13 занятие

Тема проповеди: «Принципы обучения, предлагаемые Христом». Лк. 9:13; Мф. 22:41-46; Еккл. 11:1; Притч. 11:26.

«Мне было показано … большую пользу» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 551, 552).

«Единоверцы, трудящиеся от дома к дому… поверить в любовь Христа» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 84).

«Истина, которая… целительное достоинство» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 47).

«Путем личного свидетельства… любовь к окружающим» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 41).

«С Ним невозможны неудача, потеря, бессилие или поражение» («Желание веков», с. 490-493).

Основная идея: ежедневно получая Хлеб жизни, мы призваны делиться им с другими.

Цель проповеди: воодушевить членов церкви и побудить их делиться вестью надежды с окружающими людьми во всяком месте и при любых обстоятельствах.

Метод обучения Христа (Мф. 24-31; Мф.22:41-46; Ин. 4:7-15, 16-26).

1. Задавал вопрос

2. Рассуждал

3. Приглашал к обсуждению

4. Подводил к решению.

Иисус не просто решает проблемы за людей, Он решает их вместе с людьми; они сами участвуют в этом процессе. Он открывал людям проблему, задавал соответст-

вующие вопросы, рассказывал истории или просто молчал, давая человеку возможность подумать.

Все Его учение исходило из нужд повседневной жизни. В Его словах никогда не было неуверенности, робости или извинения. Он знал Свое учение и четко излагал его. Его проповедь всегда производила сильное впечатление на окружающих (Мф. 7:29).

Он использовал различные методы, но ни одним из них Он не злоупотреблял. Он спокойно переходил от известного к неизвестному, от простого к сложному, от земного к небесному. Он не развлекал людей, а учил их. Он не просто хотел привлечь к Себе внимание, Он стремился изменить жизнь людей.

Христос творчески подходил к обучению людей. Основу Его метода обучения составляли различные вопросы и умение их задавать. В Евангелиях мы находим более сотни Его вопросов. Некоторые вопросы были прямыми и доказывали справедливость суждения Христа; некоторые вносили ясность, другие же побуждали людей выразить свою веру (Мф. 9:28).

Один из способов Христа состоял в том, чтобы заставить тех, кто Его слушал, самим найти правильный ответ. Правильный ответ, найденный самим человеком при помощи Учителя, был гораздо убедительнее и надолго оседал в умах людей.

Много раз Его косвенные вопросы заставляли людей сравнивать, проверять, оценивать и вспоминать. Самым распространенным способом обучения были притчи. Каждый Его урок был наглядным, всегда отвечал требованиям данной ситуации и нуждам слушателей. Он мог общаться с разными типами людей, умело и неповторимо. Цель при этом была одна — привести людей к вере.

Начиная обучать, Он учитывал уровень человеческих знаний. Учение Иисуса способствовало тому, чтобы привести человека из того состояния, в котором он находится, в то состояние, которое предназначено для него Бо-гом. Иисус никогда не заставлял людей насильно принимать решение, но постепенно приводил их к нему.

Лекция по учебнику «Как преподавать библейские уроки».

Дополнительный материал для проведения семинара:

Как проводить библейские занятия

1. Уходить от спора — «Евангелизм», с. 249.

2. Исключить грубость.

3. Ключевые моменты учения надо преподносить просто и ясно — «Евангелизм», с. 656.

4. Избегать долгих проповедей — «Свидетелсьтва для Церкви», т. 2, с. 117, 118.

5. Представлять доктринальные темы по порядку — «Евангелизм», с. 246.

6. Речь должна быть спокойной, сердечной.

7. Вопросы о субботе не должны затрагиваться раньше времени, потому что это может вызвать предрассудки — «Евангелизм», с. 246.

8. Удаляться от спора и не навязывать свою точку зрения — надежный метод в благовестии — «Евангелизм», с. 457.

Основы преподавания Библии

1. Постоянная готовность поделиться истиной с любым человеком.

2. Быть спокойным и уважительным, отвечая на вопросы людей.

Общие правила преподавания Библии

1. Чаще цитируйте Библию.

2. Сначала используйте наиболее убедительные тексты.

3. Используйте перевод Библии на родной язык тех людей, с кем вы работаете.

4. Обращайтесь с Библией благоговейно.

5. Христос должен быть в центре внимания каждой темы.

6. Никогда не критикуйте (не унижайте) другую религию.

7. Задавая вопросы, смотрите собеседнику прямо в глаза.

8. Обращайтесь к нему по имени, когда разъясняете важные аспекты темы.

9. Преподавайте не более одной темы за одно посещение.

10. Задавая вопросы или отвечая на них, будьте искренни.

11. Рассматривайте любые поставленные вопросы как серьезные и искренние.

Четыре способа отвечать на вопросы

1. Отвечать незамедлительно.

2. Отвечать кратко и по теме.

3. Если не можете ответить немедленно, пообещайте ответить на последующих занятиях в ближайшее время.

4. Избегать в ответах фраз «если» или «может быть».

Методы преподавания Библии

1. Лекционный метод.

2. Метод проповеди.

3. Метод вопросов и ответов.

Превосходство имеет метод вопросов и ответов (обмен мнениями) — тема легче воспринимается. Метод вопросов и ответов — наилучший при проведении библейских занятий.

Секреты применения метода вопросов и ответов

1. Назовите текст.

2. Задайте вопрос.

3. Прочитайте текст.

4. Повторите вопрос.5. Ответьте на вопрос.

6. Объясните текст.

Виды вопросов

1. Риторический вопрос, не требующий ответа.

2. Необычные по своему построению вопросы, неожиданные.

3. Ясный, простой, прямой вопрос, требующий ясного, простого и прямого ответа.

Как отвечать на вопросы

1. Раскрыть идею, придавая ей особое значение.

2. Ответ на вопрос должен быть конкретным.

3. Ответы на вопросы должны основываться на фактах и подтверждаться Библией.

4. При ответе не должна прозвучать ни одна нота сомнения.

Как поддерживать интерес

1. Изучать Библию с энтузиазмом.

2. Применять: а. доску, мел; б. наглядные пособия; в. фильмы, слайды.

3. Использовать только традиционный для местности перевод Библии.

4. Занятия начинать и заканчивать вовремя.

5. Преподавая материал, подумайте над тем, как дать рекламу следующей теме.

6. Предлагать дополнительную литературу.

7. Посещать людей с конкретной целью.

8. Избегать получения подарков и угощений со стороны подопечных.

9. Учить, но не проповедовать.

Методы обучения

1. Традиционный:

а. доктрины — в центре;

б. Христос — в заключение;

в. в целом — догматическое представление.

2. Метод обучения Христа: а. Христос — в центре; б. в каждой теме показать любовь Христа; в. убедить, что Христос заботится о нас; г. убедить, что Иисус Христос придет судить мир и взять с Собой спасенных.

q Каждую субботу с кафедры необходимо знакомить людей с миссионерскими вестями местной общины (2-3 опыта, помимо миссионерских вестей Всемирной Церкви).

q В каждой церкви должен быть ответственный за миссионерское служение. Он должен координировать всю миссионерскую работу церкви, ведя журнал миссионерской работы церкви.

q В каждом классе должен быть ответственный за миссионерскую работу.

q После богослужения, прежде чем идти из дома в дом в поиске людей, желающих изучать Библию, или для продолжения начатых занятий, в течение 15-20 минут необходимо разобрать урок (из серии «Новая жизнь», «Так говорит Библия» или цикла уроков по Корану) и ответить на вопросы, которые могут возникнуть или уже возникли в ходе работы. Разбор урока проводит пастор, пресвитер или руководитель миссионерской работы церкви.

q Все материалы по евангельской работе распространять через классы СШ.

q Участвуя в проведении программы, используйте метод, предложенный Иисусом Христом, — совершать евангельский труд по двое: «После сего избрал Гос-подь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1).

q Миссионерский руководитель церкви или класса посещает вместе с учителем, преподающим библейские уроки, семью или группу учащихся, чтобы видеть эффективность работы члена церкви, его успехи и ошибки.

q Помогите некоторым членам церкви найти соседей и других людей, желающих изучать Библию и библейские уроки (рекомендация миссионерского руководителя класса).

q Те, кто не может участвовать в практической работе, пусть организуются в молитвенные группы для поддержки проводимой программы.

q Тех, у кого работа не получается, посылайте с теми, кто наиболее успешен в миссионерской работе.

q Для поиска желающих изучать Библию и библейские уроки используйте различные пути поиска: анкетирование на дому, по телефону и др.

q Руководитель миссионерского служения церкви и пастор делают анализ миссионерской работы церкви, отмечая все лучшее и учитывая промахи и ошибки.

q Спустя некоторое время после начала программы результаты совершаемой работы предоставить всей церкви (с чего начали и чего достигли).

q Пастор и руководители общины, призывая других к евангельскому труду, не должны обращаться к ним со словами «идите», но говорить «пойдемте». Они не только должны участвовать в этой программе, но и быть в первых рядах.

q Необходимо постоянно держать церковь в курсе относительно новых материалов для проведения этой программы.

q Желательно иметь систему поощрения для церкви и для заинтересовавшихся (открытки, брошюры, закладки в подарок).

q С радостью рассказывайте церкви о программе. Пусть все почувствуют вашу заинтересованность в ней.

Практическая часть: метод посещения людей на дому с библейскими уроками.

q Заранее подготовить необходимое количество библейских уроков и анкет.

q Определить улицы и дома, в которые пойдут члены церкви.

q Заранее спланировать, какой класс (или группа из 2-3 человек) и в какой дом пойдет.

q Пастору вместе с членами совета общины и учителями СШ за неделю до выхода всей церкви сходить и опробовать самим этот метод евангелизма.

q Предложить всей церкви до субботы, на которую назначено проведение практической программы, молиться в течение всей недели и поститься в один из дней.

q В субботу, перед тем, как члены общины пойдут в ближайшие от церкви дома, необходимо рассказать, как это получилось у пастора, членов совета и учителей СШ.

q Показать это в виде сценки (как стучаться, что говорить, как проводить анкетирование, как предлагать уроки, как завершать беседу и т. д.).

q Предложить членам церкви объединиться по двое и потренироваться, предложив друг другу анкеты и уроки.

q Совершить молитву в группах по двое о том, чтобы Дух Святой наполнил сердца всех участвующих любовью, терпением, даровал мудрости, послал для за-щиты ангелов, а также приготовил сердца тех, кому будут предложены эти уроки.

q Пастор совершает общую молитву посвящения на служение.

q Если община имеет свой молитвенный дом, то после посещения квартир необходимо возвратиться или собраться вечером в назначенное время и провести анализ проделанной работы. Необходимо подвести итоги:

сколько квартир посетили; как много уроков раздали; сколько человек пожелало изучать Библию; как часто люди отказывались изучать библейские уроки (назвать ряд причин); в чем нуждаются жители этого района и какую помощь церковь может им оказать; поделиться несколькими успешными опытами; вознести Богу несколько благодарственных молитв;

прославить Господа пением гимнов; раздать второй урок всем участвовавшим в практическом служении, объяснив, как предлагать второй урок (с учетом прошлых ошибок). Если есть малые группы или домашние церкви, действующие на этой территории, передать им адреса заинтересовавшихся, сообщив их нужды и пожелания. Подключить отдел Тавифы к этой работе.

Возможно продолжить работу с желающими изучать Библию, используя ту же рабочую группу. Стратегию дальнейшей работы с людьми определяет пастор вместе с советом общины.

Важно, чтобы ни один человек (ни один адрес) не был потерян и эта работа продвигалась бы далее.