Искушение

«И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф. 16:1).

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:12-14).

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2-3).

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4:12).

«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).

Искушение — это соблазн.

Искушать — соблазнять и прельщать.

Искушать — испытывать, изведывать, убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств; подвергнуть кого испытанию; соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством; стараться совратить кого с пути блага и истины (В. Даль).

Каждое искушение есть случай приблизиться к Богу.

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить’ «Это по милости Божией».

Когда найдет искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его (Марк Подвижник).

Два рода искушений: скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их красоту, а нередко и само благоденствие служит для многих испытанием (Василий Великий).

Искушение открывает сердце наше и тайное сердца нашего делает явным. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытует и видит, что в нем кроется. Поэтому попускает нам Бог искушение и тем показывает нам, что скрыто в нашем сердце. Познаем же, христиане, душевную нашу беду и зло, чтобы усердно поискать избавления (Тихон Задонский).

Искушение не есть зло, но добро, если оно побеждается силою всемогущего Бога. Это горнило для очищения золота, это огонь, сжигающий тернии, чтобы сделать землю способной к принятию добрых семян.

В природе драгоценные камни делаются тогда драгоценными, когда пройдут полировку. Кристалл и фарфор проходят через огонь. Камни подвергаются гранению. Не так ли бывает и в жизни христианина?

Без искушения нет борьбы, а без борьбы нет победы, а без победы нет воздаяния. «Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:5).

Бог знает нужды каждого человека, меру сил и силу немощей каждого.

Скудельник знает, сколько должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению; тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь искушений для словесных сосудов Божиих — христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного.

Искушений никому не избежать, но можно избежать падений.

Храбрость воина познается в сражениях, а твердость веры нашей — в искушениях.

Золото испытывается огнем, а вера — искушением.

Всякое искушение, которое мы побеждаем, делает нас сильнее в победе над следующим искушением; а всякое искушение, побеждающее нас, делает нас слабее. Мы можем становиться слабее и слабее или сильнее и сильнее.

Сколь ни трудны и ни прискорбны искушения, часто они бывают весьма полезны человеку: они смиряют его, очищают и научают (Фома Кемпийский).

Если бы мы и удалились в одинокую келью отшельника, искушение последовало бы за нами, ибо пока мы не в состоянии убежать от самих себя, мы не избежим соблазна греха.

Искушения часто приходят именно через наши дарования и способности.

Искушение подстерегает нас именно там, где мы сильнее всего, и Поэтому нужно быть всегда бдительными.

К человеку всегда приходит искушение употребить в личных целях данные ему Богом дарования.

Чем труднее искушение, тем богоугоднее победа над ним.

Много пользы от искушений, и никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали (Иоанн Златоуст).

Тяжесть искушений может облегчить бремя грехов (Иоанн Златоуст).

От искушения происходит спасение, и опасности служат величайшим очищением души для тех, кто переносит их с благодарностью (Иоанн Златоуст).

Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других болезней; потом она особенно наслаждается спокойствием (Иоанн Златоуст).

Проводить жизнь среди искушений есть удел особенно доблестных людей, Бог всегда так поступал с мужами дивными и великими (Иоанн Златоуст).

Искушения Бог всегда попускает, любящим Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их Своей воле (Исаак Сирии).

Без попущения искушений невозможно познать истину (Исаак Сирии).

Вне искушений невозможно приблизиться к Богу; потому что среди них уготован божественный покой (Исаак Сирии).

Вне искушений невозможно приобрести дерзновения перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы божественная любовь утвердилась в душе твоей (Исаак Сирии).

Истинному рабу Божию и противодействие помогает, и вредное приносит пользу, и кажущееся злым претворяется в добро (Димитрий Ростовский).

Вспомним борьбу Давида с Голиафом (1 Цар. 17). Давид от юности своей был рабом Господним: а Голиаф — врагом Богу и народу Божию. Ополчились две страны друг против друга: иноплеменники и народ израильский; и вот вышел из полков иноплеменник, сильный муж, весь в крепких бронях и опоясанный мечом. Вышел против него и Давид, но как вышел? Вот мы слышим, что говорит об этом Писание: «Меча же не было в руках Давида» (1 Цар. 17:50). Всякий тогда мог сказать Давиду: «Храбрый юноша! На кого ты идешь? Идешь юный на исполина, безоружный на вооруженного. Разве не видишь большого меча в руках его, который он приготовил для твоей головы»? Но не слушает Давид. Он пошел, и не медленно, не с боязнью пошел, но быстро. И вот он стал над этим иноплеменником, извлек его меч и обезглавил его. Мы видим, что Божьему рабу оружие противника послужило на пользу, что меч, приготовленный и отточенный на Давида, поразил того же врага. Подобно этому и оружие мысленных врагов, направленное на рабов Божиих, оказывается для тех рабов Господних полезным в одолении и победе над врагами (Димитрий Ростовский).

Искушение от диавола попущением Божиим бывает с благой целью. Во-первых, чтобы так смирился искушающийся.

Во-вторых, так познается вера наша. Искушение подобно огню обнаруживает золото, отличая его от прочих металлов. В искушении становится явным, кто золото, кто серебро, кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро целым остается в огне и становится еще чище; с железа спадает ржавчина, но и оно остается целым; олово скоро плавится; сено и дрова сгорают совсем. Так в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел и прилепился к Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно, искушением познаются истинные и верные рабы Божий и лицемеры; искушение все делает явным.

В-третьих, так познается любовь, кого мы больше любим — себя и мир или Бога; кому угождаем — себе ли и миру или Богу; чью волю более почитаем — свою или Божию; все это открывает искушение.

В-четвертых, да познаем врагов наших и научимся против них подвизаться. Брань научает воина подвигу и делает более крепким: без брани воин ослабевает и портится.

В-пятых, да познаем немощь нашу, опасность, и познав, прибегнем к Богу с молитвой. Как ребенок бежит к матери и у нее ищет защиты, видя беду свою, так верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем.

В-шестых, да посрамится искуситель, а претерпевший искушение примет венец от Подвигоположника. Не знает искуситель, что искушению последует: он искушает на зло, но искушение обращается в добро, и так посрамляется, уязвляется своей стрелой (Тихон Задонский).

Знаешь ли, христианин, что делают мореплаватели во время всякой бури? Тогда они, не имея другой надежды на спасение, бросают якорь в глубину морскую, утвердив его в земле, — и так спасаются. Так нужно делать и христианам, которые по морю мира сего плывут на корабле святой Церкви, подражать корабельщикам, и когда сатана воздвигает на них бурю искушений, бед и напастей, должны всю надежду на людей оставить и прибегать к Богу, свои колеблющиеся и бедствующие сердца утверждать в любви Божией. Враг хочет отторгнуть их от любви Божией и потопить в глубине грехов и законопреступлений — в любви Божией надо утверждать им кораблик своего сердца (Тихон Задонский).

Когда искушение минует, тогда утешится печальная душа. Как после бури и мрачных дней яснее нам сияет солнце и более радует нас, так после этого бурного искушения слаще покажется милость Божия. Тогда сердце на деле познает, что есть закон, который обличает грех, устрашает и проклятием поражает грешника; и что есть Евангелие, которое уязвленные печалью сердца исцеляет и утешает. И как ребенок после бани или человек, утомленный трудами, сладко спит и успокаивается, или как корабль, переплыв море, тихо стоит в гавани, так и душа, претерпевшая бурную непогоду, обретает покой (Тихон Задонский).

Не будем безрассудно вдаваться в напасть, но лучше уклонимся от нее. Если Господь, Который Своей всесильной властью все мог сделать, но до времени уклонялся от искушений, тем более нам, немощным, так надо делать. Не искать искушений, но пришедшее искушение терпеть, не унывать в нем и не ослабевать — это свойство мужественного и великодушного сердца (Тихон Задонский).

Воин, чем чаще в сражениях бывает, тем более искусным и храбрым делается; так и христианин, чем чаще впадает в искушения, беды и напасти, тем более искусным бывает в деле христианском. Поэтому апостол говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4) (Тихон Задонский).

Бог, попуская нам искушения и предавая нас диаволу, не перестает помышлять о нас, наказывая, не перестает благодетельствовать нам (епископ Игнатий).

Мученики терпели напасти от людей; чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем больше получали дерзновения к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем больше напастей наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа среди самих страданий своих (епископ Игнатий).

Чтобы окрепли и возмужали в христианине евангельские свойства, нужны непременно скорби и искушения. Кротость, смирение, терпение и вера должны быть испытаны (епископ Игнатий).

Бог, в точности зная состояние всех, и то, сколько каждый имеет силы, столько каждому и допускает искуситься (епископ Игнатий).

Искушения и скорби посылаются человеку для его пользы, чтобы испытанная ими душа сделалась более сильной и честной перед Господом своим (епископ Игнатий).

Чтобы мы усвоили себе смирение, попускаются нам различные напасти: от демонов, от людей, от многообразных лишений, от

извращенного и отравленного грехом нашего естества (епископ Игнатий).

Бог, взирая на преткновения человеческие, попускает их как противоядие, которым изгоняется гордость и самость (епископ Игнатий).

Искушения не перестают стучать даже лежащему на смертном одре — отступают, когда душа оставляет тело.

Предается человек врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе; потому злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму (Макарий Египетский).

Бог, в точности зная состояние всех и сколько сил у каждого, в нужной мере попускает и подвергаться искушению (Макарий Египетский).

Души, не искушенные и не испытанные различными скорбями, остаются пока в младенчестве и еще не достойны Царства (Макарий Египетский).

Мы бываем искушаемы для обучения в вере, для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться.

Вследствие искушения святые приобретают мудрость (Исаак Сирии).

Не входя в искушения, никто не приобретает духовной мудрости (Исаак Сирии).

Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель — не добродетель (епископ Игнатий).

Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетелей (Исаак Сирии).

Искушения всегда будут стучаться в ваши двери. Но от нас зависит приглашать их или нет.

Чтобы грех твой, предстоя пред очами твоими, низлагал в тебе высокоумие и превозношение, Господь попустил искушению набежать на тебя (епископ Игнатий).

Ближний наш положен нам от Бога к искушению и познанию об отношении Бога к нам. Любим ли ближнего — любим и Бога Самого, и Бог нас любит. Благоволим к ближним нашим — благоволит и Бог о нас. Милуем мы ближнего — милует и Бог нас. Прощаем согрешения ближнему нашему — прощает и Бог нам согрешения наши. Ненавидим и гневаемся на ближнего нашего — находимся сами во гневе у Бога. Не отпускаем согрешений ближнему нашему — не отпускает и Бог нам согрешений наших. Мстим ли ближнему нашему — будет мстить и Бог нам, как говорит Сирах: мстящему отомстит Господь. Так, каковы мы к ближнему нашему, таков и Бог к нам (Тихон Задонский).

Коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар — жди искушения (Феофан Затворник).

Где ни быть, от козней сатанинских не уйти (Тихон Задонский).

Сильной защитой от искушения является наша память об Иисусе Христе.

Радуйся в искушениях, которые будут отпущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод (Антоний Великий).

Благодарящий Бога во время искушений обращает их в бегство.

При всяком приращении искушения мы имеем только одну защиту — покаяние. И кающийся всегда бывает победителем того, кто всегда нападает (Григорий Нисский).

Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя не готовым.

Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать нужно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах (Ефрем Сирин).

Хочешь ли, чтобы не преодолело тебя искушение — отсеки всякую свою волю (Ефрем Сирин).

Во время искушений употребляй краткую и усиленную молитву (Нил Синайский).

Что пища для здорового тела, то искушения для мужественной души (Нил Синайский).

Когда истинно возлюбишь небесные блага, тогда, именно тогда увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани (Нил Синайский).

Возможность переносить искушения зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением (Иоанн Златоуст).

Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию, — зачем самому навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы? (Иоанн Златоуст)

Никто не может переносить искушений, кроме уверившегося, что за скорби можно принять нечто, превосходящее телесный покой (Исаак Сирии).

Хотя искушение кажется нескончаемым, надо полагать ему конец мудростью и добродетелью, а не отчаянием. Прекращает его человек, когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если это и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби (Исидор Пелусиот).

Состраданием и кротостью старайся облегчить бедствия впавших в искушения, кротким словом приводя их в благодушие и избавляя от уныния. Ибо если они узнают от тебя, что искушения, хотя и

посланы были им справедливо, но приносят облегчение в падениях, и хотя попущены на не сделавших ничего дурного, но доставят им венцы, — они не только не предадутся унынию, но еще исполнятся радости (Исидор Пелусиот).

Если дух наш настроен хорошо, то хотя бы отовсюду поднимались бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани (Иоанн Златоуст).

Пока Бог будет нашим помощником, хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут подобны траве и листьям, легко уносимым ветром (Иоанн Златоуст).

Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами. «Бодрствуйте и молитесь, — сказал Господь, — чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41) (епископ Игнатий).

Если тебя поносят и ты скорбишь от этого — нет в тебе истинного плача.

Непобежденные искушения ведут к падению, ропоту и ожесточению сердец.

Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них (Василий Великий).