себя ищущий когда-либо несчастным и глубоко пристыженным за свою греховность перед святым Богом? Искренне ли он покаялся, связывая свою надежду с искупительной смертью Господа Иисуса как единственного Спасителя? Подчинил ли он себя всецело Ему, как Спасителю и как Господу? Разумеется, нам следует искать свидетельства. Есть ли признаки того, что человек истинно сокрушился и в корне изменил свое отношение к Господу и к миру? Увидеть свидетельства нетрудно. Старается ли он угодить Господу? Обеспокоен ли он продвижением в святости?

Иногда мы имеем дело с нашими друзьями, лишенными чувства уверенности, хотя очевидно, что все это произошло в их жизни. Они действительно алчут и жаждут правды, праведности. В таких случаях наша задача заключается в том, чтобы помочь этим людям увидеть, что великое изменение уже произошло в их жизни, что они, с помощью благодати Божией, прошли через долину покаяния, и теперь поднимаются к вершинам Царствия Божьего.

2. Понимание Священного Писания

Второй признак благодати виден в Деяниях 2:42: «Пребывали постоянно в учении апостолов». Греческий подлинник указывает на то, что они продолжали оставаться крепко привязанными к учению апостолов; они настойчиво, упорно добивались и придерживались его. Это верный признак благодати, когда дух человека открылся пониманию и любви к Слову Божьему и когда авторитет и руководство Слова установлены в сердце. Истинно обращенный осознает значимость Слова Божьего и становится «закрепленным», «прикованным» и верным ему. Это верный признак, потому что 1 Коринфянам, 2:14 подчеркивает, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Неспасенные люди считают Библию сложной, темной и трудно понимаемой книгой. Позднее, когда они истинно обратились, они вдруг обнаруживают, что ее страницы сверкают светом и смыслом, и их сердца согреты и взволнованы ей. Когда Дух Святой открывает глаза слепого, то ищущие души вдруг становятся способными увидеть на страницах книги Благую Весть благодати.

Новообращенные, быть может, не сразу поймут такие книги, как книга Иезекииля или Откровение, но если ранее они были слепы ко всему Слову, то обращение позволяет им увидеть его новыми глазами. Ранее сухие страницы вдруг оживают. С другой стороны, люди, не продвигающиеся в изучении Библии, вряд ли являются истинными обращенными, несмотря на их заявления о вере в Бога. Мы всегда должны спрашивать потенциально новообращенных, что для них теперь означает Библия. Стала ли она для них вдруг удивительной и волнующей, приобрела ли глубокую, всеохватывающую власть над их жизнью? Истинные обращенные захотят сделать все, что она говорит. Они не станут непочтительно спорить о каждом вопросе, а готовы усомниться в себе и руководствоваться высказываниями Библии.

Важно также искать постоянства в новообретенной восприимчивости к Слову Божьему. Не слишком ли часто изменяет данный обращенный свое мнение? Не пропадает ли он неделями вне церкви, возвращаясь затем в Божий дом, как будто никогда не отсутствовал? Способен ли он включать и выключать свои духовные ощущения как электрическую лампочку? Нередко случается, что кто-то кажется глубоко затронутым Словом и глубоко верующим, но это впечатление улетучивается так же быстро, как было навеяно. Постоянство является существенным признаком того, что Слово Божье стало новым авторитетом в жизни истинно обращенного человека.

3. Связи семейства

Третий признак благодати в Деяниях, 2:42 рассматривается в понятии «общение». Они пребывали постоянно «в общении». Те, кто уверовал во Христа в день Троицы, вдруг стали очень прочно привязаны к Божьим людям. Это необъяснимое, углубляющееся стремление быть вместе с христианами, это таинственное ощущение близости или родства является еще одним верным признаком истинного обращения, как мы узнаем из 1 Иоан. 3:14: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев». Тут можно прибавить хорошо известные слова Руфи (1:16): «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом».

Если некто стремится, например, задержаться после собрания, чтобы поговорить с верующими, и с готовностью принимает приглашения к общению, то это скорее всего весомый признак истинного действия благодати. Глубокая нужда в духовном общении может указывать на то, что Господь включил данного человека в Свое духовное семейство, говоря образно: царская кровь небесной семьи течет в жилах всех истинно верующих, ибо они сделались «согражданами святым и свои Богу».

Если, однако, предполагаемый обращенный все еще отдает предпочтение мирскому общению, то это плохой знак. Где нет тесной связи с верующими, нет нужды в общении, нет желания обменяться мыслями о делах Божьих, там скорее всего истинное обращение еще не произошло. Существует уникальная связь, соединяющая одного верующего с другим — духовное родство, прививаемое каждому истинному христианину при обращении. Видим ли мы такую связь и ощущение принадлежности к другим верующим в человеке, духовное состояние которого мы проверяем?

Истинные обращенные внезапно ощущают зияющий разрыв между собой и неверующими друзьями. Это часто может оказаться болезненным, но это неизбежно, когда благодать вошла в сердце. Истинный обращенный чувствует иначе, он теперь привержен иным принципам и желаниям. Несомненно налицо желание и стремление к спасению бывших друзей, но старая привязанность глубоко изменилась с обращением, и это переживание является свидетельством действия Духа в сердце.

Тут следует сказать слово предупреждения, поскольку близкие связи на уровне чисто человеческих отношений могут стать причиной ложного исповедания веры во Христа. В современной практике домашних групп делается сильное ударение на личную дружбу, чтобы привлечь людей к христианской вере. Точно такая же практика существует и в традиционных молодежных кружках, где непринужденная дружественная обстановка весьма ценится участниками кружка. В том и другом случае люди могут воспринимать духовную идеологию данной группы просто потому, что для них стала важной дружба сверстников. Они, возможно, даже не осознают, что их внутренней побуждающей силой является личная эмоциональная потребность, а не Дух Божий, и их исповедание Христа не исходит от осознания своей греховности и спасительного просвещения. Как все это распознать? Мы должны обратить внимание на то, поддерживают ли такие новообращенные серьезное общение с духовно зрелыми членами кружка, а также с другими верующими за его пределами. Произошло ли у них обращение к кружку, или обращение к Господу? (Злоупотребление «группами интереса» и «дружбой» в целях евангелизации является весьма опасным подражанием истинному христианству, и мудрые пасторы не станут поощрять эти методы).

4. Открытие молитвы

Еще один яркий признак благодати, упомянутый в тексте Деяний, 2 — это соучастие в молитве. Еврейские обращенные, должно быть, ранее ничего не знали о действительном, сознательном доступе к Богу в молитве. Их молитвы возносились через «аппарат» синагоги и священников. Личная молитва обычно являлась ничем иным как холодным, языческим повторением высказываний. Но верующие, сразу же после истинного обращения, не могли удержаться от молитвенных собраний, они открыли молитву с чувством, действенную молитву. Они осознали, что они стали детьми Божьими и что их великий Первосвященник на небесах слушал каждый их крик и зов. Их сердца согревались, когда они молились, и они получали определенные ответы.

Апостол Павел говорит нам, что открытие молитвы является исключительно результатом работы Духа Святого, говоря: «Так как вы — сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче!» (Галатам, 4,6). «Обращенных», которым нечего сказать об этом личном опыте молитвы, следует рассматривать с наибольшей осторожностью. Мы должны спросить у людей, открыли ли они молитву? Есть ли у них что сказать об ответах Бога на их молитвы? Выражают ли они своим поведением то, что оставили чисто эгоистичные и сравнительно мелкие молитвы необращенных людей и что научились смиренно молиться о духовных благословениях, как-то: о свете, победе над грехом и благословении в свидетельстве? Истинные обращенные скоро обнаружат, что они понимают духовные молитвы. Они проявляют большую заботу о неспасенных родственниках, чем о себе самих.

Если люди говорят, что обратились, но впадают в совершенную панику и мрак, как только подвергаются испытанию, то вряд ли они когда-либо испытывали этот драгоценный и существенный признак благодати. Не исключено, что истинные обращенные постарше также могут потерять усердие в молитве, к их стыду и им во вред, но этот признак благодати, как показывает текст, очень ярок на более ранних стадиях христианского опыта. Истинные обращенные инстинктивно приносят свои проблемы к Господу в молитве, и если они это делают, то мы знаем, что они действительно нашли Его.

5. Новое сердце

Другой существенный признак благодати описывается в Деяниях, 2:46-47, где говорится о том, что обращенные в день Троицы характеризовались искренним, бескомпромиссным посвящением и верностью сердца. Один перевод называет это «прямодушием», другие переводы говорят об «искренности сердца».

Иными словами, существенное изменение происходит в самых глубинных мыслях и чувствах обращенного человека и ведет к большой открытости для дел Божьих, к посвящению Его делу и целеустремленности в мотивах. Истинно обращенные люди более чем готовы изменить свой образ жизни, чтобы угодить Богу. У них нет двойственных интересов, стремления одновременно и к божественным благословениям, и к мирской славе, состоятельности и наслаждениям. Павел говорит: «Если кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам, 5:17). В истинном обращении исполняется обетование Божье: «Дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иезекииля, 11:19). Уходят былые черствость и холодность, и теперь новообращенных глубоко волнует состояние их взаимоотношений с Господом, они также легко воспринимают духовные вещи. Они становятся духовно чуткими к воле Божией и к своим христианским обязанностям, обретают отзывчивое сердце. Приходят новые побуждения, вкусы и идеалы, побеждает и новая норма поведения. Мир со всеми его греховными увлечениями становится на их вкус «кислым», так что все вещи, которым они теперь отдают предпочтение, связаны с делами Божьими.

Стремясь разобраться в духовном состоянии ищущего, мы должны увидеть данную перемену характера и интересов. Истинный новообращенный охотно принимает обучение и поддается воздействию. Человек, который ранее был склонен держаться надменно и заносчиво, вдруг желает помощи и руководства на духовном пути. Мы часто удивляемся изменению, происходящему с людьми. Их сердца настолько глубоко изменены, что им теперь очень хочется делать только правильное. У них еще могут случаться минуты упрямства и противостояния Богу в определенных вещах, но в общем налицо ясная восприимчивость к наставлению и увещеванию.

Это весьма сильный признак благодати, если гордый и самодовольный человек вдруг становится отзывчивым, кротким и прислушивающимся к советам. Вот это истинное обращение! С другой стороны, если так называемые «обращенные» остались, как и прежде, в плену материальных интересов, честолюбия, моды или рок музыки, а серьезное увещевание на основе Слова Божьего слушают равнодушно, то у нас сильные основания сомневаться в том, получено ли ими новое сердце.

Это новое сердце включает отношение большого уважения и почитания к Господу, а также — глубокой любви. В нашем же тексте из Деяний (2:43) мы читаем, что «был во всякой душе страх». Под этим подразумевается благоговейный трепет, благоговение. Новое сердце старается быть послушным Господу, и оно остро ощущает Его присутствие, святость и силу. Весьма небрежный и непочтительный «обращенный», наверное, не получил новое сердце. (То же относится к людям того типа, который мы нередко видим на ведущих местах в некоторых христианских собраниях — людей, использующих весьма неуважительный, «неформальный» стиль, пренебрежительно говорящих о духовном, с поведением, напоминающем скорее видного деятеля индустрии развлечений, чем посла Христа. Новое сердце придает человеку глубокое благоговение и уважение к Господу.)

К сожалению, верующие со временем могут утрачивать силу первой любви и проходить через времена бесчувственности и непослушания. В их жизни могут случаться падения, угашающие Дух. Но в начале христианской жизни теплое, открытое, отзывчивое сердце явно присутствует, и его следует считать первостепенным признаком благодати.

6. Начальная мера уверенности

В Деяниях, 2:41-47 дается описание людей, которые в начале своего христианского пути испытывали сильное чувство уверенности, другими словами, определенности. На это указывает их «веселие» (ст. 46) и «хвала Богу» (ст. 46). Все истинные обращенные будут испытывать определенную начальную меру уверенности в том, что они теперь принадлежат Христу, хотя эта уверенность может довольно быстро улетучиться под натиском очередных сомнений, возбужденных сатаной. Библия говорит о том, что всем христианам в самом начале их духовного опыта дается печать уверенности. Ефесянам, 1:13 гласит: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». То же благословение уверенности упоминается и в 2 Коринфянам 1:22.

Мы не вправе ожидать от новорожденных детей во Христе, что они будут обладать огромной, даже полной уверенностью, но мы можем точно рассчитывать видеть ее отпечаток, поскольку Дух Святой ставит Свой знак на совершенном Им деле. Этот отпечаток — печать засвидетельствования и подлинности, как оттиск печатью или печаткой на воске. Это такая же печать, какой в старину дворяне скрепляли свои документы и письма, чтобы их удостоверить.

Истинные обращенные испытывают ощущения, весьма сильно отличающиеся от всего известного им ранее. Они вкушают некоторую меру того мира, которого свет не может предоставить. Обычно это включает реальное ощущение полученного прощения. Библия говорит нам, что печать является залогом, задатком, обязательством или предвкушением будущего наследия христианина, так что мы можем заключить, что истинные обращенные также будут испытывать ощущение чудесного статуса наследников Неба.

Поскольку Бог накладывает Свою печать на обращение, обращенные определенно будут ощущать, что случилось нечто чудесное. Они будут чувствовать, что их желания изменились и что они получили новую ненависть ко греху. Поэтому обращенные ощущают в сердце удостоверяющую печать Духа, которая видна наблюдателю в виде измененного поведения. Духовный советник постарается узнать, ощущал ли человек, ищущий помощи, нечто подобное ранее. Возможно, что человека, лишенного уверенности следует спросить: «А было ли у вас когда-либо ощущение того, что вы обратились? Ощущение того, что вы были прощены и что вы стали новым человеком?» Вполне возможно, что последует такой ответ: «Да-да, однажды, когда я покаялся и уверовал в Господа, я почувствовал уверенность!»

Однако при распознавании печати уверенности следует проявлять большую осторожность, поскольку многие истинные обращенные не имеют ощущения полной уверенности. В Вестминстерском вероисповедании говорится: «Уверенность не настолько связана с сутью веры, чтобы являться само собой разумеющимся, неизбежным опытом. Истинному верующему, возможно, придется долго ждать и преодолевать многие трудности, прежде чем он приобретет ее».

Духовные наставники должны уметь показать беспокойным верующим то, что Бог уже сделал для их души. Они должны быть готовы рассмотреть признаки благодати вместе с каждой сомневающейся и подавленной душой, чтобы затем (если она проявляла эти признаки) душ получила утешение и уверенность на почве ясного свидетельства Божьего действия в ней.

7. Нападки сатаны

Хотя об этом не упоминается в Деяниях, 2, но враждебное отношение сатаны к новообращенному является также одним из существенных признаков спасения. Враг стреляет своими раскаленными стрелами — сомнениями и страхами — в мышление молодого верующего. Если ищущие лица оказываются под обстрелом сомнениями относительно истины Благовестия и их собственного духовного прогресса, это может быть положительным признаком того, что Святой Дух воздействовал благодатью на их сердца. Господь Иисус учил этому в Луки, 11:21, сказав: «Когда сильный с оружием охраняет свой дворец, имущество его в безопасности». В этом стихе сатана предстоит как сильный с оружием, как тиран, не утруждающий себя притеснением или оскорблением своих рабов, пока они находятся в стенах его крепости.

Истинные обращенные, однако, уже не находятся в крепости сатаны. Они освобождены, следовательно, для них началась великая борьба. Они теперь борются «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Ефесянам 6:12). Поэтому смятение духа, от которого они страдают, сомнения, которые они так ненавидят, и неуверенность, которую они часто ощущают, — все это могут быть признаки того, что Господь их спас и что теперь они находятся на поле брани.

Те войска, которые первыми открывают огонь, всегда выдают место своего нахождения и укрытия. Подобно им, сатана в некотором смысле хватает через край, когда нападает изо всех сил на новообращенных. Он им доказывает несомненный факт его существования и наличие повода для нападения на них. Разве не странно, что его первая атака начинается только тогда, когда люди по-настоящему ищут и находят Господа? Его стратегию не трогать людей, пока они не обратились, можно продемонстрировать на опыте людей, выросших в христианских семьях, но проживающих годами как «номинальные» христиане до того, как истинно обратились. В течение тех лет, когда они еще не обращены, они редко сомневаются в исторической действительности библейских событий или дела и служения Иисуса Христа. Но как только они истинно обратились ко Христу, возникает новый опыт — на них начинают обрушиваться сомнения! Лишь в этот момент сатана оставляет свою сдержанность и начинает беспокоить их.

Новообращенным следует помочь увидеть, что сатана посылает раскаленные стрелы в умы верующих из злости и мстительности. Отнять у них спасение он не в силах, но он будет делать все, что может, чтобы испортить их радость и мир в вере.

Стратегия сатаны бывает разнообразной. Иногда он может мучить новообращенного сомнениями в христианской вере. В другое время он может изменить свою тактику. «О да, — скажет он, — все это — истина. Библия — верна, вера — верна, спасение — верно; но ты не обращен. Ты обманываешь себя!» Рано или поздно, верующий впадет в грех, и дьявол подхватит эту благоприятную возможность, чтобы внушать ему упрек: «Как это ты мог бы быть дитятею Божьим?»

Сам факт того, что новообращенные способны чрезвычайно беспокоиться о том, истинно ли они спасены, уже сам собой является признаком их обращения. Если они истинные христиане, то состояние их души является самым важным делом их жизни. Главное — их духовное состояние, а их обеспокоенность по существу показывает им, что они — дети Божьи.

Необращенные люди не блуждают по свету в глубоком переживании о своем духовном состоянии. Они заботятся о мирском. Поэтому «святое беспокойство», как это называлось пуританами, является хорошим признаком того, что сокровище данного человека отныне на небе.

Резюме признаков

Семь верных признаков или «отпечатки благодати», которые мы ищем, легко можно резюмировать:

1. Произошло истинное раскаяние: сокрушенное и смиренное сердце обратилось к Богу за милостью и благодатью.

2. Пробудилось новое духовное понимание Слова Божьего и подчинение его авторитету.

3. Наличествует сильное ощущение привязанности и принадлежности к народу Божьему, которое указывает, что мы перешли из смерти в жизнь.

4. Проявляется чудесная новая способность молиться, включая восхваление и духовные прошения; уверенность, что молитва будет услышана.

5. Получено новое сердце, наряду с новой радостью, новым характером, новыми вкусами и стремлениями, потому что мы освобождены от мира и направлены на Божье. С новым сердцем начинается процесс освящения — желание слушаться Бога и угождать Ему.

6. Мир от Бога и изначальное ощущение принадлежности (уверенность) вложены Духом Святым в сердце.

7. Нападки сатаны ощущаются в виде новых искушений, сомнений и страхов. Началась духовная борьба.

Использование признаков обращения духовными работниками

Очевидно, что духовным целителям надо быть очень внимательными, чтобы не дать ищущей душе ложной уверенности. Если проповедник или духовный наставник раньше времени заверит ищущего, что он получил спасение души, его продвижение в вере может быть надолго приостановлено. А если этот ищущий вдруг обнаружит, что в его жизни не произошло никакой перемены, он, наверное, вряд ли снова обратится за помощью к тому, кто дал ему пустую уверенность. Может быть, ему даже придется какое-то время блуждать по пустыне смущения и разочарования.

Противоположной ошибкой будет случай, когда мы не говорим ни слова об уверенности тем, кто уже действительно пережил осознание греховности и подчинил себя Господу. Немало отчаяния и сердечной боли были вызваны нечутким и неуместным увещеванием в тех случаях, когда истинное обращение не было замечено и этих верующих, не имеющих уверенности, бездумно направили назад к Голгофе, по сути дела исключив их из семьи искупленных. Духовному наставнику часто приходится определять, есть ли признаки обращения в жизни человека, лишенного уверенности. Если они есть, то дело наставника — раскрывать сомневающемуся эти признаки. Наставник должен помогать такому человеку извлекать некоторое ободрение и уверенность из того, что Господь уже сделал в его или ее жизни. Ему даже следует показывать, что весьма неправильно для истинно обращенного человека недооценивать благое дело Духа.

Безусловно, для нас жизненно важно знать признаки обращения, или отпечатки благодати, чтобы быть компетентными духовными помощниками для других. Это так же жизненно важно и для того, чтобы выполнять нашу библейскую обязанность по сохранению в наших местных церквах состава рожденных свыше (возрожденных) христиан.

В истории христианской Церкви самые крупные проблемы всегда порождались наличием неспасенных людей в составе церкви. Как же удалось бичу модернизма в течение прошедшего столетия вычеркнуть истинное Евангелие из стольких протестантских деноминации на Западе? Что заставило евангельские церкви отступить под напором волны «мирского» христианства, поднявшейся за последние два десятилетия? Библейский ответ на это — наличие дерева, сена и соломы в церквах. Христиане широко игнорировали повеление из Послания к Евреям 12:15: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божьей; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». Человек, лишенный благодати Божьей — это человек, не переживший истинного обращения.

Очевидно, что беседуя с предполагаемыми членами церкви, мы можем и будем ошибаться. Наша «Проверка» не должна быть слишком строга, ибо для спасенного человека приобрести членство никогда не должно быть невозможно трудным. Но нам надлежит быть внимательными и делать все от нас зависящее, чтобы рука общения подавалась лишь людям, истинно пришедшим ко Христу. Для такой работы мы должны обладать доскональным знанием этих великих признаков благодати.

Как мы уже говорили прежде в этой книге, свет и понимание могут проливаться постепенно, в меру того, как грешник подвергается обличению в греховности. Нередко может происходить длительный кризис в сердце, пока весь мятеж не пересилен, и грешник смиряется перед Господом. Соответственно и признаки благодати могут проявляться в ищущем постепенно. Но лишь тогда, когда тьма полностью заменилась светом, вина — прощением и смерть — жизнью, ярко проявляются все признаки.

В Новом Завете упоминается еще целый ряд признаков обращения, но в данной главе мы ограничились рассмотрением лишь наиболее легко распознаваемых. Так, например, в том же тексте Деяния, 2, сказано об одном знаке, который мы здесь опустили ради краткости. Лука сообщает, что обратившиеся в день Пятидесятницы «пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба«. Здесь говорится, что знаком благодати является желание истинно обращенных поклоняться Господу и проявить любовь к Нему. Их не надо подталкивать или убеждать делать это. У них нет недостатка энергии и усердия для поклонения. С точки зрения автора этой книги, большой вопросительный знак висит над головой тех новообращенных, которые испытывают радость только в случае, если служение насыщено ритмической музыкой и развлечениями. Читатели могут взять себе на заметку этот признак, как восьмой по счету.

Эти признаки духовной жизни дают нам, целителям душ, правильное понятие о том, что мы должны ожидать и на что обращать внимание, определяя истинное обращение. Но независимо от того, нужны ли нам эти признаки для определения духовного состояния ищущих или для ободрения новообращенных, мы должны всегда помнить, что обращение является делом Духа Святого. Обращением невозможно манипулировать. Мы являемся лишь помощниками в тех вещах, которые для нас недоступно высоки, и нам никогда нельзя пытаться принимать на себя суверенное Божественное право Духа Святого.