Прелесть духовная

«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Пр. 14:16).

«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26).

«Кто говорит ложь, погибнет» (Пр. 19:9).

«Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Пр. 30:8).

Прелесть — это очарование, обаяние, внушаемое кем-либо или чем-либо красивым, привлекательным.

Прелесть — это то, что обольщает в высшей мере; обольщение, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; красота, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и льстит чувствам, или покоряет себе ум и волю (В. Даль).

Если кто говорит: «Богат я (духом), довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно», то он не христианин, а сосуд прелести диавола (Макарий Египетский).

Всякий человек более или менее склонен на прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое.

Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение — добродетель прямо противоположная гордости — служит верным предостережением и предохранением от прелести.

Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех людей без исключения, произведенное падением праотцев наших.

Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой за истину.

Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя грехом.

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой и целью молитвы.

Покаяние, сокрушение духа, плач — признаки правильности молитвенного подвига, отсутствие их — признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия.

Все частные виды самообольщения и обольщения бесами происходят или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца.

Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий, таково и последствие беспорядочного упражнения в молитве. Неизбежное, естественное последствие такого упражнения — прелесть.

В ложной прелести ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него.

Прелесть — самообольщение, соединенное с бесовским обольщением, бывает непременным следствием преждевременного удаления в уединение или особенного подвига.