Полезный человек

Древний город Рим был сердцем империи. До наших дней дошло известное изречение, что все дороги ведут в Рим. Население этого города было около миллиона (во времена зарождения христианства), большая часть которого были рабы. В римской империи рабство было общепринятым. В городах, где рабов было больше, чем свободных граждан, действовали крайне жестокие законы, чтобы удерживать рабов в покорности и послушании. Рабовладельцы имели безграничную власть над телами и душами рабов, которые были просто беспомощными. Господин мог причинить им боль и страдания по своему желанию. Если же раб где-то прогрешился – милости не было, да и вся его семья могла быть уничтожена без жалости и милости. Раб во времена римской империи первого столетия – это вещь. Эти «вещи» покупались и продавались, относились к ним, будто это были животные. Одним словом, несладко жилось рабам. Однажды где-то на окраинах Рима, который своим богатством и внешней религией просто давил, блуждал голодный, бедный, лишенный всякой надежды раб по имени Онисим. Своего прошлого он просто боялся, оно его страшило. Онисим убежал от своего господина, прихватив с собой большую сумму денег. Его хозяина звали Филимон, который проживал в городе Колоссы. А что сейчас – деньги ушли, как вода, в чужом городе, постоянное напряжение и страх, потому что в любой момент могут схватить. Несмотря на то что расстояние между Колоссами и Римом было почти две тысячи километров, спокойствия в сердце не было. «Какое у меня будущее? Назад дороги нет, впереди – ничего светлого», – с печалью размышлял Онисим. Но Господь видел Онисима. Надежда, будущность, определенность, поддержка пришли вовремя. То, что произошло с Онисимом, изменило всю его жизнь. Просто невероятно, что среди такого огромного города апостол Павел и Онисим встретились. От Павла Онисим узнает об Иисусе Христе и становится христианином.

Послание апостола Павла к Филимону – это письмо. Оно преисполнено вежливости, такта, доброты, дружбы. Кроме того, что личное письмо – это и Слово Божье, которое и сегодня обращается к нам.

Послание к Филимону начинается такими словами:

«Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему» (Фил. 1).

Почему Павел в тюрьме? За Иисуса Христа и проповедь евангелия. Павел – не преступник. Апостол торжественно отмечает, без тени стыда, что он узник не у римлян, а у Господа. Павел пребывает в Нем, и Он поместил его в тюрьму. Несмотря на все это, он все равно с Господом. Заключение не сломало и не сбило апостола с выбранного пути. Оно не сделало из Павла грубого, жестокого и озлобленного человека, наоборот, – это письмо свидетельствует о том, что он более и более уподобился Христу.

Обратите внимание, какую власть и авторитет имеет апостол, находясь в заточении. Это делает только Бог: «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно» (Фил. 8). Павел в тюрьме не «убивает» время, заточить его просто невозможно, он и там проповедует, он и там полезный, он и там совершает служение! Никакая сила не способна пленить его благодарения и ходатайственные молитвы.

Павел вначале вспоминает домашнюю церковь, которая собиралась у Филимона, называет его возлюбленным и сотрудником. Те, кто принадлежит Христу, они и возлюбленные, и сотрудники.

«Благодарю Бога моего…» (Фил. 4). Так писали язычники того времени, благодаря богов за здоровье адресатов. Но Павел обращается к живому, личностному Богу. И далее он раскрывает причину своего благодарения: «слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (Фил. 5–6). Вера и любовь Филимона действуют и совершают. Павел отмечает, что Филимон любит Господа и народ Божий (это неразрывно), и вера его деятельна (здесь употребляется на греческом языке слово созвучное со словами энергичная, энергия). Замечательно, вера должна быть энергичной!

«Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых» (Фил. 7).

Здесь Павел употребляет очень важное слово и делает на нем акцент. «Филимон – а ты брат!». Павел готовит Филимона к своей просьбе, говоря: «Ты имеешь настоящую веру, любовь к Богу и к церкви; вера твоя энергична, и к тому же ты наш брат. И поэтому то, о чем я буду тебя просить, не составит для тебя труда и проблем».

«По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа» (Фил. 9).

Здесь Павел использует еще один аргумент: «По любви прошу, потому что я и старец и узник». Апостол мог бы требовать от Филимона исполнения христианского долга, но он лишь просит и умоляет. В своей просьбе Павел рассказывает о тех изменениях, которые произошли в жизни Онисима. И те изменения совершило евангелие, меняет человека только Бог.

«Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (Фил. 10–12).

Онисим раньше был рабом, злым и неверным, а сейчас он – сын. Бог меняет статус человека – раньше раб греха, а теперь – сын Божий. Павел полюбил Онисима, и он стал ему сыном. До своего обращения Онисим был негодным, ненужным, бесполезным, а сейчас – нужный, полезный. Здесь мы видим игру слов: имя Онисим с греческого языка можно перевести, как «нужный, полезный». Это звучит так: «Раньше он не был Онисимом, но теперь он настоящий Онисим!».

Евангелие Иисуса Христа делает человека полезным. По-настоящему полезным можно стать, только приняв Господа. У Бога всегда есть уникальный способ, путь, как сверхъестественным прикосновением сотворить новую, полезную личность. У Бога критерием полезности является служение, совершаемое с духом любви и согласно истине. Мы спасены, чтобы служить.

Онисим заботился о Павле, когда он находился в тюрьме. Апостол увидел в Онисиме те черты характера, которые могут сделать его полезным служителем на миссионерском поприще. Сегодня Господь видит каждого из нас, наше будущее и ту пользу, которую мы можем принести в деле Божьем. Каждый из нас может принести пользу в самом главном и важном деле на Земле. Нет предела в принесении пользы для тех, кто посвятил себя Богу.

Многие сегодня считают препятствием для полезного служения непривлекательную внешность, недостаток образования, болезнь, бедность, греховное прошлое, инвалидность… Но для Бога это все ничто, и не рассматривается как препятствие. Всемогущий Господь обладает всем необходимым для того, чтобы мы были полезными в обществе, в семьях, на рабочем месте, в церкви. Мне приходилось видеть не раз, как бывшие воры, мошенники, неудачники, наркоманы, алкоголики, убийцы, преображенные благодатью Божьей, становились полезными людьми. Многие пожилые люди, инвалиды, ограниченные средствами и возможностями, приносили огромную пользу делу Божьему. Многие из тех, кто в прошлом просто «прожигал» время, таланты, здоровье, сегодня стали по-настоящему полезными людьми. В деле Божьем для каждого есть достойное место, где можно испытать счастье и иметь удовлетворение. Что ты сегодня делаешь? Чем ты занят? Какую пользу ты приносишь? Для Бога важны не объемы, цифры и масштабы, Ему важен дух и чистота, с которыми мы совершаем служение. Своим служением в первую очередь мы должны угодить Богу. Пришло время перестать транжирить и сжигать напрасно время. Сегодня особое и уникальное время, время возможностей, серьезных, настоящих дел. Каждый день мы должны делать что-то полезное для Бога и людей. Возможно, сегодня пока вы не видите ту сферу, где можно быть полезным. Но у Бога, у Которого относительно Вас есть особый план жизни, уже приготовлено специальное, особое место служения. В Свое время и Своим путем Он Вам обязательно откроет. Верьте в это, будьте терпеливым и настойчивым. Очень важно в жизни занять свое место. Занимая «чужое», место мы лишаем себя счастья и радости, и лишаем этого же других. Каждая вещь и существо во Вселенной были созданы с целью приносить пользу окружающим. Человек не является исключением в этом круге благословений и пользы.

Онисим изменился, он стал возлюбленным братом. Павел в первом стихе называет возлюбленным Филимона, и сейчас в шестнадцатом стихе – Онисима.

«Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Фил. 16).

Раньше для Филимона Онисим был чужим, далеким, рабом, а теперь он его брат. Евангелие сближает людей, объединяет их в одну семью. Наши отношения с Богом должны повлиять на наши отношения с людьми, с братьями и сестрами. Ненормально, когда между детьми Божьими существует зависть, соперничество, подозрения, ненависть, злоба, неправда…

Посмотрите на Павла и Онисима. Онисим – раб, и принадлежит Филимону. Павел поступает честно, желая возвратить раба хозяину. Онисим решил вернуться к Филимону, которого он обокрал и от которого убежал, достаточно мужественный и честный поступок. Думаю, что по-другому невозможно было поступить этим Божьим людям.

Кульминация всего послания изображена в следующих стихах:

«Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне» (Фил. 17–18).

Как велик Павел в этих стихах! Он добровольно предлагает взять на себя весь долг Онисима, чтобы виновная сторона была помилована и могла рассчитывать на преимущества. То, что совершает Павел – это точная иллюстрация любви Христа ко грешнику, который кается. Раб, который ограбил своего господина, не мог возместить убытка. Грешник, который лишил Господа долгих лет служения, ничем не может возместить свой долг. Иисус встает между грешником и Богом, говоря: «Я заплачу. Помилуй грешника! Я пострадаю вместо него». Вот такого Спасителя Иисуса Христа мы имеем. Слава Ему за это!

«Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю» (Фил. 21).

Спасенный человек проявляет послушание и делает больше, чем того требует долг, хозяин, ситуация, заповедь. Христианин видит не просто запрет на какое-то действие, но простор для действия. Христианство – это не набор запретов, а инициатива и действия. Христианство – это не неделание зла, а совершение добра.

Писание нам не говорит, чем же завершилась вся эта история, каким был ответ Филимона. Предания раннехристианской церкви донесли до нас следующее: Филимон принял Онисима как брата во Христе, простил его и подарил ему свободу для служения. Онисим стал служителем церкви в городе Верия (Библейский словарь Геллея,2008, с.606). Вот так поступил Филимон. А разве ответ на такое письмо апостола Павла мог быть другим? Филимон все понял и не сопротивлялся ходатайству Павла, любви, прощению Иисуса Христа.

Благодаря жертве Иисуса Христа Бог принимает нас как Своих сыновей и дочерей. Он желает сделать нас полезными людьми для Царства Божьего.

«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские» (Ис. 47:17–18).