Клевета

«Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока» (Пс. 72:8).

«Все они — упорные отступники, живут клеветою; это — медь и железо, — все они развратители» (Иер. 6:28).

«Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы» (Иер. 9:4).

«Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп» (Пр. 10:18).

«Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего» (Пс. 14:1-3).

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12:10).

Клевета — это ложное обвинение; заведомо ложный слух, позорящий кого-либо, а также распространение таких слухов.

Клевета — это злоречие, злоязычие, злословие, напраслина, наговор, очернение, обнос, наносные речи, поклеп, оговор (В. Даль).

Клевета — это забава болтунов, но она убийственно действует на тех, кого касается.

Клевета — орудие зависти (С. Сегюр).

Клевета — оружие более ужасное, чем шпага, так как наносимые ею раны всегда неизлечимы (Г. Фриденг).

Клевета в умных руках — страшное оружие (итальянская народная мудрость).

Клевета — подобна шершню; если ее нельзя убить с первого удара, лучше ее не трогать совсем (Б. Шоу).

Клевета — порок, обладающий необычными свойствами: стремясь умертвить ее, вы тем самым поддерживаете ее жизнь; оставьте ее в покое — и она умрет сама (Т. Пейн).

Клеветой мы называем распространение слухов, не соответствующих действительности, с целью осудить человека или очернить его.

Есть в мире особый род людей, именуемых сплетниками, клеветниками, наговорщиками, занятием которых являются: сеяние зла, возведение напраслины, распространение худой молвы, измышление самых неверных слухов. Они чувствуют себя неудовлетворенными до тех пор, пока не очернят человека, пока не обольют его измышленной ими грязью наглой неправды, пока не подорвут его безупречной репутации и не положат конец его карьере, выбросив его за борт нормальной жизни.

Сплетники и клеветники. Эти два слова определяют людей с клеветническими языками; но между ними существует различие.

Клеветник — он совершенно открыто высказывает свои обвинения и рассказывает свои истории.

Сплетник — нашептывающий свои злобные истории на ухо слушателю, отводящий человека в угол и нашептывающий ему историю, разрушающую репутацию человека.

Оба они дурны, но сплетник самый скверный из них двоих. Против открытой клеветы человек может, по крайней мере, защищаться, но он бессилен против скрытых клеветников, которые находят наслаждение в разрушении репутации человека.

Клеветник, наушник и двуязычный погубили многих, живших в тишине.

Наиболее опасное оружие языка — коварная, то есть злонамеренная, прикрывающаяся доброжелательством интрига, клевета, злая сплетня, злоречие. Все это хуже кражи.

Клевета быстро множится и распространяется; слова клеветника нельзя сделать не бывшими, и действие клеветы нередко хуже смерти, клевета способна уничтожить доброе имя человека и навсегда его опорочить.

Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.

Больше себе вредят злоречивые и клеветники, чем тому, кого хулят, ибо имя и славу того временно помрачают, свои же души губят (Тихон Задонский).

Когда клевета, поношения и укорения падают на тебя и изнеможешь от злоречивых языков, как загнанный псами олень, беги к живому источнику Святого Писания и ищи у него прохлады. Бог не тех ублажает, кого все хвалят, наоборот, говорит им: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6:26). Но ублажает тех, кто терпит поношение от злых: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11-12). Кто не утешится, гонимый необузданными языками, когда только подумает о великой награде на небесах? Кто не утешится, слыша такое обещание, не согласится терпеть всякое временное бесчестие и поругание? Добрая надежда умягчит всякую скорбь, тем более надежда на Вечную Жизнь, славу и веселие (Тихон Задонский).

Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о «сынах человеческих», » у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык острый меч» (Пс. 56:5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, и даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4:4-5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна — это хорошо и похвально, но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей (Тихон Задонский).

Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он де то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, кто слушает его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают (Тихон Задонский).

Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое — если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение — когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божий милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть (Тихон Задонский).

Троих язвит клевета: того, который ее говорит, того, кто ее слушает, и того, которого злословят.

Сплетничают те, у кого нет личной жизни, и по адресу тех, у кого она есть.

Как моль портит одежду, так клевета — душу христианина (Ефрем Сирин).

Если ты оклеветал кого-либо, если сделался врагом кому-либо, примирись до Суда. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть Суд (Иоанн Златоуст).

Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, как черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты (Д. Свифт).

Трудно стереть грязь, раз она брошена на кого-либо.

От пулевой раны поправишься, а от раны, нанесенной клеветой, — никогда.

Клеветники и специалисты по трепке нервов редко работают на собственном здоровье.

Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать.

Если жалоба несправедлива, то делается клеветой (Григорий Богослов).

Бросать грязь в других — это значит терять почву под своими ногами.

Оклеветать честного человека так же легко, как умертвить спящего.

Восстановить доброе имя оклеветанного так же трудно, как изгладить изуродованное оспой лицо.

Если вы хотите узнать о церковных событиях негативного порядка, спросите у того, кто в течение года был один — два раза на богослужении. Он вам все расскажет.

Кто не порицает клеветников, тот поощряет их (Светоний).

Между клеветником и теми, кто с удовольствием слушает его, такое же отношение, какое между преступником и его сообщником.

Опорочить репутацию человека и лишить его доброго имени — самое серьезное прегрешение.

Для злостного сплетника, губящего репутацию человека, никакое наказание не будет слишком суровым. Такой грех в самом прямом смысле заслуживает адского наказания.

Закоренелый грех — плохой, еще хуже — презрительные речи, а самое худшее — безрассудные и злобные разговоры, которые губят репутацию человека.

То, чтобы возбуждать дело против человека, недалеко от того, чтобы состряпать дело против человека.

Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины доверием к клевете (Лукиан).

Посещать и слушать злых людей — это есть уже начало злого дела (Конфуций).

Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его — это есть клевета, хотя бы сказано было и справедливо (Василий Великий).

Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым. Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот — клеветник, хотя бы и говорил правду (Василий Великий).

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой (Ефрем Сирин).

Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души (Ефрем Сирин).

Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти (Ефрем Сирин).

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?» (Иоанн Златоуст).

Если кто наговорит на брата своего, уничижит его и проявит злобу, не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь (Иоанн Златоуст).

Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят, — это сохранит нас от оклеветания.

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня (Иоанн Лествичник).

По мере того как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе (Максим Исповедник).

Когда клевещут на твоего друга, клевещут на тебя.

Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего.

Где нет дров, там угасает костер. Где нет наушника — утихает раздор.

Не слушайте тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

Самый лучший ответ на клевету — молчаливое отношение к ней (Л.Н. Толстой).

Если враг располагает к клевете — огради себя молчанием (Ефрем Сирин).

Недопускающий клеветника к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветанного спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услугами клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (Иоанн Златоуст).

Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим (Иоанн Златоуст).

Человека, нашептывающего клевету на других, изгоняй из дома (Фалес).

Итак, хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу.

Берегись клеветника, как бережешься человека, зараженного моровой язвою, чтобы и самому от него на заразиться и не погибнуть (Тихон Задонский).

Грязь может прикрыть драгоценный камень, но не запятнать его (Д. Зандера).

Некто сказал Платону: «Все поносят тебя». «Пусть себе, — ответил Платон, — я буду жить таким образом, что заставлю их изменить свои речи» (М. Монтень).

Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились (Тихон Задонский).

Клеветник тебе же готовит большую награду (Мф. 5:11-12).

Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получает величайшую награду (Иоанн Златоуст).

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются в пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2:15-20). Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6:16-28). Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного (Есф. 7). Те же суды Божий и ныне совершаются (Тихон Задонский).