Библиотека soteria.ru

Золотые зёрна мудрости

Пётр Шатров

Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 60610    Все тексты автора Пётр Шатров

 

Добродетель

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет, 1:5-8).

«Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4 8).

«Добродетельная жена — венец для мужа своего, а позорная — как гниль в костях его» (Пр 12 4)

«И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же — не что иное, как внешняя добродетель (Ф. Бэкон).

Добродетель — признак духовно живущего человека (Тихон Задонский).

Добродетель — плоды духовной мудрости (Тихон Задонский).

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим (Тихон Задонский).

Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия: покорять свою волю воле Божией и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, кротостью и терпением — гнев, любовью — ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Это требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) (Тихон Задонский).

Вершина добродетелей — любовь.

И какая из добродетелей достойна первенствовать между плодами Духа, как не любовь, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями и от которой рождаются все блага (Блаженный Иероним).

Глава и сущность всех добродетелей есть любовь, без которой ни пост, ни труды ничего не значат.

Нет ни одной добродетели, соединяющей человека с Богом, которая бы не зависела от любви.

Все добродетели не что иное, как любовь в разных видах (Блаженный Августин).

Добродетель по существу одна — это любовь, но только она видоизменяется.

Добродетель выше мудрости. Высшая добродетель есть победа над самим собой.

Высота человеческих добродетелей достигнута, когда человек отдает самого себя другим.

Добродетели человека видны в его делах.

Добродетель величественна в порфире, любезна и в рубищах, преславна под шлемом и щитом, знаменита и на ниве, достопохвальна во храме, во граде и везде. С которой стороны ни посмотрим на нее, везде она чиста, прекрасна и божественна.

Истинная добродетель в огне не горит и в воде не тонет, тем более на земле не пропадет.

Доброе намерение есть доброе основание доброго дела. Но когда положено хорошее основание, тогда еще не все построено. За добрым намерением должна следовать забота о верном исполнении его.

У китайского мудреца спросили: «Что такое наука»? Он сказал: «То, чтобы знать людей». У него спросили: «А что такое добродетель»? Он сказал: «То, чтобы любить людей».

Существует семь добродетелей. Четыре из них называются главными (кардинальными) добродетелями, а три — богословскими или теологическими. К главным добродетелям относятся: благоразумие, воздержанность, справедливость и стойкость.

Телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные — духовным, а духовные — богопознанию (Нил Синайский).

Три добродетели, когда ум видит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро и зло во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра, и зла, свобода от внешнего влияния.

Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят (Макарий Египетский).

Мир был бы совсем другим, если бы добродетель была нашим наивысшим желанием.

Блажен человек, который жаждет добродетели всем своим сердцем.

В христианской добродетели есть некая привлекательность, которая делает ее прекрасной.

Иисус Христос учил людей жить отдавая, а не получая. Добродетель — это победа великодушия над корыстью (Г. Левис).

Единственная истинная добродетель — в ненависти к себе (ибо человеческое «я» так своекорыстно, что только ненависти и достойно) и в поисках Бога, Которого мы любили бы потому, что Он подлинно достоин любви (Б. Паскаль).

Добродетель — это здоровье души (Ж. Жубер).

Сила добродетели — в ее скромности (Э. Фехтерслебен).

Все достоинство добродетели — в действии (Цицерон).

Добродетель не передается по наследству (Т. Пейн).

Добродетель достается на долю только душе наставленной, обученной, достигшей вершин благодаря неустанному упражнению (Сенека).

Счастлив тот, кто служит идеалу христианских добродетелей! Вот источник великих помыслов и великих подвигов! (Л. Пастер)

Добродетель подобна драгоценным веществам, которые благоухают сильнее, будучи возжжены или растерты; благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетели.

Бог требует от нас праведности полной и добродетели всеобъемлющей. Она слагается из добрых дел, добрых чувств и ревности о славе Божией.

Наша задача заключается не в том, чтобы говорить людям о Христе, а в том, чтобы показать им Его.

Хотя добродетель и является даром Божиим, но она вменяется как заслуга и человеку, который ее имеет.

Смотри на строгих ревнителей добродетели и благочестия — и просветишься познанием своих недостатков.

Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней.

Добродетель возводит нас к той дивной первоначальной доброте, красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию (Иоанн Златоуст).

Будем упражняться в добродетели, в ней великое богатство и великое чудо — она доставляет истинную свободу (Иоанн Златоуст).

Истинная добродетель — награда сама по себе. Где истинная Добродетель, там к любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть; где спокойная совесть, там мир и покой, там утешение и радость.

Душа благодаря евангельским добродетелям глубже и глубже погружается в смирение и в глубинах этого моря находит драгоценные жемчужины — дары Духа.

Совершенство христианской, потом и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием божественной благодати, данной ему при рождении свыше.

Чтение Священных Писаний — родитель и царь всех добродетелей.

Тогда только Бог приемлет добродетели наши, когда они — свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога.

Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием.

Пост есть начальное орудие всех добродетелей.

Евангельское учение есть единственный источник всех истинных христианских богоугодных добродетелей.

Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собой в душу все добродетели.

Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели.

Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели.

Подвиги добродетели нужно нести с радостью, а освобождение души от страстей просить у Бога (Григорий Нисский).

Начало всякой добродетели — Бог, как источник дневного света — солнце (Марк Подвижник).

Человек старается делать добро по своей воле, исполняет же его Бог в соответствии со Своей правдой (Марк Подвижник).

Для добродетели главное — Божия помощь, которой удостаивается тот, кто обрел Божию милость (Григорий Нисский).

Те, кто приносит добрый плод, очищаются Богом, чтобы приносили больше плода.

Все добродетели наши в Боге — отнюдь не наша собственность. Бог спасает нас. Он ниспосылает нам силу хранить себя от зла.

Человек может совершать душевные добродетели собственными силами, а духовные добродетели в человеке — дар милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом, алчущим и жаждущим правды Христовой.

Добродетельная жизнь сама составляет величайшую честь и счастье, даже если бы мы терпели за нее наказание (Иоанн Златоуст).

Добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость (Иоанн Златоуст).

Если душа занята добродетелью и не развлекается ничем внешним, она запечатлена печатью истины.

Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах (Ефрем Сирин).

Для человека, искренне любящего Бога, — доброделание вожделеннее Царства, потому что истинное Царство состоит в том, чтобы доброй жизнью приобрести благоволение и милость Господа (Иоанн Златоуст).

Добродетель должна быть бескорыстная, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро (Григорий Богослов).

Но мы, удостоившись бани возрождения (Тит. 3:5), совершаем добрые дела не ради воздаяния, но для сохранения данной чистоты (Марк Подвижник).

От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется человек (Нил Синайский).

Сколько бы мы ни приумножали добродетель сегодня, это служит лишь обличением нашего прежнего нерадения, а не поводом к получению воздаяния (Марк Подвижник).

Как идущий со светильником светит тем, кто вместе с ним, так светит и добродетель, которая носит с собою славу (Иоанн Златоуст).

Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни выразить словами, ни постичь умом, ни объять мыслью (Нил Синайский).

Добродетель и сама по себе достойна удивления, но если кто-нибудь творит ее, окруженный препятствиями, то она является гораздо более удивительной.

Кто вступает в дружеские отношения с Богом, обретает добродетельную жизнь.

Для христианина истина — не только абстрактное мыслительное понятие, а нравственное обязательство.

Хотеть сделаться добродетельным — уже стать им наполовину. Кто этого желает, тому идет навстречу Бог.

Только растрачивая себя, можно стать богатым.

«Ты принял Меня, — говорит Господь, — в жилище свое — Я приму тебя в Царство Отца Моего. Ты избавил Меня от голода, — Я избавлю тебя от грехов. Ты воззрел на Меня, связанного, — Я освобожу тебя от уз. Ты приютил Меня, странника, — Я сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба — Я дам тебе Царство в наследие и обладание. Ты сделал для Меня тайно — Я воздам явно. Сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое — долгом. Ты воззрел на Меня, связанного, — и сам не увидишь огня геенного. Ты посетил Меня, больного, — и сам не испытаешь мытарств и наказаний».

О, поистине блаженны руки, совершающие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу. Легко пройдут через огонь ноги, ходившие к больным и в темницы ради Христа, и не испытают они тяжести греховных уз. Ты был с Ним в темнице и будешь с Ним царствовать! (Иоанн Златоуст)

«Миллионеры» в вечности, — это те, кто был «дающим на земле».

Богословие должно выражаться в богодействии, религия должна превратиться в жизнь, в нравственное поведение.

Словом, говоря языком русского народа, человек должен не только верить в Бога или думать о Боге, но и жить по-Божьи.

Человечество обязано не созерцать Божество, а само делаться божественным.

Прекрасный поступок — это тот, в котором есть доброта и который требует силы для того, чтобы его совершить.

Жить интересами других людей и ради них жертвовать собою — вот в чем высшая степень любви и уподобления Богу.

Человек ценится по красоте души, глубине сердца, святости мышления, чистоте характера, возвышенности своих исканий, способности жертвовать и обилию души.

Добродетельные люди, ведущие разумную и трезвую жизнь, уважаются в обществе.

«Мы созданы на добрые дела» (Еф. 2:10). Значит дела любви — это наша священная обязанность, это долг жизни каждого христианина, для этого нам и дана земная жизнь.

Людей, готовых к дружеским услугам, везде приветствуют и любят. Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного (Сократ).

Если желаешь спасения, делай все то, что ведет к нему (Исидор Пелусиот).

Живи так, чтобы душа твоя была подвижна на добро, как огонь.

Самый легкий путь к добродетели — смотреть не на труды только, но вместе с трудами помышлять и о наградах (Иоанн Златоуст).

Делай то, что можешь, и проси Бога о том, чего не можешь; Он непременно придет к тебе на помощь (1 Ин. 5:14-15).

Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он временный, и о награде, что она вечная (Нил Синайский).

Велик подвиг добродетели, а награда еще более, еще выше подвига.

Если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем душу от всякого зла (Иоанн Златоуст).

Нет никакого трудного дела, которое не сделалось бы легким при надежде на воздаяние.

На пути добродетели чем более продвинешься вперед, тем легче будет казаться путь твой (Иоанн Златоуст).

В добродетели начало трудно, но продолжение приятно (Иоанн Златоуст).

Не тот блажен, кто хорошо начинает, но тот, кто хорошо кончает подвиг свой (Тихон Задонский).

Нужно всегда начинать с малого, чтобы быть способным делать великое.

Если всегда будешь помнить слабость свою, то никогда не переступишь предела бдительности (Исаак Сирии).

Человек — не Бог, но цель его бытия есть уподобление Богу по заповеди Божией (Лев. 11:45; Мф. 5:48).

Пока мы в мире сем и оставлены во плоти, хотя бы вознеслись в добродетели до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попечения (Исаак Сирии).

Чтобы благоугодить Богу, надобно не только добрые дела творить, но и добро их творить.

Доброе дело, угодное Богу и имеющее быть увенчанным от Него, есть то, которое внушается духом любви, одобряется мудростью и исполняется с мужеством, твердостью и самоотречением.

Расположение сердца делает дар великим или малым, оно дает предметам их цену (Медиолан).

Святое дело — избирать доброе не ради чего иного, но ради самого добра (Нил Синайский).

Желай того, что Бог хочет; делай так, как Бог хочет; делай потому, что Бог хочет.

Делай то, что достойно награды, но не ищи ее.

Ты большую получишь награду, если делаешь добро не из награды, даже и небесной (Иоанн Златоуст).

Кто ради Бога обнищает, тот обретет неоскудевающие сокровища (Исаак Сирии).

Бог уменьшает земную награду добродетели, чтобы христианину уготовить большую награду на небе.

Люди высшей добродетели не считают себя добродетельными, поэтому они добродетельны. Люди низшей добродетели никогда не забывают о добродетели и потому не имеют ее. Высшая добродетель не утверждает сама себя и не выказывается. Низшая добродетель утверждает сама себя и выказывается.

Добрые сотворены для того, чтобы служить примером (Рандю).

Большое сердце, как океан, никогда не замерзает.

Добродетель в человеке должна иметь свойство драгоценного камня, который неизменно сохраняет свою природную красоту, чтобы с ним ни приключилось (Марк Аврелий).

Жизнь измеряется не счетом лет, а мерой жертвенности. Мы спасены не через добрые дела, но на добрые дела.

Когда духовность соединяется с разумностью, успех служения обеспечен.

Вы хотите успеха в жизни?

1. Найдите дело, к которому вы призваны. Изучите его до тонкостей. Доведите исполнение его до совершенства.

2. Не делайте долгов. Избегайте лишних расходов.

3. Заслужите репутацию честного человека.

4. Берегите ваше здоровье.

5. Полагайтесь на Бога во всем. Помните, что самое трудное может быть преодолено Им. Невозможное может быть осуществлено с Его помощью.

6. Служите человечеству. В этом ваше главное посвящение. В мире много несчастных, одиноких, немощных, калек, сирот, вдов, старцев.

7. Везде и всегда будьте христианином.

Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастным.

Если отдано сердце, то доброхотно дает и рука.

От хорошего дела ты дважды получаешь удовольствие: одно при выполнении его и второе, когда увидишь плоды своего дела.

Наши дела и поступки — очень важная сторона нашей жизни, от них зависит Господне благословение.

Всякое доброе дело, сделанное во имя любви Христа, не будет забыто у Бога.

Каждое благодеяние заключает в себе награду.

Добрые дела не творятся по ненависти или по найму, а только по любви.

Горсточка добрых дел дороже бочки пустых слов.

Истинный христианин живет для того, чтобы облегчить другим людям их непосильную ношу. Поэтому жить без любви Христовой в сердце так же немыслимо для христианина, как немыслимо играть на скрипке без струн.

Жизнь, свободная от искания своего, — жизнь самоотверженная, святая, вызывающая всеобщее уважение. Все ценят людей любвеобильных, открытых и честных.

Человек, заботящийся о людях, всегда близок к Иисусу Христу.

То, что Бог дает нам, следует разделять с другими, — и Бог благословит нас и весь наш дом.

Делай всегда больше того, о чем тебя просят, — и твой Небесный Отец одарит тебя благодатью.

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

В гуще времен — Сократ, Платон…

О них почти что позабыли.

Но этой лепты тихий звон

Столетия не заглушили.

И на страницах Божьих слов Не стерлась память о вдовице. И воскресает в сердце вновь Лицо и жест простой сестрицы.

Две лепты — это скромный дар,

Ведь многие побольше дали!..

Но сколько душ — и млад, и стар —

Вдовице бедной подражали.

Дар от любви оценит Бог,

Он не забыт в Его чертогах.

О, если б только каждый мог

Вдовице подражать немного!

Если люди сделали тебе добро, запомни это. А если ты сделал добро — забудь.

Поступай всегда так, чтобы в каждом твоем поступке небо сочеталось с землей.

«Он светил светом, согласуй слова с делами». «Когда ты был с нами, мы были лучше». Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся.

Не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся.

Не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего.

Не отвращай очей твоих от просящего.

Приклоняй ухо твое к нищему, и отвечай ему ласково, с кротостью.

Сиротам будь отцом.

К бедному будь снисходителен, и милостыней ему не медли.

Если я настолько занят, что не отвечаю на крик о помощи, то я занят не тем, чем нужно.

Когда мы сделаем какое-нибудь доброе дело, например, поделимся с неимущим или голодным, или навестим тяжелобольного — мы переживаем чувство глубокого душевного удовлетворения, нам становится тепло и радостно на сердце. И это не только потому, что мы тем самым исполняем свой священный долг, но и потому, что та радость, которую мы доставляем нашему ближнему, делая доброе дело, как бы возвращается к нам самим.

Позднее подаяние редко бывает истинным.

Любое доброе дело оставляет в нашем сердце глубокую борозду радости и утешения.

Мир станет лучше, если мы все будем сотрудничать и помогать друг другу.

Всякое бремя, которое мы помогаем нести другим, служит доказательством нашего общения со Христом.

Не делая ничего доброго для других, мы вредим самим себе.

Желаешь ли для Христа оказать приятную услугу? Окажи нуждающемуся благодеяние.

Что получает нуждающийся, то получает в лице его Сам Христос (Мф. 25:40).

Все вещи в мире, все блага, дары счастья земного, даже все науки, искусства, художества должны быть ценными только в такой мере, в какой они содействуют к преуспеванию в добродетели (1 Цар. 26:10; Иер. 9:24).

Пожилую верующую женщину спросили однажды, какой она пользуется косметикой. В ответ она сказала: «Для моих уст я пользуюсь истиною, для голоса — молитвой, для моих глаз я употребляю сострадание, для моих рук — благотворительность, для моего тела — правдивость, а для сердца я употребляю любовь». Эти средства испробованы миллионами людей, и они действительно дают прекрасные результаты.

Бог, хотя и милосердствует о нас, однако ж Он взывает к нам и говорит: «Дай и ты нечто» (Иоанн Златоуст).

Дело спасения ты не совершишь без Христа, и Христос не совершит без тебя.

Если не можешь быть солнцем, будь хоть звездою, только восходи на гору, оставляя землю. Лучше сколько-нибудь преуспевать в добродетели, нежели совсем ничего (Иоанн Постник).

Каждый да творит добро по возможности и да светит делами света, если не наряду с великими светилами, то хотя между малыми звездами.

«Не делайте другим того, чего бы вы не хотели, чтобы вам делали» — исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что вы желали бы, чтобы вам делали, — вот добродетель.

Не отрекись принести в жертву справедливости и свое спокойствие, и выгоды, а иногда и благоволение сильных, чтобы спасти одного бессильного.

Если ты не делаешь зла ближнему — этого мало; не желая зла, делай ему добро, или ты уподобишься цветущему только, но бесплодному дереву (Ксенократ).

Кто может помочь утопающему и не поможет, тот потопляет его.

Люби сладостное удовольствие — делать других счастливыми.

Счастлив в жизни тот, кто имеет средства делать других счастливыми.

Голос поступков громче голоса слов: слова учат — поступки убеждают.

Чем ниже мы спускаемся для помощи людям, тем выше положение занимаем у Христа.

Подобно пчелам будем высасывать мед со всех цветов, то есть видеть и находить прекрасные свойства во всяком нашем ближнем и возбуждать в себе желание подражать им (Франц де Саль).

Быть неизвестным людям или непонимаемым ими и не печалиться об этом — в этом свойство истинно добродетельного, любящего других людей человека.

Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче, потому что смерть не разбирает того, сделал или не сделал ты то, что должен. И потому для человека важнее всего в мире то, что он сейчас делает.

Блажен, кто может сказать с Григорием Нисским: «Господи! Твори со мною то, что я творил другим!»

Воля Бога в том, чтобы было хорошо не мне одному, а всем А чтобы всем было хорошо, есть только одно средство: чтобы все желали и делали добро не себе, а друг другу.

Об услуге пусть рассказывает не оказавший, а получивший ее

Работай, так как будто будешь жить вечно, а с людьми поступай — как будто умрешь через несколько минут.

В большинстве случаев помощь предлагается тем, кто в ней не нуждается (Ч. Сперджен).

Ищите возможности что-нибудь сделать другим, а не того, чтобы другие делали вам.

Шепот богатого слышен за версту, тогда как крик вдовы не будет услышан через дорогу (Ч. Сперджен).

Единственный верный и безошибочный способ сбережения и приумножения духовных ценностей — это служение ими другим.

Добродетель в лице Иисуса Христа действительно сошла в мир и вочеловечилась, но греховный мир отверг ее.

Лучше рисковать попасть на неблагодарных, чем отказать в помощи несчастным.

Мы призваны делать всякое дело из любви к Господу и нашему ближнему.

Молитва и добрые дела никогда не остаются тщетными.

Делите свои средства, свои молитвы с миллионами тех, кто просит оказать им помощь

Добрые поступки, совершенные не обязательно из доброго побуждения, не способствуют формированию того качества нашего характера, имя которому Добродетель.

Ни в чужом, ни в своем никому не завидуй, кто что имеет, то при нем и оставляй; кто в чем-нибудь твоем нуждается, не отказывай ему; кому ты должен отдавать, тому отдавай; кому и помимо долга можешь чем-нибудь помочь, считайся должником его; ради общего спокойствия жертвуй и самим собой; если кто возьмет твою одежду, прибавь ему и последнюю рубашку; если кто станет бить тебя по щеке, подставь ему и другую. Это мои правила, и если ты будешь соблюдать их, то достигнешь покоя.

Относительно имущества я заметил, что это были в большей части бедняки, малоимущие и не дорожащие тем, что свет называет имуществом. Тем не менее почти каждый всюду имел что-нибудь собственное, только он не скрывался с этим и не уединялся от других (как это случается в свете), но имел как будто для общего употребления, охотно и с готовностью пособляя и одолжая, когда кому было нужно. Все делились между собой имуществом своим, как будто столовались за одним столом с общей посудой, которой пользуются сообща, с равным правом. Видя это, я устыдился, что у нас часто случается наоборот: одни свои дома, сколько могут, наполняют и переполняют посудой, питьем, провизией, золотом и серебром, другие же, будучи не менее слугами Божиими, едва имеют чем прикрыться и не на что существовать. Я понял, что это не воля Божия, а принадлежность и обычай извращенного света: чтобы одни ходили разодетыми, Другие — нагими; чтобы одни рыгали от пресыщения, другие зевали от голода; чтобы одни с трудом зарабатывали деньги, другие попусту растрачивали их, чтобы одни развлекали себя, а другие плакали. Вследствие этого появляется у одних гордость, пренебрежение к людям, у других — жестокость, а у третьих — зависть и другие пороки. Здесь нет ничего подобного, у всех все общее и одна душа (Я.А Коменский).

Человек, верящий в христианский образ жизни и в христианское обетование, не может не верить в то, что добродетель не принесет плода в мире грядущем.

В судный день человек должен будет дать отчет о каждом добром деле, которое он мог сделать, но не сделал.

Пусть честь твоего друга будет тебе так же дорога, как твоя собственная (раввин Елизер).

То, что мы удерживаем при себе, мы теряем, а то, что мы теряем, — мы имеем.

Что ненавистно тебе самому, то не делай никому.

Не делайте другим то, что злит вас, когда вы испытываете на себе от руки других (Никси).

Что вредно тебе, то не делай другому. Вот тебе и весь закон, а остальное — комментарии.

От чего ты избегаешь страдать сам, не налагай на других (Эпиктет).

Очень несложно воздерживаться от того, чтобы причинить вред и обидеть человека, не так уж трудно уважать их принципы и их чувства; но намного труднее преднамеренно сделать своим жизненным принципом, чтобы быть как можно добрее к людям, поступать по отношению к ним так же, как мы бы хотели, чтобы они обращались с нами.

Многие люди, несшие почти невыносимое бремя общественного служения и государственной ответственности, не могли бы вынести напряжения и требований возложенной на них задачи, если бы не любовь, забота, сочувствие и служение их домашних, которые вообще не попадают в поле зрения общественности.

Тот, кто помогает добродетельному человеку быть добродетельным, получит награду добродетеля.

Церкви и Христу всегда будут нужны сильные проповедники, блестящие примеры святости, великие учителя, чьи имена хорошо известны. Но церкви и Христу всегда будут также нужны люди, в домах которых можно найти гостеприимство; люди, в руках которых вся домашняя работа, а в сердце — забота и христианская любовь. Как сказала английская поэтесса Элизабет Браунинг: «У Бога все услуги равны».

Кто восхищается чужими добродетелями, тот поистине сам обладает многим (Публимий Сир).

Чем меньше человек думает и знает о своих достоинствах, тем больше он нравится нам (Р. Эмерсон).

Как только мы хотим продемонстрировать добродетель, она исчезает (Э. Кэй).

Когда же ум забудет цели благочестия, тогда и явная добродетель становится бесполезной (Марк Подвижник).

Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду.

Лучший путь к добродетели — избегать того, что порицаешь в других (Фалес).

Кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божьего благословения.

Всякое время нужно считать удобным к исполнению угодного Богу.

Преуспевай в добродетели, чтобы стать ближе к ангелам (Василий Великий).

Христиане — чада Божий, которые преобразуются в образ Божий по мере, дарованной человеку.

Христиане — члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или дарований Святого Духа совершенны, в соответствии с достоинством Главы, Которая есть Христос (Василий Великий).

Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его.

Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение. От нас требуется тем высшая добродетель, чем высшие мы получаем дары.

Христианин должен подражать Христу в добродетелях (Тихон Задонский).

Если душа не будет, по возможности, приготовлена добрыми делами, ей не позволено будет вкусить Агнца (Макарий Египетский).

В добрых делах всегда спеши, чтобы, оставив их почему-либо незаконченными, и самому не отойти отсюда в незаконченном виде (Нил Синайский).

К чувству локтя очень необходимо чувство меры.

Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой (Ж.Ж. Руссо).

За всякую добродетель, которую хотим насадить в своей душе нужно сражаться.

Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от пороков, а в том, чтобы не стремиться к ним (Б. Шоу).

Учиться добродетели — это значит отучаться от пороков (Сенека)

Тропинка добродетели очень узка, а дорога порока — широка и просторна (М. Сервантес).

Хорошо рассуждать о добродетели — не значит быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле (Аристотель).

Должно приучить себя к добродетельным делам и поступкам, а не речам о добродетели (Демокрит).

Нет благословения на подарке, который дается нехотя или ради впечатления, которое он произведет при этом на присутствующих.

Нет благословения и на подарок, который дается для того, чтобы показать свою власть или превосходство над другими.

Мы должны давать с добрым чувством, иначе наш подарок принесет вред, а не пользу.

Давать — это искусство. Можно обогатить жизнь человека, дав ему с любовью стакан воды, и обеднить его жизнь, дав ему деньги без любви.

Евангелие дается даром, но на изготовление тех сосудов, в которых можно разносить воду спасения, нужны деньги.

Перед человеком всегда открыт выбор, и так должно быть. Без выбора не может быть добродетели, и без выбора нет любви. Принудительная добродетель не подлинная добродетель, и любовь по принуждению — вовсе не любовь.

Кто тебя притесняет, того почитай; кто тебя унижает, того возвышай — и ты в свое время будешь поднят на трон, как невеста Агнца. Он поступит с тобою, как ты поступал с другими.

Кто стремится сохранить свою добродетель, получает силу для этого; а кто погряз в нечистоте, тому открыт путь греха.

Оставаться безучастным к страданиям своего ближнего есть зло.

Что передумано, исследовано и осознано для себя, бывает нужно и другим. А что предназначено только для других, зачастую не годится ни для кого.

Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подает милостыни.

Грех манит приятностью, а путь добродетели усеян тернием, но кто восчувствует плод того и другого, найдет сладость в горечи добродетели и горечь в сладости греха

Сластолюбие минутно, добродетель — бессмертна.

Безобразие порока и ничтожество свое тогда только мы почувствуем, когда будем пленяться красотою добродетели и бесконечными совершенствами Творца Всемогущего.

Неделание зла есть только первая ступень к добродетельной жизни, не более как только еще восхождение от порочной жизни к добродетели. Но недостаточно ограничить себя одним лишь уклонением от зла, но надобно и делать добро. Псалмопевец говорит: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15).

Как зло делать, так и добро не делать, грех есть (Тихон Задонский).

Неприятно смотреть на деревья с их обнаженными сучьями и ветвями; неприятно видеть замерзшее поле, на котором не зеленеет ни одна травка; но еще печальнее вид холодного к добру сердца, без соков и силы к добру, без цвета духовной жизни, без плода правды.

Желание без деятельности, как дерево бесплодное, годно только для огня.

Мало не делать зло; надо делать добро, надо даже искать случая его делать Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его.

Кто поучается урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но забывает сеять.

У некоторых недостает только силы делать добро, а не доброго намерения.

Многие из христиан, обещая себе все от щедрот Божиих, ничего не требуют от себя.

Не требуется осуждать науку или познание о вещах; знание, само по себе, добро и от Бога установлено; но всегда предпочитать ему должно Добрую совесть и жизнь добродетельную (Фома Кемпийский).

Я видел многих, которые были мало способны к наукам, но не видел ни одного, который бы не был способен к добродетели (Конфуций).

Весьма безумен, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению (Фома Кемпийский)

Истинно полезное есть то, что может служить к достижению вечной жизни, а не удобств и радостей земных (Амвросий Медиолан).

Легкость совершения греха и трудность доброделания не должны заставлять нас отказываться от последнего и соглашаться с первым.

Не надейся достать себе небо, не живя достойно неба (Димитрий Ростовский).

И земные блага не без трудов достаются; почему же уклоняемся от благ небесных по причине трудов? (Нил Синайский)

Если мы не упражняем сил своих в добрых делах, то непременно уже вращаемся в чем-нибудь худом и порочном: подобно как плывя по реке, увлекаемся вниз по течению ее.

Жизнь духовная такова, что, если не простираемся вперед, необходимо возвращаться назад; переставая бодрствовать для добра, слабеем для добра; коль скоро не живем для Господа, то непременно живем для греха, и чем более живем для греха, тем менее для Господа; чем более для Господа, тем менее для греха.

На пути к небу каждая остановка — шаг назад; каждое замедление — потеря многого.

Так будем же жить, чтобы прошедшее никогда не было лучше будущего и настоящего! (Василий Великий)

Чем острее у нас зрение, тем более познаем, сколь далеко мы отстаем от неба. Подобным образом, чем более преуспеваем в добродетели, тем больше научаемся познавать, сколь велико расстояние между Богом и нами (Иоанн Златоуст).

Хотя бы число твоих добродетелей равнялось числу звезд небесных, и тогда не будешь равен Богу по святости.

Сколько бы ты высок ни был по нравственности, но закон — лестница нравственного приближения к Богу — всегда выше тебя.

Творить добро лишь пред очами человеческими с целью купить им себе уважение людей — значит слишком дешево ценить себя и свой труд, значит губить свои добрые действия в очах Божиих.

Добродетель сокровенная всегда безопасна. Когда выставляют наружу сокровища, тогда подвергают их хищению. Живые краски бледнеют от света солнечного.

Началом зла, падения и погибели, даже и после многих подвигов добродетели, бывает нерадение о добре, равно как началом тьмы — удаление света (Григорий Богослов).

Одною неподобающею мыслью можно потерять столетний труд добродетелей.

Если бы мы только чаще вспоминали о том, что никогда не вернешь потерянного времени, никогда не переделаешь сделанного зла, — мы больше бы делали добра, меньше делали бы зла.

Делать то, что Бог хочет, и не делать так, как Он хочет, — значит худо делать и, следовательно, вовсе не делать.

Добрые дела ценятся по намерению (Медиолан).

Дела без доброго намерения — то же, что жертва без тука (Пс. 65:15), или тело без души; Бог их отвергает (Блаженный Августин).

Если мы совершаем честные поступки не по внушению добродетели, а из видов своекорыстных, то мы только искательны, а не добродетельны (Рандю).

Подумай: ты обижаешь и саму добродетель, когда исполняешь ее не для нее самой (Иоанн Златоуст).

Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно и нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным (Григорий Богослов).

Люби «мстить благодеяниями», то есть за зло платить добром, за клятву и проклятие, за злословие и клевету — благословением, благожеланием и добрыми о врагах отзывами.

Худые слова всего лучше опровергать хорошими делами.

Если услышишь, что кто-либо тебя злословил, и потом сойдетесь с ним в каком-либо месте или он к тебе придет — прими его благосклонно и с веселым лицом и, вспомнив о том, что слышал, не спрашивай, для чего он так говорил. Ибо написано в Притчах: «Благоразумный скрывает оскорбление» (Пр. 12:16).

Если вы знаете, что кто-нибудь о вас худо говорит, то поступайте с ним так, чтобы он о вас сказал хорошо.

Если узнаешь, что на тебя гневается брат твой, то пошли ему какой-либо дар.

Без сомнения, тяжело и горько иметь врагов, но если хочешь избавиться от них, то начни их любить, начни им благотворить: любовью смягчается и самое жестокое сердце, редко не преломляется и самая упорная воля.

Оказывай благодеяния своим друзьям, чтобы они еще больше любили тебя, оказывай их врагам своим, чтобы они сделались твоими друзьями (Клебул).

Если хочешь испытать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые (Иоанн Златоуст).

Есть два пути, ведущие к совершенной добродетели, быть справедливым и не делать зла.

Человек высшей добродетели старается идти прямым путем до конца. Сделать половину дороги и потом ослабеть — это то, чего надо бояться.

Чем кто добродетельнее, тем труднее верит, чтобы другие были нечестивы (Цицерон)

Тот, кто умеет, делает. Кто не умеет — учит.

Нельзя довольствоваться частичной добродетелью Блажен человек, алчущий и жаждущий полной, совершенной добродетели. Мало одной холодной незапятнанности или разбавленной недостатками сердечности.

Самое удивительное в человеке это не то, что он грешник, а то, что даже в грехе его преследует добродетель; что, даже погрязнув в болоте, он не может совсем забыть звезды.

Один известный юрист и судья сказал однажды в разговоре о преступниках, с которыми ему пришлось столкнуться в своей работе, что в каждом человеке есть какая-то неугасимая искра. Добродетель, «неумолимый охотник», всегда преследует человека по пятам. Худший из людей «обречен на своеобразное благородство».

Истинный признак христианских добродетелей — это смирение; если его нет, все наши недостатки остаются при нас, а гордость только скрывает их от окружающих и нередко от нас самих (Ф. Ларошфуко).

Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы (М. Монтень).

Добродетель может быть неправильной, и зло может облекаться личиной добродетели.

Мы или ведем добродетельную жизнь, или принадлежим к числу распинателей Иисусовых: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11:23)

Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитиль, на котором почивает, как свет, благодать божественного Духа Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет божественной благодати гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный крах (Григорий Палама)

Утверждение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодной.

Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести.

Страсти — злые навыки. Добродетели — навыки благие.

Все благие помыслы и добродетели имеют сходство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сходство между собой.

Кто много говорит, тот ничего не делает; кто много делает, тот не говорит ничего лишнего.

Хорошо делать добро друзьям, еще лучше — всем нуждающимся; но лучше — делать врагам. Первое исполняют и язычники, второе — повинующиеся божественному закону, а третье — ведущие образ жизни, достойный неба (Исидор Пелусиот).

С возрастанием добродетели возрастает и злоба противника, отыскивающая для каждого поводы к совращению в грех.

Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его; потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди (Нил Синайский).

Когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе, получишь неприятности или увидишь, что другой потерпел это, — радуйся, потому что это содействует большему возрастанию. Не падай духом, не бросай усердия, не становись ленивым, а, напротив, прилагай еще большее рвение.

Нечестие всегда проявляет большую злобу против добродетели, но не вредит ей, а делает ее еще сильнее.

Нечестие обычно издевается над решившимся удаляться от нечестия.

Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, не соблазняйся — тебе воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет.

Всякое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию (Иоанн Златоуст).

Лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-нибудь восходил к совершенству, чем, возлюбив порок, заслужить рукоплескание тех, кто не приобрел правильного суждения в делах (Исидор Пелусиот).

Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня! Так и душе не в пользу вчерашние добрые дела, если сегодня оставлено исполнение правды (Василий Великий).

Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-то доброе. Если они этого не исполняют, то ничем не лучше мертвых (Григорий Богослов).

Добродетель сопутствует нам во время исхода отсюда, когда мы особенно нуждаемся в ее помощи, и в тот страшный день подает нам великую помощь, преклоняя на милость к нам Судию (Иоанн Златоуст).

Все проходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит (Ефрем Сирин).

Делающий что-либо доброе для получения славы от людей пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело (Иоанн Златоуст).

Сгнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не нужна Богу.

Чем больше восходишь на высоту добродетелей, тем больше нужно тебе ограждение. Тот, кто стоял на земле и упал, сразу встает, а упадший с высоты может разбиться (Нил Синайский).

Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими (Иоанн Златоуст).

Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори: то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство — признак величайшего неразумия.

Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине (Исаак Сирии).

Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови (Нил Синайский).

Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта (Марк Подвижник).

Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Не искушенная добродетель — не добродетель.

Добродетель, не испытанная в скорбях, не есть добродетель.

Некоторые добродетели развиваются только в беде, как некоторые растения — только на каменистой почве.

Добродетель испытывается в скорби.

Добродетель всегда окружена бедствиями, как роза колючими шипами (Григорий Богослов).

Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтобы пребыть добродетелью, нуждается в терпении.

Счастье или несчастье — пробные камни добродетели; пока она не испытана на них, на прочность ее нельзя положиться.

Сердце, водимое скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели.

Все евангельские добродетели не свойственны падшему естеству; во всем подвижник должен принуждать себя, все должен испросить у Бога смиренной, соединенной с сердечным плачем молитвой.

Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался — не считай доброго дела своим, потому что, если бы ты не получил помощи свыше, все пути твои были бы напрасны (Иоанн Златоуст).

Главное во всяком добром рвении и верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве. Молитва испрашивает у Бога и может ежедневно приобретать и прочие добродетели, потому что только у Бога благость (Ефрем Сирин).

От каждого потребуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний — естественных или дарованных Божьею благодатью (Макарий Египетский).

Молитва, будучи дочерью исполнения евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей.

Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, отличаются от добродетелей, рождаемых молитвой: первые — душевные, вторые — духовные.

Церковность надо сочетать с трудом доброделания.

Душа наша — пустыня, не плодящая добрых дел, от Тебя, Господи, приемлет она силу для плодоношения! (Ефрем Сирин)

 

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ БИБЛИИ:

ИНФОРМАЦИЯ ПО САЙТУ:

Внимание! Контент сайта обновляется. Возможны незначительные баги в текстах - повторение оглавления на 1 и 2 странице. Проблема решаетя. Файлы pdf будут полностью заменены на html и epub до 20.09.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ:

Когда будет конец света    Игорь Котенко     01.09.19    


Просмотров: 59 Категория: Статьи

И снова о Троице    Игорь Котенко     01.09.19    


Просмотров: 44 Категория: Статьи

Нужны ли христианам изображения Христа    Игорь Котенко     01.09.19    


Просмотров: 34 Категория: Статьи

Семинар — Книга Откровение    Юрий Юнак     31.08.19    


Просмотров: 85 Категория: Статьи

Десятина в Новом Завете    Василий Юнак     28.08.19    


Просмотров: 261 Категория: Статьи

Статьи

НОВЫЕ ПРОПОВЕДИ:

Для чего живёшь, человек    Игорь Котенко     01.09.19    


Просмотров: 64 Категория: Новые проповеди

Ещё одна буря на море    Игорь Котенко     29.08.19    


Просмотров: 96 Категория: Новые проповеди

Как Бог оправдывает грешника    Игорь Котенко     29.08.19    


Просмотров: 39 Категория: Новые проповеди

НАШ ФИЛИАЛ:

 

ПОЛЕЗНО ПОЧИТАТЬ:

 Яндекс цитирования Rambler's Top100 Яндекс.Метрика