одежду христиан

Автор: Лаурелл Дамстигт
Об авторе

[172]

Лаурелл Дамстигт родилась в Бангкоке, столице Таиланда, в семье врачей – миссионеров Этель и Роджера Нельон. Большую часть своего детства она провела в Бангкоке, но для дальнейшего повышенного образования в течение 2-х лет находилась в Сингапуре.

Дальнейшее образование получила в Атлантическом унионом колледже, на теологическом факультете. В летний период она работала в качестве капеллана в Новоанглийском мемориальном госпитале. Этим же летом она временно исполняла обязанности пастора в Новоанглийской мемориально–госпитальной церкви.

Миссис Дамстигт получила свое образование в университете им. Эндрюса в 1977 году и в Лома-Линдском университете в 1978 году. Она вышла замуж за П. Джерарда Дамстигта, защитившего докторскую диссертацию в Теологической семинарии. Они поженились в 1976 году.

Супруги Дамстигтс совместно трудились в различных местах. Сначала как пасторская пара в Патоманской конференции, затем Бангкоке (Таиланд), как капелланы, в отделе здоровья и пасторском служении и, наконец, в Сеульском институте, в Корее.

В 1985 году Дамстингтсы возвратились из миссионерского служения и миссис Дамстингт помогала своему мужу в его работе над книгой «Адвентисты Седьмого Дня верят» (В Евро-Азиатском Дивизионе .та книга издана под заглавием «Вначале было Слово».

Когда в 1988 году доктор Дамстигт начал проповедовать историю Церкви и Теологической семинарии университета им. Эндрюса, его жена сосредоточила все свое активное служение на воспитании своих двух детей Джоули и Питера. Это свое занятие она рассматривала как наивысшее из всех призваний. [173]

Практический взгляд на одежду христиан

Это весьма чувствительный вопрос — как мы одеваемся. Есть лишь немногие более личные вопросы, нежели что мы кушаем и что носим. Оба олицетворяют нас – кто мы есть. Ни о каких других вопросах мы не поднимаем большего противодействия, чем в наших личных привычках, окружающих наше единственное бытие.

Нам не обязательно чувствовать хорошо в том, что мы носим или кушаем, однако чувство обладает весьма защитным свойством. Критическое замечание относительно пищи или одежды мы воспринимаем, как нацеленное прямо в сердце, ибо мы не в состоянии отделить «себя» от нашей внешности. Здесь классический пример, почему размышление о целостности нашей личности – тела, ума и души, — истинно. Тело выражает свои мысли душе, а душа – телу. В них нет разделения. Чувства относительно одежды всегда присутствовали в людях, с тех пор как одежды света оставили их и мы начали сшивать наши собственные фиговые листья.

Цель этой главы

Цель этого очерка двоякая. Во-первых, я попытаюсь четко сформулировать христианское понимание об одежде и украшениях. Во-вторых, я предложу некоторые практические принципы, относящиеся к одежде. Во многих отношениях этот очерк – это попытка применить в практическом смысле принципы, касающиеся одежды и украшений, которые возникли в предыдущих главах. [174]

Часть I. Христианское понимание об одежде.

Мы одеваемся, чтобы угодить другим.

Является ли одежда строго личным вопросом? Только ли личное мое дело – как я одеваюсь? Нет, конечно. Даже если мы лично ответственны за то, как мы одеваемся, несомненно, мы одеваемся более, чтобы влиять на других, чем ради самих себя. Почему должна женщина подвергать себя моде – носить платье длиной не выше 7,5 см от каблука? Вероятно не потому, что им приятно такое «удобство», но она чувствует на себе их пристальный взгляд – придерживается ли она этого определения моды. Если она находит, что этот какой-либо вид выходит из употребления, — пушистый голубой свитер становится ее выбором – для следующего совместного обозрения. Работы корреспондента, берущего интервью, требует определенного профессионализма и естественно нормальный человек никогда не должен считать употребление поношенных голубых джинсов и поблекшего спортивного свитера, независимо от того, какими бы они чистыми, теплыми и удобными ни были. Большинство одевается, не принимая во внимание свое личное предпочтение. Мы одеваемся, чтобы угодить другим.

Мы одеваемся, чтобы угодить Господу

Христиане одеваются, чтобы угодить не только другим, но особенным образом – Господу. Поскольку мы избрали Иисуса, как нашего Господа (Кол 2:6), — наша цель угодить Богу в каждом аспекте нашей жизни, даже в нашей одежде. Некто сказал: «Бога не интересует, как я выгляжу. Он любит меня, но не мою одежду». Конечно, Бог любит людей, независимо от того, как бы они бедно не одевались в своей повседневной жизни. Любовь Божья не зависит от того, что мы носим (или кем являемся). И Его любовь к нам не может увеличиться, оттого, что мы носим.

Мы пришли к Нему «такими, как мы есть», но мы не останемся такими. Любя нашего Господа, мы страстно желаем угодить ему всевозможным образом. Мы отдаемся Ему без всяких условий, чтобы Он трудился в нас, преобразовывая нас. Это включает радикальные изменения, которые ничего не в состоянии сделать, когда Он принимает нас (Он фактически принимает весь мир), но когда мы принимает Его. И любя Бога столь сильно, мы желаем угодить Ему во всем, что мы делаем, включая и наш внешний вид.

Научимся, как угождать Господу

Мы открыли, что Господь восхищается, когда мы исследуем Его Слово и подчиняемся Его открытой воле. Это не печальное занятие. В действительности, поскольку, когда мы [175] отдаем наше сердце Ему – он возвращает его совершенно измененным (Иез. 11:19, 20; 36:26, 27).

Мы находим неприемлемым все, чем украшаем себя. Наше новое сердце восхищается, поступая точно так, как Ему угодно. Наши вкусы изменены. Наша природа переменена (Пс. 39:9). И если Он настолько близок, — тогда то, что любит Он, я мгновенно и точно выполняю Его приказания. (повеление) Я совершаю это не из-за страха или Его силы, но реально предпочитаю самым лучшим образом. Почему, исполняя то, что я люблю, я вполне исполняю Его волю. «И если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять нечто иное, как свои желания. Очищенная и освященная наша воля будет радостно участвовать в служении Христу».[225]

Это чудо нового сердца, сущность Нового Завета. И что еще более, я в состоянии совершить все то, что Он просит. Нет ничего слишком трудного для Бога! «Когда воля человеческая сотрудничает с волей Божьей, она становится всемогущей. Все, что необходимо выполнить по Его повелению, все возможно исполнить Его силой. Все Его повеления – всесильны».[226]

Конечно, если наши сердца не изменились, Его желания трудно исполнить. Чтобы угодить Ему, мы ведем борьбу против самих себя (что мы обычно предпочитаем). Конечно, это легализм, законничество. Здесь наше испытание. Не находите ли вы в Писании то, с чем вы весьма не согласны? Это говорит о том, что вам необходимо задать себе некоторые основные вопросы: Вполне ли я отдал свое сердце Иисусу? Является ил Он Господином моей жизни? «В вашей жизни не будет проявлено на деле – что вы не должны носить то или это, ибо если любовь к этим тщеславным вещам не будет в вашем сердце устранена, — ваши украшения будут подобны только отсеченным листьям дерева. Склонности естественного сердца должны снова проявляться. Вам необходимо иметь свою собственную совесть».[227]

Вот почему одежда и украшения (и другие «случайные – побочные, сопровождающие» стандарты) могут стать показателем того, что в реальности происходит в сердце. Не следует предлагать меньшее испытание, ибо сразу же последует разделенная верность, а она весьма необходима, чтобы снова честно исследовать себя. Одежда может влиять на наше [176] посвящение среди едва различимых и скрытых обстоятельств. Самое лучшее для нас – прислушаться к побуждениям, когда Дух Святой тихим, нежным голосом обращается к нам.

Избегайте судить людей по их внешнему виду

Хотя мы верим, что наш внешний вид является показателем нашего характера, но это не дает права судить других по их внешнему виду. Иисус сказал: «Не судите». Мы никогда не можем знать, как Добрый Пастырь ведет других. То, что Он требует от вас – далеко от моего понимания. Мы не призваны быть совестью других. Тот же самый Бог, Который ведет вас в вашем странствии, также может вести ваших друзей и сослуживцев.

«Многие братья пытаются исправить поведение ближних, обрушиваясь с критикой на порочные, по их мнению, привычки. Они идут к тем, кто, как им кажется, заблуждается, и указывают им на их недостатки. Они говорят: «Ты одеваешься не так, как должно. Они пытаются сорвать с человека украшения и все, что им представляется порочным, но не стремятся при этом утвердить их умы в истине. Желающий исправлять других, должны являть им притягательность Христа, говорить им о Его любви и сострадании, указывать на Его пример и жертву, открывать им Его дух и при этом вовсе не следует касаться одежды. Нет необходимости делать одежду ключевым вопросом вашей религии. Есть нечто гораздо более важное. Говорите о Христе, и когда сердце человека обратиться к истине, все, что не соответствует в Нем Слову Божьему, отпадает само». [228]

«Говорите о любви и смирении Иисуса и не поддерживайте братьев и сестер, выискивающих недостатки в одежде и внешнем виде других людей. Некоторым нравится заниматься этим, и когда подворачивается подходящий случай, они начинают думать, что должны заняться исправлением церкви. Они взбираются на судебное место и, как только видят кого-либо из своих братьев или сестер, начинают выискивать предмет обсуждения. Это одно из самых эффективных средств сделаться людьми узкого мышления и карликами в духовном росте. Бог желает, чтобы такие люди сошли с судейского места, потому что Он никогда не помещал их туда».[229]

Мы не можем позволить себе судить людей по их одежде и украшениям. На что Иисус смотрел, когда вкушал пищу с мытарями и грешниками? Конечно, не на их внешний вид. Нам надо научиться – смотреть на сердце, как это делал Иисус! Он видел их великую нужду и служил израненным людям с нежной любовью, которая служит неподдельным примером. Он видел возможности для Царства Божьего везде и взирал выше внешних украшений – он служил сердцам (Мф. 21:31,32).

Люди судят о нас по нашей внешности

Наше христианское призвание – не судить других по их внешнему виду, но наша [177] обязанность – открыть Христа другим через наш внешний вид. Это парадокс христианского жизненного стиля. Мы не осмелимся судить других по их внешнему виду, однако, мы не осмелимся нашим внешним видом стать камнями преткновения для других. Хотя другие не могут читать наше сердце, они могут читать наши одежды, наши стильные прически, нашу косметику. Наш внешний вид сильно свидетельствует о Христе. Если мы называемся христианами, тогда люди имеют право увидеть скромность и простоту жизни Христа, отраженную в каждом аспекте нашей жизни, включая наш внешний вид. Мы не можем позволить себе представлять смущающую картину.

Суммируя все сказанное, мы не имеем права судить других за их внешний вид, но другие имеют права ожидать – увидеть идеалы Христа, отраженные в нашем поведении и внешнем виде. Нам может, не нравится это, но это путь христианской жизни и его дел.

Нужда в принципах одежды

Нуждается ли общество верующих в принципах одежды и украшений или этот вопрос относится к личной совести?

Чтобы среди верующих было единство, есть необходимость в принципах. Адвентисты Седьмого Дня избрали принципы в учениях Слова Божьего. Таким образом, чтобы сохранить нашу адвентистскую идентичность и единство – необходимо настоятельным образом уважать библейские принципы одежды и украшений. «Все вопросы, касающиеся одежды, должны быть тщательно продуманы и выдержаны в строгих рамках библейских правил. Мода – это богиня, управляющая внешним миром и часто внедряющаяся в церковь. Церковь должна сделать своим мерилом Слово Божье и родители обязаны сознательно подходить к этому вопросу».[230]

Часто большие компании имеют корпоративный кодекс, касающийся одежды, ибо они осознают, что их образ отражен во внешнем виде их сотрудников. Они верят, что люди действуют согласно их одежды и что репутация кампании не только основана на ее продукции, но и на ее представителях. Эти большие корпорации поддерживают стандарт свих сотрудников. Никто не может быть сотрудником, лишь желающий быть таковым, в согласии с предъявляемыми требованиями. [231] [178]

Если мы желаем отразить образ нашего Господа, нам необходимо постоянно поднимать в нашей церкви библейские принципы одежды. Забота лишь о внешнем виде без правильного внутреннего побуждения, при отсутствии внутренней движущей силы приведет некоторых в сети законничества. Посему, как нам, будучи христианами, урегулировать чувствительный вопрос, касающийся одежды и украшений? Должна ли церковь подробно описать какую одежду должны носить члены церкви дома, на работе, в спортивных мероприятиях и при посещении церкви? Такой подход уже был предпринят фарисеями и, в результате, появилась пустая безжизненная религия — религия без любви. Давайте рассмотрим три возможных альтернативы.

1. Нужда в воспитательных практических проповедях.

Многие христиане лишь немного знают, чему учит Библия, в том числе и как одеваться согласно с позицией Христа. Единственная причина такой современной склонности ослабления христианство — исповедание религии без наличия практики. Для пастора легче проповедовать о любви Христа, чем о требованиях Христа, касающихся жизни Его последователей.

Эта книга повествует именно о том, как помочь христианам понимать – как отражать Христа в их внешнем виде. Между прочим, когда пасторы случайно проповедуют о христианских принципах одеждах и украшений, — они поверхностно воспитывают, но не конкретизируют прямо, что надо делать нам. Мы не должны раболепствовать, не должны страшиться говорить практические воспитательные проповеди. Мы должны приветствовать их. Предоставьте нашим пасторам свободу воспитывать нас как следовать Иисусу в практических аспектах христианской жизни, касающихся одежды, питания, управительства, здоровья, развлечений, этики поведения, и немного посвящения нашей жизни.

2. Мы можем молиться о новом сердце.

Воспитания недостаточно. Иногда люди принимают ценности библейских принципов об одежде и украшениях интеллектуально, но не на уровне практической жизни. В своих мыслях они говорят: «Все, чему Библия учит меня в этом вопросе – истинно», но в своем сердце они говорят: «Я не готов расстаться с моими драгоценностями и соблазнительными одеждами».

И все-таки сходство исцеления есть – лишь должна быть готовность предоставить Богу возможность воссоединить новое сердце внутри нас и чтобы Он совершал это ежедневно до такой степени, чтобы мы пылко желали Его поддержки [179] в любом случае: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я – Господь, и они будут Моим народом, а я буду их Богом; ибо они обратятся ко мне всем сердцем своим». (Иер. 24:7)

Нам необходимо молиться о внутреннем обновлении, чтобы мы могли воистину жить каждый Словом, исходящим из уст Божьих. Пока мы не переживем этот опыт внутреннего обновления, мы не сможем действенно свидетельствовать о Христе. Люди, ненавидящие лицемерие постоянно оценивают и воспринимают отражение образца Христова в своей жизни.

Если бы мы смирили себя пред Богом — были бы добры, учтивы, нежны и проявляли сочувствие друг к другу, тогда там, где сегодня обращается и принимает истину один человек, обращались бы сотни. Но несмотря на то, что мы говорим о себе как об обращенных людях, мы носим с собой свое «я», почитая его слишком ценным, чтобы отказаться от него. Возложить это бремя к ногам Христа, а вместо Него принять характер Христа и уподобиться Ему, — вот в чем заключается наше преимущество. Спаситель ожидает, когда мы сделаем это».[232]

3. Мы можем любить «Незрелых, молодых» христиан.

Не все увидят вопросы одежды так, как мы их видим. Некоторые не видят ничего греховного в ношении серег, ожерелья, браслетов, обручальных колец или мини-юбок. Они полагают, что в христианстве содержится больший смысл, нежели драгоценные украшения и одежды. Как должны мы относиться к этим людям? Ответ – прост. Мы любим их в любом случае, ибо имеем сердце Иисуса. Иисус часто не соглашался с людьми, но проливал слезы видя отступивший Иерусалим. Мы можем молиться, чтобы наше сердце расширилось подобно Его любящему сердцу, любя даже тех, которые не живут согласно идеалов Христа.

Часть II. Десять принципов христианской одежды

Для наших тел Иисус имеет реальное предпочтение как нам одеваться и украшать себя. В предыдущих главах неоднократно были представлены библейские призывы посредством принципов и примеров, как одеваться [180] скромно и прилично без сверкающих драгоценных украшений и дорогостоящих одежд. Учения Св. Писания воссоздают картину, как мы можем угодить Иисусу, подробно рассматривая наш внешний вид и украшения. В этой символической картине я нашла десять практический принципов, которые попытаюсь объяснить.

Первый принцип:

Христианский мотив относительно одежды

– угождать не себе и другим, но прославлять Бога.

Люди одеваются по различным причинам, даже если они не осознают этого. Некоторые одеваются, чтобы угодить себе. Это основное из всех коварных современных побуждений. Некоторые одеваются и украшают свои тела желая быть особыми личностями, чтобы другие восхищались ими. Другие страстно желают, чтобы на них обращали особое внимание. Это поддерживает их самоуверенность. Чтобы обратить на себя внимание, немногие бросаются в крайности, нося причудливые одежды. Этим фактом они желают привлечь внимание к себе, как особенным личностям.

Чтобы быть замеченными, некоторые носят очаровательную блузку; другие могут оставить мужскую рубаху расстегнутой поверх плотно облегающих брюк, чтобы дать пищу для ябедников. Все совершается с одним и тем же побуждением. «Я» страстно желает, чтобы его оценили или, по крайней мере, заметили. Но апостол Павел увещевает: «Если вы воскресли со Христом, … о горнем помышляйте, а не о земном …. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту , страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолопоклонство».(Кол. 3:1,2,5)

Некоторые одеваются, чтобы угодить другим. Этот вид проявляется не только среди детей и молодежи. Взрослые также участвуют в этом. Мода- это жестокая владычица. Или это размер воротничка, или ширина галстука, длина юбки, единообразие широких брюк на пикнике – отовсюду пронзительный давящий взгляд и мы в различной степень уступаем моде.

А христиане одеваются, чтобы прославить Бога. Христиане заинтересованы вопросом одежды, ибо она представляет их характер и красоту вида Того, Кому они служат. Как один писатель сказал: «Мы желаем просто быть прозрачным средством, чтобы Твою славу проявлять».[233] Цель христианина «все делать во славу Божью». (1 Кор. 10:31) [181]

Мы – «письмо», узнаваемое и читаемое всеми. (2 Кор. 3:2,3) Если наш внешний вид не соответствует внутреннему состоянию души, мы порождаем смущение. Остерегайтесь извиняться за кого-либо, чтобы следовать их мятежным отклонениям. (Мф. 18:6; Рим. 14:13-15; 1 Кор. 10:33) Вы можете иметь чистое сердце и любовь Иисуса, но если ваша одежда вызывает мысли об укороченной блузе и плотно прилегающих брюках, — будьте уверены, что мужчины, взирающие на вас, не будут помышлять об Иисусе.

И другая крайность: даже хорошо, прилично одетый проповедник может ввести в смущение, если он носит дорогостоящую одежду, хорошо сочетаемую, всегда согласно моде, и каждую неделю в новом наряде. Некоторые члены из его церкви будут более изучать его одежду, нежели слушать его проповедь. Нам необходимо остерегаться выставлять себя в любом виде.

Если в нашей христианской одежде не будет ничего, величающего свое «я», тогда зрители, станут верить, что есть Некто, более значимый для их жизни, чем человек, увиденный ими.

Второй принцип:

Христианин должен одеваться скромно,

достаточно покрывая свое тело, чтобы избежать замешательства или искушения (1 Тим. 2:9)

Бог при создании Адама и Евы, облек их в одежды света, которые они потеряли при согрешении. С наступлением холода и тьмы, они осознали свою наготу и сразу же почувствовали необходимость в одежде (Быт. 3:7). В Священном Писании нагота стала символом опустошенности, греха, отступления, стремления спасти самих себя (Исх. 32:25; Втор. 28:48; 2 Пар. 28:19; Иов 1:21; Ис. 2:2-4; Ос. 2:3; Мф. 25:36; Откр. 3:17,18). Нагота в Священном Писании не применяется в положительном смысле

Первые прочные одежды создал Сам Бог – фиговые листья были скорее недолговечными и одежда стала символом Божьей готовности покрыть нашу наготу и пустоту Самим Собой (Руф. 3:9; Иез. 16:8; Мф. 22:11; Откр. 3:18). «Когда мы подчиняемся Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это означает быть облеченным в одежду Его праведности. Теперь, когда Господь вновь смотрит на нас, Он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу и изуродованность грехом, но свою собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание закону Иеговы». [234]

В различных местах Священного Писания даны тщательные наставления, как покрыть тело, чтобы не было видно наготы (Исх 20:26; 28:42). Однако, [182] обнаженное тело стало характерной чертой современной моды. Дизайнеры через покрой и прическу показывают тело в самых различных видах. Даже личности, совершенно покрывающие тело, могут быть нескромными, и неприличными, если их одежда – плотно прилегающая или прозрачная, выставляя напоказ тело.

Сексуальное привлечение – чей это грех? Является ли это грех личности, носящей соблазнительные одежды? Или соблазненного? Иногда мы не осознаем ответственности за похоть, которую мы провоцируем. Часто женщины совершенно наивны относительно одежды, прельщающей мужчин. Короткие юбки привлекают внимание к ногам, разрез в юбке или блузке вызывает соблазнительные мысли. Нормальный вырез у шеи в женском платье не будет вызывать воображения. Возможно, лишь немногие мужчины-христиане могут сопротивляться похотливым мыслям, а мужчины мира, даже и не пытаются это делать.

Кто-то однажды сказал, что он не понимает «почему женщина рассматривает, что ношение мини-юбки более дает ей чувствовать, что она женщина, однако не ожидает от меня чувствовать более подобным мужчине. Я верю, что женщины имеют право носить все, что они желают, везде, где они желают, но помогите мне понять, почему я еще предполагаю смотреть им в глаза. В этом веке «новых мужчин», да будет известным, что даже если женщины не внимают непристойным похотливым выражениям, — это не означает, что нет мужчин с похотливыми и непристойными мыслями».[235]

Для христиан это серьезно! Иисус сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем» (Мы. 5:28). Подумайте об ущербе обманутого брата через ношение такой одежды! Кто извел кого?

Поэтому, что такое скромность? Несомненно, это включает в себя покрытие наших тел, соответственным упорядоченным образом, приятной, приличной и скромной одеждой. Но скромность так же должна включать и наше поведение. Мы можем быть в скромной одежде и нескромными в нашем поведении.

К примеру, обручальное кольцо еще не гарантирует целомудренного поведения. Часто именно среди личностей, носящих все время обручальное кольцо, проявляется кокетничество и непристойное поведение. Как может христианин флиртовать, кокетничать и двигаться вперед? Только при примерном поведении никогда не поощряется шутливая ничтожная беседа.

Когда я однажды оказалась в новой ситуации (беседа в самолете),некто задал мне вопрос: свободна ли я, ибо [183] не ношу обручального кольца. Я завела случайный разговор о своем муже и детях. Это похвально быть добрым дружественным или полезным, но сохранять аккуратное приличие – жизненно важно. Этот вид скромности – наша защита.

Третий принцип:

Внешние украшения христианина должны

отражать простоту, естественность и постоянство жизни Христа.

Наивысший идеал восхитительного христианина, пребывающего в Иисусе – красота простоты. Рассказывая нагорную проповедь, он обратил внимание на простой цветок. Когда он всматривался в его различные оттенки, Его взгляд все более проникался, восхищаясь точной формой и совершенством линий. Иисус отметил, что даже Соломон во всей своей дорогостоящей, восхитительной одежде никогда не отражал очаровательности этого простого дикорастущего цветка.

Затем Иисус представил одно их своих «всемогущих» обетований. Бог намного более заинтересован в вас и во мне, нежели в полевых цветах. Он проявляет большую заботу об их красоте и нуждах «если же траву полевую … Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:30). Бог обещает даровать нам одежду – не в каком-то неопределенном виде, но в простоте и достаточности.

Иногда Бог предусматривает внезапные неожиданные дары – в смысле вещей, которые мы никогда не могли бы позволить из-за необыкновенной цены, или носить одежду так долго, как некогда Израиль носил в пустыне обувь. Бог все предусмотрел для нас, и каждый дар необходимо признать, как прямо нисшедший от Него, Автора всех добрых благ!

Дискуссия об употреблении косметических средств – это дискуссия о принципе простоты. Бог создал нас с различными особыми оттенками и естественными красками. Здоровый, бодрый дух расцвечивает наши щеки и придает блеск нашим волосам. Тот, кто постоянно употребляет косметические средства, — блокирует естественный цвет. Продолжая использовать косметику, кожа женщины выглядит болезненно-желтой и белой, уста – бледными и глаза – смежающимися. Мы не только не должны употреблять, принимая во внимание такие последствия ее образа поведения — когда она становится все бледнее; а ведь она могла бы быть другой, если бы оставила употребление косметики и позволила бы своему Творцу естественно украсить ее. Мужчины поступают необычно, ненормально, употребляя косметику и становятся прозрачными и

Женщина, не употребляющая косметики, никогда не будет беспокоиться о плохом освещении, вечернем освещении или флуоресцентном освещении (лампами дневного света). Ей [184] нет нужды беспокоиться о дожде или снеге, портящем основание (тональный крем) и румяна или вытирать губы во время кушанья или при нанесении красок необходимо немного пролить слез. Она всегда сама собой. И кто помыслит о немногих радостных морщинах счастья вокруг ее глаз или приятных морщинках вокруг ее уст? Ей нет нужды беспокоиться о смущающих седеющих волосах каждую неделю или две. Ее седые волосы говорят об опыте и росте (Прит. 16:31). Это прекрасно!

Будучи естественной, в ней проявляется радость и внутренний мир, распространяющийся вокруг. А, будучи искусственным, покрывает собою все, что просто естественное. И, наоборот, при естественном образе жизни – все более здоровая: все поры кожи не будут постоянно закрытыми. Простая одежда, простой стиль прически, Богом украшенное лицо, может быть очаровательным, даже если этого не в состоянии уловить глаз постороннего наблюдателя. Если это беспокоит нас, возможно нам необходимо спросить, почему мы страстно жаждем внимания. Не имение высокого профиля может быть более безопасно — как буквально, так и духовно. Но одеваться естественно еще не означает — неряшливо и не элегантно.

Четвертый принцип:

Одежда и внешний вид христианина

должен быть опрятным и чистым.

Иногда мы полагаем, что простота – это неряшество. Но это не так. Повторяем, — это не неряшество. Уделить время, чтобы пробежать быстро утюгом и выгладить рубаху (блузку) – это очень важно (особенно если изделие из хлопка). Пришить пуговицы займет всего несколько минут. Почините ящик и поставьте его вблизи вашего любимого кресла, где вы можете подбирать (поднять настроение), беседуя в это время по телефону или возможно, сидите. Мы не должны выглядеть подобно пугалам, даже работая по дому.

«Когда сестры выполняют работу по дому, они не должны выглядеть как пугала на огороде. Их мужьям и детям намного приятнее видеть их в приличной, хорошо сшитой одежде, не говоря уже о гостях или незнакомых людях. Некоторые жены и матери думают, что не имеет значения, как они одеты во время работы, когда их видят только мужья и дети. В то же время они стараются выглядеть как можно наряднее перед теми людьми, кто вообще не имеет на них никаких прав. Разве любовь и уважение мужа не дороже высоких оценок незнакомцев или друзей?»[236] [185]

Чистота – это не свобода выбора. Как говорит древнее изречение: «Чистота – это путь к благочестию». Мы не хорошо представляем Иисуса в грязной, неприличной одежде. Конечно, если вы занимаетесь строительством или в саду, там естественно невозможно обойтись без загрязнения. Но, возвращаясь с работы и переодеваясь, надо выглядеть наилучшим образом – ради Христа.

Пятый принцип:

Христиане, устраняя экстравагантные одежды, однако, должны избирать одежды прекрасные по виду, хорошего качества, превосходного пошива, прочные и долговечные.

Мы являемся управителями большого или малого, что Бог вверил нам. Мы призваны жить согласно наших нужд, а остальное направлять по определенному руслу, как Он путеводит нас.

Некоторые посещают магазины и покупают недорогие одежды. Для некоторых это может быть наилучший путь. К примеру, дети вырастают сравнительно с одеждой так быстро, что родители едва успевают покупать новую одежду, хотя эту одежду можно носить еще два или три сезона (или могут быть переданы братьям или сестрам по возрасту).

Взрослые покупают по-другому. Они не имеют проблемы с коренными изменениями возраста, поэтому могут носить одежду несколько лет. Особенно в зонах с переменным климатом, где те же одежды используются лишь для несколько месяцев в году, важно, чтобы они были со вкусом и хорошего качества. «И в то же время, наша одежда, будучи скромной и простой, должна быть хорошего качества, подходящей расцветки и пригодной для служения. Следует больше внимания обращать на добротность одежды, чем на ее внешний вид». [237]

Если кто-либо посвятит немного больше времени для сравнительного исследования, что является наиболее доступным и полезным, может найти одежду хорошего вида, удобной для ношения, прочной и долговечной. Прежде всего, надо избирать качество, не слишком дорогой стоимости и классического стиля. Такая одежда может быть более дорогой, но она сэкономит время и деньги на многие годы.

Экстравагантные одежды появляются от излишеств средств. Но это не расточительство иметь хорошего качества одежду, которая соответствует фигуре, приятна и удобна для ношения. Но если гардероб переполнен прекрасной, хорошего качества одеждой до такой степени, что мы не в состоянии носить все вещи [186] на протяжении месяцев или даже лет, — тогда стоит остановиться с покупкой и возможно, начать размышлять о ком-либо, соответствующем вашему размеру, чтобы разделить с ним ваши благословения.

Если вы имеете все, в чем нуждаетесь, не покупайте снова ничего до тех пор, пока ваша нужда не станет реальной. Противостаньте искушению покупать, ибо дешевыми стали вещи. Да не искушают вас окна магазинов или красочные бесконечные каталоги. Вы всегда будете видеть больше вещей, чем вы должны иметь. Не тратьте Божьи деньги, чтобы удовлетворить дорогостоящие желания. «Самоотречение в вопросах одежды является частью нашего христианского долга. Одеваться просто, отказаться от ювелирных изделий и разного рода украшений – это согласуется с нашей верой».[238]

Шестой принцип:

Одежда должна обеспечивать здоровье тела,

а не вредить ему.

Бог спроектировал наши тела чудесным образом. Органы тела взаимосвязаны и функционируют настолько сглажено, что мы, если не возникает никаких проблем со здоровьем, редко обращаем на них внимание. Это, с нашей стороны, весьма неблагодарный жест. Внимание к личному здоровью, далеко от эгоизма; это путь воздания благодарности Богу за Его творческое мастерство и искупление.

Одежда должна содействовать прекрасной циркуляции. Тело – это сложная система органов и сеть сложных нервных систем, питаемых кислородом через светлую кровь. Поскольку наша циркулирующая система преимущественно действует непроизвольно, мы принимаем это за дар. Плотная одежда сжимает и причиняет не только непосредственное неудобство (тело говорит «Слушай меня!»), но иногда внутренний долговременный вред органам или кровеносной системе.

В течение последнего столетия корсеты и корсажи преимущественно были ответственны за плохое функциональное действие брюшных органов. В настоящее время мы не имеем таких крайностей, но иногда случаются тесные корсеты и тесные эластичные резинки и подвязки, такие как головные повязки, чулочные резинки, или очень удобные эластичные держатели нижнего белья. Проявим милость к нашим системам! Предоставим свободу для циркуляции. Наиболее важно, чтобы одежда была удобной. Избирайте талевые конструкции, имеющие некоторый «запас» для свободы, теплые и нелиняющие свитера , куртки, френчи и жакеты, которые не сжимают рук при движении или разминке, пиджаки, которые достаточно свободно покрывают тело, и греют его. Все перечисленные факторы – прекрасный выбор ради здоровья. [187]

Поддержка тела в холодную погоду – очень важное условие для циркулирования. Наши конечности должны содержаться в тепле, как и наше туловище. «Еще одним злом, развитию которого способствует обычай, — является неравномерное распределение одежды. В то время как на одних частях тела одежды больше, чем требуется, другие недостаточно закрыты. Поскольку стопы и конечности рук удалены от жизненно важных органов, их следует особенно оберегать от холода, укутывая как можно теплее. Невозможно сохранить здоровье, если конечности все время переохлаждаются, ибо, когда в них остается слишком мало крови, ее слишком много приливает к другим частям тела. Безупречное здоровье требует безупречного кровообращения, но этого невозможно достичь, если части тела, в которых расположены жизненные органы, утеплены в три или четыре раза сильнее, чем конечности тела».[239] Однако, как часто мы рискуем в снежную погоду в тонких чулках. В такое время компании по производству чулков и трикотажа начинают выпускать более теплые изделия. Способствуйте сохранению тепла! Конечности должны быть адекватно укрыты и это возможно, применяя более длинные широкие брюки. Затем теплые высокие ботинки, шерстяные шарфы, обвиваемые вокруг шеи и теплые рукавицы, — при таком теплом одевании, можно воистину наслаждаться чудесами зимы без страданий во время мороза. «Одежда должна сидеть свободно, не стесняя кровообращения и естественного полного дыхания. Ноги соответственно должны быть защищены от холода и сырости. Одевшись подобным образом, мы можем делать упражнения на свежем воздухе, даже во время утренней или вечерней росы или после дождя и снега, не боясь простуды».[240]

Другое важное условие (очень древнее) – покрывать голову. Зимой значительное количество тепла испаряется из головы. Лицо и уши также могут страдать сурово от незащищенности. Избирайте зимний головной убор, который может покрыть голову и сохранить волосы. (Некоторые виды зимней одежды имеют прицепное покрывало для головы). А летом широкополый головной убор поможет сохранить голову во время жары. Относитесь к вашему головному мозгу с должным уважением.

Ботинки, более всего, должны быт удобны. Сжатые пальцы на ногах, карбункулы, мозоли, — все эти части тела говорят: «Обращайся со мной хорошо, чтобы мне было удобно, и я дам тебе запас жизненных сил на весь день!» Очень мягкие ботинки, которые имеют хорошее прочное основание, могут быть очень дорогими, но весьма ценными, ибо они представляют различие, когда мы ходим или стоим. Они помогут предотвратить всеобщую усталость.

Седьмой принцип:

Христиане должны носить одежду, которая подходит

к определенному случаю.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), — так однажды сказал Соломон. Нельзя представить лучшего итога предназначения одежды. Один вид одежды носят в саду, которую, конечно, нельзя использовать для посещения церкви или собрания бизнесменов. Одежда, которая подходит для холодной зимы, несомненно не будет соответствовать для знойного, жаркого лета. Естественно, для катания на велосипеде подойдет одежда, совершенно отличная нежели для гостей званого обеда. [188] Соответственность в уравновешенной картине подразумевает обычный смысл и совместные усилия всех , придерживающихся других принципов. Одно что может быть столь полезно в одежде, — это просто благодать и красота, — потеряно.

Культура различных стран играет известную роль в решении – какая одежда является соответствующей. В странах Ближнего Востока, где женщина все еще полностью покрыта, за исключение глаз, — к этому надо подойти крайне тщательно и уважительно. В некоторых странах люди одеваются столь элегантно, что замызганные тенниски (футболки) и джинсы, которые так любят американцы, часто становятся смехотворными изделиями. Здесь нам необходимо мудрое суждение.

То, что соответствует для мужчин, не всегда подходит для женщин, даже хотя общепринятая культура допускает это. Сглаживание этих различий является современной склонностью. Как христианам, нам необходимо постоянно делать определения – в чем заключаются ясные отличия между ношением мужской и женской одежды. Согласно описаний шестой главы, Священное Писание ясно учит нас уважать половые отличия в одежде и в такой же мере функциональные роли мужчин и женщин, ибо они являются частью порядка творения. Половые различия являются основными для нашего понимания. Кто мы есть и какую роль мы должны позволить себе устранить из виду эти факторы.

Среди женщин растет стремление своей одеждой и видом, насколько это, возможно, походить на противоположный пол и одеваться подобно мужчинам, но Бог называет это мерзостью. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя» (1 Тим. 2:9) …. Богу угодно, чтобы существовала определенная разница между мужской и женской одеждой. Он счел данный вопрос достаточно важным, чтобы дать в Своем Слове четкие указания по этому поводу. Если оба пола будут носить одинаковую одежду , это вызовет замешательство в обществе и рост преступности».[241]

Восьмой принцип:

Христианская одежда должна быть приличной,

прекрасной, открывающей стиль и грацию.

Вид христианской одежды должен быть прекрасным. И она может быть прекрасной. Мы не должны одеваться столь безобразно, чтобы наша одежда не привлекала к нам людей — это так же принижает [189] нас перед Богом! «У нас есть хорошая возможность прославить нашего Творца своей одеждой. Он желает, чтобы наша одежда была не только аккуратной и не вредящей здоровью, но подходящей и благопристойной». [242] Никто и никогда не должен говорить: «Я, несомненно, должен ненавидеть христиан! Посмотрите, какую отвратительную одежду их Бог сделал, чтобы они носили!»

Неаккуратная одежда свидетельствует, что Бог любит прекрасное или Он не наполнил этот мир такими разнообразными прекрасными цветами. Он любит порядок или Он не создал вселенную столь сложную в ее плане (намерениях) и движениях. Он любит простоту или же Он не предусмотрел нам простой красоты и вкуса фруктов, хлебных злаков и овощей.

Красота в одежде начинается со стиля скорее, нежели с моды. Некоторые люди ошибочно верят, что именно мода и является стилем. Это не так, хотя она проникла во всю сущность общества. «Именно враг всего доброго провоцирует людей заниматься изобретениями в переменчивом мире моды. Сатана ничего не желает так сильно, как причинить огорчение Богу и обесчестить Его, доводя людей до нищеты и обрекая их на погибель. Одним из средств, с помощью которых он добивается наибольших успехов в этом направлении, — являются капризы моды, от которых страдает тело, притупляется ум и мельчает душа». [243] Мода приходит и уходит, а стиль остается. Некто однажды сказал: «Причуды и ловушки! Мода – это возбуждение, мимолетное явление, прихотливость; стиль – это уравновешенность, продолжительность, постоянство; добрый замысел – нестареющий». Синоним моды – это временное явление. Если дизайнеры смогут придумать бессмертный стиль, они вскоре должны лишиться своей прибыльной работы. Индустрия моды очень связана с потребителем. Ее цель – удовлетворить фантазию момента.

И с другой стороны, одежда определенного стиля не скоро устареет. Она подобно произведению искусства. Она говорит нечто, она имеет цель. Хотя мы не в состоянии уловить быстроменяющуюся моду, мы можем довериться разумной рассудительности стиля. Классический или традиционный стили будут соответствующими в течении многих лет и иногда не выйдут из моды.

Девятый принцип:

Развитие практического гардероба – это хорошая одежда

для вас и вашего стиля жизни.

Первый шаг в развитии практического, но со вкусом устроенного гардероба – решить сколько времени вы посвящаете определенному труду. Проводите ли вы большую часть недели в офисе? Проводите ли вы большую часть вашего времени семье, воспитывая детей? Или вы заняты трудным физическим трудом? Или вы точно распределяете время, участвуя в физическом труде, at spas, или играя в Теннис?

Если вы все время посвящаете детям, у вас нет необходимости в шести видах одежды. Но не должны же вы ронять свое достоинство, работая «до изнеможения» день и ночь. Даже для младенцев необходима прекрасная одежда! Семейный круг любит смотреть на хорошо одетых, сохранившихся[190] родителей в кругу семьи (не только тогда прекрасных, когда уходят из семьи); в таком случае и дети также осознают важность всего происходящего.

Чтобы избежать прихотей и причуд моды, человек должен иметь цель – классический взгляд на вопрос одежды. Основной гардероб для женщин может состоять из дамского костюма, основной одежды, случайных пяти видов одежды для занятий в кухне, основного верхнего платья, обуви и кошелек для денег. Если внимательно поразмыслить, жакет можно носить, как верхнюю одежду подобно куртке. Лучше купить одну качественную классическую вещь, чем покупать менее качественные вещи.

Итак, что является главным? Главное достояние гардероба – простота линий, традиционные стили с главным координационным цветом. Основные цвета: черный, коричневый, темно-синий, серый и бежевый. Цвет и линии жизненно – важны для общительного присутствия и авторитета. В 1970 годах Джон Молли написал классические тома «Одежда для успеха», «Одежда женщин для успеха книги». Хотя с тех пор прошло больше двух десятилетий, принципы, изложенные в этих книгах, все еще цитируются как важные для современного бизнеса в одежде. Многие принципы, хотя и не все, применимы к христианской одежде, — особенно к классическому качеству и простоте.

После того, как интенсивные исследования Молли были напечатаны – анализы цветов вошли в моду и завоевали популярность в 1980 годах. Анализы цветов могут быть использованы для помощи в различных цветах лица, выискивая, наиболее соответствующие цвета. Как найти необходимые основные цвета – необходимо сравнить с цветом семьи и исходить именно отсюда. Преимущество этого – нет необходимости иметь дюжину пар ботинок и дамских сумочек, чтобы держать их совместно в гардеробе. Ботинки в основном цвете могут помочь держать одну цветную палитру. Вы находите, что никакая обувь не соответствует вашей цветовой схеме. Если вы выглядите наилучшим образом в разительно черных тонах, тогда не покупайте вещи коричневого цвета.

После того, как вы определили основной состав гардероба, изберите координационный акцент цветов, чтобы прибавить разнообразия. Не останавливайтесь только на основных цветах. Удостоверьтесь, что все, что вы избираете, будет еще согласовываться с основанием, которое вы положите, учитывая ваши главные виды одежды и обуви, и ваш гардероб будет соответствовать друг другу. [191]

Что касается цвета и координационной основы гардероба, некоторые из этих принципов также применимы к мужчинам. Мужчины могут начать с одного или двух хорошего вида костюмов, прибавьте две белых рубахи (белые рубахи все еще являются классическими) и изберите две других полосатых или синих рубах (но только не красного или розового цвета). Прекрасного качества спортивная куртка и пара хорошо сконструированных брюк смогут дополнять друг друга в хорошем контрасте. Несмотря на цветовой анализ, туманный лондонский вид теплой полушинели бежевого цвета, оказался наилучшим видом одежды в течение многих лет. Ботинки коричневого или черного цвета должны быть хорошо полированы. Наиболее важной частью является галстук, который более чем любой другой элемент одежды определяет, как люди видят «статус, вероятность, личность и способность человека».[244]

Одежда для посещения церкви преимущественно зависит от вида деятельности, которую личность совершает в церкви. Если женщина поднимается на сцену, длина ее юбки должна бать довольно длинной, чтобы у нее не было необходимости опускать ее. Если женщина участвует в детском служении, хорошей помощью может быть нелиняющая, немнущаяся одежда.

Главное назначение одежды в церкви – не привлекать внимания к себе, но содействовать богослужению. «Всех собратьев следует учить приходить на богослужение в опрятной, чистой, скромной, но изящной одежде и избегать тех внешних украшений, которые совершенно неуместны во святилище. В церкви нельзя заниматься демонстрацией одеяний, ибо она способствует непочтительному отношению к святому месту. Внимание людей часто переключается на те или иные аксессуары одежды и, таким образом, появляются мысли, которые не должны возникать в сердцах поклоняющихся. Бог должен быть предметом размышлений и поклонения, и все, что отвлекает человека от торжественного святого служения, оскорбительно для Него».[245]

Отвлекать внимание другого поклоняющего своей одеждой может быть препятствием для богослужения. И с другой стороны, суббота является особым днем, и мы проявляем уважение к Богу ношением нашей самой наилучшей одеждой и ее надо рассматривать не как наше личное благо, но как исключительный акт поклонения.

«Многие братья и сестры нуждаются в наставлении о том, как им следует выглядеть в собрании для поклонения в субботу. Нельзя предстать перед Богом в обычной одежде, которую они носили в течение недели. Вся одежда должна соответствовать субботе и носить ее надо во время посещения служений в доме Божьем. Хотя нам не к лицу сообразоваться со светской модой, все же стоит проявлять безразличие к своему внешнему виду. Нам следует быть аккуратными и опрятными, хотя и без украшений. Дети Божьи должны быть чистыми внутри и снаружи».[246]

Десятый принцип:

Родители – христиане, избирая одежду для своих детей,

должны принимать во внимание их возраст, удобства, скромность, простоту и при этом красоту.

С немногими исключениями, принципы для детской одежды, те же самые, как и для взрослых. Необходимо избирать [192] одежду, которая будет удобна, скромной, простой, но при этом красивой. Поощряйте детей, чтобы с самого детского возраста они приучались к скромности и порядку, ибо такие привычки более трудно привить в последующие годы.

В возрасте с 13 до 19 лет в детях проявляется желание быть подобно взрослым. И это именно то время, когда очертания личности проявляются все энергичнее и энергичнее. Обычно дети носят высокие каблуки или пользуются косметикой или начинают носить модную одежду взрослых. И по мере того, как они начинают заниматься спортом, в них проявляются привычки и поведение взрослых. Вот здесь кроется проблема детского развития и моральности. «Детей необходимо воспитывать по-детски, в простоте …. Не следует форсировать рост детей, чтобы достичь преждевременной зрелости, но так долго, как только возможно сохранить здоровую, цветущую свежесть и грацию их ранних лет».[247] Невыразимо счастливо то дитя, которое может оставаться таковым и насладиться детством так долго, как только возможно.

Давид Элкинд в своем труде «Торопливое поспешное развитие детей», объясняет, каким образом одежда влияет на процесс созревания: «Три или четыре десятилетия назад prepubescent мальчики носили короткие брюки и дамские панталоны (knickers), до тех пор, пока не начинали бриться; с этого времени они начинали носить длинные брюки – истинный ритуал перехода к взрослой жизни. Девушкам до 19-него возраста не разрешалось применять косметику, носить тонкие чулки. Одежда для обоих полов была раздельной. Это признак взросления, что к этим личностям обращались различно, возможно снисходительно; следовательно, для детей было легче поступать по-детски».[248]

Сегодня индустрия моды целится прямо в детей. Даже дети дошкольного возраста имеют в миниатюре одежду взрослых. «От рабочих халатов и спецодежды до мужских рубашек и блуз, до такого уровня дизайнерской моды, что весь ряд взрослых костюмов пригодится для детей. (Наряду с этими одеждами) широкий выбор соответствующих фасонов – модели для молодежи 13-19 лет».[249]

Большая часть общества полагает, что это «привлекательно и изящно». Однако, преждевременно не согласно возрасту, носимая одежда взрослых косвенно намекает. Обремененные в юношеском возрасте тяжестями взрослой культуры дети не отступают, но созревают слишком молодыми и их поведение – не соответствует их годам.

«Когда дети одеваются подобно взрослым, их поведении более подобно взрослым, подражая их действиям. Трудно ходить подобно взрослым мужчинам в рубчатых вельветовых брюках, причиняющим неудобство и шумное звучание. Но мальчики в длинных брюках могут действовать подобно мужчинам, а девочки–подростки в тесных [193] джинсах могут ходить подобно женщинам. Сегодня очень трудно признать, что дети есть дети, а не миниатюрные взрослые, ибо дети одеваются подобно взрослым».[250]

Детям также необходимо осознать ценность денег. Дизайнеры одежды, кажется, настолько сочувственно относятся к детям, но при этом не осознают ограниченных ресурсов семьи. Им надо было бы поощрять и ценить простую, благоразумную одежду. Это поможет им стать личностями – а не жертвами давления.

«Научите детей отличать благоразумие в вопросе одежды от безрассудства и снабдите их аккуратной и простой одеждой. Как люди, готовящиеся к скорому возвращению Христа, мы должны показывать миру пример одеваться в скромную одежду, контрастирующую с обвальной модой наших дней. Обсудите это вопрос и примите мудрое решение, как вам поступить в данном случае. В затем осуществляйте ваши планы в ваших семьях. Примите решение руководствоваться более высокими принципами, чем капризы и желания ваших детей».[251]

Внутреннее украшение

Возможно, мы очень много говорим о мелочах, что находимся в опасности потерять более важное, — это внутренне украшение кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1 Петр. 3:10-8). Если в сердце совершилась реформа, это будет видно во внешнем виде. Если Христос, надежда Славы, будет в нас, мы откроем такое безмерное очарование в Нем, что душа будет возбуждена. Это поможет нам быть верными Ему, любить Его и восхищаясь Им, наше «я» будет забыто. Иисус будет возвеличен и прославлен; а «я» унижено и усмирено».[252]

Часто говорится, что наша личность более важна, чем одежда, которую носим. Но можем ли мы реально отделить эти две сущности? Отражаем ли мы — кто мы есть тем, что мы носим? Заботится ли Бог в действительности о том, что я ношу? Если Он дает нам повеления, это доказательство, что Он заботится! «Но некоторые говорят: «Поскольку одежда представляет собой такой незначительной аспект христианской жизни, почему быть требовательными? Давайте будем заниматься насущными великими вопросами спасения, а не сосредотачиваться на самом себе».

Такое мышление игнорирует интересы Бога в маленьких повелениях. Разве это было маленькое дело, когда Бог просил Адама и Еву не вкушать от этого одного дерева (там было много других деревьев, от которых можно было кушать). Когда Нееман направился к Елисею, чтобы получить исцеление, он был разгневан из-за того, что его попросили омыться в грязной местной реке. Наконец один из слуг Неемана осмелился задать ему вопрос: «Отец мой, если бы что нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? И тем более, когда он сказал тебе только: «Омойся, и будешь чист». Если бы он попросил большую сумму денег, утомительное паломничество, нечто очень трудное, — вы, несомненно, согласились бы. Но здесь он просит нечто очень легкое. [194]

Заключение

Одеваться для славы Божьей – это не такая уж трудная задача. Но с нашей стороны должна быть проявлена готовность – позволить Богу изменить нашу позицию. Необходимо проявить добровольное, старательное отношение. Для этой цели нам необходимо приобрести золото – веру, действующею любовью: «Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18). Он желает покрыть нас своей одеждой праведности, Он желает украсить нас Своим личным обаянием и красотой. Но с нашей стороны должна проявиться готовность — воспринять Его верховную, важнейшую способность трудиться.

«Апостол представляет внутренне украшение в контрасте с внешним, и указывает нам, какое из них ценит Великий Бог. Внешнее – это преходящее украшение. Но кроткий и спокойный дух – развитие прекрасного гармоничного характера имеет нетленную красоту. Это украшение никогда не прекратится. В свете Творца все, что драгоценно, привлекательно, прекрасно, и любезно, — оценивается очень высоко».[253]

Однажды Иисус откроет жемчужные врата и пригласит Своих драгоценных искупленных. Вот что Он скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Желаем ли мы последовать за Иисусом и быть послушными Ему в таком малом вопросе как одежда и украшения? Они молчаливо, но веско свидетельствуют миру, что мы живем, чтобы прославить Бога, а не себя.