1. Сошествие Духа Святого

Святой Дух вездесущ, но в наши дни Он присутствует среди нас в таком смысле, который не всегда можно было относить к Нему. В Слове Божьем различается три различных периода Его действий.

I. От сотворения мира до Рождества Христова. Он принимал участие в творении (Быт.1:2). Он нисходил на людей в Ветхом Завете (1Цар.10:6); Он входил в них (Иез.2:2); Он наполнял их (Исх.28:3); Он боролся с ними (Быт.6:3) и говорил к ним (Иез.2:2).

II. От Рождества Христова до Пятидесятницы. Он наполнял Иоанна Крестителя (Лук.1:15); Елизавету (Лук.1:41); Захарию (Лук.1:67) и Спасителя. Спаситель

(а) был зачат от Святого Духа (Матф.1:18, 20; Лук.1:35);

(б) был помазан Духом Святым (Матф.3:16,17; Марк.1:10,11; Лук.3:21,22; 4:18; Иоан.1:32,33);

(в) был водим Духом Святым (Матф.4:1; Марк.1:12; Лук.4:1);

(г) был научен Духом Святым (Деян.1:2; Иоан.14:10, 24);

(д) творил чудеса Духом Святым (Матф.12:28; Лук.11:20);

(е) принес Себя в жертву Духом Святым (Евр.9:14);

(ж) был воскрешен из мертвых Духом Святым (Рим.8:11; 1:4).

III. От Пятидесятницы до Второго пришествия. Августин назвал Пятидесятницу dies natalis — «Рождеством» Святого Духа. Из слов Иоан.7:39 становится очевидно, что Дух Святой должен был прийти в этот мир вскоре после вознесения Спасителя с качественно новым и постоянным служением. Его сошествие было исполнением пророчеств Ветхого Завета (Иоил.2:28 и Деян.2:39), а также обещания Спасителя (Иоан.14:16 и 15:26. См. также Деян.2:33). В одном смысле Он всегда пребывал на земле, но в другом смысле до Пятидесятницы Он пребывал с Отцом. Строго говоря, безграничное Существо невозможно ограничить каким-то одним местом пребывания, поскольку вездесущность является одним из Его природных свойств, поэтому то, что в Писании названо Его сошествиями и действиями, является приспособлением к нашему ограниченному мышлению.

Основные различия между первым и третьим периодами заключаются в следующем:

1. В первом периоде Он сходил время от времени. Он был, по словам Августина, «случайным посетителем». В третьем периоде Он сошел, чтобы «пребывать навеки» (Иоан.14:16).

2. В первом периоде Он наделял способностью выполнять особую работу лишь немногих людей. В третьем периоде Он дан во всей полноте для всех святых.

3. Заметим также, что в первом периоде Он не был открыт для святых как отдельное Лицо Божества. Бога знали и поклонялись в Его единстве. Мысль о Троице подразумевалась, но не была ясно открыта.

Временем сошествия Духа Святого на Церковь стал пятидесятый день после воскресения Спасителя, названный Пятидесятницей. Само по себе это название не подразумевает ни полноты, ни излияния Духа, а просто означает пятидесятый день. Однако события, сопровождающие этот день, со всей определенностью были прообразно предсказаны в ветхозаветных установлениях (Лев.23:11-16).

1. Жертвоприношение пасхального агнца было прообразом жертвы Спасителя и предсказанием того дня, когда она должна совершиться.

2. «На другой день праздника (т.е. первый день после субботы) вознесет его священник» — первый сноп приносился перед Господом в следующий после субботы день как предсказание воскресения Господа в первый день недели.

3. Далее следовало: «До первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и тогда] принесите новое хлебное приношение Господу», что являлось предсказанием сошествия Духа Святого.

Ученикам было велено ожидать (Лук.24:49), пока они будут исполнены Духа Святого. Они ожидали десять дней, и Дух Святой сошел на них. Часто об учениках говорят, что они напряженно ожидали исполнения Духом, и задавали вопрос, почему оно задерживается. Возможно, так оно и было, но если верить предположению, что это ожидание было необходимо для того, чтобы ученики сначала «опустошили» себя, мы абсолютно уйдем от той истины, что сошествие Духа Святого носило диспенсационный характер, то есть, оно знаменовало конец одного и начало другого периода. Для десятидневного ожидания не было иной причины, чем та, что до пятидесятого дня оставалось еще десять дней. Даже если ученики не осмыслили сразу эту причину десятидневного ожидания, то все же по мере того, как приближался пятидесятый день, они, несомненно, поняли его суть.

I. Время сошествия Духа Святого было предопределено также прославлением Спасителя (Иоан.7:39). Этим объясняется тот факт, что служение Духа состоит в передаче Церкви и применении в ней результатов Христова дела. И только после того, как это дело было выполнено, когда Он умер за наши грехи, воскрес для нашего оправдания и вознесся во славе, чтобы быть нашим Ходатаем перед Отцом, — только после этого Дух Святой получил тот совершенный образ, который Он должен воспроизвести в душе человека. «Божественный Художник не имел возможности как следует воспроизвести копию до тех пор, пока не был завершен оригинал» — Archer Butler.

II. Пятидесятница была ознаменованием начала мистической (вселенской) Церкви Христа. Ученики, последовавшие за Иисусом, теперь уже не были просто горсткой отдельных людей, у которых совпадали мнения об Учителе, но они слились в живое единое целое, они стали храмом, в котором поселился Бог Духом Святым (Еф.2:21,22; 1Кор.3:16).

III. Пятидесятница была также официальным вступлением Духа Святого в должность Управителя делами Церкви до дня, когда Христос придет опять.

IV. Пятидесятница неповторима, так же, как Вифлеем, Голгофа и Воскресение.