Послание Иакова

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Введение

Автор

Автор послания именует себя Иаковом. Хотя в новозаветной церкви известно несколько человек с таким именем, нет практически никаких сомнений в том, что автором этого произведения был Иаков, брат Иисуса. Самый тон и манера обращения к читателям говорят о том, что автор занимал весьма авторитетное место в церкви, а это недвусмысленно указывает на Иакова, брата Господня. Иаков, бывший руководителем Иерусалимской общины и председательствовавший на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15), в Гал. 1,19 именуется «братом Господним». Он считался одним из столпов церкви вместе с Петром и Иоанном (Гал. 2,9). В Евангелиях Иаков упоминается среди братьев Иисуса (Мф. 13,55; Мк. 6,3). Как и другие братья, он не веровал в Него в начале Его земного служения (Ин. 7,5). Обращение Иакова совершилось после того, как он стал очевидцем воскресения (1 Кор. 15,7). Один из древних историков церкви, Егезипп, называет его «Иаковом Праведным», говоря о его высочайшем благочестии, ревности к исполнению Закона Божия и прилежании в молитве. Рассказывали, что колени Иакова из-за его усердия к коленопреклоненным молитвам своими мозолями стали напоминать колени верблюда. Согласно Иосифу Флавию, мученическая кончина Иакова произошла в 62 г. по Р.Х. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что он был сброшен с парапета храма и забит до смерти. Егезипп также сообщает, что он был низвержен с крыши храма.

Время и обстоятельства написания

Послание написано между 44 г. по Р.Х., когда началось гонение от иудеев сначала в Иерусалиме, затем и в диаспоре (Деян., гл. 12), и 62 г. по Р.Х. Поскольку нет никаких упоминаний о спорах, ставших причиной созыва апостольского собора в Иерусалиме, вероятнее всего предположить, что послание Иакова было написано до 49 г. Возможно, что оно — самая ранняя из новозаветных книг.

Характерные особенности и темы

Послание Иакова относили к различным литературным жанрам. Некоторые исследователи считали его посланием, другие — поучением, которое надлежит прочитывать в церкви. Эти определения не являются взаимоисключающими, и элементы каждого из этих жанров, несомненно, присутствуют в Послании Иакова.

В послании чувствуется дух иудаизма и часто встречаются ссылки на ВЗ, используются афоризмы, а некоторые изречения расположены так, что это напоминает стиль Иисуса. Посланию свойственна весьма стройная христология, большое внимание уделяется основанному на вере долготерпению, и особенно подробно автор останавливается на теме взаимосвязи веры и проистекающих из нее дел (2,14-26).

Содержание

I. Стойкость в вере (1,1-27)

А. Приветствие (1,1)

Б. Искушения (1,2-11)

В. Испытания веры (1,12-18)

Г. Повиновение слову Божию (1,19-27)

II. Вера (2,1-26)

А. Вера и закон (2,1-13)

Б. Вера и дела (2,14-26)

III. Язык (3,1-12)

IV. Небесная и земная мудрость (3,13-18)

V. Повиновение воле Божией (4,1-17)

А. Источник раздоров — злые вожделения (4,1-6)

Б. Приближение к Богу (4,7-10)

В. О злословии (4,11.12)

Г. Покорность провидению Божию (4,13-17)

VI. Долготерпение (5,1-20)

А. Суд над богатыми (5,1-6)

Б. Учение о долготерпении и примеры (5,7-11)

В. Клятвы и обеты (5,12)

Г. Сила молитвы (5,13-18)

Д. Помощь согрешающим братьям (5,19.20)

Глава 1

1 Иаков, раб. Иаков именует себя рабом или слугой Бога и Христа. Рабами называли тех, кто не принадлежал себе, а являлся собственностью своего господина. То, что Иаков именует себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, указывает не только на его глубочайшее смирение, но и свидетельствует о его полном уверовании в своего земного Брата как Мессию и Искупителя (1 Кор. 15,3). С богословской точки зрения очень важно отметить, что автор говорит о себе как о рабе одновременно и Бога, и Господа Иисуса.

2 С великою радостью принимайте. Весь этот стих требует глубокого богословского осмысления. Здесь можно видеть призыв к принятию страдания с позиции уверенности в Божием всесилии.

братия мои. К своим единоверцам Иаков обращается как к своим родственникам, членам одной семьи Божией.

искушения. Т.е. различного рода тяжелые обстоятельства, нередко связанные с гонениями, которым подвергались христиане.

3 испытание. Восприятие искушений как «великой радости» основывается на знании того, что все они ниспосылаются Богом не бесцельно. Эти испытания веры служат тому, чтобы развивать терпение. Терпение же, в свою очередь, создает зрелый христианский характер (Рим. 5,3).

5 мудрости. Слово «мудрость» употребляется здесь как специальный библейский термин, который означает знание и понимание того, что угодно Богу. Быть мудрым значит понимать и исполнять то, что соответствует воле Божией. Эта тема получает дальнейшее развитие в гл. 3.

да просит у Бога. Бог — Источник премудрости. Он дарует эту мудрость тем, кто прилежно взыскует ее.

8 Человек с двоящимися мыслями. Это выражение, по-видимому, создано самим Иаковом. Оно означает человека, который «не тверд», как страдающий раздвоением личности.

9 Да хвалится. Автор призывает и бедных и богатых с честью воспринимать свое положение. Бедный брат богат своим духовным сокровищем. Он занимает высокое положение в Царствии Божием. Если термин «богатый» относится к состоятельным христианам, то в этом случае Иаков говорит о том, что они могут радоваться, ибо знают, где надлежит искать подлинное сокровище. Если же речь идет о неверующих, то это изречение приобретает несколько иронический смысл.

11 См. Иов 14,2; Пс. 102,15.16; Ис. 40,6.7.

12 Блажен. См. Мф. 5,3-11.

13 Бог меня искушает. Здесь следует отметить важную разницу между понятиями «испытание» и «искушение». Бог испытывает людей, но никогда не искушает их в смысле вовлечения в грех. Иисуса в пустыне испытывал Бог, а искушал сатана. Существует различие между искушениями, которые возникают из греховных наклонностей (т.е. внутренними), и искушениями, приходящими извне (т.е. внешними). Иисус, будучи непричастен первородному греху, искушаем был только внешне, но не внутренне. Испытание веры может оказаться причиной для внутренних или внешних искушений, но само искушение никогда не исходит от Бога.

17 от Отца светов. Здесь имеются в виду, очевидно, не только и не столько природные небесные светила, сколько духовные сущности. Истинной первопричиной и физического и духовного света является Бог.

18 родил Он нас словом истины. Здесь говорится о благодати возрождения, посредством которой верующие стали своими Богу (1 Пет. 1,23).

19 скор на слышание, медлен на слова. Хотя в собраниях христианских общин очень высоко ценился талант красноречия, Иаков обращает внимание на дар слушания. Человек возрастает в благочестии, слушая слово истины (и, естественно, исполняя его).

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только. Истинное слушание слова Божия своим плодом имеет дела, угодные Богу. Существует определенная связь между понятиями «слушать» и «слушаться», «повиноваться». См. ком. к ст. 19.

23 в зеркале. В древности зеркала изготовлялись не из стекла, а из полированного металла. Писание — своего рода зеркало, отображающее потребность человеческой души в благодати и открывающее людям их истинную природу.

25 закон совершенный. Т.е. Священное Писание (Пс. 18,8).

свободы. Свободы от власти греха (Ин. 8,36; Рим. 8,2.15; Гал. 5,13).

26 не обуздывает своего языка. См. гл. 3.

27 Чистое и непорочное благочестие. Заботу о вдовах и сиротах Иаков почитает одним из главных критериев того послушания, которое угодно Богу. Такая забота совпадает с тем, о чем имеет попечение и Сам Бог (Втор. 10,18; Пс. 67,6; 145,9). Обязанность заботиться о сиротах, вдовах и немощных была вменена и Израилю (Втор. 14,29; Иез. 22,7).

Глава 2

1 Иисуса Христа нашего Господа славы. Возможный перевод: «нашего Господа Иисуса Христа, Преславного». Иаков отождествляет Иисуса со Славой Божией: Он есть живая воплощенная «Шекина», т.е. Слава Божия, являемая людям и обитающая с ними.

не взирая на лица. В свете Божественной славы Христа невозможно оказывать предпочтение тем или иным людям на основании несовершенной человеческой славы.

4 не пересуживаете ли. Хотя Бог призывает человека рассуждать и различать добро и зло, суждения на основании только внешних данных, таких как материальное положение, расовые и этнические различия и т.п., являются порочными суждениями.

5 не бедных ли мира избрал Бог. Наследование Царствия Небесного основывается на избрании свыше по воле Божией. Бог совершает Свое избрание не на основании каких-либо заслуг или положения в этом мире. Стандарты мира сего не имеют никакого влияния на совершаемое по благодати Божественное избрание (1 Кор. 1,28.29; Еф. 1,4). Данный стих нельзя считать обоснованием «мистики бедности», когда бедность сама по себе считается залогом избранничества.

6 Не богатые ли притесняют вас. Богатые используют политическое принуждение и власть закона для угнетения бедных. Кроме того, в плане своего спасения богатым часто свойственно чрезмерно уповать на свое богатство и власть, а не на совершенное Христом искупление.

8 закон царский. Высший Закон Бога.

возлюби ближнего твоего. Иаков считает «взирание на лица» грехом, поскольку этим нарушается важнейшая заповедь (Лев. 19,18; Мф. 22,36-39), и поступающий так становится нарушителем закона.

10 соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь. Этот текст не следует воспринимать как отрицание библейского учения о различных степенях зла. Одни грехи бывают неизмеримо ужаснее и отвратительнее других. Тем не менее, даже самый, казалось бы, маленький грех содержит в себе вражду против Бога. Согрешение в чем-либо одном все равно является грехом против закона и, следовательно, против Законодателя. Подобно Иисусу, Иаков предостерегает против поверхностного отношения к Закону Божию (Мф. 5,17-20).

13 суд без милости не оказавшему милости. Ср. Зах. 7,9; Мф. 5,7; 6,15; 18,21-35. Хотя Бог не обязан проявлять милость, по произволению Своему Он дарует ее тем, кому пожелает (Рим., гл. 9). При этом, по Закону Его и людям предписано смягчать правосудие милостью. Бог предупреждает, что если мы не будем милостивы, то не получим милости и от Него.

14 может ли эта вера спасти его. С этого стиха начинается обсуждение чрезвычайно важного вопроса о соотношении между верою и делами. Собственно говоря, речь идет о том, какая вера является спасительной. Вопрос Иакова риторичен, поскольку ясно, что ответ на него отрицателен. Вера, не подкрепленная делами, спасительной считаться не может. Новый Завет не учит об оправдании лишь на основании исповедания своей веры; он говорит о необходимости наличия веры истинной.

15.16 Здесь говорится о «вере», основанной лишь на словах и не засвидетельствованной конкретными проявлениями.

17 вера … мертва сама по себе. Когда Лютер и другие вожди Реформации настаивали на формуле «Оправдание только верою» (Sola fide), они имели в виду, что главное для оправдания — упование только на заслуги Христа. Слово «только» не следует понимать в том смысле, что все сводится к одной вере (без каких-либо плодов послушания). Лютер настаивал на том, что спасительной верой является fides viva, вера живая. Выражение «вера мертва» не означает веры, которая умерла. Правильнее этот образ относить к вере, которая никогда не содержала в себе истинной жизни. Мертвая вера тождественна безверию, отсутствию веры в спасительном смысле, и поэтому является ложной и бесполезной в силу своей бездейственности.

18 покажи мне веру твою. Иаков призывает всякого претендующего на обладание верой продемонстрировать ее, сделать ее зримой. Хотя Бог может читать в сердце человека, для нас происходящее в человеческом сердце видимо только через внешние дела.

19 Ты веруешь, что Бог един. Верование в то, что Бог един, есть не более чем абстрактное умозаключение. Веровать в то, что Он есть, значит утверждать то же, что признают и бесы. Спасительная вера включает в себя не только интеллектуальное знание, но идет дальше и требует личного доверия и покорности.

20 неосновательный человек. Это, скорее, нравственная, а не умственная оценка, и напоминает она осуждение безумного, содержащееся в учительной литературе ВЗ.

мертва. Т.е. бесплодна и внешне никак не проявленная.

21 оправдался Авраам. Здесь Иаков обращается к Аврааму как к лучшему примеру оправдания делами. В данном случае нет никакого противоречия с Павлом, который также приводит Авраама в качестве примера оправдания верою. Достойно внимания и то, что Иаков обращается к Быт., гл. 22, а Павел к Быт., гл. 15. В очах Божиих Авраам был оправдан гораздо раньше (Быт., гл. 15), нежели возложил на жертвенник сына своего Исаака. Бог знал непреложность веры Авраама. Для нас, людей, поскольку мы можем судить только по делам, оправдание Авраама совершилось во время тех событий, которые описаны в Быт., гл. 22, когда он проявил свою веру через послушание.

22 вера достигла совершенства. Результативность веры проявляется в делах. Подлинная вера всегда приносит плоды. Вера и дела могут быть различаемы, но никогда не могут быть разлучаемы или противопоставляемы друг другу.

24 не верою только. О праведности человека не свидетельствует его исповедание веры. Праведность человека видна только из его дел. Ни одно из наших дел никогда не может принести полного и несомненного оправдания в очах Божиих. Только совершенное Христом открывает человеку путь к такого рода оправданию. Лишь упование на Христа может сделать людей праведными в очах Божиих. Здесь Иаков обличает любые формы антиномианизма, учения, которое признает Иисуса Спасителем, не воспринимая Его как Господа (см. статью «Антиномианизм»). Подобно тому, как Павел доказывает, что упование на свои собственные дела пагубно, Иаков учит, что надежда на пустую или мертвую веру пагубна в такой же мере (см. статью «Вера и дела»).

Глава 3

1 подвергнемся большему осуждению. Иаков предупреждает об ответственности учителей. Учителя оказывают сильное воздействие на доверяющих им учеников, а это приводит к тому, что ученики становятся восприимчивыми к заблуждениям своих учителей. Язык учителя может оказаться губительной опасностью. С учителя будет спрошено очень строго за то, чему он учил, и эта ответственность должна предостеречь его от необдуманных речей. В древней Церкви служение учителя считалось очень важным (Мф. 5,19; 18,6; ср. Рим. 14,10-12).

1-12 Этот раздел Послания Иакова заставляет вспомнить наставления Иисуса о силе и важности слов, которые могут оказаться не менее весомыми, чем дела (Мф. 12,36; Мк. 7,20-23).

3-5 Иаков использует метафоры из повседневного жизненного опыта для иллюстрации одного из своих главных положений: большие результаты могут быть достигнуты малыми средствами.

6 язык — огонь. Неуправляемый язык уподобляется пламени, вышедшему из-под контроля (Пс. 119,2-4; Притч. 16,27).

оскверняет. Злоречие (богохульство, клевета, сплетни, ложь, ложные клятвы и т.п.) способно осквернить, замарать и исказить нравственный облик человека.

8 язык укротить никто из людей не может. Укротить язык оказывается сложнее, чем укротить диких животных. Он исполнен яда более смертоносного, нежели яд змеи (Пс 57,5; 139,4; Рим. 3,13.14).

9 благословляем… проклинаем. Язык может служить и добру, и злу.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это. Подобно тому, как Иаков призывал верующих доказать свою веру делами, он убеждает их показать свою мудрость благочестивой жизнью.

с мудрою кротостью. Признаком мудрости является смиренный и кроткий дух.

14 имеете горькую зависть и сварливость. Эти пороки связаны с эгоцентризмом и самомнением. Они ослепляют разум человека и убивают любовь к ближнему.

15 земная, душевная, бесовская. Мудрость плотская есть обольщение сатанинское и в очах Божиих является глупостью.

16 неустройство и все худое. Подобно тому как выше Иаков показал способность языка производить неисчислимые бедствия, здесь он говорит о разрушительной силе зависти и сварливости, которые порождают убийства, прелюбодеяния, вражду, воровство, клевету и прочие грехи, которые причиняют людям страдания и производят хаос и неустройство в обществе.

17 мудрость, сходящая свыше. Мудрость, которая является даром Божиим, отражает чистоту Самого Бога. Мудрость к тому же связана с благочестием, поскольку первоисточник истинной мудрости — Сам Бог.

мирна. Такова любовь, исполненная подлинного мира, свободная от малейшей враждебности.

скромна. Т.е. внимательна и уважительна к чувствам других людей.

послушлива. Послушливость — это покорность Богу и внимание к ближнему (ср. Флп. 2,8).

полна милосердия. Т.е. сама является милосердием.

беспристрастна и нелицемерна. Т.е. не имеет склонности ко лжи или лукавству.

18 Плод… правды. Насаждаемые и взращиваемые мудростью семена на ниве добродетели приносят обильный урожай праведности.

Глава 4

1 Откуда у вас вражды и распри?Иаков выявляет корень разделений в общинах верных. Им оказываются злые вожделения, несущие разрушение.

2 потому что не просите. Зависть — грех против Бога. Она проистекает из отсутствия благодарности Богу, Который преизобильно ниспосылает дары людям. Она также следствие того, что за потребным обращаются не к Богу, а пытаются заполучить земными средствами.

3 не на добро, а… для ваших вожделений. Бог не отвечает на прошения, если они проистекают от злых побуждений.

4 Прелюбодеи. В данном случае имеется в виду духовная неверность Богу.

5 говорит Писание. По всей вероятности, Иаков имеет в виду не один какой-то конкретный ветхозаветный текст; аналогичная проблема возникает и при толковании Мф. 2,23. Эта мысль вытекает, возможно, из Быт. 6,3; 8,21; Исх. 20,3,5 и Втор. 4,24.

6 См. Притч. 3,34.

7 покоритесь Богу. Мы всегда в Его власти, покоряемся ли мы ей или нет. В данном стихе «покоритесь» значит «повинуйтесь».

противостаньте диаволу, и убежит от вас. Сатана по своей силе и власти не может сравниться с Богом. Хотя он могуществен, но не непобедим. Он бежит от святых, противящихся ему, облеченных во всеоружие Божие.

9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте. Это призыв к подлинному покаянию, к глубокой скорби по поводу грехов.

11 Не злословьте друг друга. Грех злословия проистекает от зависти и лежит в сфере дела дьявола. Слово «дьявол» в переводе означает «клеветник». Злословящий брата уподобляется дьяволу.

14 вы, которые не знаете, что случится завтра. Иаков обращается с упреком к людям, которые заняты только повседневными делами и составляют планы на будущее без всяких мыслей о промысле Божием.

15 если угодно будет Господу и живы будем. Смысл этого стиха в ом, что все планы на будущее должны всегда включать в себя мысль о воле Божией. Этот стих в латинском переводе породил аббревиатуру D.V. — deo volente, «если Богу будет угодно» (Деян. 18,21; 1 Кор. 4,19; 16,7; Флп. 2,19.24; Евр. 6,3).

16 тщеславие. Хвастовство своей силой и способностями есть грех. Христианину позволительно хвалиться только Господом (2 Кор. 11,30; 12,5.9).

17 грех. В данном случае имеется в виду грех нерадивости.

Глава 5

1 богатые. В Библии богатство само по себе нигде не порицается. Очень часто оно считается признаком благоволения Божия (Притч. 10,22). Тем не менее, богатые часто виновны в том, что употребляют свое богатство для притеснения и угнетения бедных. Бог суров к таким людям (Лк. 6,24).

2.3 сгнило… изъедены молью… изоржавело. Все земные сокровища тленны и в конце концов теряют свою ценность для их обладателя. Ср. Мф. 6,20.

4 плата, удержанная вами у работников. Задержка оплаты труда есть нарушение закона Божия. За труд надо не только платить, но обязательно платить вовремя (Лев. 19,13; Втор. 24,14.15).

5 Вы роскошествовали… напитали сердца ваши. Богатые уподобляются животным, которых откармливают на убой. Для неверующего всякий дар Божий оказывается своего рода проклятием: всякое благодеяние Божие увеличивает вину и наказание принявшего его без ответной благодарности и поклонения Богу.

6 Вы осудили, убили. Эти слова можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Неправедное использование власти может легко привести к наказанию людей невиновных.

7 долготерпеливы. Иаков призывает верующих быть долготерпеливыми, поскольку они ожидают обетованного Богом отмщения за избранных Своих. Обетование Божие состоит в том, что Он Сам воздаст за всю несправедливость в этом мире (Лк. 18,1-8).

9 вот, Судия стоит у дверей. Этот стих отражает напряженное ожидание Второго пришествия Христа, новозаветную надежду на возвращение Иисуса в конце времен. С другой стороны, возможно, автор имеет в виду близость суда, ожидающего каждого человека после его смерти, которая всегда не за горами. И этого суда Божия не избежать никому.

12 не клянитесь. Строго говоря, здесь нет запрещения клятвы как таковой. В данном случае речь идет о недопустимости призывания в качестве свидетелей клятвы каких-либо неодушевленных объектов (что, с библейской точки зрения, является идолопоклонством). Только Бог обладает властью быть вездесущим, всеведущим и всемогущим Свидетелем истинности клятвы и обетов человека. Честные и благочестивые клятвы не запрещаются Богом, ибо они представляют собой необходимую часть всякого договора.

да, да. Христиане должны быть людьми, на слово которых можно положиться. Здесь повторяются слова Иисуса, сказанные Им в Нагорной проповеди (Мф. 5,34-37).

14 пресвитеров Церкви. См. Деян. 14,23; Тит. 1,5.

помазав его елеем. В древнем мире елей, т.е. оливковое масло, был широко распространенным лекарственным средством (Мк. 6,13; Лк. 10,34). Кроме того, елей имел и символическое значение — он знаменовал собою врачующую силу благодати Божией.

15 молитва веры. Не существует какой-либо особой «молитвы веры», которая обладала бы свойством исцелять. Здесь говорится о всепобеждающей силе молитвы, совершаемой с твердым упованием и непоколебимой верой. Иаков призывает христианские общины не оскудевать в своих молитвах о болящих.

если он соделал грехи. Между совершенными грехами и болезнями может существовать прямая связь. Даруемое Богом прощение оказывается целительным как для души, так и для тела.

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках. Хотя Священное Писание нигде не говорит о необходимости исповедоваться перед священником, исповедание своих грехов Богу и друг перед другом засвидетельствовано в этих словах.

молитва праведного. Т.е. молитва благочестивого человека, молящегося с верою.

17 Илия. Хотя Илия совершал особое служение пророка, он был человеком, подобным всем верующим. Сила его молитвы проистекает из силы его веры.

19 если кто из вас уклонится от истины. Т.е. вступит на стезю греха.

20 обративший грешника. Попечение о душах собратьев является обязанностью каждого члена общины. В этом необходимы взаимная помощь и поддержка. покроет множество грехов. Бог покрывает грехи Своим прощением (Пс. 31,1; 84,3).