2. Личность Святого Духа

Кто такой, или что такое — Дух Святой? Является ли Дух Святой неким влиянием, добродетелью, излиянием или проявлением чего-то божественного, некоей безликой силой, или же Дух Святой является разумной и действующей Личностью? Последующие рассуждения покажут истинность последнего утверждения.

I. Существует четыре существенных характеристики личности: разум, воля, чувства и моральные качества. Все эти характеристики присущи Святому Духу.

(а) Сказано, что Он знает о том, что Божье (1Кор.2:10-11), т.е. говорится о Его разуме.

(б) Он распределяет Свои дары так, как хочет (1Кор.12:11), т.е. говорится о Его воле.

(в) Он любит; Его можно оскорбить (2Тим.1:7; Еф.4:30), т.е. говорится о Его чувствах.

(г) Он обличает грех (Иоан.16,9) и наставляет на всякую истину (Иоан.16:13), т.е. говорится о Его моральных качествах.

II. Духу Святому приписываются качества и функции, которые невозможно приписать никакому влиянию и ничему иному, кроме как личности. Он слышит (Иоан.16:13); Он говорит (Деян.10:19; 13:2, 8; 8:29; Иоан.16:13; Марк.13:11; Евр.3:7); Он молится (Рим.8:26); Он учит (Лук.12:12; Иоан.14:26); Он запрещает (Деян.16:6, 7); Он утешает (Деян.9:31); Он наставляет (Иоан.16:13); Он открывает (Иоан.16:14, 15; Лук.2:26); Он свидетельствует (Рим.8:16); Он ведет борьбу с людьми (Быт.6:3); Он побуждает память (Иоан.14:26); Он творит чудеса (Деян.13:2) и поставляет пастырей в церквях (Деян.20:28).

III. Люди находятся в таких отношениях к Духу Святому, которые возможны только с личностью. Люди огорчают Его (Еф.4:30); противятся Ему (Деян.7:51); грешат против Него (Матф.12:31; Марк.3:29); призывают Его общение (2Кор.13:14); крестятся в Его имя (Матф.28:19); лгут Ему (Деян.5:3) возмущаются против Него (Ис.63:10); оскорбляют Его (Евр.10:29).

IV. Ясными доказательствами Его личностности являются имена, данные Духу Святому, а также местоимения, употребляемые по отношению к Нему.

(а) Иисус назвал Его Утешителем, то есть Тем, кто утешает и помогает.

(б) Иисус употребляет местоимение мужского рода, говоря: «Когда же придет Он, Дух истины…» И даже в Иоан.14:26 26, где сказано: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, (Он) научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам», за относительным местоимением «Которого» следует местоимение «Он», стоящее не в среднем роде, как ожидалось бы, а в мужском. (Это местоимение не переведено на русский язык, оно подано выше в скобках).

V. Тот факт, что Дух Святой является Личностью, отдельной от Отца и Сына, очевиден из того, что Он назван Духом Божиим (Матф.3:16; 1Кор.6:11; 2Кор.3:3; 1Петр.4:14) и Духом Христовым (Рим.8:9; Фил.1:19; Деян.16:7). Он исходит от Отца (Иоан.16:26); Он послан Отцом (Иоан.14:26) и Сыном (Иоан15:2). Отец не мог послать Самого Себя, и Сын не мог послать Самого Себя. Иисус сказал, что пошлет другого Утешителя, то есть Личность, отдельную от Него Самого. В Римлянам 8:26 сказано, что Дух ходатайствует перед Отцом, то есть, конечно же, Отец не может ходатайствовать Сам перед Собой. Для непредвзятого рассудка мысль о Духе Святом как об отдельной личности нельзя выразить более ясно, чем в этих местах Писания.