Другие, изгоняющие бесов

Было показано, что изгнание бесов — чудесное знамение. В служении Христа многочисленные случаи изгнания бесов удостоверяли проповедь о том, что приблизилось Царство Небесное. Они также указывали на Иисуса как Сына Давида, Который будет править как Царь. Изгнание бесов точно так же удостоверяло проповедь апостолов, которые были неповторимыми представителями Иисуса.

В свете всего этого можно предположить, что только один Иисус и апостолы были способны изгонять бесов. Но это не так, потому что другие совершали такие же чудеса, хотя некоторые потерпели неудачу. Каким образом этот факт связан с пониманием изгнания бесов как признака апостола? Ответ на этот вопрос можно получить, если посмотреть на то, кто были эти люди и что они в точности делали.

Семьдесят

Со всей очевидностью семьдесят учеников в своем служении имели успех в изгнании бесов (Лук. 10:1-20), во многом подобно апостолам. Когда семьдесят вернулись к Иисусу после завершения своей миссии, то они сказали: Лук. 10:17: — «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем».

Перед этим (Лук. 10:1) Иисус избрал «и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Их служение было конкретно направлено на подготовку пути для Мессии в тех селениях, куда Он намеревался идти прежде Голгофы. [Wycliffe Bible Encyclopedia, s.v. «Seventy Disciples of Our Lord», 2:1557.] Сюда входила моральная (и духовная) подготовка, чтобы подготовить народ открыть врата перед праведным Царем и принять Его правление. [Alfred Edersheim, «The Life and Times of Jesus the Messiah», 1 vol. ed. , Grand Rapids: Wm. Eerdmans Publishing Co., 1979, 2:136.] Для удостоверения их проповеди Иисус дал семидесяти силу и власть, подобную Двенадцати, сделав их фактически «временными апостолами».

Это утверждение подтверждают пять доказательств

Хотя семьдесят не были конкретно названы апостолами, все же в Лук. 10:1 для обозначения повеления, данного им Иисусом, употреблена глагольная форма «апостелло».

Он «послал их» (апестеилен).

Им надлежало проповедовать то же слово, что Иисус и апостолы — проповедь о том, что приблизилось Царство Божье. [Norval Geldenhuys, p.p. 300-01 (Лук. 10:9-11; ср. Матф. 4:17: 10:7).]

Как семьдесят, так и Двенадцать были наделены способностью совершать чудеса для удостоверения своей проповеди (Лук. 10:9; ср. Матф. 10:1, 7-8). Семидесяти ученикам была конкретно дана сила исцелять больных и, поскольку нужно было рассматривать изгнание бесов как своего рода чудесное исцеление, то сюда должна быть включена и власть изгонять бесов.

Тот же суд ожидает тех, кто отвергал семьдесят, как и тех, кто отвергал Двенадцать (Лук. 10:10-12; ср. Матф. 10:14-15).

Те же общие наставления были даны Семидесяти, как и Двенадцати (Лук. 10:3-12; ср. Матф. 10:9-16). Как те, так и другие были посланы как агнцы среди волков. И тем, и другим не было позволено брать в дорогу запасы. И тем, и другим надлежало произносить слово мира в тех домах, где их принимали. И те, и другие должны были отрясать пыль с ног как свидетельство против городов, которые их отвергали.

Из приведенного выше сравнения мы приходим к неизбежному заключению: семьдесят, как минимум, в этой миссии рассматривались как апостолы Иисуса.

Однако сохранили ли семьдесят власть изгонять бесов после этой миссии? Было ли их апостольство временным или постоянным? Внимательное изучение свидетельств указывает на то, что апостольство семидесяти было лишь временным. Пожалуй, самое лучшее доказательство этого факта можно обнаружить в повелении, данном семидесяти.

Их деятельность в географическом смысле была ограничена городами, которые Иисусу надлежало посетить прежде Его смерти (Лук. 10:1).

Этот факт ясно указывает, что их служение предназначалось для восполнения временной нужды. [Wycliffe, 2:1557.] Для контраста, повеление, данное Двенадцати имело меньшее географическое ограничение (Матф. 10:5-6) и они были как спутники Христа на более длительном основании. [Ibid., 2:1557.]

Далее, Христос не дал повторного задания семидесяти после Своего воскресения.

Но в отношении Двенадцати истинно как раз обратное. В Иоан. 20:21 Иисус сказал «… как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Великое Повеление было дано одиннадцати (Матф. 28:16-20), и их проповедь должна была и в дальнейшем подкрепляться чудесными знамениями (Марк 16:15-20). Из этой истины становится ясно, что Иисус обращался прежде всего к одиннадцати в дни между Его воскресением и Его вознесением — готовя их и дальше быть Его полномочными представителями, через которых Он закладывал основание Своей Церкви. [Geldenhuys, «Supreme Authority», p.p. 61-62.] В продолжение всего этого времени о семидесяти нет никакого упоминания. Фактически, после окончания их краткой миссии в Лук. 10 семьдесят как группа полностью исчезают со страниц Св. Писания.

Следовательно, у нас нет указания на то, что семьдесят постоянно сохраняли свою способность совершать исцеление (включая изгнание бесов). [Merrill C. Tenney, p. 1046.] Их способность изгонять бесов в течение этой одной миссии сильно поддерживает мнение о том, что изгнание бесов было удостоверяющим признаком апостола и не практиковалось всеми верующими в общем.

Еврейские экзорсисты

Сыны фарисеев

Матф. 12:27 упоминает, что некоторые люди, которых Иисус называл «сыновья ваши» якобы изгоняли бесов.

«И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями».

Контекст этого заявления — кажущиеся постоянными нападки на Иисуса со стороны фарисеев. Иисус только что изгнал беса из человека, который был слепым и немым, в результате чего люди начали задавать себе вопрос, а что если Иисус — Сын Давида.

Матф. 12:22-23 — «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?» Затем фарисеи обвинили Иисуса в изгнании бесов «силою веельзевула» (ст. 24).

Частично Иисус ответил им такими словами: Матф. 12:26-27 — «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?

Посему они будут вам судьями.» Кто такие «сыновья ваши«? Наилучший ответ на этот вопрос — что это были ученики фарисеев. Иисус непосредственно обращался к фарисеям, и в этом прямом обращении винительный падеж «сыновья ваши» (гои гуиои гумон) указывает на объект, к которому обращаются, а именно, на фарисеев. [William C. Kemp, p. 42.] Потому что говорить с фарисеями, указывая «сыновья ваши» и иметь при этом в виду Своих собственных учеников или чьих либо других, невозможно с грамматической точки зрения. [Ibid.]

Термин «сыны» (гуиои) может иметь несколько значений. Значение, которое лучше всего подходит здесь, это все же «ученик, последователь» или во всяком случае «духовный сын». [BAGD, p. 841.] Эти сыновья, следовательно, не физические сыновья фарисеев; напротив, это их последователи, которые были их экспертами, которых они поддерживали и которыми они гордились, потому что те могли изгонять бесов. [R. C. H. Lenski, p. 478.]

Под вопросом стоит то, изгоняли ли эти приверженцы фарисеев бесов и как они это делали. В этой полемике можно занять лишь две основные позиции: они изгоняли бесов или они не изгоняли бесов. Среди тех, кто говорит, что «сыны фарисеев» не изгоняли бесов слова Иисуса о том, что они изгоняли, обычно называются «argument ad hominem».

Это попросту означает, что в своей аргументации Иисус перешел на термины фарисеев и не выражал личное мнение о том, изгоняли они бесов или нет. [George Eldon Ladd, p. 149.]

Это мысль возможная, но очень спорная. Кажется логичным предположить, что этими экзорсистами были достигнуты некоторые положительные результаты. Какой другой причиной можно объяснить уверенность фарисеев, что их коллеги имели успех?

Далее аргумент Господа потерял бы свой смысл, если бы евреи не могли, как минимум, сделать вид, что изгоняют бесов. Напротив, весь аргумент Иисуса предполагает некоторый очевидный успех в экзорсизме, проводимом фарисеями. [John Pereira, p. 23.]

Среди тех, кто считает, что Иисус на самом деле совершал экзорсизм, мнения снова разделяются. Некоторые говорят, что вопрос Иисуса логически требовал признания того, что эти евреи на самом деле с успехом занимались экзорсизмом, и что это совершалось в силе Божьей — в посте, молитве и истинной вере со стороны экзорсиста. [E. H. Plumptre, p. 72.] Проблема в отношении этого взгляда состоит в том, что раввинский экзорсизм не состоял из простой благочестивой молитвы к Иегове (Яхве). Он сопровождался разве что постом. Экзорсизм, практикуемый раввинами в дни Иисуса, включал в себя отвратительные и безобразные крайности, состоящие из многих необоснованных предрассудков, происходящих большей частью от смешения с элементами язычества. Следовательно, если эти экзорсисты действительно изгоняли бесов Божьей силой, то Бог рассматривается, как Тот, Кто подтверждает и удостоверяет их основанную на предрассудках практику.

Лучше всего сделать предположение, что коллеги фарисеев действительно иногда совершали избавление некоторых людей от бесовской одержимости. Бесы выходили, но делали это не по принуждению. Бесы сами позволяли проводить над собой экзорсизм со стороны этих экзорсистов [Pereira, «Jewish Exorcism», p. 31], возможно для того, чтобы больше продвигать ложные понятия того времени в отношении демонизма, а также чтобы дальше распространять лжеучение фарисеев. Кто-то может возразить на подобное толкование, говоря, что оно противоречит словам Иисуса о сатане, изгоняющем сатану. При более тщательном рассмотрении этого вопроса для противоречия все же не остается места. Иисус указывал только на осуществляемое силой Божьей вторжение во враждебные владения сатаны, при котором сатана действительно несет постоянные потери. Иисус не говорил о методах сатаны, предназначение которых — обман и расширение его владений. Сатана по-видимому имеет власть направлять свои демонические силы в подходящие ему места или забирать их из какого-нибудь определенного места только как временную меру (Матф. 12:43-45), чтобы таким образом смутить или обмануть. Когда бесы уходят подобным образом, то во владениях сатаны не происходит никакого разделения, и сатана также не изгоняет сатану.

Сатана, скорее, применяет хитрую стратегию, чтобы дальше расширять свои владения. [Unger, «Biblical Demonology», p. 105-5.]

Следовательно, этот текст не учит о том, что благочестивые верующие в общем имеют способность изгонять бесов или изгоняли их когда-либо против их воли. Здесь, напротив, содержится отрезвляющее предупреждение против признания пригодности так называемого экзорсизма, основываясь исключительно на опыте или наблюдении. Бесы могут добровольно покидать свои жертвы для поддержки лжеучений, ложных направлений служения или лжеидей в отношении природы изгнания бесов. Между экзорсизмом коллег фарисеев и изгнанием бесов, совершаемым Иисусом и Его апостолами, никак нельзя проводить параллель. Иисус использовал их в Своем споре против фарисеев, чтобы показать их несостоятельность. Они превозносили экзорсизм, проводимый их коллегами, но отвергли Того, результаты труда Которого были намного более показательными и достигались в силе Духа Божьего.

Сыны Скевы

Сыны Скевы названы экзорсистами в Деян. 19:13 — единственном месте в Новом Завете, где употребляется этот термин.

«Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует».

Эти люди выделяются тем, что они потерпели неудачу в изгнании бесов, когда применяли имя Иисуса. Во время служения в Ефесе Павел, со всей очевидностью, изгнал во имя Иисуса множество бесов. Видя это, сыны Скевы сделали попытку изгнать беса, произнеся слова: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует».

В результате, бес не только не вышел, но одержимый также нанес им побои (Деян. 19:15-16). Для правильного понимания этого текста должен быть получен ответ на три вопроса.

1. Во-первых, кто были эти люди? Они были названы сынами «Иудейского первосвященника Скевы» (ст. 14). Помимо этого стиха неизвестен ни один еврейский первосвященник по имени Скев. Это название могло быть использовано здесь в широком смысле как указание на главу священнической семьи (как в 5:24). [Homer Kent, Jn., p. 152.] Звание «Иудейский первосвященник» могло быть собственным лживым самоназванием Скевы. [Bruce, «Acts», p. 390.] Что касается их рода занятий, то они были путешествующими еврейскими экзорсистами. Употребление термина «экзорсисты» (заклинатели — «эксоркистон») указывает на их попытки изгонять бесов, используя формулы, заговоры, заклинания. На эту мысль наводит также тот факт, что среди тех, кто практиковал магию в древние времена, евреи пользовались высоким уважением, потому что считалось, что в их распоряжении были особо действенные заклинания. [Ibid.]

2. Действительно ли они изгоняли бесов? Вся их практика, возможно, была мошенничеством. [W. Denton, p. 181.] Однако нет проблемы в признании того, что иногда они приносили облегчение жертвам одержимости, однако это было облегчение, которое допускали бесы, добровольно выходя из своих жертв. Это напоминает ситуацию с «сынами вашими» в Матф. 12:27.

3. Почему в этом случае они потерпели неудачу? Ответ на этот вопрос обнаруживается в том, что бес ответил экзорсистам.

Деян. 19:15 — «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» Многие ученые считают, что неудача этих экзорсистов произошла по причине неверия. [Unger, «Demonology», p. 105.] Не подлежит сомнению, что эти люди были неверующими; но не на это указал бес в качестве причины их провала. Он буквально сказал им: «А вы кто?» Слово «вы» (хумеис) ставит ударение на личности экзорсистов, а не их вере. Бес знал Личность Иисуса; Он — вседержавный Господь, власть Которого распространяется даже на владения сатаны. Он также знал личность Павла, который был представителем Иисуса и был поэтому наделен признаками апостола, включающими власть изгонять бесов. Но власть этих экзорсистов была самозваной; следовательно, бес отверг их повеление, чтобы имя Иисуса не прославилось еще больше. Тем самым этот эпизод хорошо гармонирует с концепцией о том, что изгнание бесов было чудом, удостоверяющим апостолов.

Некоторые на Суде

На Суде некоторые люди будут использовать свой так называемый экзорсизм в качестве доказательства, что им можно войти в Царство.

В Матф. 7:21-23 Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Стоит обратить внимание на то, что эти люди: 1) утверждали, что они изгоняли бесов; 2) утверждали, что совершали это во имя Иисуса; 3) утверждали, что также совершили сильные дела (дунамеис). Однако они — делающие беззаконие. Настоящее время этого причастия (эргазоменои) указывает на то, что несмотря на их протесты об обратном, их жизнь характеризуется непослушанием и беззаконием. Этот факт ясно показывает, что между ними и Иисусом никогда не существовало взаимоотношений. Он никогда их не знал. [Morgan, p. 79.]

Действительно ли эти неверующие изгоняли бесов?

Форма отрицания «не» (оу), употребленная в их речи, указывает на получение ими положительного результата (то есть, «Конечно, мы изгоняли бесов…»). Очень неправдоподобно, чтобы по той простой причине, что эти люди использовали имя Иисуса, Он действительно мог дать им возможность изгонять бесов, невзирая на их погибшее состояние. Неудача сынов Скевы при таких же обстоятельствах может послужить аргументом против подобного предположения.

Существуют лишь две возможности: На самом деле они не изгоняли бесов, но думали, что изгоняли.

Бесы выходили добровольно, как это могло быть в случае с сынами Скевы и сынами фарисеев.

Как бы там ни было, это место Св. Писания дает торжественное предупреждение. Тот факт, что люди заявляют, что они изгоняют бесов или даже совершают другие чудеса во имя Иисуса, не означает, что эти чудеса от Бога. Экзорсизм может показаться настоящим, но в действительности не совершаться властью Иисуса.

Во Втор. 13:1-3 с ясностью указано, что не видимые чудеса, но Слово Божье определяет, что от Бога, а что нет.

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: `пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им’, — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей».

Безымянный ученик

Марк 9:38-40 — «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас».

Апостолы увидели человека, изгоняющего бесов во имя Иисуса. Они запрещали ему, потому что он не входил в состав Двенадцати. Иоанн сказал об этом Иисусу (ст. 38).

Сомнительно, чтобы этот человек был экзорсистом вроде сынов Скевы, которые в имени Иисуса просто видели магическую формулу, никак не посвящая себя Самому Иисусу. [C.E.B. Cranfield, p. 310.] Иисус указал, что этот человек «за вас» (ст. 40). Этот человек не может также «злословить Меня» (ст. 39). Это мог быть человек, услышавший проповедь Иисуса и уверовавший в Него, но который еще не развил никаких близких взаимоотношений с последователями Иисуса. [Hendrickson, p. 361.]

Этот текст предоставляет скудную информацию о методе этого человека или его успехе; в вопросе о том, кем он был и что делал, мнения разделились. Некоторые уверяют, что этот человек действительно совершил чудо в силе Христа, и что это показывает тот факт, что не апостол мог совершить чудо. [D. Edmond Hiebert, p. 230.] Однако текст не настолько ясен.

Очевидно то, что Иоанн и другие апостолы, совершая путешествие через Галилею, встретили человека, который использовал имя Иисуса для изгнания бесов. Термин «изгоняет» (экбаллонта) — это причастие настоящего времени, указывающее на то, что действие находилось в развитии. Неясно, изгонял ли человек успешно бесов или только пытался делать это, когда пришли апостолы. Однако ясно, что апостолы приложили силы к тому, чтобы остановить человека, как видно из несовершенной формы глагола «запрещать» (эколуомен), что также указывает на то, что человек отказывался остановиться. [Lane, «Mark», p. 341, note 64.]

Слова, сказанные Иисусом апостолам, отражают заботу как об этом человеке, так и об их состоянии. Из этих слов нельзя извлечь вывод, чтобы определить, что же на самом деле делал этот человек. У них как раз сейчас произошел спор, кто из них больший (Марк 9:33-37). Вместо того, чтобы лично позаботиться об этом человеке и проявить терпение в отношении развития его веры, апостолы с ревностью отнеслись к человеку, который «вторгся на их территорию». Вместо того, чтобы с упрямостью запрещать ему, им следовало признать, что его действия показали положительное отношение к Христу (ст. 39). Этот человек был не против них, но за них (ст. 40).

Вывод: Христос употребил этот случай, чтобы укорить Своих апостолов за их неправильное отношение к человеку. Он не делает комментариев о законности экзорсизма, но использует этот эпизод в качестве урока, чтобы выработать у Двенадцати правильное отношение к их апостольству и к другим людям. Следовательно, этот эпизод нельзя использовать в качестве ясной поддержки практики изгнания бесов кем-то другим, кроме апостолов.

Филипп-благовестник

Он мог изгонять бесов и имел в этом большой успех. Описывая служение Филиппа, Лука сказал в Деян. 8:5-7 «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись».

В этом месте Св. Писания показано, что Филипп не только мог изгонять бесов, но также мог совершать другие знамения и чудеса. Как Филипп мог все это совершать?

Обладал ли он большей верой, чем другие? Или на это есть какой-то другой ответ?

Внимательное исследование Св. Писания указывает, что сверхъестественная способность Филиппа была непосредственно связана с его контактом с апостолами. Это можно проследить выше в Деян. 6:6, где апостолы возложили руки на Филиппа и шесть его помощников. Возложение рук апостолов означало больше, чем просто факт того, что семь учеников были отделены для особого благословения. Это в ограниченном смысле сделало их соработниками апостолов, делившими с ними свой труд. [Ardel B. Caneday, p.p. 28-29.] Эти соработники, соответственно, могли являть «признаки апостола» для подкрепления апостольской проповеди своим слушателям. Три доказательства указывают на этот факт: Во-первых, до этого времени никто другой, кроме апостолов не совершал чудес.

Однако, после возложения рук на семерых и Стефан (Деян. 6:8), и Филипп могли совершать чудеса и знамения.

Во-вторых, хотя Филипп мог совершать чудеса, включающие изгнание бесов, его обращенные не были наделены никакими необычными доказательствами действия Бога, пока апостол не возложил на них руки. В Деян. 8 Ап. Петр и Ап. Иоанн пришли из Иерусалима в Самарию, помолились об обращенных Филиппом людях и возложили на них руки. Когда Петр и Иоанн возлагали на них руки, эти люди проявили необычные знамения присутствия Св. Духа (Деян. 8:14-17), что утвердило авторитет апостолов среди самарян. [Smith, «Tongues», p. 69.] Это событие имеет чрезвычайное значение для правильного понимания власти апостолов наделять дарами и способностями других людей через возложение на них рук.

В-третьих, другие места Нового Завета показывают способность апостолов через возложение рук наделять духовными дарами или способностями других людей. В 2 Тим. 1:6 Павел призывал Тимофея возгревать дар Божий, «который в тебе через мое рукоположение». Слово «через» (диа) употреблено также в идентичном смысле в Деян. 8:18, где Симон увидел, что через (диа) возложение рук апостолов проявлял Свое действие Св. Дух. При употреблении этого слова (диа) в родительном падеже оно в этих случаях может иметь значение фактора, средства. [H. E. Dana and Julius R. Mantley, p. 102.] Тем самым, руки Ап. Павла были тем средством, через которое Тимофей получил дар при своем назначении на служение.

Та же самая истина очевидна и Рим. 1:11, где Павел пишет о своем стремлении увидеть римских верующих: «… ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему».

Хотя имеется некоторая неясность в отношении того, как была образована церковь в Риме, она со всей очевидностью никогда не испытала преимуществ непосредственного личного служения апостолов. [Robert Gromacki, p. 102.] Павел, следовательно, желал лично передать им удостоверяющие дары знамений; и в свете приводимых ранее текстов он собирался сделать это, скорее всего, через возложение рук. [Caneday, p. 38.]

Из этих текстов можно сделать вывод, что способность Филиппа изгонять бесов была чудесным даром, которым он был наделен, когда апостолы возложили на него руки. Этот дар удостоверял апостольскую проповедь. Это ясно видно в Деян. 8:6, где отмечается, что люди жаждали услышать проповедь Филиппа.

Поразительно, что это лишь единственный случай после Пятидесятницы, где прямо сказано, что кто-то другой, помимо апостолов, изгонял бесов. Это совершалось в связи с апостолами. Ясно, что служение Филиппа дает сильный аргумент против заявлений о том, что изгнание бесов может совершаться посвященными верующими в любом веке.

Выводы

Хотя апостолы и Иисус не были единственными, кто изгонял бесов, тщательный обзор других — настоящих и мнимых — случаев изгнания бесов в Новом Завете, указывает на подтверждение мысли о том, что изгнание бесов было удостоверяющим даром знамения, который был свойственен Евангельскому периоду времени и периоду апостолов.

В некоторых, якобы успешных случаях экзорсизма, бесы могли выходить по собственной воле для поддержки распространения лжеучения и лжеидей в отношении бесов и ложных направлений служения. Под эту категорию попадают коллеги фарисеев (Матф. 12:27), сыны Скевы (Деян. 19:13-14) и представшие перед Судом (Матф. 7:21-23). Человек, которому запрещали апостолы (Марк 9:38-40), представляет определенную тайну. Нет достаточно информации, чтобы в точности определить, что он делал и действительно ли он изгонял бесов или только собирался это делать.

Библия дает лишь два четко подтвержденных примера, где кто-либо другой кроме Иисуса или Двенадцати изгонял бесов — это примеры служения семидесяти и Филиппа.

Семьдесят в действительности были «временными апостолами», а Филипп получил эту способность после возложения на него рук апостолов. Все эти факты поддерживают мысль о том, что главная причина изгнания бесов состояла в удостоверении проповеди Христа и Его апостолов.

Ученики и бесы

Двенадцать учеников Иисуса были заняты изгнанием бесов, когда Иисус отправил их к их единоплеменникам израильтянам возвещать о том, что приблизилось Царство Божие.

Марк очевидно отмечает, что подобное поручение было дано дважды: в 3:13-19 и 6:7-13.

Ясно, что причина, по которой Христос дал Своим ученикам власть и силу над демонической сферой, состояла в том, чтобы явить их одноплеменникам удостоверяющее знамение, что их Учитель и есть Мессия, потому что только Мессия может действительно избавить их от владычества демонических сил. Это была сила и власть, которая были дана лишь Двенадцати, и, во избежание ошибочного понимания того, кто эти люди, их имена конкретно названы в Матф. 10:2-4. Иисус дал им наставление.

Матф. 10:7-8 — «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.» Как и служение Христа, так и служение Двенадцати в отношении изгнания бесов было знамением, указывающим на приход Мессианского Царства.

Все эти свидетельства о том, что Иисус — Мессия, привели к углублению конфликта с иудейскими начальниками в дни Христа. Они боялись, что если Иисус — действительно Мессия, то они утратят свое начальственное положение. Поэтому они оказались загнанными в угол перед необходимостью признания подлинно мессианского свойства чудес и избавления от бесов, явленные Иисусом. Они пытались говорить, что источник Его силы и власти не от Бога, но происходит от соглашения с самим сатаной, чтобы показать видимость.

Вопрос ясен

Центральная роль явленной Иисусом силы и власти над сатаной и демоническими силами выходит на передний план в драме, описанной в Евангелиях. Один конкретный инцидент был вызван тем, что Иисус избавил одержимого бесами человека (Матф. 12:22).

Реакция людей отражала удивление и озадаченность.

Матф. 12:23 — «И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?» Услышав это, книжники и фарисеи обвинили Иисуса в союзе с самим сатаной. Иисус сначала опроверг лично их, а затем опровергнул логику их обвинения, показав ее ложность. Вопрос ясен: власть Иисуса над сатаной и бесами — знамение того, что Он Мессия, потому что только Мессия сильнее сатаны.