1. Что есть центр богослужения?

Когда Господь вывел народ Израильский из среды язычников и отделил их, Он установил среди Своего народа истинный центр Богослужения, который состоял из святилища, первосвященника, жертв и служения священников. Эти четыре фактора находятся в зависимости между собою, дополняют друг друга и вместе составляют единый центр богослужения. Господь дал израильскому народу точный образец, как все построить и как совершать богослужения.

Все это подробно описывается в книге Исход от 24 главы до конца и в книге Левит от первой до 24 главы. Итак, народ израильский имел истинный центр богослужения, и он состоял из святилища, первосвященника, жертвы и служения. Это был истинный центр богослужения. Ни один человек общества израильского не мог не быть членом народа Божьего и оставаться таковым, не будучи членом этого центра, не признавая его и не участвуя в его богослужении. Весь Израиль должен был оказывать почтение святилищу, как жилищу Божьему; первосвященника почитать, как посредника от Бога; жертву — как заместительницу за свой грех; и служение священников [6], как посредничество для примирения их. Левит. 19:30; 17:1-9.

Кто не признавал этого, тот истреблялся из среды народа Божьего. Установив центр богослужения в Израиле, Господь этим показал, что есть только Один истинный Бог и есть только один истинный народ Божий, который поклоняется в этом центре, все остальное было ложно и почиталось служением дьяволу. Левит. 17:7-10; 1Кор. 10:19-20.

Израиль, когда возносил свои молитвы к Богу, должен был обращаться лицом по направлению к святилищу. Когда Израиль находился в стесненных обстоятельствах, чтобы получить помощь от Бога, он должен был прийти к святилищу. Святилище было центром богослужения.

Там находились престол благодати и слава Господня, там находился посредник, там была жертва и там совершалось постоянное служение примирения (2Парал. 30:8; Псал. 72:17; Дан. 6:10; 2Парал. 6:20-34).

До тех пор, пока народ Израильский держался этого центра богослужения, он оставался народом Божьим, имел успех и был благополучен. Всякое отпадение в народе было отпадением от центра богослужения. Тотчас же они строили себе множество святилищ, ставили много жертвенников, многих поставляли в священники и приносили во многих местах жертвы (1Царств. 11:7; Иеремии 11:13). Однако сооружение второго жертвенника уже являлось отпадением (Иисуса Нав. 22:16-17).

Центр богослужения был только один, и все, принадлежавшие к народу Божьему, принадлежали [7] к этому центру без различия, был ли то израильтянин или пришелец. Признание одного центра богослужения делало всех поклоняющихся в нем единым народом Божьим. Нельзя было принадлежать к народу израильскому, признавая другой центр; был только один центр богослужения для всех и на все времена (Исх. 12:49; Числа 15:13-16; 9:14; Исаии 56,3-6).

Христос признавал центр богослужения в Израиле

Признавал ли Христос, будучи на земле, центр Богослужения в Израиле? — Да, признавал. Как мог Христос поступить иначе? В Ев. от Матфея 8:1-4 читаем об этом подробно. Христос сказал очистившемуся от проказы: «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей». Он должен был пойти к святилищу, принести жертву, и священник должен был совершить служение. Христос называл святилище домом Своего Отца (Иоан. 2:15-17).

В беседе с самарянкой у колодца Иаковлева Христос отвечает на вопрос о местонахождении истинного центра богослужения. Женщина говорит Ему: «Господи, вижу, что Ты пророк; отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; Вы не знаете, чему вы кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; но настанет время, и настало уже, когда истинные [8] поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:19-24).

Самаряне происходили от Израиля и твердо верили, что Авраам — их отец. По плоти они были семя Авраамово, но они отпали от истинного центра богослужения и устроили себе другой центр на горе Гаризим. Вопрос о местонахождении истинного центра богослужения всегда являлся спорным вопросом между самарянами и израильтянами, они постоянно разбирали и обсуждали его, так как самаряне были уверены, что они суть народ Божий и истинный центр богослужения находится у них на горе Гаризиме. В противоположность этому Иудеи почитали их отпавшими от Бога и худшими нежели язычники. Поэтому женщина-самарянка хотела узнать от Иисуса, где находится истинный центр Богослужения. Христос поведал ей прямо и уверенно: «Вы не знаете, чему вы кланяетесь;

а мы знаем, чему мы кланяемся, ибо спасение Иудеев».

Христос здесь говорит за весь дом Израилев об истинном центре Богослужения. Христос признавал центр Богослужения у Иудеев. Но самарянам сказал, что они даже не знают, чему они кланяются. Несмотря на то, что самаряне совершенно искренно думали, что они поклоняются Богу, Христос о них сказал, что они не знают, чему кланяются.

То же остается и для настоящего времени:

если мы не в совершенстве и не вполне поклоняемся в истинном центре богослужения, то и мы не знаем, чему кланяемся и почему. Далее Христос [9] говорит, что настанет время, когда на земле не будет более видимого центра богослужения, ни в Иерусалиме, ни на горе, но все истинно верующие будут поклоняться Богу в Духе и истине. В то время центр богослужения был в Иерусалиме;

где же находится центр богослужения в настоящее время? — Этот центр на небесах. В тот момент, когда Христос умирал на кресте, завеса в храме разодралась на двое сверху до низу и дом Божий опустел, слава Божья оставила земное святилище, как об этом Христос говорил Иудеям: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38).

После того как Христос был распят, умер, воскрес и вознесся на небо, Он повелел ученикам Своим идти по всему миру и проповедовать Евангелие всякой твари, как израильтянам так и язычникам. К какому центру богослужения должны были ученики направлять верующих? Должны ли они поступать так, как Христос повелел очистившемуся: «Пойди к священнику и принеси дар, как повелено?» Видимый центр богослужения на земле перестал существовать. Время теней и прообразов прошло и наступило время «исправления». Было очень трудно обратить иудеев и язычников от видимого центра к невидимому, потому что те и другие еще крепко держались святилища, священников, жертвы и служения. Они почитали это святыней и чтили глубоко. Обращенные из иудеев и язычников ставили апостолам вопрос: «Где ваше святилище? Кто у вас первосвященник? Какие жертвы вы приносите и кто совершает у вас служение примирения? Что могли ответить на эти вопросы апостолы? Могли ли [10] апостолы удовлетворить вопрошавших легкомысленным и неосновательным повествованием, отвратив их от истинного центра богослужения, и сделать при этом христианами? Нет. Повествование без твердого основания не имеет силы обратить и сделать людей верующими. Апостолы должны были иметь основание в Слове Божьем, облеченное силою Божьей, чтобы обратить иудеев и язычников в верующих христиан и убедить их в том, что истинный центр богослужения уже находится не на земле, но на небе. Апостолы проповедовали Слово Божье на основании закона и пророков (Римл. 1:1-4) и убеждали и иудеев и язычников. В послании к Евреям весь вопрос о центре богослужения изложен ясно и понятно. Ап. Павел в Евр. 9:9-10 говорит, что земное святилище было дано до времени исправления и уже нет земного и видимого центра богослужения, а есть небесное и невидимое, и истинные поклонники должны поклоняться в этом центре в Духе и истине. Апостолы учили:

«Наш центр богослужения на небесах». Святилище на небесах (Евр. 8:1-3; 9:11-12; Откр. 11:19).

Истинная жертва, которая была принесена однажды за всех людей, находится на небесах (Евр. 10:10-12; 7:27; 1Петр. 1:18-19). Наш Первосвященник живет вечно и совершает служение примирения за нас в небесном святилище (Евр. 8:2; 9:24; 6:26; 1Иоан. 2:1-3). Это центр богослужения, к которому обращали апостолы верующих, к небесному святилищу, первосвященнику, жертве и служению. Это есть истинный центр богослужения. [11] Без веры в этот центр богослужения мы не христиане, потому что без этого не можем разуметь Божий план спасения. Если мы поклоняемся, но не в истинном центре богослужения, Иисус говорит нам: «Вы не знаете, чему вы кланяетесь». Иметь другой центр видимый или не иметь никакого означает отпадение. Отпадение пришло.

И в настоящее время много добрых людей не имеют понятия об истинном богослужении, по этой причине возникают различные мнения, неверие, и многие не знают, где поклоняются.

Сколько же утешения и надежды останется для грешников в Евангелии, если удалим учение апостолов об истинном центре богослужения? Не остается ни утешения, ни надежды. Поэтому будем твердо держаться учения Святых Писаний (Евр. 10:19-24) и входить в истинный центр через кровь Иисуса Христа. [12]