8. Кого олицетворяет маленький рог?

«Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Колос. 2:8.

В пророчестве Даниила описывается ход истории от начала царства Вавилонского в 606 году до Р. Хр. и до того времени, пока Христос восстановит Свое царство. Во второй главе Даниила в большой символической картине нам представлены четыре всемирных царства: Вавилон от 606 года по 538 до Р. Хр. Мидо-Персия от 538-331 года до Р. Хр., Греция от 331-168 года до Р. Хр. и Рим от 168 до Р. Хр.- 476 по Р. Хр. В седьмой главе этой книги эти четыре всемирных царства изображены в виде четырех символических зверей, и четвертый символ представляет четвертое всемирное царство — Рим. В восьмой главе мы встречаем уже не четырех зверей, а только трех, потому что третий год правления Валтасара есть последний год царства Вавилонского, свою историю оно уже закончило, и в пророчестве о нем более не говорится; поэтому Бог представляет пророку символы только трех грядущих всемирных царств: Мидо-Персии, Греции и Рима. Об овне (ст. 2) ангел говорит, [93] что это цари Мидийские и Персидские; о козле (ст. 5) говорит ангел, что это цари Греции; маленький рог изображает третью власть. «От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал». Дан. 8:9-12. Ангел не назвал имени этой третьей власти, как он это сделал с овном и козлом, поэтому появилось много ложных толкований относительно этой власти. Если бы ангел не пояснил символы козла и овна так определенно, то и относительно их было бы много неосновательных предположений в мире.

Во 2 и в 7 главах Даниила уже было показано, что после Греции власть получит Рим, так как в данном случае «маленький рог» есть власть, следующая после Греции, следовательно, власть Рима согласуется и с пророчеством и с историей.

После смерти первого царя Греции, Александра Великого, царство разделилось на четыре части: Египет, Сирию, Фракию и Македонию, что в пророчестве (Дан. 8:21. 22), представлено четырьмя рогами козла. «Маленький рог» вышел из одного из рогов козла и, следовательно, является самостоятельной [94] властью, а не частью от четырех рогов козла.

Ангел не назвал имени «маленького рога», но дал одиннадцать его особенностей. Здесь они следуют:

1. Он вышел от одного из четырех рогов и чрезвычайно разросся. 2. Он вознесся до воинства небесного.

3. Низринул на землю часть воинства и звезд и попрал их. 4. Вознесся на Вождя воинства.

5. Отнял у Него ежедневную жертву. 6.

Поругал место святыни Его. 7. Повергал истину на землю. 8. Действовал и успевал. 9. Он будет губить сильных и народ святых. 10. Среди мира погубит многих. 11. И против Владыки Владык восстанет. Эти особенности лучше имени определяют эту власть. «По плодам их узнаете их». Это есть Рим.

Существует предположение, что «маленький рог» — это Антиох Эпифан, царь Сирии. Это толкование основано только на том, что Антиох Эпифан непродолжительное время преследовал евреев в Палестине и расхитил храм в Иерусалиме. Однако Антиох Эпифан, как мы увидим, не играет большой роли ни в истории, ни в пророчестве, и то, что он причинял евреям, есть ничто в сравнении с тем опустошением, которое совершил в стране Вавилонской царь Навуходоносор. Однако проверим, исполнил ли Антиох Эпифан указанные ангелом признаки. Ниже мы приводим выдающиеся случаи из истории царствования Антиоха Эпифана.

1. К тому времени, когда римляне заняли Сирию, которая в пророчестве представлена одним из четырех рогов, в Сирии уже процарствовало [95] 26 царей, из которых Эпифан был восьмым из двадцати шести; следовательно, сам Антиох представлял одного из четырех рогов, и не мог быть «маленьким рогом», который вышел из одного из четырех рогов; он не мог выйти из собственного рога, сам из себя.

2. Антиох Великий, отец Эпифана, был сильно разбит римлянами, и только на условии уплаты большой дани мог заключить с ними мир. Он также должен был уступить им часть своего царства, и, в виде залога, отдал римлянам своего сына Эпифана. Как видим, власть Римлян преобладала над царством Эпифана.

3. Обратим внимание на то, что «маленький рог» был сильно великим, между тем как Антиох Эпифан никогда не был великим. Некоторое время он владел Египтом, но римляне изгнали его оттуда. Возвращаясь из Египта, он удовлетворил свою ярость против римлян тем, что учинил жестокое преследование евреев и расхитил их храм.

4. О «маленьком роге» говорится: что он чрезвычайно разросся; Мидо-Персия царствовала на 127 областями, но только называется великой; по-видимому, царство «маленького рога» должно было быть больше Мидо-Персидского, ибо о нем сказано: «чрезвычайно разросся». Совершенно не подходит этот признак чрезвычайной величины к царству Антиоха Эпифана, ибо Сирия в лице Антиоха должна была платить дань Риму.

5. Далее говорится о «маленьком роге», что он восстанет против Владыки владык, Этот Владыка владык, без сомнения, есть Христос. (Дан. 9:25); Деян. 3:15. Откр. 1:5). [96]

Однако Антиох Эпифан умер за 164 года до Р. Хр.

Итак, мы видим, что это пророчество не может относиться к Антиоху Эпифану, так как он не соответствует ни одному из данных признаков. Однако является вопрос, почему это пророчество о «маленьком роге» так упорно относят к Антиоху Эпифану? — Это толкование вышло из среды римско-католической церкви, чтобы отклонить это пророчество от себя. Многие протестанты последовали этому толкованию, чтобы поставить под сомнение близость пришествия Господня.

Соответствует ли Рим этим признакам? — Да, он вполне соответствует каждому из них, как мы увидим это из всего дальнейшего. Верно то, что пророчество только тогда упоминает о каком-либо царстве, когда оно приходит в соприкосновение с народом израильским. В 168 году до Р. Хр.

Рим побеждает царство Македонское и, после этого, уже сталкивается с народом израильским и вступает с ним в союз в 161 году; («История древности» Иосифа Флавия, том 12, гл. 10, ст. 6), именно с этого времени мы начинаем встречать Рим в пророчестве. Итак, уже из Македонии Рим продолжает свои дальнейшие завоевания; и так как Македония была одним из четырех рогов козла, посему пророчество вполне верно представляет Рим как выходящий из одного из рогов козла.

«Маленький рог» разросся к югу. Дан. 8:9. Египет был завоеван Римом в 30 году до Р. Хр. и долгое время оставался римской провинцией.

«Маленький рог» разросся к востоку. Рим завоевал Сирию в 65 году до Р. Хр. и сделал ее своей провинцией. [97]

«Маленький рог» разросся «в прекрасной стране». Иудея называется «прекрасной страной». В 63 году Рим сделал Иудею своей провинцией, разрушил Иерусалим, сжег храм и рассеял народ израильский, который остается в рассеянии и до сего дня.

«Маленький рог» восстал против Владыки владык (Дан. 8:25) и «воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» Дан. 8:10. В точности так же поступает и дракон в Откр. гл. 12 ст. 4. Рим распял Христа, преследовал Его воинство, умерщвлял их руководителей (звезды). Рим преследовал христиан до 312 года по Р. Хр; затем следует великое преследование верующих от 538 года до 1798 года, во время которого погибло 75000000 человек от диких зверей, огня, темниц, голода и инквизиции.

«Маленький рог» отнял от Христа, Вождя воинства небесного, ежедневную жертву и поругал место святыни Его. (Дан. 8:11). Церковный Рим отнял от Христа ежедневную жертву, то есть служение Христа как Ходатая в небесном святилище, заменив его служением священников на земле. Своим ложным учением и установлением земного святилища и служением в нем и бескровной жертвой церковный Рим лишил значения ходатайство Истинного Первосвященника в небесном святилище в умах своих последователей.

«Маленький рог» будет повергать истину на землю (Дан. 8:12). Рим изменил закон Божий, то есть истину Божью, и ходатайство Христа, как Единого Искупителя и посредника между Богом и человеками, [98] заменил учением о святых и посредничестве священников. Итак, небесное святилище, закон Божий, истинный Первосвященник Христос, истинный Посредник, совершенная жертва Христа, истинный день Божий, Евангелие и скорое пришествие Христа Спасителя,- все эти истины, относящиеся к спасению души, повергнуты Римом на землю.

«Маленький рог» будет губить сильных и народ святых. Дан. 8:24. Сравните это со словами в Дан. 7, 25. Та же самая власть совершает те же самые дела.

Рим в точности исполнил этот признак, преследуя и уничтожая народ Божий.

Все признаки «маленького рога», о которых говорит пророчество, исполнены Римом: следовательно, власть, описанная в пророчестве Дан. 8:9-12. 23-25, называемая «маленьким рогом» не относится к Антиоху Эрифану царю сирийскому, но является Римским всемирным царством в обоих формах.

Три пророческих летоисчисления тесно связаны с появлением, продолжительностью и концом власти, представленной «маленьким рогом»: 2300 вечеров и утр, 1290 дней и 1335 дней. По пророческому исчислению каждый пророческий день соответствует году.

Как уже было показано, 2300 лет пророческого летоисчисления оканчиваются в 1844 году (читай главу «Когда небесное святилище очистится?»). С этого времени начинается восстановление всего того, что «маленький рог» повергнул на землю, а именно всей истины Божьей, и начинается заключительное служение Христа в небесном святилище. [99]

Другие два летоисчисления: 1290 лет и 1335 лет следует начинать считать от того времени, когда отнята будет ежедневная жертва, и поставлена будет «мерзость запустения». Дан. 12:11. Это произошло в 503-508 по Р. Хр. Рим заменил посредничество Христа посредничеством священников на земле и учредил земное святилище и служение в нем. Таким образом «ежедневная жертва, которая означает посредническое служение Христа за людей в небесном святилище, была отнята у «Вождя воинства» — Христа. И теперь мысли людей отвлечены от правильного разумения небесного святилища и служения в нем, так что люди не знают, что они делают. Это произошло тогда, когда римская церковная система одержала полную победу над арианской и взяла полный верх в религии. Это ознаменовалось официальным эдиктом Церковного Собора, который имел место в 503 году. В этом эдикте было следующее высказывание: «Папа есть судия вместо Бога, сам же ничьему суду не подлежит» (см. «Соборы» — Гордонина, том 11, стр. 983; Лабл и Коссарт. «Соборы», том 4, столбец 1364; также «Историю папства» (трехтомное издание), том 1, стр. 304. 305). Ради осуществления этого эдикта франкский король Хлодвиг покорил папе все враждебно к нему настроенные народы.

Таким образом папа стал главою римских священников, король Хлодвиг приобрел себе имя «старшего сына церкви». Это произошло между 503-508 годами по Р. Хр. Считая 1290 лет от 503 года, мы приходим к 1793 году; это — год французской революции, [100] во время которой были поколеблены папской престол и власть церкви, и, спустя пять лет, в 1798 г., то и другое должно было пасть: папа римский был взят в плен французским генералом Бертье, и римская система получила «смертельную рану». О другом счислении мы читаем: «Блажен кто ожидает и достигнет тысяча трехсот тридцати пяти дней». Дан. 12, 12. Начало этого летоисчисления мы также имеем в 508 году по Р. Хр. 508+1335=1843 или начало 1844 года. Что же произошло в то время? К этому времени восстает одно общество людей, побуждаемые к изучению Писания пророчествами Даниила. Эти люди поняли вечное Евангелие, которое включает в себя все остальные истины, которые доселе не были понимаемы, потому что истина была повергнута на землю; они поняли истину о неизменном законе Божьем и истинном дне Господнем, субботе, что не могли уразуметь ни одно из христианских обществ до этого времени. О дне Господнем, субботе мы читаем: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадой, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господне, и Я возведу тебя на высоты земли и дам тебе вкусить наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это». Ис. 58, 13-14. Об истинном Посреднике, Христе, мы читаем: «Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». 1Тим. 2, 5. Евр. 8, 1-3. Мы читаем [101] о Христе как об истинной жертве за всех: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда сел одесную Отца». Евр. 10:12. Эти четыре предмета:

святилище Божье, первосвященник Христос, жертва — Христос и посредническое служение Христа между человеками и Богом суть основы апостольского учения. Начиная от 1844 года эту весть стали верно понимать и проповедовать.

В этом заключается вечное Евангелие ко всему миру, которое из всех языков, народностей и племен вызывает один народ для Господа, который соблюдает заповеди Божьи и веру в Иисуса. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и веру в Иисуса». Откр. 14, 12. До 1844 года не было народа с особой вестью для всего мира, который бы проповедовал соблюдение заповедей Божьих и веру в Иисуса. Были, может быть, отдельные личности, которые так для себя верили. Но когда исполнилось время явился народ и всемирное движение Адвентистов седьмого дня с вестью для всего мира,- с проповедью последнего предупреждения. «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ним, и говоря громким голосом: кто поклоняется [102] зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божьей, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и веру в Иисуса» (Откр. 14:6-12). Друзья, это есть последняя весть, и этот народ есть последний народ Божий, который верит в эту весть, живет так и проповедует ее. Этой вестью и этим народом дело Христа на земле будет закончено. «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове Его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата». Откр. 14:14-16. После этой вести другой нет, и не может другой народ восстать с вестью от Бога. Мы не можем создать вести или ее улучшить; мы можем только верить или отпасть от этой вести. [103]