10. Исполнение Духом Святым

Во 2-й главе было отмечено три различных периода, характеризующих присутствие и действие Духа Святого. В каждом из этих периодов находились люди, исполненные Духом Святым.

I. В Ветхом Завете упомянут Веселиил (Исх.28:3; 31:3; 35:31. См. также Втор.34:9). Восемь раз в В.З. сказано, что Дух был в людях, двадцать семь раз — что Он был на людях и три раза — что Он облекал людей. Эти три различных действия производили, по сути дела, один и тот же результат.

II. От Рождества до Пятидесятницы: Иоанн Креститель (Лук.1:67), Елисавета (Лук.1:41), Захария (Лук.1:67) были исполнены Духом Святым. Во всех этих случаях используется то же слово (греч. Pletho — наполнять и его евр. эквивалент Male), что и в случае с Веселиилом, причем каждый раз до Пятидесятницы Дух Святой наделял этих людей всем необходимым для выполнения особой миссии.

III. Начиная со дня Пятидесятницы: ученики были крещены (Деян.1:5), облечены силой (Лук.24:49) и исполнены Духом Святым (Деян.2:4) в одно и то же время. Их исполнение Духом Святым сопровождалось чудесными знамениями и произвело чудотворное воздействие, но в самом исполнении не было ничего чудесного. Автор имеет в виду то, что, например, возрождение Павла на пути в Дамаск было не большим чудом, чем наше с вами возрождение, а чудеса — яркий свет, голоса и т.п. только сопровождали это возрождение. Правда, в некотором смысле все эти духовные процессы чудесны сами по себе, но все же реальное исполнение Духом Святым и реальное возрождение происходят согласно общим правилам действия Духа Святого. И если верующие могут исполняться Духом в наши дни, то — как его ни назови — это будет явление такого же рода, и полученное таким же способом, как было и у первых учеников.

В Деян.4:8 Петр был снова исполнен Духа, и затем, вместе с учениками — в 4:31. Павел был исполнен Духа в Деян.9:17, и еще раз — в 13:9. Обратим внимание на то, что о Стефане (Деян.6:5; 7:55) и о Варнаве (Деян.11:24) сказано, что они были мужи полные — plhrhV Духа Святого, потому что здесь употребляется имя прилагательное, в то время как в предыдущих случаях, при подготовке к конкретному служению, употреблено наречие исполненные — plhqeiV, которое обозначает завершенное действие. Соответственно, некоторые авторы находят в таком словоупотреблении определенную разницу, достойную рассмотрения, хотя на первый взгляд кажется странным разговор о разнице между выражениями «полный Духа» и «исполненный Духа». Строго говоря, первое выражение говорит об обычном (вошедшем в обиход, ставшим обыкновенным) исполнении Духом Святым как о постоянном состоянии души; второе же выражение говорит о случаях исполнения, приуроченных к какому-либо особому событию.

Итак, мы заметили, что:

(а) разницу между этими понятиями не так уж трудно различить. Мы можем говорить о человеке, хорошо известном своей благочестивой жизнью и духовной силой, что он исполнен Святого Духа, но при этом мы не считаем, что он исполнен до пределов возможного, как это может стать необходимым при особых случаях. Петр, например, был исполнен Духа не один раз, хотя, конечно же, после дня Пятидесятницы он был мужем, «полным» Духа Святого не меньше, чем Варнава и Стефан, хотя данное слово в Писании к нему не применяется. С другой стороны, мы можем сказать, что Варнава и Стефан — эти мужи, «полные» Духа Святого (Деян.11:24; 6:5; 7:55), — были в некоторых случаях исполнены Духа для особых целей. Мейер пишет: «Вы можете быть полны Духа Святого в своей семье, но перед выходом за кафедру потрудитесь удостовериться, что вы подготовлены к проповеди, будучи вновь исполнены Духом Святым». В последнем случае исполнение Духом будет более близко по значению к тому, что большинство богословов называет помазанием, т. е. особым наделением силой для особой цели. Такие случаи описаны в Деян.2:4; 4:8; 13:9 и т.п., тогда как полнота Духа относится к повседневному состоянию и благочестивому характеру любого христианина, о чем Кумминг говорит, как о «привычке души».

(б) эта разница, если с ней согласиться, носит всего лишь количественный характер: — отдельные случаи исполнения представляют собой каждый раз умножение той силы, которую человек уже имеет. При этом предполагается наличие необходимости, ради которой новое исполнение Духом приходит и уходит. И, безусловно, предполагается полнота Духа как привычное повседневное состояние, потому что «особое» исполнение происходит на абсолютно тех же условиях, что и «обычное».

Что же, в таком случае, произошло с учениками, когда, во исполнение обетования о крещении Духом Святым, они «исполнились все Духа Святого», как сказано в Деян.2:4? Что представляло собой это исполнение Духом? Нам важно сейчас не столько определить название, сколько понять, по мере сил, суть данного явления. Мы уже занимались довольно длинным и ненужным установлением разницы в оттенках между словами «в», «через», «посредством» и т. п., хотя совершенно очевидно, что Слово Божье выражает через них одну и ту же мысль. Так, в случае с домом Корнилия Петр употребляет слова: «дар Святого Духа излился», «Дух Святый сошел», «получили Святого Духа», «крещены Духом Святым», «Бог дал им такой же дар», как и в день Пятидесятницы, а значит, это было заодно и «получение», и «исполнение» Духом Святым.

Мы знаем, что когда ученики исполнились Духа в день Пятидесятницы, это оказало на них такое влияние и совершило такую внутреннюю перемену, что они с тех пор стали пригодны и для особого служения, и для святой жизни, хотя, правда, о последнем не сказано, как о результате исполнения Святым Духом. В день Пятидесятницы Дух Святой впервые проявил Себя в детях Божьих во всей полноте и наполнил их силой для служения на тот момент. Но если бы им надо было в тот момент вступить в серьезную духовную брань, то полученное ими исполнение Духом было бы как раз подходящим и достаточным для этой цели. Или если бы им предстояло претерпеть мученичество или разного рода страдания, то было бы достаточно того же исполнения Духом, ибо мы не считаем, что оно ограничивается только силой для служения.

Обратим теперь наше внимание на слова Павла в Еф.5:18 «Исполняйтесь Духом». Без сомнения, они относятся больше к той полноте Духа, которая должна быть повседневным образом жизни каждого верующего. Слова Павла на самом деле означают: «живите жизнью, наполненной Духом Святым». Но если жизнь, наполненная Духом Святым, есть нечто такое, чего можно достичь при обычных условиях, то, конечно же, то исполнение, которое нужно для особых случаев и которое является всего лишь более высоким проявлением обычного духовного состояния верующего, не будет для нас невозможным в час особой нужды, если только мы пожелаем получить такое исполнение. И вообще, весь духовный опыт учеников в день Пятидесятницы, то исполнение Духом, какое они тогда получили, — все это, по сути дела, всего лишь высшая степень проявления полноты Духа, описанной в Еф.5:18, которая должна быть нормальным здоровым состоянием и образом жизни всякого верующего.

Исполнение Духом Святым происходит в самых глубоких тайниках нашей души. Его сверхъестественная природа недоступна нашему ограниченному пониманию. Ведь при этом Сам Бог в лице Святого Духа восходит на престол сердца человеческого, царствует в нем и направляет жизнь верующего к совершенству и к победе Его Царства, употребляя для этого наделенные божественной силой способности человеческой души, в которой живет и действует Бог.

Имея в виду вышесказанное, будет уместно напомнить слова Кумминга, что «и в наши дни верующие, кроме дара Святого Духа, полученного при возрождении, могут получить еще одно благословение, по своему значению и силе воздействия равное тому, что получили апостолы в день Пятидесятницы». Подобное высказывает и Бордман: «Верующие всех времен, которые по плодам своей жизни доказали наличие первоапостольской духовной силы, получили ее через принятие Святого Духа, и это принятие, по сути, не отличается от того, которое получили апостолы и евангелисты».

Но если исполнение Духом Святым, которое получают верующие в наши дни, не отличается по своей сути от первоапостольского исполнения, то каким же словом мы его назовем? Известный богослов д-р Ходж напоминает нам, что всякое получение Духа Святого есть крещение Духом и что, безусловно, — независимо от библейского словоупотребления, — всякое исполнение Духом Святым можно также назвать крещением Духом. А так как в случае с учениками исполнение Духом, по сути не имеющее отличия от нашего, уже названо крещением, то разве мы не имеем библейского основания назвать крещением и наше исполнение? Правда, поскольку в Посланиях, то есть, в той части Писания, которая наиболее прямо предназначена для верующих наших дней, слово крещение для этой цели не употребляется, зато есть повеление исполняться Духом, многие доказывают, — особенно из-за возникающей путаницы в понятиях, — что лучше придерживаться слова исполнение. Если же кто-то желает умышленно преувеличивать несуществующую разницу в словоупотреблении, то лучше вообще оставить всякое различие между этими словами. И в свете этого мы вполне можем согласиться со словами Эндрю Муррея, что «Верующий может прийти к переживанию такого опыта, который можно назвать крещением Духом Святым».

Приведем возможные возражения против данного вывода:

1. Замечено, что слово крещение в смысле исполнения Духом нигде не употребляется в Посланиях. Действительно, авторы Новозаветных Писаний были весьма избирательны в употреблении слов. Но именно этот факт опровергает приведенное здесь возражение, поскольку, например, Лука употребляет довольно много разных слов, чтобы описать рассматриваемое нами явление. Так, в Деяниях апостолов слова исполнение и крещение Духом употребляются взаимозаменяемо, и тот факт, что то и другое было пережито первыми учениками, не является сам по себе основанием, чтобы считать, что и мы не можем пережить того же. Поскольку же суть дела заключается не в словоупотреблении, а в практическом переживании, то вышеупомянутое возражение не имеет достаточной убедительной силы, чтобы опровергнуть занимаемую нами позицию по данному вопросу.

2. Есть возражение, что одной из особенностей первоначального крещения Духом было проявление чудес. Однако чудеса сами по себе не составляли суть крещения. Они лишь сопровождали его и были средством огласки, характерной для того периода. Если же чудеса определяют суть духовного опыта, то тогда мы должны всецело признать, что в наши дни верующие не могут быть крещены Духом, а могут только исполняться Им, с той лишь разницей, что в наше время нет таких же чудес. Однако чудеса не составляют суть исполнения Духом. Независимо от того, каков личный опыт исполнения Духом Святым современного верующего, Бог может, если захочет, употребить его для проявления чудес перед миром, и при этом его духовное состояние ничем не будет отличаться от состояния первых учеников.

Итак, истина заключается в том, что исполнение Духом в наши дни не сопровождается чудесами и не дает чудотворных последствий. Некоторые видные авторитеты придерживаются противоположного взгляда на чудеса, сопровождающие исполнение Духом, причем они заявляют о том, что сами были очевидцами таких чудес. Но, возможно, они не имеют четкого различия между тем, что является чудом и что является проявлением естественных законов природы.

Мы не подвергаем сомнению убеждения и искренность данных богословов, но автор этой книги заявляет, что он просто не может поверить в то, что они говорят. Да, я верю в то, что молитва веры может исцелить больных, я верю в физиологическое воздействие веры и в то, что состояние нашего ума может повлиять на физическое состояние. Но вот если бы эти богословы, исполненные Духа Святого, пошли вместе со мной к людям изувеченным, больным проказой или любой другой болезнью, причиняющей телесные повреждения, и немедленно поставили их на ноги здоровыми, — тогда в моем лице они нашли бы еще одного горячего сторонника веры в чудесные результаты исполнения Духом Святым.

Епископ Тейлор рассказывает об одной молодой девушке, которая за три месяца научилась свободно проповедовать туземцам на языке, которого она раньше не знала. Пастор Годби называет это явление «даром языков». Что ж, исполненный Духом человек действительно может многому научиться за три месяца напряженного труда, но ведь ученики говорили не на одном, а сразу на нескольких языках, притом не тратили на их изучение три месяца. Дар Святого Духа действительно сопровождался говорением на иных языках, о чем ясно пишет Павел в 1Кор.12:1-12. Но то ли церковь утратила их из-за своей неверности, то ли, что более вероятно, все эти особые дары были даны для особых целей и затем взяты от церкви, — эти вопросы не входят в число обсуждаемых в данной книге.

3. Есть возражение, что исполнение Духом, о котором говорил Павел в Еф.5:18, имело главной целью улучшение характера, а во времена апостолов оно относилось к служению. Но это вполне естественно, что исторические повествования, описывающие рост Церкви, ставят в центре внимания вопросы служения, хотя при этом подразумевается и святой характер, в то время как Павел в Послании к ефесянам подчеркивает характер, как основу всякого служения. Лука пишет о Церкви, Павел же обращается к Церкви, чем вполне объясняется разница в характере их Писаний. Учитывая это, а также имея в виду объяснение, данное в начале этой главы, мы поймем, что рассматриваемое возражение никак не опровергает нашу точку зрения.

4. Имеется возражение, что условия для исполнения Духом Святым в наши дни и тогда — разные. Исполнение Духом в наши дни требует самой полной отдачи и абсолютного посвящения, а в апостольские времена оно было даровано обычным рядовым христианам. На это можно ответить, что:

(а) нет ясных доказательств того, что в день Пятидесятницы все три тысячи спасенных были исполнены Духом подобным образом.

(б) некоторые считают, что, в целях скорейшего продвижения Царствия Божьего, Глава Церкви ставил менее строгие условия для исполнения Духом в начале ее истории.

(в) однако лучшим ответом будет то, что это возражение основано на неподтвержденных предположениях. Нет никаких доказательств, что в разные времена предъявляются разные требования к характеру тех, кто желает исполниться Духом.

Отвечая на первые три возражения, — если все-таки они покажутся для кого-то существенными, — что в наши дни верующие не могут получить крещение Духом Святым, мы ответим, что, поскольку, как мы уже объяснили, ни название, ни чудеса не играют существенной роли в данном событии или процессе (а это сразу и событие, и процесс!) и поскольку четвертое возражение тоже по существу не делает различия между крещением и исполнением, — вывод можно сделать только один, что, говоря о крещении и об исполнении Духом Святым, мы в действительности имеем дело с одним и тем же явлением. Если действие Духа Святого по существу одинаково и при крещении, и при исполнении, то название не так уж важно, ведь это не продукт терминологии, а духовное событие или процесс, суть которого не меняется от присвоенного названия.

Итак, мы видим, что:

(1) Может быть много случаев исполнения Духом Святым. Мы уже упоминали о таких случаях с апостолом Павлом (дважды — Деян.9:17; 13:9); с учениками (Деян.2:4; 4:31); с Петром (Деян.4:8 — уже в третий раз!), причем, как говорит Кайпер, каждый случай был напоминанием события Пятидесятницы, только в меньшей мере. Эти случаи исполнения Духом имели место ввиду необходимости предстоящего служения. И мы не можем с полной уверенностью сказать, что нужно было для этого «приходить в состояние страха и трепета», как говорит Морган, или что такое исполнение должно снова и снова обновляться. Почему-то нам не трудно согласиться, что быть «полным Духа» — это нормальное состояние или привычка души, а вот сказать, что такие люди, как Петр или Павел, которые, несмотря на свою человеческую ограниченность, постоянно пребывали в состоянии избытка и высшего подъема духовных сил, да еще нуждались в ежеминутном исполнении Духом, притом в такой мере, которая необходима в особых случаях для прославления Бога — вот это нам трудно понять. Однако такое исполнение Духом вполне возможно и для нас в любой момент, когда у нас возникнет в нем нужда и мы будем готовы его получить.

Итак, поскольку исполнение Духом и то, что некоторые предпочитают называть, как и мы, в принципе, согласились, крещением Духом, является одним и тем же явлением, то мы не видим почвы для заявления, которое сделал, например, Кумминг, что есть лишь одно крещение, но много исполнений, и что «крещение есть нечто такое, что уже не может повториться в жизни человека, принявшего его». Мак-Нейл говорит: «исполнение может и должно повторяться снова и снова, и снова; крещение же должно быть только один раз». И снова его же слова: «Христианин не должен продолжать молиться о крещении, ибо оно не может повториться; но в то же время он может просить и получать свежее исполнение, восполнение Духа Святого каждый день своей жизни». Эрдман, Морган, Чепмен, Карсон в один голос утверждают, что есть одно крещение и много исполнений». То же говорят Кумминг и Мак-Нейл.

Эта часто повторяемая формулировка принадлежит д-ру Эрдману. Заметьте, однако, что все вышеупомянутые авторы имеют в виду не одно и то же. Первая группа ссылается на крещение Духом при возрождении (1Кор.12:13) и имеет на то основания, как мы уже видели, и ввиду этого данная формулировка справедлива. Однако Кумминг и Мак-Нейл употребляют ту же самую формулировку для обозначения крещения Духом как особого переживания после возрождения, и в этом случае различия между крещением и исполнением уже не существует.

Они говорят, что крещение Духом есть начало всего последующего опыта, а поскольку начало может быть только одно, то и крещение Духом — одно. Однако такое определение не делает разницы между сущностью крещения и исполнения как такового. Конечно, может быть только одно первоначальное крещение, но с таким же успехом может быть и вторичное крещение, и поэтому мы не находим в рассуждениях Кумминга никакого основания считать, что крещение Духом не повторяется.

Все эти крещения, или эти исполнения Духом, — как их ни назови, — похожи друг на друга во всем, кроме меры, так что последнее может быть больше, чем первое. Мы все слышали о «втором благословении», подразумевая под «первым» возрождение, но кто-то очень мудро сказал: «Я верую не только во второе, но и в сорок второе благословение».

(2) Данное явление (то есть, исполнение или крещение Духом) следует за возрождением. Его можно получить при возрождении, но не в один и тот же момент времени. Если следовать логике и хронологии, то данное действие Духа Святого должно осуществляться после возрождения. Вильям Келли говорит об этом так: «Вполне понятно, что основанием для такого явления является факт, что мы — сыны Божьи через веру во Христа, утвердившиеся в Нем через искупление».

В случае с учениками между их возрождением и исполнением Духом прошло некоторое время (Деян.2:4), то же самое произошло с Павлом (Деян.9:17). Если даже, как считает Морган, обращение Павла и исполнение Духом произошло в Иудином доме, то все равно последнее должно было случиться после первого и в зависимости от него. Если же, что вполне возможно, он был рожден от Духа на пути в Дамаск, что Морган не оспаривает, то тогда как же исполнение могло произойти в одно время с возрождением?

Это же самое можно применить и к христианам в Самарии (Деян.8:12-17). Они уверовали и крестились во имя Иисуса Христа от проповеди исполненного Духом Филиппа; однако д-р Морган считает, что ни один из них не был истинно обращен на том основании, что Симон-волхв тоже уверовал, но не был возрожден. Но этот случай ничего не доказывает в отношении обращения остальных. Беда Симона-волхва была в том, что его сердце было неправо перед Богом, о чем сказал ему Петр, но это не говорит о том, что и сердца всех остальных были в таком же состоянии. Мы можем с полной уверенностью сказать, что Евангелие, которое проповедовал Филипп, было таким же чистым, как и проповедуемое Петром, и у нас нет законных оснований не считать этих людей христианами, хотя обсуждаемое нами благословение они получили несколько позже.

Это же справедливо и в отношении верующих в Деян.19:1-6. Скоуфилд и Морган считают, что эти люди не были христианами. Но большинство богословов считают иначе. Мы знаем о них, что это были ученики Иоанна, и в каком-то смысле можно сказать, что они не были христианами. Кстати, в таком случае надо признать, что и ученики до Пятидесятницы тоже не были христианами, с чем мы никак не согласны. Лучше всего считать этих людей, о которых Лука говорит, как об «учениках» и о «верующих», такими людьми, чье духовное состояние давало право Павлу предложить им рассматриваемый нами духовный опыт, который следует за возрождением.

В случае же с Корнилием (Деян.10:45-46 и 11:15) возрождение и крещение Духом произошли в один день, практически в одно и то же время, хотя, тем не менее, и здесь, при внимательном исследовании, мы видим, что логическая последовательность должна была начинаться с возрождения, за которым следовало крещение Духом. Так было и с учениками в Ефесе (Деян.19:1-6). Обычно мы связываем их обращение с тем духовным опытом, который предложил Павел, но все же сначала они уверовали в то, что говорил им Павел, затем крестились во имя Иисуса при естественном условии их возрождения, а заодно с возрождением получили и Духа Святого (Рим.8:9), и затем Павел возложил на них руки. Все это заняло, возможно, считанные минуты, и после этого они приняли Святого Духа в том смысле, о котором мы говорим в данной главе.

В момент обращения человек может получить также особое исполнение Духом для особой необходимости, возникшей на тот момент, но если говорить о состоянии «полноты Духа» в общем смысле (Еф.5:18), то его не только возможно, но даже больше того — нужно получить при обращении, и этого желает Бог. То и другое, однако, зиждется на факте, что человек уже возрожден от Духа Святого.

(3) Является ли такое состояние нормальным (здоровым) и возможно ли в нем пребывать продолжительное время? На этот вопрос нетрудно дать ответ. Если иметь в виду исполнение как «полноту Духа» в общем смысле (Еф.5:18), то ответ будет утвердительным — да. Если же иметь в виду исполнение Духом для особых случаев, то ответ будет отрицательным — нет. Кумминг, однако, приравнивает одно к другому и говорит: «Все последующие излияния Духа на учеников были необходимы исключительно по причине недостатка их веры». Но на самом деле Бог предусмотрел каждое из этих исполнений для Своей особой цели. Нам нетрудно понять, что «полнота Духа» как привычка души является нормальным и продолжительным состоянием, какое было у Варнавы и Стефана, и мы верим, что в наши дни также найдутся те, о ком можно сказать, что они «полны Духа Святого». Но между «обычным» и «специальным» исполнением существует количественная разница, о которой мы уже говорили. Морган говорит: «Когда человек рождается от Духа, он в то же самое время получает крещение и исполнение Духом». Действительно, мы можем согласиться, что когда человек рождается от Духа, он в то же самое время получает Духа, иначе он будет «не Его» (Рим.8:9). Истинно и то, что он может быть затем исполнен Духом. Но мы не можем сказать, что это исполнение может быть любым, — и в смысле «полноты Духа» как обычного состояния, и в смысле «особого исполнения», — мы не имеем оснований для такого утверждения ни в Писании, ни в логике наших рассуждений.

(4) Что же представляет собой исполнение Духом Святым? Это не что иное, как присутствие Самого Бога, Который беспрепятственно осуществляет Свою волю в душе человека. При этом проявляется Его сила и власть над грехом, а также изливается божественная энергия, необходимая для достижения наивысших результатов в служении или страдании. Эта власть, эта сила и энергия человеком не отвергается, но воспринимается с радостью.

Посмотрите на силу огня, когда он шагает неодолимой поступью над гордым городом, и величественные здания из кирпича, камня и железа тают от его огненного прикосновения.

Посмотрите на силу ветра, как он несет по морю огромные суда, как вырывает с корнями деревья, как поднимает в воздух целые дома и превращает в кучу развалин города.

Посмотрите на силу воды — кто может противостать всепотопляющему наводнению?

Если бы все эти стихии могли говорить, они все же не сказали бы нам, что такое сила, хотя они являются в Писании символами Духа Святого. Сверхъестественная сила Духа выражена символически — и только символически в могущественном проявлении этих естественных стихий. И если мы не можем определить сущность даже сил природы, то тем более мы не можем объяснить могущество Бога.

Что такое сила? «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога». Силу невозможно отделить от Бога. Человек не может получить эту силу, пока Сам Бог не придет к нему и не исполнит Духом Святым, в Котором проявляется сама сущность Бога, уже обитающего в человеческой душе благодаря возрождению. При этом в человеке и через человека беспрепятственно выполняется Его воля, и при Божьем употреблении человеческие способности достигают вершин возможного как его в характере, так и в делах.

Человеческая воля беспрекословно предоставляет Богу управление всем своим существом, освященным Его присутствием, а Бог со Своей стороны наделяет все способности человека Своей жизненной силой, чтобы в характере и служении человек мог выполнить то, для чего Бог и благоволил наделить его этими способностями.

Однако в современном богословии эта истина преподносится совсем иначе, и из-за путаницы в употреблении терминов, как мы уже говорили, возникает много споров. На самом же деле трудность заключается в следующих вопросах, на которые невозможно дать абсолютный и безоговорочный ответ: 1. Является ли исполнение Духом работой Духа Святого, уже живущего в верующем? 2. Является ли оно отдельным, особым принятием Духа Святого? 3. Или же это сразу то и другое? Дать исчерпывающий ответ на эти вопросы — значит сделать вид, что наш ограниченный ум может разгадать безгранично великую тайну: вездесущность божественной Личности. Мы считаем, что в Писании нет никаких оснований отделять второй вопрос от первого. Первый же вопрос в отрыве от второго в определенном смысле верен, ведь божественная Личность, какой является Дух Святой, не может обитать в верующем частично, но лишь во всей Своей целостности; и мы склонны считать, что главное внимание следует обратить именно на этот факт. Действительно, можно говорить о большем исполнении Духом, то есть о большем проявлении Его силы, о большем влиянии, о больших плодах Духа, но говорить о том, чтобы иметь больше Самого Духа, как считает Эндрю Муррей, — значит подойти вплотную к опасной черте, за которой начинается мистика, несовместимая с общепринятыми в наши дни духовными понятиями.

Однако третий вопрос, то есть мысль о совмещении двух предыдущих, тоже имеет своих защитников. Так, Эндрю Муррей пишет: «Я должен с сожалением отметить, что во многих молитвах присутствие Духа забывается и пренебрегается; однако есть и другая крайность, — это понятие, что, когда Бог нам дал, и мы приняли Духа, мы не должны просить еще больше Самого Духа». Мейер также говорит: «Прежде чем пытаться приступать к какой бы то ни было работе для Бога, надо убедиться, снарядили ли вы себя новым принятием Духа Святого».

Моул, комментируя Еф.1:17, пишет: «Мы не должны думать, что «подаяние» Духа является отдельным изолированным вкладом, который, будучи однажды дан, теперь стал частной собственностью». Это высказывание истинно, как истинно и утверждение Муррея, что «Бог не дал нам Свой Дух в том смысле, чтобы отделить Его от Себя».

Дух Святой находится на небе, а также в каждом верующем в одно и то же время. Однако если говорить о Нем как о Личности, мы никак не можем согласиться с тем сравнением, которое приводит Муррей: что нам надо желать исполнения Духом так же, как пальцы желают от сердца большего притока крови, ветка желает от лозы больше сока, и легкие желают более глубокого вдыхания воздуха.

В подобном словоупотреблении, как мы уже говорили, для неискушенного читателя существует опасность перепутать Личность Духа Святого с Его влиянием. В богословии всегда легче дать определение, чем дать характеристику определяемому предмету. Это особенно справедливо в рассматриваемом нами случае, ведь намного легче дать определение Духу Святому как Личности, чем мыслить о Духе Святом вообще, когда мы описываем, например, Его вездесущность или же личное восприятие человеком духовного опыта, данного Богом. В силу этого, а также имея в виду то, что многие люди, даже употребляя самые правильные определения, имеют привычку думать о благословенном присутствии Духа слишком поверхностно, мы должны беречь себя от употребления тех выражений, которые поставят нас в один ряд с такими людьми.

Мы здесь уже много рассуждали, но все же кажется, что мы все еще топчемся на месте. Затронутая нами тема касается Существа безграничного, и хотя многие употребляют те или иные выражения, удобные для них соответственно их пониманию Писания, все же надо отметить, что ни в одном богословском труде мы не найдем даже попытки объяснить эту непостижимую тайну так, чтобы она была полностью доступной для ограниченного ума. Находясь в присутствии безграничного Существа, нам будет приличнее всего сказать: «Говори, Господи, ибо слушает раб Твой», и оставаться довольными тем, что Он скажет.

Мы привыкли объяснять это драгоценное действие Духа Святого с помощью образных выражений, причем даже авторы Священного Писания употребляют эти выражения. Ведь и «крещение», и «исполнение» — это образные выражения, описывающие взаимоотношения человеческой личности с Духом Святым. Мы употребляем в данном случае те выражения, которые записаны в Слове Божьем, то есть, что Он нас наполняет, облекает, изливается и т.п., — но все это лишь приспособление к нашему ограниченному разуму. Все существующие в мире определения не объясняют до конца того, что собой представляет Бог, и никаким философствованием не опишешь, как Бог вселяется в человека Своим Духом, как Он его возрождает и действует в нем, — это тайна, большая, чем тайна самой жизни, и если логика нашего разума только предполагает, то Слово Божье утверждает, что именно так оно и есть, и это является более сильным доказательством, чем любые возможные метафизические рассуждения.

(5) Является ли исполнение Духом событием определенным, осознанным и неповторимым?

Вот что говорят по этому поводу богословы:

«Это кризис, который совершается определенным образом раз и навсегда» — Карсон.

«Крещение Духом — это начало всего христианского опыта и как таковое никогда не может повториться вновь» — Кумминг.

«Христианин не должен продолжать молиться о крещении Духом, ибо оно не может повториться вновь» — Мак-Нейл.

«Это определенное переживание, и человек может знать, имеет ли он его или не имеет» — Торрей.

Здесь процитированы лишь несколько из множества подобных выражений разных авторов, и все они говорят о рассматриваемом нами явлении как о событии, последующем за возрождением.

Конечно же, оно является чем-то определенным, иначе не о чем было бы и рассуждать. Однако эта определенность не всегда подразумевает осознанность. Акт посвящения самого себя Богу для исполнения Духом Святым является событием определенным и осознанным с точки зрения верующего, однако само исполнение может быть и не осознанным в момент его получения, хотя, конечно же, вполне реальным.

Каким же образом христианин может узнать о том, исполнен он Духом Святым или нет? Можно сказать, что для этого есть два, даже три пути. Во-первых, я могу знать о том, что исполнен Духом сразу же, если наилучшим образом выполнил необходимые для этого условия и принял Духа Святого верой (Гал.3:14). Я доверяю Богу и Его Слову, и таким образом я знаю, что исполнен Духом Святым. Это можно назвать первым путем, однако необходимо заметить разницу между знанием и ощущением происшедшего события. Я могу знать о происшедшем в том смысле, как сказано выше, но при этом не ощущать, что я этим уже обладаю. К такому ощущению можно прийти двумя путями: во-первых, через Божье свидетельство в нас и через нас. Мейер говорит: «Зная то, что Бог верен Своему Слову, смело доверяй этому Слову, даже если у тебя не будет никаких эмоций. Позже, когда тебе придется совершать труд для Бога или страдать, или встречать искушение, — ты почувствуешь в себе такую силу, какой не чувствовал никогда раньше, и эта сила покажет тебе, что ты исполнен Духом Святым».

Вышесказанное ни в коем случае не исключает возможности моментального свидетельства, что ты получил исполнение Духом. В наши дни мы не видим огненных языков, не слышим шума ветра и не содрогаются дома от землетрясения, а такие вещи, как «электрические волны», которые описывает Финней и другие особые явления зависят в основном, если не полностью, от темперамента. В какой бы мере человек ни был исполнен Духом Святым, он может никогда не пережить ничего подобного, но в то же время внутри у него будет тихое, спокойное, глубокое чувство, дающее верное и удовлетворяющее свидетельство.

Мы вовсе не намерены навевать сомнения в реальности необычных явлений вроде тех, что описывает Финней, но лишь желаем подтвердить, что такие явления не существенны для самого факта исполнения Духом и что, как правило, подтверждение в таком исполнении человек получает более простым путем, о чем мы уже говорили выше.

А теперь постараемся ответить на вопрос: дается ли исполнение Духом Святым только однажды, то есть является ли оно неповторимым?

Мы утверждаем, что будь оно получено внезапно, в остро выраженной форме для особой цели, или же будь оно проявлено, как «обыкновенное» состояние полноты Духа, — ответом в любом случае будет решительное НЕТ. Тот факт, что в Писании говорится о многих случаях «особого» исполнения, должен быть достаточным основанием для отрицательного ответа. Все те, кто заявляет о якобы существующем различии между так называемым первым и неповторимым исполнением и всеми последующими исполнениями, абсолютно неспособны указать, в чем же состоит такое различие.

Никто ни на миг не сомневается в том, что есть количественное различие в степени исполнения Духом, когда имеется в виду постоянное состояние, и это вполне объяснимо. «Особое» исполнение приходит и уходит в зависимости от конкретной необходимости, а «обыкновенное» может варьироваться в зависимости от нашего посвящения Богу и от степени самоконтроля в личной жизни. Но если говорить о «кризисе», как о чем-то таком, что «случается раз и навсегда», тогда озадаченный христианин вынужден будет то и дело смотреть в календарь, чтобы вспоминать точную дату этого «неповторимого» события.

Кумминг, у которого нет четкого различия между крещением и исполнением Духом Святым, говорит об исполнении Духом «в первый раз». Это уже кое-что объясняет. Значит, был такой момент, когда христианин впервые вполне осознанно, решительно и всецело посвятил себя Богу. В весьма определенном смысле этот момент знаменовал собой кризис (перелом) в жизни христианина. Подобное посвящение, конечно же, никогда больше не повторится, и никто другой не может пережить точно такое же событие в своей жизни, однако в результате этого посвящения душа получает исполнение Духом не в «особом» значении, но «обычную» полноту. Эта полнота приходит и уходит в зависимости от того, насколько постоянно и реально наше пребывание в Нем.

Мы не одобряем склонность некоторых верующих собираться вокруг какого-нибудь учителя в поисках исполнения Духом Святым и глядеть на него, словно он имеет некий особый, неповторимый опыт, которого им так недостает в служении. Они спрашивают, как получить этот опыт, и учитель советует им делать то или другое, после чего многие из них говорят: «Все это мы сделали, но так и не получили уверенности в том, что имеем исполнение Духом, о котором говорил наш учитель». Они уходят от своего учителя в сомнении и горе, хотя многие из них на самом деле имеют искомое «нечто», возможно, еще в большей мере, чем тот учитель, от которого они так и не позаимствовали его опыт.

Суть такова, что в момент посвящения человек получает точно такое же исполнение Духом, какое он может получить многократно после этого и какое он получал раньше при менее полном посвящении.

Итак, исполнение Духом, с какой точки зрения на него ни посмотри, имеет свою меру, или степень. Почти каждый христианин (точнее сказать — каждый) в какой-то мере исполнен Духом Святым, хотя эта мера в некоторых — увы, даже во многих — незаметна. Однако эта мера возрастает в соответствии с нашим посвящением себя Богу, и в момент наиболее глубокого и решительного посвящения, о котором сказано выше, она достигает неизмеримой полноты, дает христианину власть над самим собой, а также наделяет его в нужный момент неодолимой силой для служения.

Подобное исполнение Духом, независимо от разных точек зрения, не случается раз и навсегда. Хотя в жизни христианина может быть поворотный пункт, кризис, связанный с моментом его первого осознанного посвящения себя Богу, — все же исполнение Духом, полученное в этот момент, не отличается по своей сути от исполнения, полученного раньше, хотя, возможно, в меньшей мере, или которое он будет получать в будущем, когда для этого создадутся соответствующие условия.

Мы нуждаемся в том, чтобы полнота Духа пребывала на нас, и есть только один способ получить и сохранить ее. Если мы заблудимся и отойдем от Бога и потеряем это бесценное благословение даже почти полностью, — мы получим его снова, если будем искать так же, как и прежде. Мы нуждаемся также и в пополнении запасов Духа для служения в такой же мере, как нуждались и апостолы, и можем получить его тем же способом и в тот момент, когда появится настоятельная необходимость в этом.

Далее надо отметить, что так же, как есть те, кто не знает точно дня своего возрождения, так есть и те, кто не помнит никакого определенного и неповторимого кризиса в своей жизни, однако факт исполнения Святым Духом доказывается их святой жизнью и трудами, и они могут засвидетельствовать, что пришли к осознанной уверенности в этом благодаря постепенному возрастанию в состоянии «обыкновенного» исполнения Духом, и это вполне соответствует общему правилу.

(6) Теперь, наконец, мы приходим к самому важному практическому вопросу. Павел сказал: «Исполняйтесь Духом». Как уже объяснялось, здесь Павел непосредственно имел в виду жизнь в состоянии полноты Духа. Если рассматривать это состояние как условие, от которого зависит полнота Духа в общем смысле, то такое же условие требуется и для получения специального исполнения Духом для особого служения. Но каким же образом я могу получить это исполнение Духом? Мы уже сказали о главном условии для этого, а именно, о необходимом духовном состоянии. Но для этого состояния имеются определенные предпосылки, которые заодно являются и условиями для ответа на наш вопрос. Мы, однако, предпочитаем называть их предпосылками, так как эти предпосылки составляют одно главное условие, о котором мы уже сказали вкратце. Две из этих предпосылок относятся к расположению души, а третья — к ее состоянию; а то, что мы назвали главным условием, является действием души.

I. Итак, первая из этих предпосылок — глубокое бескорыстное желание исполнения Духом Святым. Обратим внимание, что в Ис.44:3 слова «вода» и «Дух» являются синонимами. Это говорит о том, что надо иметь сильное желание, чтобы получить данное благословение. Но заметим также, что это желание должно быть бескорыстным. «В обязанности Духа Святого не входит прославление нас; Его великим делом является прославление Христа» — Мак-Грегор, «A Holy Life». Желание быть в Божьем употреблении может исходить от негодных плотских амбиций, и только при условии, если ищущий этого от всей души желает чести и славы Христу, он может прийти к требуемому духовному состоянию.

II. Вторая предпосылка, так же, как и первая, относящаяся к расположению души, есть вера. Это не та присваивающая вера, о которой сказано в Гал.3:14, но та, о которой Карсон сказал: «верить в то, что это возможно для тебя», то есть верить в то, что Бог сделает это для тебя, потому что Он пообещал или, как сказал Скоуфилд, «верить в то, что воскресший и прославленный Христос может и желает дать нам полноту Духа» и что Он непременно даст ее. Вера присваивающая, хотя и составляет часть этой веры, о которой мы говорим, проявляется лишь после того, как мы получили исполнение Духом.

III. Третья предпосылка, относящаяся к расположению души, есть пустота, опустошенность — это необходимое состояние всякого сосуда, который надо чем-то наполнить. Мы уже знаем, что нам надо быть последовательными, что надо оставить грех и опустошить себя, но всего этого человек никак не может сделать своими силами. Однако когда Дух Святой наполняет человека, Он дает на все это силы, и тогда вопрос «Как я могу стать опустошенным?» разрешится очень легко, ибо для достижения требуемого духовного состояния человек теперь не оставлен один на один с самим собой, как это было до исполнения Духом Святым.

Определив эти предпосылки, мы теперь рассмотрим главное условие для исполнения Духом Святым, а именно то, что мы можем назвать действием души. Это действие называется по-разному: «полная уступка» — Скоуфилд, «полный отказ от своей воли» — Морган, «полная отдача» — Чепмен, «посвящение» — Мак-Нейл. Все эти выражения прекрасны и выразительны. Да, это чистосердечная, всецелая, безоговорочная, обязывающая, безусловная отдача самого себя Богу. Конечно же, это вполне определенное действие души, при котором воля человека принимает окончательное, бесповоротное, однажды совершаемое решение, и Бог определил так, что другой человек не может повторить точно такой же духовный опыт в своей личной жизни, однако мы не должны ошибочно принимать идеальное за действительное. Когда Павел говорит о том, что надо «представить себя Богу» (Рим.6:13) или «представить тела наши в жертву» (Рим.12:1), он употребляет форму аориста, — то есть эти действия должны совершиться однажды и навсегда, и именно так поступают или желают поступать все верующие, когда они добровольно отдают себя Богу; но автор данной книги не считает, что подобная самоотдача Богу не оставляет никакого места для последующей самоотдачи в течение дальнейшей жизни.

Такое решительное, безвозвратное посвящение христианин совершает в первые счастливые мгновенья своей самоотдачи Христу; христианин убежден, что он совершил это, и убежден вполне серьезно, и именно на основании такого свидетельства церковь принимает его в свои ряды; но по мере возрастания в познании Бога он обнаруживает, что истинная самоотдача включает в себя такую жертвенность, о которой он не мог знать, имея скудный первоначальный опыт, и таким образом он шаг за шагом переходит от силы в силу, от веры в веру, его жизнь наполняется большим смирением, радостью и самоотдачей, а заодно — и большим исполнением Духом Святым.

Здесь мы должны рассмотреть еще одну важную сторону дела. Скоуфилд пишет: «Для приносившего жертву во времена закона было немыслимым, чтобы священник мог удостоверить его в эффективности жертвы раз и навсегда», однако в этих прообразах заключалась мысль о предстоящей совершенной Жертве; так и Павел с помощью аориста выражает действие подобного же рода. Правда, некоторые считают, что подобная идеальная самоотдача для человека вообще невозможна, и видят в ней всего лишь плохо замаскированное учение о перфекционизме (совершенстве), однако мы, даже если и допускаем возможность самоотдачи в подобном идеальном смысле, все же делаем различие между совершенной жизнью и совершенной отдачей.

Итак, хотя самоотдача, — по крайней мере, ее цель, — сама по себе идеальна, все же, как мы уже заметили, никто не может даже при идеальной самоотдаче вести такой образ жизни, при котором уже нечего будет отдавать Богу, и поэтому даже при полной самоотдаче никто не гарантирован от того, что в дальнейшем не нужно будет ее повторять. Признать возможной самоотдачу, после которой не будет необходимости в дальнейшей самоотдаче, — значит признать ее постоянной и неизменной, другими словами, сбросить со счетов нашу бренность и несостоятельность, а заодно и лишить человека всякой надежды возврата к Богу после отклонения, чтобы получить желанное благословение на условиях, равных тем, при которых была совершена первая самоотдача.

Д-р Скоуфилд критикует практику повторных так называемых «посвящений», которые, по его мнению, доказывают нехватку решительной, раз и навсегда совершаемой самоотдачи. Конечно, Бог не желает, чтобы мы продолжали делать то, что должно быть сделано раз и навсегда, как того и требует смысл слова «посвящение». И хотя мы можем употребить другие слова вместо этого, — все равно, поскольку в человеческой природе есть то, что д-р Дайк назвал «искривлением в корне», от чего происходят и «искривленные плоды», а также поскольку всякий грех есть не что иное, как взятие назад с жертвенника жертвы посвящения и восстановление в правах нашего «я», — необходимо, чтобы всякий раз сделавший это приходил к Богу с обновленным посвящением. Неважно, допустил ли здесь человек нечистую мысль, проявил ли плотской характер или провинился перед Богом в более крупных грехах, — разница во всем этом лишь количественная.

Эти замечания не отвергают мысль о том, что человек может пережить особый день перелома в своей жизни, от которого он ведет отсчет своего первого исполнения Духом Святым. Наши замечания, наоборот, утверждают, что такого рода самоотдача является именно тем, что мы должны совершить, когда отдаем себя Христу, и что ее фактически совершает каждый по-настоящему обращенный человек, но — увы! — из-за своей слабости считает, что еще не совершил, и поэтому должен достигать через духовный рост, включающий в себя постоянный процесс самоотдачи, причем достижение «жизни самоотдачи» происходит без всякого кризиса, и, стало быть, полнота и исполнение Духом, достигнутая таким образом, будет отличаться от первоначальной только количественно. Например, служитель, который с чувством глубокого удовлетворения и уверенности вспоминает подобный момент перелома, может быть, уже спустя двадцать лет после рукоположения, которое включает в себя и самоотдачу, — не станет перечеркивать всю свою прошлую жизнь, как будто она была без водительства Духа Святого, и свою проповедь, как будто она была без Его силы, и свое стремление к достижению святости, как будто в нем не было Его помощи.

Еще раз заметим: исполнение Духом Святым имеет свою меру. Кто-то может спросить: «Сколько же Духа Святого я имею?»

Мы ответим такому человеку: «Ты можешь иметь всего Духа Святого, не больше и не меньше, чем Он Собой представляет», но при этом мы имеем в виду наши предыдущие рассуждения. Однако иметь Духа Святого и быть исполненным Духа Святого — не одно и то же. Исполнение Духом Святым имеет свою меру, оно есть «постоянная самоотдача для постоянного наполнения».

Что включает в себя такая самоотдача? Если иметь в виду нужды служения, то исполнение Духом может понадобиться когда угодно и где угодно, однако ему должно предшествовать опустошение — опустошение сердца от греха. Самоотдача предполагает наше желание опустошить сердце таким образом и усилия для достижения такого состояния сердца. Однако эти усилия не следует предпринимать самому, поскольку они окажутся бесплодными, но с помощью Духа Святого, который уже живет в нашем сердце; и как только наш сосуд будет пустым и очищенным, — исполнение Духом Святым окажется возможным. Д-р Чепмен сказал: «Убрать с дороги девяносто девять процентов нашей плотской природы и оставить один процент, — значит положить преграду на пути получения благословения». Прав был д-р Бойз, когда говорил, что: «Если нас попросят в нескольких словах описать значение исполнения Духом Святым, мы должны сказать, что это значит не столько то, чтобы мы обладали Духом, сколько то, чтобы Дух обладал нами».

Некоторые богословы считают, что условием для исполнения Духом является вера (Гал.3:4). Безусловно, это верно, если иметь в виду ту веру, о которой мы уже говорили, то есть веру в то, что Бог даст нам обещанное, если мы выполним поставленные Им условия.

Здесь имеется в виду вера присваивающая: мы выполняем условия и считаем, что обещанное уже принадлежит нам. Мы не ожидаем при этом никаких звуков или огненных языков, а просто продолжаем жизненный путь и труд для Бога без всяких попыток прочувствовать, что мы исполнены Духом. Мы с дерзновением верим, что исполнены Духом, и приобретаем такую уверенность в реальности этого исполнения, которую не сравнить ни с чем другим в этом мире.

Мера исполнения Духом Святым может колебаться в зависимости от нашей верности, как сказал д-р Морган: «Мера исполнения Духом поддерживается нашим пребыванием во Христе». Библейские условия для такого пребывания записаны в Деян.5:32 и 1Иоан.3:24. Однако для каждого отдельного служения мы нуждаемся в отдельном пополнении силой, и не потому, что мы утратили исполнение Духом как таковое, а потому, что особая сила приходит к нам только для особых нужд. Исповедуем же в смирении все то, в чем мы не соответствуем Его воле, присвоим верой исполнение Духом, в котором мы нуждаемся, и пусть Он откроет Свое присутствие в нас проявлением Своей силы.