3. История адвентистской вести о здоровье

При написании этой главы большая часть информации, касающейся ранней истории церкви Адвентистов Седьмого Дня (АСД), была взята из книги «История нашей вести о здоровье», автором которой является Д. Е. Робинсон. Он был личным секретарем Е. Г. Уайт в течение последних 15 лет ее жизни. Я был его студентом, он преподавал историю вести о здоровье, представленную в этой главе. Еще одним основным источником информации была книга «Исторические перспективы в здравоохранении», написанная Рубеном Хаббардом, который преподавал на факультете общественного здравоохранения в Университете Лома Линда, штат Калифорния. Обе книги основаны на фактах, тщательно исследованных авторами.

За 55 лет моей медицинской практики мне довелось стать свидетелем больших перемен в отношениях ученого мира к учению Адвентистов Cедьмого Дня о принципах здоровья. Те же изменения произошли и в сознании общественности. Недоверчивое и насмешливое отношение сменилось уважением. Мы же не изменили своего учения. Научные исследования показали его ценность. Далее будет упомянуто несколько ученых, членов церкви АСД, чей вклад в наибольшей степени способствовал этой перемене.

Краткий обзор истории медицины прошлых веков

Ученые, исследующие историю медицины, подарили миру возможность познакомиться с верованиями и обычаями древнего мира и узнать о качестве медицинских знаний, существовавших за последние 3 000 лет. Огромный объем информации о медицинских концепциях и методах лечения прошлого был записан в Египте, Индии, Китае, а также на территории древней Месопотамии. Эти записи были обнаружены, переведены и изучены, что позволило нам узнать о существовавших древних методах лечения и проследить перемены, которые произошли со временем.

В раннем периоде истории медицины существовал рациональный подход к лечению. Выше упомянутые записи свидетельствуют о том, что методы лечения в египетской и шумерской цивилизациях ко времени исхода израильтян из Египта обрели иррациональный и мистический характер.1 Можно проследить параллели и взаимосвязи между их религиозными верованиями и практикой лечения болезней.

В истории Европы в период «темного средневековья» отмечается тот же переход от рационального к иррациональному в отношении здоровья.2 Значительный прогресс был отмечен лишь в период ранней христианской церкви. В это время возрастал интерес к практическим областям медицины – в частности, к изучению физиологии. Некоторые из пресвитеров ранней церкви были врачами, а их трактаты находятся в нашем распоряжении, так что мы знаем об их здравых методах лечения.3 Когда христианская церковь начала смешиваться с языческими религиями, стала очевидной перемена и в европейской медицине. Из рациональной она превратилась в иррациональную. Во врачебных методиках стало появляться все больше мистики.

Медицинские знания сохранились благодаря христианским и иудейским врачам, жившим в арабской части света, в то время как средневековая Европа переживала «время глубокой тьмы» в своих оздоровительных и лечебных практиках.4 В двенадцатом веке римско-католическая церковь запретила заниматься медициной и хирургией. Причиной болезней считали одержимость злыми духами, и единственным методом лечения стало изгнание бесов. Невежество царило целую тысячу лет.5 В шестнадцатом веке в эпоху Ренессанса завеса мрака стала медленно приподниматься. Когда стала раскрываться истина о Боге, стала заметна перемена и в вопросах здоровья. Однако изменения происходили очень медленно, и лишь в середине девятнадцатого века мы видим начало развития научной медицины. Но, несмотря на это, еще долгое время практическое лечение включало методы средневековья как в Америке, так и в Европе. В некоторых медицинских центрах знания начали возрастать, но прошло немало времени, прежде чем рациональные методы стали применяться на практике.

В середине 19 века врачи не обладали полными знаниями в области физики, химии или физиологии. Например, среди врачей было популярным лечение путем кровопускания. У больного выпускали от 0,5 до 1 литра крови, и иногда эту процедуру повторяли в тот же день.

Если больного охватывал жар, его непременно помещали в темное, жаркое, непроветриваемое помещение и не давали ему никаких жидкостей. Врачи использовали для лечения набор ядовитых веществ. Среди них были ртуть, мышьяк, сурьма, никотин, стрихнин, опий, наперстянка и прочие.6 Врачи также использовали множество трав, однако они не имели понятия, как именно действует на организм каждая из них, и потому не существовало никаких указаний об их безопасной дозировке. Исследуя методы лечения тех лет, создается впечатление, что по-настоящему полезные для здоровья процедуры, как правило, отвергались.

Наиболее типичной в то время была смерть от инфекционных болезней.7 Однако, понимание роли микроорганизмов при этом отсутствовало. Никто не имел понятия о связи между грязью, нечистотами и болезнью. Зачастую дома были неопрятны, а их жители нечистоплотны. Люди не знали, как обходиться с экскрементами, и не понимали их потенциальной связи с инфекционными болезнями. Кроме того, в результате плохого питания людей подавлялась иммунная система. В лучшем случае лечение в эту эпоху было бесполезным, чаще всего – вредным, а нередко и вовсе приводило к смерти.8 Такое положение подготовило почву для появления разнообразных альтернативных подходов к здоровью и лечению. Эти альтернативные методы зачастую казались действенными потому, что в них не использовались наносящие вред методики, применяемые в устоявшейся медицине того времени. Не лечиться вообще – было намного безопаснее, чем обращаться к врачу. И это проложило дорогу развитию таких методов, как гомеопатия и многие другие, также не представляющих подлинной ценности. Эти методы не получили настоящего научного признания, но создавали видимость пользы.

Диетология как наука лишь недавно получила признание со стороны ученых. Врачи признали, что сбалансированное питание укрепляет иммунную систему, и тем предотвращает болезни. Правильное количество калорий, минералов, витаминов и других элементов необходимо для того, чтобы иммунная система противостояла болезням как следует. Долгое время никто не знал, что некоторые способы консервирования продуктов сами по себе были причиной разнообразных болезней. Нам известно, что при определенных способах приготовления пищи происходят потери некоторых минералов и витаминов. Лишь в последние годы мы осознали вред от обильного употребления соли и опасность употребления в пищу маринадов, солений и копченостей. Большое количество соли, используемой при консервировании мяса и овощей, настолько сильно действует на клетки пищеварительного тракта, что делает их уязвимыми для вредного влияния канцерогенов, которые содержатся, например, в копченом или жареном на открытом огне мясе.

Привычки людей также способствовали их болезням и преждевременной смерти. Курение табака началось в Америке и вскоре распространилось по всему миру. Кофе и чай также были широко распространены – эти напитки употребляли повсюду.

Люди много времени проводили на работе. Достаточный отдых был редкостью. Питание было крайне нерегулярным и несбалансированным. Обильное применение приправ и уксуса наряду с частым употреблением мясной пищи и сыров закладывало основание для множества болезней.

Время от времени происходили преобразования в жизненном укладе и способах борьбы с недугами. Но даже если использованные методы давали хорошие результаты и не причиняли вреда, им было очень трудно получить признание. Перемены к лучшему всегда происходят медленно, и дьявол идет на все, чтобы помешать этому процессу.

Ранние реформы в практической медицине

В 1777 году на одном корабле, находившемся в длительном плавании, большая часть моряков заболела тифом. Больных моряков было принято помещать в трюм и держать их там без воды и других жидкостей. Им давали обычное для такого случая лекарство, которое не помогало и нередко усугубляло болезнь. Больным было запрещено дышать свежим воздухом, и никто не пытался снизить температуру тела. Заболевших было так много, что им не хватало места в трюме, поэтому тех, кто был уже безнадежен, разместили на палубе. Несчастные так страдали от лихорадки, что просили членов экипажа окатывать их водой, и поскольку уже никто не надеялся, что они выживут, корабельный врач удовлетворил их просьбу. К удивлению, моряки, находившиеся на палубе, пошли на поправку. Об этом рассказали другим врачам, и когда опыт повторили, результат оказался таким же. К сожалению, из-за предрассудков и неверия врачей эта информация вскоре была забыта, и лечение продолжали старыми методами.9

В 1812 году опять же случайным образом было открыто благотворное влияние прохладной воды на больных. Подросток тринадцати лет по имени Винсент Присснетц, живший в Австрии, обнаружил, что, поливая холодную воду на растянутые мышцы кисти, он испытывает огромное облегчение. Позднее с ним произошел очень серьезный несчастный случай. Его переехал фургон, оставив на теле ужасные кровоподтеки и переломав несколько ребер. Винсент опять использовал холодную воду, чтобы снять боль от увечий. Этот необразованный юноша начал применять свой метод для лечения других людей, и результаты были впечатляющими. Большинство врачей того времени настойчиво выступало против этого метода лечения. Они даже попытались закрыть учреждение Присснетца через суд, но потерпели неудачу. Следует помнить, что в те дни результаты лечения холодной водой, по сравнении с результатами обычного лечения, просто впечатляли. Лечение водой и сегодня применяют во всем мире.10 В современной практической медицине не используются методы прошлого. Тем не менее, гидротерапия признана современными врачами.

К середине 1850-х общественность была взбудоражена и жаждала новых знаний о функционировании организма, потому люди просили, чтобы в школах начали преподавать физиологию. Стала поощряться чистоплотность. Некий Сильвестр Грэм, который жил в Америке, пропагандировал употребление в пищу цельных злаков и переход к вегетарианству. Его идеи стали очень популярными и даже сегодня в Америке производят «крекеры грэма». Появилась и «грэмова мука», которая состояла из перемолотых цельных злаков. В это же время были учреждены общества воздержания, выступающие против продажи и употребления алкоголя. Это возродило интерес к полезной пище и здоровому образу жизни. Наибольшая популярность гидротерапии пришлась на 30-40-е годы 19 столетия, а затем интерес к ней начал угасать. Большинство врачей продолжали практиковать старые методы лечения.

В то же время во всем мире началось религиозное пробуждение в ожидании незамедлительного пришествия Иисуса. Когда это ожидаемое многими событие не состоялось в объявленный день, пробуждение угасло. Именно этот период стал временем духовного возрождения, создалась Церковь христиан Адвентистов Седьмого Дня. В течение одиннадцати лет группа людей продолжала усердно изучать Библию, пытаясь понять, почему Христос не пришел в установленный день. Когда они с молитвой изучали пророчества, то стали глубже понимать не только их значения, но также Божьи требования относительно соблюдения законов и заповедей, что в конечном итоге привело их к соблюдению библейской субботы.

Ранние реформы в доктрине о здоровье в церкви Адвентистов Седьмого Дня

Среди участников этого движения находилась Елена Уайт. Она получила дар пророчества, чтобы передавать вести от Господа растущему собранию верующих. Именно ей в 1848 году была передана особая весть, касавшаяся употребления табака, кофе и чая: эти вещества вредят здоровью, а также негативно воздействуют на разум, и с их употреблением надлежит покончить.11

Отвечая на письмо, обращенное к ней, Елена Уайт писала: «Я видела, что табак – это мерзкий сорняк, и от его употребления нужно отказаться. Сопровождающий меня ангел сказал: «Если это – идол, то самое время от него избавиться, и пока это не сделано, неодобрение Божье будет тяготеть над тем, кто использует его, и он не сможет получить запечатление печатью живого Бога»… Я видела, что Христос представит Своему Отцу церковь без пятна, порока, или чего-либо подобного».12 Употребление табака было привычным для людей того времени, и отказ от этой привычки занял долгие 15 лет.

В этот же период посредством дальнейшего изучения Библии был обнаружен запрет на употребление в пищу свиного мяса, в результате чего возникло движение за отказ от его употребления. Однако в видении Е. Уайт получила весть от Бога, что на тот момент еще не настало время для воплощения этой перемены, и Бог произведет ее в надлежащее время. 13

В 1854 году через Елену Уайт была явлена вторая весть относительно здоровья, в ней затрагивались три темы:

– Чистоплотность человека и его дома;

– Обуздание чревоугодия;

– Правильное питание: следует отдавать предпочтение цельным зерновым и пище, свободной от животных жиров.14

Елена Уайт прокомментировала это видение так: «Я видела, что Бог очищает для Себя особый народ; у Него будет чистый и святой народ, народ, в котором Он сможет найти отраду. Я увидела, что Бог не признает неряшливого, нечистоплотного человека христианином. К подобному Он относиться не одобрительно. Наши души, тела и дух должны быть представлены Отцу совершенными; и если мы лично не будем чисты и непорочны, то не сможем быть представлены безупречными пред Богом. Я видела, что дома святых следует содержать в опрятности и аккуратности, свободными от грязи, скверны и всякой нечистоты». 15

Церковь Адвентистов Седьмого Дня была формально организована в мае 1863 года. И уже в июне того года еще одна весть о здоровье была ниспослана Богом. Она затрагивала многие аспекты человеческой жизни. Центральной темой была связь между здоровьем и духовностью. Бог показал Елене Уайт, что забота о своем здоровье является религиозной обязанностью христиан.

Первые указания предназначались самой вестнице Божьей и ее мужу, и были связаны с их привычками, влиявшими на здоровье. На Елену Уайт и ее мужа легла ответственность возглавить работу по пропаганде здорового образа жизни. Им предстояло заботиться о своем здоровье, и побуждать других заботиться о своем. Божья весть касалась привычек, связанных с едой, работой, приемом алкоголя, применением ядовитых лекарств. Бог повелел им очищать тело водой изнутри и снаружи для профилактики и лечения болезней, для укрепления здоровья и соблюдения чистоплотности. Джеймсу Уайт было дано ясно понять, что его мрачное и подавленное настроение отрицательно сказывается на его здоровье. Ему надлежало развивать свою веру в Бога и верой подняться над угнетающими его мыслями. Ему надлежало быть жизнерадостным, воодушевленным и сохранять умиротворенный настрой, потому что от этого зависело его здоровье. Также Джеймсу следовало стремиться к оздоровлению, ведя правильный образ жизни, а не искать какого-нибудь магического средства исцеления, продолжая потакать своим губительным для здоровья привычкам.16

Эта информация на 150 лет опередила свое время. Наука уже подтвердила почти все указания, данные Богом. Также Елена Уайт получила наставление советовать людям отказаться от употребления мяса, потому что от него возникают болезни. Мясная пища отрицательно воздействует на разум и на желание человека быть послушным Божьему водительству.

Многие из принципов реформы здоровья, данные Еленой Уайт в то время, уже пропагандировались отдельными людьми еще до этого видения. Однако эти учения постепенно теряли сторонников, их благотворное влияние сошло на нет. Я убежден, что эта реформа исходила от Бога. Ее защищал и поддерживал то один человек, то другой, но теперь Бог дал эту весть организованной группе верующих, и им надлежало разнести ее по всему миру. Весть 1863 года подчеркивала связь реформы здоровья с провозглашением вести о спасении через веру в Иисуса. Привычки и пища влияют на наш характер и определяют вечную участь.17 Даже внешний вид христиан должен прославлять Бога скромностью и уместностью одежды.

Елена Уайт писала:

Мне снова было показано, что санитарная реформа – одна из отраслей великого дела, которая должна приготовить народ к пришествию Господа. Она также тесно связана с вестью третьего ангела, как рука с телом.18

Божья весть, обращенная к церкви в 1863 году, заключалась в том, что предупреждение болезней и лечение недугов надлежит осуществлять, придерживаясь благотворных для здоровья привычек, используя воду для внутреннего и внешнего очищения, придерживаясь вегетарианской диеты с употреблением ограниченного количества яиц и молока. Бог дал указание основать учреждение для лечения больных. Верующие нуждались в месте, куда их собратья по церкви могли бы приходить за помощью и получать наставления относительно здорового образа жизни.19 В ту пору церковь насчитывала всего 3 500 человек. Им предстояло начать это дело с верой, и Бог повел бы их. Верующие того времени не могли представить себе того, куда Бог желал их привести.

Он (Бог) желает, чтобы важная тема санитарной реформы все время находилась в центре внимания общества, чтобы общественное сознание начало глубоко исследовать этот вопрос. В противном случае люди со всеми их греховными, пагубными для здоровья и ослабляющими мозг привычками не смогут уразуметь священную истину, которая должна освятить, возвысить, облагородить их и приготовить к общению с небесными ангелами в царстве славы.20

В 1866 году церковь начала издавать журнал о здоровье, который вскоре получил широкое распространение. Помимо этого было приобретено здание в городке Баттл Крик, штат Мичиган, где должен был начать свою работу лечебный центр. В оздоровительную программу таких центров должны были входить физические занятия, гидротерапевтические процедуры и лакто-ово-вегетарианская диета. Это место получило название Западный институт реформы здоровья.21

western health reform institute

Рисунок 5. Западный институт реформы здоровья

В Институте здоровья были запрещены алкоголь, табак, кофе и чай. Людей знакомили с основными принципами здорового образа жизни. Рацион питания состоял из пищи растительного происхождения с обилием фруктов и разных видов овощей, орехов, бобовых и цельных злаков. Небольшое количество яиц и молока также было в меню. Строго соблюдался режим сна, работы, отдыха и приемов пищи. Перекусывание между основным приемами пищи не поощрялось. Пациентам советовали избегать употребления в пищу сала и животного жира, избегать избыточного употребления соли, а также продуктов, заготавливаемых для длительного хранения с применением большого количества соли и уксуса.

Такой образ жизни стал образцовым для многих адвентистов седьмого дня в последующие годы. Чистый воздух, солнечный свет, воздержание, отдых, физические упражнения, надлежащее питание, достаточное употребление воды и доверие Богу являются истинными целебными средствами. Доверие Богу проявится в повиновении как физическим, так и духовным законам. Сегодня научный мир признает адвентистов седьмого дня как одну из социальных групп долгожителей на земле.

Успех Западного института реформы здоровья пришел благодаря следованию Божьим указаниям.

…Богу угодно, чтобы данное учреждение максимально способствовало тому, чтобы представить Господу народ совершенный и приготовленный…22 …Они не должны полагаться только на свои способности. Если благословения Божьи будут на этом институте, то ангелы станут помогать больным, медсестрам и врачам в деле исцеления, чтобы, в конце концов, слава воздавалась Богу, а не немощному, недальновидному человеку.23

Врачам надлежало иметь очень хорошую подготовку. Им предстояло следовать плану, намеченному Богом для лечения, но они также должны были суметь внушить к себе уважение пациентов и врачей того времени. Им предстояло объяснять методы лечения и суметь показать, что они выполняются на рациональной научной основе.

Институт здоровья стремительно развивался и превратился в терапевтический и хирургический госпиталь, оставаясь в то же время и санаторием. Медперсонал состоял из высококвалифицированных врачей, и институт завоевал добрую репутацию благодаря хорошим результатам лечения и духовной атмосфере, которая была неотъемлемой частью программы. Постепенно к этому заведению сложилось уважительное отношение со стороны профессиональных медицинских кругов.24 Программа оздоровления и лечения, предлагавшаяся в больнице, оказала влияние на медицинский мир и помогла поднять уровень предоставляемой медицинской помощи. Это учреждение стало настолько известным, что в него приезжали богатые и влиятельные люди из Америки и Европы. Богу воздавалась дань уважения как автору подлинной науки и исцеления.

В начале становления Института реформы здоровья на пост директора был избран один молодой врач. Его отправили для получения лучшего и самого современного образования, какое только было возможно найти. Обучение дало ему наивысший уровень понимания науки. Он также изучил хирургию. Несмотря на знакомство доктора Келлога с работой крупных больниц того времени, методы лечения в Баттл Крике остались теми, которые указал Бог. Бог направлял доктора Келлога в его усилиях и благословил его умением и пониманием. В своей книге «Рациональное лечение» (1902 г.) доктор Келлог сообщал, что смертность после проведенных им хирургических операций составляла 3%, а последних 165 операций прошли совершенно без смертельных исходов. В большинстве больниц того времени смертность составляла 20-30%.

Елена Уайт писала в письме к доктору Келлогу:

Мой дорогой брат, как я уже прежде писала тебе, мне известно, что Господь поставил тебя на весьма ответственный пост – быть величайшим из врачей нашего мира, человеком, которому Господь дал понимание и знания, чтобы поступать по справедливости и здравому суждению, и являть подлинный миссионерский дух в учреждении, которому должно представлять истину в противовес заблуждению.25

Кто был рядом с тобой, когда ты совершал эти сложные операции? Кто даровал тебе спокойствие и самообладание в критические минуты? Кто посылал тебе быстрое решение, острое чутье, ясное видение, крепкие нервы и искусную точность? Господь Иисус послал Своего ангела, чтобы он был рядом с тобой и наставлял тебя. Его рука лежала на твоей руке. Иисус, а не ты, двигал твоими инструментами. Временами ты осознавал это, и совершенное спокойствие владело тобой. Ты не торопился, но дело шло быстро, так что ни одна минута не терялась. Господь обильно благословил тебя.26

Когда ты надеялся на Бога во время критических операций, Божьи ангелы стояли подле тебя, и в твоей руке были видны их руки, выполняющие работу с точностью, которая поражала наблюдавшего.27

Производство здоровых продуктов питания

Доктор Келлог осознавал, что множество людей питаются плохо, и у него возникло желание развить производство продуктов из цельных зерновых. Путем экспериментирования он разработал кукурузные хлопья и злаковые смеси, которые стали отличным вариантом хорошего завтрака. Это положило начало индустрии сухих завтраков, известных сегодня под маркой Kellogg’s. Также доктор Келлог приложил немало усилий, чтобы разработать заменители мяса, состоящие из зерновых, овощей и небольшого количества орехов.

Елена Уайт написала членам церкви:

Теперь я должна передать моим братьям наставление, которое Господь дал мне относительно вопроса о продуктах для здоровья. Многие смотрят на продукты для здоровья как на придуманные человеком, но их создание вдохновлено Богом в качестве благословения для Его народа. Производство продуктов для здоровья принадлежит Богу, и его нельзя превращать в предмет финансовых спекуляций с целью личного обогащения. Свету, который Бог пролил, и впредь будет проливать на вопрос о пище, надлежит быть для Его народа сегодня тем же, чем манна была для детей Израиля. Манна падала с небес, и народу было велено собирать ее, и готовить из нее пищу. Так и в разных странах мира Божьему народу буден дан свет, и будут готовиться продукты для здоровья, пригодные для этих стран.28

Продукты для здоровья произведены Богом, и Он научит Свой народ на миссионерских полях, как сочетать произведения земли, чтобы получались простые, недорогие и полезные для здоровья блюда. Если они пожелают искать мудрости у Бога, Он научит их планированию и обработке, чтобы использовать эти произведения земли. Мне велено сказать: «Не препятствуйте им».29

В 1895 году доктор Келлог запатентовал аппарат для размалывания орехов и изготовления арахисового масла. Один из его работников, Джозеф Ламберт, запатентовал подобный аппарат для домашнего использования. Арахисовое масло было известно людям еще со времен инков, но до тех пор не имело широкого распространения.

Подобно компании по изготовлению здоровых продуктов питания в санатории Баттл Крик, адвентисты Австралии в 1890 году также занялись производством хлопьев из зерновых, напитков для замены кофе, разработкой «заменителей мяса» из растительных протеинов, для чего использовали арахисовое масло и более сложные продукты, такое как «нутоза» (от английского слова «nut» – орех) и «ореховый сыр». Благодаря адвентистам в Австралии начал зарождаться большой интерес к подобным продуктам.30

К 1914 году в США появилось большое число фирм, производящих арахисовое масло. Люди, не являющиеся членами церкви, также занялись изготовлением здоровых продуктов, и сегодня их магазины можно найти по всему земному шару. Однако, не все, что в них продается, действительно полезно для здоровья.

Адвентисты также создали компании по производству здоровых продуктов питания. В 1898 году церковью АСД было положено начало индустрии сухих завтраков в Австралии. Сегодня эта компания является главным производителем сухих завтраков и соевого молока в Австралии и Новой Зеландии. Уровень продаж компании по изготовлению здорового питания «Санитариум» (Sanіtаrium Health Food Co.) достиг трехсот миллионов долларов в год. Эта компания экспортирует свой товар в более тридцати стран мира. Первый магазин здоровой пищи в Австралии был открыт в 1902 году под названием «Кафе и магазин продуктов Санитариум» и находился на Пит стрит в Сиднее. Другой подобный магазин начал действовать в 1907 году на Виктория стрит в Окланде, Новая Зеландия. Еще одна большая адвентистская фирма «Граникс» в Аргентине производит и экспортирует здоровые продукты питания в пятнадцать стран мира.

Доктор Гарри Миллер, адвентистский врач и бывший ученик доктора Келлога, отправился в Китай, чтобы работать там врачом при христианской миссии. Это было в самом начале 20-го века. Он увидел, как младенцы умирают от голода, потому что у их матерей не было грудного молока. Он улучшил соевое молоко, производимое доктором Келлогом, и тем спас тысячи младенцев. Позже он основал компанию по производству здорового питания в Америке, известную сегодня как «Лома Линда Фудс». Доктор Миллер умер в возрасте 95 лет, но до самой смерти он продолжал эксперименты с продуктами питания.

Работа, проведенная доктором Келлогом и доктором Миллером по созданию соевых продуктов, привлекла внимание медицины и пищевой промышленности. Сегодня соевые продукты производятся и употребляются во всем мире.

Медицинское образование, зародившееся в Институте реформы здоровья

В 1878 году при Западном институте реформы здоровья, позже названном «Санаторий и больница в Баттл Крик», была открыта Школа здоровья, где молодых людей обучали физиологии, гигиене и основам диетологии. Они возвращались в свои церкви, чтобы учить людей здоровому образу жизни. Данный курс подготовил множество преподавателей в области здравоохранения. В 1883 году больница остро нуждалась в медицинских сестрах, исповедующих учение церкви АСД, поэтому при санатории начала функционировать школа медсестер. Размеры и популярность больницы постоянно росли. Требовалось больше врачей, которые бы работали в полной гармонии с принципами больницы. Таким образом, в 1895 году была открыта школа, известная как «Американский медицинский колледж».31

battl creek sanitarium

Рисунок 6. Санаторий в Баттл Крик

Выпускники этой медицинской школы разъехались по Америке, а кое-кто отправился за рубеж, зачастую открывая подобные санатории. Большинство таких учреждений имели свои школы медсестер.

Коварные учения

До сих пор мы рассматривали стремительный рост и расширение работы в сфере здоровья, однако, в 1898 году возникла проблема, которая постепенно и скрытно разрасталась. Среди сотрудников и служителей санатория в Баттл Крике начало распространяться учение пантеизма, исходившее от доктора Келлога. На Келлога оказал влияние его родственник, который был баптистским священнослужителем. Идея этого учения заключалась в том, что праведность Бога присутствует в воздухе, которым мы дышим, и в воде, которую мы пьем, и когда мы употребляем эти вещества, то таким образом приобретаем Божью праведность.32

Когда Елена Уайт была в Австралии, она получила видение, где ей была показана проблема пантеизма. Она написала письмо, адресованное Генеральной конференции, с предупреждением о скрытом и коварном учении, и советовала предпринять решительные меры. Она также много раз писала доктору Келлогу относительно этого верования, предупреждая об опасности, но безрезультатно. Учение продолжало распространяться, приведя к отступлению нескольких ведущих служителей.33

В 1902 году санаторий был полностью уничтожен огнем. Доктор Келлог немедленно разработал план, как отстроить его в еще больших масштабах. В видении Елене Уайт было велено передать ему наставление о том, что нужно строить небольшое здание, но доктор Келлог не изменил планы относительно создания учреждения на тысячу коек.

Чтобы собрать деньги для строительства, он написал книгу о домашнем лечении, которую назвал «Живой храм». Пантеистическое мировоззрение было тонко вплетено в содержание данной книги. Церковное издательство отказалось печатать ее, тогда доктор Келлог издал ее в другом месте, что стало еще одним шагом в отделении его и санатория от Церкви Адвентистов Седьмого Дня.

Бог не отнял всех Своих благословений и после того, как санаторий был отстроен. На протяжении еще нескольких лет он являлся центром медицинской миссионерской работы.

Распространение пантеистических учений продолжало увеличивать пропасть между церковным руководством, доктором Келлогом и больницей. В 1906 году было официально признано, что возврат невозможен, в результате чего санаторий был отделен от церкви. Здание больницы было потеряно для церкви, так как не было зарегистрировано на имя церковной организации. Санаторий функционировал и дальше, но к 1910 году ни один абитуриент не подал документы на обучение в санаторской школе, и она была закрыта. Больница продолжала работать отдельно от церкви, но и она, в конце концов, перестала существовать.34

Не обольщайтесь; многие отпадут от веры, вняв духам соблазна и бесовским доктринам. Сейчас перед нами альфа этой опасности. Омега же примет удивительный вид.35

Доктор Келлог распространял учение пантеизма. Сегодня практические аспекты пантеизма отражаются в терапевтических моделях здоровья и исцеления, которым учат восточные религии и движение «Новый век». Пантеистическая ересь стала причиной того, что церковь потеряла санаторий в Баттл Крике и была на грани раскола. В наше время это же спиритическое влияние способно опять обольстить нас. Елена Уайт писала доктору Келлогу о коварном учении:

Мне велено говорить ясно. «Восстань против этого, – было сказано мне. – Восстань решительно и без промедления». …В книге «Живой храм» представлена альфа смертельных ересей. Омега последует и будет воспринята теми, кто не желает внять предостережению, данному Богом.36

Первые санатории, основанные в Калифорнии

Пока в Баттл Крике происходили эти перипетии в отношениях между церковью и санаторием, Бог благословил движения, возникшие в Южной Калифорнии возле города Лос-Анджелес. Конференция в этой местности включала в себя всего 1 100 человек.37 В 1901 году Бог показал Елене Уайт, что в этой местности надлежит положить начало медицинским учреждениям. В 1904 году конференция церкви приобрела два земельных участка со зданиями для того, чтобы открыть в них санатории. Один стал известен как Санаторий Парадайз Вэлли, а другой – Санаторий Глендэйл. Эта конференция была совсем молодой и довольно бедной. Владения под санаторий были куплены на небольшой первоначальный взнос, а остальную сумму предстояло выплачивать в рассрочку. Это привело конференцию к большой задолженности. Но они продолжали дело, уповая на Бога. В видении в 1901 году сестре Уайт было показано особое владение в Южной Калифорнии, в котором предстояло открыть медицинское учреждение и которому суждено было стать великим образовательным центром. Елена Уайт побывала на обоих участках, которые приобрела Конференция Южной Калифорнии, и сказала, что ни одно из этих учреждений не было тем, которому суждено стать особым образовательным центром.

В 1905 году на продажу было выставлено еще одно владение в ста километрах к востоку от Лос-Анджелеса, которое включало в себя землю, сады и здания, идеально подходившие для санатория. Продавалось оно с очень большой скидкой. Пастор Бёрден осмотрел владение, но денег даже для первоначального взноса у церкви не было. Руководители конференции и без того были обременены долгами по двум уже имевшимся медицинским объектам. Сестра Уайт сказала пастору Бёрдену, что ему нужно самому занять деньги для первоначального взноса. К тому времени, как он нашел деньги, цена упала еще ниже. Владение было приобретено. Это поистине чудесный опыт о Божьем провидении, обеспечившем нужную сумму для совершения окончательной покупки. Владение было куплено в мае 1905 года, а в июне 1905 года Елена Уайт побывал в нем. Она огляделась по сторонам и подтвердила, что это было то самое владение, которое было показано ей в видении.38

Д. Е. Робинсон в книге «История нашей вести о здоровье» в главах с 28 по 31 рассказывает замечательную и удивительную историю о Божьем провидении в поиске собственности и денег на ее приобретение.

Место это называлось Лома Линда. Это испанское название, означающее «прелестный холм». Оно разместилось в плодородной долине между горами. Из долины поднималась небольшая возвышенность, а здания были на вершине этого холма, откуда открывался широкий обзор окружающей местности. Через владение проходила железная дорога, прямиком ведущая в Лос-Анджелес. Там были глубокие колодцы, в изобилии дававшие прозрачную чистую воду. В ноябре 1905 года начались первые занятия для будущих медсестер и братьев, а в сентябре 1910 года – первые занятия для студентов-медиков. Школу назвали «Колледж медиков-евангелистов». Сестре Уайт было показано обучение в Лома Линде. Оно:

…в этом месте будет подготовкой наивысшего разряда, у учащихся есть привилегия поддержания живой связи с Наимудрейшим из всех врачей, от Которого исходят знания, превосходящие все остальные.39

Вскоре школа стала выпускать врачей и медсестер. Они начали разъезжаться по Соединенным Штатам, а затем по многим странам мира. В Америке и во многих других государствах выпускниками Лома Линды открылось множество больниц и санаториев. Как в Америке, так и в других странах при многих больницах начали работать школы по обучению медицинских сестер. Со временем школа в Лома Линде расширила свое обучение созданием новых факультетов разнообразных видов медицинских специализаций, включая диетологию. В них были разработаны программы обучения и подготовки врачей по всем специальностям. В 1953 году был открыт факультет стоматологии, а в 1967 году – факультет общественного здравоохранения. После объединения с близлежащим колледжем Ла Сьерра, название «Колледж медиков-евангелистов» было изменено на «Университет Лома Линда». В это же время церковь учредила медицинскую школу в г. Монтеморелос, в Мексике, а вскоре была также открыта школа стоматологии на Филиппинах. Третья медицинская школа основана в Ривер Платте, в Аргентине. Церковь также организовала Христианский медицинский колледж в Индии. Во многих странах мира факультет общественного здравоохранения университета Лома Линда проводит курсы и программы повышения квалификации специалистов для получения научной степени в области здравоохранения.

Глобальное влияние университета Лома Линда и вести о здоровье

Давайте посмотрим, как изменилась ситуация с 1848 года, когда через Елену Уайт было дано первое видение относительно здоровья людей, проповедовавших скорое пришествие Христа и важность соблюдения заповедей Божьих. Их количество возросло от нескольких сотен до более чем пятнадцати миллионов. Образ жизни, который они приняли, следуя Божьим указаниям на заре становления церкви, принес благословения, улучшив их здоровье. Увеличилась продолжительность жизни. Адвентисты Седьмого Дня признаны группой людей, которые зачислены в категорию долгожителей. Индустрия здоровых продуктов питания распространилась по всему миру. Огромные компании занимаются производством завтраков, изготавливаемых из цельных зерновых. Хотя большинство из этих компаний не являются церковными, тем не менее, они несут большое благословение через производство продуктов здорового питания. Во многих странах производятся заменители мяса. В настоящее время соевое молоко и соевые продукты являются предметом исследований диетологами всего мира. Вегетарианство показало себя как лучший образ жизни для здоровья человека.

Еще одно влияние церкви Адвентистов Седьмого Дня в мире проявилось в деятельности профессиональных администраторов, управляющих нашими больницами и медицинскими заведениями. Высококвалифицированная работа этих специалистов оказалась крайне востребованной. Несколько лет назад государственные чиновники Китая обратились с просьбой к руководству адвентистской больницы приехать в Китай и научить их современным методам администрирования больниц.

Санаторий в Баттл Крике являлся мировым лидером в обучении здоровому образу жизни. Его репутация в оказании медицинской помощи привлекала богатых и знаменитых людей из Америки и других стран. Он стал образцом для подражания для многих учреждений в Америке и за ее пределами. Потеря этого медицинского заведения и его школ стала сильнейшим ударом для церкви. Однако Бог руководил деятельностью Своей церкви. Университет Лома Линда – медицинское заведение, которое, как и некоторые из его выпускников, завоевало международное признание.

Группа хирургов-кардиологов, работающих на медицинском факультете университета Лома Линда под руководством докторов Эллсворса Уорхама и Джоан Коггин, стала инициатором поездок по всему миру с целью обучения врачей и хирургов методам и технике, необходимым для выполнения операций на сердце. За время этих поездок было прооперированно сотни детей с пороками сердца. Правительства различных стран обращались к ним с просьбой посетить их страны для того, чтобы повысить уровень оказания медицинской помощи и поделиться знаниями в области хирургии. Во главе с Леонардом Бейли университет Лома Линда стал центром трансплантации сердца у детей. Также под руководством доктора Слейтера было организовано лечение путем протонной терапии. Этот вид лечения оказывает значительный результат в лечении разных видов рака.

Но более обширное влияние Адвентистов Седьмого Дня проявилось в вести о здоровье, которая под водительством Божьим должна быть пронесена по всему миру. Это влияние пришло через исследования образа жизни и долголетия членов церкви.

Мервин Хардинг, доктор медицины, доктор философии, заслуженный профессор факультета здравоохранения университета Лома Линда в предисловии к книге «Вегетарианское питание» под редакцией доктора медицины Джоан Сабате, делится с нами чрезвычайно интересной информацией относительно ранних исследований, в которых принимали участие вегетарианцы. В 1948 году он начал работать над докторской диссертацией в области питания при Гарвардском университете, тема которой – сопоставление состояния здоровья вегетарианцев и людей, употребляющих мясо. Диетологи полагали, что невозможно получить полноценное питание, не употребляя мяса, но своими научными изысканиями доктор Хардинг доказал обратное. Его исследование было опубликовано в 1954 году в известном журнале «Клиническое питание».

До этого времени много внимания уделялось изучению белка, в то время как исследования жиров и углеводов почти не проводились. В рамках сравнительного изучения вегетарианской и невегетарианской диет доктор Хардинг изучал как белки, так и жиры, разделяя последние на растительные и животные. Анализы крови участников эксперимента включали и тест на холестерин (в то время почти все анализы крови на данное вещество осуществлялись только с целью сравнения с результатами анализа основного обмена веществ для определения функции щитовидной железы).

Исследование показало прямую зависимость уровня холестерина в крови от количества потребляемых животных жиров. Как уже было сказано, в научных кругах мало кто задавался вопросом о полноценности вегетарианской диеты. Но новые исследования, выявившие связь между потребляемым жиром и уровнем холестерина, вызвали в общественности большой интерес. С этого времени наука положила начало изучению жиров: стали исследоваться отличия животных жиров от растительных, насыщенных от ненасыщенных. Также изучалось, как холестерин и его употребление с пищей способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний во многих странах мира.

В 1958 году доктора Франк Лемон и Ричард Валден из университета Лома Линда стали инициаторами научных исследований адвентисткого образа жизни. Результатом их деятельности был интерес в медицинских кругах Америки к образу жизни адвентистов седьмого дня, что вызвало общественное признание Церкви АСД и университета Лома Линда. Это стало результатом долгосрочного научного исследования, которое сегодня возглавляет доктор Гарри Фрейзер, работающий на факультете общественного здравоохранения университета Лома Линда. Он исследует феномен снижения риска возникновения рака, диабета, сердечно-сосудистых и многих других заболеваний, а также увеличение продолжительности жизни среди адвентистов седьмого дня в сравнении со среднестатистическими жителеями штата Калифорния, США и Канады.

Всемирному признанию Церкви АСД способствовала «Пятидневная программа по отказу от курения», создателями которой стали доктор Джей Уейн Макфарланд и пастор Элман Фолкенберг. В результате проведения этих программ по всему миру многие тысячи людей бросили курить и узнали о здоровом образе жизни. Основополагающий принцип данной программы гласит: «Божья сила способна изменить и обязательно изменит привычки и жизнь человека».

Ю. Д. Рэджистер, доктор философии, профессор в области питания, работающий в университете Лома Линда, посредством своих научных исследований смог изменить устоявшиеся взгляды руководителей Американской ассоциации диетологов, благодаря чему факультету питания удалось добиться аккредитации. Раньше из-за вегетарианской направленности данного факультета им отказывали в полной аккредитации.

Доктор Макфарланд, доктор Хардинг и доктор Рэджистер большую часть своей жизни преподавали не только в университете, но на лагерных собраниях и конференциях, которые проводились в Соединенных Штатах Америки и во многих других странах. Студенты любили и уважали их за смирение и любовь к Богу. Это я знаю наверняка, так как они были моими учителями.

Специальное приложение к «Американскому журналу клинического питания», самому престижному журналу по питанию, за сентябрь 1999 года, было посвящено докторам Хардингу и Рэджистеру. Этот специальный выпуск журнала содержал доклады, сделанные на Третьем всемирном конгрессе по вопросам вегетарианства, который был проведен в университете Лома Линда. Богу да будет вся слава!

____________________________

1. Hubbard, Rubin; Historical Perspectives of Health, Loma Linda University, (1975), pp. 9, 20.

2. Ackernecht, Erwin H.; A Short History of Medicine, John Hopkins University Press, Baltimore, MD, (1955), p. 82.

3. Hubbard, op. cit., pp. 121, 123, 136.

4. Garrison, Fielding H., History of Medicine, W.B. Saunders and Co., Philadelphia and London, (1929), pp. 126–139.

5. Hubbard op. cit., p. 130–132.

6. Robinson, D.E., The Story of Our Health Message, 1965 Southern Pub. Assn., Nashville, TN, (1943, 1955, 1965), pp. 22, 28-29.

7. Haagenson, C. D., Wyndham, E. L., A Hundred Years of Medicine, (1943), Sheridan House, NY, p. 42.

8. Hubbard, op. cit., pp. 153–8.

9. Robinson, op. cit., pp. 28-30.

10. Ibid., p. 31–33.

11. Ibid., p. 65.

12. White, E.G., Manuscript Releases, Vol. 8, no. 592.

13. Robinson, op. cit., pp. 62–63.

14. Ibid., p. 71.

15. White, E.G., Manuscript Releases Vol. 6, pp. 221-223.

16. Robinson, op. cit., pp. 78,79.

17. Ibid.

18. White, E. G., Testimonies For the Church, Vol. 3, p. 161.

19. Robinson, op. cit., p. 142.

20. White, op. cit., Testimonies Vol. 3, p.162.

21. Robison, op. cit., p.149.

22. White, op. cit., Testimonies Vol. 3, p. 166.

23. White, op. cit., Testimonies Vol. 1, p. 562.

24. Robinson, op. cit., p. 215.

25. White, E.G., Manuscript Releases, Vol. 5, (1990) MR No. 333.

26. White, E. G., 2 Selected Messages, , p. 285; White, E.G., 1 Testimonies, vol. 8, pp. 187 188.

27. White, E.G., 2 Selected Messages, p. 285.

28. White, E.G., Counsels on Diet and Foods, p. 269.1.

29. Ibid., p. 272.2.

30. White, Arthur, Biographical Books/4BIO, Vol. 4 Chapter 30, (1983).

31. Robinson, op. cit., pp. 249-281.

32. Ibid., p. 314.

33. Ibid., p. 312–317

34. Ibid., chap. pp. 312-334.

35. White, E.G., 1 Selected Messages, p. 197.

36. Ibid., p. 200.

37. Robinson, op. cit., pp. 335-342.

38. Ibid., p. 350.

39. White, E.G., Counsels to Parents, Teachers, Students, p. 480