3. Бог ли Иисус Христос?

Мы не можем быть окончательно уверены ни в том, что Бог существует, ни в том, каков Он, если Он Сам не проявит инициативу и не откроется нам. Нам необходимо знать, каков Он, и каково Его отношение к нам. Предположим, мы знаем, что Он существует, но что Он подобен Адольфу Гитлеру — своенравный, злобный, жестокий и с предубеждениями. Каким бы ужасом было для нас подобное открытие!

Мы должны вникнуть в историю, чтобы увидеть, есть ли там путеводная нить, ведущая к Божьему откровению. У нас есть одна ясная путеводная нить. В глухой деревушке в Палестине почти 2000 лет тому назад в хлеву родился младенец. Его рождение напугало правящего монарха Ирода. Ради того, чтобы уничтожить младенца, который по слухам должен был стать царем иудеев, Ирод приказал убить огромное число младенцев мужского пола. Это трагическое событие известно в истории под названием «избиение младенцев».

Родители младенца Иисуса поселились вместе с Ним в Назарете, где Иисус научился ремеслу своего отца — плотничьему делу. Он был необычным младенцем. В возрасте 12 лет Он поставил в тупик книжников и раввинов в Иерусалиме. Когда родители пожурили Его за то, что Он остался в Иерусалиме и не пошел с ними, Он дал им на это странный ответ: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Этот ответ намекал на то, что у Него с Богом были особые, уникальные отношения.

Он жил в неизвестности до тридцати лет и после этого начал служение в народе, которое продолжалось три года. Его служению было предначертано изменить ход истории.

Он был динамичной личностью, и мы читаем о том, что «множество народа слушало Его с услаждением». В отличие от религиозных учителей Его времени «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Вскоре, однако, все заметили, что Он делал потрясающие и поразительные заявления по поводу Самого Себя. Из Его слов стало ясно, что Он считал Себя кем-то несравненно выше, чем просто выдающимся учителем или пророком. Он начал открыто говорить о Своей Божественности. Он поставил Свою Личность в центр Своего учения. Он придавал чрезвычайную важность вопросу, который Он задавал Своим последователям: «А вы за кого почитаете Меня?» Когда Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матф. 16:15-16), Он не был потрясен и не осудил Петра. Напротив, Он его похвалил!

Он заявил об этом ясно и определенно, и Его слова производили на слушателей должное впечатление. Мы читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:18).

В другой раз Он сказал: «Я и Отец — одно». Сразу же вслед за этими словами иудеи захотели побить Его камнями, тогда Он их спросил, за какое из Его добрых дел они хотят Его убить. Они ответили: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоан. 10:30-33).

Иисус явно претендовал на качества, которые могут быть присущи только Богу. Когда через крышу к Его ногам спустили парализованного, Он сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Эти слова привели в великое негодование книжников, которые «помышляли в сердцах своих: Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Зная, о чем они думали, Иисус сказал им: «Что легче? Сказать ли расслабленному: «Прощаются тебе грехи»? или сказать: «Встань, возьми свою постель и ходи»? И затем он сказал буквально следующее: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Map. 2:5,7-11).

То, что имя «Сын Человеческий» подтверждает Его Божественность, а не отрицает ее, как предполагают некоторые, видно на какие качества притязает Иисус как Сын Человеческий. Такими качествами может обладать только Бог.

В критический момент, когда Его жизнь была под угрозой из-за этих притязаний, Он подтвердил их перед первосвященником, который задал Ему прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Он сказал: «Я». И добавил: «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Первосвященник разодрал свои одежды и сказал: «На что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство» (Map. 14:61-64).

Его связь с Богом была настолько близкой, что Он ставил знак равенства между отношением человека к Нему Самому и отношением человека к Богу. Поэтому знать Его было то же самое, что знать Бога (Иоан. 8:19, 14:9). Видеть Его — то же самое, что видеть Бога (12:44, 14:1). Принять Его — то же самое, что принять Бога (Map. 9:37). Ненавидеть Его — то же самое, что ненавидеть Бога (Иоан. 15:23). И почитать Его — то же самое, что почитать Бога (5:23).

Эти заявления Иисуса оставляют нам только четыре возможных объяснения. Либо Он был обманщиком, либо безумным, либо легендой, либо Истиной. Если мы не признаем Его Истиной, мы автоматически, даже не сознавая этого, утверждаем одну из оставшихся трех альтернатив. Когда наши друзья занимают эту позицию, нам следует их попросить представить нам доказательства, убедившие их в этом. Часто при таком вопросе они впервые начинают понимать, что у них нет никаких доказательств в пользу их утверждения. Более того, все имеющиеся в наличии факты свидетельствуют об обратном.

Первое из возможных объяснений состоит в том, что Иисус Христос знал, что Он не был Богом, но сознательно обманывал Своих слушателей, чтобы придать больше авторитетности Своему учению. Мало кто, если вообще кто-то, серьезно разделяет эту точку зрения. Даже те, кто отрицает Его Божественность, утверждают, что они считают Иисуса великим Учителем нравственности. Но они не замечают, что эти два заявления взаимно исключают друг друга. Иисус едва ли мог быть великим Учителем нравственности, если Он заведомо лгал в таком важном вопросе в Своем учении, как в вопросе о Своей Собственной Личности.

Вторая более благожелательная, но не менее потрясающая возможность состоит в том, что Он искренне заблуждался относительно Самого Себя. Сегодня человека, считающего себя Богом, мы называем безумным. И Иисуса действительно следовало бы назвать сумасшедшим, если бы Он заблуждался в таком важном вопросе.

Но когда мы смотрим на жизнь Христа, мы не видим в ней никаких признаков ненормальности или неуравновешенности, свойственных душевнобольным людям. Вместо этого мы находим величайшее самообладание под давлением труднейших обстоятельств. Во время суда перед Пилатом, когда Его жизнь была под угрозой, Он оставался спокойным и невозмутимым. Как сказал об этом К.С. Льюис: «Несоответствие между глубиной (и, я бы сказал, практичностью) Его нравственного учения и чрезмерного величия, которое должно было бы следовать за Его теологическим учением, никогда не было бы по-настоящему преодолено, если бы Он не был Богом на самом деле».

Третья альтернатива заключается в том, что все разговоры о Его притязаниях на Божественность являются легендой, что в действительности Его фанатичные последователи в III и IV веков приписали Ему слова, которые потрясли бы Его Самого, если бы Он их услышал. Вернись Он на землю, Он бы от них отрекся.

Эта третья альтернатива, объясняющая все легендой, наталкивается на проблему открытий современной археологии. Существуют убедительные доказательства, что четыре биографии Христа были написаны во время жизни Его современников. Не так давно доктор Вильям Ф. Олбрайт из университета Джонса Хопкинса, всемирно известный археолог (ныне на пенсии) сказал, что нет оснований считать, что любое из Евангелий было написано позднее 70 года н.э. Потому что совершенно невероятно, чтобы простая легенда о Христе в форме Евангелия без какого бы то ни было фактического основания, смогла так распространиться, как она распространилась, и оказать на людей такое действие, какое она оказала. Предположить это так же фантастично, как предположить, что кто-то в наши дни написал бы биографию покойного Франклина Делано Рузвельта, сообщая, что Рузвельт считал себя богом, прощая людям грехи, и воскрес из мертвых. Подобная дикая фантазия ни за что не сошла бы за правду, потому что вокруг еще остается немало людей, знавших Рузвельта! Идея о легенде не выдерживает критики в свете чрезвычайно раннего (всего несколько лет после смерти Христа) написания Евангелия.

Единственная альтернатива, которая остается, — это признать, что Иисус говорит истину.

С одной точки зрения, однако, простые заявления не очень-то ценны. Заявлять можно что угодно. Любой может это делать. Были в истории и другие, притязавшие на божественность. Одним из них был Божественный Отец из Филадельфии, ныне покойный. Я могу притязать на то, что я Бог, и вы можете делать то же самое. Но при этом мы все должны ответить на вопрос: «Какие доказательства можем мы представить в поддержку наших притязаний?» В моем случае вам не потребуется и пяти минут, чтобы опровергнуть мое заявление. Возможно, не много времени потребуется, чтобы опровергнуть и ваше. Было, безусловно, совсем нетрудно показать, что Отец Божественный Богом не был. Но когда дело доходит до Иисуса из Назарета, это не так просто. У Него были доказательства, подтверждавшие обоснованность Его притязаний. Он сказал: «…когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Иоан. 10:38).

В чем же состояли Его доказательства, Его «удостоверение личности»?

Во-первых, Его характер соответствовал Его притязаниям. Мы видели выше, что многие пациенты психиатрических лечебниц воображают из себя различных личностей. Но их характер противоречит их заявлениям. Совсем иначе обстоит дело с Христом. Мы не сравниваем Его с другими — мы противопоставляем Его всем остальным. Он уникален — как уникален Бог.

Иисус Христос безгрешен. Его жизнь была настолько чиста, что Он мог бросить Своим врагам такой вызов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8:46). Ему ответили молчанием, хотя Он обращался со Своим вопросом к тем, кто был бы рад указать на недостатки в Его характере. Мы читаем об искушениях Иисуса, но мы никогда не слышали об исповедании грехов с Его стороны. Он никогда не просил прощения, хотя и повелевал Своим последователям, чтобы они это делали.

Это полное отсутствие чувства моральных недостатков у Иисуса поразительно, учитывая, что мы наблюдаем . совершенно противоположное у святых и мистиков всех времен. Чем ближе люди приближаются к Богу, тем больше они сознают свои собственные недостатки в моральном отношении, свою испорченность и слабости. Чем ближе человек к яркому свету, тем лучше он видит, что ему необходимо вымыться. Это верно также и в области нравственной, когда дело касается обыкновенных смертных.

Поразительно также, что Иоанн, Павел и Петр, с ранних лет усвоившие истину, что никто в мире не свободен от греха, говорят о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22); «в Нем нет греха» (1 Иоан. 3:5); «незнавшим греха» называет Иисуса Павел (2 Кор. 5:21).

Пилат, отнюдь не друг Иисусу, сказал: «Какое зло Он совершил?» Он явно признавал невиновность Иисуса. А римский сотник, бывший очевидцем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Матф. 27:54).

В Иисусе мы находим совершенную личность. Рамм указывает: «Если бы Бог был человеком, мы бы пытались найти в Его личности настоящую человечность. Только Бог может нам сказать, каким должен быть настоящий человек. В благочестии Ветхого Завета, безусловно, ощущается ожидание такого совершенного человека. Идеалом совершенства должен быть человек, чье сознание полностью пронизано Богом, человек, полностью посвятивший Богу свою освященную Им жизнь. Затем, рангом пониже, следуют другие добродетели, достоинства и качества, характеризующие совершенную человечность. Выдающиеся умственные способности не должны подавлять благочестия, и молитва не должна подменять собой дел, преданность делу не должна переходить в безрассудный фанатизм, и сдержанность — в безразличие. В Христе мы находим совершенное соединение совершенных качеств, потому что, будучи воплощенным Богом, Он является совершенным человеком. Шафф описывает нашего Господа, указывая на качества, перечисленные нами выше: «Его преданность делу никогда не перерождалась в страсть, Его постоянство — в упрямство, Его доброта — в слабость, Его нежность — в сентиментальность. То, что Он был не от мира сего, не делало его безразличным и нелюдимым или излишне фамильярным; Его самоотречение было свободно от мрачности, а Его умеренность — от аскетизма. В Нем соединялись невинность ребенка с мужской силой, всеохватывающая преданность Богу — с непревосходящим интересом к благополучию человека, нежная любовь к грешнику — с бескомпромиссной суровостью по отношению к греху, царственное достоинство — с покоряющей скромностью, бесстрашие — с мудрой предусмотрительностью, непоколебимая твердость — с мягкой нежностью!»

Христос продемонстрировал власть над силами природы, власть, которая может принадлежать только Богу, Создателю этих сил.

Он успокоил разбушевавшуюся бурю и волны на Галилейском море. Это вызвало у находящихся в лодке наводящий ужас вопрос: «Кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» (Map. 4:41). Он обратил воду в вино, накормил пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек, вернул опечаленной вдове ее единственного сына, воскресив его из мертвых, и вернул к жизни умершую дочь убитого горем отца. Своему старому другу Он сказал: «Лазарь, иди вон!» т.е. выйди сюда) — и драматично воскресил его из мертвых. Замечательно и то, что Его враги не отрицали этих чудес. Вместо этого они искали момента, чтобы убить Его. «Если оставим Его так, — говорили они, — то все уверуют в Него» (Иоан. 11:48).

Иисус продемонстрировал присущую Создателю власть над болезнями. Он вернул калеке способность ходить, немому Он вернул речь и слепому — зрение. В некоторых случаях Он исцелял врожденные дефекты, не поддающиеся психосоматическому лечению. Наиболее поразительный случай исцеления — это исцеление слепого, описанное в 9-ой главе Евангелия от Иоанна. Хотя этот человек не мог ответить на провокационные вопросы фарисеев, то, что он пережил, было для него достаточно убедительным. «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу,» — заявил он. Он был поражен, что его друзья не узнали в его исцелителе Сына Божьего. «От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному», — сказал он. Для него это свидетельство было совершенно очевидным.

Но самым главным удостоверением обоснованности притязаний Иисуса на Божественность явилось Его воскресение из мертвых. Пять раз на протяжении Своей жизни Он предсказал, что Он умрет. Он также предсказал, как Он умрет, и что через три дня после этого Он воскреснет и явится Своим ученикам.

Нет сомнений, что это было серьезное испытание. Это было заявление, легко поддающееся проверке. Его предсказание могло либо сбыться, либо не сбыться.

Воскресение является настолько решающим и основополагающим событием, что мы посвятим ему целую главу. Если Христос воскрес, у нас не должно быть никаких трудностей с принятием других чудес. И если мы установим факт воскресения, мы ответим на главный вопрос о Боге, о Его характере и о нашем отношении к Нему. Ответ на этот вопрос дает возможность ответить на все вспомогательные вопросы.

Христос повернул историю, как мог ее повернуть только Бог. Об этом очень красноречиво говорит Шафф: «Этот Иисус из Назарета без денег и оружия покорил больше людей, чем Александр, Цезарь, Мухаммед и Наполеон; без науки и образования Он пролил больше света на дела человеческие и Божьи, чем все философы и ученые, вместе взятые; не пройдя школы красноречия, Он говорил такие слова жизни, каких никогда не говорили ни прежде, ни после, и производил на слушателей такое воздействие, о каком не могли бы мечтать ни оратор, ни поэт; не написав ни единой строчки, Он вдохновил не одно перо и подал темы для большего количества проповедей, речей, дискуссий, учебных томов, произведений искусства и хвалебных песен, чем целая армия великих людей древнего мира и наших дней».

Наконец мы знаем, что Христос — Бог потому, что Его присутствие и участие в жизни людей ощутимы и в XX веке. Сам по себе опыт общения с Ним еще не может служить решающим доказательством, но в совокупности с объективным историческим фактом воскресения он создает основание для твердого убеждения. Какие другие гипотезы кроме того, что Иисус Христос воистину Сын Божий, способны объяснить все это?