9. Акупунктура и китайская традиционная медицина

До начала 1970-х годов китайская народная медицина была малоизвестна на Западе. Об иглоукалывании и других китайских народных методах стали много писать и говорить лишь в 70-х годах двадцатого столетия. Первую половину 20 века можно было бы назвать временем полной победы научной медицины. Такие виды лечения, как эклектика, гомеопатия, остеопатия и натуропатия либо трансформировались в научную медицину, либо постепенно перестали практиковаться. Студентам-медикам рассказывали о средствах и способах лечения, применяемых в прошлом: об использовании слабительных, тяжелых металлов, веществ, вызывающих рвоту и химические ожоги кожи с образованием волдырей, но нигде не упоминалось о таких видах аюрведической или традиционной китайской медицины, как акупунктура или моксибация (другое название – игнипунктура).

В начале 80-х годов двадцатого столетия восточные методы исцеления получили широкое распространение. Большинство врачей старшего поколения отказались от них, но многие молодые доктора поступили иначе. У некоторых возник меркантильный интерес, другие же верили в действенность альтернативных методов. Сегодня некоторые медицинские учебные заведения проводят исследования альтернативных методов лечения, среди которых наиболее часто встречается акупунктура.

Аюрведа обрела большую популярность, чем китайская традиционная медицина, однако методы лечения последней часто используются наряду с аюрведическими. Давайте рассмотрим основы традиционной китайской медицины.

Вам, наверное, хорошо знаком символ, состоящий из двух рыб, находящихся в центре восьмиугольника. Этот символ на китайском языке называется «па куа», что значит «круг гармонии». Автором этого символа считают императора Фа Хси, жившего в 2900 г. до н. э. Этот символ изображает взаимодействие «инь» и «янь», а император является самым древним писателем, на чьих трудах основывается китайская медицина.1

Рисунок 25. Па куа – круг гармонии

Другой император Шен Нанг, живший в 2800 г. до н. э., составил текст под названием «пен-цао». Это был первый труд, посвященный использованию трав. В нем описано 365 трав. Император проверил их действие на себе.2

Религиозная основа традиционной китайской медицины заключается в Даосизме (от слова «Дао» – «путь»). Следует помнить о трех основных положениях китайской народной медицины.

1.       Человек (микрокосмос) представляет собой образ космоса (макрокосмоса).

2.       Творческая сила или жизненная энергия называется «чи», и состоит из «инь» и «янь».

3.       Пять основных элементов задействованы в преобразовательных процессах: пространство, воздух, земля, огонь и вода. С помощью определенного баланса «инь» и «янь», частей «чи», произошли преобразования, которые привели к созданию космоса, земли и человека.

Кроме того, основой китайской медицины является астрологическая концепция о влиянии планет, особенно солнца и луны, на землю и жизнь человека. Шелия Макнамара (Shelia McNamara) в своей книге «Традиционная китайская медицина» (Traditional Chinese Medicine) делает следующее заявление: «Для китайцев человеческое тело является космосом в миниатюре. Вселенная – это организм, а человек представляет собой микрокосмос Вселенной… «Янь» – мужское начало: солнце… «Инь» – женское: луна…»

Источником всех болезней считается нарушение равновесия «инь» и «янь». Дисбаланс может быть вызван множеством причин, например, привычками и действиями человека. Считается, что более 100 различных физических нарушений возникают в результате «дуновений» ветра. Пища также воспринимается как сочетание «инь» и «янь». В питании также нужно придерживаться равновесия, чтобы избежать болезни. Представления о том, что вызывает дисбаланс «инь» и «янь» в организме очень сложны. Мы не будем углубляться в возможные причины дисбаланса, но обратим внимание на методы, предлагаемые для достижения равновесия.

Все болезни классифицируются согласно четырем условиям дисгармонии и делятся на восемь синдромов. Вот эти состояния: дисбаланс «инь» и «янь»; внутреннего и внешнего; горячего и холодного; недостатка и излишка.

Традиционными методами диагностики болезней являлись осматривание языка и исследование пульса. Считалось, что язык отображает дисбаланс энергии «чи» в теле человека. Пульс исследовали не для того, чтобы проверить частоту сокращений и ритмичность сердцебиения, а с целью обнаружить зону нарушения баланса. По результатам таких обследований назначалось лечение для восстановления потерянного баланса энергий.

Методы лечения заболеваний

В этой главе представлены наиболее известные и широко распространенные на Западе методы лечения. Это использование трав, физические упражнения, являющиеся частью боевых искусств, акупунктура и акупрессура. В целях профилактики болезни китайская медицина уделяет особое внимание упражнениям и питанию. При этом целью профилактики является поддержание баланса энергий.

Существует поверье, что травы, продукты или какие-либо другие вещества, которые имеют сходство по внешнему виду с органами человеческого тела, способны предупреждать болезни и лечить организм человека. Здесь используется интересный принцип: «подобное лечится подобным». Например, грецкие орехи напоминают мозг, поэтому считается, что они особенно полезны для питания мозга. Если ребенок ест свиные хвосты, то это гарантия укрепления позвоночника. Если трава похожа на тот или иной орган, считается, что она имеет особую силу для исцеления этого органа.6

Так, корень женьшеня, напоминающий фигурку человека с руками и ногами, применяют для разного рода недомоганий.

Рог животного похож на фаллический символ и поэтому используется как средство, увеличивающее потенцию. Сердце тигра придает смелости и т. д. Такое представление привело к тому, что большое количество трав стало применяться на основе похожести, вне зависимости от их биохимических свойств. Части тела животных применяются аналогичным образом. Я побывал в очень большой аптеке в Ванкувере, городе, который находится в Британской Колумбии в Канаде. В аптеках, которые торгуют препаратами китайской народной медицины, вас удивит огромное количество засушенных частей животных, рыб и других вещей, которые трудно опознать. Некоторые из этих «лекарств» могут быть в бутылках, другие в открытых коробочках.

Идея «подобное лечится подобным» исходит из концепции «связь – общность» и не имеет никакого отношения к химическим процессам в системах нашего организма. Однако нужно сказать, что китайцы обнаружили много трав и веществ, которые действительно оказывают значительное биохимическое воздействие и используются во всем мире. В книгах по лечению травами часто отмечают травы как «горячие»-«холодные» или «инь»-«янь». В лечебных целях травы избираются, исходя из влияния на баланс «инь»–«янь», «горячего»-«холодного» в теле человека.

Боевые искусства – Цигун

Цигун – предшественник традиционной китайской медицины, поскольку ци (чи), тонкое дыхание или жизненная энергия, находится в сердце всего.7

Цигун представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений для регулирования жизненно важной энергии. В свою очередь, эта гимнастика является предшественником боевых искусств, практикуемых в Китае в течение тысяч лет. «Ци» состоит из двух энергий «инь» и «янь», каждая из которых способствует здоровью, когда они находятся в надлежащем балансе. Цигун включает в себя разнообразные физические упражнения и действия, которые выполняются для достижения гармонии «инь» и «янь». Если кто-то способен в совершенстве балансировать эти составляющие энергии «ци», он сможет выполнять экстраординарные приемы, используя свои собственные силы, и станет учителем (мастером) цигуна.

Цигун представляет собой систему даосских дисциплин для тела, ума и духа и принадлежит к традиционной китайской медицине. Также цигун является основой боевых искусств, таких как ниндзюцу, тайцзи-цюань, айкидо, таэквондо, дзюдо, кемпо, карате и т.д.

Цигун – это метод, состоящий из медитации и выполнения физических упражнений, нацеленных на достижение физического и духовного совершенства.8

Во время медитации человек неподвижно стоит, сидит или лежит. Более активные формы включают дыхательные упражнения для получения «жизненно важной сущности жизни». Движения в процессе медитации часто медленные, ровные и круговые. Все эти действия «сопряжены с духовным элементом».9

ЦИГУН

 

Неподвижная медитация Медитация в движениях

Рисунок 26. Боевые искусства

Упражнения можно выполнять самому или с учителем (мастером) цигуна. Во втором случае учитель делает упражнения вокруг человека, без какого-либо физического контакта. Предполагается, что это активирует «ци» в теле пассивного участника для того, чтобы привести его в состояние цигуна. Целью таких действий является балансирование «ци», поскольку ее недостаточное количество приводит к болезни. Когда человек сам выполняет упражнения или за него это делает учитель, «ци» направляется к различным участкам тела.

Один из главных принципов – это нахождение центра тела для достижения совершенного баланса, который является признаком хорошего здоровья. Учеников наставляют, чтобы они представляли себе, как их стопы погружаются в землю на сотни ярдов или прут проходит вдоль позвоночника через центр головы и проникает в землю. В случае достижения совершенного баланса никто не сможет вывести их из равновесия. Это свидетельствует об идеальном распространении «ци» в теле, о том, что она не слишком слаба в одной части тела и не слишком сильна в другой.10

Однажды я вел семинар, на котором освещалась эта тема. По окончании семинара ко мне подошел один мужчина и поведал, что во время занятий карате, одной из дисциплин цигуна, с ним произошел случай, который подтверждает мои слова. Однажды он вместе с двумя другими учениками пытался сбить с ног своего наставника, чтобы тот потерял равновесие, но им это так и не удалось. Возникает вопрос: какая сила удерживала наставника на ногах?

Делегация китайских врачей посетила Соединенные Штаты Америки, чтобы представить американским врачам этот аспект традиционной китайской медицины. Они хотели убедить американских докторов в научном обосновании данного метода лечения, о пользе которого они делали громкие заявления. Китайские врачи описывали исследования, демонстрирующие, что могущественная сила, связанная с жизненной силой, проявлялась через изменение потенциала электрических волн мозга, в молекулярном вращении жидкого кристалла, а так же в раковых клетках, бактериях и вирусах. Представляемый вам отрывок взят из газеты «Медицинская трибуна» и рассказывает именно об этом событии:

После того, как китайские ученые, представляющие цигун как метод лечения, описали свои исследования, доктор Ли Ксяо Минг, учитель цигуна из Исследовательского института цигуна Пекинского колледжа традиционной китайской медицины, продемонстрировал свое умение на докторе Альфонсо Ди Мино. Во время того, как доктор Ли выполнял упражнения вокруг доктора Ди Мино, последний громко призвал доктора Ли опустить руки, так как по его словам, он чувствовал, будто “готов взлететь”. Позже он добавил, что было такое ощущение, будто “внутри его тела находилась какая-то электрическая магнитная сила”. “Мой разум не осознавал, что происходит с моим телом”».

Доктор Ди Мино, биофизик, описал эту «жизненную силу» как «медицину будущего».11

Позже Роберт Лидс, вице-президент Китайско-Американского центра цигуна рассказал аудитории, что доктор Ли может:

манипулировать энергиями, которые, как утверждается, мы не ощущаем или не можем понять. Он добавил, что в течение 4 000 лет «китайцы научились составлять карту этого энергетического поля и управлять ею настолько, что могли использовать ее в лечении.12

Ранним утром по всему Китаю можно увидеть людей, практикующих различные упражнения цигуна. Предполагается, что все упражнения цигуна обеспечивают равномерное течение энергии в теле, укрепляя, таким образом, здоровье человека. Помните, что упражнения цигуна несут в себе духовную составляющую.13

 

Рисунок 27. Китаец практикует тайцзи

Тайцзи – один из самых популярных стилей цигуна. Тем, кто практикует это боевое искусство, кажется, что он полностью свободен от духовного компонента. Шелия Макнамара в своей книге «Традиционная Китайская Медицина» говорит о различных упражнениях цигуна:

«…но все они происходят из одного и того же древнего корня, и все основываются на меридианах, которые связывают между собой внутренние и внешние органы тела, через которые течет энергия “ци”»14.

В газете «Репортаж о событиях в мире и новостях США» от 22 февраля 1999 г. размещена статья «Опиум для народа?», написанная Бэй Фангом. Эта статья говорит о цигуне в его современном виде. Великий учитель Ли Хонгзи привлек 60 миллионов китайцев к занятиям Фалун Гонг (в переводе «вращая колесо закона»). Тысячи людей собираются вместе и под записанный на пленку голос учителя выполняют упражнения. С закрытыми глазами они поднимают вверх сложенные вместе руки, разводят их, и в совершенном унисоне каждая рука медленно описывает круг. В завершении руки складываются, как во время молитвы.

Приверженцы Фалун Гонг в Китае говорят, что учитель может исцелять больных раком, слепых, а также возвращать цвет седым волосам… В течение истории учителя цигуна пленяли публику чудесами исцеления, предсказаниями и другими фокусами, начиная от поднятия в воздух предметов без применения физической силы до общения с инопланетянами и изменения запаха сигарет.15

Мы увидели, как манипуляция энергией прогрессировала от использования рук и игл до выполнения упражнений, и, в конце концов, достигла уровня, когда для осуществления «чудесных» изменений уже не нужен физический контакт, а достаточно силы разума. Такой прогресс в любом методе доказывает, что действующая сила заключается не в самом методе, а в связи разума со скрытыми оккультными силами.

Акупунктура и китайская физиология

Китайская физиология основана на астрологии. Все упражнения цигуна базируются на концепции китайской физиологии, которая заявляет о существовании 14 меридианов – невидимых линий энергетических каналов. Считается, что «ци» циркулирует по этим меридианам, которые проходят по всему телу – по шесть с каждой стороны и по одному впереди и сзади. Они расположены перпендикулярно и включают множество небольших каналов, которые связаны c разными органами тела. Метод акупунктуры заключается в выполнении иглоукалывания в определенных точках этих меридианов с целью сбалансировать распределение энергии («ци») по органам тела. Мастера цигуна могут достичь такого же эффекта без иглоукалывания при помощи силы разума.

Распределение энергии «ци» в китайской традиционной медицине отличается от расположения каналов в индийской Аюрведе. Китайцы верят, что в различных местах тела энергия проходит близко к коже, и в этих областях на нее можно воздействовать для изменения ее течения.

Стефан Баccер, доктор медицинских наук, провел всестороннее обозрение исследований, предметом которых была акупунктура. В весенне-осеннем выпуске «Научного обзора альтернативной медицины» появился его доклад «Акупунктура: история». В нем говорится, что в начале 1970-х годов в Китае в захоронениях Ма–ванг-туи были найдены манускрипты, датируемые 168 г. до н. э., описывающие медицину 3-2 в. до н. э. В этих манускриптах были описаны все методы, используемые в китайской медицине того периода, но нигде не говорилось об акупунктуре. Первое упоминание о ней появилось в тексте Ши–чи в 90 г. н. э., однако еще до этого времени имеется описание кровопускания из вен при помощи острых камней.16

Тексты Ма–ванг-туи говорят об 11-и «мо» (кровеносных сосудах), которые, как считалось, содержат не только кровь, но и жизненную силу, известную как «чи» или «пневма».17

В то время не было известно, что кровь циркулирует в замкнутой системе. Самым важным текстом конца первого столетия до Р.Х. был текст Хуанг-ти ней-чинг. Этот текст говорит о 12 кровеносных сосудах («мо») вместо 11-и, и по-другому описывает их предназначение. Сосуды называются каналами («чин») или канальными сосудами («чин-мо»), и до этого времени уже стало известно, что кровь течет по соединенным между собой сосудам. В тексте также говорится о большом количестве отверстий, расположенных над этими сосудами. Во время написания Хуанг-ти ней-чинг не существовало различия между сосудами, соответственно, не объяснялось, что содержится в сосудах и как кровь и «чи» циркулируют в них. В более поздних текстах объяснялось, что «чи» протекает по отдельной системе сосудов, не содержащих крови, которые сегодня называют меридианами.18

В начале истории китайской медицины болезнь объяснялась дисбалансом «чи», и причиной ее считались демоны. Эти демоны переносились ветрами, которые обитали в пещерах или туннелях. Считалось, что иногда злые духи могли поселиться в сосудах, по которым проходили потоки энергии «чи». Чтобы изгнать демона, который препятствовал течению энергии, в определенные точки внедрялись иглы, в результате чего застой устранялся.19

Сосуды, а не точки были главной характерной чертой «древней» акупунктуры, тогда как в современной практике точки, определяющие место укола, считаются наиболее важными. Спустя время, убеждение о том, что данные каналы связаны с сердечнососудистой системой, исчезло, и на Западе они, в основном, рассматриваются как функциональные линии, на которых находятся точки. Термин «меридиан» вместо «сосуд» еще больше запутал понимание данной проблемы.20

Метод определения диагноза по пульсу был разработан в период, когда считалось, что «чи» протекает по сосудам вместе с кровью. Китайцы верили, что место расположения блокировки «чи» можно определить посредством измерения пульса.

Рисунок 28. Точки акупунктуры

Спустя время связь между иглоукалыванием и «чи», которая сформировала основу акупунктуры, была описана в контексте возникновения космологического мировоззрения, и не была очевидна в более ранних описаниях медицинского кровопускания. Органическую медицину отнесли к появляющейся системе космологических соответствий.21

Ранняя история акупунктуры говорит о существовании 12 меридианов и 365 точек, при этом каждая точка соответствовала одному дню года. Сегодня китайцы насчитывают намного больше точек, а число меридианов расширилось до 14. Сутки в Китае состоят из 12 часов, которые равны нашим привычным 24 часам. Считается, что тело имеет 12 органов. В Китае день делится на 12 часов. «Чи» двигается по этим 12 органам по определенному расписанию в течение 12 часов, и каждый час доминирует в одном из органов. Это учение похоже на учение о Зодиаке и планетах, и также отражает веру в то, что человек представляет собой космос в миниатюре.

Иглоукалывание в определенных точках должно производить изменение течения энергии в них и, таким образом, восстанавливать желаемый баланс «инь» и «янь». Этот метод лечения используется при всех видах болезней, даже с целью избавления от вредных привычек, например, курения. Некоторые люди утверждают, что получили огромное облегчение болевых ощущений, другие – что бросили курить. По каким причинам, согласно этому верованию, возникает предполагаемый дисбаланс энергий, в результате которого появляются болезни? Образ жизни, различные продукты питания, многие другие вещи влияют на баланс энергии. К тому же китайцы верят, что ветер является источником более чем ста болезней.

Лечение заключается в балансировке энергии или в применении методов, основывающихся на принципе «подобное лечится подобным». Профилактика состоит из неподвижной медитации и медитации во время физических упражнений, дыхательных упражнений и специальной диеты. При этом очень важно уметь сбалансировать энергию в доме, которая достигается, например, соответствующим расположением мебели.

К китайской традиционной медицине также относится цигун, тайцзи и боевые искусства всех видов, диета, лекарственные препараты, минералы, травы, игнипунктура, акупрессура и акупунктура. Акупунктура и боевые искусства – самые популярные методы традиционной китайской медицины в западных странах.

Сегодня сторонники акупунктуры обычно используют термин «энергия» по отношению к «чи», однако это вводит людей в заблуждение, так как «основная концепция “чи” не имеет ничего общего с западной концепцией энергии»22. Это верно как для Аюрведы, где энергия называется «прана», так и для традиционной китайской медицины.

Христиане верят в Бога-Творца, Который силой одного произнесённого слова создал небеса и землю. Вселенная и человек поддерживаются Его силой так же, как исцеление и спасение людей осуществляется через веру в жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа.

Язычники отрицают живого Бога (Троицу), однако они признают, что существует сила, которая создала и поддерживает Вселенную. Из четвёртой главы мы узнали, как они объясняют сотворение мира, узнали о жизненной силе, которая, якобы, поддерживает нас, а также о приведении в равновесие частей предполагаемой энергии для исцеления. Эта сила считается духовной силой. Были разработаны различные методы, посредством которых человек может влиять на эту силу для лечения и сохранения здоровья. Также эта концепция объясняет, как достичь вечной жизни.

Творческую силу Бога невозможно измерить или продемонстрировать с помощью механических измерительных приборов, и человек не в состоянии контролировать ее. Сила, которую язычники отделили от Бога, получила самые разные названия: жизненная энергия, «прана», «чи», «ци», а сравнительно недавно – вселенская энергия. Термин «энергетическая медицина», как правило, используется по отношению к различным методам альтернативной медицины. Ученые, которые верят в эти теории, желают показать, что существование этой энергии не противоречит современной науке, и совершают попытки измерить и продемонстрировать ее. Можно предположить, что применение научного термина «энергия» по отношению к «жизненной силе» исходит из этого стремления. Для утвержденных в вере последователей индуизма и даосизма термин «энергия» звучит как оскорбление для их убеждений. Слова «прана», «чи» или «ци», «маори» и т. д. не являются истинными синонимами слова «энергия».

Действенна ли акупунктура на самом деле?

Похоже, что акупунктура помогает одним, но не приносит никакой пользы другим. Может ли это быть эффектом плацебо? Почему до сих пор не было проведено никаких исследований, в точности определяющих, срабатывает ли в данном случае эффект плацебо или что-то другое? Замешательство и отсутствие точных ответов возникают из-за трудности осуществления качественных исследований в этой сфере. Трудно проимитировать процедуры акупунктуры или акупрессуры, однако, за последние 30 лет было проведено более сотни экспериментов для определения их эффективности.

В 1981 году Академия наук Демократической Республики Германии сделала утверждение относительно эффективности акупунктуры. Их заключение, написанное Рудольфом Бауманном и опубликованное в «Журнале экспериментальной хирургии», 14:66-67, 1981, заключается в следующем:

«Точки для проведения акупунктуры не известны науке, и их существование невозможно доказать. Существование различных карт расположения точек показывает, что между различными школами акупунктуры существуют расхождения относительно расположения определенных точек на теле.

1.       Все эксперименты, проводимые для подтверждения наличия этих точек, закончились неудачей.

2.       Идентичные результаты были достигнуты в случае втыкания иголок в точки согласно картам расположения точек и произвольного втыкания.

3.       После применения акупунктуры не наступало никаких улучшений при патологических болезнях различных органов.

4.       Акупунктура никак не влияет на течение инфекционных болезней.

5.       Акупунктура нисколько не лучше, чем гипноз, внушение или самовнушение.

6.       Недостаточное количество доказательств, выступающих в пользу акупунктуры, не дают возможности исследовать ее в дальнейшем и обучать данному методу студентов-медиков и врачей.

В 1999 году доктор Бассер опубликовал отчет, в котором утверждалось, что

…тщательно разработанные и проведенные научные исследования до настоящего времени терпели неудачу в попытке доказать, что китайская акупунктура является более эффективным обезболивающим средством, чем другие, действующие посредством эффекта плацебо или снимающие раздражение стимуляцией (например, ЧЭН – чрескожная электростимуляция нервов).23

Многие годы чрескожная электростимуляция нервов использовалась при слабых и умеренных хронических костно-мышечных болях. Доктор Бассер сделал заключение, что с научной точки зрения с уверенностью можно сказать следующее:

1.       Концепция «чи» не имеет никакого основания с точки зрения физиологии человека.

2.       Существование меридианов, вдоль которых якобы расположены точки для иглоукалывания, не подтверждено, и они не имеют ничего общего с современными знаниями об анатомии человека.

3.       Как упоминалось ранее, существование особых точек акупунктуры ничем не доказано. Различные карты для проведения акупунктуры говорят о разном количестве и расположении точек.24

Спустя 30 лет медицина все еще не может обнаружить ценность акупунктуры. Это заявление привело в смятение многих сторонников этого метода, но факты говорят сами за себя.

В ноябре 1997 года Национальный институт по изучению злоупотребления медикаментами провел конференцию для того, чтобы прийти к единому мнению по вопросу акупунктуры. Встреча была организована доктором Трахетенбером, который является ярым сторонником акупунктуры. Уоллес Сэмпсон, доктор наук, FACP, представил критический отзыв о конференции в «Acupuncture Watch». С самого начала у него возник вопрос, почему ученые, которые прежде проводили исследования, в результате которых не было обнаружено никакого ощутимого эффекта от акупунктуры, не присутствуют на этой конференции? Казалось, что на мероприятии присутствовали только приверженцы акупунктуры. Анализ исследований по вопросу акупунктуры (1986, 1988, 1990) показал, что высококачественные эксперименты давали отрицательный результат, а эксперименты низкого качества в большинстве случаев – положительный.

Доктор Сэмпсон прокомментировал:

В докладе экспертной группы, написанном на 16 страницах, было очевидное отсутствие критического научного мышления. Он был явно составлен перед конференцией и несколько изменен после презентаций. Несмотря на расхождения в литературе и отсутствие веских доказательств для подтверждения заключений, комиссия рекомендовала акупунктуру при костно-мышечных болях, некоторых видах головных болей и тошноте. Рекомендации по использованию акупунктуры при тошноте, вызванной химиотерапией, основаны только на материалах, изложенных на трех страницах.25

То, что Конференция выдвигала псевдонаучные рекомендации, позже отобразилось на отвержении большинства очевидных доводов. Это естественный ход развития истории болезней, возврат к норме, внушение, ревульсия, раздражение, консенсус, эффект Стокгольма (поддержка желаний доминирующей особы), усталость, ритуал, обогащение витаминами и минеральными веществами, приобретение навыков и другие известные физиологические механизмы. Только благодаря такому арсеналу альтерна-тивных пояснений и такой богатой областью для исследования можно было согласиться с заключениями конференции.26

Почему врачи пришли к соглашению признать акупунктуру научным методом лечения, если на самом деле не существует никаких убедительных данных, подтверждающих это? Этому может быть несколько объяснений, среди которых – желание представить этот метод пациентам как одобряемый научными кругами. Тем врачам, которые верят в восточный мистицизм и практикуют его методы лечения, не по душе, что их сферу деятельности воспринимают как альтернативу официальной медицине. Когда же такая организация, как Национальный институт по изучению злоупотребления медикаментами провозглашает, что акупунктура основана на науке, это повышает их статус. Так же, когда влиятельная медицинская организация единодушно признает определенный метод научным, намного легче убедить страховые компании оплачивать этот вид услуг. Выполнение иглоукалывания не требует больших затрат, риск низкий, процедура популярна, а прибыль очень хорошая. Никогда не следует преуменьшать роль финансовой заинтересованности.

Продолжают появляться отчеты о положительных результатах исследований акупунктуры, которые выставляют её в более выгодном свете по сравнению с традиционными методами лечения. Большинство этих исследований рассматривает эффект акупунктуры на субъективные жалобы, к которым относятся головные боли, различные недомогания и тому подобные симптомы. Провести истинное двойное слепое исследование акупунктуры практически невозможно. Были проведены некоторые фиктивные исследования, когда пациенты не знали точно, вводится ли игла в их тело, а также эксперименты, когда иглы ставились произвольно, вне зависимости от акупунктурных точек. Обман и произвольно поставленные иглы дали почти те же результаты, что и «правильная» процедура иглоукалывания. Так есть ли от этого польза? Да, такая же, как и от симуляции процедуры. Я никогда не видел исследования по применению иглоукалывания для лечения пневмонии, диабета, ишемической болезни сердца, менингита или других серьезных заболеваний. Существуют лишь исследования, которые продолжались в течение сорока лет и до сих пор их результаты оспариваются. Возникает вопрос: если акупунктура так хорошо работает, почему это так трудно доказать?

17 октября 2007 года университет Дьюка в Северной Каролине представил отчет о положительном результате акупунктуры. Взяв за основу 15 исследований был изучен эффект акупунктуры на послеоперационную боль. Иглоукалывание было сделано до и после операции. Меньшую боль испытывали те пациенты, к которым была применена данная процедура по сравнению с контрольной группой. Однако, применение этого метода не привело к полному исчезновению боли. Также было отмечено уменьшение тошноты, головокружения и задержки мочи. Следует заметить, что задержка мочи чаще всего происходит в абдоминальной хирургии из-за рефлекса от боли.

Помните, что операция была сделана людям, использующим этот вид лечения как анестетик, вот почему в прошлом совершались операции, где человек не чувствовал боли, находясь под действием гипноза. С такой практикой чаще всего мы встречаемся в Индии.

В докладе Реутерс сделан комментарий, что врачи в Национальном институте здоровья не понимают, как действует акупунктура. Многие сторонники акупунктуры будут утверждать, что лечение имеет под собой научные доказательства, и могут даже объяснить, как это работает.

Следующий доклад сделан по результатам исследования, проведенного в 2008 году. Доклад опубликован в Science Daily, 21 января 2009 года. Я поделюсь с вами их отчетом:

Страдающие головной болью могут извлечь выгоду от иглоукалывания, при этом может быть неважно, как и где вставляются акупунктурные иглы. Два отдельных систематических обзора исследований Кочрейн показывают, что акупунктура является эффективным средством для профилактики головной боли и мигрени. Но результаты также показывают, что фальшивые процедуры, при которых иглы вставляются произвольно, могут быть столь же эффективными.

В каждом исследовании ученые пытались установить, может ли акупунктура уменьшить возникновение головных болей. В одном случае исследовался эффект метода на часто возникающую легкую и умеренную боль, в другом – на более серьезную, но менее частую боль, которую обычно называют мигренью. Вместе два исследования включают 33 опыта с участием в общей сложности 6 736 пациентов.

В целом, после проведения восьминедельного курса пациенты, лечившиеся с помощью акупунктуры, страдали меньше от головной боли по сравнению с теми, кому были даны только болеутоляющие. При мигрени акупунктура давала лучшие результаты, чем профилактическое медикаментозное лечение, но поддельное лечение (с произвольным втыканием игл) было не менее эффективным. В случае сильной головной боли, китайская акупунктура была немного более эффективной, чем обычное иглоукалывание.27

Почему мы так полагаемся на использование метода, эффективность которого так трудно доказать? Будет ли это иметь реальное преимущество? Если я понимаю суть этой процедуры и хочу использовать её, я отдаю себя под влияние поддельной системы исцеления сатаны, получая при этом лишь малые шансы на долгосрочную пользу от этого лже-лечения. Мы знаем, что данная процедура была использована в качестве анестезирующего средства: во время проведения хирургической операции люди могли бодрствовать и даже принимать пищу. Есть власть в акупунктуре? Да, но чья власть? Результаты применения иглоукалывания могут столь же зависеть от связи лечащих врачей с оккультной силой, как например, утверждает теософское общество, радиоанестезия есть в радионике (см. Гадание, глава 16). Исследования в области акупунктуры никогда не учитывали этот фактор.

Британское Медицинское Общество и Американское Медицинское Общество, в 1893 и в 1958 году соответственно, пришли к соглашению, что гипноз является научно–обоснованным методом лечения, хотя не было никаких объяснений относительно механизма его действия. Никто не может отрицать, что он действует, однако христиане осознают, что источник его силы – оккультизм (см. главу 12). Более 30 лет я изучал отчеты по исследованиям акупунктуры, чтобы обнаружить убедительное доказательство того, что лечение этим методом может осуществлять каждый (не только экстрасенс), что этот метод помогает равным образом всем людям и результаты от лечения сохраняются в течение долгого времени. Я все еще ищу. Я могу признать, что какому-то человеку, имеющему чрезвычайно сильную боль, акупунктура принесла значительное облегчение или кто-то с помощью этой процедуры легко бросил курить и т. д. Эти личные субъективные свидетельства могут звучать убедительно, но никоим образом не являются неопровержимым доказательством.

Принимая решение лечиться у иглотерапевта, мы отдаем себя в руки человека, который имеет слабое представление (или не имеет его вообще) об истинной проблеме и необходимом лечении. Мы позволяем тяжелой болезни прогрессировать без правильной постановки диагноза и надлежащего лечения. В этом заключается серьезная проблема. Множество заболеваний с трудом распознаются даже высококвалифицированными и опытными врачами, а мастеру акупунктуры и вовсе это не под силу.

Стивен Барретт, доктор медицинских наук, иллюстрирует выше приведенный комментарий такой историей:

Исследование, опубликованное в 2001 году, демонстрирует нелепость (абсурдность) методов китайской традиционной медицины. Сорокалетняя женщина, страдающая от хронической боли в спине, за две недели посетила семь иглотерапевтов. Шесть из них диагностировали у нее застой “ци”, пятеро – застой крови, двое – недостаток “ци” в почках, один – дефицит “инь” и еще один – недостаток “ци” в печени. Разнообразие предложенных вариантов лечения было еще больше. Каждый из шестерых практиков, записавших свои рекомендации, прописал использовать иглоукалывание в 4-16 “акупунктурных” точках на спине, ноге, руке и ступне. Все вместе иглотерапевты выбрали для лечения 28 точек, но только 4 (14%) точки были прописаны более, чем одним специалистом по акупунктуре.28

Может возникнуть мысль, что при отсутствии доказательств положительного влияния акупунктуры интерес к ней должен угаснуть, но все происходит с точностью до наоборот. Много молодых медиков, принявших в свое время восточную философию, выросли до уровня опытных врачей, и только одно их количество оказывает значительное влияние. Многие из этих докторов заняли руководящие должности в медицинских учреждениях и школах. Интерес общества к этим «чудесным методам» привел к тому, что, по крайней мере, 25% больниц предложили некоторые виды альтернативного лечения. Научные исследования по вопросу акупунктуры и ее эффективности в лечении определенных нарушений продолжаются.

Каждый день врачи сталкиваются с распространенными заболеваниями, которые трудно поддаются лечению, такими как фибромиалгия, мигрень, остеоартрит позвоночника, тазобедренных суставов, коленей и пальцев. Лекарства, применяемые в попытке контролировать нестихающие боли, таят в себе опасность и проблемы. Поэтому и врачи, и пациенты всегда ищут эффективный и безопасный способ получить облегчение. Из-за того, что использование акупунктуры несет небольшой риск для здоровья, многие начинают использовать его, думая, что ничего не потеряют, даже если это не поможет. Когда боль не уменьшается, человек согласен попробовать все, что ему предлагается. Поэтому всегда есть те, кто с готовностью верит «свидетельствам», говорящим об огромной пользе применения такого метода. Далее представлены три кратких изложения исследований иглоукалывания как метода лечения фибромиалгии, мигрени и остеоартрита.

В издании «Анналы медицины внутренних органов» за июль 2005 года доктор Дедра Бухвальд из Университета штата Вашингтон в Сиэтле, сделала отчет по исследованию использования акупунктуры при фибромиалгии. Процедуры проводились в течение 12 недель. В заключительном отчете говорилось, что у людей, страдающих фибромиалгией, вероятность уменьшения боли в случае применения специально разработанных методик акупунктуры для лечения других заболеваний практически не отличалась от случаев, в которых иглы вводились без соблюдения рекомендаций карты месторасположения точек, или случаев имитации акупунктуры без использования игл.29

«Медицинский журнал Новой Англии» от 29 июля 2010 года напечатал статью, в которой были рассмотрены исследования, посвященные акупунктуре в центре интегративной медицины, при Университете штата Мэриленд, школы медицины и Университета штата Мэриленд, школа неврологии, а также из Департамента неврологии, и программы здравоохранения – Университет Вермонта, колледж Медицины, Берлингтон и Института социальной медицины, эпидемиологии и экономики здравоохранения, Шарите – Медицинский центр университета в Берлине. В этой статье также упомянуты ранее проводимые исследования по оценке эффективности акупунктуры. Программы в области здравоохранения стремятся объединить методы западной научной медицины и альтернативную медицину. Как видно из названий этих центров и их деятельности, читателю представляется потенциальная предвзятость и двойные стандарты, однако в этой статье дано краткое объяснение китайской теории «ци» и «инь»-«янь», меридианов и традиционная китайская медицинская концепция физиологии, которая уже была представлена в этой главе:

…Были предприняты усилия, чтобы охарактеризовать действие акупунктуры с точки зрения устоявшихся принципов медицинской физиологии, на которых основана западная медицина. Эти усилия оказались необоснованными, по нескольким причинам…»30

Эти причины приведены как итоговая оценка результатов исследований, собранных на основе тестирования физиологических изменений, наблюдавшихся после иглоукалывания. Большая часть исследований проведена на животных;

1.       Иглоукалывание активизирует периферические нервные волокна всех размеров.

2.       Иглоукалывание доминирует благодаря сильному психосоциальному контексту, включая ожидания, убеждения и обстановку.

3.       Подкожная инъекция в месте предполагаемой точки акупунктуры местной анестезией будет блокировать обезболивающее действие акупунктуры.

4.       Высвобождение эндорфинов в стволе головного мозга, подкорковой и лимбической части мозга.

5.       МРТ (магнитно резонанстная томография) показала изменения в лимбическом и базальных отделах мозга во время длительной стимуляции иглоукалыванием.

6.       Позитронно-эмиссионная томография показала, что акупунктура увеличивает U-опиоидные связывания в течение нескольких дней в лимбической и базальной частях мозга.

7.       Иглоукалывание имеет эффект механической стимуляции на соединительную ткань.

8.       В месте стимуляции иглой высвобождается аденозин.

9.       В месте проведения акупунктуры происходит увеличение кровотока.

Несмотря на то, что для некоторых эти доказательства могут казаться весомыми доводами в пользу акупунктуры, в статье «Медицинского журнала Новой Англии» от 29 июля 2010 года говорится:

Представленных физиологических процессов, влияющих на снижение боли, недостаточно для создания единой теории о влиянии акупунктуры на механизм хронической боли.31

Статья представляет нам мета-анализ, включающий в себя изучение исследований, проведенных в 2008 году среди 6 359 пациентов с болями в спине. Лечение иглоукалыванием было не более эффективным, чем симуляция акупунктуры. Также было отмечено, что после проведения акупунктуры и ее имитации пациенты отметили, что чувствуют себя лучше, чем после обычного лечения без акупунктуры. Этот же вывод был сообщён в ранее описанных исследованиях Кочрейн.

Также в «Медицинском журнале Новой Англии» предлагается посмотреть два исследования, проведенные в Германии. В одном исследовании в течение восьми лет сравнивали две группы, в одной из которых практиковалось иглоукалывание, а в другой – его симуляция. В исследовании принимали участие 1 162 пациента, страдающие хроническими болями в области поясницы. Между двумя группами в течение шести месяцев не было большой разницы в результатах. Даже в какое-то время состояние у пациентов в группе, получавшей акупунктуру, было хуже, чем в контрольной группе, которой имитировали эту процедуру. Другое немецкое исследование, в котором участвовали 3 093 пациента, проходило в течение семи лет. В нем также изучались методы, уменьшающие боль в пояснице. В одной из групп проводили обычную терапию, в другой применяли иглоукалывание. Результаты этого исследования определялись с помощью вопросника. Как показали анкеты, в той группе, где проводились иглоукалывания, было отмечено значительное улучшение по сравнению с первой группой. Однако следует отметить, что опять же результаты были получены из субъективного мнения пациентов.

А теперь перенесем наше внимание на обстановку, в которой совершается акупунктура. В традиционной практике введения игл данная процедура сопровождается особыми приготовлениями. Это может быть измерение пульса в области лучевой артерии на запястье, а также измерение в других местах. Это может быть тщательный осмотр языка. Иглотерапевт также может порекомендовать применение лекарственных трав. Все эти действия основаны на принципах традиционной китайской медицины.

Авторы вышепредставленной статьи не оставили читателей с заключением, что иглоукалывание функционирует на физиологической основе. Они полагают, что незначительный эффект от иглоукалывания может происходить от психологического воздействия, связанного с особым проведением процедуры.

В медицинском сообществе продолжаются дебаты о роли эффекта плацебо в акупунктуре. Как отмечалось выше, наиболее поздние данные по клиническим испытаниям иглоукалывания для уменьшения хронических болей в спине показали, что симуляция иглоукалывания была не столь эффективной, как реальная акупунктура. Самое простое объяснение таких результатов заключалось в том, что конкретные терапевтические эффекты иглоукалывания, если они и присутствуют, являются небольшими, в то время как клинически значимые преимущества, в основном, связаны с контекстом и психосоциальными факторами, такими как убеждения и ожидания пациентов. Следует учитывать также внимание, проявленное к пациентам со стороны специалистов, которые проводят сеанс иглоукалывания. Эти исследования, по всей видимости, также показывают, что иглы не нужны, чтобы стимулировать определенные точки акупунктуры и произвести ожидаемый эффект.

В заключительной части авторы делают вывод о возможности достижения тех же результатов без инвазивных проколов иглой.

Заключение

Мастер цигун говорит нам, что он может совершать исцеление, равное использованию иглы в акупунктуре, просто выполняя цигун на человеке. Лучи света, – добавляет он, – попадающие на кожу, работают так же, как иглы.

Это напоминает мне опыт Месмера, который сначала использовал магниты, чтобы добиться лечебного эффекта, а потом понял, что не нуждался в магнитах, так как он мог сделать то же самое просто руками. После этого вывода Месмер стал использовать только ум, в результате чего следовало очевидное исцеление. Месмеризм – это гипноз. В этой главе о традиционной китайской медицинe у меня не было мотива или желания доказать, что эти терапии – просто подделка. Я считаю, что время от времени довольно заметные изменения могут произойти, и даже может произойти исцеление, но я хочу спросить: какая сила и чья власть действует в этом случае? Ответ на этот вопрос вызывает беспокойство.

Последние более чем 3 000 лет сила исцеления восточной медицины называется духовной силой. За последние 75 или 100 лет были попытки описать эту силу с точки зрения современной физики. Но есть только два источника духовной силы – одна исходит от сатаны, и другая от Бога.

Почему я предостерегаю вас от использования этих методов, даже вы не верите в астрологические концепции, на которых основывается акупунктура, и хотите получить только «хорошее» из этой практики? Я считаю, что если человек понимает источник этих методов и теорию балансирования энергии «чи», то не может использовать эти методы, не принимая этой силы.

Наступало ли исцеление от инфекционных или хронических заболеваний, увеличилась ли продолжительность жизни? В Китае, по крайней мере, три тысячи лет традиционная китайская медицина была основой лечения (акупунктура – две тысячи лет). В каком состоянии находилось здоровье населения на фоне такой системы? В жалком состоянии. Не соблюдалась ни общественная, ни личная гигиена. В 1950-х годах председатель Мао принял решительные меры и учредил национальное движение по улучшению общественной и личной гигиены. К концу 1950-х наблюдался большой прогресс в снижении числа инфекционных заболеваний. Эти изменения были произведены на основе научных данных, а не на основании астрологических концепций. Чистая вода, закрытая канализационная система, чистота тела и жилья, контролирование инфекционных болезней и паразитов, а так же вакцинация привели к улучшению ситуации.32 Продолжительность жизни за последние 50 лет увеличилась вдвое, что является значительным достижением традиционной медицины.

Инфекционные болезни были взяты под контроль, но жизненные привычки стали ухудшаться, и в рационе питания появилось больше продуктов животного происхождения, поэтому дегенеративные болезни Запада начали занимать место инфекционных. Сегодня главной причиной смерти в Китае являются сердечно-сосудистые болезни, за ними следует рак.

В китайской кухне продукты разделены на 5 фаз: металл, вода, дерево, огонь, земля. Считается, что надлежащий баланс продуктов из 5 фаз гарантирует поступление с пищей энергии «чи». Традиционная китайская медицина использует множество трав, которые часто классифицируются как горячие/холодные, «инь»/«янь». В китайской аптеке можно увидеть большое разнообразие трав, которые своими биохимическими свойствами не приносят никакой пользы. Древние химики (алхимики) верили, что могут найти снадобье, которое продлевает жизнь и приносит бессмертие. В своих поисках они экспериментировали с различными травами, минералами и частями тела животных.

В этой главе мы кратко рассмотрели наиболее распространенные методы лечения китайской традиционной медицины, которые практиковались в Китае на протяжении более трех тысяч лет. Конечный результат их применения был ужасным. Для улучшения состояния здоровья нации, а также увеличения продолжительности жизни в два раза за последние 50 лет потребовалось внедрение научного подхода к медицине. Ничего из выше перечисленного нельзя отнести на счет традиционной китайской медицины.

Что есть такого привлекательного в системе лечения, не имеющей научного подтверждения своей целесообразности? Что заставляет людей массово прибегать к ней, как если бы это было что-то новое или чудесное? Может быть, принимая ее спиритическую философию, мы выбираем вкусить «плод с дерева познания добра и зла»?

Следующие цитаты из трудов Елены Уайт дадут верный взгляд на методы нетрадиционной медицины:

Почти все течения спиритизма возглавляют люди, претендующие на умение исцелять болезни. Они приписывают свою силу магнетизму, электричеству, так называемым симпатическим средствам или же потенциальным резервам сознания человека. Даже в наш христианский век немало встречается тех, кто, вместо того чтобы воззвать к живому Богу или же обратиться к квалифицированным докторам, прибегает к помощи подобных целителей.

К примеру, мать провела не одну бессонную ночь у постели своего больного ребенка и, доведенная до отчаяния, начинает расспрашивать знакомых, не знают ли они целителя, который вылечил бы ее ребенка. Знакомые, в свою очередь, советуют обратиться к замечательному целителю, который чудесным образом избавляет от многих болезней, и она спешит доверить свое дитя этому человеку, фактически – сатане. Во многих случаях вся последующая жизнь такого ребенка проходит под влиянием сатанинской силы, от которой ему почти невозможно освободиться.33

Отдавшие себя колдовским чарам сатаны могут похвастаться приобретением великих благ, но свидетельствует ли это о мудрости и безопасности их пути? Что толку, если жизнь этих людей будет продлена? Или, если будут обретены временные земные блага? Оправдано ли будет, в конце концов, их пренебрежение волей Бога? Все их кажущиеся приобретения обернутся в итоге в невосполнимые потери. Мы не можем безнаказанно нарушить ни одного барьера, который Бог возвел для защиты Своего народа от сатанинских сил.34

В следующей главе книги мы рассмотрим другие методы, основанные на балансе энергии в организме человека.

____________________________

1. Lyons, Albert S., Petrucelli, R. Joseph II; Medicine An Illustrated History, Harry N. Abrams, Inc. Publishers, NY, (1978), p. 125.

2. Там же, p. 124.

3. Там же, p. 124.

4. McNamara, Sheila, Traditional Chinese Medicine, Basic Books, (Perseus Books) New York, NY, (1996), p. 26

5. Kavoussi, Ben MS, MSOM, Lac, Science-Based Medicine, Astrology with Needles, Posted (9-4-09), pp.5,6; http://www.sciencebasedmedicine. org/?p=583.

6. McNamara, op. cit., p. 117

7. Там же, p. 130.

8. Там же, pp. 127-128.

9. Там же, p. 128.

10. Там же, p. 128.

11. Medical Tribune, Feb. 5, (1986) by Elizabeth Mechcatie (medical newspaper).

12. Там же

13. McNamara, op. cit., p. 128.

14. Там же, p. 128.

15. U.S. News and World Report, Opiate of the Masses, by Bay Fang, feb. 22, (1999), p. 45.

16. Basser, Stephen M.D., Acupuncture: A History, Acupuncture Watch; http://www.acuwatch.org/hx/basser.shtm Feb. 22, (2005).

17. Epler, Jr DC., Bloodletting in early Chinese medicine and its relation to the origin of acupuncture. (1980), Basser, op.cit. p. 1.

18. Bassar, op. cit., p. 2.

19. Epler, Jr DC. Bloodletting in early Chinese medicine and its relation to the origin of acupuncture. Bull Hist Med. 1980l54L357-367; Reported in Basser, Ibid., p. 2.

20. Umschuld PU. Medicine in China: a History of Ideas, Berkeley, CA: University of California Press; (1985), Reported in Acupuncture Watch; Basser, Ibid., p. 2.

21. Umschuld PU. Nan-ching: The Classic of Difficult Issues. Berkeley, CA: University of California Press, (1986), p. 5; Reported in Basser, op. cit., p. 2.

22. Umschuld PU. Nan-ching op. cit., p. 5; Reported in basser, Op. cit. p. 2.

23. Там же, p. 6.

24. Basser, op. cit., p. 8.

25. Sampson, Wallace I. M.D., Acupuncture Watch, Critique of the NIH Consensus Conference on Acupuncture, March (2005), p. 2; http://www.acuwatch.org/general/nihcritique.shtml

26. Там же, p. 2.

27. Linde K, Allais G, Brinkhaus B, Manheimer E, Vickers A, White AR. Acupuncture for tension-type headache. Cochrane Database of Systematic Reviews, (2010), Issue 1. Art. No.:C D007587 DOI: Linde K, Allais G, Brinkhaus B, Manheimer E, Vickers A, White AR. Acupuncture for tension-type headache. Cochrane Database of Systematic Reviews, Issue 1. Ar. No.:CD001218 DOI.

28. Barrett, Stephen, M.D., Quackwatch Home Page, Be Wary of Acupuncture, Qi Gong, and “Chinese Medicine,” p. 7 Jan. (2004).

29. Reuters Health Information, (2005-07-05) Acupuncture may do little for fibromyalgia,http://www.reutershealth.com/archive/2005/07/05/eline links/2005070elin003.html (available to Reuter’s subscribers only).

30. Acupuncture for Chroninc Low Back Pain, The New England Jouirnal of aMedicine, Boston, MA, July 29, (2010), 363:454-61.

31. Там же

32. Dominique and Marie-Joseph Hoizey, A History of Chinese Medicine, UBC Press University of British Columbia, Vancouver, B.C, Canada (1993), pp.173–174.

33. Уайт E., «Разум, характер, личность», Заокский: Источник жизни, стр. 701.1.

34. White, E.G., Conflict and Courage, Pacific Press Pub. Assn., Mountain View, CA, (1970), p. 219.6.