9. Общение Святого Духа

Во 2Кор.13:14 Павел призывает на коринфских христиан «общение Святого Духа». Невозможно точно определить, что именно Павел имел в виду под этим «общением». Выносить окончательное мнение и быть слишком уверенным в правильности толкования столь непростого места Писания — значит противопоставить себя множеству других исследователей Писания, мнение которых беспристрастный читатель должен уважать. Дело не в том, что мы совершенно не в состоянии постичь смысл слова, употребленного Павлом, а в том, что это слово имеет множество смысловых оттенков, и не всегда легко определить, какой именно из них автор имеет в виду. Греческое слово «коинония» переведено словом «общение». Оно в различных смыслах употребляется в Септуагинте 15 раз, и в Новом Завете — 82 раза. В новозаветном употреблении оно 55 раз переведено, как «общение», «подаяние», «приобщение», «участие», «домостроительство», «соучастие», «общительность», и 27 раз — в значении соучастия в чем-то нечистом. Три раза из 55-ти говорится о личном общении (2Кор.13:14; Фил.2:1; 1Кор.1:9). Эти места представляют непосредственный интерес для нашего исследования. Однако их смысл раскрывается более ясно после более обширного исследования. Итак, это слово употребляется в следующих значениях:

1. Быть соучастником в чем-либо (1Тим.5:22, и т.п.) — встречается 11 раз.

2. Принимать участие в чем-либо (Филип.4:14, и т.п.) — встречается 9 раз.

3. Иметь общение с кем-либо (1Иоан.1:3, и т.п.) — встречается 5 раз.

Первые 20 упоминаний прямо говорят о причастности к чему-то общему и подразумевают при этом действующие лица соучастников; а последние пять упоминаний прямо говорят об общении действующих лиц и подразумевают при этом нечто общее для них, к чему они имеют отношение. Итак, во всех этих 25-ти случаях смысл слова «коинония» сводится к тому, что определенные действующие лица принимают участие в чем-то общем для них. Такой же смысл лежит в основе и всех других случаев употребления данного слова. Во 2Кор.6:14 говорится об общении света (олицетворенного) со тьмой (олицетворенной), то есть о соучастии в делах тьмы; в Еф.5:11 говорится об участии — вместе со злыми людьми и дьяволом в бесплодных делах тьмы (олицетворенной).

1. Пять раз слово «коинония» употребляется в значении «участие в пожертвовании» (1Тим.6:18; Рим.15:26; 12:13; Евр.13:16; 1Кор.9:13).

2. Один раз слово «коиноникос» упоминается в значении «благотворитель» (1Тим.6:18).

3. Один раз слово «коинонео» употребляется в значении «поделиться с кем-то»

В этих последних семи случаях просматривается та же самая суть: действующие лица и нечто общее для них. И разве общение не является союзом или объединением тех, кто владеет общей собственностью? Истинного общения не может быть, если нет чего-то общего, что принадлежит нам всем — будь ли то хлебная корка или обмен мыслями, или любовь и сочувствие.

4. Четыре раза слово «коинос» употребляется в значении «общий», «общее» (Деян.2:44; 4:32; Тит.1:4; Иуд.3). Все вышесказанное относится и к этим четырем случаям.

5. Дважды слово «коинонос» встречается в смысле «товарищ», «сообщник» (2Кор.8:23; Филим.17).

6. Это же слово один раз встречается в значении «личные друзья» (Лук.5:10).

7. Дважды оно встречается в значении «соучастники» (1Кор.10:20; Евр.10:33). В этих последних пяти случаях подчеркивается личная дружба, товарищество, из которого вытекает и соучастие в общих интересах.

8. В Гал.2:9 «коинония» означает соучастие в деле Евангелия.

9. В 1Кор.10:18 «коинонос» употребляется в значении «быть соучастником алтаря», тех благословений, во имя которых возносятся жертвы на алтаре и которыми наделяет Бог. В результате такого соучастия люди имеют общение с Самим Богом.

10. В Деян.2:42 «коинония» употребляется в смысле духовного взаимопонимания, служения, общего имущества и т.п.

11. В Филим.6 — «чтобы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» — значение слова трудно объяснимо. Возможно, наилучшим будет такое объяснение, что Филимон делился своим имуществом в целях распространения веры. В любом случае, объяснение будет вписываться в общий смысл слова «коинония» — то есть действующие лица принимают участие в чем-то для них общем.

Остается еще три места, смысл которых нам надо выяснить. Однако, объяснив одно из них, мы поймем и все остальные. Во 2Кор.13:14 Павел призывает на верующих «общение Святого Духа». Обратим внимание на то, что здесь не говорится «общение со Святым Духом». Правда, не стоит слишком обращать внимание на отсутствие предлога со, поскольку в 1Кор.1:9 мы читаем, что мы призваны в общение Сына, а в 1Иоан.1:3 сказано, что наше общение с Сыном. Разница здесь есть, но суть одна и та же, и слишком строго обращать внимание на предлог или его отсутствие — значит занять предвзятую позицию в исследовании данного текста. Д-р Кумминг придерживается наиболее общепринятого взгляда, что здесь имеется в виду общение с Самим Святым Духом. Безусловно, эта мысль о близком общении с третьим Лицом Троицы звучит весьма утешительно и находится в согласии с общим учением Св. Писания. Однако эта мысль нигде не выражена ясно и определенно, и хотя она подразумевается в словах Павла, все же вряд ли ее можно считать главной мыслью, которую он хотел здесь сказать.

В одиннадцати случаях употребления родительного падежа содержится мысль о соучастии в чем-то, и поэтому трудно спорить с мнением Мейера, Ланге, Риддла, которые понимают данное место, как «соучастие в Духе Святом». Однако все эти одиннадцать случаев говорят о соучастии в чем-то вещественном, Павел же говорит здесь о личности, и при этом употребляет тот же падеж, что и для благодати Христа и любви Бога Отца, авторами которой Они являются; так что и в третьей фразе имеет смысл предположить, что «коинония» — это то, автором чего является Дух Святой; то есть, это те духовные благословения, которые Он посылает в данном общении. К вышесказанному можно добавить, что такое понимание ничуть не идет вразрез с лингвистическим применением самого слова «коинония».

В данном выражении заключена богатая по смыслу истина, имеющая три главных аспекта взаимоотношений: общение кого-то или чего-то, общение в ком-то или в чем-то и общение с кем-то или с чем-то, причем любой из этих аспектов, отдельно взятый, неизменно присутствует и во всех остальных. Общение кого-то или чего-то, как это выражено в данном тексте, подчеркивает те духовные богатства, которые передаются нам в «коинонии», то есть мы имеем дело с их передачей; общение в ком-то или в чем-то подчеркивает наше соучастие в переданных нам благословениях; и общение с кем-то или с чем-то подчеркивает наше общение с Самим Святым Духом, которое, в общем, проистекает из предшествующего ему нашего соучастия во Святом Духе, ибо оно является основой всякого духовного общения.

Как уже было сказано, общение личности с личностью невозможно, пока у них не будет чего-то общего, как, например, дар, подаренный ими либо односторонне, либо же взаимно. Пользуясь даром, получивший его имеет общение с тем, кто подарил этот дар.

В слове «коинония» кроется поистине глубокий смысл, если мы его понимаем таким образом, то есть, что все неисследимые богатства, скрытые во Христе, вся полнота Божья становится нашей собственностью через Духа Святого, великого Подателя всех благ, начиная с возрождения и заканчивая славой преображения. Некоторое время назад была опубликована довольно странная книга, описывающая человека, который жил в состоянии транса в течение ста лет. За это время в обществе произошло много удивительных перемен, и куда бы этот человек ни повернулся, везде он встречал что-то великое и чудесное. И этих чудес было так много, что потребовалось несколько месяцев, чтобы человек мог все это воспринять. Часто он просто садился и предавался размышлениям и восторженным чувствам из-за всех этих удивительных вещей, наследником которых он стал. Что-то похожее происходит с нами, когда мы изучаем Святого Духа. На каждом шагу мы встречаем новые сокровища, обогащаемся новым опытом, и все это становится нашим достоянием благодаря «общению Святого Духа». Не успев постичь и половины столь богатого наследства, мы чувствуем потребность просто сесть и с удивлением поразмыслить о том, как вообще возможно такое чудо. Но можем ли мы назвать хотя бы некоторые из этих сокровищ, полученных в общении Святого Духа? Павел в других местах Писания определяет их, как «плод Духа», и для его подробного рассмотрения мы перейдем к следующей главе.