2. Тень будущего богослужения

Истина о святилище есть самое важное и величайшее откровение Божьего плана спасения. Если мы верно понимаем истину о святилище, то верно поймем и Евангелие. Поэтому враг души человека старается превратить эту истину и представить ее насколько возможно незначительной и сомнительной. Учение о святилище — это не учение об устаревшем установлении, которое не может дать нам наставления для нашего времени, как многие это думают. Об этом ап. Павел писал следующее:

«Все это происходило с ними, как образы;

а написано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10:11). Поэтому теперь перейдем к изучению святилища и служения в нем с должным вниманием.

Святилище и сосуды в нем

Господь говорит: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). Святилище представляло жилище Божье и состояло из двух отделений. «И повесь завесу на крючках, и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого святых» (Исх. 26:33). Итак, [13] завеса разделяла святилище за два отделения: Святилище — первое отделение, и Святое-святых — второе.

Во святилище находились различные предметы: светильник (Исх. 25:31-39), стол для хлебов предложения (Исх. 25:23-30), золотой жертвенник (Исх. 38:1-10) и ковчег завета (Исх. 25:10-16). Над крышкою ковчега были два херувима и это место называлось «престол благодати». Отсюда Господь говорил к Моисею и давал повеления (Исх. 25:21-22). Светильник, стол с хлебами предложения и золотой жертвенник находились в первой части святилища. «И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы. И разложил на нем ряд хлебов перед Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии. И поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил золотой жертвенник в скинии собрания перед завесою» (Исх. 40:22-26). Ковчег завета находился во второй части скинии, во Святом-святых. «И внес ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею». Ст. 21.

В ковчеге завета находились десять заповедей Божьих, которые требовали жизнь каждого, нарушавшего их, потому что они стали правилом, по которому все должны жить. «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской» (3Царств 8:9; Втор. 10:5). [14]

Это была скиния, жилище Божье, и предметы его, которые Моисей по велению Божьему должен был сделать. «Смотри, сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе. Все, как Я показываю тебе и образец всех сосудов ее, так и сделайте» (Исх. 25:9.40).

Когда святилище было окончено, присутствие Божье наполнило его. «И покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что облако осеняло ее, и слава Господня наполняла ее» (Исх. 40:35, 36). Господь обитал в Своем святилище. Никакой язык не в состоянии описать славу святилища. Это было святое место, потому что там обитал Бог. «И сказал Бог: не подходи сюда: сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, земля святая». Исх. 3:5. «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал». Иисуса Нав. 5:15. Первосвященник должен был омываться и снимать обувь, когда входил во святилище. «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скинией собрания и между жертвенником, и налей в него воды. И пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои. Когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или, когда они должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения [15] Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть. И будет это им уставом вечным, ему и потомкам его в роды их». Исх. 30:17-21. Так же свято было это место, как и жилище Божье на небесах, где обитает теперь Бог.

Двор и сосуды

Господь повелел Моисею построить двор вокруг святилища, жертвенник для всесожжений и умывальник. Исход 38:1-31. Во дворе скинии стоял жертвенник, на котором приносились все жертвы. «И поставь жертвенник всесожжения перед входом в скинию собрания». Исх. 40:6. Там же стоял умывальник с водою, в котором священники умывались прежде, чем войти во святилище. Исх. 30:17-21.

Священники

Было три разряда служителей: первосвященник, священники и левиты. Первосвященник мог быть только один и оставался таковым до своей смерти. Священников было много, а левитов было целое колено. Каждый из них получал свой чин от Бога и никто не смел сам его себе присвоить. Священники и левиты поучали народ законам Божьим и всем уставам Его. Приносить жертвы и воскурять фимиам перед Господом могли только священники и первосвященник. «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за небрежность во святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за неисправность в священстве вашем. [16] Также и братьев твоих, колено Левино, племя отца твоего, возьми себе; пусть они будут при тебе и служат тебе; а ты и сыны твои с тобою будете при скинии откровения.

Пусть они отправляют службу тебе и службу [17] во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам». Числ. 18:1-3.

Постоянное служение в святилище и во дворе скинии

По повелению Господа в святилище совершалась постоянное служение, которое состояло в том, что каждое утро и каждый вечер священник входил во святилище и на золотом жертвеннике, который стоял перед завесой, воскурял благовонное курение и поправлял светильник, чтобы лампады его горели постоянно.

Это было ежедневное служение первосвященника в первом отделении святилища. «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение перед Господом в роды ваши». Исх. 30:7.8. В этом состояло служение первосвященника перед жертвенником постоянного ходатайства за народ во святилище. Когда священник утром и вечером входил во святилище, чтобы воскурять на золотом жертвеннике, весь народ в единении с ним возносил свои молитвы к Богу. Так их молитвы возносились вместе с облаком воскуряемого фимиама, ибо фимиам символизирует молитвы святых. «И пришел иной ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознеся [18] дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога». Откр. 8:3.4. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя». Пс. 140, 2.

Во дворе стоял большой жертвенник для всесожжений, на котором совершалось постоянное примирение за народ. В то время, когда священник возносил жертву за народ во святилище, заколотый агнец лежал во дворе, готовый для сожжения на жертвеннике как примирение за грех народа.

В этом состояло постоянное служение примирения чрез жертвенного агнца во дворе святилища. Одного агнца утром и одного агнца вечером должно было приносить в жертву. «Вот что ты будешь приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером». Исх. 29:38.39. Это служение примирения не совершалось по воле народа и не по их просьбе, но по воле Бога и было откровением Божьего плана спасения человеков. Так Бог чрез Христа примиряет народ с Самим Собою ежедневно. «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». 2Кор. 5:21. Однако ни фимиам, ни агнец не были приносимы за отдельную личность, на за отдельный грех народа. Это открывало путь для каждого раскаявшегося грешника приходить пред лице Божье, принести жертву за свой грех и получить прощение. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Евр. 7:25. [19] «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою. И имея великого Священника над домом Божьим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно ибо верен Обещавший».

Евр. 10:19.23. Путь был открыт для всего мира чрез Агнца Иисуса Христа на жертвеннике креста. Потому что Бог был во Христе и примирил мир с Собою. 2Кор. 5:19. Итак, чтобы иметь и нам пользу от примирения, которое совершилось на кресте, надлежит нам исполнить нашу часть. Мы должны признать пролитую кровь Христа и принести ее как нашу жертву, иначе мы не получим прощение наших грехов. «Итак будем чрез Него непрестанно [20] приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его».

Евр. 13:15. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». 1Иоан. 1:9. Это было так хорошо и наглядно показано во всей системе жертвоприношений.

Жертвы

Народ мог приносить Господу различные жертвы:

жертву благодарности, жертву всесожжения, жертву по обету и, когда согрешал, жертву за грех. Все жертвы за грех, приносимые народом или священником, по своему ритуалу разделяются на две части. Были жертвы, кровь которых вносилась во святилище, и были жертвы, кровь которых не вносилась во святилище. Жертвы за грех за священника или за все общество приносились по следующему порядку: священник должен был исповедать свой грех над головою жертвенного животного. То же самое должно было сделать и все общество, если приносило жертву за свой грех. Старейшины из народа исповедовали грех общества над головою жертвенного животного.

После этого жертва закалалась. Священник брал от крови, вносил во святилище и кропил семь раз перед завесою во святилище, а также мазал кровью роги золотого жертвенника. Остальную кровь он выливал у подножия жертвенника всесожжения, который стоял во дворе. Мясо и все, что оставалось от жертвенного животного, сжигалось вне стана. Таким образом совершалось примирение священника и [21] всего общества израильского. Священник и все общество получало прощение за свой грех. Лев. 4:3. 4. 5. 9-12. Таков был порядок жертвы за грех, если согрешал священник или все общество вместе.

Когда же согрешал один человек из общества, порядок принесения жертвы был другой. Согрешивший приводил животное к священнику во двор скинии, исповедывал свой грех над головою животного и закалывал его. Священник брал от крови и мазал роги жертвенника всесожжений, который стоял во дворе, весь жир сжигал на жертвеннике, а мясо съедал. Мясо жертв, кровь которых не вносилась во святилище, ели священники. Таким образом, согрешивший получал прощение греха и примирение. «И так очистит его священник и прощено будет ему»… «И так очистит его священник от греха, в котором он согрешил, и прощено будет ему…» Левит. 4:27-31. 35.

Кровь жертвы согрешившего отдельного человека не вносилась во святилище, а кровь жертвы за грех священника или всего общества вносилась во святилище; ибо перечень грехов чрез кровь жертвы вносилась во святилище и оставалась там до Судного дня. Каким же образом перечень грехов отдельных людей переносился во святилище? Священник должен был есть мясо жертвенного животного за грех и, таким образом, картинно брал на себя грех и вносил во святилище. «Почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? Ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом. Вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы [22]

должны были есть ее, на святом месте, как повелено мне». Левит. 10:17. 18. Ясно, что за священника никто не мог вносить его грех во святилище, и в том случае, когда все общество согрешало, потому что священник является частью общества, поэтому сам священник должен был сам вносить кровь своей жертвы во святилище. Таким образом священник вносил во святилище перечень своего греха кровью жертвы и перечень грехов отдельного человека тем, что ел мясо жертвенного животного;

за год такого служения святилище наполнялось грехами и преступлениями народа. «И очистит святилище от нечистот сынов Израиля и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен он поступить и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их». Лев. 16:16.

Очень важен тот факт, что грешник, каждый раз, когда приносил жертву, получал прощение и очищение, как об этом мы читали в приведенных текстах Писания. «Итак, очистит его священник и прощено будет ему»… Лев. 4:20. 31-35. Такое очищение и прощение совершалось каждый день на протяжении всего года за каждого, приносившего жертву, за священника ли или за все общество, или за отдельного человека; и все-таки был Богом определен один день, в который весь народ одновременно получал очищение и прощение. То же общество, которое получало по своей жертве прощение за свои грехи каждый день, должно было в великий Судный день чрез особую жертву и особый ритуал получить очищение от всех грехов и прощение. «И очистит Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и [23] священников и весь народ общества очистит. И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею… «Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним». Лев. 16:33. 34. 30. Это очищение и примирение совершалось в конце годового служения во святилище.

День очищения

Великий Судный День бывал раз в году — десятого дня седьмого месяца заканчивалось годовое служение во святилище. Он являлся великим днем суда, потому что в этот день, всякий, не смиривший себя и не приносивший жертву за свои грехи, истреблялся из общества. «Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу. Никакого дела не делайте в день сей; ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего. А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего». Лев. 23:27-29.

Перед днем очищения имел место праздник труб, который начинался от первого дня седьмого месяца. В это время священники и левиты трубили в трубы в продолжении десяти дней, возвещая народу, что осталось еще немного времени благодати, в которое они могут принести жертву за свой грех;

что день очищения близок, в который [24] всякий не принесший жертвы за свой грех, истребится из общества Господня. Праздник труб служил для народа предупреждением и призывом к покаянию. И в те времена трудно было человеку исповедать свой грех;он скрывал его насколько было возможно долго. Звук трубы в первый день предупреждал общество: еще остаются только девять дней благодати.

На другой день звук трубы предупреждал грешника, что остается еще только восемь дней, потом семь, потом шесть и пять дней приготовления. Это внушало страх сердцу грешника. Каждый звук трубы обличал медлившего с раскаянием. Наконец, оставалось только два дня до дня очищения. Что можно было тогда видеть? — Каждый исследовал свое сердце и те, которые не хотели приносить жертвы, потому что хотели показать себя праведниками перед другими, были мучимы своею совестью. Многим стоило сильной борьбы победить свой ложный стыд, все же, наконец, они брали животное, приводили ко святилищу, там исповедовали свой грех и приносили жертву. «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите жертву Господу». Лев. 23:23-25.

Наступал день очищения. Прежде всего первосвященник должен бы очистить себя, святилище и народ. «И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа в скинию собрания. И бросит Аарон о обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. [25] И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение, и отослать его в пустыню для отпущения».

Лев. 16:7-10.

Жребием избирался козел для Господа и закалался в жертву за грех за все общество; однако над ним не исповедывались грехи ни народом, ни священником. Первосвященник брал от крови этой очистительной жертвы, входил во Святое-святых и кропил ею пред ковчегом откровения, против престола благодати. В ковчеге завета находились десять заповедей Божьих, которые требовали жизни нарушителей, однако кровь козла для Господа удовлетворяло закон Божий за все преступления народа израильского; она не упраздняла закон, но удовлетворяла его. После того, как первосвященник выполнял требование закона Божьего, он очищал святилище от грехов общества, а также сосуды и народ. Таким образом, очищение святилища и народа происходило кровью козла для Господа, то есть чрез кровь Христа. «И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровию тельца, и покропит ею крышку и пред крышкою. И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их». Левит. 16:15.16. [26]

После очищения святилища и народа чрез кровь козла для Господа, должен бы был последовать конец годового служения во святилище, но еще нет. Об этом мы читаем далее: «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла. И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню». Лев. 16:20-22. Как уже было сказано выше, первосвященник кровью жертвы вносил перечень грехов во святилище, теперь же в конце года он выносил грех из святилища.

Что же будет теперь с грехами очищенными и прощенными и вынесенными из святилища? — Первосвященник возлагает их на голову козла отпущения;

он должен понести грехи в пустыню и никогда более не возвращаться к обществу, но погибнуть там. Обратим внимание на то, что не все грехи были возлагаемы на голову козла отпущения, а только те, за которые в продолжении года были принесены жертвы и перечень которых вошел во святилище. Заметим, что не народ исповедовал свои грехи на голову живого козла, а первосвященник, то есть Христос. Грех, за который не была принесена жертва и покаяние, и перечень которого не был внесен во святилище, не мог первосвященник возложить на голову козла отпущения, он оставался на самом грешнике, который сам за него должен был и страдать. [27] «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего». Лев. 23:29.

Очищение двора скинии собрания

После очищения святилища и народа первосвященник снимал с себя одежды, в которых совершал очищение, и одевал другие. Теперь первосвященник приступал к очищению двора, так что в конце дня ничего не оставалось, что могло бы напомнить о грехе, кроме золы. Все очищалось и сжигалось. Все было чисто и ново. «И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые одевал, входя во святилище, и оставит их там. И омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ и очистит себя за народ. А тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике. И тот, кто отводил козла отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан. А тельца за грех и козла за грех, которых кровь была внесена для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их, и мясо их, и нечистоту их. Кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан». Лев. 16:23-28. Последним делом в очищении земного святилища было очищение двора, там все, что напоминало о грехе, сжигалось; это есть тень и прообраз очищения нашей земли.

Святилище и служение в нем от начала до конца было тенью небесного. «И устроят они мне [28] святилище, и буду обитать среди них.

Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте». Исх. 25:8. 9. Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, «сделай все по образу, показанному тебе на горе». Евр. 8:5. Все жертвы и служение в земном святилище со смертью Христа на кресте пришли к концу. «Иисус же опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась на двое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись». Матф. 27:50. 51. Дан. 9:27.

Небесное святилище

Земное святилище и служение в нем были даны для того, чтобы нам уразуметь небесное святилище и служение в нем, чтобы не толковать ложно план спасения человеков; чтобы надежда наша основывалась на обетованиях Божьих, а не на человеческом мнении.

Есть ли святилище на небесах? — Да. «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Евр. 8:1. 2. «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большей и совершеннейшей скинией, не такого устроения.

И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Евр. 9:11. 12. [29] Эти стихи говорят нам ясно, что на небесах есть святилище.

Небесное святилище также имеет два отделения, как и в земном, потому что земное было тенью небесного. «Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею вошел за нас Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека». Евр. 6:19. 20; 9:24. Христос вошел во внутреннейшее за завесу. Имеются ли в небесном святилище те же самые предметы, что были в земном святилище?

Да. Там есть светильник: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и, обратившись увидел семь золотых светильников. И, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом». Откр. 1:12. 13; Откр. 4:5. Там есть и золотой жертвенник: «И пришел иный ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу;

и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога». Откр. 8:3. 4. Там есть и хлебы предложения: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Иоан. 6:35. Там есть ковчег Завета и заповеди Божьи в ковчеге: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град». Откр. 11:19. Итак, в небесном святилище есть два отделения и все предметы и сосуды, которые были в земном. [30]

Священник

Есть ли в небесном святилище священник? — Да, и в небесном святилище есть священник. «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником на век по чину Мелхиседека». Евр. 6:20. «Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа».

Евр. 2:17. «Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному. А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Евр. 7:23-25. Для чего был священник? — Чтобы приносить жертвы за народ и ходатайствовать за него пред Богом.

Служение в святилище

Имеем ли мы жертву в небесном святилище? — Да, жертва есть Сам Христос Иисус. «Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв;

а потому нужно было, чтобы и сей также имел, что принесть». Евр. 8:3. «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Евр. 7, 27. «И не с кровью тельцов и козлов, но со Своею кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Евр. 9:12. Христос взял на Себя грехи наши и стал жертвою за нас. Это сделал Он однажды за весь [31] мир и примирил весь мир своею смертью на кресте. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступления их, [32] и дал им слово примирения».

Коринф. 5:19. Это соответствует постоянной жертве, агнцу, который приносился в жертву утром и вечером, не по воле народа, за все общество и преступления его. Это примирение, которое совершил Христос на кресте за весь мир, не по нашей воле произошло. Мы не молили Его об этом, оно произошло прежде нашего рождения. Как в Адаме без нашего участия мы стали грешниками, так во Христе без нашего участия мы все примирены. Наказание за грех снято с нас. Римл. 5:18. 19. Никто не осуждается за грех Адама, во Христе эта вина не вменяется нам. Это была жертва агнца за всех однажды. «На другой день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Иоан. 1:29.

Что же нам, примиренным на кресте, делать? Что же будет с грехами, которые мы совершаем теперь? — За наши грехи мы должны и теперь приносить жертвы, но не кровные и не материальные; мы должны возносить наши молитвы к нашему Первосвященнику в небесное святилище, Ему исповедывать грехи наши и Его признать нашей жертвой, и тогда мы получим прощение, и перечень наших грехов посредством «жертвы уст наших» войдет в небесное святилище. «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». (Евр. 13:15. Евр. 7:25. Иоан. 2:1-2). Мы, получившие примирение на кресте, если не будем исповедовать Христу наши грехи и не будем признавать Его жертвою за нас,- погибнем в день суда. (Прит. 28:13; 1Петр.2:5). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши [33] и очистит нас от всякой неправды». 1Иоан. 1:9. Так было и в земном святилище. Грешник, исповедывавший свой грех и принесший жертву, получал прощение. Лев. 4:20. 31. 35. Несмотря на это, в конце годового служения во святилище наступал день очищения, в который грехи всего народа, за которые были уж е принесены жертвы, возлагались на козла отпущения, который эти грехи относил в пустыню. В этом состояло очищение земного святилища;

в этом заключалось последнее служение первосвященника.

Очищение небесного святилища

Подлежит ли и небесное святилище очищению? — Без сомнения! Точно также как и земное, только лучшими жертвами. «Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами». Евр. 9:23. Когда же должен наступить этот день? Когда наступал этот день в служении земного святилища? — День очищения в земном святилище наступал в конце годового служения в десятый день месяца. Так и очищение небесного святилища будет иметь место в «конце веков». (Евр. 9:26).

В этом тексте ап. Павел, говоря о будущем, употребляет прошедшее время, как будто это уже произошло в прошлом. Он говорит: «К концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею». Почти все, что совершил Христос для спасения человека, в Библии передается как случившееся в прошлом, хотя оно должно совершиться еще в далеком будущем, потому что у Бога «несуществующее как бы [34] существующее». Римл. 4:17. То же самое мы встречаем и в пророчествах Исаии о Христе: «Он понес наши болезни… ранами Его мы исцелились». Ис. 53:1-9. Тот же оборот речи находим мы и в Откр. 13:8: «Агнец, закланный от создания мира». Все это написано в прошедшем времени, между тем как в действительности относилось то время к будущему. Так мы должны понимать и выражение в тексте Евр. 9:26. «Он же, однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». Конец веков еще не наступил и потому дело Христа «уничтожение греха» еще не совершилось. Конец мира придет тогда, когда Евангелие будет проповедано всему миру. Матф. 24:14. Тогда Христос совершит очищение в небесном святилище и грех навсегда будет уничтожен. В настоящее время грех еще есть в мире и в плоти человека.

После этого последнего дела во Святилище Христос придет, чтобы взять Свой народ к Себе. Он придет не как Первосвященник, но как Царь; не как Ходатай, но как Судия; не так как Тот, Который несет на Себе грехи наши, «но без греха». Евр. 9;28. «Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». Теперь грехи всех нас возложены на Христа: «Господь возложил на Него грехи всех нас». Ис. 53:6. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом». 2Кор. 5:21. После очищения святилища Христос является без греха. Что же стало с грехом, который Христос возложил на Себя? Как совершалось это в земном святилище? [35] Первосвященник нес на себе преступление народа до дня очищения. Лев. 10:17. Что же происходило после очищения в этот день? К первосвященнику подводили козла отпущения и все грехи народа, которые первосвященник выносил из святилища, были возлагаемы на него. Таким образом грех уничтожался, а первосвященник и народ оставались без греха. Так будет и в конце веков. Христос придет «без греха». Что же станет со грехом? — Он будет возложен на сатану, который и должен погибнуть за него, потому что был родоначальником всякого греха на земле.

Козел отпущения

Так назывался второй козел, на которого выпадал жребий для отпущения. Кровь этого козла не проливалась на грехи народа. На голову этого козла возлагались все грехи, за которые было получено прощение и примирение. Это был тот козел, который уносил грех в пустыню и к народу никогда более не возвращался. Этого козла народ более не видел.

Он погибал в пустыне. Его не приносили в жертву во дворе святилища, а все жертвы, приносимые вне двора святилища, по Слову Божьему, считаются приносимыми диаволу. Лев. 17:5-10. На еврейском языке козел отпущения называется «Азазель», «Козел для Господа» указывает на Христа, а «Козел для отпущения» (Азазель) дьявола предзнаменует, указывает на дьявола.» Еврейская Энциклопедия Часть 11, статья об Азазеле», стр. 365-366, дает значение этого имени: «Азазель есть существо сверхестественное и представляет собою источник [36] всякого зла». «По другому толкованию одного библейского исследователя Виллияма Дженкэ Д. Д. Братлерборс В. Т. Фессанден и со 1835: «Азазель есть имя сатаны, дьявола». На Ассирийском языке Азазель означает ангела, совершившего восстание на небе. В статье «Исследование церемониала очищения и вечного суда». Чарлса Бэкэра стр. 67, 68. (Бостон, Ли и Шелерд, 1864) автор дает такое разъяснение этому имени: «Азазель есть другое имя дьявола». Библейский словарь Р. Целлера пишет следующее: «Азазель в Левит 16, 8. 19 по-видимому есть существо личное, демоническое, враждебное истинному Богу, который в день очищения не был жертвой, но символически отпускался с грехами народа в опустошенное царство злых духов, враждебных Богу, для удаления и уничтожения греха из среды народа Божьего». Сатана есть начало всякому греху, он прельщал людей ко греху и с насилием господствовал над ними; он ослеплял чувства человека, члены их употреблял для исполнения своей воли и держал людей подвластными себе. Божий приговор над ним таков: «Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Псал. 7:15-17. Авдия 1:15. Такова участь диавола все возвратится на него. Поэтому диавол удерживает людей от покаяния, чтобы им самим погибнуть за свой грех. Принявшие Христа, как своего Спасителя, получат оправдание. Оправдать, значит найти истинного виновника, а ложно обвиненного [37] или силою принужденного ко греху, освободить от вины. Грехи таковых будут уничтожены. Уничтожение греха совершится в конце времени благодати.

Последнее дело служения в день очищения

После того как первосвященник очищал святилище и народ, он приступал к очищению двора скинии.

Двор скинии или святилища представляет нашу землю. В таком же порядке будет совершать очищение Христос. Совершивши очищение небесного святилища, Он снимает Свою первосвященническую одежду и облекается в царские одежды, которые означают одежды мщения. Читаем книгу Исаии 63, 1-4. В конце мира Христос будет очищать землю от грехов огнем, что было представлено очищением двора святилища. После очищения во дворе святилища не оставалось ничего, что напоминало о грехе; все было сожжено. Так будет и в конце мира. Не останется ни корня, ни ветвей, все будет сожжено огнем: и грех и грешники (Мал. 4:1; 2Петр. 3:10-14).

План спасения становится ясным при изучении святилища

Не все равно чему мы верим и как мы верим; если мы и подвизаемся, не будем увенчаны, если не будем подвизаться законно. 2Тим. 2:5. Так и с нашим верованием,- мы должны законно верить. Неправильное понимание учения о святилище дало повод ко многим ложным учениям. Из служения во святилище, мы видим, что Христос [38] в день очищения не уходит как козел отпущения в пустыню вдали от Своего народа, но что Он обитает с ними. Откр. 21, 3. Из служения в земном святилище мы ясно видим, что после очищения святилища, что представляет последний суд, грехи уже не возлагаются на Христа, но что несет их на себе виновник всякого греха и за них погибает в пустыне. Писание говорит ясно, что истинное святилище есть на небесах, что истинная жертва есть Христос, который положил Свою жизнь для примирения всех, верующих в Него. Мы уяснили себе, что Христос есть истинный священник и первосвященник, Который продолжает ходатайствовать за Свой народ. Он еще продолжает совершать служение примирения в небесном святилище за нас. Из земного святилища видим мы, что истинный и неизменный закон Божий есть в небесном святилище и что по нему мы должны поступать в жизни. Из этого мы видим, что есть истинный день Божий; Кто есть истинный Ходатай; мы видим, Кто Единый может совершать служение примирения во святилище,- только Христос. Мы видим также, что истинные дети Божьи есть те, кто верят всему плану спасения, как он представлен нам в служении святилища. Неудивительно, что враг души нашей желает ослепить нас, чтобы нам не видеть ясный свет Евангелия, который исходит из святилища.

Некоторые вопросы для нашего внимания

1. Если земное святилище и жертвенный агнец, первосвященник и все служение во святилище [39] от начала и до конца не было бы тенью небесного, для чего оно было дано народу и какое имело значение?

2. Для чего бросали жребий о козлах для Господа и для отпущения, если они оба означали одну жертву?

3. Как называет Бог жертву приносимую вне двора святилища? Жертвою Богу или диаволу?

4. Возможно ли уничтожить грех прежде его совершения?

5. Может ли быть прощен грех прежде чем он будет исповедан и оставлен?

6. Почему первосвященник входил во Святое-святых только раз в году, а не каждый день?- Имеет ли это какое-либо значение?

7. Которое из святилищ Божьих более свято:

земное, в котором Он обитал, или небесное, в котором Он обитает теперь?

8. Какое значение имеет день очищения, имевший место один раз в году?

9. Когда грех народа, вынесенный из святилища первосвященником, возлагался на козла отпущения? Происходило ли это перед судом (очищением святилища) или после суда? (это происходило после суда).

10. Когда Христос вознес грехи наши на крест, в начале Своего служения в небесном святилище или же в конце Своего служения? Несет ли Христос наши грехи и теперь? Будет ли Христос нести грехи наши и после суда?

11. Почему были три разных жертвы за грех? 1. Агнец приносился утром и вечером. 2. Каждый [40] согрешающий должен был принести за свой грех.

Потом еще 3-я, раз в году, за весь народ и очищение святилища?

12. Почему не исповедовали грехов над агнцем и не вносилась кровь его во святилище?

13. Почему не исповедовались грехи над «козлом для Господа» в день очищения, но кровь его вносилась во святилище? [41]