12. Противление Святому Духу

Словами данного заголовка, как мы считаем, уместно классифицировать все грехи против Духа Святого. Мы делаем большую ошибку, если ограничиваемся тем значением слова, которое встречается в Писании только один раз. Правильная теория должна основываться на правильных предпосылках. Д-р Чепмен и д-р Морган считают, что только невозрожденные могут противиться Духу Святому, основываясь на том, что единственное упоминание о противлении Духу Святому относится к невозрожденным. Однако мы знаем, что человек — будь то верующий или неверующий — не может грешить против Духа Святого, не противясь Ему.

Некоторые говорят, что только христиане могут оскорблять Его, потому что единственное место, где употреблено это слово, обращено к христианам; но мы можем быть уверены, что нежное, доброе сердце Бога оскорблено упорным противлением также и невозрожденных. Поэтому вряд ли будет разумным, если мы с помощью таких урезанных методов будем исследовать Писания и создавать теории, основанные на единственном тексте, где встречается то или иное слово. Имея в виду эти предостережения, мы рассмотрим несколько текстов, в которых говорится о грехах против Святого Духа.

1. Противление Духу Святому. Это слово встречается только один раз и относится к невозрожденным людям (Деян.7:51). Оно заключается в противлении воле и намерениям Духа Святого, объявленным в Его влиянии и делах. Кумминг говорит: «Есть такая черта характера, присущая даже христианам, которая часто, а может быть, даже всегда обнаруживает склонность действовать вопреки Духу Святому». При этом он справедливо ссылается на Гал.5:17. Невозможно отделить наше «я» от греховности, которая остается даже в христианах, и всякий раз, когда происходит внутренняя борьба, прежде чем побеждает дух, — а особенно, когда побеждает плоть, — наблюдается противление воле и работе Духа Святого.

2. Оскорбление Духа Святого. Это слово встречается только однажды, причем в отношении христиан (Еф.4:30). Оно означает «наносить обиду», «заставлять печалиться», чем доказывается, что Дух Святой — это личность, и открывается Его чуткий характер. «Не удивительно, — пишет Скоуфилд, — что некоторые видят в этом выражении «материнское» проявление божественной любви». В данном месте Писания «оскорбление» непосредственно относится к гнилым словам, что видно из контекста, а также по соединительному предлогу «и», хотя, безусловно, данная истина имеет более широкое применение. Морган пишет: «Всякий раз, когда Духу Святому создаются помехи, когда Ему не повинуются, когда не откликаются на новые откровения Христа, которые Он дает, — Он оскорблен». В Ис.63:10 сказано о том, что «они огорчили Святого Духа» в том смысле, что Он разгневался на них. В Септуагинте это выражение так и переводится: «прогневали Святого Духа». Однако текст из Пс.77:40 не может служить подтверждением вышеупомянутого словоупотребления, если иметь в виду, что Дух Святой является отдельным Лицом, отличающимся от Бога-Отца.

Хотя гнев действительно имеет близкое отношение к оскорблению (см. Быт.34:7), все же форма глагола в Ис.63:10 лучше может быть передана, как «причинять боль», в чем, собственно говоря, и заключается оскорбление (ср. это же слово в 3Цар.1:6 — не стеснял его вопросом, и в 1Пар.4:10 — чтобы я не горевал). Мы можем исключить мысль о гневе в Ис.63:10 при оскорблении Духа Святого на том основании, что нигде в Слове Божьем Духу Святому не приписывается проявление гнева. Нежный и любящий, Он может быть оскорблен, но не разгневан. Но можно ли оскорбить Духа Святого так, что Он уйдет? Невозрожденный человек может оскорбить Его таким образом, что Дух Святой навсегда перестанет просить, чтобы Ему предоставили место в сердце. Однако Он никогда не покидает возрожденного человека.

3. Угашение Духа (1Фес.5:19). Это слово встречается только один раз и обращено к христианам. Оно является метафорой, так как сравнивает отношение к Духу Святому с тушением огня. Не следует относить данное выражение к какому-то одному проявлению Духа Святого, хотя по контексту самым близким даром, подвергающимся угашению, может быть пророчество, то есть дар для служения. Однако мы можем угашать Духа Святого и тогда, когда отвергаем Его просьбу что-то сделать, когда начинаем служение без упования на Него, когда стесняемся говорить истину по Его побуждению. Однако мы не можем ограничиться только этими предположениями. В 1Фес.5:19 слово «угашать» не имеет вполне определенного значения, но даже если бы и имело, то вся фраза не ограничивалась бы только обращением к верующим в Фессалониках. Мы знаем, что существовали «огненные языки» (Деян.2:3), которые были знаком силы для служения, но в то же время существовало и «крещение Духом» (Матф.3:11), которое многими толкуется, как Дух Святой, посылаемый для очищения. Сюда же относят и место из Ис.4:4, где Он назван «Духом огня», Который очищает и дает силу для служения а также чистоту жизни, благодаря Своему присутствию и действию внутри нас. Все вышесказанное оставалось бы справедливым даже в случае, если бы образное слово «угашение» вообще не употреблялось. Скоуфилд пишет: «Угашать Духа, таким образом, — значит противиться Его очищающему воздействию и Его попыткам употребить нас». Можно вполне обосновано сказать, что угашение Духа — это такой вид оскорбления Духа, который присущ только христианам.

4. Искушение Духа. Слово «искушать» в данном случае лучше перевести словом «испытывать» или «проверять». Оно происходит от греческого peirazo и имеет два значения.

(I). Испытывать, подвергать проверке.

(а) Бог испытывает людей (Евр.11:17).

(б) Люди испытывают Бога (Деян.15:10 и 5:9).

(в) Человек испытывает самого себя (2Кор.13:5).

(г) Люди испытывают друг друга.

(II). Соблазнять, склонять ко греху. Этим занимается дьявол. Бог не склоняет ко греху никого, и Его Самого невозможно склонить ко греху (Иак.1:13). Петр сказал Анании, что он солгал Духу Святому (Деян.5:3), а в ст. 9 он сказал, что они согласились искусить Духа Святого. Без всякого сомнения можно сказать, что они согласились солгать Петру, но Петр, исполненный Духа Святого, был Его носителем и инструментом, и поэтому он правильно определил их попытку обмана как грех не против себя самого, но против Духа Святого.

Но поскольку из слов Петра в ст.9 следует, что они оба согласились сделать осознанный и умышленный поступок, и поскольку присутствие и сила Духа были столь очевидны в даре различения и в языках, что даже глупцу было известно о Его присутствии и силе, в особой мере почивавших на апостолах, что включало в себя и способность распознать обман, то наиболее вероятным объяснением данного случая, независимо от смысла слов Петра, будет то, что Анания и Сапфира захотели либо приобрести себе авторитет, либо обеспечить уход за собой (что вполне можно предположить), и ради этого решили обмануть Петра, а это, в свою очередь, включало в себя и искушение Духа Святого, на что они сознательно решились. Кумминг говорит, что они искушали Духа Святого «покинуть Церковь как Свое жилище и прекратить Свое дело», но в таком смысле искушение Духа Святого вряд ли вообще возможно.

Нигде не сказано, что мы можем искушать Духа Святого в таком смысле, какой дает грамматический анализ этого слова или его общеупотребительное значение. Однако в Библии упоминается о грехе искушения Святого Духа Божьего, когда мы не верим в Его безграничное совершенство и испытываем Его терпение своим отношением и действиями. Грех Анании и Сапфиры заключался в том, что они подвергали испытанию Его всеведение и хотели проверить, узнает ли Он их обман и откроет ли его Петру. Но могут ли христиане искушать Святого Духа?

Анания сомневался в том, что Дух Святой его накажет. Он хотел проверить, распознает ли Он его обман, и если распознает, то станет ли что-либо предпринимать. Христиане часто сомневаются в том, что Дух Святой может их благословить. Анания хотел удостовериться в Его способности наказать, и это было грехом. Христиане, желающие удостовериться в Его способности благословить, поступают хорошо, и в этом нет греха. Он Сам говорит: «Испытайте Меня; вкусите Меня». Итак, проверка имеет двоякое значение. Мы сомневаемся в том, что христиане могут испытывать Бога в греховном смысле. Но были ли Анания и Сапфира христианами? Августин и множество других авторитетов говорят «да». Еще больше есть тех, кто говорит «нет». Никто этого не знает. Но если бы они были христианами, то их грех вряд ли говорил бы о чем-нибудь христианам наших дней, поскольку сегодня нет точно таких же духовных обстоятельств, которые представляли бы для этого возможность. Невозрожденный человек искушает Духа Святого постоянно, главным образом, тем, что не верит Его предупреждениям, продолжает противиться и ожидает Божьего наказания, рассчитывая в то же время на Божье долготерпение и считая, что Он должен спасти их, несмотря на то, что они грешат.

Из вышесказанного понятно, что есть разница между ложью Духу Святому и испытанием Духа Святого, хотя то и другое может проявляться в одном и том же действии. Можно сказать, что и мы говорим ложь Духу Святому в том смысле, как это сделали Анания и Сапфира, когда пытаемся обмануть церковь или верующего, в которых обитает Дух Святой. Хотя христиане не называют этот грех своим именем и не делают его целенаправленно против Духа Святого, однако этот грех все же обращен не столько против человека, исполненного Духом Святым, сколько против Духа Святого, исполняющего человека. И, конечно же, Дух Святой оскорблен всяким подобным противлением Его святой воле.

5. Осквернение храма Святого Духа. Храм, в его классическом значении, есть «место обитания Божества». Данное слово употреблено дважды по отношению к Духу Святому. В 1Кор.3:16, 17 «храм» относится к церкви, то есть организованному церковному обществу, а в 1Кор.6:19 «храм» относится к личности верующего. Так же, как в сиянии «шехины» — славы — Бог обитал в ветхозаветном храме, так в Своем Духе Он обитает в христианском храме, освящая его Своим присутствием.

Слова «разорит» и «покарает» в 1Кор.3:16-17 в греческом одно и то же слово, оно означает «осквернять», «повредить», «разлагать», «делать вред», «разрушать». В Ветхом Завете всякое небрежное отношение к храму, всякое осквернение считалось разрушением храма. Мы можем разрушать храм Святого Духа — Церковь, — когда допускаем разного рода церковные беспорядки и разделения (именно об этом в первую очередь идет речь в 1Кор.3), а также когда любым способом отвлекаем ее от прямого Божьего предназначения. В 1Кор.6:18-20 говорится о блуде как о грехе против тела, которое Павел называет «храмом Святого Духа», поскольку тело является сосудом и хижиной для человеческого духа, в котором обитает Дух Божий. Мы можем грешить против тела как храма Божьего, допуская любые виды злоупотребления телом. В обоих случаях мы противимся и оскорбляем Духа Святого.

Поскольку ложь (Деян.5:3) не обязательно надо понимать, как прямой, умышленный грех против Духа Святого (ведь мы не можем знать, что было на уме у согрешивших супругов), то таким же образом можно рассматривать и многие грехи против храма Духа Святого. Поскольку же Петр, будучи исполнен Духа Святого и действуя от Его имени, оценил эту ложь не как грех против него лично, но как грех против Духа Святого, то и грех против храма, где обитает Дух Святой (в Церкви или в верующем), может и даже должен быть назван грехом против Духа Святого, даже если, как в случае с ложью, согрешивший мог не осознавать этого.

6. Презрение к Духу Святому (Евр.10:29 — в Синодальной Библии переведено словом «оскорблять»). Этот грех назван таким словом, которое больше нигде не встречается в Новом Завете. Оно буквально означает «наносить оскорбление». В данном случае это слово описывает оскорбление и надругательство над благословенным Духом Божьим, через Которого нам даны все Божьи дары. Здесь, в Евр.10:29, говорится о грехе отступления, который совершили те, которые, как в другом месте (Евр.6:4-5) сказано, были однажды просвещены и сделались причастниками Святого Духа, вкусили дара небесного и благого глагола Божьего и сил будущего века.

Многие исследователи отождествляют этот грех с хулой на Духа, о которой говорится в Евангелиях. В определенном смысле это верно, поскольку тот и другой грехи происходят от одного и того же состояния души и выражают в высшей степени дерзкое и умышленное противление чудесным откровениям и совершенно очевидным проявлениям силы Святого Духа. Разницу можно увидеть в характере согрешивших: грех, описанный в Евангелиях, совершили те, кто от самого начала решили злостно противиться силе Божьей, проявленной в Сыне Божьем; грех из Посл. к евреям совершили те, кто в большой мере приняли Его благодать и признали истину, которой научил их Дух. Первый из этих грехов — более злостный в своем внешнем проявлении, в то время как второй, учитывая положение и познание согрешивших, а также действие Божьей силы, которое они на себе испытали, оказывается не менее дьявольским по своей сути. Поэтому апостольское предупреждение об этом страшном грехе звучит столь категорично и завершается словами: «Страшно впасть в руки Бога живого!»

7. Хула на Духа Святого. Грех, который не прощается. Что это за грех? Кто отважится ответить на этот вопрос? Не покрыл ли наш Господь этот грех каким-то покрывалом таинственности? Ниже приводятся различные мнения по этому поводу, а также доводы, которые автор счел наиболее правильными в свете беспристрастного исследования Писания.

В Матф.12:31-32 Спаситель сказал: «Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем». В Марк.3:28-30 написано подобное этому: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Это сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух». Мы находим подобное место также и в Лук.12:10: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится».

Перед тем, как мы будем рассматривать различные толкования, полезно обратить внимание на некоторые детали и различия в прочитанных текстах.

(1) Всякий грех является грехом против Духа Святого, хотя далеко не всякий по своей сути приближается к этому единственному непростительному греху, который Иисус назвал хулой на Духа. Таким образом, это название «грех против Духа Святого» может быть истолковано превратно, и поэтому необходимо выяснить, что именно подразумевал Иисус, когда говорил о хуле на Духа.

(2) Слово «хула» (от греческого blepto — оскорблять и theme — речь; либо от blaks — хвастливый, глупый и theme — речь) первоначально означало злые речи против того, что священно и употреблялось в отношении разных грехов, вплоть до хуления имени Иеговы в Ветхом Завете и хуления Духа Святого — в Новом.

(3) Очевидно, Иисус имел в виду непростительное Ветхозаветное оскорбление, о котором сказано в Лев.24:16 «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти». Стефан был побит камнями на основании этого закона. Однако благодать Нового Завета столь велика, что хула на Бога прощается и даже, по словам Христа, прощается хула на Сына Человеческого. Но говорить злое против Духа Святого — такая хула обрекает согрешившего на вечное осуждение.

Ввиду этого мы не имеем возражений против мнения Ольсхаузена, который различает три степени хулы на Бога: хула на Отца, хула на Сына и хула на Духа Святого. Однако в Слове Божьем нет абсолютно никаких оснований для подразделения Лиц Божества по ранжиру. В таком случае Отец стоял бы ниже всех в Святой Троице. Тяжесть данного греха определяется не рангом хулимого Лица, но ясностью Божьего откровения, которое дано людям через Духа Святого, и пропорционально этому откровению грех становится более осознанным и злонамеренным.

Есть мнение, согласно которому этот грех был возможен только в то время, когда Христос видимо присутствовал среди людей (Менкен, Иероним, Златоуст), однако для такого мнения нет практически никаких оснований. Мы знаем, что, например, Савл был хулителем (1Тим.1:13), также и иудеи распяли Иисуса после воскрешения Лазаря, но они сделали это по неведению, из-за неверия. Савл получил прощение, а об иудеях Иисус просил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Однако чем понятнее и убедительнее становятся в наши дни «дела, которые больше этих» (Иоан.14:12), чем сильнее обличительная работа Духа Святого, Который вступил в Свои полные права после Христа, — тем больше возможность совершения этого страшного греха, о котором мы говорим. Стайер хорошо сказал, что хула на Духа Святого — это, по преимуществу, грех последнего времени.

Имея в виду данный общий обзор, перейдем к рассмотрению природы самого этого греха.

Многочисленные объяснения, хотя и отличаются спецификой истолкования, но в то же время, как мы надеемся показать, прежде всего подчеркивают разные стороны одной и той же истины. Их можно разместить под двумя заголовками:

1. Толкования, подчеркивающие определенные действия, совершенные согрешившим лицом.

2. Толкования, подчеркивающие состояние души, к которому пришел согрешивший.

Давайте же проанализируем обе эти точки зрения. Первую из них можно в свою очередь подразделить следующим образом:

(1) Непростительный грех толкуется как приписывание чудес Христа сатане. Как утверждает Весли: «Нет ничего яснее в Библии, чем тот факт, что это является грехом». Поскольку дни чудес прошли, говорит Бродус, то и непростительный грех теперь не может быть совершен. Однако Христос не сказал, что фарисеи совершили этот грех. Самое худшее, что можно о них сказать с уверенностью, это то, что они своим поведением показывали, что находятся на пути к совершению этого греха. Место из Марк.3:30 еще не доказывает, что они совершили этот грех, так как слова «потому что говорили: в Нем нечистый дух» можно понимать просто как основание для предупреждения из уст Христа. Однако, хотя это могло быть так, мы склонны вместе с Мейером, Деличем и другими считать, что они все же совершили грех хулы на Духа, хотя, конечно, остается место для сомнения. Некоторые (Стайер, Ланге, Чедвик) считают, что предупреждение не делать этот грех является доказательством, что они его не сделали; однако разве не могли слова Христа означать их гибель с таким же успехом, как и предупреждение о грозящей опасности? Некоторые считают молитву Христа на кресте доказательством, что они не совершили этот грех. Они говорят, что если распинавшие не знали, что они делают, даже после трехлетнего служения Христа, то тем более это относилось к фарисеям, которые соприкасались со Христом всего лишь восемнадцать месяцев (с тех пор, как Он предупредил их о грехе). Но мы имеем дело с особо тяжким грехом, и последняя молитва Христа, при всей ее значимости, могла не включать в себя некоторых, возможно, даже многих, кто слышал эту молитву. Но если допустить, что Христос действительно молился о прощении фарисеев, то как увязать это с мнением Весли, что они все-таки совершили этот грех? Может быть, хула фарисеев была единственным случаем совершения этого греха? Их злые слова естественно исходили из злых сердец, и разве сегодня нет случаев, когда злое расположение сердца толкает людей на подобные же злые слова, обрекающие душу на такое же страшное осуждение? Хула фарисеев были причиной ужасающих слов Спасителя, и мы твердо убеждены, что это как раз и был один из случаев самого страшного греха, однако на страницах Писания мы не находим подтверждения мнению, что этот грех ограничен только данным случаем с фарисеями.

(2) Несколько иное мнение под тем же заголовком гласит, что под данный грех подпадает всякое хуление, если оно в достаточной степени злостное и умышленное, чтобы заслужить осуждения, произнесенного Христом. Надо сказать, что в сравнении с предыдущим это мнение выглядит, безусловно, более прогрессивно. В его пользу, среди прочего, говорит не только словарное значение слова «хулить» как произношения злобных речей, но также и почти единодушное согласие толкователей в том, что хула на Духа не является проявлением зла против Духа лично. У иудеев ведь не было злых мыслей против Духа Святого — все их зло было направлено против Христа. Почему же мы должны считать, что злословить Духа — худший грех, чем злословить любое другое Лицо Святой Троицы? Дело не в достоинстве Лиц Троицы, а в том, что Дух Святой дает людям наиболее ясное откровение от Бога, и ввиду этого человек, который грешит сознательно и умышленно, отягчает свое преступление и делает невозможным его прощение. Хула на Бога и на Сына Человеческого прощается, однако та же хула на Отца и Сына не прощается, если произносится при оговоренных выше обстоятельствах, ибо в таком случае она становится хулой на Духа Святого.

Однако надо сказать, что хула на Духа Святого, если учесть этимологию данного слова, должна все же быть выражена характерными словами, и рассматриваемое нами мнение основывается именно на этом. Такие авторы, как Дж. Оуэн и другие, считают наличие характерных злых выражений необходимым условием для правильного истолкования этого греха.

(3) Еще одна разновидность мнения под этим же заголовком гласит, что хула на Духа Святого — это не только произношение злых слов, но и иное равно злостное действие, направленное против Духа Святого. Однако этимология слова «хула» противоречит такому мнению. Из слов Спасителя следует, что непростительным является именно оскорбительное произношение слов против Духа Святого, и если строго следовать букве, то рассматриваемое мнение надо отвергнуть прямо с порога. Но ведь неразумно предполагать, что каждый злобный и умышленный противник Христа будет выражать свое противление только в злых словах, хотя все случаи непростительных грехов, указанные в Писании, по крайней мере включают в себя и злые слова, и потому строгое следование букве здесь вряд ли себя оправдывает. Совершенно понятно, что дела могут заслуживать такого же осуждения, как и слова, и расположение сердца может быть столь же презрительным, как и выражения, а потому будет уместным предположить, что поведение человека может быть столь же богохульным, как и его слова. Так, например, Видон, Эттинген и другие считают, что хула может быть совершена и в мыслях, и в делах, и в словах, и ее можно определить, как нанесение Богу умышленного оскорбления.

Рассмотрим доводы, говорящие в пользу первого заголовка:

I. Слова Спасителя, несомненно, имели особое отношение к чему-то, что сделали фарисеи.

II. Он ясно сказал, что совершение определенного действия (или произношение злых речей против Духа Святого) является непростительным грехом.

III. В определенном смысле, это какие-то конкретные дела, слова, поступки или мысли, заслуживающие или не заслуживающие Божьего снисхождения. Что же касается состояния сердца, то его, как считают данного рода толкователи, Бог может исправить, но не простить.

Итак, если принять за истину точку зрения под первым заголовком, то мнение (1) необходимо решительно отвергнуть; мнение (2) признать соответствующим этимологии слова «хула»; мнение (3), включающее в себя оба других, признать соответствующим природе греха хулы в общем смысле, не по букве, но по духу, чему можно найти подтверждение из всех мест Писания, которые говорят о данном грехе. Значит, если понимать грех хулы на Духа как некий конкретный поступок, совершенный человеком, то ясно, что надо предпочесть мнение (3). Однако окончательный вывод мы сделаем после того, как рассмотрим заголовок под номером 2, а именно, что хула на Духа Святого есть некоторое состояние сердца, к которому пришел человек, продолжавший грешить. Здесь уместно будет вспомнить слова Августина, который назвал данный грех «состоянием окончательной независимости». Такого же взгляда придерживались Гутри и Челмерс, а также некоторые другие толкователи, как, например, проф. Смитон. Однако с этим толкованием категорически не согласно большинство современных богословов. Ведь по сути это не что иное, — говорят они, — как подмена некоего окончательного результата на то состояние души, которое сделало этот результат неизбежным.

К тем, кто придерживается мнения под вторым подзаголовком, относится Кальвин, которого почти единодушно поддерживают кальвинистские богословы. Они понимают, что хула на Духа — это состояние души того, кто умышленно и злостно противится убедительным доказательствам, которые дает Дух Святой. Мы приводим несколько определений, которые можно использовать в качестве классификации: «Состояние умышленного и упорного противления в свете проявленной силы Духа Святого, что по своей сути является духовным самоубийством. Оно губит совесть до такой степени, что человеческий дух становится совершенно бесчувственным к действию Духа Святого» — Ридл. «Мы считаем, что непростительный грех, о котором Христос говорил при известных обстоятельствах и охарактеризовал одну из многих его разновидностей, — состоит не только в том или другом из своих многочисленных проявлений, но гораздо глубже этого, в отвержении абсолютно известного, непосредственного свидетельства Духа, что в конце концов приводит человека к такому же состоянию, в котором находится сатана» — Стайер. «Упорная нераскаянность и неверие до конца, которые проявляются в яростном и упрямом отрицании свидетельства Святого Духа через проповедь Евангелия и через непосредственное действие в сердцах людей. Это состояние является хулой на Духа Святого, учитывая свет, пролитый через Его слово и действие» — Эттинген.

Но давайте определим, что мы имеем в виду, говоря о состоянии души. Мы употребляем слово «душа» в общем смысле, имея в виду человеческое естество, с присущими ему качествами ума и сердца. Мы говорим о том, что состояние человеческого сердца или тела может быть здоровым или больным. В этом же смысле мы говорим и о том состоянии человеческой души, когда человек стал духовно нечувствительным и неспособным воспринимать духовное воздействие. Это состояние души не следует смешивать с общей греховностью человеческой природы, хотя оно является результатом необузданного проявления этой природы и, как сама эта природа, не подлежит Божьему прощению. Бог не прощает греховную природу, и таким же образом Он не прощает рассматриваемое нами состояние души, к которому привела человека греховная природа. Это состояние можно лечить, но не прощать. Греховная природа (корень греха) в человеке проявляет себя поначалу просто в обычном безразличии к призывам и действиям Духа (Ницше называет это «пассивным нейтралитетом»). Такое обычное противление Духу можно назвать защитной реакцией греховной природы. В некоторых случаях те или другие причины и обстоятельства заставляют человека перейти от безразличия к активному противлению. Греховная природа начинает не просто защищаться, но уже бросает вызов и переходит в наступление. По мере того, как эта открытая вражда усиливается и становится с годами все более упорной и непримиримой, душа ожесточается и теряет духовную восприимчивость. Такое состояние души как раз и знаменует собой тот предел, к которому склонен скатываться всякий необращенный человек и за которым уже нет ни возврата, ни спасения. Это то, о чем сказано: «… невидимая для нас граница, пересекающая жизненный путь каждого человека, за которой, как поклялся Сам Бог, нет спасения никому, кто ее переступит».

Итак, мы описали здесь точку зрения, согласно которой к непростительному греху ведет определенное состояние души. Но разве мы не можем с тем же успехом сказать, что такое состояние души есть результат внешних действий, через которые обнаруживается и внутреннее настроение сердца? Большинство толкователей говорят в пользу именно последнего понятия. Были попытки сделать различие между состоянием души как чем-то, обусловленным извне, и как чисто внутренним настроением, но такие попытки не проясняют, а, наоборот, запутывают и вовлекают исследователя в психологическую неразбериху. Суть же такова, что ожесточенное состояние души есть не что иное, как ее хроническая закоснелость. Это состояние характерно тем, что ожесточившийся ум человека настроен антагонистически, ожесточенное сердце ненавидит все божественное, и когда мы говорим о духовной невосприимчивости, мы на самом деле имеем в виду не что иное, как абсолютно безнадежное состояние человека в целом, включая и его душу. А потому, будем ли мы говорить о непростительном грехе, как о совершенном проступке или как о состоянии души, — все равно, мы так или иначе имеем в виду одно и то же. Одно из этих определений объясняет данный грех как плод греховного дерева, а другое описывает само дерево (Матф.12:33-34).

Несмотря на то, что в строгих словах Христа, несомненно, была ссылка на конкретный грех, совершенный кем-то лично, — ясно то, что такой грех не мог существовать в ином виде, чем высшая форма греховного состояния, о котором Юлиус Мюллер сказал, как о «суммарном моральном упадке», и еще: «Этот грех есть не просто внешний акт, ибо мы не можем допустить мысль, что если человек произносит некие слова, обладающие тайной магической силой, но не исходящие из глубины сердца, то этим он совершает наихудший грех и немедленно подписывает себе приговор к вечному осуждению».

Имея в виду все вышесказанное, нам должно быть ясно, что именно состояние, а не проступок человека делает его положение безнадежным. Общее правило в отношении этого и всех прочих грехов таково, что, как хорошо выразил Стайер, «подлежит осуждению именно внутренний грех, хотя он обнаруживается и изобличается своим внешним проявлением». Данное различие, безусловно, применимо и к непростительному греху, и ко всем прочим грехам. Однако было бы неразумно делать окончательный вывод о непростительном грехе, учитывая только одну его сторону и исключая другую. Делич выразил по этому поводу свою точку зрения, которую мы всецело одобряем: «Непростительный грех состоит не в богохульном слове или богохульном проступке как таковом, но в том, когда это слово или проступок взаимосвязаны с настроением сердца, которое и проявляется в этих проступках».

Вопрос о том, может ли этот грех быть прощен, если согрешивший будет молить Бога о прощении, бессмыслен, так как грех непростителен не по вине Бога, но по вине человека, ибо такой человек, по словам Ридла, есть «по сути духовный самоубийца», навсегда убивший свою совесть и разрушивший духовную восприимчивость, устранив саму возможность когда-либо просить о прощении. Покаяние есть дар Божий, но согрешивший непростительным грехом удалил от себя эту единственную в мире Личность, которая могла бы произвести в его сердце покаяние.

Нам теперь предстоит более точно рассмотреть сущность того внутреннего состояния, которое навлекает на себя столь страшное осуждение со стороны Христа. Оно состоит не только в хроническом противлении Духу Святому, как мы уже пытались объяснить, но также в злобном и ненавистном антагонизме против Духа Святого (Мюллер, Стайер, Грешов, Кальвин). Эти злые качества, безусловно, явствуют в библейских описаниях данного греха, и таким, конечно же, было настроение хулящих Христа иудеев, как об этом написано в Евангелиях. Об этом Стайер писал: «доведенный до конца дьявольский грех». Отрицание Христа было совершено ими при наличии самого ясного света; с другой же стороны, признание Христа значило бы для них отказ от своего прошлого и уступку собственного мнения, чего они, наполненные сатанинской злостью, категорически не пожелали сделать. Не имея возможности отрицать очевидных фактов, доказывающих, что Христос — истинный Спаситель, они предпочли не верить в Него и истолковывать эти факты в свою пользу, приписывая их бесовской силе. Пусть иудаизм будет спасен любыми средствами, — думали они, — даже если эти средства ложные, абсурдные, злобные и дьявольские! Их оппозиция была вполне осознанной, категоричной, продолжительной и злобной. Они добровольно закрывали свои глаза, несмотря на все обилие дарованного им света, притом делали это с самым злым намерением.

Итак, если говорить о хуле на Духа Святого объективно, учитывая и его корень, и его плод (Матф.12:33-34), а также согласовывая наше понимание с пониманием Христа, выраженного по поводу одного из проявлений этого греха, мы можем дать следующее определение непростительному греху: этот грех есть богохульство, проявленное в словах или поступках, исходящее из внутреннего состояния души, к которому человек пришел в результате постоянного противления и обостряющегося противостояния самому ясному и бесспорному откровению от Духа Божьего. Это состояние, характерно выраженное высокомерной и злобной ненавистью ко всему, что связано с Сыном Божьим, не может, в силу своей сущности, оставаться скрытым в глубине души, но вынуждает человека проявлять его в той или иной открытой форме.

С таким определением, как мы считаем, согласуется экзегетический разбор всех мест Писания, говорящих о данном грехе. По мнению большинства толкователей, из слов Спасителя, что прощаются все грехи, кроме этого одного, надо сделать однозначный вывод, что все другие случаи упоминания в Библии о роковых грехах (1Иоан.5:16; 2Тим.3:8; Иуд.12-13; Евр.6:4-8; 10:26-31) необходимо отождествить и согласовать с тем единственным грехом, о котором сказал Спаситель.

Коротко остановимся еще на двух вопросах. Первый вопрос таков: Кто может совершить грех хулы на Духа Святого? Некоторые отвечают на него: Только возрожденные люди. Но если учесть, что в этом грехе были повинны иудеи, к которым обращался Иисус, то подумаем, насколько пагубным будет такое мнение для самой идеи о рождении свыше! Если же невозрожденные иудеи не совершили этого греха, то тогда незачем было их предупреждать об этом, что также явно не согласуется с вышеупомянутым мнением. Есть и те, кто признает бесспорным тот факт, что данный грех могут совершать невозрожденные, однако считают также, что его могут совершить и возрожденные, приводя в качестве доказательства места из Евр.6:4-8 и 10:26-31, говорящие о тех, кто однажды был возрожден. Данные места из Послания к евреям действительно говорят об отступлении, которое произошло в результате совершения греха хулы на Духа Святого, и мы с этим согласны без всякого сомнения. Что же касается характера описанных в этом месте лиц, совершивших данный грех, то мы сталкиваемся здесь с неразрешимым вопросом, который с давних пор оспаривается двумя главными богословскими школами: кальвинистской с одной стороны и арминианской и лютеранской — с другой. Однако рассмотрение данного вопроса не включено в данную книгу. Мы все же склонны считать, что только невозрожденные могут совершить этот непростительный грех хулы на Духа Святого.

Второй вопрос: Можно ли отождествлять хулу на Духа Святого, как она здесь описана, с оскорблением Духа Святого через обыкновенное безразличие к Его призывам и действиям, о чем так часто говорят проповедники?

Существует очевидное различие между состоянием хронического безразличия и состоянием злобного и непримиримого сопротивления, хотя ясно, что они оба являются стадиями одного и того же духовного отступления. Поэтому, в свете вышеизложенных рассуждений по нашей теме, мы полагаем, что на данный вопрос следует дать отрицательный ответ.

Гурлитт охарактеризовал хулу на Духа Святого как «презрительное безразличие ко всему божественному и святому». Никто из смертных не может сказать точно, где именно пролегает черта между менее тяжким грехом и хулой на Духа, но если человек, получивший самое ясное и убедительное свидетельство об искуплении во Христе и о Духе Святом, относится к этому с презрительным безразличием и считает это безумием, — то кто посмеет утверждать, что такое отношение не является достаточной виной, чтобы подпасть под категорию хулы на Духа Святого? Однако все это отличается от состояния обычного безразличия к призывам Духа Святого, которое усугубляется в жизни многих окружающих нас людей до тех пор, пока они в конце концов не утрачивают всякую чувствительность к духовным воздействиям.

Мы уже определили, что для совершения греха хулы на Духа необходимо получить очень высокую степень духовного просвещения, что ясно следует из мест Писания, говорящих о данном грехе, поэтому некоторые не без основания утверждают, что в таком случае обычное безразличие просто невозможно. Они говорят, что ясное понимание добра является моральным императивом (то есть повелением делать это добро). Постижение истины требует либо ее принятия, либо преднамеренного и презрительного отвержения.

Есть и те, кто решительно возражает против мнения, что человек из-за своего обычного безразличия может стать абсолютно нечувствительным к духовному воздействию. Но кто может сказать точно? Точка зрения, что обычное безразличие может привести именно к такому печальному концу, кажется вполне разумной, поскольку она отражает действие естественного закона в духовном мире. Этот закон таков, что если человек не желает видеть, то он и не увидит.

Нежелание использовать наши способности для предназначенных Богом целей приводит в конце концов к их атрофии. Для того, чтобы покалечить руку, не обязательно ломать кости, — достаточно привязать руку к туловищу на продолжительное время. Завяжите надолго глаза, и они перестанут видеть. Закройте надолго уши, и они перестанут слышать. Ожесточите надолго сердце, и оно перестанет чувствовать. Если это произойдет, то человек из-за длительного безразличия «дойдет до бесчувствия», как сказано в Еф.4:19, и его состояние будет таким же безнадежным, как и у того, кто похулил Духа (именно поэтому многие отождествляют то и другое). Разница между тем и другим состоянием здесь будет только в том, что, как видно на примере неверующих иудеев, хула на Духа характерна внешним проявлением, она является видимым плодом злобного настроения сердца, в то время как бесчувственное состояние остается внешне незамеченным.

Но независимо от того, будем ли мы отождествлять или различать эти две формы греховности, которые имеют одинаково роковые последствия, ясно одно, что в любом случае грешник неизбежно окажется в таком состоянии души, которое навеки увлечет его в погибель, если только данный процесс падения не будет остановлен искуплением.

Существует тот момент времени (хотя мы не знаем, когда он наступит), и та точка (хотя мы не знаем, где она находится), когда будет подведена окончательная черта, и людям будет суждено уйти либо во славу, либо в погибель.

Существует та линия (хотя мы ее не видим), пересекающая наш жизненный путь, которая является скрытой границей между Божьим долготерпением и Его гневом.

Пересечь эту линию — значит умереть, и притом умереть как будто бы украдкой, ведь эта смерть не потушит свет в наших глазах и не унесет нашего здоровья.

Совесть при этом может быть совершенно спокойной, а душа — радостной; можно, как и прежде, испытывать все те же удовольствия жизни и заниматься своими обычными заботами.

Но Бог уже поставил невидимый знак на челе у такого человека, хотя люди его не видят, поскольку духовно слепы и ходят в темноте.

Несмотря на это, обреченный человек может процветать в земной жизни, словно в Едемском саду, и при этом даже не осознавать свою обреченность.

Он знает и чувствует, что у него все в порядке, он старается избавить себя от всякого страха; он живет, потом умирает и — пробуждается в аду, где он не только обречен, но и проклят.

Ах, если бы можно было узнать, где же она находится, эта таинственная граница, пересекающая наш жизненный путь, за которой, как поклялся Сам Бог, нет спасения никому, кто ее переступит!

Насколько далеко человек может заходить в своем грехе? Как долго может длиться Божье долготерпение? Где заканчивается надежда и начинается темница отчаяния?

На все эти вопросы нам дан с неба такой ответ: «Все вы, кто ушел от Бога, пока еще можно говорить «сегодня», — покайтесь, и не ожесточите ваших сердец!»