Косметика, чистый снег и чувство вины

Желаю вам представить одного человека, который поможет нам избавиться от чувства вины. Он пережил все то, что знакомо каждому грешному существу – угрызение совести, неспокойный дух, отсутствие внутреннего мира и т.п. Он был царем, отважным воином, прекрасным отцом, талантливым поэтом и музыкантом. При нем израильская нация достигла вершины процветания и благополучия. Будучи царем и владыкой, он имел все. В зените своей славы Давид совершает серьезный грех – прелюбодеяние, разрушение семьи, убийство, обман, вовлечение других людей в нарушение законов.

Первая реакция или желание человека, который согрешил, — это «замять дело», чтобы никто не знал и не было никаких последствий. Давид рассчитывал, что эта вся история забудется, время все сотрет, и он будет наслаждаться безмятежным счастьем. Внешне царь даже проявляет весьма благородный жест – принимает «безутешную» вдову в память о народном герое. Противник Бога всегда рисует радужные и живописные картины в уме грешника в случаи нарушение Закона Божьего. Но истина в том, что человек не может с легкостью избавиться от греха. Очиститься от греха – это не помыть руки с мылом. Необходимо особое очищение, особое средство. Можно омыть руки, ходить в церковь, совершать дела милосердия и добра, но все равно, содеянное человеком останется с ним и будет тихо гнить в его душе. Чувство вины вызывает усталость, депрессию, подавленность и страх.

Однажды осенью, когда мы заготавливали яблоки на зиму, я с одного ящика поленился вытащить надгнившее яблоко – думал, что все пройдет и ничего страшного не случится. К весне все яблоки в этом ящике сгнили. Гнилостный запах распространился по всему подвалу – одно лишь яблочко испортило целый ящик фруктов! Что-то подобное происходит и со грехом. Со временем «тошнотворный» запах просочится через щели и начнет душить. Чувство вины невозможно заглушить никаким человеческим средством.

Давид целый год носил в себе чувство вины и греха. Внешне он старался выглядеть счастливым и преуспевающим, но в душе была пустыня и камера для пыток. Она изнывала и страдала от бремени греха, которое день и ночь давило его сердце. Через пророка Нафана Бог открыл грех Давиду. Царь был обличен простым смертным человеком из числа его подданных. Глаза Давида открылись после этого разговора с пророком, и он в новом свете представил себя и свой грех. Обличенный Богом, царь увидел единственный путь, через который можно избавиться от чувства вины. Давид в порыве раскаяния написал псалом, песню для начальника хора (то есть для публичного исполнения), чтобы мы могли вместе с ним разделить его переживания. Псалом 50:

1 Начальнику хора. Псалом Давида,

2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Что же нам следует совершить, чтобы избавиться от чувства вины?

Шаг 1 – Осознать вину.

Давид говорит: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс50:5). Нам необходимо заглянуть себе в душу, честно разобраться в том, что произошло. И как часто мы говорим – «заглянуть правде в глаза». Это не так просто совершить, ведь мы можем придти в ужас, увидев себя такими, какие мы в действительности. К сожалению, большинство людей при малейших угрызениях совести прибегают к помощи «косметических средств», чтобы замаскировать «изъяны». Любимое всеми средство, к примеру, — «пудра» — смягчающие обстоятельства. Согрешив, мы пытаемся найти «крайнего» — виновного. Адам и Ева, упав в грех и испытывая чувство вины, поначалу оправдывались, указывая на змея, друг друга, а потом и вовсе на Бога. Современный человек сегодня использует целую массу всевозможных отговорок – наследственность, гормоны, капиталистическая система, правительство…. Я думаю, что Давид вначале тоже обвинял Вирсавию, Урию, всех — только не себя.

Достанем из «косметички» следующее средство – «тональный крем» — праведный гнев. Человек в этом случае прячет свое истинное лицо за маской праведности. Он даже может сравнивать себя еще с кем-то или напоминать себе о своих хороших поступках. Скорее всего, Давид за этот год «праведно» вершил суд и щедро совершал дела милосердия.

И последнее, что использует грешный человек — «одеколон» — это достаточно сильное, но и опасное средство. Это тот случай, когда мы прячем чувство вины в глубины своей души, стараемся подавить и избавиться от этой неудобной и некомфортной ситуации. Да, муки совести перестают нас терзать, но подавленные ощущения проявляются в какой-нибудь другой сфере. У такого человека может развиваться комплекс неполноценности, проявляться элементы самобичевания, ощущение собственной ничтожности и болезненное стремление к совершенству. Независимо от того, как вел себя Давид на людях, наедине с собой он страдал и мучился.

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (Пс.50:12). Мы понимаем, что внутри Давид был, как оголенный нерв.

Итак, мы должны как можно быстрее избавиться от всякой «косметики» и честно взглянуть «правде в глаза». Осознание вины – это первый и очень важный шаг на пути к освобождению.

Шаг 2 – Обратиться к Богу (исповедание)

«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс.50:6).

Давид искренне и честно открылся перед Богом. Он исповедался перед Тем, Кому открыто все. Мы никогда не избавимся от чувства вины, если напрямую не обратимся к Богу. И хотя Давид причинил огромное зло Вирсавии, Урии, но он признается в том, что это грех и против Бога. В конечном итоге, любое наше беззаконие – это есть беззаконие перед Богом. Когда мы поступаем неправедно, мы оскорбляем Бога. Мы не просто нарушаем нормы и этикет, пренебрегаем какими-то условностями в обществе – мы причиняем боль Богу. Недостаточно злиться на себя, жалеть свое «я» — от чувства вины можно избавиться только тогда, когда мы поймем, как грех отобразился на наших отношениях с Богом, которого мы оскорбили.

Шаг 3 –Желание перемен

«Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:9-12). Мы не можем наслаждаться своим несовершенством. Нам следует самим пожелать измениться. Давид в этом псалме упоминает одно растение – иссоп. В ветхом завете священники использовали его при исцелении проказы (Лев.14).Если больной очищался, то над ним совершался особый обряд, после чего он возвращался к себе в дом. Давид жаждет исцеления, очищения, восстановления, подобно прокаженному. Он осознает, что проказа греха глубоко укоренилась в нем, и поэтому, жаждет «серьезного» лечения. Только «пересадка сердца» может решить проблему греха по-настоящему. И Давид просит Бога не о поверхностной, «пластической операции», а о полном обновлении. Действительно, грех глубоко укоренился в грешном естестве, грехом пропитана каждая клеточка.

«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс50:7). Природа человека поражена грехом. У нас нет силы очиститься, да и мы не имеем на земле такого источника, из которого могли б омыться. Мы нуждаемся не в временном, косметическом ремонте, а в капитальном. Бог желает творить новые сердца, а не латать старые. Как часто мы молимся: «Сердце чистое сотвори во мне»? В детстве я жил в городе Вольске (Россия), в котором находился огромный цементный завод. Цементная пыль покрывала весь город. Помню я одну позднюю осень, когда выпал первый снег. Вечером – кругом грязь и пыль, а с утра – чистый, белый снег укрыл весь город. Бог также желает сделать наше сердце чистым, белее всякого снега.

«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс.50:13-14). Пусть Господь вложит в наши сердца желание чистоты и перемен к лучшему.

Шаг 4 – Верить

Для того, чтобы окончательно освободиться от чувства вины, нам необходимо твердо верить, что Бог принимает нас.

«Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:18-19). Не только в этих стихах, но и во всем псалме чувствуется уверенность, убежденность, что Господь совершит очищение, даст прощение и освободит от чувства вины. Почему так Давид уверен?

«Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс.50:14). Давид в своей убежденности и вере опирается на личный опыт прошлого. Безусловно, он помнил весьма поучительный опыт Саула, который был помазан и исполнен Святого Духа, но в конце изгнал Его. Давид узнал о Боге нечто такое, чего Саул не смог разглядеть. Милость, щедрость, любовь и сострадание – это то, что Господь испытывает к каждому кающемуся грешнику. Сострадающий и милосердный Бог примет нас, Его сердце переполнено доброты и прощения. Мы должны верить в это. Через Иисуса Христа нам прощение уже обеспечено и подарено – это залог нашего прощения греха и освобождения от чувства вины.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

Итак, читая покаянный псалом Давида, мы видим путь (четыре шага), идя по которому обретем освобождение от чувства вины и греха. Бог готов очистить нас от всякого греха. Если был прощен Давид, и мы будем также прощены. Всякий раз, когда нас посещает «пророк Нафан» (Библия, голос Святого Духа, обличение совести…), наше сердце подвергается испытанию. Какой путь мы изберем? Как мы поступим с «Нафаном»?

Возможно, вы просто устали нести в одиночку бремя греха и чувства вины? Сегодня – это то время, когда вы можете начать жить по-новому – с чистой совестью и измененным сердцем. Бог, в желании видеть вас радостными и счастливыми, записал через Давида этот удивительный псалом, который может стать и вашим. Благодаря Христу, Бог нас милостиво прощает и принимает нас к Себе. Только с Богом вы можете победить грех и избавиться от чувства вины. Путь, предложенный Христом, — это путь мира, спокойствия и живительной энергии, дающей жизнь.