Посредник

«Он [закон] дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один» (Гал. 3:19-20).

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6).

Посредник — тот, кто осуществляет посредничество между кем-либо, содействует соглашению; тот, кто содействует примирению спорящих, ссорящихся, находящихся в тяжбе сторон.

Посредник — третий избранный двумя сторонами для соглашения (В. Даль).

Посредник обращается то к одной стороне, то к другой, заступается перед той, которая грозит, за ту, которая подвергается угрозе, и приносит этой последней мир, когда ему удается его добиться.

Посредниками называются те люди, через которых начальник держит связь с подчиненными, давая им отдельные поручения или ставя их на определенную должность.

Исторические посредники

Авраам — это тот, которым «благословляются все племена земные» (Быт. 12:3); через него — как Богом благословенного предка — Израиль должен получить благословение землей и потомством. По некоторым преданиям Авраам играет роль ходатая, например, когда он вступается за языческого царя Авимелеха (Быт. 20:7,17) или за Содом (Быт. 18:22-32).

Моисей получил от Бога призвание освободить Израиля и заключить союз, дать Израилю Его закон. Ответственный за свой народ перед Господом, он действует как вождь и законодатель во имя Божие и часто ходатайствует за него (Исх. 32:11,31-34).

Пророк Иезекииль видит себя даже как стража, поставленного Богом для предостережения сынов народа Его (Иез. 33:1-9; 3,17-21).

Так, на всем протяжении истории Израиля Бог воздвигал людей, которых Он облекал ответственностью за Свой народ и на которых возлагал обязанность обеспечивать правильное исполнение Союза-Завета. Этими служениями не упраздняются личные отношения между Богом и отдельными людьми, но они происходят в пределах народа, от имени и ради которого осуществляются различные виды посредничества (Словарь библ. богословия, с. 854).

Единственный Посредник

Иисус Христос есть Посредник Нового Завета (Евр. 12:24) между Богом и человечеством, Завета лучшего, чем ветхий (Евр. 8:6). Отныне люди приходят к Богу через Него (Евр. 7:25). В различных формах эта истина пронизывает весь Новый Завет.

Иисус Христос кладет конец прежним видам посредничества, осуществляя посредничество эсхатологическое. Он есть Посредник Нового Завета, Глава нового народа Божия, но все это потому, что Он Сын, а не служитель (Евр. 3:1-6). Он одновременно и Царь, сын Давидов (Мф. 21:4-9), и Отрок Божий, предсказанный Исайей (12:17-21), Пророк, возвещающий спасение (Лк. 4:17-21), Сын Человеческий, Судия последнего дня (Мф. 26:64), Ангел Завета, Своим пришествием очищающий храм (Лк. 19:45). Он раз и навсегда осуществил освобождение, спасение, искупление Своего народа. В Своем лице Он объединяет царство, священство и пророчество. Он Сам есть Слово Божие. В историю всех видов человеческого посредничества Его пришествие вносит нечто коренным образом и окончательно новое: в Храме «нерукотворенном» (Евр. 9:11) Он пребывает Посредником, Который жив всегда, чтобы ходатайствовать за братьев Своих (Евр. 7:25). Действительно, «един Бог, един и посредник» (1 Тим. 2:5) вечного Завета (Словарь библ. богословия, с. 856).

Многочисленные посредничества, которые Бог установил между Собою и Своим народом, подготовили и возвестили то посредничество, которое Его народ должен был осуществить между Ним и всем человечеством. Это посредничество осуществляется в посредничестве Иисуса Христа, единого Посредника (Словарь библ. богословия, с. 858).

Мы ничего не достигнем посредством смутных представлений о Боге и Небесном Отце. Тот, кто обходит Посредника, кто не принимает в расчет Спасителя, тот исключает себя из благодати.

Между Богом и людьми один Посредник — Иисус Христос.