21 занятие

Тема проповеди: «Дар пророчества в Церкви Остатка». Иуд. 14; Быт. 20:7; Втор. 34:10; 3 Цар. 19:6; 4 Цар. 3:7; 2 Пар. 13:22; Ам. 7:14; Мал. 4:5.

«Но сны от Господа … собственной достоверности» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 569, 570).

«Я не знаю… показал мне» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 9).

«Письменные свидетельства … незнанием истины» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665).

«Свидетельства даны … впечатление на всех людей» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665).

«Другие уподобились … не соблазнили слабых» (Свидетельства для Церкви, т. I.e. 328, 329).

«План сатаны … заканчивается гибелью мятежников» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 211).

«Во многих случаях… от вредных привычек» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 675).

«Книги серии … познакомиться с ними» (Свидетельства для Церкви, т. 4. с. 390).

«Таким образом … избежать его пут» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 685, 686).

«А теперь, собратья… и будут уловлены» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 691).

Основная идея: Дар пророчества — это особое Божье благословение, данное Церкви Божьей во все времена ее существования.

Цель проповеди: вызвать у членов Церкви уважение и правильное отношение к Духу пророчества и к трудам вестницы Господней. Подтолкнуть членов церкви к регулярному чтению книг Духа пророчества и особенно «Свидетельств для Церкви» в 9-ти томах.

Лекция по учебнику «Как толковать Библию и труды Е. Уайт», часть 2.

Принципы толкования Духа пророчества.

Дополнительный материал к лекции о Духе пророчества.

Дар пророчества — один из благословенных духовных даров, данных человеку Богом (1 Кор. 12:1-10). Значение этого дара настолько велико и многогранно, что учение о нем является одной из важнейших библейских доктрин. Для Церкви христиан адвентистов седьмого дня этот вопрос особенно важен. Во-первых, адвентисты считают Библию «богодухновенной» книгой, написанной благодаря этому удивительному дару. Во-вторых, этот бесценный Божественный дар, по их глубокому убеждению, проявился в служении Е. Уайт. Закрепление за Е. Уайт авторитета вестницы и пророчицы Божьей — одно из деликатнейших явлений в истории христианской Церкви последнего времени. Понять его без понимания сути пророческого дара как такового, конечно, невозможно. И ныне, как и много десятилетий тому назад, мы наблюдаем подчас совершенно несправедливые нападки на вестницу Божью и ее огромное литературное наследие с целью опровергнуть Божественный источник ее вдохновения. Действительно ли Е. Уайт была «избранным Божьим сосудом*? Действительно ли она имела пророческий дар от Бога? Действительно ли ее служение было подобным служению пророков древности? Вызвано ли служение Е. Уайт в истории христианской Церкви духовной необходимостью?

Необходимость в даре пророчества

Со времени грехопадения люди утратили способность понимать волю Божью и, соответственно, жить в согласии с ней. Первоначально, как повествует Книга Бытие, человек был сотворен по образу и подобию Божьему(Быт. 1:27). Он был существом совершенным. И Создатель общался с Адамом и Евой лицом к лицу.

Грехопадение стало началом человеческой трагедии. Впоследствии пророк Исайя писал: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59:2). Грех настолько исказил в человеке образ его Творца, что Бог просто не мог теперь общаться с ним, как это было раньше. Что же случилось с человеком? Вот что говорит Библия о печальных последствиях непослушания:

Человек оказался не в состоянии видеть Бога лицом к лицу (Исх. 33:20).

Человек познал зло (Быт. 3:22).

Человек стал испытывать страх (Быт. 3, 8-10), хотя до грехопадения причин для страха не было. «В любви нет страха» (1 Ин. 4:18).

Человек стал смертным (Быт. 3:1).

Человек стал оправдываться перед Богом (Быт. 3:12,13).

Человек утратил целомудрие, лишился «простоты во Христе» (2 Кор. 11:3; слово «простота» употреблено в этом тексте в смысле чистоты, непорочности).

Разум человека ослаб (Еф. 4:18), его помышления

стали «плотскими» (Рим. 8:6-7).

По-видимому, все эти пагубные искажения человеческой природы накапливались по мере того, как человек все дальше и дальше уходил от Бога по пути греха. Во власти Бога было немедленно наказать человека, потому что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Он мог бы также оставить человека, предоставив ему полное право поступать по своему разумению. В конце концов, Господь мог бы заставить человека не грешить. Однако Бог в Своей мудрости и любви не сделал ни то, ни другое. И поскольку грех воздвиг между Ним и человеком стену разделения, Бог предусмотрел иные формы общения с согрешившим человеческим родом. Наиболее яркой из них является дар пророчества.

Еще в древности пророк Амос заметил: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны рабам Своим пророкам» (Ам. 3:7). Откровения Божьи часто передавались народу Божьему через пророков. Когда народ отказывался принимать пророков, Бог оставлял этот народ (см. 2 Пар. 36, 16). Обычно пророк получал откровения от Бога посредством видений и снов. «Я открываюсь ему (пророку) в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12:6). Пророки — это люди, призванные самим Богом, чтобы через них открывать Свою волю народу. Не случайно они часто начинали свою речь словами: «Так говорит Господь…» Никто из них не выдавал себя за всеведущего прорицателя, способного все предсказать. Они говорили только то, что передавал им Бог (Втор. 18:18). В связи с этим показателен пример с молодым Иеремией (Иер. 1:5-9).

Важно заметить, что женщины тоже получали дар пророчества. Из Ветхого Завета мы узнаем о таких пророчицах, как Девора (Суд. 4:4), Олдама (4 Цар. 22:14), Мари-ам (Исх. 15:20). В Новом Завете упоминается о пророчице Анне (Лк. 2:35).

Многообразие служения пророка

Обычно принято считать, что в обязанности пророков входило лишь предсказывать будущее, при этом совершенно забывается множество других, не менее важных граней их ответственного служения. Перечислим хотя бы основные. Пророк должен был:

1. Говорить от имени Бога.

2. Открывать людям Божью волю. Об этом убедительно сказал Амос (см. Ам. 3:7). Знание Божьих планов и целей ободряет, укрепляет людей, готовит их к будущим событиям.

3. Оказывать моральную помощь своим правителям, особенно во время испытаний и скорби. Показательна в этом отношении история иудейского царя Езе-кии и ассирийского полководца Рабсака, а также роль в ней пророка Исайи (см. Ис. 36-я и 37-я главы).

4. Призывать людей быть верными Богу. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» — вот слова, сказанные от имени Бога Иоанном, одним из величайших пророков Нового Завета.

5. Открыто обличать зло и бороться с ним. Слова пророка Михея отличаются особой силой и прямотой: «Горе замышляющим беззакония…» и т. д. (см. Мих. 2:1-3).

6. Оказывать доброе влияние на жизнь народа (см. Иер. 1, 10). Нетрудно заметить в книгах Ветхого и Нового Завета благотворное влияние пророков на жизнь народа Божьего в каждый исторический момент его существования.

7. Учить народ. Безусловно, пророки призваны были открывать людям учение о Царстве Небесном.

Важно заметить, что пророки распространяли свое богодухновенное служение и на другие народы. Через них Бог открывал истину и язычникам. В качестве примера можно привести деятельность Авраама и Моисея в Египте, Ионы в Ниневии, Даниила в Вавилоне, Павла в Малой Азии, Греции, Риме и т. д. Этих примеров вполне достаточно, чтобы увидеть, насколько многообразным и ответственным было служение пророков Божьих.

Чем подтверждалась истинность пророка?

Изначально сатана противостоял намерениям Божьим, фальсифицируя дар пророчества. Лжепророки отвлекали внимание людей от Божьей истины и вовлекали их в заблуждение. Всей своей деятельностью и образом жизни они дискредитировали значение истинного дара пророчества и самих пророков.

Как можно отличить истинного пророка отложного? В Библии имеются по крайней мере четыре основных признака истинности пророческого дара. Следует подчеркнуть, что истинный пророк обязательно должен соответствовать всем четырем критериям:

1. Соответствие вести предшествующему откровению Бога. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Под «законом» и «откровением» понимаются все те Божественные наставления и указания, которые были переданы ранее через пророков. Если учение или жизнь пророка расходятся с законом и откровением, ясно, что его пророчество исходит не от Бога. Истинные пророки никогда не могут противоречить друг другу, потому что ими руководит один и тот же Дух Святой.

2. Благочестивая жизнь. «Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20).

а) От пророка ожидалась безупречная жизнь, ибо он являлся представителем Бога. Правда, нельзя было судить об истинности пророка по отдельным поступкам. Вспомните хотя бы пример с Моисеем.

б) Жизнь пророка и его вести должны оказывать положительное влияние на церковь и отдельных людей.

в) Хотя человек может жить благочестиво и оказывать доброе влияние на других, само по себе это еще не доказывает, что он пророк. Следует учитывать другие признаки истинности пророка.

3. Исполнение предсказаний. «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер. 28:9). Не всегда предсказания подлинных пророков исполнялись, хотя Библия содержит очень много примеров исполнившихся пророчеств. Вот почему этот признак нельзя считать определяющим пророческий дар. Существует такое понятие, как условное пророчество, о котором сообщает пророк Иеремия (18:7-10). Ярким примером такого вида пророчества служит весть Ионы. Следует иметь в виду, что если пророчество и не исполняется, это еще не означает, что изрекший его человек был лжепророком.

4. Исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти. «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, при-шедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин. 4:2). Исповедовать Иисуса Христа во плоти — означает принимать Христа как Бога, Творца, Источник жизни и света, верить в Его чудесное воплощение. Это значит полностью принимать Его безгрешную жизнь, искупительную смерть, воскресение и вознесение, а также верить в Его служение в небесном святилище и Второе пришествие. Жизнь пророка должна служить подтверждением его веры.

Существуют и дополнительные критерии истинности пророка:

1. Физическое состояние пророка в момент видения (см. Дан. 10:8-19).

2. Своевременность пророческой вести. В качестве примера см. 4 Цар. 6:8-23.

3. Твердость и бесстрашие в передаче своей вести. Например, обличение Нафаном Давида (2 Цар. 12:7).

4. Высокий духовный уровень передаваемых вестей.

5. Практическая значимость вести и т.д.

Таковы основные признаки истинного пророка. Конечно, ни один из них, взятый в отдельности, не может служить достаточным основанием для признания человека пророком. Следует учитывать все эти признаки в совокупности.

Проявление дара пророчества в истории

Данный Богом дар пророчества проявлялся на всех этапах человеческой истории. Этим даром был наделен Енох, воспринявший от Адама историю грехопадения и верою ожидающий грядущее пришествие Избавителя. Он вдохновенно проповедовал о Втором пришествии Христа и окончательном суде Божьем (Иуд. 14, 15). Ной, получив откровение от Бога, призывал людей к покаянию. Вера в грядущий суд Божий отразилась в его делах (Евр. 11,7).

Впервые со словом «пророк» мы встречаемся в 20-й главе Книги Бытие. Речь идет об Аврааме. Выдающимся пророком древности был Моисей, руководитель израиль-

ского народа, автор первых пяти книг Библии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой,- Его слушайте»,- такими словами предвозвещал Моисей будущее пришествие Христа (см. Втор. 18:15 и Деян. 3:20-22).

С Самуила начинается новый этап в развитии пророческого дара. Школы пророков, возникшие сначала при Самуиле, а потом при Илие и Елисее, содействовали духовному росту израильского народа. Пророческие школы были центром исследования Божественных откровений и пробуждали в народе стремления к богопознанию. Подобные школы существовали в Навафе (1 Цар. 19:19), в Вефи-ле (4 Цар. 2:3) в Иерихоне (4 Цар. 2:5), в Галгале (4 Цар. 4:38) и во многих других иудейских городах.

Пророческие предсказания в ветхозаветное время были сосредоточены на грядущем в мир Мессии (см. Деян. 3:24; 3:18). Показательна в этом смысле Книга пророка Исайи. Исайя выступал против лицемерной набожности отступившего народа, призывая его к покаянию. Будущий Искупитель мира явлен в образе персидского царя Кира, а также в образе страдающего раба. Блаженный Иероним писал: «Исайя настолько ярко изложил все тайны Христа, что кажется, будто он рассказывает повесть о том, что уже произошло». Служение Исайи — величайшее проявление пророческого дара. Не случайно Исайю называют евангелистом Ветхого Завета, или мессианским пророком.

Перед первым пришествием Христа с проповедью о покаянии выступает Иоанн Креститель, названный «пророком Всевышнего» (Лк. 1:76). Христос сказал о нем: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (см. Лк. 7:28).

Дар пророчества был дан и первоапостольской Церкви (Еф. 4:8, 11). Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам определил значение и место пророка в церкви. «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение… Кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14:3-46).

Евангелия и апостольские послания указывают на тот факт, что в дальнейшей истории Церкви не было таких ярких примеров проявления пророческого дара, как в прошлые века. Но это не говорит о том, что Бог лишил Свою Церковь этого дара. Еще Иоиль в древности предсказывал: «И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны наши и дочери ваши…» (Иоиль 2:28). Бог посылает дар пророчества именно тогда, когда Церковь испытывает особую нужду в нем. Именно такая нужда появилась накануне Второго пришествия Христа. Подобно тому, как Иоанн Креститель должен был «приготовить путь Господу» накануне Его первого пришествия, так и пророк последнего времени, получив откровение свыше, должен был дать наставления всем, ожидающим Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Таким образом, мы можем предположить, что появление в Церкви пророка в лице Е. Уайт не было случайностью. Это событие было обусловлено исторической необходимостью, и проявлению его содействовал целый ряд факторов.

Предпосылки проявления дара пророчества в XIX веке

Начало XIX века было ознаменовано появлением в христианстве адвентистского движения, провозглашавшего весть о скором Пришествии Христа (от лат. адвентус — пришествие). Оно объединило в своих рядах десятки тысяч христиан, принадлежавших к самым различным Церквам. Адвентистское движение родилось не в одной конкретной Церкви или религиозной организации, и его деятельность не ограничилась одной страной или даже континентом. Ошибочно считать, что весть о близком Втором пришествии Христа — это идея американского фермера Уильяма Миллера. Можно назвать около ста исследователей библейских пророчеств, живших в разных странах, которые независимо друг от друга провозглашали эту весть. Извест-

но, что о скором пришествии Христа в начале XIX века проповедовалось в 13 странах на четырех континентах.

Адвентистское движение — явление не случайное; оно вовсе не представляет собой запоздалый отголосок протестантской Реформации XVI столетия. Его появлению и последующему бурному росту способствовал целый ряд факторов, породивших определенную ситуацию, в которой и проявил себя дар пророчества. Чтобы лучше понять смысл и значение адвентистского движения и того пророческого дара, который проявился через Е. Уайт, нужно хотя бы вкратце остановиться на характеристике той эпохи, в которую все это происходило. Особое внимание мы обратим на состояние христианского мира, а также укажем на целый ряд знаменательных событий в природе и обществе, о которых было предсказано в Библии.

Пророческие предпосылки

Под пророческими предпосылками понимается исполнение тех богодухновенных пророческих предсказаний, которые были записаны на страницах Библии. Их называют также знамениями последнего времени. Остановимся на некоторых из них.

1. Знамения в природе. Иоиль 2:31; Мф. 24:29; Мк. 13:24-26; Лк. 21:26,27; Откр. 6:12,13. Сравнительный анализ этих текстов позволяет выделить три основных признака приближающегося Пришествия Христа:

а) великое землетрясение;

б) затмение солнца;

в) падение звезд.

Им соответствовали следующие события:

а) Лиссабонское землетрясение, ноябрь 1755 года;

б) затмение солнца, май 1780 года;

в) метеоритный дождь, ноябрь 1833 года.

2. Проповедь Евангелия по всему миру. Благодатной почвой для возникновения и развития адвентистского движения было исполнение пророчества Иисуса Христа: «Про-поведано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Вплоть до XIX века проповедь Евангелия ограничивалась только христианскими странами. В начале XIX столетия картина резко меняется. Христианство стало бурно распространяться в так называемых «языческих» странах. Не случайно этот век называют миссионерским веком.

3. Пророчества о нанесении «смертельной раны». Исполнение знаменательных пророческих предсказаний Даниила (Дан. 7:8, 23-26) и Иоанна Богослова (Откр. 13:1-10) также способствовало возникновению адвентистского движения. Практически весь протестантский мир был убежден, что указанные пророчества относятся к папству, которое распространило свою власть не только на Церковь, но и на государство. Согласно пророчествам, папству должна быть нанесена «смертельная рана» (Дан. 7:26 и Откр. 13:10, 12). Пророчество исполнилось в 1798 году, когда Наполеон Бонапарт, оккупировав Папскую область, провозгласил в вечном городе республику, а папу Пия VI выслал в Валенсию, где тот и умер в 1799 году.

4. Пророчество о 2300 днях. Независимо друг от друга многие исследователи Священного Писания приходят к выводу, что этот самый большой пророческий период в Библии должен закончиться примерно в 1843. 1844, 1847 годах. Они убеждены, что в это время должно совершиться нечто необычное, знаменательное. Многие, ошибочно истолковав пророчество, связали эти даты со Вторым пришествием Христа на Землю. Это не могло не сказаться на повсеместном развитии адвентистского движения.

Е. Уайт о значении «Свидетельств для Церкви»

Одно из самых полных описаний духовной роли многочисленных вестей, данных Церкви АСД через Елену Уайт, мы находим в пятом томе «Свидетельств для Церкви» в разделе «Природа и влияние „Свидетельств»». Именно здесь Е. Уайт дает исчерпывающий ответ на вопрос: с

какой целью она получала вести от Бога. Можно выделить по крайней мере 9 основных моментов, имеющих прямое отношение к данной теме:

1. «Свидетельства» были даны потому, что человек стал пренебрегать Библией. «Свидетельства» призваны вернуть человека назад к Библии. Они не заменяют Библию и не являются дополнением к Слову Божьему (см. «Основы христианского образования», с. 384; «Служители Евангелия», с. 249; «Желание веков», с. 392; «Нагорная проповедь Христа», с. 77; «Свидетельства для Церкви» т. 2, с. 5, 6; вступление к «Великой борьбе»).

2. «Свидетельства» были даны для того, чтобы поднять в сознании людей авторитет Библии. «Свидетельства» призваны не к тому, чтобы умалить Слово Божье, а к тому, чтобы возвеличить Его» («Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 665).

3. «Свидетельства» даны для того, чтобы привлечь внимание людей к Библии. «Свидетельства» не умаляют Слово Божье, а возвеличивают его и привлекают к нему внимание людей» (там же). В книгах Духа пророчества библейские истины представлены просто и доступно, и чтение трудов Е. Уайт побуждает читателя к изучению самой Библии. Труды Е. Уайт содержат множество библейских цитат. Пятьдесят тысяч ссылок на труды Е. Уайт в Библейском комментарии АСД свидетельствуют о том, как серьезно относилась Е. Уайт к Библии как первоисточнику.

4. «Свидетельства» даны, чтобы обратить внимание людей на истины, оставшиеся в пренебрежении («Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 664, 665).

5. «Свидетельства» даны для того, чтобы утвердить в сознании людей известные ранее истины. Записанные свидетельства призваны не к тому, чтобы дать «новый свет», а к тому, чтобы более ясно запечатлеть в сознании людей уже открытые в прошлом вдохновенные истины» (там же).

6. «Свидетельства» даны для того, чтобы пробудить сознание людей. Многие просто не способны понять важнейшие духовные истины без посторонней помощи. Длятаких людей необходима подсказка, разъяснение. «Свидетельства» как раз и предназначены для этого.

7. «Свидетельства» даны для того, чтобы сложные для восприятия истины сделать более доступными и понятными. В «Свидетельствах» нет новой истины. Бог через «Свидетельства» лишь разъясняет данные ранее великие истины (там же). Объяснение сложных богословских понятий на простом, доступном каждому языке, популяризация духовных знаний — вот цель «Свидетельств» Е. Уайт. Приведем несколько примеров:

«В молитве мы открываем наше сердце Богу как другу» («Путь ко Христу», с. 93).

«Вера — это доверие Богу, уверенность в том, что Он любит нас и лучше знает, что нам во благо» («Воспитание», с. 253).

«Освящение — это ежедневный отказ от себя и ежедневное подчинение воле Божьей» («Краткие очерки жизни», с. 237).

8. «Свидетельства» даны для того, чтобы раскрыть основные принципы христианской жизни в свете их практического воплощения. Сделать это намного важнее, чем дать рекомендации, подсказывающие человеку, как вести себя в различных обстоятельствах. Принципы — это фундамент. Они остаются незыблемыми во все времена, при любых обстоятельствах. Конкретные же указания, советы, наставления могут меняться в зависимости от обстоятельств, места и времени. Об этом следует всегда помнить и не путать частные рекомендации Е. Уайт с принципиальными вопросами христианского учения.

9. Наконец, «Свидетельства» даны для того, чтобы дать конкретные указания, советы, наставления по самым различным вопросам духовной и практической жизни. В таких советах нуждаются все — и взрослые, и дети, и новообращенные, и даже утвержденные в истине христиане.

Итак, перечислены основные положения, которые отражают отношение Е. Уайт к «Свидетельствам». Несмотря на неразрывное единство двух великих духовных

источников, отчетливо заметна разница в целях и назначении Библии и трудов Духа пророчества. Еще раз заметим, что Дух пророчества никоим образом не может заменить Библию. Эти труды предназначены, чтобы:

а) обратить внимание человека на Библию,

б) помочь понять Библию,

в) помочь человеку следовать в своей жизни библейским принципам. Таким образом, вести Духа пророчества сами по себе не являются источником нашей веры и учения. Таким источником, единственным и неизменным, была, есть и остается только Библия.

Заключение

Попытаемся обобщить все вышесказанное и еще раз определить место Духа пророчества в Церкви адвентистов седьмого дня.

Прежде всего, следует еще раз подчеркнуть, что дар пророчества является определяющим фактором в откровении воли Бога человеку. Дар этот проявлял себя на всем протяжении истории народа Божьего, чаще всего тогда, когда в нем была особая нужда. Проявление в церкви дара пророчества в лице Е. Уайт обусловлено исторической необходимостью, возникшей накануне Второго пришествия Иисуса Христа.

Необходимость эта вызвана теми тенденциями в общественно-политической и религиозной жизни, которыми отмечается первая половина XIX века. Среди них — умаление Божественного авторитета Священного Писания, развитие либеральных настроений в протестантской теологии. Основное значение пророческого дара, проявившегося в служении Е. Уайт, сводится к тому, что он призван был еще раз подчеркнуть незыблемый авторитет Библии как единственного источника веры и христианского опыта, напомнить всем ожидающим Второго пришествия о необходимости постоянного духовного бодрствования и следования библейским принципам веры.