Библейские примеры свидетельствуют о возможности отпадения

Из немногих упомянутых выше мест Священного Писания видно, что наш верный Пастырь силен оградить Своих детей от опасностей и привести их к цели. И это только некоторые из многочисленных библейских обетовании. Детям Божьим не нужно подвергать себя мучительным сомнениям: «Устою ли я? Достигну ли небесной цели?» Да, ты можешь достичь цели, потому что обетования Божьи ни за что не поколеблются. Дело только за тобой, только бы ты твердо пребывал в Его благости и благодати! Эта истина многократно подтверждается Словом Божьим. Ее мы рассмотрим во второй части книги.

На основании множества библейских примеров мы увидим, что, несмотря на незыблемую верность Божью, многие, к сожалению, отошли от Него по собственной воле.

Рассмотрим сначала факт отпадения от Бога одного из прекраснейших херувимов, который впоследствии стал сатаной.

По моим понятиям, сатана был одним из сотворенных Богом ангелов, таким же, как и те, которые до сих пор остаются слугами Его и выполняют Его поручения. Вполне возможно, что сатана был в числе высокопоставленных ангелов, вождем ангелов. Священное Писание ясно говорит, что он восстал против Бога в сердце своем и отпал от Него, хотя ему были даны важные задания и творил его Бог с такой же любовью, как и других. Мы читаем об этом в книге пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею, и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»» (14:12-17).

В книге пророка Иезекииля Бог, обращаясь к начальствующему в Тире, видит в нем образ другой личности. Именно к сатане относятся слова: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:15). Этим беззаконием была гордость и восстание против Бога, то есть уклонение и отпадение от Него.

«За то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим… Ты умрешь от руки иноземцев смертью необрезанных…

От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор.

Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя. Все. знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя во веки» (Иез.28:6, 10:16-19).

Как уже упоминалось выше, сатана пал не один. Он увлек и других ангелов. «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Петр.2:4). «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуды 6 ст.).

Если отпадение от Бога нашло место в духовном мире, среди ангелов, сотворенных прекрасными и совершенными, то можно ли отрицать вероятность того же и среди народа Божьего?

Факт отпадения ангелов подтверждает библейское учение о наличии у творения Божьего свободной воли.

Следующий пример отпадения — народ израильский. Бог обещал Аврааму: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт.12:2).

Избрание Авраама и его потомков совершилось исключительно по благодати. Обетование было дано без всяких условий и окончательно исполнится в ближайшем будущем, в Царстве Мессии. А между обетованием и его исполнением народу израильскому был дан закон и постановления и тем самым — конкретные условия для получения обетования. К великому сожалению, многие из потомков Авраама со временем уклонились от этих постановлений, оставили Бога и не достигли обетованной цели.

Шестьсот тысяч мужей, не считая женщин и детей, вышли из Египта. Они видели чудеса, совершенные Богом через Моисея и Аарона. Они испытали на себе Божье избавление, когда в Египте умерло все первородное. Бог избавил их от врагов, когда те погнались за ними, и проложил путь посреди моря. Израиль видел избавляющую и спасающую руку Божью в том, что Он питал их в пустыне небесным хлебом и поил живой водой из скалы. И несмотря на все это, только двое достигли цели, вошли в землю обетованную.

Послушаем, что по этому поводу говорит Священное Писание: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля. Все. которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее…

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам. В пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Ивфонниина, и Иисуса, сына Навина» (Числ.14:21-30).

А в книге Второзаконие Моисей повествует об этом так: «И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской, как повелел Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни. И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам. Вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся. Но вы все подошли ко мне, и сказали: пошлем, пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам. Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от каждого колена. Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее. И взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие, и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам. Но вы не захотели идти, и воспротивились повелению Господа, Бога ваше

Что же говорит по этому поводу Новый Завет? Прочитаем из первого послания Коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. П

Хотя это место достаточно недвусмысленно, прочитаем еще один отрывок из Нового Завета: «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой»… «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:7-11,15-19).

Следовательно, народ израильский не вошел в землю обетованную из-за своего непослушания и неверия (Числ.20:12-13).

Возможность потерять спасение налагает на верующего большую ответственность. На нас, новозаветных христианах, эта ответственность еще больше, потому что мы находимся в лучших условиях (2Петр.1:3-4), благодаря искупительной жертве Христа и примирению с Богом.

Вернемся к израильскому народу: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; потому что они не пребыла в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь» (Евр.8:8-9): «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил» (Иуд.5).

Все вышесказанное — прообраз для наших дней и может послужить нам предостережением. Повторю главные мысли:

1. Израиль вышел из Египта. Это прообраз обращения к Богу от идолов, греха и мира.

2. Бог проложил Израилю путь посреди Чермного моря, в котором египетское войско утонуло. Это прообраз возрождения, спасения и искупления от власти сатаны и греха.

3. Народ израильский, силой Божьей избавленный от власти египтян и от рабства, находился под облаком, ел небесный хлеб и пил живую воду из скалы. Так и дитя Божье, искупленное Кровью Иисуса Христа, находится под водительством Духа Святого и питается Словом Божьим — духовной пищей, которая каждый день оживляет, придает новых сил.

4. По причине неверия и непослушания, шестьсот тысяч мужей, освобожденных от тяжких уз египетского рабства, умерли в пустыне. И только двое из них возложили свое упование на Бога и через послушание вошли в землю обетованную с новым поколением.

5. Гибель многочисленного народа — это не признак несостоятельности обетовании Божьих. Бог со Своей стороны сделал все для избавления Израиля. Этот факт не подлежит сомнению. Он мог привести израильтян в землю обетованную, всех до одного. Но Он не делает это принудительно! Бог дал человеку свободную волю. Имели ее и израильтяне, избавленные от ужасного рабского труда в Египте. Но какая трагедия — народ избрал ложное направление! Неверие, непослушание и грех привели его к гибели.

Можно ли на основании сказанного выше заключить, что только двое из шестисот тысяч детей Божьих достигнут небесной цели? — Нет. Бог сделал все, чтобы спаслись многие. Но нам необходимо иметь в виду ответственность, возложенную на нас. Хочешь ли быть в числе побеждающих? Ты можешь достичь этого славного положения, уповая на нашего возлюбленного Господа! Пусть подкреплением для тебя будут слова Давида: «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс.36:4).

Прежде чем заняться другими примерами, отметим, что при рассматривании истории израильского народа подтверждается истина: принятие решений происходит по собственной, притом свободной, воле. Поэтому всегда есть возможность пойти ложным путем и погибнуть.

Только двое вошли с новым поколением в обетованную землю. Но стала ли эта земля местом их жительства навсегда? — Нет. Хочется вновь отметить, что Бог со Своей стороны сделал все, чтобы народ Его мог спокойно жить на новом месте. Он дал Израилю ясные постановления и законы, при исполнении которых ему была гарантирована защита от врагов. Но израильтяне вновь и вновь проявляли неверность своему Господу. Они смешались с другими народами и переняли их обычаи. Это трагическое непослушание привело к тому, что Израиль разделился на два народа и в конце концов был отведен в плен.

Спустя некоторое время после того как Израиль пригвоздил ко кресту своего Мессию, Иисуса Христа, Иерусалим стал для евреев запрещенным городом, избранный народ почти две тысячи лет был рассеян по всему миру.

«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева,- повернулись назад» (Ис.1:2-4).

В настоящее время мы свидетели тому, что Господь вновь собирает народ Свой. В последней книге Библии — Откровение Иоанна богослова — описана ужасная скорбь, которая в скором будущем придет на государство Израиль, официально существующее с 1948 года. И только остаток спасется и войдет в мессианское царство мира, где в полной мере исполнятся славные обетования, данные Израилю. Однако факт остается фактом: начиная от Авраама, те, кому были даны великие обетования (многие евреи, а временами чуть ли не весь народ), на протяжении столетий отвращались от Бога и шли в погибель, несмотря на все обетования н постановления Божьи.

Теперь рассмотрим некоторые примеры, касающиеся отдельных личностей.

Когда израильтяне стали просить себе царя, Бог избрал на это место Саула. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего…» (1Цар.10:1). Затем Самуил предсказал Саулу, что произойдет с ним в ближайшем будущем и, в частности, что он сделается иным человеком, когда сойдет на него Дух Господень. Так и случилось. «Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце… и сошел на него Дух Божий…» (1Цар.10:9-10).

Нам известно, что произошло дальше. Этот избранный Богом и помазанный царь израильский не послушался повелений Божьих, и Самуил вынужден был произнести трагические слова: «ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:23).

Возрожденные дети Божьи получили прощение всех своих грехов. Какое блаженное состояние! Но кто способен остаться в этом состоянии? Иисус Христос говорит: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи па мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Матф.18:23-27).

Какая великая радость водворилась в сердце раба! И насколько больше радость грешника, который получил от Бога полное прощение и стал сыном Божьим!

В следующих стихах Иисус говорит, что раб, которому был прощен весь долг, нашел одного из своих товарищей, который должен был ему самую малость — всего сто динариев, и, «схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен»».

Это уму непостижимо, но это правда! Товарищ просил: «Потерпи на мне, и все отдам тебе», но немилосердный раб остался непоколебим и посадил его в темницу. Когда это дело дошло до государя, он призвал раба и сказал: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Разгневанный государь отдал негодного раба истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Из этой истории ясно, что однажды прощенный может быть вновь осужден. Согласно учению о невозможности потерять спасение, это невозможно. Но Иисус сказал: «Гак и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Бог не простит нам согрешений наших, если мы не будем прощать людям (Матф.6:14-15). А непрощение со стороны Бога означает разрыв с Ним, непременное отдаление от Него!

В притче о блудном сыне Иисус Христос рассказывает, как молодой человек, оставив отцовский дом, пошел в дальнюю страну, где расточил свое имение, живя распутно, и начал голодать. Но он не остался в этом плачевном состоянии. Он решил вернуться к отцу и сознаться в своих грехах. Без этого решения он погиб бы. Что же сказал счастливый отец после возвращения своего сына? — «…Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук.15:24).

Эта притча, однозначно опровергающая учение о невозможности потерять спасение, является одновременно словом утешения для того, кто когда-то ушел от Отца Небесного и расточил свое духовное богатство в мирском омуте греха. Отец Небесный ждет тебя! Может быть, падение твое велико и грех тяжел, но у Господа довольно благодати и для тебя! Покайся и вернись к Отцу. Он с радостью примет тебя и простит вину. О, как велика верность нашего Бога!

Одним из самых трагических примеров отпадения от Бога является, наверное. Иуда Искариот. Он, как и другие одиннадцать учеников, был избран Самим Господом и наречен Апостолом. Иуда, наравне с другими Апостолами, был дан Иисусу Богом (Лук.6:13-16; Иоан.17:12). Сам Иисус сказал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37). Несмотря на это. Иуда Искариот предал Господа. Возможно ли это?

Да, Иуда был избран Богом и Сыном Его Иисусом Христом. Все Божьи обетования относились и к нему. Он был под охраной Божьей, жил в тесном общении с Иисусом, видел величайшие чудеса, которые творил Сын Божий. Иуда ел с пятью тысячами и, возможно, вместе с другими учениками собирал в корзины оставшиеся куски. Несмотря на все это, он дал в своем сердце место маммоне (Иоан.12:6).

Тот, кто дает греху место в своем сердце, кто делает грех и смиряется с ним, находится на очень опасном пути. Апостол Иаков говорит: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (1:14-15). Так случилось с Иудой: он дал греху место в сердце, и оно ожесточилось к любящему Господу. И как следствие — сатана вошел в Иуду (Лук.22:3). Какое это серьезное предупреждение для человека, который впал в грех! О, не тяни долго, покайся в своих грехах, чтобы они не привели тебя к духовной смерти!

Грех весьма опасен для христианина. Но кто раскаивается, исповедуется н оставляет грех, того Бог не замедлит простить и очистить (Притч.28:13; 1Иоан.1:9).

В первом послании Коринфянам Апостол Павел обращается к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым». Среди этих людей находился один человек, который впал в блуд и жил в нем (5гл.). Навсегда ли этот человек потерял звание святого? — Нет. Апостол Павел решил, что его нужно «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Предполагаю, что в данном случае Апостол Павел надеялся на покаяние этого человека. Вполне возможно, что после болезни или несчастного случая согрешивший раскается и, получив прощение, будет идти к цели со всеми освященными.

Однако учение о невозможности потерять спасение никак нельзя основывать на записанном в 1Кор.5:5, так как прощение грехов следует только за исповеданием (1Иоан.1:9). И именно на исповедание грехов надеялся Апостол Павел, предавая согрешившего сатане.

В случае с Именеем и Александром у Апостола Павла не было такой уверенности. На этом примере тоже становится ясно, что распространенное учение о невозможности потерять спасение — ложно. Прочитаем из первого послания Тимофею: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1:18-20).

Утверждать, что Именей и Александр не были возрожденными христианами, — значит искажать Писание. Они действительно имели «веру и добрую совесть», а этим, согласно библейскому пониманию, обладают лишь возрожденные христиане. Речь здесь идет как раз о тех, кто отверг дарованную при возрождении добрую совесть и потерпел кораблекрушение в вере. Вероятно, для Именея и Александра кораблекрушение в вере закончилось гибелью.

В первом послании Тимофею Апостол Павел дает указания, как относиться к вдовам. Говоря не о неверующих женщинах, а о возрожденных, принадлежащих к церкви, он видит опасность их отпадения от Христа: «Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак; они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру… некоторые уже совратились вслед сатаны» (5:11-12:15).

Заканчивая послание Колоссянам, Апостол Павел передает приветы от братьев из Рима: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас». А примерно семь лет спустя, он с болью сообщает: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2Тим.4:10).

Что значит «возлюбил нынешний век»? Димас оставил не только Апостола Павла, он отвернулся от любви Божьей и ушел от Господа. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15).

Апостол Петр во втором послании говорит о людях, которые оставили прямой путь и «заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную» (2:15). Идет ли здесь речь о не возрожденных, о христианах лишь по названию? — Нет, такие никогда не были на прямом пути. Оставить прямой путь может только тот, кто находится на нем, то есть только рожденный свыше христианин.

В заключение рассмотрим еще послания семи церквам, записанные в книге Откровения. Они были продиктованы Апостолу Иоанну высшим авторитетом — Иисусом Христом — и обращены в первую очередь к ангелам конкретно названных церквей. Под ангелами здесь подразумеваются пресвитеры, ответственные за церкви. Все эти адресаты в свое время получили возрождение, иначе никогда не стали бы пресвитерами (Тит.1:5-9).

В этих посланиях открывается ужасающая картина: пятеро из семи пресвитеров не сохранили беспорочность перед неподкупным Богом. Троим Господь говорит: «имею против тебя», четвертому: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», а пятому: «извергну тебя из уст Моих». При восхищении эти неверные пресвитеры оказались бы вне спасения. Слово Божье ясно говорит, что восхищены будут только неоскверненные, навстречу Небесному Жениху выйдет непорочная Невеста!

В книге Песни Песней автор подчеркивает в образе невесты непорочность: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе» (4:7). То же самое сказано и по отношению к церкви: «Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:26-27).

Священное Писание не один раз говорит, что Господь хочет видеть Свою Церковь, Свою Невесту, не только очищенной Им когда-то по благодати и потому непорочной, но действительно ожидающей Его в таком состоянии (2Петр. 3:14; 1Кор.1:7-8; 1Фес.3:13;5:23). Желая увидеть Свою Церковь непорочной, Господь предоставил в ее распоряжение неограниченные возможности, пользуясь которыми она может оставаться в этом славном состоянии.

Итак, пять из семи вышеупомянутых пресвитеров оказались порочными, хотя состояние непорочности было даровано Богом каждому из них. Им оставалось только сохранить его, но они оказались неверными. Вернуться в прежнее состояние эти братья могли только через покаяние. В противном случае каждого из них ожидала гибель. Здесь нет и намека на мысль, что однажды полученное спасение невозможно потерять! Может ли пресвитер, которому сказано: «извергну тебя из уст Моих», проводить вечность в Божьем присутствии?

Вышеприведенные примеры свидетельствуют, что учение о невозможности потерять спасение не выдерживает критики в свете Библии.

Я не хотел бы этим утверждением внушить кому-либо из детей Божьих напрасный, ничем не оправданный страх. Как мы уже много раз говорили, каждый христианин, всем сердцем стремящийся жить по воле Божьей, находится под охраной могучей десницы Небесного Отца. К таким христианам в полной мере относятся слова: «…вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.I:7-8).