16. Те, кто практикуют магию

В греческой мифологии Одиссей узнает, что его люди были превращены в свиней, когда выпили зелье данное Цирцеей. Гермес дает Одиссею защитные травы, и, когда Цирцея предлагает ему зелье, он пьет его без вреда для себя.

. _pic1526

Рисунок 39. Колдовская чашка

В древние времена травы, специальные смеси для проведения магических сеансов, а также различные заклинания были использованы для изменения сознания человека. Растения с психоделическими свойствами часто используются в Викке (колдовство), сатанизме, оккультной магии и шаманских культурах для достижения измененных состояний сознания и облегчения контакта с духами.1 Сегодня многие вещества используются, чтобы повлиять на сознание, и даже когда их принимают не с целью психического переживания или облегчения контакта с духами, они все равно изменяют сознание в той или иной степени. К психотропным веществам относятся табак, алкоголь, марихуана, различные наркотики, амфетамины, кокаин и опий. А также различные растения, некоторые грибы и даже некоторые отпускаемые по рецепту препараты. Во всем мире люди очарованы употреблением наркотиков.

Библейский текст в переводе короля Иакова говорит нам, каким будет конец тех, кто практикует «колдовство». В Новой международной версии перевода Библии это слово переводится с греческого оригинала: «те, кто практикует магическое искусство». Священное Писание ясно пишет нам, что они не получат вечную жизнь и не будут вознесены на небеса.

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи (те, кто практикует магию – прим. перев.) и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду. (Откр. 22:14, 15).

Каков их возможный конец?

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая. (Откр. 21:8).

Почему Бог уничтожит колдунов (тех, кто практикует магию)?

…волшебством твоим введены в заблуждение все народы. (Откр. 18:23-24).

И не раскаялись они в убийствах своих, ни в колдовстве своем (ин.пер.), ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. (Откр. 9:21).

Что такое колдовство, и кто является колдуном? В Книге Откровения в Библии перевода короля Иакова слово «колдовство» было переведено с греческого слова «pharmakeia», «pharmakos». Эти слова, согласно Аналитическому словарю Юнга, имеют смысл «очарование подобно наркотикам» или «средство защиты». «Новый словарь Вебстера, третье издание, считает слова «волшебство» и «чародейство» синонимами слова «колдовство». Колдовство имеет следующие определения: 1) предполагается использование злой сверхъестественной власти над людьми и их делами: колдовство, черную магию. (Примеры: колдовать, чтобы причинить вред чему-то или кому-то) 2) якобы магические власть, влияние или очарование. Это определение не подразумевает причинение вреда, но говорит о влиянии на события, ситуацию или человека.

Аналитическая библейская симфония Юнга представляет более широкое определение слова «колдовство», в этом значении оно было использовано в версии перевода короля Иакова. Еврейские слова «kashap» и «kashaphim» означают «колдун» или «колдовство» и переводятся в Библии перевода короля Иакова словом «колдун», на еврейском языке это слово «anan» («наблюдать облака») означает форму гадания, прорицания. Греческие слова «мageia» и «magos» («магический» на английском языке) также переводятся словом «колдун». Синонимы этого слова – «гадание», «очарование» и «магическое средство».

Новый толковый словарь Вебстера расширяет значение слова «колдун», определяет слово «магия» как использование заговоров, заклинаний, ритуалов, чтобы контролировать причину или события, управлять силами, оккультизм, непонятные эффекты или иллюзии, практика искусства магии. В этой главе слово «колдовство» используется в расширенном значении. Говоря о колдовстве, я не имею в виду черную магию или наведение проклятия на что-то или кого-то. Колдуны, по всей вероятности, имеют цель быть полезными и делать добро для других, но конечным результатом их советов или руководства будет наша потеря вечной жизни.

Колдун может быть связан с алхимией; древние алхимики придумывали лекарства и галюциногены.2 Мэнли Холл в своей книге «Секретные учения всех времен» рассказывает, что алхимия и астрология – самые древние науки в мире. Он говорит нам, что овладение этими науками восстановило бы человека от проклятия, которое последовало после того, как он вкусил запретный плод, и дало возможность снова войти в Эдемский сад.3 Алхимия считалась наукой умножения и процессом улучшения того, что уже существовало.

Мало того, что алхимия считалась наукой, это была религия, которая учила, что Бог есть во всем, это универсальный интеллект, универсальный дух, находящийся во всей материи.4 Согласно общему определению, «алхимик» – тот, кто пытается превратить металл в золото. Конечно, это было одной из целей, но также это было уловкой, позволяющей отвлечь внимание от истинной природы алхимика, – стремления преобразить материальные субстанции. Это, в свою очередь, приведет к изменению его духа от смертного к бессмертному.

В средние века алхимия была запрещена вселенской церковью, и практикующий ее мог быть приговорен к смертной казни. Алхимика считали человеком, который пытался превратить металл в золото, но многие алхимики, по правде говоря, практиковали оккультистскую языческую религию. Их высмеивали, потому что люди действительно думали, что алхимики считали, что вещества могут быть превращены в золото, однако в это время они могли незаметно исповедовать свою религию оккультизма. Алхимики были во всем мире и работали не только с металлами, но и экспериментировали с растениями. Конечным итогом этой работы было открытие многих наркотических и психоделических веществ. Галлюциногены и психотропные вещества испльзовались время от времени, чтобы облегчить контакт с миром духов. Вот ещё одно определение алхимии:

Наша работа… это преобразование и изменение одного существа в другое существо, одного в другое, слабость в силу, телесное в духовное.5

Предшественником химика был алхимик. Он не только искал способ преобразования одного вещества в другое, он также искал некоторые магические вещества в минералах или травах, которые имели тайну жизни, после принятия которых, достигалось бессмертие..6

Эрнст Стид, в своей книге «Два в одном», делает следующее заявление.

В основе всей алхимии была астрология с ее макрокосмосом, микрокосмосом и трансформацией.7

В течение многих веков различные тайные общества каббалистов, масонов и розенкрейцеров присоединились к философии алхимии.8 В книге «Мораль и Догма Древнего шотландского обряда масонства» Альберта Пайка двадцать страниц посвящено философскому учению алхимиков.

_pic1549

Рисунок 40. Знак Куша

Мэнли Холл, уважаемый среди масонов писатель, говорит нам, что алхимия была секретным искусством земли Хама, или Египта.9 Тот (другое название Куш) был известен как бог Луны в Египте. Тот же бог Гермес в Греции был также известен как Меркурий.10 Его знак представляет собой чашу со змеей, обвившейся вокруг неё или У-образное дерево со змеей ползущей вверх по нему. Этот знак чаши со змеей можно увидеть на вывесках аптек во многих странах. Это древний символ, связанный с медициной и исцелением. В Месопотамии переплетение змей символизировало бога исцеления. 4000-летняя чаша с кадуцеями по бокам была найдена в Месопотамии и хранится в Лувре, в Париже. Её иллюстрация представлена в книге «Медицина: иллюстрированная история». Символом греческого бога врачевания Асклепий была одна змея, обвившаяся вокруг жезла или посоха.

Я имел честь посетить руины древнего храма Асклепия исцеления в Пергаме, Турции. Храм лежит в руинах и всё ещё имеет этот символ змеи, ползущей по чаше и обвившейся вокруг основания. Этот храм был связан с древней медицинской школой, при которой врач Гален был профессором. Его идеи о болезни и исцелении доминировали в медицине того времени более 1 500 лет.

e:picturesslide29.tif

Рисунок 41. Кадуцей

Алхимик, псевдо-ученый из Китая, также искал эликсир вечной жизни, который, по его представлению, был необходим для того, чтобы использовать энергию, которая сотворила все, включая жизнь. Даосский алхимик думал, что он может найти «зелье», которое бы содержало тайну жизни. В течение тысяч лет алхимики искали секрет жизни, для чего испытывали огромное количество веществ. Они не понимали биохимических свойств испытываемых веществ, поэтому тестирование зелья не всегда было безопасно. В книге «Секреты алхимика» повествуется о конечной цели лабораторной алхимии в Китае. Она заключалась в производстве эликсира бессмертия.

Согласно данным китайских записей, ряд алхимиков и несколько императоров стали жертвами смертельных доз этих мистических веществ. Часто причиной смерти было отравление ртутью, так как многие алхимические рецепты включали чистую ртуть или ртутные компоненты.11

Фармацевтическая наука сегодня основана на изучении биохимических свойств вещества и их взаимодействия с биохимией живого организма. Древний алхимик не понимал биохимии ни растений, ни живых организмов. С тех пор, как человек согрешил, был изгнан из райского сада и потерял доступ к дереву жизни, он никогда не искал истинную тайну вечной жизни. Он попытался найти ее с помощью алхимии путем смешивания веществ или создания зелья, которое, как они надеялись, даст жизнь вечную. Древние языческие пантеистические верования учили, что есть постоянное преобразование и изменение. Па-Куа (китайский круг гармонии) также является символом этой концепции.

Европейский алхимик стремился найти и овладеть жизненной энергией, которая, по его представлению, давала жизнь. Она была неуловимой. Китайский алхимик искал её в некоторых травах или растениях, чтобы сделать напиток, который затем можно будет использовать как элексир жизни. Возможно, это помогает объяснить, почему у китайцев так много трав, которые используются как лекарственные. Это результат постоянных поисков в попытках найти ту траву, которая дарует вечную жизнь.

Алкоголь был назван «водой жизни». Он был холодным, но жгучим на вкус, он считался водой и огнём – элементами, которые были расценены как творческие.

Слова «виски» и «водка» имеют одно значение – вода жизни, и это подтверждает убеждение, что противоположности были смешаны для достижения жизни.12

Древние методы лечения, с помощью которых пытались облегчить состояние человека того времени, напрямую были связаны с использованием разных веществ, смесей и трав, а также полезных ископаемых, действий, танцев, ритуалов разных видов и тех препаратов, которые делали алхимики.

Гиппократ (460-370 г.г. до н.э.) внес перемены в методы лечения и повлиял на медицинскую мысль на 400—500 лет вперед. Он использовал лишь немногие лекарственные средства и учил тому, что болезнь связана с образом жизни. Он верил в космические силы и придерживался дуалистической концепции, но, тем не менее, он полагал, что упражнения и отдых, питание и гигиена оказывают огромное влияние на здоровье и течение болезни.13

После Гиппократа, другой врач Гален (129-200 г.г. н.э.) изменил мышление людей, занимавшихся медициной. Влияние Гиппократа продолжалось 400 и более лет, а влияние Галена – более 1 500 лет. Гален врачевал в центре целительства в Асклепии и в медицинской школе в Пергаме, в Малой Азии (Турция). Гиппократ принес глоток свежего воздуха в медицину и смотрел на образ жизни как на фактор, который оказывает наибольшее влияние на болезнь. Он утверждал, что здоровый образ жизни уменьшит болезни. Гален же, напротив, направил внимание врачей в другую сторону. Он отстаивал необходимость принятия многих лекарственных средств. Лекарственный препарат Териак, изобретенный Галеном, содержал более 70 минералов и более 200 разнообразных веществ. Эти вещества и травы соединялись для получения универсального средства, которое лечило любые болезни и укусы змей.14 В Европе эта универсальная смесь использвалась до конца 1800-х годов. Сегодня аналогичные популярные лекарственные средства можно найти в России. Одно из них называется «Мумие», и содержит около 50 различных веществ. Масонский писатель Мэнли Палмер Холл, говорит следующее:

Используя авторитет Гиппократа, Галена, Авиценны, средневековые астрологи и врачи разработали сложную систему взаимодействия между планетами и травами, химическими и минеральными лекарственными средствами. Они применяли их в соответствии с правилами сходства и различия и рассматривали болезни в зависимости от влияния планеты.15

Желание лечить болезнь при помощи какого-то минерала, травы или смеси присутствовала во все времена и продолжает существовать и сегодня. Есть много проверенных ценных фармацевтических средств, но можно уменьшить необходимость их использования, если изменить образ жизни, заниматься физическими упражнениями и придерживаться здоровой диеты. Возможно ли, что, полагаясь на лекарства, без изменения образа жизни, таким образом, устраняется или уменьшается потребность в терапии и это может подпадать под определение колдовства? Фармацевтика активно используется в лечении психических заболеваний: при тревожных состояниях, синдроме дефицита внимания, депрессии и психозах. Есть случаи, когда медицинские препараты не могут помочь в лечении, однако для многих проблем есть и другие решения. Человек верит в то, что для каждого симптома есть лекарственная терапия, которая может рассматриваться как обман или колдовство.

9 февраля 2011 года газета «Орегониан» в Портленде, штат Орегон напечатала статью под названием «Возьмите две таблетки и позвоните мне через 2 000 лет». В ней рассказывается, как 40 лет назад подводные археологи нашли корабль, затонувший в Средиземном море, но только недавно Смитсоновским институтом были проанализированы таблетки, обнаруженные в контейнере на корабле. Анализ ДНК показал, что в их состав входили различные травы, сельдерей, люцерна, дикий лук, редис, капуста, дикая морковь, тысячелистник, створки фасоли и гибискуса, ива, астра, бобы и настурция. В той же статье говорится, что в «Коллекции Гиппократа», которая представляет собой ряд его древнегреческих текстов, упоминается 380 лекарственных трав, используемых для лечения различных заболеваний. Отчеты показывают, что греческие врачи использовали 45 различных трав в фармацевтическом подходе к лечению заболеваний.

Одной из ведущих причин смерти является побочная реакция от лекарств, даже если бы они были тщательно подобраны врачом. Возможность случайного употреблениия нескольких лекарств, которые нельзя принимать одновременно, или передозировка препарата – это серьезные проблемы использования медикоментозного лечения. Эти проблемы возникают не только из-за врачей, но также из-за пациентов. Было бы мудро искать способы борьбы с болезнью и нарушениями работы организма с использованием минимального количества лекарств, насколько это возможно.

В работах Е. Уайт слова «колдовство», «колдун» встречаются много раз. Она отождествляет слово «колдовство» со спиритизмом, магией, гипнозом, магнитным целительством, лжецелителями, земными чарами, гаданием, любовью к богатству и славе. Дьявол использует все эти способы, чтобы запутать и обмануть людей. Некоторые врачи поддерживают интеграционную медицину, целью которой является смешание традиционной медицины с альтернативными и взаимодополняющими методами. Отмечается быстрый рост числа клиник, практикующих методы, которые являются смесью научного с ненаучным. Это смешение наиболее обманчиво для людей, которые не знают об уловках дьявола.

Доктор Эндрю Вейл посвятил последние 30 лет преподовательской деятельности принципам интегративной медицины. Вейл является международно признанным экспертом по интегративной медицине, лекарственным травам и взаимодействию разума и тела. Он является профессором медицины внутренних органов, а также основателем и директором программы по интегративной медицине (PIM) в колледже Медицины Университета Аризоны в Тусоне. Вейл имеет докторскую степень, а также степень бакалавра биологии, полученную в Гарварде.16

Доктор Вейл является автором многих книг. Обзор названия этих книг показывает его интерес к медитации, дыхательной практике, управляемому воображению, звуковой и музыкальной терапии. Он также имеет огромное влияние на общественность, призывая врачей перейти на интегральный метод практики. Следующая цитата даст некоторое представление об ориентации его верований и учений. Доктор Вейл писал о своей ходьбе по углям:

Однажды я прошёл 40 футов по очень горячему слою углей и не испытывал никаких ожогов или даже ощущения тепла. (Угли просто хрустели). Это происходило в большой группе во главе с Тони Робинсом, где все были очень заряжены танцем под звуки африканских барабанов, пением и участием в других ритуалах. В другой раз, я обжегся, попытавшись пройти всего шесть футов по менее раскалённым углям. В этом случае не было захватывающего ритуала и харизматического лидера, а была только небольшая группа не очень связаных между собой людей.17

После прочтения этог комментария доктора Вейла я снова подумал о стихе из Второзакония 18:9-12:

Когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой изгоняет их от лица твоего.

Что мотивирует людей ходить по горящим углям, что привлекает их в этом ритуале? Чего можно достигнуть благодаря этому? Что мешает образованию ожогов на ногах? Ведь подобное происходит по всему миру. Я жил в течение короткого времени на Пхукете в Таиланде, где раз в году проводят фестиваль для поклонения сатане. Я понял, что ходьба по горящим углям была частью этого фестиваля. Я был в некоторых местах в России, где также проводятся подобные фестивали. Откровение 13:13,14 дает ответ на поставленный выше вопрос:

И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле.

Сатана будет использовать огонь, чтобы заставить людей поверить в божественность человека. Бог послал огонь с неба, чтобы зажечь жертву Авеля, на посвящении храма Соломона, на жертву Илии, приносимую на горе Кармил, и Он же послал огонь, чтобы истребить солдат Охозии, царя Израиля, когда они пошли, чтобы арестовать Илию. В дни Даниила Бог сохранил трех еврейских юношей в огненной печи. Бог позволил сатане также иметь власть над огнем, и чтобы не быть обманутыми, нужно все чудеса проверять Писанием.

Низводя огонь с неба в конце времени и защищая тех, кто ходит по огню, не выставляет ли себя сатана в роли Бога? Разве не обманывает ли он людей этими чудесами? Разве мы не должны тщательно рассматривать учения тех людей, которые водимы его властью? Они могут быть хорошо обучены и могут знать традиционную медицину, но обман приходит тогда, когда они соединяют методы сатанинского исцеления и методы Бога. Последователям Христа следует быть осторожными.

Другой популярный врач и автор Габриэль Косенс также является приверженцем интегративной медицины. Его мировоззрение ясно показано в цитате, представленой в 7 главе «Аюрведа». Доктор Косенс популярен в связи с работами, посвящёнными диетическому питанию. Он пишет, что по чакре на участках тела можно определить, какие цветовые сочетания продуктов стоит употреблять, чтобы повысить мощность чакр. Его книги во многом отражают аюрведические и индуистские концепции.

Мощным влиянием, подогревающим интерес к учению «Нового века» в США, Канаде и в других частях мира, обладает телевизионное шоу Опры Уинфри. Она много раз приглашала на шоу людей, которые своими презентациями и книгами оказали большое воздействие на зрителей и способствовали принятию учения движения «Нового века» и неопаганизма.

Рик Уоррен, «пастор Америки», автор труда «Целеустремленная церковь и жизнь», представил 52-недельный курс о здоровье, который начался 15 января 2011 года в его церкви Сэддлбэк. Эта еженедельная программа под названием «Вызов Даниила» проводилась под руководством Мухаммеда Оза, Даниэля Амена, и Марка Хаймана, – все они являются хорошо обученными специалистами, весьма сведущими в области медицины и питания, но в то же время активно участвуют в продвижении языческих идей «Нового века». Они обучают людей науке правильного питания и здоровому образу жизни, но методы восточной медитации в их концепции выступают в качестве важного компонента здоровья.

Рик Уоррен имеет сильное влияние, его организация имеет связи с более чем 160 сетями. Более 400 000 священнослужителей и священников приняли участие в его обучающих семинарах.18

В трудах Елены Уайт мы находим следующее высказывание:

Бог пришел к Павлу, и под влиянием Духа Божия были совершены чудеса. Но некоторые люди пытались имитировать чудеса, и злой дух напал на них, и они были избиты, потому что в магии использовали имя Иисуса. Подобного смешения: магии и Иисуса не может быть никогда.19

Божий идеал здоровья и исцеления не следует смешивать с методами сатаны. Давайте рассмотрим основы того, что было представлено в этой книге. Дьявол желает отвлечь умы людей от признания Бога-Творца. Он разработал поддельную историю создания, основанную на слиянии двух противоположностей универсальной энергии, которую считают богом. Многие верят, что эта энергия, смешанная в нужных пропорциях, привела к созданию Вселенной (космоса), земли и человека, и она присутствует во всех веществах Вселенной, включая человека. Человеку нужно только поднять бога внутри себя на более высокий уровень, чтобы получить бессмертие.

Жизнь человека на земле, в соответствии с языческим пониманием, – это попытка уйти от цикла перевоплощений и подняться выше, чтобы стать особым мастером или самим богом. Это может занять много жизней. Предлагаются различные способы для сокращения пути к достижению божественности, которую часто называют «высшим сознанием». Медитации, йога, упражнения, упражнения цигун и психоделические препараты, используемые для соединения с духами, – это некоторые из способов, которые, как полагают, могут сократить путь к достижению нирваны или богоподобия. Еще один способ ускорить этот прогресс – стать последователем гуру. Я приглашаю читателя сделать паузу и поразмышлять о контрасте между теориями и разнообразием условий, представленными сатаной, и инструкциями, которые Бог дал через E.Уайт в 1863 году относительно реформы здоровья. Наш Творец должен быть возвышен как источник исцеления, и Его физические и духовные законы должны были быть соблюдены. Повеления Бога просты: не употреблять кофе, чай, алкоголь или табак, придерживаться здорового питания с пребладанием растительной пищи, употреблять только небольшое количество молочных продуктов и яиц (или по возможности исключить их вовсе), уделять внимание упражнениям, отдыху, следить за регулярностью приемов пищи, избегать перекусов, обильно использовать воду для купания и питья и верить в Бога как в Целителя.

Существует сила во Вселенной, и это сила Божия. Она не спрятана на каких-то планетах, не затаена в сознании человека, не ждёт каких–либо манипуляций для ее высвобождения. Она не доступна влиянию маятников и радионических машин или бессмысленной медитации. Сила Божия доступна посредством молитвы, изучения Библии и повиновения Его физическим и духовным законам.

Как самаритяне, которые были обмануты Симоном Волхвом, множество народа, от малого до большого, внимали этой магии, говоря: «Это великая сила Божия».20

Но народ Божий не будет введен в заблуждение. Учения этого ложного Христа не соответствуют Писаниям.21

Примите во внимание каждый из стихов из Книги Откровения и внимательно их прочитайте, особенно последние два стиха: «И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».22

…Наивно предполагать, что языческие суеверия исчезли до того, как пришла цивилизация ХХ века. Но слово Божие и свидетельство фактов говорит, что колдовство практикуется в этом веке так, как во времена древних магов. Древняя система магии, на самом деле, то, что теперь известно как современный спиритизм.23

Отдавшие себя колдовским чарам сатаны хвалятся приобретением великих благ, но говорят ли так называемые блага о мудрости и безопасности их пути? Что толку, если жизнь этих людей будет продлена? Или если будут обретены временные земные блага? Оправдано ли будет в конце концов их пренебрежение волей Бога? Все их кажущиеся приобретения обратятся в итоге невосполнимой потерей. Мы не можем безнаказанно нарушить ни одного барьера, который Бог возвел для защиты Своего народа от сатанинских сил. 24

____________________________

1. Ankerberg, John; Weldon, John; Can You Trust Your Doctor?, Wolgemuth & Hyatt, Brentwood, TN, (1991), p. 257.

2. Steed, Earnest; Two Be One, Logos International, Plainsfield, NJ, (1978), p. 95.

3. Hall, Manly P., The Secret Teachings of All Ages, Jeremy P. Tarcher/Penguin of Penguin Group Inc. New York, NY, (1928), p. 494.

4. Там же, p. 498.

5. Cirlot; Dictionary of Symbols, Philosophical Library, NY, (1962), p. 8 reported in Two Be One by Steed, p. 89.

6. Steed, op. cit., p. 93.

7. Там же, p. 92.

8. Pike, Albert, Morals and Dogma of the Ancient Accepted Scottish Rite of Freemasonry, LL.H. Jenkins, Inc., Edition Book Manufacturers, Richmond, VA, (1871), pp. 772-792

9. Hall, Manly P., The Secret Teachings Of All Ages, Tarcher/Penguin Books, 375 Hudson Street, New York, NY (1928), pp. 494–509.

10. Ibid., p. 494; Hislop, Alexander; The Two Babylons, Loizeaux Brothers, Neptune New Jersey, (1916), p. 25 and footnote, p. 26

11. Editors of Time-Life Books, Secrets of the Alchemists, Time-Life Books, Alexandria, VA, (1990), p. 110

12. Steed, op. cit. p. 93

13. Lyons, Albert S. M.D.; Petrucelli, H. M.D.; Medicine an Illustrated History, Harry N. Abrams, Inc. Publishers, NY, (1978), p. 195.

14. Там же, p. 259

15. Hall, Manley, The Story of Healing, Citadel Press, New York,(1928), p. 162

16. www.webmd.com/com/content/Biography/7/175654663.htm

17. www.drweil.com/u/QA/QA221693/

18. Smith, Warren, A Wonderful Deception, Lighthouse Trails Publishing, Silverton, OR, (2009), p.ix

19. White, E.G.; Sermons and Talks Volume II, Chapter 8 – Heaven’s Part in Life’s Conflict, manuscript 1, (1890), p. 61.

20. Уайт Е. Великая борьба. Заокский: Источник жизни, 2012 стр.624,625; Деяние 8:10.

21. White, op. cit., p. 625.21.

22. White, E.G., 16 Manuscript Releases, The Ellen G. White Estate Inc., Washington, DC, p. 270.2.

23. Уайт Е. Деяния апостолов. Заокский: Источник жизни, 2012 стр. 289.

24. Уайт E., Евангелизм, Заокский: Источник жизни, 2007 стр. 606.