Социальное служение

Добрые дела, исполненные любви и бескорыстия, были присущи христианам всех времен. Иисус Христос, Наш Учитель и Спаситель, был преисполнен милосердия и доброты. Сегодня Он является для нас примером в этом. Добрые дела во многих случаях говорят громче, чем многочисленные проповеди. Сегодня наше общество открыто как ни когда для такого служения. Для многих людей это единственный путь уверовать в Бога. Единственный выход для тех, кто переживает духовную депрессию и религиозную сухость – это бескорыстный труд и помощь нуждающимся людям. Господь обещает благословить такие усилия и дать успех.

В Священном Писании и Духе Пророчества мы находим обоснование данному служению. Отметим важные моменты относительно социального служения, которые были побуждающими начать его:

1. Мы имеем чудесный пример Иисуса Христа. Сам Господь, когда был на Земле, был занят социальным служением.

«Многие считают добродетелью посетить места, связанные с земной жизнью Христа, ходить, где Он ходил, увидеть озеро, на берегу которого Он учил, горы и долины, на которых часто покоился Его взор. Но для того чтобы следовать по стопам Иисуса, нам вовсе не нужно отправляться в Назарет, в Капернаум или Вифанию. Мы обнаружим Его присутствие у постели больного, в бедной лачуге, на многолюдных улицах больших городов — в любом месте, где люди нуждаются в утешении. Совершая поступки по примеру Иисуса в Его земной жизни, мы следуем по Его стопам» (Желание веков, с. 640).

«Иисус стремился облегчить любое страдание, с которым Он сталкивался. У Него было мало денег, чтобы давать бедным, но Он часто отказывал Себе в еде, чтобы накормить тех, кто испытывал большую нужду, чем Он. Его братья видели, что авторитет Иисуса гораздо выше, чем их. Но ведь они и не хотели воспитывать в себе доброжелательность, чуткость, тактичность. Они к нищим относились высокомерно. Иисус же, разыскав этих несчастных, умел их утешить и приласкать. И когда Он облегчал их страдания, истины, которым Он учил, невольно связывались с Его делами милосердия и навсегда запечатлевались в памяти людей» (Желание веков, с. 86, 87).

«Последователи Христа должны трудиться так же, как трудился Он. Мы должны накормить голодного, одеть нагого, утешить страдающего и скорбящего. Мы должны укреплять тех, кто отчаялся, и вдохновлять тех, кто потерял надежду. И тогда на нас исполнится обетование: «И правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»» (Желание веков, с. 350).

«Занимающиеся этой вспомогательной христианской работой исполняют желание Христа, и Он принимает их труды. Что необходимо выполнить в этой отрасли работы, — так это то, чтобы каждый адвентист серьезно отнесся к этому делу, поддерживал и любил его от всего сердца. Уклоняясь от этой посильной работы, отказываясь нести это бремя, церковь понесет большую потерю. Если бы церковь принялась за такую работу, как и должно быть, она могла бы стать средством в спасении многих душ» (Свидетельство для Церкви, т. 6, с. 295).

2. Для определенной категории людей социальное служение является единственной возможностью, через что они могут уверовать. Оно смягчит, растопит их сердца, и они уверуют в Иисуса Христа.

«Грех — величайшее из всех зол, и наше дело — жалеть грешника и помогать ему. Но не все люди могут быть достигнуты одинаковым путем. Есть многие, которые скрывают голод своей души. Таким людям могло бы помочь нежное слово или доброе воспоминание. Есть и такие, которые находятся в величайшей нужде, и все-таки они не осознают ее. Они не осознают ужасной нищеты своей души. Множество людей настолько потонули во грехе, что они потеряли всякое сознание вечных истин, утратили подобие Божие и с трудом понимают, должны ли их души быть спасены или нет. У них нет ни веры в Бога, ни доверия к человеку. Многие из них могут быть достигнуты только через дела бескорыстной доброты. Прежде всего, нужно позаботиться об их физических нуждах. Они должны быть накормлены, вымыты и прилично одеты. Когда они увидят доказательства вашей бескорыстной любви, то им будет легче поверить и в любовь Божию. Есть много заблуждающихся и таких, которые сознают свой позор и безумие. Они взирают на свои ошибки и заблуждения до тех пор, пока не впадут в безнадежность. Мы не должны пренебрегать такими людьми. Когда кто-то плывет против течения, то оно сносит его назад. Пусть помогающая Рука будет протянута ему, как была протянута тонущему Петру рука его Старшего Брата. Говорите ему слова надежды, слова, которые установят доверие, пробудят любовь» (Наглядные уроки Христа, с. 387).

«Многие не верят в Бога и потеряли доверие к людям. Но они высоко ценят дела, продиктованные сочувствием и готовностью помочь. Когда эти люди видят, что кто-то приходит в их дома не за материальной выгодой и не ради награды, но чтобы служить больным, кормить голодных, одевать раздетых, утешать опечаленных, нежно указывая им на Того, Кто несет весть о любви и сострадании, их сердца смягчаются. Возникает чувство благодарности, воспламеняется вера. Они видят заботу Бога о них, и когда им говорят о спасении и о вечности, они уже подготовлены к тому, чтобы слушать Божье Слово» (Служение исцеления, с.145).

3. Те, кто будет с искренним сердцем совершать данное служение, испытают духовное возрождение и преобразование.

«Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должны накормить голодного, одеть нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшимся и споткнувшимся на пути. Бог никогда не хотел, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не хотел, чтобы один человек в изобилии жил роскошной жизнью, в то время как дети другого вопиют о хлебе. Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и служить благословением для человечества. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыни», «будьте щедры и общительны», «когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых и слепых». «Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу», «расторгни всякое ярмо». «Раздели с голодным хлеб», «бедных введи в дом», «когда увидишь нагого, одень его», «напитай душу страдальца». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Таковы повеления Господа. Поступает ли так великое множество называющих себя христианами?» (Наглядные уроки Христа, с. 370, 371).

«Многие удивляются, почему их молитвы такие безжизненные; вера — такая лихая и колеблющаяся, а личные духовные опыты — мрачные и неопределенные. «Разве мы не постимся? — спрашивают они. — Не смиряем души наши?» В 58-й главе Книги пророка Исаии Христос показывает нам, каким образом и на каких условиях может произойти перемена (ст. 6—7). Это и есть тот рецепт, который выписал Христос сомневающимся, сокрушенным, трепещущим душой. Пусть те, кто разбит горем и скорбью, кто ходит пред лицом Божиим с глазами, полными слез, встанут, подадут помощь тем, кто нуждается в ней» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 266).

4. Людей, которые испытывают, нужду великое множество. Господь откроет нам глаза, и мы увидим их. Главное не пройти мимо.

На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте» (Желание веков, с. 497).

.«И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили добродетели, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа. Пока мы на деле не будем жертвовать собой ради блага других в семье, среди соседей, в церкви, везде и всюду, — как бы мы себя ни называли, мы христианами не являемся. Христос воспринял интересы человечества как Свои и призывает соединиться с Ним и стать одно с Ним ради спасения человечества. «Даром получили, — говорит Он, — даром давайте» (Мф. 10:8). Грех — величайшее зло из всех зол, и мы должны жалеть грешника и помогать ему. Многие из тех, кто сбился с пути, сознают свой позор и безрассудство. Они изголодались по словам ободрения. У них перед глазами только их ошибки и заблуждения, они на грани полного отчаяния. Мы не должны пренебрегать этими душами. Если мы — христиане, то не можем проходить мимо, держась подальше от тех, кто больше всего сейчас нуждается в нашей помощи. Когда мы видим человеческое горе, вызванное грехом или страданиями, мы никогда не должны говорить: ‘Это не мое дело». «Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Верой и молитвой противостаньте силе врага. Говорите слова веры и ободрения, которые будут целительным бальзамом для раненых и сокрушенных сердец. В великой жизненной борьбе очень многие устали и потеряли надежду, в то время как одно задушевное слово могло бы подкрепить их и помочь преодолеть невзгоды. Мы не должны проходить мимо страждущих, лишая их утешения, которым Бог утешил нас самих» (Желание веков, с. 504).

«Этот самарянин, сказал Христос, был ближним этому человеку, израненному разбойниками. Левит и священник представляют класс людей в церкви, которые проявляют безразличие к нуждающимся в их сочувствии и помощи. Таковые люди в церкви, несмотря на свое положение, являются нарушителями закона. Самарянин представляет тот класс людей, которые являются верными сотрудниками Христа и подражают Его примеру в делании добра» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 511—513).

5. То, как мы относимся к нуждающимся людям, будет критерием Божьего суда над нами.

Самостоятельно прочитайте об этом в Мф.25:31-46.

«Бог испытывает и проверяет нас обычными случайностями жизни. Маленькие дела открывают внутреннее содержание сердца. Небольшое внимание, многочисленные, незначительные случайности и простая вежливость — все это составляет сущность счастья жизни, и, наоборот, отсутствие нежных, любезных, ободряющих слов и маленьких знаков внимания составляет сущность несчастья в жизни. В день суда многие увидят, что имена многих самоотреченных во имя добра и счастья окружающих нас занимают большую часть отчета в книге жизни на небесах» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 133).

«Мне было показано, что, согласно Божьему Провидению, вдовы, сироты, слепые, хромые и глухие, а также личности с разными недостатками всегда будут соприкасаться в тесном христианском общении с Его Церковью; все это для того, чтобы испытать Свой народ и усовершенствовать их настоящий характер. Ангелы Божьи наблюдают за тем, как мы обращаемся с людьми, которые нуждаются в нашем сочувствии, любви и бескорыстном служении. Это Божие испытание нашего характера. Если Дух Христов руководит нами, то будем чувствовать, что наш долг — проявить любовь, доброту и интерес ко Христу в лице Его братьев. Мы не можем сделать меньше, чем показать всю нашу благодарность за Его неизмеримую любовь, которую Он проявил к нам, когда мы были еще грешниками, не достойными Его благодати, не имевшими глубокого интереса и бескорыстной любви к тем, кто является нашими братьями и менее счастливы, чем мы» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 511).

«Все поступки милосердия, благотворительности, серьезное внимание к несчастным, слепым, хромым, больным, вдовам и сиротам рассматриваются как сделанные лично Христу» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 511—513).

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Притч. 24: 11,12). В великий день суда те, кто не трудился для Христа, кто в этой жизни думал и заботился только о себе, будут поставлены Судьей всей земли наравне с теми, кто совершал зло. И они примут то же осуждение» (Желание веков, с.641).

«Добрые дела доказывают, что Святой дух коснулся их сердец, и они признаются детьми Божьими» (Желание веков, с.638).

6. Совершая социальное служение, верьте в успех. Господь поможет вам. Вы не останетесь без награды. Будьте энергичными и целеустремленными.

«Истинный успех в любой работе не является результатом игры случая или судьбы. Это есть промысел Божий, вознаграждение за веру и благоразумие, мужество и усердие. Замечательные умственные способности, высокая нравственность даются не волей случая. Бог предоставляет человеку возможности, а успех зависит от того, как он ими воспользуется» (Пророки и цари, с. 486).

«Когда Господь открывает путь для совершения определенной работы и обещает успех, избранный Им раб должен делать все, что только в его силах, чтобы добиться обещанного результата. Успех будет дан соответственно энтузиазму и настойчивости, с какой будет продвигаться работа» (Пророки и цари, с. 263).

«Когда мы отдаем себя вполне Богу и в нашей работе следуем Его указаниям, Он делает Себя ответственным за ее выполнение. Он не желает, чтобы мы гадали об успехе наших частых стараний. Никогда мы не должны думать о возможной неудаче. Наше дело — сотрудничать с Тем, Кто не знает неудач» (Наглядные уроки Христа, с. 363).

«Все, что совершается из чувства чистой любви, маленькое или большое, всегда будет плодотворным, потому что Бог смотрит не на количество сделанного, а на величину любви, с какой это дело было сделано» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 135).

Хотелось бы поделиться некоторыми важными уроками, которые я вынес из социального служения, в котором участвую последние годы:

1. Социальным служением должна заниматься команда, а не один человек. Перед началом обучения необходимо команду обучить (коротко) и проинструктировать. Призовите к данному служению людей миролюбивых, неконфликтных, терпеливых, способных строить дружеские отношения.

2. Если мы с верой вступим в это служение, то Господь обеспечит все нужды. У нас не было ни одного раза, чтобы служение не состоялось по причине финансов. Деньги у Бога для такого благого дела есть всегда. Будьте готовы вложить первый раз и свои деньги, тем самым продемонстрировав и свою веру в Иисуса Христа и в сам метод.

3. Вы должны четко понимать истинные цели социального служения. Оно не приносит быстрого крещения, но появляется идеальная возможность завоевать доверие, построить отношения. А это в евангелизме очень важно. Данное служение создает положительный имидж церкви.

4. Всякий раз, когда мы помогаем людям (например – раздача продуктов, одежды и т.п.), мы стремимся помолиться и вместе изучать Слово Божье.

5. Хорошо себя зарекомендовали в изучении Библии – уроки. Изучайте вместе с людьми библейские уроки. Пусть они заполняют их и получают на неделю домашнее задание.

6. Встречи социального служения проводим раз в неделю, в удобное время для людей. Продолжительность встречи – 1 час (молитва, изучение Библии, раздача помощи). Пусть ваши встречи будут стабильными. Назначьте день и время – и не меняйте его. Люди будут к вам возвращаться через месяцы и годы.

7. Для того, чтобы пригласить людей в первый раз, распространите простые объявления, а в последствии будет работать «сарафанное радио».

8. Социальное служение даст вам множество контактов и возможность посещать людей. Успех в данном виде служения будет зависеть от того, как вы сможете сблизиться с людьми через личное служение.            

9. Помните о том, что для кого-то определенная встреча социального служения может стать последней (таковы реалии жизни). Поэтому всегда молитесь, проповедуйте как последний раз. Очень важно звать людей. Делайте это прямо, мужественно и смело.

10. На встречах, когда вы будете совершать социальное служение, установите четкие правила – не опаздывать, не приходить в нетрезвом состоянии и т.п. Строго придерживайтесь данных правил и соблюдайте порядок, дисциплину. Все это очень важно для успеха.

Итак, социальное служение – это доступное, многообещающее и действенное служение. Возможно, к данному служению побуждает вас Христос. Идите к этому вместе с Ним! Будьте похожи на Него в этом!