5. Помазание Духом Святым

В Лук.4:18 Иисус сказал о Себе, что Он был помазан, имея в виду событие, которое произошло с Ним при крещении. В Деян.4:27 и 10:38 даются ссылки на это же событие. В Ветхом Завете помазывали в священники, пророки и цари, чтобы этим показать их отделение и посвящение на служение, и упомянутые выше места содержат в себе эту же мысль. Помазанием, как и Печатью, является Дух Святой.

Иисус был зачат от Святого Духа (Лук.1:35), и мы можем с уверенностью сказать, что Он так же, как Иоанн Креститель, был исполнен Духом Святым еще от чрева матери. Мы достоверно знаем, что Он был исполнен Духа Святого, будучи младенцем (Лук.2:40). Принятие Духа Святого при воплощении можно по праву назвать Его первым и, в определенном смысле, единственным помазанием Духом Святым. Что же касается Его помазания при крещении, то оно имеет непосредственное отношение к видимому пребыванию Духа Святого на Иисусе при Его крещении. Это помазание нельзя рассматривать как еще одно, отдельное, исполнение Духом, но как проявление в полноте Духа, уже пребывающего на Нем, чем было ознаменовано начало открытого служения Христа. Смитон говорит о трех степенях помазания Христа Духом Святым: при Его воплощении, при крещении и при прославлении.

Ходж пишет: «В Новом Завете говорится только о помазании на официальное служение Христа, и нигде не сказано о помазании на служение апостолов или кого-либо другого». Это утверждение верно, если 2Кор.1:21 не является исключением, хотя мы не склонны считать его таковым. Помазание, упомянутое в 1Иоан.2:20, относится одинаково ко всем верующим, то же самое можно сказать и о 2Кор.1:21. Некоторые авторы считают, что необходимо получать помазание Духа Святого на каждое отдельное служение (они имеют в виду особое помазание для определенного служения), однако такое применение этого слова не имеет обоснования в Писании. Другие авторы делают подобный вывод из предполагаемой аналогии между Христом, Помазанником Божьим, и христианами, однако мы нигде не видим, чтобы Бог проводил такую аналогию между совершенным образцом и несовершенными слепками с этого образца. Морган правильно утверждает, что «Помазание, которое имеют дети Божьи, есть то, что получается ими при возрождении».

Гордон пишет: «Запечатление, помазание и получение Духа Святого (под «получением» он имеет в виду крещение Духом Святым, равнозначное исполнению Духом Святым) — это, по сути, одно и то же переживание». Говоря о запечатлении, мы имеем в виду право на собственность, те, которые не имеют этой печати, не принадлежат Богу. И здесь возникает вопрос: какую же меру Духа Святого должен получить верующий, в какой степени надо быть Им исполненным или крещенным, для того, чтобы стать Божьей собственностью? Писание говорит, что все верующие получили помазание при возрождении, и поэтому они по праву названы «царями и священниками» (Откр.1:6; 5:10). Но если верить рассматриваемой нами теории, то такой чести лишены все те, кто не пережил особого духовного опыта после рождения свыше.

Христианин имеет столько же помазания, сколько и все остальные христиане, и не может иметь его больше. Этим помазанием является Дух Святой, и слова Иоанна «Как самое это помазание учит вас всему» (1Иоан.2:27) являются ссылкой на его же слова из Иоан.16:13: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Полезно, однако, иметь в виду, что хотя в Писании нет основания применять слово «помазание» к какому-либо переживанию после возрождения, все же нет и веского возражения против такого применения слова, если только делается ясная оговорка, что именно мы имеем в виду. Если мы будем исследовать только библейское значение слова «помазание», то тогда оно относится к возрождению, и ни о каком другом помазании не может быть и речи. Если же мы будем описывать какое-либо духовное переживание, то вы можете называть его каким угодно словом, лишь бы не перепутать смысл с вышеупомянутым.

Святой Дух вселяется в человека, и этим самым запечатлевает его, а также, согласно библейской лексике, помазывает его. Затем, уже пребывая в человеке, Он наделяет его Своей силой по собственному усмотрению в каждом конкретном случае. Такое наделение силой есть исполнение Духом Святым, о чем мы будем говорить в последующих главах. Однако если это исполнение является подготовкой к последующему служению, то не будет неуместным назвать его помазанием, но надо иметь в виду, что такое помазание есть не что иное, как исполнение Духом для какого-либо конкретного служения.