20 занятие

Тема проповеди: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно». 1 Тим. 4:16; Втор. 10:12, 13; Втор. 30:20; Ис.Нав.1:8; Ис.66:2; Лк. 11:28; Еф.6:17; Мф. 4:4

«Бог поручил мне … по замыслу Божьему» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 686).

«Слово Божье … и узости человеческого ума» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 699, 700).

«Библия раскрывает … Божественного откровения» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 700).

«Бог желает … Божественную помощь» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 703, 704).

«Но для берущих Слово Божье благоговейно … едиными с Ним» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 705).

«Наш долг… скептицизму и неверию» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 706).

«Божественный свет … и постом изучались нами» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 708).

«Как народ мы призваны… излагать другим» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 708).

«Ныне Закон Божий … убелены кровию Агнца» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 717).

Основная идея: постоянное, внимательное, глубокое изучение Священного Писания способствует духовному росту, развитию характера по подобию характера Иисуса Христа, убережет нас от уловок сатаны, позволит приготовить нас самих и окружающих людей к пришествию Господа во славе.

Цель проповеди: побудить членов церкви к постоянному личному исследованию Слова Божьего.

Лекция по учебнику «Как толковать Библию и труды Е. Уайт», часть 1.

Принципы толкования Библии (обратить особое внимание).

Дополнительный материал для проведения семинара:

Труды Е. Уайт и Библия

Вопрос о том, как соотносятся между собой труды Е. Уайт и Библия, пожалуй, один из самых важных и трудных в сфере исследования ее многогранной деятельности. Церковь АСД признает, что Священное Писание содержит в себе полноту Божественного откровения о спасении мира, и никакая другая книга, весть или «свидетельство» не могут сравниться со Словом Божьим. В то же время ни один член Церкви христиан адвентистов седьмого дня не мыслит своего духовного развития без практических советов, наставлений, уроков, содержащихся в книгах Е. Уайт.

Каково же соотношение Библии и трудов Духа пророчества в сокровищнице христианского опыта? Следует сразу же оговориться, что мы сопоставляем такие два источника духовных знаний, которые невозможно поставить на один уровень, и вовсе не потому, что один из них выше, а другой ниже. Речь идет о духовных источниках, которые имеют различные цели, хотя, вместе взятые, они представляют собой единое целое в выражении воли Божьей. Каждый из этих источников в своем роде уникален, несравним и несоизмерим ни с чем.

Для сравнения возьмем луну и солнце. Разве стоит вопрос: что из них важнее — луна или солнце? Земля одинаково не смогла бы существовать как без солнца, так и без луны. Мы можем говорить лишь о той роли, которую играют солнце и луна в системе Земля — Луна — Солнце. А роли эти, безусловно, различные.

Определяя место своего пророческого дара в истории христианского опыта и учения, Е. Уайт тоже прибегала к этому сравнению, ссылаясь на текст из первой главы Книги Бытие: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью» (Быт. 1:16).

Из следующего высказывания Е. Уайт мы видим, что Библия и труды Духа пророчества — это два великих светила в духовном мире: «Бог дает Своему народу множество указаний, заповедь на заповедь, правило на правило, здесь немного, там немного. Слишком мало внимания уделяется Библии, и потому Господь дает «меньшее светило», которое бы вело людей к «большему». О, как умножилось бы добро на земле, если бы человек читал книги, содержащие этот свет, руководствуясь одним желанием — следовать предлагаемым принципам» (Ревью энд Геральд, 20 января 1903 г.).

Вестница Божья относится к своим трудам как к «меньшему светилу», предназначенному Богом для того, чтобы вести людей к «большему», то есть к Библии. Чтобы правильно пользоваться этими источниками духовного света, следует знать, как они соотносятся между собой, определить место и назначение каждого.

Е. Уайт о значении Библии

Церковь АСД учит, что Библия — это единственный источник истины и основное руководство в духовной жизни. Это мерило, которым испытываются все люди, претендующие на обладание истиной (Ис. 8, 20). Слово Божье пребывает вечно (1 Петр. 1:25), оно истинно (Ин. 17:17), оно указывает путь к спасению (Ин. 5:39). Библия — посредник в освящении и христианском возрастании (Ин. 17:17), духовное оружие христианина (Еф. 6:17).

Во всех своих трудах Е. Уайт признает и подчеркивает главенствующую роль Священного Писания в духовном опыте человека. Краткое, но исчерпывающее высказывание из вступительной статьи к книге «Великая борьба» раскрывает ее отношение к этому вопросу: «Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни» (с. vii).

Часто христиан-адвентистов обвиняют в том, что они поставили труды Е. Уайт в один ряд с Библией. Это обвинение совершенно необоснованно. «Библия и только Библня» — этот священный принцип Реформации остается в силе и для Церкви АСД. Елена Уайт писала в свое время: «Дух пророчества дан не для того (и он просто не может быть дан с этой целью), чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мер-илом всякого учения и чувства» (там же).

Вестница Божья делала все возможное, чтобы Библия занимала в жизни людей первое место. Об этом она писала в начале своего пророческого служения, об этом же говорила и в конце жизни. В самой первой своей книге «Опыты и видения» Елена Уайт писала: «Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье как руководство в вере и: в жизни. Этим Словом мы будем судимы. В этом Слове Бог обещал дать видения в «последние дни» — и не ради новых принципов веры, но чтобы утешить Свой народ и исправить тех, кто уклонился от библейской истины» (Ранние произведения, с. 78).

Примерно те же слова вестница Божья произнесла в 1909 году на сессии ГК, последней в своей жизни. «Сказав собранию несколько приветственных слов, Е. Уайт повернулась к кафедре и взяла Библию. Открыв ее, она подняла ее вверх дрожащими старческими руками и произнесла: «Братья и сестры! Я рекомендую вам эту Книгу». Положив Книгу книг на кафедру, она вышла из зала. В ее последней вести ж делегатам со всего мира, по сути дела, отразился ос-новнош принцип всей ее жизни» (цит. по книге Спайсера «Вехи адвентистского движения», с. 202).

Определяя значение Библии в системе христианского образования, Е. Уайт спрашивает: «Какая книга может сравниться с Библией?» И сама же отвечает: «Слово Божье следуегт рассматривать как самый великий в мире учебникпо воспитанию, и относиться к нему следует с благоговейным трепетом. Именно его следует дать в руки детей и юношей как первый учебник…» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 427).

Подведем краткий итог размышлениям Е. Уайт о Библии. Она верила, что:

а) Библия — вдохновенное Слово Божье;

б) Библия — единственное духовное руководство в жизни человека;

в) Человек должен верить и повиноваться всему, что написано в Библии;

г) Библия открывает человеку план спасения, приносит утешение, дает советы, служит руководством;

д) Библия удовлетворяет нужды всех: бедных и богатых, ученых и необразованных, людей всех возрастов и сословий;

е) Библия содержит необходимые для спасения человека знания;

ж) в Библии представлен совершенный образец христианской жизни.

Предложить членам церкви различные методы чтения и изучения Библии (пастору предлагается поделиться своим духовным опытом изучения Библии).

1. Изучение Библии по имеющемуся годовому плану изучения Библии (в среднем 4 главы в день, чтобы за год прочитать весь текст).

2. Чтение одной книги (не главы, не путайте) за один раз. Это позволяет увидеть цель написания, центральную идею книги и многое другое.

3. Чтение Библии по интересующим вас темам (супружество, святилище, гнев и др.) при помощи симфонии, различных словарей и справочников.

4. Чтение Библии с привлечением комментариев.

5. Чтение Библии в другом переводе (украинский, румынский, немецкий, английский).

Чтение Библии на языке оригинала: древнееврейский (Ветхий Завет) и греческий (Новый Завет). Чтение и изучение пророческих книг (книги больших и малых пророков, Книга Даниила и Откровение).

Поиск и изучение Божьих обетовании (их более 2500).