22 занятие

Тема проповеди: «Ведомые Духом Божьим». Быт. 1:2; Мк.1:12; Иез. 37:14; 1 Ин. 4:2; Еф. 4:30; Деян. 20:23; 21:11; Ин. 3:5; Евр. 9:8; 1 Петр. 4:14; 1 Кор. 2:10; 2 Кор. 3:17; 1 Кор.3:16; 1 Тим. 4:1; Рим. 8:9; Огкр. 2:7,11,17, 29; Еф. 5:9.

«В древности Бог обращался … нужно идти» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 148).

«В Слове Божьем … Духа Божьего» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 444).

«Мне было показано … о Духе Божьем» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 672, 673).

«Сегодня как никогда… работа Святого Духа» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 677).

«Мы можем … Слово было дано» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 703).

«Без водительства Духа Святого… неверно толковать их» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 704).

«Когда же мы … дальнейшее просвещение от Духа» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 705).

«Если мы имеем Духа Христова … пришел совершить» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 710).

Основная идея: Дух Божий является проводником, ведущим христианина в небесный Ханаан. Только тот, кто находится под влиянием Святого Духа, является членом Церкви Божьей.

Цель проповеди: побудить членов церкви к более близкому знакомству с третьей Личностью Божества — Духом Святым через Слово Божье, молитву и ежедневный опыт христианской жизни. Познать на опыте своей жизни Его руководство, поддержку, утешение, предостережение и Его освящающее влияние на повседневную жизнь.

Дополнительный материал для проведения семинара

Дорогой сотрудник!

Предлагаемый материал представляет собой ряд идей, не связанных логически друг с другом. Если вы найдете свой материал по этой теме, вы вправе его использовать. Эти же идеи вы можете использовать частично или полностью на ваше усмотрение.

q Справиться с плотскими желаниями возможно, лишь вступив в союз с Духом Святым.

q Чтобы Христос обитал в сердцах наших, нам необходимо сотрудничать с Духом Святым. Верующему не трудно признать Христа своим Господом, но трудно сохранить отношения с Ним. Не так трудно достижение вершины духовного познания, как сохранение жизни в Духе. Именно для этой цели дар Божий, Дух Святой, дарован всякому верующему. Обитая в сердце верующего, Дух Святой наделяет его способностью прославлять Христа своим поведением, словами и поступками. Всемогущее действие Духа Святого напрямую зависит от постоянного сотрудничества с Ним верующего.

q Чтобы успешно бороться с делами плоти, необходимо быть чутким к веянию Духа Святого, даже к самому незаметному проявлению. Оно может выразиться в предостережении, направлении, задержке или поучении. Дух поступает с нами смотря по обстоятельствам, а наше дело — повиноваться Ему.

q Вознесшийся и пребывающий в небе Господь Иисус дарует каждому верующему чудесный дар вечной жизни. Это стало возможным благодаря Голгофе.

q Намерение Духа Святого — в том, чтобы каждый христианин жил истинной духовной жизнью, достигая ее глубин. Его задача — открыть верующему Христа во всем совершенстве Его небесной, святой жизни; показать те неизреченные богатства, которые принадлежат христианину как Божьему наследнику; пробудить в нем желание обладать тем, что ему принадлежит.

q В Рим. 7 говорится о победе «плоти»: Святой Дух встречает пренебрежение и противоборство; Его заставляют молчать. В Рим. 8 говорится о победе Святого Духа: Он одерживает победу, работает, управляет и господствует. Победа Духа Святого стала возможной лишь благодаря серьезному отношению верующего к Его работе.

q Отвергнуть жизнь во Христе — величайшая трагедия неверующего; а пренебрежение Духом Святым — величайшая трагедия верующего. Исполнение Духом не есть исключительное право небольшого числа избранных: это преимущество всех верующих. Оно не дается на усмотрение отдельных лиц, но является обязанностью каждого христианина.

q Итак, чтобы вести духовную жизнь, верующий должен исполниться Духом Святым. Исполнение Духом Святым приводит к следующему:

1. Христос всегда пребывает в нас. Еф. 3:16,17,19.

2. Наша жизнь уподобляется святой жизни Христа. Задача Духа Святого заключается в преобразовании нашего характера, и Он может выполнить эту задачу лишь тогда, когда мы позволим Ему сделать это. Христианин, исполненный Духа Святого, во всей полноте уподобляется своему Господу. 2 Кор. 3:18, Гал. 5:22, 23.

3. Сверхъестественная сила Иисуса Христа начинает действовать через нас.

От нашего выбора зависит, исполнится ли все это в нашей жизни.

q Святой Дух — Дух истины. Его огорчает всякий обман и лицемерие.

q Он — Дух веры. Сомнение, неверие, недоверие, самобичевание и страх причиняют Ему боль. Он — Дух

благодати. Всякая жестокость и горечь, отсутствие доброты, благодарности и любви, а также непримиримость и злобность огорчают Его. Он Дух святости. Все нечистое, оскверняющее и унизительное неприемлемо для Него.

q Он — Дух премудрости и откровения. Ему чуждо невежество, самомнение, наглость, глупость. Он -Дух силы, любви и целомудрия. Его огорчает все, что бесплодно, корыстно и бесстыдно. Он — Дух жизни, поэтому равнодушие и медлительность не знакомы с Ним. Он — Дух величия и славы. Все мирское, земное, плотское и низменное вызывает Его печаль. Его огорчает в нас все, что препятствует выполнению Его замысла.

q Пока мы лелеем грех, Дух Святой, хотя и находится рядом с нами, не может вполне проявиться в нас и через нас. Следовательно, если мы хотим исполниться Святым Духом, необходимо удалить всякий сознательный, намеренный грех. «Бог не требует ни золотых, ни серебряных сосудов, но ожидает чистоты нашего сосуда». Чтобы наполниться, нужно сначала очиститься.

q Самая сложная задача для Святого Духа — это убедить верующего положиться на волю Божью. Лишь тогда мы избавимся от своеволия, когда добровольно и решительно согласимся исполнять волю Божью во всем, во всякое время, чего бы это нам ни стоило.

q Жить в согласии с волей Божьей — значит просто желать исполнять ее, признать последнее слово за Богом, делать все, что Дух Святой повелит нам, даже если это не всегда нам понятно.

q Кода мы огорчаем Святого Духа, наша совесть обличает нас. Через совесть Он обличает нас в грехе, который лишает нас свободы, и указывает нам на очищающую кровь Христа. В 1 Ин. 1:9 Дух Святой указывает, что нам делать. Бог желает от нас только од-ного: чистосердечного признания своих грехов и оставления их. Если мы откликаемся на Его призыв, Он прощает нас. Восстанавливается наше отношение к Святому Духу, Который с радостью приступает к формированию нашего характера, потому что получил наше разрешение.

Бог требует освящения, начинающегося в глубине души и выражающегося в наших поступках. Он желает, чтобы мы смотрели на грех Его глазами. В Его очах похотливый взгляд так же грешен, как похотливое действие. Он называет ненависть в сердце грехом, равносильным убийству. Он видит в раздражительности причину гнева. -Бог настаивает на очищении храма Святого Духа как с внешней стороны, так и с внутренней. Бог лишает Своих избранных детей Своего присутствия, пока грех не будет удален. Может быть, ты уже горячо молился, чтобы исполниться Святым Духом, а между тем шел на уступки сознательному греху, отказываясь повиноваться хорошо известному тебе повелению или же противясь открытой воле Божьей. Если это так, то теперь Бог говорит тебе: «Встань, для чего ты пал на лицо твое? Ты согрешил, и Я не буду более с тобою, если не истребишь у себя заклятого. Встань, освятись: ты не можешь устоять перед врагами твоими, доколе не отдалишь от себя заклятого» (см. Ис. Нав. 7:10-13). Чтобы стать духовным человеком, должно освятиться. Бог даровал нам всю Свою любовь, а не только ее часть. Совершенная жертва Христа — яркое свидетельство тому. Бог даровал нам Духа Святого, чтобы Он жил в нас, наполняя нас силой. Божья щедрость не знает границ. В прославленном Христе, силою Духа Святого, Бог отдает нам все Свое состояние, чтобы мы получили возможность стать духовными людьми. В этом цель благодати, ее кульминация.

Бог дал эту возможность каждому, но ты должен решить, хочешь ли стать освященным или нет. Действия Бога ограничены твоим выбором. Бог Сам установил эту грань, дав человеку свободную волю. Бог сделал Свою часть, теперь ты должен выполнить свою.

От тебя зависит, вкусишь ли ты силу Духа Святого или нет. Его могущество может быть ограничено Твоими действиями. «Он займет ровно столько места в твоем сердце, сколько ты освободишь для Него». Для того, чтоб исполниться Святым Духом, ты должен от всего сердца ревностно работать вместе с Богом. Ни один из нас, вступая в союз со Христом, не знал, что этот союз затрагивает каждый аспект жизни. Однако, общаясь с Ним, мы больше познаем Его желания, Его волю и видим, что многое в нашей жизни им противоречит.

С верою исповедуя грехи наши, мы получаем Святого Духа. С верою посвящая Свою жизнь Богу, мы исполняемся Святым Духом. При обращении Святой Дух входит в наше сердце. Когда же мы полностью отдаем свою жизнь Богу, пребывающий в нас Святой Дух всецело руководит нами. Независимо от нашего христианского опыта (большого или малого) единственный правильный путь — это путь веры.

Мы имеем усыновление верою (Гал. 3:26). Мы имеем праведность по вере (Флп. 3:9). Мы имеем по вере прощение грехов и освящение (Деян. 26:18).

Мы имеем очищение через веру (Деян. 15:9). Мы имеем пребывающего в нас Христа благодаря вере (Еф. 3:17).

Мы получаем Святого Духа по вере (Гал. 3:2). Мы наследуем по вере обетования (Евр. 6:12). Мы одерживаем верою победу над миром (1 Ин. 5:4).Мы побеждаем сатану верой (Еф. 6:16). Мы побеждаем верой трудности и выходим невредимыми из опасностей (Евр. 11:33, 34). Мы сберегаем себя ко спасению верою (1 Петр. 1:5). По вере я получаю полноту Духа. Благодаря непрерывному устремлению веры я сохраняю это состояние. Полноту Духа нельзя получить раз и навсегда. Необходимо постоянное осознание близости Христа. Он наполняет меня Святым Духом тогда, когда я доверяюсь Ему, и до тех пор, пока я доверяюсь Ему. Чтобы вновь исполниться Духом Святым, необходимо исповедать Богу свой грех и таким путем вернуться туда, где мы оказали непослушание, и снова встать на путь Божий.

Каждый, кто подчинится Святому Духу как своему Наставнику и сделает Слово Божье мерилом своей жизни, непременно будет горячо желать познать волю Божью. Он всегда будет молить Бога о том, чтобы исполниться познанием Его воли и жить достойно своего Господа.

Самая большая трудность в жизни верующего состоит в сохранении постоянного доверия к Святому Духу. Так и только так Святой Дух может управлять нашими способностями, оживлять каждое движение нашей души, каждое принимаемое нами решение.

Если все-таки вам покажется, что абсолютное послушание воле Божьей невозможно, даже под влиянием пребывающего в нас Духа Святого, не стоит отчаиваться. Требуется время, прежде чем появятся результаты. Каждый раз мы делаем по одному шагу, и каждый шаг, сделанный в послушании, облегчает последующий. Если мы ходим в Духе Святом, то наше упование на Его силу, водительство и охрану углубляется, наше доверие к Нему растет (из книги Р. Пакссон «Жизнь в Духе»).

«Возрастание в Духе»

(Глава 7 из книги Яна Полсона «Когда нисходит Дух») Кто-то может возразить: «Если при обращении я действительно получил дар Святого Духа, полностью посвятив себя Иисусу Христу, то почему с тех пор мое духовное состояние не улучшилось? Мои «любимые» грехи, бывшие со мной еще пять лет назад, продолжают безжалостно разрушать меня! Почему так долго я не могу их победить? Почему в моей жизни нет плодов Духа? Я продолжаю задавать себе подобные вопросы и не могу успокоиться. Я не могу поверить в то, что Дух Христа пребывает со мной наряду с жизненными неурядицами, хотя, наверное, я бы вряд ли задался такими вопросами, если бы не присутствие Духа. Тем не менее что-то здесь не так. Очевидно, что я духовно еще не «прибыл» туда, где я должен оказаться».

Да, что-то определенно не так. Но кроется ли причина в отсутствии Божьего Духа или в том, что Бог не спешит наделять всей силой Святого Духа? Духовные недостатки людей зависят от людей, а не от Бога.

Отдавая свои сердца Иисусу Христу, мы часто думаем, что это избавит нас от всех проблем. Поэтому, когда мы обнаруживаем, что этого не произошло, наступает шоковое состояние. Итак, что же мы можем сделать? Многие, особенно молодые и весьма чувствительные люди, заключат: «Ну, я думаю, я просто не был обращен! Надо думать, я всех обманул, включая себя самого!»

Такой вывод далек от истины. Обращение, во время которого мы принимаем Господа Иисуса Христа и получаем дар Его Духа, не определяется как сиюминутный успех или провал. Обращение просто значит, что через настойчивое и во многих случаях длительное воздействие Святого Духа мы подходим к тому моменту, когда мы готовы принять основное решение: «Я закончил свою прежнюю жизнь! Я собираюсь перестать сражаться с Иисусом Христом! Я собираюсь вступить в союз с Ним!»В Послании к Римлянам в 6-й главе Павел уделяет особое внимание этому решению, приняв которое, мы отрекаемся от прежнего образа жизни и начинаем идти в ином направлении — к новому образу жизни. Мы испытываем такие же чувства, как если бы все время плыли по течению и наконец причалили к берегу. Довольствуясь раньше подделками, теперь мы нашли подлинник.

Конечный результат скрыт первыми впечатлениями. Происходит что-то новое! «Рождаются новые мысли, новые чувства, новые побуждения» (Наглядные уроки Христа, с. 98). Нам предстоит новая жизнь, и нам нужно учиться, как жить. Для многих из нас это потребует времени.

Давайте наберемся терпения, терпимости и сочувствия по отношению к новорожденным, которым трудно научиться жить по-новому. Мы сами нуждаемся в том же сочувствии, потому что часто бываем не на высоте. Духовную «панику» утром в понедельник не так легко преодолеть, особенно молодым и чувствительным людям, которые близко к сердцу принимают свое духовное состояние и склонны к неверным заключениям. Можно ощутить себя абсолютно неподготовленным к предстоящей неделе. Стресс и чувство отчаяния могут угнетать нас и привести многих к равнодушию. («Все равно ничего не получится».) И затем, возможно, кто-то — хотя бы адвентистская молодежь — вместо того, чтобы стать равнодушным, начнет искать эмоции, сенсации или случаи особого проявления Святого Духа для того, чтобы почувствовать силу, помогающую победить грех.

Оба пути можно определить как поражение веры. Первый путь — это поражение в понимании возрастания во Христе, а второй — поражение в принятии Христа. Дух может быть незнаком миру, но только не вам, принявшим решение в своей жизни, поскольку «Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17).

Итак, что же мы хотим сказать? Что однажды мы уже приняли решение? Что однажды, получив дар Святого

Духа, мы получили его полностью и дальше идти уже некуда? Ответом может быть только «нет». В противном случае наша безнадежность была бы обоснованной. Но верно совершено противоположное. Ведь мы только что родились (снова); Дух жизни только что сошел на нас, чтобы обитать в нас. Перед нами — полная жизнь возрастания, в которой мы, используя постоянно растущую способность, можем двигаться вперед с помощью присутствия и силы Святого Духа.

Нам необходимо понять, что, с одной стороны, Дух Святой (не просто его часть) действительно снисходит на нас лично, когда мы начинаем новую жизнь в Боге, что Он действительно рядом и не играет с нами в духовные «прятки». С другой стороны, нам нужно принять реальность возрастания в Духе, наше движение вперед, к новым высотам и достижениям, оттого состояния, в котором мы находимся сегодня.

Иллюстрацией могут быть слова известного евангельского проповедника Р.В. Джона Стотта, бывшего настоятеля храма «Всех душ» в Лондоне: «Давайте сравним двух людей. Один — младенец, новорожденный, весящий чуть больше трех килограмм, который только что начал дышать; другой — взрослый мужчина, ростом 179 см, весом 78 кг. Оба здоровы, оба правильно дышат, о каждом можно сказать, что он полон жизни. Что тогда их отличает? Различие в объеме их легких. Оба «полны жизни», но один больше, чем другой, потому что объем его легких намного больше» (John W. Scott, Baptism And Fullness: The Work of the Holy Spirit, p. 61).

Нет сомнения в прямой связи силы Духа в нашей жизни и нашей способностью отражать Его присутствие и пользоваться им. Как происходит рост в этой области?

Слишком примитивно (для многих, вероятно, это привлекательно и понятно) считать, что возрастание в Духе происходит благодаря самодисциплине и тренировке воли, хотя и то, и другое играет жизненно важную роль в духовномвозрастании христианина и в совершенствовании характера. Если бы это могло быть ответом на наш вопрос, у нас появилось бы основание для отчаяния. Нам не потребовалось бы много времени, чтобы узнать, что значит зря тратить силы. Только самонадеянность и обман могут увести нас от осознания нашего полного несоответствия.

Утверждение вестницы Господней отвечает на наш вопрос: «Божественная благодать необходима вначале, Божественная благодать присутствует на каждом этапе возрастания и только одна Божественная благодать может завершить работу… Просите дождя у Господа во время позднего дождя. Не довольствуйтесь тем, что в определенное время года дождь и так пойдет. Просите о нем. Рост и совершенство семян не зависит от земледельца. Один только Бог может взрастить урожай. Но для этого необходимо сотрудничество человека (Свидетельства для проповедников, с. 508).

Община в Галатах сомневалась относительно достоверности Божьего ответа в Иисусе Христе. И Павел упрекает их, задавая весьма определенные вопросы: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:1-4). На каждой возрастной стадии есть свое ложное толкование того, что есть духовная полнота. В Галатах и Колоссах присутствовали искажения законничества и гностицизма, дополняющие Божий ответ в Иисусе Христе, чтобы сделать его адекватным этому ложному толкованию. В некоторых харизматических общинах он дополняется дополнительными духовными «приемами», «более глубокой» вестью и «более полным» Евангелием (например, Церковь полного Евангелия или Ассоциация бизнесменов полного Евангелия). Принять тот факт, что Бог от-

ветил на все наши нужды даром Своего Сына, Иисуса Христа, для многих весьма трудно (или, может быть, слишком просто). И, следовательно, человек ищет дополнений.

Но дар Божественной полноты никогда не предоставляется в независимой манере. Он требует упорного, посвященного и постоянно увлеченного им получателя. «Необходимо сотрудничество человека». Вот где необходима сила воли. Невозможно определить жизненные цели в любой области (как много мы можем только унаследовать!) без некоторой самодисциплины и тренировки силы воли. Это истинная часть полной жизни. Давайте не будем притворяться, что дисциплина и сила воли — скрытые феномены, которые проявляют себя и начинают действовать только в религиозном контексте. Они — жизненно важная часть динамики отзывчивой и ответственной жизни. Поэтому совершенно очевидно, что мы не можем быть чуткими ни к Богу, ни к окружающим людям без использования этих сил. Здесь нет ничего невероятного или исключительного.

Тем не менее вышеприведенные цитаты сходятся в следующем: как мы начали (по Божественной благодати или по вере в Евангелие), так нам следует и продолжать стремиться к окончательному исполнению при возвращении нашего Господа, всегда находя промежуточные исполнения. На любой фазе христианского возрастания этот метод остается неизменным.

В своем первом послании Иоанн неоднократно подчеркивает два аспекта, которых мы также должны придерживаться: (1) Иисус Христос является полным ответом («Имеющий сына [Божия] имеет жизнь» — 1 Ин. 5:12), (2) взаимосвязь с Ним имеет практические последствия («Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» — 1 Ин. 2:6). Возрастание в Духе зависит от принятия этих двух аспектов. Не существует никаких других дополнений.