Церковный обряд, который может возродить церковь

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:14-20).

Иаков, будучи на то время лидером церкви, задает вопрос, который был актуален, как и тогда, так и сегодня. Есть ли больные сегодня в наших церквях? Да. И немало.

Прежде чем мы исследуем ответ Иакова, обратим внимание на слово «болен». На греческом языке это слово звучит как «астенео» и буквально означает – слабый, без силы, немощный, хилый. В новом Завете это слово встречается 36 раз и только в 9 (25 %!!!) случаях из этого количества речь идет о конкретном физическом недомогании. Интересно. То есть позвать пресвитеров для обряда елеепомазания можно при всех случаях слабости (духовной, эмоциональной, умственной и т.п.), а не только при физической болезни. И это хорошо согласуется с целостным взглядом Библии на организм человека. Итак, Иаков имеет ввиду все виды слабости. Исследуя далее отрывок Писания, отметим еще ряд интересных моментов:

1. Кто должен звать пресвитеров? Инициатива исходит от больного.

2. Почему больной должен позвать не одного служителя, а нескольких? Мы помним об обетовании нашего Спасителя:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф18:19-20).

Кроме этой причины есть и другая. Это некая защита против соблазна возгордиться. Если молитву о больном совершала группа служителей, а не один, тогда вряд ли у кого-то из них возникнет соблазн приписать весь успех в исцелении себе.

1. Грамматическая конструкция 5:14 показывает, что первичное (главное) действие было в произнесении молитвы, а не в помазании елеем.

2. Сам Христос и Его ученики использовали обряд елеепомазания.

«Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мр.::12-13). Но в историях исцелений Иисуса Христа мы встречаем множество случаев, когда больные чудесным образом выздоравливали и без елеепомазания.

1. Елей сам по себе не имеет никакой магической, сверхъестественной силой. Он лишь символ Святого Духа и присутствия Бога. Но все-таки, если есть больной и он желает исцеления, Иаков (а Господь через него) советует это делать.

2. Иаков, а вместе с ним и Библия, заверяют нас в успехе такого обряда – Иак.5:15. Звучит весьма уверенно – исцелит, восставит. Но мы с вами знаем примеры из церковной практики, когда исцеление не наступало или человек вовсе умирал. И люди, участвовавшие в обряде, имели веру. Почему?

3. Греческое слово, «содзо», которое употребляется в исследуемом отрывке, имеет два значения – исцелять и спасать. И более уместно в данном случае сказать, что молитва веры спасет. Спасение человека – это самая главная цель Бога. В исцелениях Иисуса Христа процессы исцеления и спасения всегда идут вместе. Иисус очень часто после исцеления говорил: «Иди. Вера твоя спасла тебя!».

4. «Молитва веры исцелит болящего». Чья вера (обратите внимание, что речь идет не об елее)? Всех участвующих в обряде. Но особенно вера больного.

5. Библия нам не говорит, каким образом может произойти исцеление – быстро, медленно, через чудо, через медицину и т.п.

6. Греческое слово «восставит» несет в себе смысл «поднимет, воскресит».

7. Данный обряд будет сопровождать и прощение грехов. Мы с вами знаем, что грехи имеет власть прощать только Бог. Если мы друг перед другом прогрешились, то в первую очередь необходимо примириться и простить.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

1. Концепция исцеления в Библии подразумевает не только избежание болезни, но в первую очередь восстановление правильных отношений с Богом и с ближними. Вот, что для Господа важно.

2. В этом контексте и стоит рассматривать Иак.5:16:

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

Признание в проступках не должно быть только односторонним (это не «католическое исповедание грехов»). Во всей этой группе, которая собралась на данный обряд, должен присутствовать этот дух.

1. И еще важная деталь – обряд следует проводить в той церкви, где больной и является членом церкви. Очень часто не разрешив проблем, люди стремятся получить елеепомазание где-то в другом, «подходящем» месте.

2. Господь заинтересован в том, чтобы исцеление, спасение, прощение, примирение, восстановление отношений происходили как можно чаще в нашей среде. Это является огромным свидетельством и для церкви, и для внешних людей. По сути дела, обряд елеепомазания – это не просто какая-то медицинская процедура, а мощный духовный инструмент, способный изменить, возродить и преобразовать нашу церковь сегодня. Представьте себе, если б в наших церквях как можно чаще происходили такие духовные преобразования. Мы сегодня остро нуждаемся в этом. Для того, чтобы церковь возродилась, произошло излитие позднего дождя, нам необходимо разрешить конфликты, примириться и стать едиными во Христе. Давайте будем совершать как можно больше настоящих обрядов елеепомазания!

3. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Греческое слово «усиленная» буквально звучит и означает, как «энергичная», «с силой Святого Духа».

4. Только праведники могут молиться такой молитвой исцеления? А кто из нас тогда праведник? Библейская концепция праведности подразумевает не безгрешность (только Бог Свят и Безгрешен), а тот, кто исповедал свои грехи перед Господом, примирился с людьми. Праведник имеет гармоничные отношения с Богом и людьми. Нам известны из Библии примеры праведников – Авраам, Ной, Давид и т.п. Они согрешали, но искали после этого восстановления отношений через Христа с Богом и людьми. Господь прощал их и миловал. Наша праведность – это праведность Иисуса, действие Его благодати и милости. И молитву такого человека обязательно услышит Бог!

5. Иаков в своем отрывке приводит нам пример такого праведного человека — Ильи. Илья был праведным человеком, и Господь услышал его молитву.

«Илья был человек, подобный нам». И мы можем быть похожими на Илью в праведности и в молитве.

Итак, Бог желает слышать молитвы Своего народа. Господь желает, чтобы церковь преобразилась и обрела силу. Нам необходимо начать по-новому строить отношения в церкви, примиряться и искать единства. Господь обещает Свою особую помощь и присутствие при разрешении конфликтов и недоразумений (см. Мф. 18 главу). Какое огромное влияние на мир мы могли бы иметь, если бы объединились, простили, любили друг друга, были едины. Тогда бы исцеления имели место в наших церквях. Давайте будем чаще проповедовать на эту тему, доносить истинный смысл Иак.5:14-20 (у нас часто елеепомазание рассматривается, как обряд в смертельных случаях). Церковь жаждет сегодня примирения, исцеления и излития Святого Духа!