Всеобщий суд

«Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13).

«Огненная река выходила и проходила пред Ним, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан 7:10).

«Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела, идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда1 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля, но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить чрез него» (Иоиль 3:13-17)

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»» (Ек. 3:17)

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Ек. 11:9).

«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин 12:48).

«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф 25:31-32).

«И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян 10:42)

«Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6:2-3).

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36)

«Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7:22-23).

Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим. 2:5-8)

«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2)

«Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносите над судом» (Иак. 2:13).

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37).

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10).

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Отк. 20:12).

Суд этот будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, чем страшный, или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен (Григорий Богослов).

По мановению Сына Божиего, скорее чем во мгновение ока, все умершие соберутся на место суда. Земля получит повеление отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась перед Судией (Ефрем Сирин).

Страшно пришествие Христа во славе, страшно увидеть, как небо внезапно раздирается, земля изменяет вид, мертвые восстают. Земля возвращает тело человеческое, каким приняла его, хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы, — не оказывается недостатка даже в волосе человеческом пред Судиею, потому что каждого прелагает Бог в нетление. Все приемлют тело, сообразное делам своим: тело праведных сияет в семь раз ярче солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными нечистоты; тело каждого проявляет дела его, потому что каждый из нас носит свои дела в собственном теле (Ефрем Сирин).

Ни один сердечный помысел не останется там неоткрытым, ни один взор не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред праведным Судией, Который сокровенное судит открыто. И небо и землю призовет Он быть с Ним на суде, и горние, и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства и полчища преисподних вострепещут пред Судией, Который придет, сопровождаемый ужасом и смертью (Ефрем Сирин).

Страшен суд Твой, ужасно наказание Твое, Господь всей твари! Кто в состоянии будет стерпеть, когда воссядешь на престоле Своем, когда возгремит в высоте звук рога и страшная труба издаст глас свой. В тот день да взнесут с нами моление и небо, и земля, и все, что на них. И плоть Твоя, которую Ты дал нам в пищу, и крещение Твое, которым Ты облек нас, да защитят нас на суде и да избавят от гееннского мучения (Ефрем Сирин).

Вот приблизился Небесный Жених; пусть каждый обратит взор на самого себя и в путь себе приготовит добрые дела, чтобы Господь милостиво принял его, когда плоть его просияет непорочностью, чистотой и истинной верой (Ефрем Сирин).

Божественный суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (Григорий Нисский).

Как от самого себя никто не может убежать, так и от приговора страшного суда. Этот суд не подкупается ни деньгами, ни ложью, потому что он — суд божественный, внедренный Богом в наши души (Иоанн Златоуст).

Не решаемся ли мы часто лучше умереть, чем открыть перед почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем мы чувствовать себя, когда грехи наши откроются пред всеми ангелами и всеми людьми и предстанут перед нашими глазами? (Иоанн Златоуст)

Если бы страшный суд и не был близок, все-таки нам не следует быть беспечными, потому что конец жизни каждого имеет такую же силу для отзываемого в будущую жизнь, как и кончина мира (Иоанн Златоуст).

Тогда (на суде) мы увидим стоящие окрест (престола Христова) бесчисленные ангельские силы. Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены перед ангелами и людьми. Тогда исполнится пророчество Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Велик будет, братия, страх в час, когда откроются эти страшные книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там написаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все хорошее и плохое. Тогда все, склонив головы, увидят стоящих перед судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя это, еще ниже опустят головы и станут размышлять о делах своих; и каждый увидит перед собой собственные дела свои — и хорошие и плохие, какие кто прежде сделал (Ефрем Сирин).

Как хорошие зеркала показывают изображения лиц такими, какие они в действительности: у веселых — веселыми, а у угрюмых — насупленными, и никто не обвинит зеркала, если отражение лица окажется угрюмым, так и правдивый Божий суд отразит наши свойства (Григорий Нисский).

На суде не нужны ни свидетели, ни обвинители, ни доказательства, ни подтверждения, но самые дела явятся перед очами нашими в том виде, как мы их совершили (Иоанн Златоуст).

Ныне Бог — помощник обращающихся от дурного пути, а тогда станет страшным и неутомимым Исследователем человеческих дел, слов и помышлений. Ныне мы пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанут одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (Василий Великий).

Блажен облекшийся в нового человека, прежде чем он предстанет на суде Христовом, потому что, как говорит апостол, «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15:50).

Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, грешники, потому что не искали спасения в покаянии (и милосердии и ближним). Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились. Когда увидят они там венцы победителей, тысячи из них приведут себе на память свою жизнь, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была их жизнь, как благ и милостив Господь к чтущим Его (Ефрем Сирин).

Когда говорится, что не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1:5), это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения, — ибо для Бога не нужно долговременное испытание, — но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание.

…На суд предстанут и душа, и тело, не в отдельности друг от друга но как здесь были в союзе, так будут и там… Господь отделит живых, пришедших в жизнь вечную и боголюбивую, и воздаст им нескончаемые награды. Мертвых же по грехам, похоронивших данный им талант, как в гробу, в своей лености, осудит и подвергнет наказанию… Господь будет судить как оставшихся еще живыми, так и умерших прежде (Исидор Пелусиот).

Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил бесплотных. Трубы гласят по всем концам земли и поднимают умерших. Восставшие полки движутся к престолу Судии, уже предчувствуя, какой прозвучит приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе их и самый вид их будет соответствовать делам и нравам (Феофан Затворник).

Эти два пришествия Христова не равны, как видим в святом Его Слове. Первое было тихое: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Пс. 71:6). Второе страшное и скорое: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). В первом пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Во втором придет судить и воздать всем по делам их: верных, пребывших в вере до конца, ввести и вечное блаженство и Небесное Царствие, неверных и отступивших от веры предать вечному наказанию, И так «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46) (Тихон Задонский).

Время нынешнее есть время сеяния; будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий — что теперь сеет, то и пожнет… Как говорит апостол: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8) (Тихон Задонский).

Не узнает и Он нас, если мы Его теперь не знаем, как должно, хотя и говорим Ему: «Господи! Господи!» (Мф. 7:21-23). Услышим (о, не допусти, Боже, этого!) от Него: «Не знаю вас» (Лк. 13:27), если не исправимся. Не узнают нас и святые Его, которые здесь следовали за Ним тесным и скорбным путем, если не хотим идти за ними тем же путем, но шествуем просторным путем страстей, прихотей и роскоши (Тихон Задонский).

Слышащий Слово Божие, но не живущий по нему получает более горькое осуждение на страшном суде (Тихон Задонский).

Надо нам помнить и это слово Предтечи, которое он сказал о Христе: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:12). И еще: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10) (Тихон Задонский).

Страшен тот суд, который ожидает всех после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает человека после его смерти… С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх (епископ Игнатий).