6. Медитация – аюрведа. древняя традиция целительства индии. Часть 1

Великая мудрость Востока?

Однажды я присутствовал на семинаре по альтернативным методам лечения. Восторженный энтузиазм организаторов не мог не привлечь внимание. Когда же их попросили объяснить, как работают эти методы, они ответили: «Не знаем, но методы очень действенны!» Это и есть «великая восточная мудрость». Как-то незаметно идея о древней мудрости проникла в сознание этих людей, и они провозгласили себя ее преемниками, помогая ей возродиться из прошлого. Я мысленно перебрал все свои знания о древних методах лечения, как на Востоке, так и на Западе, но не мог припомнить ничего ценного, что было бы незаслуженно забыто сегодняшней медициной. В действительности, можно только порадоваться, что большая часть этого наследия веков осталась в прошлом. Особенно это касается древних представлений об анатомии, физиологии и причинах возникновения болезней. Древние представления относительно происхождения человека и цели его существования однозначно расходятся с библейским мировоззрением. Поэтому я решил приготовить материал о древних методах исцеления Востока. Запад имеет свою собственную историю оккультных методов лечения. В современном мире произошло их смешение, отсюда и появилось выражение «Восток – Запад».

Самой древней и продолжающей свое существование доныне системой медицины, которая также не соответствует первоначальному Божьему плану поддержания здоровья и исцеления, является Аюрведа. Она возникла в долине реки Инд в северной Индии за 1700 лет до рождения Христа.

Медицинская система была открыта теми же мудрецами, которые разработали первоначальную систему индийской медитации, йоги и астрологии. Аюрведа имеет как духовную, так и практическую основу.1

Слово «Аюрведа» происходит от двух слов санскрита. «Аюс» – жизнь, «веда» – знание. «Аюс» – это жизнь, организм, его органы, разум, душа. «Аюс», или «жизнь» представляет собой сочетание тела, органов восприятия, разума и души. Аюрведа, индийская традиционная система медицины, является составной частью индуизма. Ведами назывались древние книги мудрости, которые как божественное откровение были ниспосланы индийским мудрецам.2

Считается, что Веды составляют ритм, знания и порядок Вселенной, тайны возникновения болезни, поддержания здоровья и исцеления. Мудрец, живущий в наши дни, индийский астролог, доктор Б. В. Раман написал:

Влияние планет на заболевания людей проявляется с таким постоянством, что его невозможно игнорировать. Движение солнца и луны, помимо смен времен года, дня и ночи, играет наиважнейшую роль в здоровье человека.3

Согласно Аюрведе, все материальные творения состоят из сочетания пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и земли. Эти пять стихий произошли от невидимого и неизменного Творческого Начала, Высшего Существа (вселенской энергии), и являются его проявлением.4

Утверждается, что Творческое Начало проявляется во Вселенной как две великие противодействующие силы, которые постоянно создают, поддерживают и разрушают все существующее во Вселенной. На санскрите они называются «раджас» и «тамас», а на китайском языке «инь» и «янь».

В Аюрведе есть верование, что три сверхъестественные силы управляют балансом между умственным и духовным здоровьем. Эта система берет свое начало в астрологии.

Основа всего лечения по Аюрведе – достижение баланса между двумя жизненными энергиями.5

Медитация – первостепенное и основное терапевтическое средство достижения равновесия. Лечение также подразумевает применение трав, минералов, ароматов и особой диеты.6

Аюрведа учит, что «ментальное тело» имеет разум и способность к самоисцелению. Тот же разум, который действует в макрокосмосе, управляет перелетами птиц, сменой времен года, приливами и отливами, определяет орбиты планет, действует в микрокосмосе человеческой физиологии.

Главная цель Аюрведы – обеспечить поток великого разума в каждом человеческом существе.7

С точки зрения индуизма и медицинской системы Аюрведа, сущность человека – это Творческое начало. Современный приверженец нетрадиционных медицинских теорий назвал бы эту сущность всеобщим основным энергетическим полем, охватывающим всю Вселенную. Человек в этом понимании является и энергией, и материей. Всякая болезнь рассматривается в контексте этой теории. Мы уже представили астрологические и космологические основы Аюрведы. Сейчас мы посмотрим, как эта теория воплощается на практике.

Главной системой лечения в Индии являлась Аюрведа. Интересно отметить, что в это же время существовала и традиционная медицина. В период темного средневековья Индия была известна своими выдающимися навыками в области хирургии, в то время как Европа утратила все свои умения и знания. Так бесконфликтно сосуществовали друг с другом система исцеления, фундаментом которой является астрология, и традиционные способы лечения, не основанные на индуизме и космологии.

Основные концепции, разработанные в Аюрведе, постепенно распространились по миру. Вначале они попали в Тибет, потом в Китай, Японию и во все восточные страны. История говорит нам, что в 11 веке это учение попало в Персию и Арабскую империю. В средние века оно проникло в Европу. Совершенно очевидно, что в 18-м и начале 19-го веков оно пришло и в США.8

Согласно учениям Аюрведы, человек возник в результате смешивания трех сил в совершенном балансе. Здоровье зависит от идеального равновесия между этими тремя силами. Когда между этими силами, называемыми дошами, возникает дисбаланс, происходит нарушение определенной функции организма и человек заболевает.

Доши отождествляются с тремя предполагаемыми силами Вселенной: солнцем, луной и ветром.9

КОНЦЕПЦИЯ САТАНЫ:

В ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ ЛЕЖИТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА

 

БОЛЕЗНЬ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ НАРУШЕНИЯ БАЛАНСА ЭНЕРГИЙ.

Рисунок 16. Весы «инь» и «янь»

Чакры – Аура

Аюрведа учит, что в теле человека существует семь центров сконцентрированной и сфокусированной вселенской энергии, которые формируют ауру. Те, кто не обладает «сверхчувствительностью», не могут обозреть ауру, которая окружает человека. По мнению «экстрасенсов», они видят цветной свет ауры. Эти центры энергии располагаются в разных частях тела. Самая нижняя располагается в области промежности, рядом с половыми органами или у основания позвоночника. Вторая находится между пупком и верхним краем лобковой кости. Другие две мы встречаем в области солнечного сплетения и в середине грудины. В области горла находиться пятая чакра. Шестая – между бровями, и последняя – на макушке головы. Все они имеют связь или близкую ассоциацию с позвоночником. Эти центры, как было уже упомянуто, называются «чакрами». Слово «чакра» означает «колесо», которое можно представить в виде вращающегося конуса энергии, на который сверху воздействует холодный воздух, а снизу – горячий. Эта иллюстрация представляет собой явление дуализма. Понятие дуализма используется в объяснении вращающейся энергии чакры, которая получает силу посредством дош (раджас и тамас), чтобы сбалансировать энергию. Как мы видим, дуализм выступает основной концепцией в Аюрведе.

Последователи Аюрведы полагают, что Высшая космическая энергия направляется через чакры к физическому телу человека. Каждая чакра распределяет энергию к определённым органам. Энергия распространяется от чакр по невидимым «каналам» (надис). На сегодняшнее время насчитывается 72 000 каналов.

Сторонники Аюрведы верят в теорию вселенской энергии и в утверждение, что все живые существа обладают энергетическим полем, которое окружает тело и влияет на другие энергетические поля. В формировании энергетического поля человека участвуют семь чакр, которые представляют собой разноцветные лучи. Каждая чакра также представлена в теле одной из эндокринных желез. Если течение энергии через чакры происходит не гармонично, одна из чакр заблокирована или раскрыта слишком широко, то возникает дисбаланс, который проявляется во всех сферах жизни, в том числе, приводит к возникновению болезни. Поэтому гармония и энергетический баланс человека определяется посредством осмотра ауры. Аюрведа учит:

«Вся живая и неживая материя имеет ауру, которая существует благодаря жизненной силе. Эта жизненная сила, источником которой являются минералы, растения, животные и человек, создает общее энергетическое поле, являющееся хранилищем чистой нетронутой энергии. Минералы и растительный мир посредством собственных каналов постоянно перенаправляют присущую именно им энергию творениям высшего порядка, таким как животные и люди. Таким образом, аура является картиной человека изнутри, со всеми присущими ему процессами течения энергии и взаимодействиями с окружающим миром. 10

ЧАКРЫ

Каждой чакре свойственен один из цветов радуги.

Рисунок 17. Чакры

Энн Хилл в своей книге «Визуальная энциклопедия нетрадиционной медицины», описывает ауру как семь лучей единого энергетического поля человека. Каждая чакра представляет свой цвет. Утверждается, что каждый человек имеет разную частоту колебания этих лучей. Автор книги пишет, что экстрасенс, обладающий повышенной чувствительностью, может нарисовать ауру, посмотрев на человека или на предмет, который данный человек незадолго до этого держал в руках. Экстрасенс, владеющий специальными навыками, способен, якобы, определить психическое и духовное состояние человека, а также диагностировать болезнь путем исследования ауры. Цвет ауры, его яркость могут сказать о физическом состоянии человека и его здоровье.

Аура или магнитное энергетическое поле не может быть определена научным способом. Ее способны воспринять только экстрасенсы или медиумы.11

В главе о вселенской энергии мы узнали о гипотезе концепции разделения универсальной энергии на семь электромагнитных уровней. Самый низкий уровень энергии имеет скорость, равную скорости света. Скорость же других уровней гораздо выше. Эта концепция не согласуется с известными нам сегодня законами физики.

Понятие «семи чакр» – не одно и то же, что понятие о семи уровнях частоты. Нижние чакры, согласно Аюрведе, получают и перерабатывают энергию на низком уровне, а высшие чакры перерабатывают энергию высоких уровней. Чакры работают как трансформаторы и конвертируют низкие уровни энергии до более высоких. Они посылают энергию по цепочке чакр вверх, и, наоборот, энергию с верхней чакры передают до самой низкой, которая способна передавать эту энергию физическому телу.

Считается, что макушечная чакра получает энергию высокой частоты космоса, питая другие чакры. Посредством медитации и йоги человек способен довести его тонкие энергии до уровня верхней чакры, и эти энергии смешиваются с энергией космоса. Кроме того, растительная пища, как полагают, обладает энергией среднего уровня, которая влияет на чакры, расположенные посередине. Универсальная энергия поставляется в организм через воздух, которым мы дышим. Он считается одним из основных источников тонкой энергии. Аура, которая, как считается, формируется из суммы энергий семи чакр, проявляется в виде оболочки света вокруг тела. Её можно ощутить и увидеть. На нее также можно повлиять, если находиться в непосредственной близости к этому человеку, путем воздействия рук или другими методами.

 

Рисунок 16. Рисунок биомагнетической ауры

Самая нижняя чакра также является местом, где находится сила кундалини. Кундалини символизирует змею, скрученную в форме спирали. Змея в виде спирали представляет собой мощную утончённую силу, которая готова к прыжку и замерла в соответствующей позе. Только при надлежащих медитативных и поведенческих изменениях эта сила устремится вверх, пронзая и пробуждая все чакры на своем пути, до достижения высшей точки. Кундалини – творческая сила, которая помогает в выравнивании чакр, освобождении центров тела от сохраняющегося стресса и возвышения сознания на более высокие духовные уровни.12

Считается, что чакрам свойственны цвета радуги, каждой чакре присущ свой цвет. Каждая аура имеет свою частоту колебаний и излучает слабый электрический ток. Это понимание лежит в основе «вибрационной медицины». Согласно ей, тело человека, включая скелет, представляет собой симфонию цвета. Последователи Аюрведы верят, что

различные окружающие нас и соприкасающиеся с нашим телом цвета, например, а) цвет одежды, стен, освещения, б) мысленно созданные образы, консультации и направляемая медитация, в) проецирование на духовном уровне на любого человека, где бы он ни находился, придают чакрам и ауре силу для осуществления исцеления.13

Когда добавляется восьмой цвет – «маджента» или ярко-красный цвет (один из четырех основных цветов, с помощью которых воспроизводятся все другие), формируется октава (восемь компонентов), и тогда музыка также может повлиять на чакры. Известно, что драгоценные камни преломляют лучи света, разделяя его на разные цвета. Солнечный свет состоит из семи цветов радуги, поэтому последователи Аюрведы верят, что эти преломленные через драгоценный камень солнечные лучи могут усилить энергию каждой чакры, относящейся к определенному цвету солнечного спектра.

Семь естественных цветов с дополнительным восьмым (маджентой) используются в лечебных целях при нарушении энергетического баланса. Такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и восьмой, маджента, соответствуют трем музыкальным октавам и двадцати четырем позвонкам позвоночника.

Поэтому целители, практикующие лечение цветом, используют схему позвоночника (она также применяется среди астрологов и целителей, лечащих музыкой), чтобы, используя маятник, обнаружить проблемные зоны пациента и определить, каким цветом их лечить. 14

Процедура лечения цветом проводится следующим образом. В цветной стеклянный сосуд наливается вода и через него пропускаются солнечные лучи. После чего эту воду дают больному. При таком подходе считается, что цвета корректируют дисбаланс в ауре. Этот метод лечения практикуется и в наши дни.

Питание и диетология играют значительную роль во многих системах исцеления. Например, в книге «Духовное питание и диета по радуге», которая ориентирована на последователей йоги, ее автор Габриель Каузенс, доктор медицинских наук, утверждает:

Посредством прикладывания продуктов питания различных цветов к каждой чакре я смог определить, какие цвета наиболее эффективны для функционирования каждой чакры»15.

Также сторонники Аюрведы верят в то, что музыка или звуки могут влиять на ауру человека. Музыкальная терапия – еще один метод восстановления дисбаланса ауры. Аура каждого одушевленного или неодушевленного творения имеет специфическую энергетическую частоту или вибрацию. Вибрация изменяется, когда в организме человека имеет место нарушение каких-либо функций. Утверждается, что определение изменения вибрационных сил можно осуществить при помощи рук, фотографирования по методу Кирлиан или посредством радиоэлектронных приборов. Энергетические и вибрационные методы лечения, существующие во многих разновидностях, стремятся постичь природу этой энергетической ауры и взаимодействовать с ней для достижения здоровья и исцеления.

Выше описанные верования и учения аюрведческой медицины формируют основание для многих идей, широко распространенных сегодня в области альтернативных методов лечения. Я очень хочу донести до читателя, что описанные выше учения не принимаются традиционной медициной, физикой и физиологией. Ту энергию, которая является стержнем разнообразных альтернативных медицинских практик, невозможно обнаружить и измерить даже при помощи самых чувствительных приборов. Сами сторонники этой теории не могут объяснить расхождение результатов экспериментальных исследователей с их словами.

Я рекомендую вам прочитать статью в интернете «Аура и энергетические поля человека» Дона Линдсея16. В ней сделан акцент на отсутствии научных доказательств существования ауры. Вот его заключение:

Люди не обладают аурой. Вокруг человека нет никакого энергетического поля. Я говорю это по множеству причин. К такому выводу единодушно пришли ученые и медики. У сторонников этой идеи было много лет, чтобы предъявить доказательства. Никаких доказательств не было представлено: ни с использованием оборудования; ни при фотографировании; ни через тех, кто видит ауру; ни через тех, кто чувствует ауру.

Читателям, возможно, будет интересно ознакомиться со статьей на эту тему от духовно-образовательной сети «Спринг Уолф».

Чакры и магия. Аура «Цвета жизни»17

Очень важно не путать якобы существующую энергию чакр и ауру Аюрведы с биоэлектрической активностью живой материи. В наших телах действительно имеется электрическая активность, что доказано с помощью электрокардиографов, электроэнцефалографов, электромиографии и т.д. Чтобы провести исследование с помощью этих аппаратов, необходимо специальными датчиками подготовить кожу для лучшей электрической проводимости. При хорошем контакте в мышцах и в нервах регистрируется электрическая активность. Ни один электрический прибор не показал электрическую активность отдельной чакры или ауры внутри или вне тела человека.

Не все практикующие восточный мистицизм соглашаются с тем, что природу вселенской энергии можно объяснить традиционной физикой, и выступают против использования термина «электромагнитный» для ее описания. Они верят, что вселенская энергия – это духовная сущность, и к ней нельзя применять обычную научную терминологию. Однако, многие современные ученые, которые являются приверженцами восточного мистицизма, делают попытки объяснить свои верования, используя научные термины. Некоторые физики утверждают, что способны видеть разноцветную ауру вокруг человека. Однако, в результате опытов ничего не было подтверждено. Если бы свет, который источает аура, обволакивал нас, мы смогли бы видеть радугу вокруг наших тел. Это всегда происходило бы во время дождя или когда лучи солнца светили бы сквозь тучи. Если бы от нас исходил свет, было бы легко увидеть цвета радуги через оптическую призму, держа ее возле тела, но этого не происходит. Цвета радуги определяются частотой световых волн, и их могут увидеть все, а не только физики или экстрасенсы.

Доктор Элмер Грин, который имеет докторскую степень в области физики и является сторонником восточного мистицизма, объясняет эту концепцию так: «Вселенская энергия, существование которой находится под вопросом у науки, состоит из семи уровней. Первый уровень представляет собой материализацию энергии, это материальный мир, окружающий нас. Другие шесть уровней невозможно измерить научными приборами, потому что они находятся вне их чувствительности. Только тело человека способно выявить их. (См. Глава 19, Биологическая обратная связь). Утверждается, что эти разные уровни энергии могут одновременно существовать в теле человека».

Религиозная активность индусских и других восточных религий направлена на поддержание беспрепятственного потока вселенской энергии с тем, чтобы повысить уровень энергии до апогея в верхней чакре. Медитация и йога, как полагают, поднимают кундалини и очищают чакры, чтобы позволить вселенской энергии подняться выше. Когда вселенская энергия приходит в полную силу в самой высокой чакре, энергетический уровень человека переплетается с энергией Вселенной, и человек переживает опыт просветления, Высшего «Я», лотоса, драгоценного камня, статуса божественности. Цикл реинкарнации в таком случае нарушается и после смерти физического тела душа займет свое место в духовном мире нирваны.

В погоне за этим состоянием могут возникать расстройства или болезни. Это объясняется прерыванием прохождения потока универсальной энергии через тело человека. Были изобретены особые методы, которые помогают это исправить и возобновить циркуляцию энергии. Эти методы и являются альтернативными медицинскими способами лечения. Важно понимать основополагающие доктрины восточных религий, чтобы увидеть в них подделку системы лечения Бога и обман сатаны.

Согласно медицинскому учению Аюрведы, медитация и йога – это простые, но вместе с тем самые лучшие методы, применяя которые можно открыть, активизировать и очистить забитые или заблокированные потоки энергии в чакрах. Медитацию и йогу в Америке большей частью используют для «релаксации». Тем не менее, медитация – гораздо больше, чем просто приемы расслабления. Она открывает разум для подключения к космическим энергиям, вселенскому разуму, Высшему «Я». А Высшее «Я» играет огромную роль в разрешении многих проблем.18

Понимание основных принципов Аюрведы и индуизма имеет решающее значение для правильной оценки методов исцеления, которые будут разоблачены позже в этой книге. Огромное количество новых доктрин и методов лечения «Нового века» основаны на принципах, которые уже были и еще будут описаны в этой книге.

Медитация

Аюрведа считает медитацию в качестве основного инструмента для исцеления. При этом также используются йога, диета, травы, минеральные вещества, очищающие практики и ароматы для поддержания или восстановления энергетического баланса. Медитация в индуизме – основной прием достижения высшего духовного уровня с целью покинуть этот земной мир и переселиться в мир духов, в нирвану. Это также процесс физического и психического усовершенствования божественных свойств, которые, согласно данному вероучению, присущи человеку, а также процесс соединения с богом космоса Брахманом, верховным божеством индуизма. Обратите внимание: с какой бы целью (духовной или медицинской) ни использовалась медитация, она предполагает соединение с миром духов. Именно посредством медитации происходит вышупомянутое слияние энергий солнца и луны. Считается, что результатом идеального смешения этих энергий является бессмертие, которое приводит человека в совершенную гармонию с Брахманом.

Вышеизложенное описание – это план индуистского спасения (подделка Божьего плана), путешествие к нирване, их небесам. В центре этого плана спасения – доктрина о присутствии божественного «Я» внутри человека. Считается, что посредством физических и психологических действий можно манипулировать этим божественным «Я», в результате чего, достигать прогресса на пути к бессмертию, нирване и божественности. Физические расстройства считаются просто духовной болезнью. Согласно учению, подобная терапия не только облегчит физические и душевные страдания, но и восстановит человека на пути восхождения к божественности.

Аюрведа провозглашает, что человек является Высшим Существом, Творческим Началом, Вечным. Индусы скажут, что современный физик описал бы эту сущность как единое энергетическое поле, которое, как утверждает Аюрведа, лежит в основе всего сотворенного. Люди рассматриваются как энергия, превращенная в материю, а болезни – как выведенная из строя энергия. Считается, что качество этой жизненной энергии, так же называемой «Оджас», можно улучшить посредством трансцендентальной медитации, глубокого дыхания, трав и пищи. Жизненная энергия возрастает посредством глубокого вдыхания воздуха через нос.

Из всех видов лечения, описанных в Аюрведе, все остальные превосходит практика медитации. Она является той плодородной почвой, на которой произрастают все остальные виды лечения. Строго говоря, без медитации весь лечебный потенциал Аюрведы не может быть реализован.19

Слово «медитация» на английском языке имеет два значения:

1.       углубленные размышления о каком-либо предмете, иной идее, сопровождаемые отвлечением «от внешне-случайных обстоятельств» при осуществлении активного мыслительного процесса

2.       погружение сознания в пассивное, нейтральное состояние, когда ум очищается от всех мыслей, достигается состояния очищения, и тем самым развивается измененное состояние сознания.

В нашей дискуссии о медитации в системе Аюрведы мы ссылаемся на второе определение. Чтобы понять его, представьте его как исследование, созерцание и размышление. Данное явление можно рассматривать как поиск, направленный вне и вверх, в то время как пассивный режим направляет наши мысли внутрь и вниз.

Как можно добиться состояния, когда процесс мышления останавливается? Мы находим ответ в книге «Медитация как медицина», автор Дхарма Сингх Хальса. Это достигается при помощи:

1.       дыхания;

2.       мантры (повторение определенного слова или фразы);

3.       сосредоточения внимания;

4.       определенных поз и движения, включая положение пальцев. 20

Из четырех приведенных выше действий при выполнении медитации наиболее распространенными и важными являются дыхание и повторение мантр. Когда внимание сосредоточено на дыхании, и в то же время происходит повторение слова или фразы, наступает состояние, когда человек перестаёт мыслить. Слово мантра на санскрите имеет слог «man», что означает «думать», и «tra», что означает освобождение от процесса мышления. «Посредством этого действия процесс мышления прекращается, наступает покой». О движениях, которые при этом должен выполнять человек, будет отдельно сказано при обсуждении йоги. Следует также отметить, что медитация и йога идут вместе, как рука и перчатка.

Медитация практикуется во многих формах и под разными названиями. В некоторых случаях мы даже не подозреваем, что это медитация. В своей книге «Медитация как медицина» доктор Халса перечисляет следующие варианты, которые тоже относятся к медитации. Эти упражнения используют общий элемент под названием релаксация.

•         Молитва – созерцательная молитва, молитва – дыха- ние, молчание; (используется дыхание и мантра);

•         Визуализация – акт творения при помощи воображения с помощью бога внутри человека;

•         Суфийская медитация, которая используется в исламе; «дервиши», лихорадочно вращаются в танце;

•         Управляемое воображение, имеет схожесть с визуализацией, минимизирует мышление в словах;

•         Сосредоточенное внимание Будды – тип медитации, при котором ум блуждает, все сосредоточено на дыхании;

•         Релаксация – такое название медитации вводит человека в заблуждение, ведь переводится она как расслабление. Ее автором является доктор Герберт Бенсон;

•         Трансцендентальная медитация – используется с тайной мантрой. Привезена в США Махариши Махеш Йогой и популяризирована группой «Beatles»;

•         Дзэн-буддийская медитация – путь к просветлению, к новому мировоззрению: один есть все, и все есть одно;

•         Медитация американских индейцев – для ее совершения используются барабаны, травы и кристаллы;

•         Медитации с движениями: Тай-чи, Цигун и различные боевые искусства;

•         Медицинская медитация – медитация в сочетании с йогой и специальными позами тела. По мнению Халса, является самым мощным типом медитации.21

Продолжительная практика медитации способствует постепенному изменению мистического тонкого энергетического потока, проходящего через чакры. Чакры медленно активизируются и очищаются от любых наслоений, результата глубоких эмоциональных травм, разочарования, гнева и т.п. Во время медитации происходит усиление потока змеи-кундалини – той силы, которая, как уже было описано выше, поднимается к самой верхней чакре, неся просветление и божественность.

Трансцендентальная медитация (ТМ), придя в США в 1957 году, была самым распространенным видом медитации. Секретное слово, мантра, дается каждому начинающему. Начинающий не знает значения этого слова, хотя оно означает название или имя индуистского бога. В книге «Америка – новая ученица колдунов» (Аmerica The sorcerer’s New Apprentice) авторы книги Хант (Hunt) и Велдон (Weldon) комментируют эту тайную мантру, обращая внимание на то, что это не только имя индуистского бога, но снова и снова повторяющийся призыв, чтобы этот бог овладел призываюшим. ТМ нашла свое место в Нью-Джерси в системе государственных школ, где родители подали в суд, утверждая, что им детям навязывают религиозную деятельность. Однако адвокаты утверждали, что это наука. Федеральный суд Нью-Джерси решил, что это все-таки религия и запретил ее использование в школе. Впоследствии решение суда было обжаловано, но 2 февраля 1979 года решение суда было оставлено в силе. TM убрала в своих письменных материалах любое слово, которое бы относило ее к религиозному культу. С этого времени ТМ распространилась по всей территории США, представляя себя как науку.

Ниже представлено обещание Махариши, которое должен был подписать каждый учитель TM:

Служите Священному Преданию и распространяйте свет Божий всем тем, кто в нём нуждается». Тем не менее, каждый учитель ТМ в своей публичной лекции «клянётся, что ТМ не является религией. 22

Дэйв Хант в книге «Йога и тело Христа» представляет доказательства запланированного и разработанного индуистского миссионерского движения, которое распространилось по всему миру. Он делится с читателем сведениями о том, что крупнейшая в мире миссионерская организация «Индийская Вишва хинду паришад» (VHP) в январе 1979 года выступила спонсором второго «Всемирного конгресса по индуизму» в Аллахабаде, Индия. На этом конгрессе присутствовало 60 000 делегатов. Это была первая попытка развить миссионерскую деятельность, но она не принесла того успеха, который ожидался. Впоследствии были внесены коренные изменения, благодаря которым эта религия была представлена как наука. Один из выступавших на конгрессе в 1979 году сделал следующий комментарий:

Наша миссия на Западе увенчалась фантастическим успехом. Индуизм становится господствующей религией мира, и конец христианства близок.23

В Духе Пророчества мы находим предупреждения об опасности терапии разума и духовного спиритизма, которые подаются как науки:

Такие науки как френология, психология и гипноз являются теми каналами, через которые сатана пытается подойти к современному поколению, действуя с той же силой, которая должна охарактеризовать его работу в период окончания времени благодати.24

«В эти дни, когда скептицизм и неверие так часто подаются под видом науки, нам следует быть на стороже. Посредством этой уловки наш великий противник обманывает тысячи и ведёт их в плен в соответствии с его волей. Он использует науки, которые связаны с изучением человеческого разума, и это даёт ему огромное преимущество. Здесь, подобно змею, он незаметно подкрадывается, чтобы разрушить Божью работу25.

Практика йоги и медитации не безопасна. Среди преподавателей, использующих подобные методики, высок процент самоубийств, встречаются одержимость бесами, психопатологии, психозы, эпилептические припадки, галлюцинации, отключения в течение нескольких часов, проблемы со зрением, сильные спазмы в желудке, спутанность сознания, сексуальная распущенность, антисоциальное поведение, повторение психосоматических симптомов, депрессии, требующие психиатрического лечения. В книге «Америка – обучение колдунов» говорится, насколько серьезны и ненормальны реакции на медитацию и йогу. В 1980 году в школе медицины при университете Джона Хопкинса профессор Станислав Гроф и его жена Кристина организовали центр «Духовный кризис». К 1988 году их центр уже координировал 35 региональных центров и использовал 1500 профессионалов в попытке оказать психологическую помощь в чрезвычайных ситуациях, которые возникают по причине изменения сознания во время медитации и йоги.

Доктор Халса рассказывает в своей книге, что представляя медитацию как часть отдыха, доктор Герберт Бенсон из университета Гарвард популяризировал релаксацию:

Бенсон сделал медитацию приемлемой для медицинского сообщества.26

Центр альтернативной медицины при Национальном институте здоровья много раз выступал спонсором для исследований медитации. В 1994 году был представлен доклад, в котором кроме прочего говорилось, что:

В течение 25 лет, Бенсон и его коллеги провели большие исследования, посвященные вопросу медитации, ее воздействию на процессы расслабления. В ходе доклада было сделано заявление, что идеи, представленные в альтернативной медицине, сейчас используются в целом направлении медицины, хотя их, по-прежнему, игнорируют многие обычные врачи.27

Методы, используемые доктором Бенсоном, тождественны тем, которые используются во всех других формах медитации. Среди этих методов концентрация на дыхании, позе или положении комфорта, пассивное положение и использование мантры.

К сожалению, методы доктора Бенсона для достижения релаксации нашли свой отклик среди христиан, которые используют вместо мантры библейский термин или стих. Это также является методом остановки мыслительных процессов, приводящих к пассивности в мышлении и позволяющих иметь измененное состояние сознания. В вегетативной нервной системе при такой практике наблюдаются те же изменения, что и при медитации. В этом состоянии мы открываем наш ум к возможности контакта с силами тьмы и управления ими.

Во время этих медитаций, или техник релаксации, наблюдалось снижение потребления кислорода организмом, сниженный уровень гидрокортизона в крови, повышение иммунных факторов, в том числе повышение лейкоцитов. При этом также снижается активность мозговых волн. Эти положительные факторы ощущаются в организме в течение нескольких часов после медитации. Да, эти методы оказывают влияние на нашу физиологию, однако, мы должны знать, что является источником этой силы и влияния на наши тела.

Было ли проведено сравнение этого кажущегося безвредным метода с другими формами медитации? Да, этот метод сравнивали с трансцендентальной медитацией. Результаты сравнения приведены в следующем заявлении:

Испытания, происходившие в “Торндайк Мемориал лаборатории” Гарвардского университета показали, что подобная техника использования любого звука, фразы, молитвы или мантры приносит те же физиологические изменения, которые были отмечены при применении трансцендентальной медитации: снижение потребления кислорода, снижение выхода углекислого газа; снижение скорости дыхания. Другими словами, используя основные необходимые компоненты при наличии старых или недавно изобретённых методов можно иметь те же физиологические результаты, независимо от психического воздействия.28

Являются ли эти физиологические изменения следствием расслабления и простого отдыха наших нервов или есть другая сила, которая действует в это время на наши тела, кроме нашего Бога-Творца? Если другая власть, то откуда она? Вот в чем вопрос. Разве я выступаю против применения невинных методов? Этот вопрос я задавал самому себе несколько раз. Я обнаружил, что активные участники, лидеры и преподаватели в области медитации и йоги включили технику релаксации как одно из своих собственных средств воздействия, преподнося их под другим названием.

От того, насколько велик интерес человека к медитации и йоге, во многом зависит, будет ли он продолжать эти занятия. Когда врач рекомендует эту практику для решения определенных медицинских проблем, значительно увеличивается вероятность, что человек будет заниматься ими и дальше. В медицинской литературе часто появляются статьи, провозглашающие медицинскую пользу от занятий йогой и медитацией. Поэтому нам приходится все чаще встречаться со случаями признания медитации врачами.

Герберт Бенсон, доктор медицинских наук, профессор Гарвардского университета и президент медицинского института «ум и тело» в Честнат-Хилл, штат Массачусетс, рассказывает в своей книге «Релаксация и реакция на неё», что его исследовательская группа изучила все формы медитации, которые использовались на протяжении веков различными религиями. Его исследования медитации доказали ее эффект на здоровье человека. Все это происходило под действием измененного состояния сознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на автономную нервную систему. К условиям достижения этого состояния можно отнести: удобное положение, мышечная релаксация, глубокое ритмичное дыхание, использование мантр, все то, чтобы привести ум в состояние пассивности. Мантрой может быть слово, фраза, предложение или даже стих из Библии.

Вы, возможно, были удивлены, увидев, что молитва перечислена как одна из форм медитации. Как это может быть? Разве молитва – не диалог человека с Богом? В Библии записано много молитв, Христос молился, а также учил молиться своих учеников. В Книге пророка Даниила в 9 главе показано, что Даниил умоляет Бога простить Израиль и выполнить обещание о возвращение евреев в свою землю. В Евангелии от Иоанна в 17 главе мы находим молитву Христа, совершенную в ночь Его ареста. Должны ли рассматривать эти молитвы в Библии как медитацию в том значении, о котором мы говорили ранее? На многих языках перевода Библии, в частности, на английском, слово «молитва», может передаваться словом, которое означает медитацию. Но употребление этих слов в Библии подразумевает процесс размышления над Словом Божьим и над Его Законом. Так в псалмах царь Давид говорит:

Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нём. (Пс. 118:97).

Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. (Пс. 1:2).

Какое отличие мы видим между библейским молитвенным размышлением и восточной медитацией? Молитва в Библии представляет человека, ищущего Бога и открывающего Ему сердце, приглашающего его быть Господом жизни. Определение медитации, которое было приведено ранее, говорит о другом определении слова «мистик», то есть:

…тот, кто использует механические методы с целью достижения внутренней божественности.29

Библейский стиль молитвы, в свою очередь, описан следующим образом:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:7,8).

Немногие христиане пожелали бы быть вовлеченными в стандартную медитацию и практику йоги. Однако, возможно, они захотят это сделать, когда подобные практики будут скрыты под другими названиями, и им скажут, что это один из способов приблизиться к Богу. Возможно ли это? Да, это происходит среди христиан во всём мире. Слова апостола Павла предостерегают нас:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4:1).

«Творческая визуализация» – одна из первых книг, посвящённая пропаганде положительной формы медитации, – была написана в 1978 году и прочитана миллионами людей. Рей Юнген говорит, что эта книга вполне может быть названа библией мистиков. Ее представляли как книгу, которая дает возможность улучшить творческие способности, карьерные достижения, укрепить здоровье, принести к успеху в отношениях, даровать отдых и покой. Как и другие книги, она привлекла внимание не только последователей философии движения «Новый век». Ниже приведена цитата автора книги Шакти Гавейн:

Практически любая форма медитации, в конце концов, приводит вас к тому, что вы почувствуете себя источником силы или высшим «Я»… В конце концов, во время медитации вы начнете испытывать определенные моменты, когда в вашем сознании будет происходить своего рода “щелчок”. И вы почувствуете, что это действительно работает, и вы можете даже испытать поток сильной энергии, протекающей через вас, или теплый сияющий жар в теле. Эти признаки свидетельствуют о том, что вы начинаете распределять энергию.30

Рей Юнген, служитель евангельской Церкви и вместе с этим бывший последователь движения «Новый век», в течение тридцати лет учил особому виду молитвы, которая называется созерцательная центрированная молитва. Это молитва с сакральным пространством, молчанием. Методы, используемые в этих молитвах, соответствуют определению мистической медитации. Позднее Юнген написал книгу «Время расставания», которая описывает происхождение, древнюю историю, новейшую историю и использование подобных мистических молитв. В своей книге он перечисляет авторов трудов о подобных молитвенных практиках. Эти книги разошлись с невероятным успехом. Одна группа авторов продала пятьдесят миллионов экземпляров, другой автор подобных книг – 20 миллионов, третий – 7 миллионов. С тех пор разными людьми были написаны десятки книг на эту же тему.

Эти особые молитвы становятся популярными благодаря, согласно описанию Шакти Гайэн, особому «щелчку», который происходит у людей во время подобной практики. Люди убеждены, что в тот момент они были тронуты Святым Духом и испытали силу Бога. Восточное учение пантеизма «Бог есть все» было преподнесено как учение «Бог есть во всем», что сделало его более обманчивым для христиан. Это учение принимают те, кто практикует мистические молитвы. Библия не поддерживает эти взгляды:

«Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:9, 10).

«Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8).

Созерцательная молитва (и все подобные практики под другими названиями) использует основные принципы регулярной медитации, то есть комфортное положение тела, определенную технику дыхания и использование мантры. Этой мантрой, которую повторяют множество раз, может быть библейское имя или стих. При этом делается акцент на приведение ума в пассивное состояние, опустошение ума, сосредоточение на дыхании и мантре. Это изменяет сознание, является ключом ко всем оккультным обучениям и может привести человека к «щелчку», о котором уже упоминалось раньше. В этот момент человек уверен, что он испытал присутствие Святого Духа и Бога.

Уинген проследил историю древней созерцательной молитвы: как выяснилось, ее практиковала группа средневековых монахов, известных как отцы-пустынники, которые жили в пустыне на Ближнем Востоке. Они, в свою очередь, скорее всего, заимствовали свои практики из стран Азии. Католические мистики, в частности, Игнатий Лойола и многие другие, на протяжении веков сохраняли практику медитации через молитву. Она была снова подхвачена в двадцатом веке Томасом Мертоном, (1915-1968) католическим ученым, который выступал за созерцательное молитвенное движение, практикуемое известным борцом за свободы и гражданские права Мартином Лютером Кингом. Также католический ученый Анри Ноувен (1932-1996) играл заметную роль в содействии распространения созерцательной молитвы среди католиков и протестантов. Движение расширялось и набирало обороты, когда в него вступили два монаха Томас Китинг и Василий Пеннингтон. Уонген говорит, что эти монахи смешали католическое христианство с мистицизмом Востока и создали центрированную молитву.

Это движение также называют «Духовное формирование». Одним из центров распространения созерцательной молитвы в этой стране является Институт Шалем, который расположен вблизи Вашингтона (округ Колумбия) и основан священником епископальной церкви Тилден Эдвардсом. Его целью является распространение практики мистической молитвы в христианстве. Тысячи христиан были обучены в этом центре, чтобы стать духовными лидерами по распространению мистической молитвы. Другой священник епископальной церкви Мэттью Фокс оказал влияние не только на католиков, но и на протестантов, пропагандируя мысль «Бог во всём». В своей книге «Пришествие космического Христа» Фокс делает следующее заявление:

Божественность присутствует во всех существах. Космический Христос – «Я есмь»– в каждом создании.31

Без мистицизма не может быть «глубокого экуменизма», не будет высвобождения власти мудрости всех мировых религиозных традиций. Без этого (мистицизма), я убежден, никогда не будет глобального мира и справедливости, так как человеческая раса нуждается в духовной глубине и дисциплине, праздновании и ритуалах, для того, чтобы пробудить её лучшее “Я”»32.

Мистика приводит христиан к состоянию, которое называется интердуховность. Это означает воссоединение всех конфессий. Её основной принцип – Бог есть во всех вещах, и Бог есть во всех религиях, и это состояние признается посредством мистики.

Рой Уонген рассказывает:

«Бывший медиум “Нового века” Брайан Флинн в своей увлекательной книге “Бег против ветра” объясняет интердуховность, как объединение мировых религий в рамках общего потока мистики. Флинн ссылается на Уэйна Тисдейля, покойного монаха, который придумал этот термин “интердуховность” и заявил, что это “духовная точка соприкосновения, которая существует среди мировых религий”».33

В свое время евангельские протестанты были заражены этим движением. Ричард Фостер написал книгу «Прославление дисциплины». Он представил метод «дыхание молитвы», который заключался в выборе одного слова или фразы и повторении их в сочетании с определенной техникой дыхания. Десятки других служителей подхватили этот заряд и написали книги, из-за чего эта практика распространилась, как цунами. Движение мистической молитвы подпитало формирование Новой Церкви – экуменического движения, объединившего язычников, анимистов, индуистов, католиков, протестантов, последователей ислама и всех других религий. Цель Новой Церкви – собрать все религии под одним знаменем. В этом движении руководствовались чувствами, но никак не фразой «так говорит Слово».

Если вы внимательно рассмотрите описанную историю развития мистического движения молитвы, то поймете, что духовная формация, созерцательная молитва, центрированная молитва, молчание, мистика и интердуховность были введены представителями духовенства и распространены духовенством, а не простыми членами Церкви. Мы должны быть внимательными, наблюдать и бить тревогу, когда мистицизм признаётся в Церкви.

Я только лишь слегка коснулся этой темы, но этого достаточно, чтобы предупредить христиан об опасности. Предлагаю вам приобрести книгу Роя Юнгена «Время расставания». Я уверен в том, что вы будете потрясены информацией этой книги, но в то же время получите более глубокое понимание того, что происходит в наше время. Приходят на память слова из книги «Великая борьба» Елены Уайт:

Протестанты Соединенных Штатов первыми протянут руку через пропасть спиритизму, они протянут руку римской католической власти, и под влиянием этого тройственного союза эта страна будет следовать по стопам Рима и попирать права свободы совести.

Грань между христианами и нечестивыми теперь едва различима. Члены Церкви любят то, что любит мир, и готовы присоединиться к миру, и сатана намерен объединить их в одно тело и тем самым укрепить свое дело, введя всех в ряды спиритизма. Паписты, которые могут похвастаться чудесами как неким признаком истинной Церкви, будут легко обмануты этой чудотворной силой, и протестанты, отбросив щит истины, также будут введены в заблуждение. Паписты, протестанты и мирские люди примут вид благочестия без силы, и они будут видеть в этом союзе великое движение за преобразование мира и вступление в давно ожидаемое тысячелетие.

Через спиритизм сатана выступает как благодетель, исцеляя болезни людей, представляя новую, более возвышенную систему религиозной веры, но одновременно работает как разрушитель.34

Я хочу закончить этот раздел следующей цитатой из книги Рея Юнгена:

Мистика… нейтрализует доктринальные различия, принося в жертву истины Писания ради мистического опыта. Мистика предлагает общий язык, и, предположительно, эта общность в принятии божественности во всем. Но мы знаем из Писания, что есть только один Бог, и нет другого кроме Него.35

____________________________

1. Gerson, Scott M.D.; Ayurveda, The Ancient Indian Healing Art, Element Inc., Rockport, Mass, (1993), p. 3.

2. Lyons, Albert S. M.D.; Petrucelli, II, R. Joseph M.D.; Medicine, An Illustrated History; Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York, (1978), p. 105.

3. Warrier, Gopi; Deepika Gunawan M.D.; The Complete Illustrated Guide to Ayurveda, Barnes and Noble Books, (1997), p. 170.

4. Gerson, op. cit., p. 3.

5. Там же, p. 5.

6. Там же.

7. Там же, p. 6.

8. Lyons, op. cit., p.105.

9. Raso, M.D., R.D.; Mystical Diets, Prometheus Books, Buffalo, NY, (1993), p. 87.

10. Hill, Ann; A Visual Encyclopedia of Unconventional Medicine, Crown Publishing Inc., NY, (1978), p. 46.

11. The New Age Movement and Seventh-day Adventists, (1987), Biblical Research Institute of General Conference of Seventh-day Adventists, Hagerstown, MD, p. 9.

12. Gerber, Richard M.D., Vibrational Medicine, The # 1 Handbook of Subtle-Energy Therapies, Bear and Co., Rochester, Vermont, p. 389.

13. Hill, op. cit., p. 219.

14. Там же, p. 218.

15. Raso, op. cit., p.13.

16. http://www.don–lindsay=archive.org/skeptic/auras.html

17. http://www.paganspath.com/meta/aura.htm

18. Gerber, op. cit., p. 394.

19. Gerson, op. cit. pp. 78, 79.

20. Khalsa, Dharma Singh, M.D., Stauth, Cameron, Meditation as Medicine, Fireside Rockefeller Center, New York, NY, p. 25.

21. Там же, p. 40.

22. Weldon, John, The Transcendental Explosion, Irvine harvest House, (1976), pp.23-4; reported in Wilson and Weldon, Occult shock and Psychic Forces, Master Books, a Division of CLP, p.35.

23. Hunt, Dave, Yoga and The Body of Christ, The Berean call, OR, p. 13.

24. Уайт Е. Вести для молодежи, Заокский: Источник жизни, стр. 57.2.

25. Уайт E., Разум, характер, личность, Заокский: Источник жизни, стр.19.

26. Khalsa, op. cit., p. 7.

27. Там же, p. 41.

28. Benson, Herbert M.D., Relaxation Response, Wings Books, distributed by Outlet Book Company, Inc., 40 Engelhard Avenue, Avenel, New Jersey, (1992), pp. 162, 163.

29. Yungen, Ray, A Time of Departing, Lighthouse Trails Publishing Company, Silverton, Oregon, (2006), p. 34.

30. Gawain, Shakti, Creative Visualization, Novato, California, National Publishing, (2002), back cover; reported in Yungen; op. cit., p. 19.

31. Fox, Matthew, The Coming of the Cosmic Christ, (New York, NY: HarperCollins Publishers, (1980), p. 154: in Youngen, op. cit., p. 68.

32. Там же, p. 68.

33. Youngen, op. cit., p. 50.

34. Уайт Е. Великая борьба, Заокский: Источник жизни, 1998 стр. 588,589.

35. Yungen, op. cit., pp. 196,197.