Дом молитвы

«Говоря им: написано: «дом Мой есть дом молитвы»» (Лк. 19:46). «Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7).

Всякая тварь — и безмолвная, и вещающая, и надмирная, и земная — славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись

в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе свои грехи, не трепещут суда, но с улыбкой, простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует, что в храме Божием всякий возносит славу (Пс. 28:9) (Василий Великий).

Старайся не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить домой, получив какое-нибудь врачевство против своих страстей, от Писания заимствовать нужные врачевства.

Размысли, сколь великое дело — выйти из церкви, научившись пренебрегать всем человеческим, попирать скорби и становиться выше удовольствий, не превозноситься последними и не изнуряться первыми (Иоанн Златоуст).

По выходе из церкви не рассеивайтесь умом по суетным и бесполезным вещам, чтобы диавол, придя и найдя вас занятыми такой суетой, не похитил тотчас из сердец ваших память о слышанных вами в церкви полезных для души словах… и вы опять не остались пустыми от спасительного учения (Симеон Новый Богослов).

…Священные храмы, эти дома молитвы, считайте вашим духовным училищем и школой Иисуса Христа. Ибо как ленивый ученик, избегающий своего учителя, остается в невежестве и заблуждении, так и не имеющий охоты приходить в это духовное училище, пребудет, конечно, в неведении Бога, Его закона и своего спасения.

Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в Небесный Нерукотворный Храм (епископ Игнатий).

Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; всегда посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для христианина на поприще веры.

Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48). «Где же построите вы дом для Меня, — говорит Господь, — и где место покоя Моего?» (Ис. 66:1). Только нерукотворный храм сердца вмещает Бога, как сказал Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Как это совершается — непостижимо для вас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда Бог «производит в вас и хотение и действие» (Флп. 2:13). Не рассуждай, а только отдай Господу свое сердце, и

Он Сам устроит из него Себе храм, но отдай безраздельно. Если будут части не отданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито — и выйдет, если только выйдет, храм с дырами или без крыши, или без дверей, А в таком жить нельзя — Господа в нем и не будет. Только будет казаться, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.