Глава I. Значение внешнего вида

Встречая человека впервые, не разговаривая с ним, можете ли вы определить по внешнему виду христианин он или нет? Часто находясь в аэропортах, я ожидаю личностей, которые сопровождают меня к месту, где мне предстоит проводить семинары во время уикенда с пятницы до понедельника. В таких случаях, единственное, что я знал о личности, встречавшей меня, -он или она были христианами, принадлежавшими к церкви Адвентистов Седьмого Дня.

Выйдя из ворот и смотря на встречающих людей, я спрашиваю себя: «Кто есть ожидающий меня? Кто выглядит подобно Адвентисту? Если я увижу среди ожидающих меня человека с длинными волосами, в майке с надписью «Тяжелый рок» — несомненно, он не ожидает меня. По особым приметам я автоматически определяю так же и женщину, носящую короткое платье и драгоценности, или мужчину в рубашке на распашку с золотой цепью и волосами, ниспадающими до плеч. Определяя и исключая таковых, я обычно нахожу ожидающих меня среди одевающихся опрятно и скромно.

Вы определяете себя своей одеждой

Наш внешний вид и наша одежда говорят о нас более, кто мы, чем многие из нас осознают. Уильям Сорлби, известный консультант по одежде – советник руководящих личностей – «как одеваться, чтобы достичь успеха», говорит о людях, встречающихся впервые, что они по внешним признакам определяют десять характерных черт: [23]

1. Ваш экономический уровень

2. Ваше образование

3. Можно ли вам доверять

4. Ваше общественное положение

5. Ваш уровень изысканности

6. Ваше состояние по наследству

7. Ваш социальный статус

8. Ваш уровень воспитания

9. Ваш успех на избранном поприще

10. Ваши моральные устои, ваш характер[1]

Заметим, что наш внешний вид открывает не только наш социальный, экономический уровень, не только наше образование, но и «нашу нравственность, наш характер». Это означает, что одежда и внешний вид должны быть в центре внимания христианина, заявляющего о своей преданности библейским моральным ценностям. Сорлби пишет: «Сознательно или неосознанно, но посредством носимой нами одежды открывается наше желание – как люди должны думать о нас».[2]. Движение хиппи своей модой в одежде, показывает, что они отвергают традиционные ценности общества. Модная одежда секси выражает их желание соблазнять. Официальная мода в одежде и внешнем виде администраторов – респектабельный костюм, начищенная обувь, ухоженные волосы, — все это отражает авторитет, достоинство и надежность.

Деловой мир давно признал значение одежды и внешнего вида — в торговле, в сфере услуг и, особенно – в престиже компании. Крупные корпорации, например, авиационные, рекламируют свою деятельность всем слоям общества. Для этого они нанимают знаменитых консультантов по одежде, чтобы конструировать униформу для билетных кассиров, стюардесс и пилотов Они знают, что внешний вид их сотрудников формирует публичное мнение их клиентов о респектабельности, надежности и профессиональной компетентности их авиационной корпорации.

То, что является истинным для корпораций, не исключение и для отдельных личностей. Джон Т. Молли, названный в журнале «Тайм» «первым конструктором-модельером американского гардероба», в течение 17 лет собирал информацию о степени влияния одежды на людей, с которыми мы встречаемся или работаем. [24] В своем бестселлере «Одевайтесь ради успеха» Молли говорит о своем раннем открытии, насколько важны одежда и внешний вид, чтобы все признали и доверяли. Он нашел, что хорошо одетые люди пользуются преимуществом в большинстве общественных и деловых кругов. [3].

Молли также стал инициатором эксперимента о влиянии униформы в большой корпорации – в двух направлениях: сотрудники одного отдела носили форменную одежду, а в другом — нет. Через год секретари и работники отдела, где носили форму, превзошли все свои прежние достижения по всем показаниям, проводя на рабочем месте больше времени и сократив опоздания на 15 %.

Интересно проследить, как внешний вид влияет не только на встречающихся с нами, но и на нас самих. В труде Уильяма Сорлби «Вы определяете себя своей одеждой» имеется глава: «Вы можете стать тем, образец одежды которого вы носите». Конечно, никто не может стать пилотом, лишь надев его форму, но небрежно одетый пилот может вызвать подозрение и недоверие в глазах пассажиров, входящих в самолет. Это означает, что если наш вид выглядит успешным и профессиональным, мы сможем контролировать впечатления, производимые нами на людей. В свою очередь, положительные реакции побудят нас самих изменяться согласно ожиданиям людей, — согласно высказыванию Сорлби: «Вы можете стать тем, образец одежды которого вы носите». Если мы выглядим компетентным и профессиональным, это побудит нас действовать соответствующим образом.

2. Значение для христианской жизни

Интенсивные недавние исследования – как отражается наш внешний вид на людей и как в свою очередь это влияет на нас и организацию, которую мы представляем, — при положительном внешнем виде – он производит благоприятное впечатление, и имеет важное значение для христианской жизни. В конце концов, как христиане, мы также являемся теми же «деловыми людьми – коммерсантами». Различие лишь в том, что мы предлагаем. Обязанность христианина — предлагать не свое мастерство или продукты обществу, в котором мы трудимся, но главным образом представлять нашу веру и любовь ко Христу. Мы призваны открыть характер Христа в нашей жизни таким образом, чтобы [25] и другие были привлечены к Нему и приняли Его как личного Спасителя.

Если, согласно последних исследований, — одежда и внешний вид оказывают наиболее сильное, молчаливое влияние не только на наше социальное и экономическое состояние, но также и на наши моральные ценности, — в таком случае, христиане должны спросить себя: «Как мы своим внешним видом сможем наилучшим образом представить другим наши моральные ценности? Каким принципам в одежде и украшениях мы должны последовать с полной гарантией, что наш внешний вид сможет убедительно и безмолвно свидетельствовать о наших отношениях со Христом».

Чтобы найти ответ на эти вопросы, я много времени провел в библиотеках, в поисках книг и статей о христианской одежде и украшениях. И все же я был разочарован, найдя так мало материала на эту тему! Больше всего исследований проводилось в XVIII и XIX столетиях, такими выдающимися евангелистскими лидерами, как Джон Уэсли, Ричард Бакстер, Фиби Палмер, и Чарльз Финней. Прежде, чем прекратить свои поиски, я позвонил нескольким ведущим издателям христианской литературы и спросил их: Знакомы ли они с какими – либо публикациями, новыми исследованиями о христианской одежде и украшениях, которые еще не попадали в библиотеки? В результате — снова разочарование.

Редко появляющиеся материалы в недавней литературе, и в такой же мере в учении и проповедях о христианской одежде и украшениях, показывает, что ритм темы уже более не обозревается как важные показатели христианского характера. Многие искренне верят, что сущность христианства не заключается во внешних формах. Они полагают, что имеют право одеваться и украшать свои тела как им угодно, ибо это, по их мнению, не имеет никакого отношения к их духовности. Стало необычным даже в церкви видеть людей, одетых немодно или скромно.

Ослабление христианских норм, касающихся одежды и украшений можно объяснить постепенным отходом в течение прошлого столетия от теистических – божественных взглядов, согласно которым Бог считался абсолютным авторитетом, сотворившим все, в том числе и нас, и перед Которым мы ответственны; от теистического взгляда человечество отошло в материалистическое восприятие мира, согласно которого, материя является последней субстанцией, из которой произошло все и перед которой мы не несем никакой моральной ответственности. [26]

Такое изменение воспроизвело мирские, гуманистические, гедонистические ценности, преобладающие в нашем обществе сегодня. Критерием отличия справедливости или неверности уже не является божественное откровение, но человеческие чувства удовольствия. Если ношение экстравагантной одежды и украшений вызывает у вас добрые чувства и приносит вам удовлетворение, — тогда, по мнению людей, у вас все правильно. К сожалению, это гедонистическое мышление (направление в этике, утверждающее наслаждения и удовлетворения, как высшую цель и основной мотив человеческого поведения[4] – повлияло на многих искренних христиан. Чтобы противопоставить этому извращенному мышлению, христиане весьма нуждаются понимать и принимать принципы, касающиеся одежды и украшения, открытые в Слове Божьем. Осознание этой неотложной необходимости побудило меня предпринять предстоящее исследование.

1. Заключение

Одежда и внешний вид являются наиболее сильными безмолвными свидетельствами не только нашего социального и экономического положения, но так же и наших нравственных ценностей. Мы являемся теми, какой является наша одежда. Это означает, что наш внешний вид – безмолвное, видимое свидетельство наших христианских ценностей. Как христиане, мы не имеем права говорить: «Это мое дело, как я выгляжу!» — ибо как мы выглядим, должно отражать Господа Иисуса. Мой дом, моя машина, мой личный внешний вид, то, как я использую время и деньги, — все это отражает состояние – как Христос изменил мою внутреннюю жизнь. Входя в нашу жизнь, Христос не покрывает наши пороки косметикой. Он очищает нас целиком, действуя изнутри. Это внутреннее обновление отражается в нашем внешнем виде.