Язык

«Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:5-10).

«Отборное серебро — язык праведного» (Пр. 10:20).

«Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых — врачует» (Пр. 12:18).

«Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа» (Пр. 15:4).

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

Язык есть самый благодетельный и самый вредный орган у человека. Язык хотя малый член, но производит великие дела.

Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного и выше луны и солнца. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живет и движется знание, мудрость, закон. Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое.

Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности.

Храни слух — и не согрешишь языком.

Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели.

О добром деле, которое желаешь сделать, не говори совсем — исполни его, не разгласив о нем заранее (Антоний Великий).

Если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, чем он спросит тебя.

Если наш внутренний человек трезвится, это трезвение хранит и внешнего человека. Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим (Изречения безымянных старцев).

Не удерживающий языка в гневе не сможет удержать и страсти.

Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню — в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Тайн.

Как много зол от необузданного языка! Потому христиане должны заботиться о том, чтобы его хранить в ограде своей и не допускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). И Христос грозит судом необузданному языку: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Если за слово праздное — тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно Слово Божие увещевает нас к хранению языка: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на

гнев» (Иак 1:19). «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла… и делай добро» (Пс. 33:13-15) (Тихон Задонский).

Лучший язык тот, который тщательно сдерживается; лучшая речь та, которая тщательно обдумывается. Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.

Отвращайтесь злословия и лжесвидетельства. Да будет язык ваш всегда служить вам орудием истины.

Рана, нанесенная огнестрельным оружием, еще может быть излечена, но рана, нанесенная языком, никогда не заживает.

Ах, злые языки — страшнее пистолета.

Язык часто ранит хуже меча. Неприятнее принимать смех презирающих, чем удары бича.

Рана от языка страшнее и больнее, чем рана от меча. Рана от меча причиняет боль только телу, а рана от злого языка причиняет боль и телу, и душе.

Язык — орган сердца; он обнаруживает, что происходит в сердце (Мф. 12:34-35).

Грязным шуткам нет места в христианской жизни. Тысячи совершают безнравственность языком.

Язык мой, враг мой, прежде ума глаголет.

Язык — лестница, по которой все беды в наш дом приходят.

Есть люди, язык которых источает хвалу; языки других источают хулу.

Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих.

Длинный язык означает короткие руки.

Не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим.

Сладкие уста умножают друзей, и доброречивый язык умножает приязнь.

Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости.

Многие пали от острия меча, но не столько, сколько от языка.

Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор.

Длинный язык укорачивает жизнь.

Язык сердца — не язык слов.

Не позволяй твоему языку опережать твои мысли.

Ничем так часто человек не грешит, как языком, а в уединении избегает сего греха. Воздержание языка означает человека мудрого. Послабляющий узду языка показывает, что он далек от добродетели.

Сад без ограды будет потоптан и опустошен; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды добродетели (Ефрем Сирии).

Кто победил свой язык, тот стал великим победителем.

Язвительный и разнузданный язык острее ножа; нередко ведет он к лютым бедам и даже к узам собственного хозяина.

Одни давят людей автомобилями, другие — языком.

Язык в состоянии свести людей, а иногда и весь мир в величайшие испытания и бедствия.

Согрешения языком больше всего наносят ущерб общению между людьми: разрываются узы дружбы, подрывается доверие между людьми.

Нельзя говорить в церкви одним языком, а на заводе или в конторе — другим.

Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены (Ж.Ж. Руссо).

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим (Б. Спиноза).

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание (Д.Д. Минаев). Злой язык — признак злого сердца (Публимий Сир).

Язык — самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова (П. Кальдерой).

Блудный взор не охраняет девства; блудный язык вступает в общение с лукавым.

Язык — это самый опасный из тупых инструментов.

Язык доброго дела — это язык Духа Святого. Этим языком можно больше сказать о Господе, чем устами.

В гневе не видишь и света ясного,

В гневе джигит слабей старика.

Нет яда страшнее для друга вчерашнего,

Чем яд, сорвавшийся с языка.

Если и в гневе язык за зубами, —

Значит хорошими стали друзьями.