4. Воскрес ли Христос из мертвых?

И друзья, и враги христианской веры признают, что воскресение Христа должно быть краеугольным камнем веры. Великий апостол Павел обратился в своем Послании к Коринфянам к тем, кто, в общем, отрицал воскресение мертвых: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, и вера ваша». Павел строил все свое дело на телесном воскресении Христа. Он либо воскрес из мертвых, либо не воскрес. Если Он воскрес, это событие было самым сенсационным событием во всей истории, и тогда у нас есть убедительные ответы на глубочайшие вопросы, связанные с нашим существованием: Откуда мы пришли? Почему мы здесь? Куда мы идем? Если Христос воскрес, мы можем с уверенностью утверждать, что Бог есть; мы можем знать, каков Он, и как мы можем Его познать на личном опыте; вселенная обретает смысл и цель, а мы получаем возможность иметь личное общение с живым Богом в нашей современной жизни. Все это и многое другое становится правдой, если Иисус из Назарета воскрес из мертвых.

Если Христос не воскрес, христианство представляет из себя интересный музейный экспонат — и ничего более. У него не будет ни объективной ценности, ни реальности. Оно может быть приятной желанной мыслью, но не стоящей ради нее горячиться. Мученики, с песней выходившие на съедение львам, и современные миссионеры, отдавшие свои жизни в Эквадоре и Конго, неся Благую Весть другим, были бы тогда бедными, обманутыми глупцами.

Атаки врагов на христианство чаще всего сосредоточиваются на воскресении, потому что в нем они с полным основанием видят корень всего. В начале 30-ых годов молодым британским юристом была задумана необычная атака. Он был убежден, что воскресение было просто переплетением сказки с фантазией. Сознавая, что это краеугольный камень христианской веры, он решил оказать миру услугу и раз и навсегда разоблачить этот обман и суеверие. Будучи юристом, он считал, что он обладает необходимыми способностями для тщательного анализа фактов, не допуская в качестве свидетельства ничего, что не отвечало бы строгому критерию современного ему судебного делопроизводства.

Однако, по мере того, как он занимался своим исследованием, случилось что-то непредвиденное. Дело оказалось не таким простым, как он ожидал. В результате первая глава его книги озаглавлена: «Книга, отказавшаяся появиться на свет». В ней он описывает, как, проанализировав факты, он, вопреки своей воли, пришел к заключению, что телесное воскресение Иисуса действительно произошло.

Книга называется «Кто сдвинул камень?» Автор книги — Франк Морисон.

Какие свидетельства можно рассматривать как ответ на вопрос «Воскрес ли Христос из мертвых?»

Во-первых, это сам факт существования христианской церкви. Она всемирна по масштабу. Ее историю можно проследить с Палестины, примерно с 32 года нашей эры. Было ли это просто стечение обстоятельств или особая причина? Люди, которые впервые начали называть себя христианами в Антиохии, перевернули современный им мир. Они постоянно указывали на воскресение, как на основание для их учения, их жизни и, что особенно замечательно, их смерти.

Во-вторых, существует факт христианского дня. Воскресенье предназначено для поклонения Богу. Его историю можно проследить начиная с 32 года нашей эры. Такой сдвиг в календаре был событием монументальным, и что-то воистину грандиозное должно было произойти, чтобы изменить день богопоклонения с еврейской субботы, седьмого дня недели, на воскресенье, первый день недели. Христиане говорили, что этот сдвиг произошел из-за их желания праздновать воскресение Христа из мертвых. Этот сдвиг в календаре выглядит тем более поразительным, если мы вспомним, что первые христиане были евреями. Если воскресение не было причиной такого монументального сдвига, чем другим можно его объяснить?

В-третьих, существует христианская книга Новый Завет. На ее страницах содержится шесть независимых друг от друга свидетельств относительно воскресения. Три из них написаны очевидцами события — Иоанном, Петром и Матфеем. Павел, писавший послания церквям в ранние годы христианской истории, говорит о воскресении таким образом, что становится очевидным, что для него самого и для его читателей это было хорошо известное событие, которое никто не подвергал сомнению. Неужели эти люди, которые помогли преобразить всю нравственную структуру общества, похожи на закоренелых обманщиков или одержимых безумцев?

Здесь следует объяснить два факта: пустую гробницу и утверждения о явлениях Христа.

Как мы можем объяснить пустую гробницу?

Наиболее раннее объяснение этому заключалось в том, что ученики якобы украли тело. В главе 28-ой, в стихах 11-15 Евангелия от Матфея мы читаем о реакции первосвященников и старейшин, когда стражники принесли им тревожное и таинственное известие о том, что тело исчезло. Они дали стражникам денег и приказали объяснять всем, что тело украли ученики, прокравшиеся ночью, когда они, стражники, спали. Это объяснение было настолько заведомо ложным, что Матфей даже не утруждает себя опровергнуть его! Какой судья станет вас слушать, если вы ему скажете, что, пока вы спали, ваш сосед вошел к вам в дом и украл ваш телевизор? Кто может знать, что происходит вокруг, когда он спит? Над таким свидетельским показанием посмеялись бы в любом суде. Более того, здесь мы сталкиваемся с психологической и этической невозможностью. Кража тела Христа была бы чем-то совершенно чуждым как характеру учеников, так и всему, что нам о них известно. Это означало бы, что они были повинны в сознательной лжи, которая привела к заблуждению и, в конечном итоге, смерти тысяч людей. Невероятно также, что, если бы даже некоторые из учеников действительно задумали и привели в исполнение такой заговор, они никогда не рассказывали бы об этом другим.

Каждый из учеников пошел на пытки и мученическую смерть за свои заявления и свою веру. Люди могут пойти на смерть за то, во что они верят, даже если это ложь. Однако они не пойдут на смерть за то, что они заведомо знают, что это ложь. Если человек когда-либо говорит правду, так это на своем смертном одре. И если ученики действительно похитили тело, и Христос действительно был мертв, у нас все еще остается проблема, как объяснить заявления о Его явлении многим очевидцам после Его смерти. Вторая гипотеза гласит, что власти, израильские или римские, убрали тело. Но почему? Если они поставили у гробницы стражников, для чего им потребовалось бы перемещать тело? Гораздо более убедительным ответом на это предположение является молчание властей перед лицом бесстрашного свидетельства учеников о воскресении в Иерусалиме. Религиозные лидеры кипели от ярости и делали все возможное, чтобы предотвратить распространение их свидетельства и пресечь его (Деян. 4). Они арестовали Петра и Иоанна, били и угрожали им, пытаясь закрыть им уста.

Их проблема была бы легко разрешимой, если бы у них было тело Христа: они могли бы провезти его напоказ по улицам Иерусалима. Этого вполне было бы достаточно, чтобы задушить христианство в его колыбели. Тот факт, что они этого не сделали, достаточно красноречиво свидетельствует о том, что у них тела не было.

Другая популярная теория гласит, что женщины, подавленные горем, заблудились в предутренних сумерках и пришли к другой гробнице. С горя они вообразили, что Христос воскрес, потому что гробница была пустой. Эта теория, однако, отвергается тем же фактом, который ниспровергает предыдущую теорию. Если женщины действительно пришли не к той гробнице, то почему первосвященники и другие враги веры не пошли к настоящей гробнице и не продемонстрировали, что тело на месте? Более того, невероятно, чтобы Петр и Иоанн впали в ту же самую ошибку, и, кроме этого, Иосиф Аримофейский, хозяин гробницы, безусловно, вывел бы их из заблуждения. Помимо всего прочего, следует помнить, что это было частное, а не общественное кладбище. На нем не было рядом другой гробницы, которая позволила бы им сделать подобную ошибку.

Для объяснения пустой гробницы была выдвинута также обморочная теория. Согласно ей Христос на самом деле не умер. Его объявили мертвым ошибочно. На самом деле Он потерял сознание от измождения, боли и потери крови. Полежав некоторое время в прохладе гробницы, Он пришел в себя, вышел оттуда и явился ученикам, которые по ошибке решили, что Он воскрес из мертвых.

Это — современная теория. Она впервые появилась в конце XVIII века. Замечательно, что подобное предположение ни разу не возникало в древности среди всех жестоких нападок, которым подвергалось христианство. Все наиболее ранние документы решительно подтверждают смерть Христа.

Но давайте на миг вообразим, что Христа похоронили живым, в обмороке. Как можно поверить, что Он выжил три дня в сыром склепе, без пищи, без воды и без ухода? Как смог бы Он выжить, обернутый пропитанными благовониями погребальными пеленами? Разве были бы у Него силы освободиться от них, сдвинуть тяжелый камень у входа в гробницу, одолеть римских солдат и пройти несколько километров ногами, пробитыми большими гвоздями?

Даже немецкий критик Давид Штраус, откровенный противник идеи воскресения, отвергает подобную теорию как невероятную. Он говорит: «Невозможно, чтобы человек, выбравшийся из гробницы, полуживой, еле передвигающийся от слабости и боли, нуждавшийся в медицинской помощи, перевязке, подкреплении и уходе, и который, наконец, сломлен тяжестью страданий, сумел бы убедить учеников, что Он восторжествовал над смертью и могилой; что Он был Князем жизни. Это убеждение лежало в основе их будущего служения. Такое возвращение к жизни только ослабило бы впечатление, произведенное на них Его жизнью и смертью, или, в лучшем случае, придало бы ему печальный оттенок, но ни коим образом не смогло бы обратить их горе в энтузиазм или возвысить их глубокое уважение к Нему до поклонения».

Наконец, если эта теория верна, Сам Христос оказывается причастным к чудовищной лжи. Его ученики верили и проповедовали, что Он умер и воскрес. Иисус не сделал ничего, чтобы рассеять эту веру, напротив, Он ее поддерживал.

Единственная теория, которая удовлетворительно объясняет факт пустой гробницы, это воскресение Иисуса Христа из мертвых.

Вторая часть информации, которая требует объяснения, это записи о явлениях Христа. Эти явления происходили начиная с утра Его воскресения и до Его вознесения сорока днями позднее. Описываются десять различных явлений Иисуса. Эти явления характеризуются большим разнообразием с точки зрения времени, места и людей. Свидетелями двух из них были Петр и Иаков. Свидетелями нескольких других явлений были ученики, собравшиеся вместе. В другом случае это было собрание из 500 Его последователей. Эти явления происходили в различных местах: некоторые у Его гробницы, другие в горнице, где собирались ученики. Одно из Его явлений произошло на дороге, ведущей из Иерусалима в Эммаус; были явления Христа и подальше, в Галилее. Каждое явление сопровождалось определенными характерными действиями и словами Христа.

Мы не можем пренебрегать заявлениями о явлениях Христа по той же причине, по какой опустевшая гробница не может быть объяснена на основании обмана или легенд. Это свидетельства очевидцев, глубоко и всецело убежденных в истинности своих заявлений.

Главная из теорий, выдвинутых для объяснения явлений Христа, это теория галлюцинаций. На первый взгляд она звучит как правдоподобное объяснение события, которое в противном случае выглядит сверхъестественным. Оно правдоподобно до тех пор, пока мы не начинаем понимать, что, согласно наблюдениям современной медицины, такие психологические феномены, как галлюцинации, следуют определенным законам. Когда мы прилагаем эти принципы к имеющимся в наличии свидетельствам, мы видим: то, что с первого взгляда казалось очень правдоподобным, на деле невозможно. Галлюцинации случаются, как правило, у людей нервных и наделенных живым воображением. Но явления Христа видели люди самые разные. Верно, что среди них были впечатлительные женщины, но были там и практичные, хладнокровные мужчины, такие как рыбак Петр и другие, люди разных характеров и темпераментов.

Галлюцинации — вещь сугубо субъективная и индивидуальная. По этой причине невозможно найти двух людей, видевших в своих галлюцинациях одно и то же. Но в случае воскресения Христос являлся не только отдельным людям, но и целым группам, в том числе группе, насчитывавшей свыше 500 человек. Павел говорит, что более половины из них были еще в живых (когда он писал) и могли рассказать об этих событиях, как очевидцы (1 Кор. 15).

Галлюцинации обычно случаются только в определенное время и в определенных местах и ассоциируется с событиями, которые данный человек любит себе воображать. Но эти явления Иисуса происходили внутри помещения и на открытом воздухе, утром, после полудня и вечером.

Обычно эти явления психического характера происходят с определенной регулярностью на протяжении долгого периода времени. Но явления Христа продолжались в течение сорока дней и затем внезапно прекратились. Никто никогда не говорил, что их видели после этих сорока дней.

Но, возможно, наиболее убедительным доказательством ошибочности теории галлюцинаций является один часто упускаемый из виду факт. Для того, чтобы у человека могла возникнуть галлюцинация, у него должно быть желание поверить в воображаемое и соединить его с действительностью. Например, мать, потерявшая сына на войне, помнит, что он обычно возвращается домой с работы каждый день в 5:30 вечера. Она сидит в своем кресле-качалке каждый вечер, погруженная в размышления и созерцание. Наконец, ей начинает казаться, что она видит, как он входит в дверь и разговаривает с ней. В этот момент она теряет связь с действительностью.

Некоторые считают, что именно это случилось с учениками в деле воскресения. На самом деле произошло нечто совершенно противоположное: они вопреки своей воли убедились в том, что Иисус воскрес из мертвых!

Мария пришла к гробнице утром в первое воскресенье после Пасхи и принесла с собой благовония. Почему? Чтобы помазать тело Господа, Которого она любила. Вне всяких сомнений, она не ожидала найти Его воскресшим. И действительно, когда она увидела Его, она сначала приняла Его за садовника! Только когда Он с ней заговорил и представился, она поняла, Кто Он был.

Когда об этой новости услышали другие ученики, они не поверили. Эта история показалась им пустой выдумкой.

Когда, наконец, Господь явился ученикам, они испугались и подумали, что видят духа! Они решили, что галлюцинируют, и их бросило в дрожь. Наконец, Он им сказал: «…осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Он спросил, есть ли у них какая-нибудь пиша, и они дали Ему «часть печеной рыбы». Лука не добавляет, что и так очевидно, а именно: что духи не едят (Лук. 24:36-43)!

И наконец, классический случай с Фомой неверующим. Его не было с учениками, когда Иисус явился им в первый раз. Они рассказали ему об этом, но он не поверил. Он как будто хотел сказать: «Нас не проведешь. Я не поверю, пока не увижу собственными глазами. Я эмпирик. Пока не вложу свой палец в раны от гвоздей у Него на руках и мою руку в Его рану в боку, не поверю». Он был далек от галлюцинаций!

Иоанн живописно рисует картину (Иоан. 20) явления Иисуса ученикам восемь дней спустя. Иисус великодушно приглашает Фому исследовать Его руки и бок. Фома смотрит на Него и склоняется перед Ним со словами: «Господь мой и Бог мой!»

Тот, кто придерживается теории галлюцинаций для объяснения явлений Христа, должен совершенно игнорировать все свидетельства.

Что преобразило группу испуганных, трусливых учеников в людей бесстрашных и убежденных? Что преобразило Петра из человека, который в ночь перед распятием настолько опасался за свою жизнь, что трижды отрицал свое знакомство с Иисусом, в «бесстрашного льва» веры? Всего пятьдесят дней спустя Петр, рискуя своей жизнью, заявил во всеуслышание, что видел Иисуса воскресшим из мертвых. Он проповедовал это в Иерусалиме, где произошли события, где люди могли подвергнуть факты проверке и где его жизни угрожала опасность. Только реальность воскресения Христа во плоти могла произвести такую перемену в учениках.

Наконец, существует свидетельство в пользу воскресения, современное и сугубо личное. Если Иисус Христос воскрес из мертвых, Он жив сегодня, и у Него есть сила и власть вселиться в тех, кто приглашает Его в свою жизнь, и изменить их. Тысячи живущих сегодня людей свидетельствуют о том, что Христос произвел коренную перемену в их жизни. Он совершил в них то, что Он обещал совершить. И Его приглашение «придти и увидеть» все еще остается в силе. Путь к этому открыт для каждого.

Подводя итог сказанному, мы можем согласиться с Кеноном Уэсткоттом, блестящим ученым с многолетним стажем в Кембридже, который сказал: «В действительности, если соединить вместе все свидетельства, не будет преувеличением сказать, что ни одно историческое событие не доказано лучше и многообразнее, чем воскресение Христа. Только предвзятое убеждение в том, что это должно быть ложью, могло породить идею о недостаточности доказательств достоверности этого события».