Увещания Слова Божьего, опровергающие учение о невозможности потерять спасение

Из различных примеров и конкретных высказываний Слова Божьего мы увидели, что для рожденного свыше христианина существует опасность — пойти ложным путем, ведущим к погибели. Слово Божье изобилует увещаниями по этому поводу. И если бы учение о невозможности потерять спасение было верно, то эти увещания были бы излишними. Однако мы твердо убеждены, что в Писании нет ничего лишнего. Выберем из множества жизненно важных поучений хотя бы некоторые и примем их как великую заботу Отца Небесного, Который хочет, чтобы мы спаслись.

Процитирую вначале увещания, обращенные некогда к избранному народу Божьему, который в особой мере является прообразом Церкви Христовой (1Кор.10:11). Стало быть, эти увещания имеют значение и для нас.

«Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок, к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей… А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно… Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой. Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго живши на земле, вы развратитесь, и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его:

«…И предаст их (хананеев и др. — Прим. авт.) тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.

Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое» (Втор.7:2-4:25-26).

«Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской и как мы проходили посреди народов, чрез которые вы прошли, и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них. Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным. Не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной. И отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона. И скажет последующий род, дети ваша

И скажут все народы: «за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его!» И скажут: «за то, что они оставили завет Господа, Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали, и которых Он не назначал им: за то возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия завета, написанные в сей книге; и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне видим». Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:16-29).

«И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лицо Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?» И Я сокрою лицо Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам» (Втор.31:16-18).

«Я утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Его. и мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя. Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лицо Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности» (Втор.32:15-20).

И снова перед нами Израиль. Это именно тот народ, который был выведен Богом из египетского рабства и освобожден, народ, избранный Богом в собственность. Стал ли этот народ на все времена тем славным народом, примером для всего мира, гладя на который каждый человек видел бы славу, величие и всемогущество Божье?

Бог дал Израилю законы, постановления и обычаи, цель которых — охранять народ и доставлять ему благо. Через Моисея Господь предостерегал израильтян и убедительно просил не отвращаться от Божьего завета и Его постановлений, ни в коем случае не родниться с чужеземными народами и их богами, ни под каким предлогом не вносить мерзости в дом свой. Немало говорил Господь и о том, что постигнет израильтян в случае непослушания и отпадения.

К сожалению, народ Божий, несмотря на все предостережения, очень быстро уклонился от Бога. Причиной этому было неверие и непослушание.

Израильский народ является серьезным предупреждением и увещанием для новозаветной церкви. Если народ Божий, переживший чудное избавление, видевший чудеса и знамения, все же отпал, то и для новозаветных детей Божьих существует эта огромная опасность отступления и отпадения. Поэтому Слово Божье вновь и вновь увещает нас пребывать в Искупителе нашем, пребывать в Слове Его!

Апостол Павел, напоминая об отпадении Израиля, говорит: «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся… Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим.11:20,22).

Зная, насколько важно и значительно пребывать в Боге, Апостол Павел неустанно призывал верующих к этому. Так в Антиохии он убеждал христиан пребывать в благодати Божьей (Деян.13:43), а утверждая души учеников в Листре, Иконии и снова в Антиохии, увещал их пребывать в вере (Деян.14:21-22).

По сей день для каждого из нас важны слова, написанные в свое время колоссянам: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования…» (Кол.1:21-23).

Апостол Павел был убежден в охраняющей силе Господа нашего: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим.1:12). И все же он считал нужным написать своему возлюбленному сыну Тимофею увещание: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим.1:13-14).

Обратимся теперь к Апостолу Иоанну. Это тот Апостол, который оставил нам заверение Иисуса, что никто не может похитить нас из руки Божьей (Иоан.10:28-29). Он также увещает нас словами Христа: «Пребудьте во Мне». Оставить же Господа можно не иначе как по собственной воле. Просмотрим следующий отрывок: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают… Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан.15:4-6,9-11).

Слово, записанное в первом послании Иоанна, открывает нам волю Божью по поводу нашего отношения к миру, который всеми силами стремится вторгнуться в Церковь Христову. Здесь подчеркивается, что послушание воле Божьей в данном вопросе важно не только в этой жизни, но и определяет нашу вечную участь: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17).

Кто любит мир и не исполняет воли Божьей, тот не пребудет вовек. Другими словами, любя мир и все, что в нем, мы отвергаем предлагаемую Богом жизнь вечную и добровольно избираем гибель.

Апостол Иоанн говорит еще об опасности преступать учение Христа. Это влечет за собой гибель: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудилась, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Иоан.8-9 ст.).

Не пребывать в учении — значит не иметь Бога, то есть не иметь ничего. А кто пребывает в учении Господа, тот имеет все!

Через Апостола Петра Господь напоминает нам, что драгоценное спасение, однажды полученное свыше, можно утерять. Чтобы этого не случилось, нам следует удаляться от растления похотью и постоянно пребывать в Боге, оставаться причастниками Божеского естества: «…От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью…» (2Петр.1:3-4).

Чтобы не отпасть, не уклониться с прямого пути и пребыть в Боге, необходимо постоянно утверждаться в спасении: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так, поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр.1:10-11).

«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Петр.3:13-14).

«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Петр.3:17).

В послании Евреям также немало внимания уделено поучениям, как надо относиться к спасению: «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (2:1); «Будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (4:1).

Сказав недвусмысленно об отпадении и о том, что может наступить момент, когда не будет больше возможности покаяться и возвратиться к Богу, автор послания Евреям увещает верующих: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» (6:9-11).

«Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший; будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:23-25).

«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души» (Евр.10:35-39).

И еще несколько увещаний, обращенных к возрожденным детям Божьим: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:14-17).

Рассмотрим теперь некоторые стихи из послания Апостола Иакова. Он говорит, что у детей Божьих есть опасность стать врагами Богу, и указывает путь, как можно избежать этого. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам…» (Иак.4:1-8).

Заканчивает Иаков свое послание таким наставлением: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (5:19-20).

Слово Божье называет братьями только тех, кто рожден свыше, а не тех, кто, захваченный экуменическим движением, подготавливает путь для великой блудницы последнего времени. Всякий брат, то есть рожденный свыше христианин, становится грешником и пребывает в смерти, когда уклоняется от истины. Одного этого слова достаточно, чтобы опровергнуть учение о невозможности потерять спасение!

Хочется еще обратить внимание на слова, записанные во втором послании Фессалоникийцам. Здесь Апостол Павел очень ясно говорит о массовом отступлении детей Божьих. Пришествию Господа будут предшествовать два значительных события: отступление и выявление антихриста. «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе нет придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3-4).

Как было подмечено выше, упомянутое здесь отступление будет весьма ощутимым, всеобъемлющим и коснется не только отдельных христиан.

Я бы не хотел ввести кого-либо в заблуждение словом «всеобъемлющее». Конечно, не все отступят. Слово Божье ясно говорит, что Господь восхитит в то время славную Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, она будет святой и непорочной (Еф.5:25-27; 1Фес.4:15-18). Но эта святая н непорочная Церковь-Невеста будет составлять лишь малую часть христианства нашего времени, это будет остаток. Большинство христиан не устоит, о чем говорил и Христос: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8).

Правда, Писание говорит о великом множестве восхищенных, но сюда входят не только живущие, готовые к восхищению дети Божьи, но и умершие во Христе в течение столетий. Все вместе мы будем восхищены «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:17).

Дорогой читатель! Относишься ли ты к этому множеству готовых и ожидающих пришествия Господа?

Приведу еще несколько фактов по поводу вышеупомянутого отступления, характерного для последнего времени. Это отступление уже сейчас в действии и в полноте выразится в великой блуднице, о которой сказано в Откровении. События наших дней красноречию говорят по поводу этой блудницы следующее.

26 октября 1986 года по приглашению Папы Римского в Ассизи (Италия) собрались католики, православные, англикане, лютеране, реформисты, унитаристы, методисты, баптисты, меннониты, представители женевской экумении, представители так называемых евангельских свободных церквей, иудеи, магометане, буддисты, синтоисты, индуисты и поклонники еще трех индийских религий, североамериканские индейцы и представители африканских языческих религий.

Собравшись в Ассизи, вожди различных течений молились о мире во всем мире. Каждый обращался к своему богу, к своим идолам или к духам — и к тем, которых они почитают за добрых, и к тем, которых боятся как злых. Буддисты поставили статую Будды посреди христианской церкви. Здесь был и девяностолетний «великий мастер леса», знатный африканский чародей. Он первый раз в жизни покинул лес, надел одежду и приехал в Ассизи с тем, чтобы заклинать духов.

Невзирая на все эти глубочайшие различия и абсолютное несоответствие, Папа Римский сказал, что стремление к миру стирает все религиозные различия.

Это небывалое событие является поворотным пунктом в мировой истории, и его нельзя оставить без внимания. Там, в Ассизи, был открыт путь для явления великой блудницы и антихриста. Папа Римский, может быть, и не стремился к этому, но был признан предводителем всех религий, что стало ясным из молитв, произнесенных на этом собрании.

Это была не единственная встреча. Время от времени представители всех религий собираются для совместной молитвы о мире.

Все больше и больше распространяется всемирный феномен, известный под названием «Нью-эйч». Движение «Нью-эйч» без преувеличения названо одной из самых больших опасностей, которая когда-либо грозила христианам. Оно основано на книгах одной женщины — третьего президента теософов. Это пока еще незаметная организация, но она пустила свои корни по всему миру через другие организации. Все они тесно связаны между собой, подобно огромному неводу. Сюда относятся: движение за мир, экологические и экономические организации, женские организации, частично НЛО-движение, партия так называемых «зеленых», Гринпис, объединения гомосексуалистов, некоторые религиозные секты и т. д.

В движении «Нью-эйч» широко практикуется эзотерика, оккультизм, ясновидение, медитация, учение эволюции, йога, гипноз, заклинание духов, гомеопатия, акупунктура, акупрессура, оздоровление духа, расширение сознания и т. д. Большинство членов этого движения верят в сверхъестественное на основании собственного опыта, медитации, эзотерики и т. п. Они ратуют за искусственное оплодотворение, за обязательное ограничение рождаемости, за аборты, за ускорение смерти безнадежно больных, а также за разоружение. Они считают все религии путями к одной и той же цели, призывают к терпимости, но вместе с тем требуют «очистительных» мер по отношению к противникам их движения.

Согласно основной идеи движения «Нью-эйч», с рождением Иисуса Христа Земля вступила в созвездие Рыб и началась эра христианства, которое, по их мнению, потерпело полную неудачу. Поэтому при смене тысячелетий Земля вступит в созвездие Водолея и начнется новая эпоха, эпоха «Нью-эйч», которая якобы даст человечеству «нового Христа», и он принесет мир всему миру. Сегодня осуществляются последние пункты плана, согласно которому мир перейдет в распоряжение Люцифера.

Итак, движение «Нью-эйч», базирующееся на оккультизме, содействует пришествию антихриста и появлению великой блудницы. (Данные о движении «Нью-эйч» взяты из книг «Geneime Gehirnwasche» von R. Konig и «Die sanfte Verfiihrung» von С Cumbey.)

Эти два значительных феномена охватывают все номинальное христианство. Можно определенно сказать, что оно ужасно далеко ушло от Бога. Сколько же сегодня возрожденных христиан, которые, увлекшись каким-либо искушением последнего времени, стали причастниками этого сатанинского дела! Дорогой читатель, я призываю тебя проверить свое состояние, насколько ты далек от всего вышеперечисленного.

Я должен повторить, что большое отступление, распространяющееся на истинных, рожденных свыше христиан, — в действии. Оно выражается в радикальной перемене христиан. Если двадцать пять лет назад христиан можно было легко узнать по внешнему виду, то сегодня это можно сказать только о все уменьшающемся меньшинстве. Большинство же очень явно приобщилось к миру.

Именуя себя возрожденными, христиане не исполняют записанную в 1Кор. 11:1-16 волю Божью. Мальчики, юноши и мужчины отпускают волосы, тогда как девочки, девушки и женщины коротко стригутся. На повеление Господа об одежде, записанное во Втор.22:5, сегодня смотрят сквозь пальцы. Хочу заметить, что все, мерзкое Богу раньше, мерзко и сейчас! Мало кто берет во внимание и следующие места Священного Писания: Иак.1:27; 4:4; 2Петр.1:4; 1Иоан.2:15-17: Рим.12:2; 2Кор.6:14-18. Христиане соединяются с миром через всевозможные союзы, федерации, партии и другие мирские объединения, активно или пассивно участвуют в спортивных и политических мероприятиях, развлечениях и т. п.

И наконец, напомню: чем больше расширяется отступление последнего времени, тем больше ширится учение о невозможности потерять спасение. Не удивительно ли это? Не существует ли здесь тесной взаимосвязи, незаметной для большинства верующих?

Согласно 2Фес.2:3, отступление должно прийти, и не подлежит сомнению то, что для каждого христианина существует опасность отпадения!

Если кто-либо из читателей, ознакомившись с изложенными в этой главе мыслями, запереживает, не отпал ли он от своего Господа, я хотел бы утешить его: нет, не отпал! Возможно, ты глубоко пал, но не отпал от благодати. В противном случае ты едва ли стал читать эту книгу, а если бы и читал, то она не коснулась бы твоего сердца. Вспомни послание ангелу сардисской церкви. Иисус дает ему уничтожающую характеристику: «…ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1). Если он мертв, то, наверное, для него все кончено? — Нет, милосердный Господь все же обращается к нему и предлагает Свою благодать. Хотя Он и ставит этот ужасный диагноз: «ты мертв», но вместе с тем призывает к покаянию: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (Откр.3:2-3).

Если этот призыв к пробуждению и покаянию будет оставлен без внимания или отвергнут, отпадение станет окончательным: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

Ко всякому же, кто откликнулся на призыв Господа, возвратился к святой жизни и пребывает в ней, относятся слова, упомянутые в предыдущих главах: «…вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.1:7-8).