14. Гомеопатия

Самуэль Ханеманн, доктор медицины

Самуэль Ханеманн – доктор медицины (1755-1843), немецкий врач, которого привели в смятение результаты применения средств традиционной медицины. Он отказался прописывать людям медикаменты и кровопускание, – средства, которые так часто применяли врачи в то время.

Ханеманн критиковал крайние методы лечения, используемые в те дни, рекомендуя вместо них надлежащего уровня общественную гигиену, улучшение жилищных условий и питания, свежий воздух и физические упражнения.1

Он полагал, что если те вещества, которые в больших дозах вызывают симптомы определенной болезни, дать больному с такими же симптомами, но в максимально разведенных дозах, то это будет стимулировать организм к выздоровлению.

Гомеопатия – это метод лечения, основателем которого является Ханеманн. В нем применяются разведенные в очень большой степени препараты «матричной» определенного вещества. Гомеопатия появилась в Германии, распространилась по всей Европе и попала в Америку в 30-х годах 19-го века. Она стала очень популярной и широко практиковалась, пока доминирующее влияние не приобрела научная медицина. В конце 19-го и самом начале 20-го века в США насчитывались 22 медицинские школы, обучающие данной дисциплине, а также существовало более сотни гомеопатических больниц и более тысячи таких же аптек.2 В США гомеопатия применялась повсеместно, так как люди имели возможность покупать домашние гомеопатические наборы (аптечки) и заниматься самолечением. В моей домашней библиотеке есть медицинское руководство с инструкциями и рекомендациями по применению гомеопатических средств в домашних условиях, изданное в 1918 году. К середине 20-го века гомеопатия практически исчезла в Соединенных Штатах.

Однажды, будучи здоровым, Ханеманн принял большую дозу препарата коры хинного дерева (хинина), и, по его словам, у него развились симптомы малярии. Исходя из этого, он предположил, что для лечения малярии не нужны стандартные дозы хинина, а достаточно небольших.

Очень важно понимать мировоззрение Ханеманна для того, чтобы осмыслить логическое обоснование его выводов, касающихся болезней, их причины и лечения. Понимание его убеждений относительно происхождения человека проясняет, каким образом он пришел к таким умозаключениям.

Сначала Ханеманн был последователем выдающегося спиритиста и медиума Эмануэля Сведенборга. Те, кто знаком с оккультной философией и теологией Сведенборга, которые представлены в смешении мира природы и оккультного, могут проследить параллели с мышлением Ханеманна.

Эндрю Вейл получил степень доктора медицины в Гарвардском медицинском университете и являлся исследователем и членом-корреспондентом Гарвардского университета в сфере этнофармакологии, он также в некоторой степени поддерживает подходы медицины движения «Новый век». Он отмечает, что «Ханеманн ушел с головой в мистицизм Эмануэля Сведенборга».3

Ханеманн также был масоном, и, по свидетельствам других авторов, изучение масонства представляет прекрасную возможность для тщательного исследования мистицизма и оккультизма». 4

Ханеманн также восхищался оккультистами Парацельсом и Месмером. 5

Он верил в концепцию животного магнетизма, которая также лежит в основе сверхъестественного исцеления. В своем учебнике по гомеопатии «Органон» он признает, что между гомеопатией и месмеризмом (гипнотизмом) существует сходство. Он написал:

Я нахожу необходимым сослаться здесь на животный магнетизм, как его называют, или, скорее, на месмеризм… Это чудесный и бесценный дар Божий… с помощью которого сильная воля человека с благими намерениями посредством контакта или даже без него или даже на некотором расстоянии от больного способна принести ему жизненную энергию здорового гипнотизера, наделенного этой силой… Выше упомянутые методы месмеризма зависят от притока большего или меньшего количества жизненной энергии к пациенту… 6

Ханеманн также подвергся влиянию анимизма и восточных религий. Обсуждая его труды и труды других ведущих гомеопатов в своей книге «Гомеопатия», доктор Джей Бопп комментирует:

По сути дела, используется эзотерическая лексика, а идеи пропитаны восточными философиями такими, как индуизм. Доминирующая черта – пантеизм, то есть пребывание Бога везде, в каждом человеке, в каждом животном, растении, цветке, клетке и даже в гомеопатических препаратах.7

Доктор Самуэль Ди Пфайфер в своей книге «Исцеление любой ценой» упоминает о влиянии восточной мысли на Ханеманна:

Его чрезвычайно привлекает Восток. Конфуций – его идеал…8

Относительно Конфуция сам Ханеманн написал в письме:

Именно здесь находится божественная мудрость, без (например, христианского) чуда – мифов и суеверий. Я считаю, важным признаком нашего времени то, что Конфуций сегодня доступен для чтения. Вскоре я обниму его в царстве блаженных духов, его – благодетеля человечества, который показал нам прямой путь к мудрости и Богу еще до (за 650 лет до Р.Х.) архиэнтузиаста «Иисуса Христа, Божьего Сына».9

Его благосклонность к восточной философии отразилась на приготовлении гомеопатических лекарств. Его почитание восточной мысли было фундаментальной философией, стоящей за приготовлением гомеопатических средств. Ханеманн заявлял, что он вдохновляем сверхъестественной силой, как видно из письма секретарю городского совета города Котен в 1828 году. Он говорил, что:

был водим невидимой силой Всемогущего, слушая, наблюдая и следуя Его указаниям, полностью концентрируя все внимание и религиозную проницательность на этом вдохновении.10

Ханеманн верил во вселенскую энергию или жизненную силу, как ее еще называют. Он считал, что сила или эффективность его средств, разведенных до минимальной концентрации, является результатом действия жизненной силы. Жизненная сила Ханнемана, якобы управляющая физическим телом, подобна душе или эфирному и астральному телам многих оккультных дисциплин. 11,12

Что это означает? В шестой главе мы узнали о жизненной силе и делении вселенской энергии на семь уровней. Первый уровень – это наш материальный мир и физические тела. Считается, что на следующем уровне «частота колебаний энергии превышает частоту колебаний света», и что эфирное тело является электромагнитным шаблоном нашего физического тела. Астральное тело находится на уровне выше предыдущего, где частота колебаний еще выше, и оно отвечает за астральные путешествия.

Выше сказанное помогает понять веру в то, что жизненная сила, находящаяся в гомеопатических средствах, якобы лечит высшие энергетические уровни или тела, а не только физическое тело. Это чистейшей воды мистицизм.

Так как сфера деятельности гомеопатов – «невидимое», а не видимое и материальное, многие из них признают, что гомеопатические лекарства на самом деле влияют на эфирное и астральное тело человека.

Именно здесь начинается болезнь, распространяется на физическое тело и проявляется в виде симптомов.13

По этой причине ряд оккультных религий таких, как индуизм и антропософия, применяют гомеопатию. Ее философия соответствует оккультному видению человека и его здоровья. 14

Сила, которая передается от целителя непосредственно при наложении рук на больного или на расстоянии от него, ничем не отличается от силы, дающей исцеление через гомеопатические средства. Гомеопаты утверждают, что космическая жизненная сила переносится от гомеопатического лекарства к пациенту. Однако такой же эффект якобы возникает в результате применения приборов радионики (см. раздел «Радионика» в 11-й главе), которые используют спиритическую силу.15 Считается, что при их использовании исчезает необходимость в гомеопатических средствах.

Законы гомеопатии

Эта система построена на теории о том, что:

1.       Большинство болезней появляются в результате инфекционного расстройства, называемого псора (зуд);

2.       Жизнь – это спиритическая сила (витализм), которая руководит исцелением тела;

3.       Средствами лечения являются вещества в максимально разведенных концентрациях, которые при приеме в больших дозировках вызывают те же симптомы, что и болезнь, которую надлежит лечить с помощью закона «подобное лечиться подобным».

4.       Чем больше лекарство разведено, тем оно эффективнее посредством закона бесконечно малой величины. Также оно становится более мощным, если емкость постукивать ладонью или кожаными подушечками. Это называется «потенциализация» и также ведет к усилению действия лекарства.16,17

«Испытание» – это термин, который используют гомеопаты для описания процесса выбора новых веществ для лечения. Вещество принимают в больших дозах, а затем регистрируют симптомы, которые оно произвело. В экспериментальных целях его могут принимать ежедневно в больших дозах в течение месяца. В это время записывается любое ощущение или предполагаемое изменение.

Обратите внимание на предполагаемые симптомы употребления ромашки, описанные Ханеманном в его книге «Materia Medica Pura», (1846 год, 2-й том, 7-20 стр.): «Головокружение… Тупая ноющая головная боль… Раздражающие неприятные сны… жар и покраснение правой щеки.18

Один автор сказал, что Ханеманн задокументировал 13 страниц симптомов, возникающих в результате приема ромашки. Если симптомы проявляются, когда здоровые люди принимают это вещество, как можно ожидать, что оно ведет к исцелению больных?19

Очень интересный комментарий по поводу «испытания» сделал Анкерберг в книге «Можно ли доверять вашим докторам», стр. 273. Лекарства, перечисленные в гомеопатическом справочнике «Materia Medicas», за 150 лет проведения экспериментов людьми, не связанными с гомеопатией, никогда не вызывали реакций, обнаруженных гомеопатами.

Выбор подходящего лекарства

Зайдя в аптеку, в которой насчитывается более 2 000 гомеопатических средств, как я могу выбрать лекарство, которое подходило бы при моих симптомах? Это решение должен принять доктор-гомеопат, когда делает назначения пациенту. Гомеопатия учит, что важно подобрать наиболее подходящее лекарство при конкретном заболевании с учетом конституциональных особенностей пациента. Здесь перечислены методики, используемые для осуществления правильного выбора лекарственного вещества:

1.       Астрологические знаки или другие средства астрологии могут помочь в постановке правильного диагноза и выборе подходящего лечения.20

2.       Доктор Бопп пишет об использовании маятника при выборе гомеопатического лекарства. Доктор А. Вогели, известный врач-гомеопат, подтвердил, что значительное число гомеопатов работают с маятником.21 Доктор Пфайфер тоже отмечает использование маятников гомеопатами, потому что «так можно упростить себе работу c помощью радионного маятника».22 Джон Велдон, автор книги «Сверхъестественное исцеление: разоблачение оккультного феномена», говорит, что многие гомеопаты сегодня имеют духов-советчиков, и исследования в гомеопатии проводятся во время групповых спиритических сеансов под руководством медиума, который получает информацию от духов. 23

В своей книге «Гомеопатия» доктор Бопп рассказывает о женщине, которая работала в гомеопатической лаборатории во Франции. Она рассказала о собеседовании, которое она прошла при приеме на работу в гомеопатическую лабораторию. Ее спросили, под каким астрологическим знаком она родилась, и была ли она медиумом. Она назвала знак зодиака и положительно ответила на второй вопрос. Тогда ей сказали, что исследование новых лекарств в этой лаборатории, будут проведены во время спиритического сеанса.24

Поскольку врачи в прошлом применяли большие дозы токсических медикаментов, их коллеги эклектики прекратили использование ртути и некоторых тяжелых токсических веществ. Они стремились к более точной постановке диагноза, но приписывали лекарства в небольших количествах для каждого симптома. Врачи-гомеопаты, хотя и осмеивали коллег из области традиционной медицины, продолжили прибегать к токсичным лекарствам. Они просто использовали чрезвычайно слабые растворы. Перед вами перечень гомеопатических лекарств: «Стрихнин, сера, лобелия (никотин), фосфор, рвотный корень (ипекакуана), соляная кислота, алкоголь, свинец, мышьяк, колхицин, слабительное из мексиканского растения ялапы, сенна, ртуть, аконит, белладонна (атропин), подофилл, камфора, чемерица, стафисагрия, опий, хинин, кантарид (мочегонное средство из высушенных тел шпанской мушки), кротоновое масло, фосфорная кислота, рвотный камень, йод и многие другие вещества».25 Раствор, получаемый в результате многократных разведений, часто уже не содержит в себе ни единой молекулы первоначального вещества, однако гомеопаты утверждают, что наиболее разведенные вещества являются самыми мощными лекарствами. Как такое может быть? Давайте рассмотрим процесс разведения.

При каждом разведении раствор энергично встряхивается, емкость с раствором держат в руке и ударяют ее о твердую поверхность и таким образом получают конечный раствор. Этот процесс называется сукцессией. Утверждается, что он делает препарат более сильным и является самой важной частью его приготовления. Обратите внимание на комментарии ведущих гомеопатов, Даны Уллман и Стефана Куннингса:

Гомеопаты обнаружили, что лекарства не имеют силы, если их просто многократно разводить без энергичного встряхивания или если их просто разбавлять в большом количестве жидкости. Также лекарства не действуют, если их только энергично встряхивать. Именно комбинированный процесс разведения и энергичного встряхивания делает лекарство эффективным…26

Как лекарство может становиться сильнее с каждым разведением? Гомеопаты-практики утверждают, что раствор (вода) получает отпечаток исходного вещества (матричной настойки) или наделяется его характерной чертой и это увеличивает его эффективность. Химики и физики не находят никаких научных доказательств, подтверждающих эту теорию.27

Некоторые гомеопаты утверждали, что данные препараты действуют подобно вакцинации. Эта теория была быстро и безрассудно принята некоторыми сторонниками гомеопатии. В результате проведения вакцинации иммунная система вырабатывает защитные белки и стимулирует специфические белые кровяные клетки, прореагировав на микроорганизм или аллерген, содержащийся в вакцине. В результате этого иммунная система нарабатывает клетки памяти, что позволяет ей мощно отреагировать на данный микроорганизм или аллерген, когда он снова попадет в организм человека.

Приверженцы гомеопатии заявляют, что маленькие дозы стимулируют иммунную реакцию. Это не верно. Количество активных ингредиентов в таких лекарствах, как правило, слишком мало, чтобы заставить иммунную систему реагировать. Концентрация определенного микроорганизма или аллергена в вакцине намного выше. Сильно разведенные лекарства не оказывают ощутимого влияния. Прививки используются в качестве профилактики, а не как лечение. Гомеопатические лекарства не имеют никакого отношения к иммунизации.

Приготовление гомеопатических лекарств

Исходные вещества для приготовления лекарств растираются в порошок или растворяются в воде. Затем их смешивают с растворителем и дают смеси настояться. После чего жидкость, содержащая исходное вещество, фильтруется или процеживается. Профильтрованый раствор – матричная настойка, помещается в темную емкость для хранения.

Одна капля матричной настойки разводится девятью или девяносто девятью частями растворителя, затем все это энергично встряхивают, в процессе ударяя рукой, держащей емкость с раствором, по твердой поверхности. Этот процесс придумал Ханеманн. Гомеопатия учит, что сущность (отпечаток) исходного вещества остается в воде, даже когда в растворе не остается ни одной его молекулы. Когда раствор достигает необходимой силы и эффективности, несколько его капель добавляют в таблетки, пилюли, гранулы или порошок из лактозы и хранят в темных стеклянных сосудах.

В большинстве случаев раствор содержит одну часть матричной настойки и девять частей раствора (1-Х). С каждым последующим разведением это соотношение будет 2-Х, 3-Х и т.д. После 23-го разведения в растворе уже может не остаться ни одной молекулы маточной настойки.

В процессе эффективного исцеления гомеопаты не зависят от молекул исходного вещества. Они заботятся о том, чтобы характерная черта или, по-другому, энергетический отпечаток исходного вещества, передавалась и усиливалась посредством разведения. Существование этой характерной черты, якобы находящейся в воде, научно не доказано.

Ниже приведены примеры распространенных «лекарств», перечисленных в книге доктора Эндрю Локи «Естественное здоровье, Энциклопедия гомеопатии» (2000):

Ртуть добывается из ртутной руды в Испании, Италии, США, Перу и Китае.

Применяется при следующих симптомах:

а) гнойные, имеющие неприятный запах, выделения;

б) скрытность, подозрительность;

в) чувство тревоги;

д) обильное потоотделение, не приносящее облегчения;

е) ухудшение самочувствия ночью.

Морозник (Нellborus) произрастает в Южной Европе – чрезвычайно ядовитое растение.

Применяется при следующих симптомах:

а) умственная отсталость;

б) озноб;

в) склонность к разрушению вещей;

г) при ухудшении состояния между 16:00 и 20:00.

Аконит произрастает в Европе, центральной Азии. Смертельно ядовитый корень, вызывает отравление.

Применяется при следующих симптомах:

а) симптомы шока или симптомы, вызванные холодным ветром;

б) приступы паники и страха смерти;

в) острая инфекция с внезапным проявлением.

Стрихнин (рвотный орех) произрастает в Индии, Бирме, Таиланде, Китае и Австралии.

Применяется при следующих симптомах:

а) раздражительность;

б) чрезмерная критичность;

в) склонность к честолюбию;

г) озноб;

д) желание есть жирную пищу.

Карцинозин – раковые клетки, обычно взятые из опухоли молочной железы.

Применяется при следующих симптомах:

а) трудоголизм, пылкая натура;

б) симптомы, возникающие после пребывания на пляже;

в) стремление путешествовать;

г) сильное желание есть масло или шоколад;

д) проблемы со сном.

Помните, что существует более двух тысяч гомеопатических средств!

Итак, гомеопатия возникла из идей одного человека, основанных на его мировоззрении, и научно не подтверждена. Однако она обладала большим преимуществом перед медициной того времени. Ханеманн не был сторонником использования вредных лекарств в больших дозах. Он выступал не только за личную гигиену, но и за надлежащую гигиену дома и окружающей среды. Диета, свежий воздух, физические упражнения также были частью его режима дня. Лекарствам (веществам, назначаемым в маленьких дозах) приписывалось улучшение здоровья без какого-либо научного подтверждения их эффективности.

Была ли гомеопатия подтверждена научно?

Для определения ценности гомеопатических лекарств проводились исследования, но не было обнаружено весомых доказательств того, что они хоть как-то влияют на организм в столь малых дозах. Дозы с большей концентрацией оказывали некоторое воздействие на системы, однако оно не всегда являлось положительным. Некоторые средства в своем составе содержат современные лекарственные препараты, которые и оказывают влияние на физиологию человека.

Сторонники альтернативных методов лечения предприняли серьезную попытку объяснить с научной точки зрения результаты, получаемые при лечении такими методами, как акупунктура, гомеопатия, терапевтическое прикосновение, рольфинг, остеопатия, хиропрактика, гипноз и т.д. Джеймс Ошман в своей книге «Энергетическая медицина: научное основание» приводит «сильные» аргументы в пользу научного объяснения этого способа лечения. Он пишет о последних достижениях в понимании электромагнитной физиологии в биологии. Некоторые ученые, сторонники концепции витализма, сообщают о прогрессе в лабораторных исследованиях электромагнитного излучения тела, органов, клеток и молекул. Другие же ученые не способны воспроизвести те же самые лабораторные результаты. Пробел между гипотезой и истинным научным доказательством причины и следствия остается огромным. Многие приверженцы альтернативной или, так называемой, энергетической медицины, склонны заявлять, что сегодня она уже подтверждена наукой. Они дерзким образом игнорируют отсутствие доказательств.

Контрольные исследования гомеопатических средств, проводимые гомеопатами, как правило, показывают положительные результаты. Однако большинство других экспериментов не отображают такого же эффекта. Исследования должны проводиться повторно лицами с объективным суждением, с проведением независимого анализа технологии приготовления гомеопатического лекарства, чтобы иметь уверенность, что в нем нет примеси активного медицинского препарата.

Недавно осуществленный метаанализ 107 гомеопатических испытаний, который был включен в 96 опубликованных докладов, также обнаружил, что «доказательства клинических испытаний являются положительными, но недостаточными, чтобы прийти к окончательным заключениям, так как методология большинства экспериментов имеет низкое качество, а также не известна степень влияния докладчика». В докладах также говорилось о том, что существует веские причины для дальнейшей оценки гомеопатии, «но только посредством испытаний, проведенных надлежащим образом». Клейджнен, 1991. 28

Британский медицинский журнал «Ланцет» за 27 августа 2005 г. опубликовал результаты метаанализа 110 испытаний как гомеопатических, так и традиционных медицинских препаратов, полученных в рамках обширного исследования, проведенного в Бернском Университете, Швейцария. Не было найдено никаких веских доказательств того, что гомеопатический подход к лечению отличается от использования плацебо. Применение средств традиционной медицины показало значительно лучшие результаты.

19 апреля 2010 года в «Медицинском журнале Австралии» была опубликована статья «Гомеопатия: о чём говорит нам «лучшее» доказательство?» Автор Эдзард (Edzard Е.) из медицинской школы Университета Эксетера, Эксетер, Великобритания, обобщил свои исследования гомеопатии следующим образом:

Кокрэйн, база данных систематических обзоров, (которая, как правило, считается самым надежным источником доказательств) был произведен обзор в январе 2010 года. Найдены данные: каждый из шести отзывов исследовали на конкретный предмет обсуждения; отзывы на ряд клинических испытаний, общее количество пациентов, вовлечённых в исследование, и выводы автора. В итоге было рассмотрено влияние лекарства на рак, дефицит внимания и дефекты, гиперактивность, астму, слабоумие, грипп и индукцию труда. Результаты обзоров обсуждались нарративно (клинические и статистические неоднородности исключал и мета-анализ).

ВЫВОДЫ: найденные в настоящее время обзоры исследований по изучению гомеопатии не показывают, что гомеопатические лекарства оказывали какое-то влияние». (источник: ncbi.nlm.nih.gov /pubmed/20402610)

Всемирная организация здравооханения осуждает гомеопатический метод

Гомеопатия – не лекарство, говорит ВОЗ. Гомеопатические средства часто содержат мало или совсем не содержат активных ингредиентов. ВОЗ предупредила, что люди при таких заболеваниях, как ВИЧ, туберкулез и малярия, не должны полагаться на гомеопатическое лечение. ВОЗ отвечали на звонки от молодых исследователей, которые боятся применения гомеопатического метода в развивающихся странах, так как это может поставить под удар жизнь людей.29

Организация под названием «Голос молодой науки» написала министрам здравоохранения изложение и мнение ВОЗ. Объективных свидетельств, что гомеопатия эффективна при этих инфекциях не существует, говорит доктор Ник Бичинг из Королевского Ливерпульского университета больницы в письме к ВОЗ за июнь 2010 года. Врачи из Великобритании и Африки заявили:

Мы призываем ВОЗ осудить продвижение гомеопатии для лечения туберкулеза, детской диареи, гриппа, малярии и ВИЧ. Гомеопатия не защищает людей от этих заболеваний и не лечит их. Те из нас, кто работает с самыми бедными людьми в мире, уже ведут работу по оказанию медицинской помощи, которая необходима. При применении гомеопатии вместо эффективного лечения мы теряем драгоценные жизни. 30

Доктор Роберт Каган, исследователь бимолекулярных наук в Университете Сент-Эндрюс, член организации «Голос молодой науки», борющийся за доказательную базу в медицине заявил:

Нужно, чтобы правительства по всему миру осознали опасность продвижения гомеопатии для лечения опасных для жизни заболеваний. Мы надеемся, что путем повышения осведомленности опозиции ВОЗ по гомеопатии мы будем поддерживать тех людей, которые выступили против этих потенциально катастрофических практик.31

Доктор Марио Равильоне, директор отдела «Останови TБ, отдел в ВОЗ», сказал:

На основе фактических данных по лечению туберкулеза ВОЗ, а также организация Международных стандартов медицинской помощи больным туберкулезом не рекомендуют использование гомеопатических средств лечения.32

Врачи также жаловались, что гомеопатия предлагается как лечение для детей с диареей. Представитель Департамента ВОЗ по здоровью и развитию детей и подростков,сообщает:

Мы не нашли никаких доказательств того, что гомеопатия принесет какую-либо пользу. Гомеопатия не направлена на лечение и профилактику обезвоживания, что находится в полном противоречии с научной основой и нашими рекомендациями по борьбе с диареей.33

Доктор Ник Бичинг, специалист по инфекционным заболеваниям в Королевском Ливерпульском университете, пишет:

Инфекции, такие как малярия, ВИЧ и туберкулез, имеют высокий уровень смертности, но обычно могут контролироваться или излечиваться различными лекарственными средствами, для применения которых есть достаточно опыта и научных данных. Нет объективных доказательств того, что гомеопатия имеет какое-то влияние на эти инфекции, и я думаю, это было бы безответственно для медицинского работника в целях содействия использованию гомеопатии использовать гомеопатические средства вместо доказанного лечения любых опасных для жизни болезней.34

В июне 2010 года делегаты конференции Британской медицинской ассоциации поддержали семь движений против использования общественных денег для оплаты средств, которых, как они утверждают, не должно быть в современной медицине и здравоохранении. Сотни делегатов призвали к запрету финансирования гомеопатических средств Национальную службу здравоохранения. Позиция британского медицинского общества является результатом отсутствия доказательств того, что использование гомеопатических препаратов более эффективно, чем плацебо.

В первой половине 20-го века в США закрылись или же переквалифицировались в обычные медицинские школы 22 гомеопатических учебных заведения. Вместе с прогрессом научной медицины постепенно ушло наносящее вред применение опасных лекарств. Из-за этого врач-гомеопат больше не получал результаты лучшие, чем у доктора, работающего с традиционными препаратами. Общество повернулось к медицине, движимой наукой. Сегодня происходит возрождение гомеопатии среди последователей движения «Новый век» и тех, кто считает ее более «естественной». Ее возвращение в Америке не основано на науке, но является конечным результатом веры в витализм. Убеждение человека относительно его происхождения имеет большое влияние на выбор методов лечения.

Я опять обращаюсь к Джеймсу Ошману, биологу, который в своей книге «Энергетическая медицина: научное основание» говорит об альтернативных способах восстановления здоровья. Ошман описывает лечебный сеанс, проведенный целителем, верящим во вселенскую энергию, на котором он присутствовал в качестве пациента и ощущал, как электричество проникает в его тело. По его мнению, это электрическое излучение можно объяснить электромагнетизмом. Он пишет, что электромагнетизм одного человека может восстановить электромагнитный баланс другого. Он рассказывает о лабораторных экспериментах с использованием приборов для измерения электромагнитного излучения, в которых участвовали целители, применяющие терапевтическое прикосновение и другие методы. Он признает проблему воспроизводимости этих испытаний другими исследователями.

Мы получили мудрые советы относительно методов лечения, которые нам стоит выбирать:

…Отдающие себя во власть лечебного волшебства могут хвалиться и утверждать, будто оно им очень помогло, но значит ли это, что их путь безопасен и мирен? Что из того, что их жизнь продлилась еще ненадолго? Что из того, что они процветают в материальном отношении? Окупится ли в конечном итоге их пренебрежение волей Божьей? Вся эта видимая польза, в конце концов, обернется невосполнимыми потерями. Мы не можем безнаказанно разрушить хотя бы один-единственный барьер, воздвигнутый Богом для защиты Его народа от силы сатаны.35

Хочется поделиться с вами словами христианского врача, писавшего на данную тему:

С уверенностью можно сказать, что есть уважаемые и честные люди, стремящиеся применить гомеопатию отдельно от ее мистических методов. Но оккультное влияние, по своей природе утаенное, замаскированное, часто скрытое под видом паранаучной теории, не исчезает и не становится безвредным только при использовании поверхностного подхода, если просто довольствоваться отрицанием его существования. Гомеопатия опасна. Она полностью противоречит учению Слова Божьего и способствует исцелению посредством веществ, созданных динамичными (активными) словами, заряженными мистическими силами. Гомеопатическое лечение – плод философии и религии, которые являются тем же, что и индусское, пантеистическое и эзотерическое мировозрение.36

Когда Бог вел Израиль из Египта в Ханаан, Он дал им законы здоровья и заповеди. Израиль был единственной нацией в истории мира, фундаментом системы здравоохранения и лечения которой была профилактика. Повеления, данные Моисею, достоверны с научной и медицинской точек зрения, они основаны на здравой физиологии и испытанных принципах гигиены.37

Когда в 1848 году Бог начал просвещать адвентистский народ относительно реформы здоровья, Он дал указания и наставления, основанные на физических законах Вселенной. Эти указания соответствуют современному пониманию физиологии и гигиены. Они построены на принципе, говорящем о том, что мы созданы и живем по универсальным для всех законам материального мира, и наши тела функционируют согласно им. Я повторяю:

Болезнь – это попытка природы освободить организм от условий, возникших в результате нарушения законов здоровья.38 Но она не является результатом дисбаланса энергии.

Господь дал особые указания для создания центров здоровья, чтобы Его методы можно было применять на практике. В 1865 году начал работать такой центр, и через 40 лет он стал одним из самых лучших центров такого типа в мире. Он процветал, пока следовал Божьим наставлениям. В это же время в США гомеопатия находилась на пике популярности, но Господь не повелел Своему народу применять этот метод в оздоровительных учреждениях. Я завершаю эту главу следующим комментарием Елены Уайт относительно использования традиционной медицины и гомеопатии.

Когда передо мной был открыт великий вопрос реформы здоровья, мне были ясно открыты методы лечения больных. Жестокие способы лечения старой школы и их результаты: в то время когда один человек заявлял о принесенной ему пользе, тысячи становились пожизненными инвалидами – это люди, которые выздоровели бы сами, если бы не обратились к врачу и к ним бы не применили средства, усугубившие их заболевания.

Эклектики (доктора, использующие те же лекарства, но в очень малых дозах) являются менее опасными. Гомеопатия, которой так сильно противодействует традиционная медицина, впоследствии влечет за собой намного меньше зла, чем медицина старой школы, но она приносит намного больше вреда, так как к ней можно прибегнуть настолько легко, использовать настолько быстро и с такими незначительными затратами. Многие применяют ее на себе, не зная, какое именно у них заболевание, и наносят себе огромный вред. Соответствующие изменения в рационе питания, воздержание от чая, кофе, всех специй и мяса, обучение принципам воздержания могут стать лучшим лекарством, чем все медицинские препараты.

Но доктор Максон… Я сказала ему, (что) после того, как мне была показана вся система медицинских препаратов, Господь также явил мне, что нам следует иметь учреждения, руководствующиеся принципами гигиены, в которых будут читаться лекции не о том, как применять лекарства, не о том, как руководить умами людей и обучать методам использования медицинских препаратов, цель этих заведений – научить лучшему – жить согласно здоровому образу жизни без применения медикаментов. Слова повторялись: «Обучайте! Обучайте! Обучайте!»

Затем я видела, что пребывание на чистом воздухе, использование его с мудростью и в достаточном количестве; умеренность в употреблении простой и здоровой пищи таким образом, чтобы есть и пить во славу Божью, вернут здоровье десяти тысячам больных, которые сейчас больны. Затем я переносилась из комнаты в комнату, где мне были показаны болезни, их причины и результаты лечения медикаментами. Далее меня провели по комнатам учреждения, работа которого основана на принципах гигиены и простых методах лечения – солнечном свете, чистом воздухе и здоровых привычках. Должны даваться постоянные наставления, строчка за строчкой, правило за правилом относительно необходимости чистоты тела, дома и во дворе. Вдыхание чистого воздуха защитит здоровье без использования медикаментов.39

____________________________

1. Lockie, Andrew, MB, ChB, MRCGP, MF Hom. Dip obst RCOG, Natural Health Encyclopedia of Homeopathy, Dorling Kindersley, London, New York,, )2000), p. 14

2. Ankerberg, H. John,Weldon ,John, Can You Trust Your Doctor? Wolgemuth & Hyatt, Brentwood TN., (1991), p. 264

3. Weil, Andrew; Health and Healing: Understanding Conventional and Alternative Medicine, Houghton Mifflin, Boston, MA, (1983), p.14. Reported in Ankerberg, John, Weldon, John; Can You Trust Your Doctor?p. 315

4. Ankerberg, John, Weldon, John; Can you Trust Your Doctor?, Wolgemuth & Hyatt, Brentwood TN., (1991), [sold to Word] p. 316.

5. Gumpert, Martin; Hahnemann: The Adventurous Career of a Medical Rebel, L.B. Fisher, (1945), New York, NY, p. 25. Reported in Ankerberg, John, Weldon, John; Can You Trust Your Doctor? P. 316

6. Hahnemann, Samuel; Organon of Medicine, 6th edition, reprint, B Jain Publishing, New Delhi, India, (1978), pp. 309, 311

7. Bopp, H.J.; Homeopathy, Down, North Ireland, Word of Life Publishing, (1984), p. 9. Reported in Ankerberg, John, Weldon, John; Can you Trust Your Doctor? p. 317

8. Fritsche, A., HahnemannDie Idee der Homoeopathie, Berlin, (1944), pp. 235-37. Reported in Pfeifer, Samuel M.D., Healing at any Price, The Hidden Dangers of Alternative Medicine, Word Limited, Milton Keynes, England, (1988), p. 68

9. Pfeifer, Samuel M.D., Healing at Any Price, Word Limited, Milton Keynes, England, (1988), p. 68.

10. Bopp, op. cit., p. 3; Ankerberg, op. cit., p. 318.

11. Pfeifer, op. Cit., pp. 68–69.

12. Там же.

13. Kent, James Tyler, Lectures on Homeopathic Philosophy; Reported in Ankerberg, op. cit., p. 326.

14. Ankerberg, op. cit., p. 326.

15. Weldon, John; Levitt, Zola; Psychic Healing An Exposé of an Occult Phenomenon, Moody Press, 1982, pp. 53–65.

16. Position Paper of National Council Against Health Fraud, Feb 1994; p. 5. http://www.ncahf.org/pp/homeop.html

17. Там же, pp. 3–4.

18. Stalker, Douglas, Glymour, eds.; Examining Holistic Medicine, Buffalo, NY, Prometheus books, 1985, p. 32, Sobel, David S., ed.; Ways of Health: Wholistic Approaches to Ancient and Contemporary Medicine, Harcourt Brace Jovanich, New York, NY, 1979 pp. 295–297 Reported in Ankerberg, op. cit., p.. 274.

19. Ankeberg, Can you Trust Your Doctor?, op. cit., pp. 275–276.

20. Bopp, op. cit., p. 5.

21. Там же, p. 8.

22. Pfeifer, op. cit., pp. 79–80.

23. Ankerberg, John; Weldon, John; op. cit., pp. 328–329.

24. Bopp, op. cit., p. 8.

25. Marcy, E.E. and Hunt, F.W.; The Homeopathic Theory and Practice of Medicine, Vol. I, pp. vii-xxxii; Reported in Hardinge op. cit., p. 82.

26. Ullman, Dana; Cummings, Stephen; The Science of Homeopathy, New Realities, [journal] Summer of (1985) p. 20. Reported in Ankeberg, op. cit., p. 330

27. NCAHF Position Paper on Homeopathy,(1994), http://www.ncahf.org/pp/homeop.html, p3, 4.

28. Там же, p. 5.

29. http://news.bbc.co.uk/2/hi/8211925.stm

30. Там же.

31. Там же.

32. Там же.

33. Там же.

34. Там же.

35. White, E.G., Testimonies for the Church Vol. 5, Pacific Press Pub. Assn., Mountain View, CA, (1882), p. 199.

36. Bopp, op. cit., p. 9. Reported in Ankeberg, Can you Trust Your Doctor?, p. 336

37. Hubbard, Reuben A., Historical Perspectives of Health, Printed by the Department of Health Education School of Health Loma Linda University, Loma Linda, CA, (1975), pp. 23-38.

38. Уайт Е., Воздержание, Заокский: Источник жизни, 2011 стр. 85.

39. White, E.G., Manuscript Releases/20MR No. 1497; Ellen G. White Estate Inc. Washington DC, pp. 373–374.