Жизнь земная

«Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе» (Иов 7:7).

«Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину» (Пс. 36:3).

«Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых» (Чис. 35:34).

«Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

Земная жизнь есть только начало, приготовление к жизни.

Настоящая жизнь дана нам для того, чтобы мы приготовили себя к жизни будущей.

Жизнь наша в мире сем не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку (Тихон Задонский).

Земная жизнь наша есть не что иное, как непрестанное и беспрерывное приближение к смерти (Тихон Задонский).

Что значит земная жизнь человека? Она — тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной (епископ Игнатий).

Жизнь человека — неспокойное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, увлекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, воды, колеблемые волнами. И хотя буря страшна, плавание опасно, однако же мы, пловцы, беспечно спим. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, надмевающие, подобно бурям. Скорби вздымаются, как волны, злоумышления скрываются, как подводные камни; враги лают, как псы; похитители окружают, как морские разбойники; приходит старость, как зима; наступает смерть, как кораблекрушение. Видишь бурю — правь искуснее, смотри, как плывешь, не затопи ладьи своей, перегрузив ее или богатством, приобретенным неправедно, или бременем страстей (Василий Великий).

Не море ли жизнь наша и дела человеческие? И в ней много соленого и непостоянного. А ветры — это не постигающие ли нас искушения и всякие неожиданности? Об этом, кажется мне, досточудный Давид говорит: «Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей… вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс. 68:2-3). Что же касается искушаемых, то одни, рассуждаю я, как самые легкие бездушные тела, увлекаются и нимало не противостоят напастям, потому что не имеют в себе твердости и веса, доставляемых разумом целомудренным и готовым бороться с встретившимися обстоятельствами; а другие, как камень, достойны того Камня, на Котором мы утверждены и Которому служим. Таковы все, кто, руководясь мудростью и стоя выше людей бездуховных, все переносит твердо и непоколебимо и посмеивается над колеблющимися или жалеет о них — посмеивается по любомудрию, жалеет по человеколюбию (Григорий Богослов).

Много путей многобедственной жизни, и на каждом встречаются свои скорби. Нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло. И хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры. Богатство — не верно; престол — кичение сновидца; быть в подчинении — тягостно; бедность — узы; красота — кратковременный блеск молнии; молодость — временное кипение; седина — скорбный закат жизни; слова — летучи; слава — воздух; благородство — старая кровь; сила — достояние и дикого вепря; пресыщение — нагло; супружество — иго; многочадие — необходимая забота; бесчадие — болезнь; народные собрания — училища пороков; бездеятельность — расслабляет; художества — приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб — горек; возделывать землю — трудно Смертным все трудно; все здешнее — смех, пух, призрак, роса, дуновение, летящее перо, пар, круг, вечно кружащийся, повторяющий все, подобное прежнему, и неподвижный, и вертящийся; и разрушающийся, и неизменный — во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, падениях, успехах. И это дело Твоей премудрости, Родитель и Слово, что все непостоянно, чтобы мы сохранили в себе любовь к постоянному! Все обтек и я на крыльях ума — и древнее, и новое, и ничего нет немощнее смертных. Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, переселиться отсюда. Прекрасны слезы и воздыхания; ум, питающийся божественными надеждами. Прекрасно жить жизнью, чуждой жизни, и, променяв один мир на другой, терпеливо переносить все горести (Григорий Богослов).

Земля — юдоль изгнания, юдоль непрерывающегося беспорядка и смятения, юдоль ограниченного времени страдальческого пребывания существ, утративших свое первоначальное достоинство и жилище, утративших здравый смысл (епископ Игнатий).

Изгнанники рая, не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся здесь, на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай (епископ Игнатий)

Я — странник на земле; странствование начинаю с колыбели, оканчиваю — гробом (епископ Игнатий).

Мы здесь на земле — только в гостях, а дом наш, отечество наше, — там на небе.

День рождения подает руку дню смерти Жизнь есть начало смерти.

Настоящая жизнь наша, возрастая, вместе и убавляется, умножаясь — уменьшается.

Человек одними вратами — путем рождения — входит в мир сей, а другими, то есть вратами смерти, выходит из него.

Жизнь наша подобна мореплавателю. Как он во время плавания стоит ли, сидит ли, или лежит, — всегда приближается к пристани и идет туда, куда корабль стремится; так подобно и мы, спим или бодрствуем, лежим или прохаживаемся, во всякую минуту времени к концу приближаемся.

Вся христианская жизнь на земле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственной покаянию (епископ Игнатий).

Настоящее есть грань, передвигающаяся безостановочно… грань между будущим и прошедшим (епископ Игнатий).

Время земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную жизнь (епископ Игнатий).

Настоящая жизнь вся представлена трудами и подвигами, а будущая — венцом и наградами (Василий Великий).

Здесь ты странник и пришелец на чужой земле. Отсюда возвратит тебя Бог в твое Отечество. Подвиги твои не долговременны, а награда — выше труда (Григорий Богослов).

Земная жизнь дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение (епископ Игнатий).

Единственная польза от земной жизни в том, что само смятение видимого и поврежденного бурями заставляет нас искать постоянного и неизбежного (Григорий Богослов).

Если настоящая жизнь так вожделенна, то что сказать о той, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Там уже не надо ни бояться смерти, ни опасаться потери благ (Иоанн Златоуст).

Ради того и в мир сей рождаемся, чтобы перейти в вечную жизнь. Не к временной, но к вечной жизни создал нас Бог. Временная жизнь не что иное есть и должна быть, как путь к вечной жизни, и этим путем мы должны идти с немалой осторожностью, ибо много врагов окружают его. Ради того Сын Божий в этот мир пришел, чтобы нам к вечной жизни отворить двери, которые мы грехами нашими затворили, и к Нему показать путь, который мы потеряли (Тихон Задонский).

Если так опасно и бедно в этом мире житие наше, христианин, зачем нам жить долгой жизнью? В этом мире жить — всегда бедствовать и желать долго жить в этом мире — желать долго бедствовать. Лучше день блаженной смерти, нежели рождения. Рождаемся на беды, но блаженная смерть полагает конец всем бедам. Желай же, христианин, не долгого жития, как сыны века сего, но желай блаженной кончины (Тихон Задонский).

Земля — изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на небо (епископ Игнатий).

Что есть Христос и что есть сама Его жизнь, как не совершенный образец добродетельного жития, как не чистейшее зеркало, в котором мы усматриваем свои недостатки, и, усмотрев, исправляем, исправив, совершенствуемся! Христос есть путь, идя по которому мы дойдем до желанного отечества.

Вечная жизнь ожидает только тех, кто принял залог, и при конце, в день явления великого Царя, выйдет навстречу Ему; таковым возвещены нескончаемые блаженства (Ефрем Сирин).

Настоящее время есть время скорби, слез и рыданий. Мы много грешим и словами, и делами, а таких грешников ожидает геенна и река, кипящая огненными волнами и, что хуже всего, — лишение Царствия (Иоанн Златоуст).

Братья! Мы теперь здесь, и кто знает, надолго ли? Каждый шаг, который мы делаем в пути жизни, есть шаг, ведущий нас к последнему шагу.

Самая истинная цель сей конечной жизни есть научиться жизни бесконечной.

Будем смотреть на наш жизненный путь, как на стезю, ведущую к небу.

Самая лучшая польза от сей жизни — «умирать ежедневно», то есть каждый день жить так, как будто должно каждый день умирать.

Наша обязанность — всегда всю жизнь нашу вести так, чтобы, когда станут звать нас из этой жизни, немедленно сказать: готово сердце наше (Иоанн Златоуст).

Жизнь коротка и быстро пролетает, говорит опытность, продолжи и задержи ее добром, говорит ум

Ежедневно умирай, чтобы вечно жить (Антоний Великий)

Весьма скоротечна жизнь наша, но в ней приобретаем или теряем вечную жизнь

Жизнь наша — одна минута в сравнении с вечностью

Что капля в сравнении с беспредельным океаном, то настоящая жизнь в сравнении с будущим (Иоанн Златоуст)

Начало нашей жизни проходит в неведении, средина ее заботами обременяется, а конец удручается немощами старости

Болезнь ожидает нас здесь при входе и выходе, а в средине, под розами здоровья, кроется змея сердечных горестей (Н М Карамзин)

Вся наша жизнь состоит из того, чего еще нет и чего уже нет — из желаний и сожалений

Жизнь наша исполнена сетованием о прошедшем, трудом настоящего и страхом за будущее

Продолжительность земной жизни и благополучие ее проистекают не от многого имущества, они проистекают от благоволения Божия (епископ Игнатий)

Сердце у человека одно когда он ищет временного, тогда забывает о вечном, когда же обращается к вечному и углубляется в него, тогда забывает о временном и нерадит о нем Двояких попечений — о временном и вечном, двоякой любви — к временному и вечному, в сердце быть не может Непременно преобладает одно из двух или временное, или вечное (Тихон Задонский)

Если время, данное на покаяние и приобретение блаженной вечности, будет истрачено на временные занятия и приобретения, то в другой раз оно не дается Потеря его будет оплакиваться вечными и бесполезными слезами в аде (епископ Игнатий)

Все мирские веселости смешаны со скукой, все радости растворены слезами В этой жизни нельзя найти совершенного покоя, ибо человек своим Творцом создан более достойным и возвышенным, нежели чтобы эти видимые текущие вещи могли его удовлетворить

Проливать слезы или быть оплакиваемыми — вот наша земная участь1 Природа поставила нас среди гробниц друзей и среди гроба, готового поглотить нас самих

Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем

Жизнь надобна для Бога, и жить жизнь надо для Бога

Жизнь есть дар Божий, располагать ею по собственному произволу, а не по воле Божией, — значит быть преступником

Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями Так устроил Промысел Божий’ Утешение поддерживает на пути Божием, а искушение преумудряет (епископ Игнатий)

На земле все враждебно человеку, и сам он — в непрестанной борьбе с собою (епископ Игнатий)

Земля — страна плача Небо — страна веселия Небесное веселие вырастает от семян, посеянных на земле Эти семена — молитва и слезы (епископ Игнатий)

Беги от волн вожделений, уклонись от житейских бурь, возвышаясь над страстями, как бы над волнами, плыви по житейскому морю, вверив душевную ладью спасительному древу Мачтой пусть будет тебе Крест, якорем — вера, канатом — надежда, веслом — молитва, кормилом — правые помыслы, парусом — Христос, попутным ветром — Дух Святой, Кормчим — Отец всяческих Если будешь плыть таким образом, для тебя не будет неизвестным конец жизни (Иоанн Златоуст)

Любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного Ищущий же небесного — господин всего мира (Евпрений)

Когда человек утратит сочувствие к земле — земля утрачивает влияние на человека (епископ Игнатий)

Не будем терять драгоценного времени на тление, чтобы не утратить единственное наше сокровище — Христа (епископ Игнатий)

Предусматривай будущее как человек разумный, наблюдай настоящее как человек смертный (Ефрем Сирин)

Приготовь дела свои к исшествию, приведи все в порядок на поле своем, а поле есть жизнь эта Возьми заступ добрый — Новый Завет, огради владение твое терниями — постом, молитвой и учением Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть диавол (Ефрем Сирин)

Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не сможешь хорошо жить (Лонгин)

Если не научишься жить в мире с людьми, то и в пустыне не найдешь мира

Человек с доброю совестью со всяким может завести дружбу, а худой и в уединении мучится и беспокоится (Сенека)

Приобретай так, как бы не имел нужды, теряй гак, как бы отдавал излишнее (Василий Великий)

На каждое дело жизни смотри, как на шаг к жизни или смерти

Борьба с недостатками есть наш удел на земле, а умеренность и терпение — первые добродетели.

Кто ничего доброго и полезного не делает, того можно считать как бы не существующим.

Подходит ли к вам с улыбкой счастье, чтобы осыпать вас своими дарами — подайте ему руку. Собирается ли оно улететь от вас — с равнодушием возвратите дары его и не жалейте, если оно расстается с вами. Одним детям свойственно бросать все игрушки, когда у них одну отнимают

Совершенный муж — тот, кто в одинаковом состоянии духа, с благодарностью принимает от Всепромыслительной руки Господа как счастливые, так и скорбные перемены своей жизни

Не должно в жизни ни радоваться, ни печалиться, ни унывать, потому что радости и печали в жизни непостоянны и друг за другом следуют.

Тени и колесу подобны житейские скорби и радости, потому что постоянны, как тени, и вертятся, как колесо (Нил Синайский).

Радости настоящей жизни — не без оттенка печали, как картины не без тени (Василий Великий).

Не возлюби века сего, потому что уловляет он любящих его и на час услаждает, чтобы в иной век отпустить обнаженным (Ефрем Сирин).

Горе тебе, душа, что пребываешь бесчувственной в настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно, — в будущем веке будешь плакать, подобно богачу, мучимая в вечном пламени (Ефрем Сирин).

Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его и плача не вынесут основания вселенной (Ефрем Сирин).

Будем жить на земле для неба, во времени для вечности (В В Орлов)