11. Символы Духа Святого

Часто бывает так, что слова не могут передать истину во всей полноте. Нередко они в лучшем случае лишь наполовину открывают, а наполовину скрывают глубину истины, которую содержат в себе. Но если мы скажем, например, что Дух Святой подобен ветру, то мы выразим больше, чем могут вместить многие тома, и, может быть, именно поэтому Бог избрал для описания Духа Святого многие символы, чтобы открыть то, что в противном случае из-за бедности нашего языка мы никогда бы не смогли узнать.

В Писании имеется шесть символов Духа Святого.

I. ОГОНЬ.

В Ис.4:4 Он назван «духом огня», который должен очистить Иерусалим от осквернения.

В Матф.3:11 и Лук.3:16 об Иисусе сказано, что «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Какой огонь имеется в виду?

1) Адский огонь, — как считают Мейер, Ланге, Де Ветте, Гесс, Кейм, Хенгстенберг, Остерзее и многие другие.

2) Страдания с целью очищения, — Кумминг.

3) Дух Святой, — символическое название для:

(а) пламенного усердия и ревности, — Фаррар.

(б) очищения, — Годе, Кальвин, Бенгель, Ольсаузен, Ридл, Алфорд, Шафф, Эндрю Муррей, Скоуфилд, Морган и многие другие.

В пользу первой и третьей точек зрения имеется множество аргументов, но у нас нет возможности поместить все их в данную книгу. Мы, однако, склонны придавать более прямой смысл огню как символу Духа Святого. Вряд ли можно отнести слова Иоанна Крестителя к «огненным языкам» в день Пятидесятницы, хотя и к видимому символу, и к словесному выражению можно применить один и тот же божественный принцип. Если бы Иоанн имел в виду огненные языки Пятидесятницы, то этому символу надо было бы придать, по крайней мере, несколько иной смысл, ибо во всех других упоминаниях огня как символа Духа Святого его главное значение, с чем согласны почти все толкователи, состоит в очищающем воздействии. Огонь отделяет примесь и очищает; именно поэтому Слово Божье дает совет «купить золото, огнем очищенное» (Отк.3:18). И Дух Святой, огонь Божий, также очищает душу и истребляет все, что не согласуется с интересами Царства Божьего.

4) В Лук.12:49 Иисус говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Морган, с которым согласны многие ведущие толкователи, относит данное место к излиянию Духа Святого в день Пятидесятницы.

Желание Сына Божьего, выраженное в следующем стихе, кажется, подтверждает эту точку зрения; однако прямой смысл слов Христа указывает на разделение, и такие толкователи, как Мейер, Алфорд, Ланге и другие, с равным основанием считают, что Он имел в виду духовное пробуждение и разногласие, которые возникают в результате проповеди Евангелия.

5) В Деян.2:3 написано, что «… явились им разделяющиеся языки, как бы огненные». Хотя эти огненные языки непосредственно указывали на тот инструмент, который они должны были использовать для служения, их огненный вид, как принято считать, служил символом Духа Святого, и особенно — вдохновляемого Им усердия и рвения, проявленных учениками в последующем служении.

II. ВЕТЕР.

Этот символ применяется к Духу Святому в трех разных местах Писания.

1) В Иезек.37:7-10, где описывается оживление сухих костей через воздействие Духа Божьего, подчеркивается главным образом Его оживляющая (животворящая) сила.

2) В Иоан.3:8 описывается Его возрождающая работа с указанием на Его таинственное, проникающее, оживляющее и очищающее воздействие.

3) В Деян.2:2 сказано: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились», что указывает на Его могучую невидимую силу. Люди видели языки огня, слышали шум ветра, но ничего не ощущали. Ни огонь, ни ветер не были реальными природными стихиями. Светящиеся языки напоминали огонь, шум был только сравним с мощным порывом ветра. Заметим также, что в Деян.4:31 «поколебалось место» в доме, где они были собраны.

III. ВОДА.

1) В Исх.17:6 мы видим, как Моисей, повинуясь Божьему повелению, ударил в скалу в пустыне, и из скалы потекла чистая и свежая вода, которой израильтяне утолили свою жажду. Эта скала была прообразом Христа, претерпевшего за нас удары (1Кор.10:4), а вода — это символ Духа Святого, дающего жизнь и обновление сил, Который был излит на почве выполненного Христом дела искупления.

2) В Иезек.36:25-27 25 сказано об окроплении народа чистой водой, о новом сердце и духе и о Духе Божьем, посланном в их сердца. Прообразом этого была очистительная вода в Числ.19. Здесь, безусловно, имеется в виду воздействие Духа Святого на человека для его обращения и освящения.

3) В Иезек.47:1 пророк видит реку воды, текущую из-под порога храма в пустыню и несущую жизнь, а также оздоровление водам моря, в которое она впадает. С этой мыслью связаны также 1Кор.6:19 и Иоан.7:39.

4) В Иоан.3:5 сказано о рождении «от воды и Духа». Здесь снова вода является символом Духа Святого. Независимо от того, является ли эта вода знаком ветхозаветного омовения (Смитон, Лампе), крещения Иоаннова или христианского крещения, — главная мысль остается все той же: очищение (омытие) от греха. Об этом говорится также в Тит.3:5.

5) В Иоан.4:14 Дух Святой, согласно мнению Смитона, Ридла, Ланге, Кальвина, Лютарда, Кейля, обещан, как источник воды, текущей в жизнь вечную. Юстин и Киприан относят слова «в жизнь вечную» к крещению; Ольсхаузен — к Самому Христу; Мейер — к истине; Толук и Вейс — к слову спасения; Гротиус — к евангельскому учению; Лаке — к вере; Вескотт и Годе — к самой вечной жизни.

6) В Иоан.7:37-39 сказано: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» и что у верующего «из чрева потекут реки воды живой». Хотя здесь прямо не сказано, что Дух Святой является рекой, а дается лишь пояснение «Это сказал Он о Духе», то есть Дух Святой приводит в действие и направляет потоки христианского влияния и свидетельства, — однако, поскольку сказано, что Дух Святой является внутренним источником, мы с полным правом считаем, что данное место символически описывает удовлетворяющую, преображающую и животворящую силу Духа Святого.

IV. ПЕЧАТЬ.

Этим символом Дух Святой обозначен трижды (см. главу «Запечатление Святым Духом»). Дух Святой, как печать, дает верующему чувство безопасности, потому что он является собственностью Божьей. Он производит эту уверенность в сердце верующего (Рим.8:16) и затем дает утешение и покой, а также преображает его в подобие Иисуса, Чей образ носит сама печать. Таким образом, мы начинаем жить небесной жизнью, ибо тот залог, которым Он является, вместе со всем, что Он с Собой приносит, позволяет нам уже теперь предвкушать пользование нашим будущим славным наследием.

V. МАСЛО (ЕЛЕЙ)

В Слове Божьем двести два раза упоминается о помазании елеем, причем в восьмидесяти восьми случаях приводятся разные формы этого слова. Вдобавок к этому, слово «елей» встречается само девяносто девять раз и слово «помазание» — тридцать один раз. Мы должны, однако, остерегаться в каждом таком случае видеть прообраз Духа Святого и Его работы, как некоторые делают без всякого на то основания. И хотя многие такие места действительно относятся к Духу Святому, все же прямое указание на Духа Святого мы находим лишь в пяти. В трех из этих пяти мест говорится о помазании Духом Святым Иисуса (Лук.4:18; Деян.4:27 и 10:38), и в остальных двух — о помазании Им верующих (1Иоан.2:20; 27 и 2Кор.1:21).

В Писании говорится о четырех видах помазания. (1) Помазание для гостей (Еккл.7:1; 9:8; Прит.27:9; Лук.7:46). (2) Помазание при погребении (Матф.26:12; Иоан.12:3; 7). (3) Помазание для исцеления (Ис.1:6; Иер.8:22; Лук.10:34; Марк.6:13; Иак.5:14). (4) Помазание при отделении на священное служение (Исх.29:7; 30:23, 33). Каждый верующий является царем и священником Богу, будучи отделен для святой жизни и служения помазанием, полученным при возрождении. Помазание было всегда ароматным. Так, например, комната наполнилась благоуханием от помазания, вылитого Марией, так было и тогда, когда первосвященник облекался в свои одежды, на которых было священное помазание, распространявшее вокруг приятный аромат. Описывая красоту характера Христа, боговдохновенный поэт сказал: «Все одежды Твои, как смирна и алой и кассия». Подобно Ему, и каждый христианин, имеющий помазание от Святого, узнается по приятному аромату святого характера и образу жизни, благоухающему чистотой неба.

В Библии имеется одиннадцать мест, в которых елей имеет отношение к свету (Исх.25:6; 27:20; 35:8, 14, 28; 39:37; Числ.4:9, 16; Лев.24:2; Зах.4:2-12; Матф.25:3-6). Первые восемь из них прямо относятся к освещению скинии, что почти единодушно признается прообразом Духа Святого.

В Зах.4:2-12, когда перед Зоровавелем встала гора препятствий, ему был показан светильник с двумя оливковыми ветвями, из которых неистощимо лилось масло, и было сказано, что препятствие будет устранено Духом Господним. Так и Церковь является носительницей света, и при выполнении своей задачи — освещения — она полностью зависит от Божьего источника масла, которым является Дух Святой.

Масло для светильников в Матф.25:3-6 — это, как сказал Стайер, «Дух Святой, Который, согласно общепринятой символике Писания, поддерживает огонь жизни в сердце, которое без Него содержит всего лишь сухой угасающий фитиль в сосуде». С таким пониманием данного места согласны все толкователи. Подобно тому, как масло служит для освещения, духовная жизнь, зажженная и поддерживаемая маслом Духа Святого освещает совесть и рассеивает нравственную тьму сердца, сияя в мире светом христианского характера во славу Отца Небесного (Матф.5:16).

Елей радости.

Это выражение (Ис.61:3) происходит от обычая помазываться елеем на праздниках при народном веселье и при случае большой радости (Пс.22:5). Об этом же говорится и в Пс.103:15: «и елей, от которого блистает лицо его». Однако у нас нет вполне определенного мнения, что все эти ссылки относятся к Духу Святому. Есть еще место в Евр.1:9, где говорится, что Иисус был помазан «елеем радости» более Своих соучастников, и такие толкователи, как Смитон, Кумминг, Чепмен считают, что «елей радости» — это Дух Святой, однако мы не имеем в этом полной уверенности. Стюарт толкует, что «елей радости» относится к Его прославлению и радости, связанной с помазанием на царственное служение, или, что более вероятно, к радостному коронованию Царя и царскому банкету (Вескотт, Ольсхаузен). Современные толкователи редко относят этот елей к Духу Святому, хотя есть и защитники данного взгляда. Например, Мейер, критикуя одного из таких толкователей, говорит: «Мысли автора далеко ушли от толкования отцов церкви и первоначального мнения толкователей, что здесь имеется в виду помазание Сына Божьего Духом Святым». А вот Ольсхаузен говорит: «Помазание елеем радости следует понимать не как помазание на служение царя или пророка и даже не как помазание Святым Духом, но это образное выражение взято из хорошо известного обычая помазывать голову во время праздника».

Мы определенно знаем, что Дух Святой — это Дух радости (Гал.5:22; Еф.5:18, 19; 1Фес.1:6) и автор всякого духовного веселья, и потому невозможно дать Ему лучшее образное определение, чем «елей радости», однако вряд ли можно быть твердо уверенным, что в Ис.61:3 говорится о Духе Святом.

VI. ГОЛУБЬ

Дух Святой только однажды был явлен в виде голубя. В каждом из четырех Евангелий есть упоминание, что Дух Святой в телесном виде, как голубь, сошел с неба и спустился на Иисуса, когда Он молился (Матф.3:16; Марк.1:10; Лук.3:22; Иоан.1:32). Интересен вопрос: рассматривался ли голубь как символ Святого Духа еще до Христа? Голубь из Ноева ковчега, а также голубь, упомянутый в Песнях Песней, обычно считается прообразом Церкви. У сирийцев голубь считался символом плодотворных сил природы, и схожее понимание мы находим в Талмуде, где стих из Быт.1:2 переводится так: «Дух Божий, как голубь, носился над водами», а стих из П.Песн.2:12 — «и голос горлицы — это голос Духа». Но лишь с тех пор, как Дух Святой в телесном виде, как голубь, сошел на Иисуса, это нежное создание стало Его символом.

Подумаем о многих прекрасных качествах голубя. Как восхитителен был характер Иисуса, который носил на Себе эти голубиные черты — приятность и нежность, но ведь и мы можем быть похожими на Него! Такие качества, как мягкость, доброта, снисходительность, обаяние, невинность, миролюбие, чистота, терпимость, а также ряд других подобных качеств свойственны тем, в чьем сердце есть место, чтобы Дух Святой, как голубь, свил в нем Свое гнездо.