7. Плоды Святого Духа

На последующих страницах мы рассмотрим результат нашей попытки внимательно сосчитать те богатства, которые сокрыты для нас во Христе и теперь стали нашим достоянием благодаря общению Святого Духа. Всякий верующий, исполненный Духом Святым, имеет преимущество обладать этими богатствами в щедром изобилии. Мы надеемся, что приводимый здесь перечень поможет нам оценить все это по достоинству. Мы сумели насчитать не менее пятидесяти семи благодатных качеств, сообщаемых нам Духом Святым и составляющих плод Духа.

В Гал.5:22 Павел перечисляет следующие из них:

(а) Любовь — в общем смысле — внутреннее расположение.

(б) Радость — результат осознания Божьей любви.

(в) Мир — внутреннее спокойствие.

(г) Долготерпение — терпение в испытаниях.

(д) Благость — доброе расположение к другим людям.

(е) Милосердие — благотворительность, доброта на деле.

(ж) Вера — верность, благонадежность.

(з) Кротость — мягкость и покорность.

(и) Воздержание — самообладание.

Петр также подает перечень, где вера является тем фундаментом, на котором зиждется все остальное, 2Петр.1:5-8.

(а) Старание — усердное применение своих талантов.

(б) Добродетель — мужество и смелость в своем поведении.

(в) Рассудительность — умение различать, что надо делать в первую очередь.

(г) Воздержание — самообладание.

(д) Терпение — стойкость при оскорблениях и искушениях.

(е) Благочестие — благоговение пред Богом и соответствующий образ жизни.

(ж) Братолюбие — любовь к собратьям-христианам.

(з) Любовь — ко всем людям.

Этот перечень отличается по построению и содержанию от того, который дает Павел. Павел начинает с любви, а Петр заканчивает любовью. Павел начинает с любви и считает ее первоисточником всех остальных добродетелей, потому что он подает нам картину духовного характера христианина в противоположность делам плоти. Петр же озабочен возрастанием духовного характера, и поэтому он ставит веру в основу, на которой зиждется все здание христианских добродетелей.

Кроме этих перечней, мы встречаем и другие упоминания плода Духа.

1. Вера.

(а) 1Кор.12:3 — «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым», — здесь имеется в виду оправдывающая, спасающая вера.

(б) 2Кор.4:13 — под «духом веры» имеется в виду не столько оправдывающая вера, сколько упование на Бога во времена бедствий.

(в) 1Кор.12:9 — дар веры — это высшая степень проявления обычной христианской веры, особенно для сотворения чудес. Этот дар был предназначен главным и, возможно, исключительным образом только для первоапостольской церкви.

2. Возрождение

(а) Иоан.3:5, 6, — рождение от Духа.

(б) Тит.3:5, — обновление Святым Духом. Ланге считает, что это продолжающийся процесс, однако, хотя само слово означает именно это, все же, учитывая то, что глагол «спасены» стоит в прошедшем времени, лучше будет отнести «обновление» к возрождению.

3. Духовная жизнь. Дух Святой производит и поддерживает эту жизнь (Иоан.6:63); дает полноту жизни здесь и совершенство жизни — там (Рим.8:2, 6).

4. Посвящение самого себя Богу (1Кор.6:11). Здесь слово «освятились» значит отделили себя, как посвященные Богу.

5. Освящение.

(а) 1Кор.6:11 — омылись Духом — означает наши старания, в сотрудничестве с Духом Святым.

(б) 1Кор.6:11 — оправдались (сделались праведными) Духом. В данном сочетании этот глагол употребляется только один раз, причем это самое очевидное значение глагола. Многие трактуют данный глагол как «объявлены праведными», но порядок слов в предложении вряд ли допускает такую трактовку.

(в) Освящение Духа (1Пет.1:2; 2Фес.2:13). Описывает ли это слово процесс или результат работы Духа, — в любом случае это плод Духа. Именно в этой сфере осуществляется наше предопределение и избрание ко спасению.

(г) Преображение в образ Христа (2Кор.3:18).

(д) Праведность — как качество характера, а также праведность вмененная (Мейер, Годе, Ланге, Моул). Первое значение подтверждается контекстом, который говорит о практической жизни христианина (ст.16, 18, 19), а также словарным значением слова. В пользу второго мнения говорит общее употребление Павлом данного слова (см.Рим.8:4).

(е) Освящение Духом Святым (Рим.15:16).

6. Победа над грехом.

(а) Гал.5:17; Рим.8:2. Мы склонны считать, что данные стихи говорят о процессе освящения, хотя д-р Ходж придерживается иного мнения.

(б) Рим.8:13. Умерщвление Духом дел плоти.

7. Сила для духовной борьбы. Еф.6:10.

8. Уподобление Христу. В Еф.3:19 говорится об «исполнении всей полнотой Божьей», которая во Христе (Кол.1:19; 2:9). Хотя нигде не сказано прямо, что это — плод Духа, все же невозможно объяснить молитву Павла в Еф.3:16-19 если не признать, что утверждение во внутреннем человеке — это прямой результат укрепления Духом. В Кол.1:19 сказано, что во Христе содержится вся полнота Божья, а в Еф.3:16-19, объясняется, что эта полнота состоит из Божьих совершенств — Его любви, Его познания, Его силы, Его благодати, Его святости и т.п.

9. Познание божественной истины (1Кор.2:10, 14).

(а) В Еф.1:17 сказано о премудрости, которая состоит в постоянном просвещении светом откровения, из-за чего происходит возрастание в премудрости и достижение более совершенного дара духовного видения.

(б) В Иоан.16:13 говорится о «всякой истине», то есть имеется в виду полное познание той истины, которая во Христе, полнота Божьей истины.

(в) В Иоан.14:26 сказано, что «Дух научит вас всему», то есть имеется в виду правильное и полное понимание той истины, которая во Христе.

(г) В 1Кор.2:15 говорится, что «духовный судит обо всем» — то есть прежде всего о «глубинах Божьих» (ст.10) и, во-вторых, о делах житейских, для чего Дух Святой дает необходимые здравомыслие и рассудительность.

Три последующие свойства познания, как мы считаем, ограничены в своем применении и относятся к апостолам.

(а) «И будущее возвестит вам» в Иоан.16:13 относится не только к откровению последних событий, но и ко всей истории видимой церкви, начиная со дня сошествия Духа Святого. Имеется в виду судьба церкви.

(б) «Тайна Христова» в Еф.3:3-5 относится к предвечным определениям Божьим во Христе, и в данном случае — к включению язычников в Его народ.

(в) «Дух Христов» в 1Пет.1:11, 12 — Христос жил в Божьих пророках и давал им откровения.

Примеры:

Деян.11:28 — пророчество о голоде, данное Агаву.

Деян.13:2 — служители Антиохийской церкви получили откровение о назначении на служение (ср. Деян.20:28).

Деян.20:23 — откровение, данное Павлу об ожидавших его скорбях.

Деян.21:4 — откровение, данное ученикам о Павле.

Деян.21:11 — откровение, данное Агаву о Павле.

1. Уверенность в усыновлении. Об этом свидетельствует Дух Святой (Гал.4:6) и дух человеческий (Рим.8:15), но суть одна и та же, ибо, как говорит Мейер, «Дух Святой является во всей полноте автором нашего обращения к Богу «Авва, Отче», так что человек, произносящий эти слова, оказывается всего лишь инструментом в руках Духа.» Сюда же относятся и места из Рим.8:16; Еф.1:13, 4:30; 2Кор.1:21, 22.

2. Водительство Святого Духа. (Гал.5:18; Рим.8:14, 1, 4).

(а) Гал.5:16 — повседневная жизнь по Духу.

(б) Гал.5:25 — внимательное, осмысленное хождение в Духе (глагол «поступать» отличается от такого же в ст.16).

(в) Внутренний голос (Деян.8:29; 11:12; 13:4; 16:6, 7). Некоторые авторы различают оттенки значения в словах «не были допущены» и «не допустил» и толкуют это так, что в первом случае Дух не позволил им, а во втором — Он просто не дал им ясного повеления.

(г) Деян.19:21 «положил в духе» — во Святом Духе (Глоуг, Кумминг); — в своем собственном духе (Мейер, Ридл, Хакет, Синодальный перевод). В последнем случае все равно должно было быть влияние Духа Святого.

(д) Деян.16:9 — призвание через видение идти в Македонию; 23:11 — подтверждение посланничества в Рим; Деян.10 — Дух Святой побудил Петра к молитве, затем дал видение и повелел идти.

(е) 2Кор.12:18 — побуждение действовать в одном духе. Лук.2:27 — Симеон пришел в храм по вдохновению Святого Духа. Лук.4:1 — Иисус был поведен Духом в пустыню. Лука обращает внимание на то, что в данном случае Дух Святой направлял, вел и воздействовал на душу Иисуса (en pneuma — в Духе). В Ев. от Матф.4:1 больше подчеркивается внешняя, практическая сторона водительства (hupo pneuma — Духом). Марк употребляет слово «немедленно ведет» — pneuma ekballo — подчеркивая настоятельность и незамедлительность действия. Дело было не в том, что Иисус сопротивлялся Духу Святому, но в том, что Его чистой душе было отвратительно соприкосновение с лукавым.

3. Сила для служения.

(а) 2Тим.1:7 — имеется в виду сила в общем смысле, возможно, с призывом к мужеству.

(б) 1Петр.1:12; 1Фес.1:5; 1Кор.2:4 — сила для проповеди.

(в) Деян.1:8 — сила для свидетельства о Христе в общем смысле, включая наделение необходимыми качествами.

4. Смелость и уверенность в проповеди. Так толкуют 1Фес.1:5 Мейер и Ланге. Данное объяснение предпочтительнее мнению тех, кто считает, что Дух Святой помогает слушающим Евангелие принять его с полной уверенностью.

5. Призвание, назначение и наделение способностями для служения (Деян.20:28).

6. Любовь к братьям (Рим.15:30; 2Кор.6:6; Кол.1:8; 2Тим.1:7). Последнюю ссылку Мейер, Ольсхаузен, Бенгель, Смитон и Кумминг относят к Духу Святому. В любом случае, смысл данного текста сводится именно к этому, ибо такой дух невозможно иметь, если в нас не будет жить Дух Святой, Который Сам обладает этими качествами.

7. Осознание Божьей любви (Рим.5:5). Мыль Кумминга о том, что это Дух Святой любит нас, представляется красивой и вполне законной, хотя она опирается не столько на экзегетический разбор данного места, сколько на логический вывод, что именно так должно быть. Действительно, Дух Святой не может воспроизводить любовь, если Он Сам не является любящим по своей природе и если Сам никого не любит. Такой логический вывод справедлив и по отношению ко всем остальным плодам Духа.

8. Постижение и оценка Христовой любви (Еф.3:18, 19).

9. Мир. Мир в общем смысле, мир с Богом и внутренний мир. Рим.8:6 и Гал.5:22 относятся исключительно к внутреннему миру.

10. Святая радость (Деян.13:52; Рим.14:17).

(а) Еф.5:19 — песня в сердце.

(б) 1Фес.1:6 — радость в переживаниях.

Иисус «возрадовался во Святом Духе» — такое чтение передают лучшие манускрипты.

11. Надежда (Рим.15:13).

12. Кротость (Гал.6:1; 1Кор.4:21). Мейер, Ходж и Смитон считают, что здесь говорится о Святом Духе, а Ридл, Элликот, Ланге, Лайтфут и др. считают, что «дух кротости» — это человеческий дух. Такой же смысл передается и в Синодальном переводе, и мы считаем его более вероятным, хотя Мейер и Ходж не без основания утверждают, что всякий раз, когда существительное pneuma употребляется в общем смысле и в родительном падеже, оно всегда означает Святого Духа, то есть Духа истины (Иоан.15:26; 16:13; 1Иоан.4:6), Духа усыновления (Рим.8:15), Духа веры (2Кор.4:13), Духа мудрости (Еф.1:17), Духа силы (2Тим.1:7).

13. Утешение (Деян.9:31). Мейер, Алфорд, Ланге, Глог, Ридл считают, что Дух дает утешение; Хакет объясняет его как помощь — либо помощь в смысле утешительной поддержки через учеников, вдохновленных Святым Духом, либо в смысле внутреннего утешения, получаемого непосредственно через действие Духа Святого. В любом случае, в этом слове заключается мысль об утешении, и в таком значении оно употребляется в других местах Нового Завета (Иоан.14:16, 17). В таком понимании оно хорошо вписывается в контекст — обстоятельства, в которых находилась церковь в те дни.

14. Свобода (2Кор.3:17). Это та свобода, которая приходит вместе с переменой положения или отношения, например, при оправдании человека перед Богом.

15. Дух благодарения за все (Еф.5:20).

16. Покорное сердце (Еф.5:21; Филип.2:3).

(а) Жены повинуются своим мужьям (Еф.5:22).

(б) Мужья любят своих жен (Еф.5:25).

(в) Дети повинуются своим родителям (Еф.6:1).

(г) Отцы не раздражают своих детей (Еф.6:4).

(д) Слуги повинуются своим господам (Еф.6:5).

(е) Господа относятся к слугам с терпимостью (Еф.6:9).

17. Поддержка в испытаниях (Филип.1:19). В случае с Павлом особенно подчеркивается утешение и сила для проявления мужества.

18. Единство.

(а) Еф.2:22 — (sunoikodomeo — вместе созидаете) — единство, в котором заключается сила.

(б) Еф.4:3 — единство в церковных и личных взаимоотношениях.

19. Доступ к Богу (Еф.2:18) — то есть Дух Святой приводит нас в общение с Богом.

20. Помощь в молитве.

(а) Иуд.20 и Рим.8:26 — Дух Святой открывает нам нашу нищету и помогает предпочесть духовные ценности; содействует всякой истинной молитве и производит всякую истинную веру.

(б) Еф.6:18 — Дух Святой поддерживает в личной молитве и прошении. Мы не выделяем здесь особо прошение, как это делает Кумминг. Ср. Еф.2:18; Гал.4:6; Рим.8:26, которые, как мы думаем, также относятся к молитве.

21. Поклонение в Духе (Фил.3:3). Он призывает, животворит и направляет поклонение Богу, которое включает в себя пение, молитвы и все формы богослужения, хотя Павел использует здесь слово, описывающее иудейское богослужение с его ритуалами и обрядами, поскольку даже внешняя сторона поклонения должна направляться Святым Духом.

22. Общение (2Кор.13:14). Мысль о личном общении со Святым Духом не является главной в данном тексте, но, тем не менее, это общение безусловно подразумевается. (См. предыдущую главу, а также Филип.2:1).

23. Дисциплина (2Тим.1:7). Слово «целомудрие» — sophronismos — это нечто большее, чем самоконтроль, поскольку оно подразумевает такое качество характера, которое приводит и других к трезвости и здравомыслию.

24. Верность в исполнении обязанностей (2Тим.1:14). Дух Святой помогает быть верным при исполнении взятых на себя обязательств. Возможно, в отношении к Тимофею имелось в виду его служение благовестника.

25. 2Кор.6:6. Мы не можем с полной уверенностью сказать, какое отношение имеют слова «в — en —Духе Святом» к контексту данного стиха, поскольку это выражение весьма лаконично. Однако если Павел имел в виду то, что Дух Святой является источником других перечисленных благодатных качеств, то мы получим следующий список плодов Духа:

(а) Терпение.

(б) Чистота — то есть искренность сердца и целомудрие.

(в) Благоразумие — то есть знание евангельских истин, понимание Божьей воли.

(г) Великодушие, благость — то есть доброта.

(д) Братолюбие.

26. Терпеливое ожидание будущего искупления (Гал.5:5).

27. Начаток (первый плод) Духа (Рим.8:23). Ольсхаузен, Девитт и Мейер считают, что здесь имеется в виду первоначальное получение христианином Святого Духа в противоположность всем последующим получениям. Ридл говорит, что то, что мы имеем теперь, является лишь начатком (первыми плодами) того, что мы будем иметь во славе. Ходж, Годе и Ланге полагают, что этот «начаток» является тем же самым, что и «залог» в Еф.1:14, то есть залог того, чем мы станем в небе. Второй и третий взгляды по сути совпадают, и мы придерживаемся того взгляда, который высказал Ридл.

28. Искупление тела при воскресении (Рим.8:11). Иисус воскрес из мертвых Духом Святым (Рим.8:11; 1Петр.3:18). Так считают Смитон, Кумминг, но с ними в корне не согласны Мейер, Ридл и другие.

29. Жизнь вечная во славе (Гал.6:8). Мейер соотносит к этому месту также Рим.8:6, но вряд ли можно ограничиться только таким его пониманием, потому что здесь ясно имеется в виду жизнь вечная — духовная жизнь здесь, и жизнь во славе в небе.

30. Вдохновение (2Петр.1:21). Слово «движимые» подает нам образ парусного корабля, движимого силой ветра.

31. Христос был оправдан в Духе (1Тим.3:16):

(а) в сотворении чудес;.

(б) в безгрешной жизни.

(в) Мы оправданы в Духе (1Кор.6:11) — так понимают Ходж, Ланге и Альфорд, но, как уже было сказано выше, мы предпочитаем мнение Мейера, что здесь идет речь об освящении.

(г) Слово «праведность» в стихе Рим.14:17 вышеупомянутые три автора понимают также в смысле «оправдания», хотя и не соединяют его со словами «во Святом Духе». Но мы считаем, что эти слова относятся к трем предыдущим словам и что «праведность» здесь употребляется в смысле «святости» (Мейер, Годе).

32. 1Кор.12:8, 9, 10. Мы склонны считать, что данные качества относились к апостолам.