4. Дополнительные темы

Летоисчисление

Летоисчисление определяет последовательность, порядок происходящего. В данной книге летоисчисление представлено вместе с обозначением дат различных событий. Источник для определения хронологических рамок — это Библия. Насколько достоверны наши данные?

Авторство Священного Писания

У христиан есть большое преимущество, потому что существует абсолютно точный перечень данных, благодаря которым могут быть определены даты различных исторических событий. Ясно сказано, что настоящий Автор Св. Писания — это Дух Святой. Это показано в 2 Петра 1:21, где говорится: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Поскольку Дух Святой — Бог и всегда совершенно точен, то и даты в Библии также совершенно точны.

Библейский год

То, что Библейский год состоял из 360 дней, а месяц в Библии имел 30 дней, показано как в историческом отношении, так и пророческом.

А) В историческом отношении — потоп в дни Ноя

Потоп начался на 17-й день второго месяца (Бытие 7:11). Ковчег опустился на гору Арарат на 17-й день 7-го месяца (Бытие 8:4). Продолжительность потопа составила 5 месяцев, которые упомянуты, как 150 дней (Бытие 7:24). Таким образом, исходим из продолжительности месяца в 30 дней.

Б) В пророческом отношении — период Великой Скорби

Время языческого правления над Иерусалимом — 42 месяца (Откровение 11:2). Время пророчества свидетелей — 1260 дней (Откровение 11:3). Опять продолжительность месяца получается 30 дней. Продолжительность Библейского года показана, как 360 дней.

Эквивалент преобразования

Поскольку Библейский год имел 360 дней, то для преобразования его в обычный год, состоящий из 365, 25 дней, должен применяться эквивалент 0, 9856.

589 г. до Р.Х. — начало отсчета

Начальная дата, выбранная для данного исследования, — это начало периода «запустения» иудеев 25 декабря 589 г. до Р.Х., в девятый год Седекии, последнего царя Иудеи (4 Царств 25:1-2; Иезекииля 24:1-2). Это был день начала осады Иерусалима, с которого началось разрушение сельского хозяйства, от которого зависела Иудея. Запустение было допущено Богом, чтобы земля могла пережить субботу (Левит 26:34-35). Иеремия утверждал, что суббота запустения продлится 70 лет (Иеремии 25:9-12). Произошло ли это? — Да.

Этот период, который был предсказан и который длился точно 70 лет или 25 200 дней, закончился 23-го числа месяца хисел (ноябрь-октябрь) 520 г. до Р.Х., в день, перед которым Господь сказал, что благословит их. Это было точно 25 200 дней после 11-го числа месяца тевеф (декабрь-январь) 589 г. до Р.Х., первого дня осады Иерусалима вавилонянами (Аггея 2:10-19). Дата начала осады Иерусалима в 589 г. до Р.Х. была двойной точкой Библейского отсчета.

973 г. до Р.Х. — разделение Царства

Пророк Иезекииль имел повеление сделать странную вещь и сделать это так, чтобы евреи видели. Он имел повеление лежать на левом боку за грехи Израиля 390 дней, представлявших 390 лет, а потом за грехи Иуды лежать на правом боку 40 дней, представлявших 40 лет.

Это также относилось к осаде Иерусалима (Иезекииля 4:1-8).

Ясно, что грехи Израиля, или Северного царства, относятся к восстанию 10 колен против Иеровоама, когда царство было разделено после смерти Соломона. Соломон пытался убить Иеровоама, который восстал против него, но тот бежал в Египет (3 Царств 11:40).

Соломон умер после 40-летнего правления. Он правил столько же времени, сколько его отец, царь Давид, и первый царь Израиля, Саул (3 Царств 11:42). После смерти Соломона Ровоам пошел в Сихем, чтобы быть поставленным на царство, и Иеровоам был вызван из Египта, чтобы поговорить с Ровоамом об уменьшении налогов и оброков для народа. Не получив удовлетворительного ответа, все колена, кроме колена Иуды и Вениамина, восстали и установили царство Израильское под правлением Иеровоама (3 Царств 12:16-19).

Иеровоам боялся, что если 10 колен будут ходить для поклонения в Иерусалим, то они примирятся с Ровоамом и убьют Иеровоама. Поэтому он сделал двух золотых тельцов, установил их в Вефиле и Дане, и это привело к греху (3 Царств 12:30). Таким образом, начало греха Израиля датируется восстанием при Иеровоаме против линии Давида, вскоре после смерти Соломона, и установлением альтернативного языческого поклонения в Дане и Вефиле. 390 лет начались с этого разделения, и поэтому мы можем точно определить дату разделения царства.

390 Библейских лет — это 384, 4 общепринятых. Таким образом даты разделения царства следующие:

Начальная дата — 589 г. до Р.Х.;

умножение греха Израиля — 384 года;

Разделение царства — 973 г. до Р.Х.

1091 г. до Р.Х. — объединенное Царство

Правление Соломона — 40 лет (3 Царств 11:42)

Правление Давида — 40 лет (3 Царств 2:10)

Правления Саула — 40 лет (Деяния 13:21)

В общем — 120 лет или 118 обычных лет

Дата объединенного царства — 1091 г. до Р.Х. (973 + 118)

1574 г. до Р.Х. — дата исхода

Многие люди при определении даты исхода принимают один из следующих двух подходов:

1. Первая группа исследователей считает, что фараон времени исхода Рамзес II умер в 13-ом веке до Р.Х. Они полностью игнорируют Библейское летоисчисление и опираются на мирскую историю.

2. Вторая группа исследователей считает, что дата, указанная в 3 Царств 6:1 («в четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть вторый месяц, начал он строить храм Господу»), может быть принята без изменений.

В первом случае дата — 1200 год до Р.Х., в то время как вторая дата исхода обычно определяется 1450 годом до Р.Х.

Есть однако очевидное расхождение между 3 Царств 6:1 и Деяния 13:18-21, где Павел, также находясь по водительством Духа Святого, сделал соответствующее утверждение. Исследование Деяния 13:18-21 показывает следующее:

Дети Израиля были:

40 лет — в пустыне

450 лет — под управлением судей

40 лет — под правлением Саула

40 лет — под правлением Давида

3 года — под правлением Соломона

Появляется лишнее время в 573 года от времени исхода до времени закладки храма Соломона. Место из 3 Царств 6:1, в противовес этому, дает период в 480 лет, создающий определенную «аномалию» в 93 года. Разрешение этой определенной аномалии дано в книге Судей, где говорится, что дети Израиля были рабами следующих народов 93 «недостающих» года.

Месопотамия — 8 лет (Судей 3:8)

Моав — 18 лет (Судей 3:14)

Ханаан — 20 лет (Судей 4:2)

Мадианитяне — 7 лет (Судей 6:1)

Филистимляне — 40 лет (Судей 13:1)

В общем — 93 года

Шестой период угнетения аммонитянами в Судей 10:7 включает только живших на восточной стороне реки Иордан, и, таким образом, это было только частичное порабощение. Время правления Саула, Давида и Соломона охвачен выше периодом объединенного царства и, таким образом, не относится к данному разделу. Период исхода, следовательно, составляет 490 Библейских лет или 483 общепринятых года до воцарения Саула.

Дата исхода — 1574 г. до Р.Х. (1091 + 483)

Вход в Ханаан произошел в 1535 г. до Р.Х.

От Исхода до Завета с Авраамом

В Галатам 3:17 Павел утверждает, что время между заветом с Авраамом до появления закона Моисея составляет 430 Библейских лет или 424 общепринятых года.

Дата завета с Авраамом — 1998 г. до Р.Х. (1574 +424)

От Завета с Авраамом до потопа

Прежде чем перейти к следующему разделу, нужно рассмотреть два вопроса:

а) возраст Авраама, когда он вошел в Ханаан.

б) точность летоисчисления книги Бытие.

Возраст Авраама

В Бытие 11:26 говорится: «Фарра жил семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Арана». Порядок слов здесь может указывать, что Аврам (Авраам) был старшим сыном Фарры и родился, когда Фарре было 70 лет.

В Бытие 11:32 сказано: «И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране». Фарра не вошел в Ханаан, потому что Авраама Бог вызвал из Ура Халдейского, но он умер в Харране, «высохшем месте», в возрасте 205 лет.

Далее, в Бытие 12:4 говорится: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана». Таким образом, может быть просто подсчитано, что Фарре было 130 лет, когда родился Авраам.

И, наконец, в Деяния 7:4 говорится: «Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете». Это объясняет, что Авраам, подождав смерти своего отца вне земли обетованной, вошел затем в Ханаан.

Библейские родословия

В Библии существует три типа родословий.

а) Как в Ев. Матфея, когда А родил Б, Б родил В и т.д.

б) Как в Ев. Луки, когда говорится, что В — сын Б.

в) Как в книге Бытие, когда А жил столько-то лет, когда у него родился Б, которому было столько-то лет, когда он родил В.

В Ев. Матфея понятно, что без потери точности некоторые цари Иуды по царской линии были не упомянуты, и что родословие в Ев. Луки имеет подобную черту, хотя мы считаем, что они полные. Но родословие в книге Бытие, с упоминанием возраста и имен сыновей, не прерывается, если мы верим, что Библия дает точное богодухновенное изложение событий.

Показательно, что самые точные родословия находятся в первой книге Библии, книге Бытие. Родословия этого типа описаны в 5-ой и 11-ой главах книги Бытие.

Вывод

В целом, в Библейском летоисчислении важны следующие даты: Грехопадение Адама — около 4000 г. до Р.Х.

Рождение Сифа — 3923 г. до Р.Х.

Потоп — 2419 г. до Р.Х.

Рождение Авраама — 2072 г. до Р.Х.

Авраам входит в Ханаан — 1998 г. до Р.Х.

Рождение Моисея — 1654 г. до Р.Х.

Исход из Египта — 1574 г. до Р.Х.

Саул становится царем — 1091 г. до Р.Х.

Основание 1-го храма — 1010 г. до Р.Х.

Раздел царства — 973 г. до Р.Х.

Вавилонский плен — 586 г. до Р.Х.

Основание 2-го храма — 520 г. до Р.Х.

Рождение Иисуса Христа — 6 г. до Р.Х.

Воскресение Иисуса Христа — 32 г. Р.Х.

Тысячелетия

В Библейской числовой традиции «6» — это число человека, тогда как «7» — число Бога, число совершенства. Исторически у евреев еще до времени Христа была концепция, что история будет продолжаться 7000 лет, причем последние 1000 лет — это годы Мессии (см. Откровение 20:1-6). Исходя из летоисчисления, похоже, что мы близки к концу шестого тысячелетия.

Концепция «семи» также видна в днях творения, когда Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. В то время, как мы подошли к 2000-му году, многие свидетельства во всем мире, которые описаны в данной книге, указывают на скорое возвращение Господа Иисуса Христа, чтобы начать Свое тысячелетнее правление на земле. Увидит ли часть нынешнего поколения седьмое тысячелетие?